Родился
13 декабря 1923 года
в
Москве.
Его отец - Иван
Осипович Григолюк (1893-1943)
был
Профессором Московского института стали,
а мать -
Мария Тимофеевна Григолюк
(Шпак)
(1900-1991)
преподавала иностранные языки
в столичных вузах.
В 1944 году
Э.И. Григолюк
окончил самолетостроительный факультет
Московского авиационного института и
аспирантуру, защитив в
1947 году на
моторостроительном факультете МАИ кандидатскую
диссертацию на
тему "Расчет конических дисков переменной и
постоянной толщины: теория и приложения",
выполненную применительно
к реальной газовой турбине
одного из Особых конструкторских бюро.
Затем Эдуард Иванович
поступил на работу в ОКБ
М.М. Бондарюка
(ОКБ-3 НИИ-1,
с 1950 года
- ОКБ-670 Министерства авиационной
промышленности СССР
и с
1957 года -
МКБ "Красная Звезда"),
в процессе которой
он
подготовил
докторскую диссертацию на тему
"Расчет тонкостенных оболочек ракетных двигателей",
применительно к двигателям
В.П. Глушко
и
М.М. Бондарюка,
и защитил ее
в 1951 году в
Институте механики Академии наук СССР.
В 1953 году
Эдуард Иванович
перешел на основную работу
в Институт механики,
продолжая тесное сотрудничество
с ОКБ
М.М. Бондарюка
вплоть до кончины последнего
в 1969 году
и осуществляя там научное руководство
в области расчетов
на прочность.
В связи с созданием
Сибирского отделения АН СССР
Эдуард Иванович
переехал в Новосибирск,
поступив на работу
в Институт гидродинамики Сибирского
отделения
Академии Наук СССР к
Академику Ю.Н. Работнову
, и в 1958 году
был избран
членом-корреспондентом АН СССР.
С 1958 года
Э.И. Григолюк
- заведующий лабораторией динамической
прочности
Института гидродинамики, где
под его руководством
начаты работы по исследованию динамической
прочности машин, в частности,
изучается явление срывного флаттера,
вызывающего колебания лопаток турбин
компрессоров.
В
1959 году
ему
было присвоено ученое
звание Профессора.
Одновременно он сотрудничал
с Новосибирским СибНИА
(с 1959-го по
1964 год).
В 1965 году
Э.И. Григолюк
вернулся в Москву,
став Профессором Московского авиационного
института, а затем, с
1977 года возглавил
Кафедру прикладной и вычислительной математики
в Московском автомеханическом институте.
Одновременно (с
1966 года) Э.И.
Григолюк работал в
Институте механики
Московского университета
имени М.В. Ломоносова.
Много внимания уделял
Эдуард Иванович
преподаванию -
в Московском авиационном институте
(с 1944-го по
1947 год,
с 1965-го по 1977 год),
Московском высшем техническом училище имени Н.Э.
Баумана (с
1946-го по 1950
год),
Академии промышленности вооружения
Министерства вооружения СССР (с
1948-го по 1951
год),
Московском заочном политехническом институте
(с 1953-го по
1955 год),
Московском университете имени
М.В. Ломоносова (с
1954-го по
1957 год),
Московском автомеханическом институте
(с 1977 года).
Вся научная и инженерная деятельность
Эдуарда Ивановича Григолюка
связана с решением прочностных проблем
военно-промышленного комплекса.
Он
развил методы расчета прямоточных
воздушно-реактивных двигателей и
ядерных энергетических космических установок.
Сотрудничал со многими конструкторскими бюро,
в том числе с
возглавляемыми
С.П. Королёвым,
В.П. Глушко,
В.Н. Челомеем,
Н.Д. Кузнецовым,
С.А. Лавочкиным
и И.П. Братухиным.
Специально для
расчета на
прочность двигателей
В.П. Глушко
им была развита теория биметаллических оболочек,
он участвовал в
разработке сверхзвуковых прямоточных
воздушно-реактивных двигателей для
межконтинентальных крылатых ракет-носителей
"Буря" и
"Буран".
Э.И. Григолюк
решил проблему устойчивости цилиндрической оболочки,
нагруженной инерционными силами,
перпендикулярными оси оболочки.
