-
 


Член-корреспондент Академии Наук СССР
(Российской Академии Наук);
член Международной Академии Астронавтики:
Доктор технических наук, Профессор
Московского авиационного института
имени Серго Орджоникидзе;
Заведующий Кафедрой прикладной и
вычислительной математики
Московском автомеханическом институте;
Сотрудник Института механики Московского
университета имени М.В. Ломоносова;

 
 

учёный в области механики деформируемого
твёрдого тела и её инженерных приложений

 
-
-
     
 


Родился 13 декабря 1923 года в Москве.
Его отец - Иван Осипович Григолюк (1893-1943) был
Профессором Московского института стали, а мать -
Мария Тимофеевна Григолюк (Шпак) (1900-1991)
преподавала
иностранные языки в столичных вузах.


В
1944 году Э.И. Григолюк окончил самолетостроительный факультет
Московского авиационного института
и аспирантуру, защитив в 1947 году на моторостроительном факультете МАИ кандидатскую диссертацию на
тему
"Расчет конических дисков переменной и постоянной толщины: теория и приложения", выполненную применительно к реальной газовой турбине
одного из О
собых конструкторских бюро.

Затем
Эдуард Иванович поступил на работу в ОКБ
М.М. Бондарюка (ОКБ-3 НИИ-1,
с 1950 года - ОКБ-670 Министерства авиационной промышленности СССР
и
с 1957 года - МКБ "Красная Звезда"), в процессе которой он подготовил
докторскую диссертацию
на тему "Расчет тонкостенных оболочек ракетных двигателей", применительно к двигателям
В.П. Глушко и М.М. Бондарюка,
и
защитил ее в 1951 году в Институте механики Академии наук СССР.

В
1953 году Эдуард Иванович перешел на основную работу в Институт механики, продолжая тесное сотрудничество с ОКБ
М.М. Бондарюка вплоть до кончины последнего
в 1969 году и осуществляя там научное руководство в области расчетов на прочность.

В связи с
созданием Сибирского отделения АН СССР Эдуард Иванович переехал в Новосибирск, поступив на работу в Институт гидродинамики Сибирского отделения
Академии Наук СССР
к Академику Ю.Н. Работнову , и в 1958 году был избран
членом-корреспондентом АН СССР.

С
1958 года Э.И. Григолюк  - заведующий лабораторией динамической прочности
Института гидродинамики
, где под его руководством начаты работы по исследованию динамической прочности машин, в частности, изучается явление срывного флаттера, вызывающего колебания лопаток турбин компрессоров.


Эдуард Иванович Григорлюк. 1980-е годыВ 1959 году ему было присвоено ученое звание Профессора.
Одновременно
он сотрудничал с Новосибирским СибНИА1959-го по 1964 год).
В
1965 году Э.И. Григолюк вернулся в Москву, став Профессором Московского авиационного института, а затем, с 1977 года возглавил Кафедру прикладной и вычислительной математики в Московском автомеханическом институте.
Одновременно (с 1966 года) Э.И. Григолюк работал в
Институте механики Московского университета
имени М.В. Ломоносова
.

Много внимания уделял Эдуард Иванович преподаванию -
в
Московском авиационном институте1944-го по 1947 год,
с 1965-го по 1977 год), Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана 1946-го по 1950 год),
Академии промышленности вооружения Министерства вооружения СССР 1948-го по 1951 год), Московском заочном политехническом институте 1953-го по 1955 год), Московском университете имени
М.В. Ломоносова
1954-го по 1957 год), Московском автомеханическом институте
1977 года).

Вся научная и инженерная деятельность Эдуарда Ивановича Григолюка
связана с
решением прочностных проблем военно-промышленного комплекса.
Он развил методы расчета прямоточных воздушно-реактивных двигателей и
ядерных энергетических космических установок.

Сотрудничал со
многими конструкторскими бюро, в том числе с возглавляемыми
С.П. Королёвым, В.П. Глушко, В.Н. Челомеем, Н.Д. Кузнецовым, С.А. Лавочкиным
и
И.П. Братухиным.
Специально для расчета на прочность двигателей
В.П. Глушко им была развита теория биметаллических оболочек, он участвовал в разработке сверхзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей для межконтинентальных крылатых ракет-носителей "Буря" и "Буран".

Э.И. Григолюк решил проблему устойчивости цилиндрической оболочки,
нагруженной инерционными силами, перпендикулярными оси оболочки.