Им была
построена новая модель оболочки
с жестким продольным набором,
позволяющая получать точное решение.
Он
предложил ряд новых постановок
и методов исследования инженерных задач,
в том числе и
для корпусов различных конструкций.
Создал общую теорию прочности
и устойчивости биметаллических,
слоистых и
неоднородных тонкостенных конструкций;
в частности, ввел гипотезу
о ломаной линии в
теории
неоднородных конструкций.
Разработал
теорию устойчивости оболочек при упругопластических
деформациях и
в условиях ползучести.
Изучил напряженно-деформированное состояние
перфорированных пластин и
оболочек,
взаимодействие слабых ударных волн
с тонкостенными конструкциями
в воде и в
воздухе, колебания
тонкостенных оболочек вращения,
содержащих жидкость,
контактное взаимодействие пластин
и оболочек летательных аппаратов,
проблемы оптимизации
нагрева оболочек.
Построил теорию нелинейного деформирования
многослойных армированных конструкций,
в том числе дал приложение теории
к расчету пневматических шин.
Выдвинул проблему создания норм прочности
автомобилей и
способствовал их
созданию.
Исследовал нелинейные колебания стержней,
пластин и оболочек, в том числе в
газе и
жидкости,
впервые решил задачу о
несимметричном прощёлкивании сферы.
Построил простейшую одномерную модель
для изучения несимметричного прощёлкивания
тонких упругих оболочек.
Участвовал в
проектировании и
изготовлении испытательных машин
для установления диаграммы растяжения образца
при ядерном излучении
и при обтекании образца нагретым
жидкометаллическим теплоносителем.
Им
опубликованы более тридцати монографий
по упомянутым выше проблемам.
Э.И. Григолюк
известен также своими работами
по истории отечественной механики,
посвященными главным образом
И.Г. Бубнову и
С.П. Тимошенко,
последовательным пропагандистом творчества
которых он всегда был.
С последним он был лично знаком
и издал три тематических сборника его трудов
(в 1971-1975 годах),
сопроводив их обстоятельными обзорами
и комментариями.
С.П. Тимошенко
высоко ценил эту деятельность
Эдуарда Ивановича.
С 1954 года -
он
заместитель, а с
1960 года -
Председатель Комиссии
по прочности двигателей АН СССР (РАН),
с 1980 года -
Председатель секции "Динамика и прочность автомобильных конструкций"
АН СССР (РАН).
Им
была создана
крупная школа в
области общей и прикладной механики тонкостенных
конструкций и
подготовлено свыше 30-ти докторов и
80-ти кандидатов наук.
На протяжении многих лет
Э.И. Григолюк
принимал активное участие
в редакционно-издательской работе.
Под его редакцией
были выпущены переводы
с английского
и немецкого языков
48 книг, охватывающих
многие разделы механики.
В 1978-1981 годах
-
он принимал участие в издании энциклопедического
справочника
"Вибрации в технике"
-
в качестве заместителя
Главного редактора
и заместителя Председателя редсовета.
С 1952-го по
1980 год он
вёл большую работу
как
референт
и
редактор
в
Реферативном журнале ВИНИТИ
"Механика",
С
1965-го по
1989 год являлся
ответственным секретарем редколлегии журнала
"Механика твердого тела",
С
1960-го
по 1965 год
был
членом редколлегии журналов
"Прикладная механика и техническая физика",
а с
1996-го по
2005 год
-
журнала "Проблемы машиностроения и
надежности машин".
Э.И. Григолюк
-
член Международной Академии Астронавтики (с
1969 года),
Российской академии транспорта (с
1992 года),
Нью-Йоркской Академии наук (с
1995 года).
Награды:
Эдуард Иванович Григолюк
-
Лауреат Государственной премии
Украинской ССР (1975),
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
(1996).
Он был
награжден орденами "Знак Почета"
(1975) и
"Дружба Народов" (1986),
именными и
памятными медалями
имени С.П. Королева,
В.Н. Челомея,
М.М. Бондарюка,
П.Л. Капицы,
Петра I,
300-летия Российского флота,
40-летия космической эры,
дипломом имени В.Н. Челомея.
Удостоен
медали Академии Наук СССР
и
медали Сибирского Отделения АН СССР
в связи с 250-летием со дня образования
Академии.
|