Им была построена новая модель оболочки с жестким продольным набором,
позволяющая получать точное решение.
Он предложил ряд новых постановок и методов исследования инженерных задач,
в
том числе и для корпусов различных конструкций.

Создал
общую теорию прочности и устойчивости биметаллических, слоистых и неоднородных тонкостенных конструкций; в частности, ввел гипотезу о ломаной линии в теории
неоднородных конструкций
.

Разработал теорию устойчивости оболочек при упругопластических деформациях и
в
условиях ползучести.

Изучил
напряженно-деформированное состояние перфорированных пластин и оболочек, взаимодействие слабых ударных волн с тонкостенными конструкциями в воде и в воздухе, колебания тонкостенных оболочек вращения, содержащих жидкость, контактное взаимодействие пластин и оболочек летательных аппаратов, проблемы оптимизации
нагрева оболочек
.

Построил
теорию нелинейного деформирования многослойных армированных конструкций,
в том числе
дал приложение теории к расчету пневматических шин.
Выдвинул проблему создания норм прочности автомобилей и способствовал их созданию.

Исследовал нелинейные колебания стержней, пластин и оболочек, в том числе в газе и жидкости, впервые решил задачу о несимметричном прощёлкивании сферы.

Построил простейшую одномерную модель для изучения несимметричного прощёлкивания тонких упругих оболочек.
Участвовал в проектировании и изготовлении испытательных машин для установления диаграммы растяжения образца при ядерном излучении и при обтекании образца нагретым жидкометаллическим теплоносителем.
Им опубликованы более тридцати монографий по упомянутым выше проблемам.

Э.И. Григолюк известен также своими работами по истории отечественной механики, посвященными главным образом И.Г. Бубнову и С.П. Тимошенко, последовательным пропагандистом творчества которых он всегда был.
С
последним он был лично знаком и издал три тематических сборника его трудов
1971-1975 годах), сопроводив их обстоятельными обзорами и комментариями.
С.П. Тимошенко высоко ценил эту деятельность Эдуарда Ивановича.

С
1954 года - он заместитель, а с 1960 года - Председатель Комиссии
по прочности двигателей АН СССР
(РАН),
с
1980 года - Председатель секции "Динамика и прочность автомобильных конструкций" АН СССР (РАН).
Им была создана крупная школа в области общей и прикладной механики тонкостенных конструкций и подготовлено свыше 30-ти докторов и 80-ти кандидатов наук.

На протяжении многих лет Э.И. Григолюк принимал активное участие в редакционно-издательской работе. Под его редакцией были выпущены переводы с английского и немецкого языков 48 книг, охватывающих многие разделы механики.

В
1978-1981 годах - он принимал участие в издании энциклопедического
справочника
"Вибрации в технике" - в качестве заместителя
Главного редактора
и заместителя Председателя редсовета.

С
1952-го по 1980 год он вёл большую работу как референт и редактор в Реферативном журнале ВИНИТИ "Механика",
С
1965-го по 1989 год являлся ответственным секретарем редколлегии журнала
"Механика твердого тела"
,
С
1960-го по 1965 год был членом редколлегии журналов "Прикладная механика и техническая физика",
а с
1996-го по 2005 год - журнала "Проблемы машиностроения и надежности машин".

Э.И. Григолюк - член Международной Академии Астронавтики1969 года),
Российской академии транспорта1992 года),
Нью-Йоркской Академии наук1995 года).

Награды:
Эдуард Иванович Григолюк - Лауреат Государственной премии
Украинской ССР
(1975), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996).

Он был награжден орденами "Знак Почета" (1975) и "Дружба Народов" (1986),
именными и памятными медалями имени С.П. Королева, В.Н. Челомея, М.М. Бондарюка, П.Л. Капицы, Петра I, 300-летия Российского флота, 40-летия космической эры, дипломом имени В.Н. Челомея.

Удостоен
медали Академии Наук СССР и медали Сибирского Отделения АН СССР
в связи с 250-летием со дня образования Академии.
 

 
-
 


Видный учёный-механик, деятель науки и техники
Эдуард Иванович Григолюк скончался 29 апреля 2005 года.


Урна с его прахом захоронена в колумбарии № 14
Донского кладбища
, в Москве
, рядом с прахом родителей.

(увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище (колумбарий № 14), место захоронеия урны с прахом Э.И. Григолюка (февраль 2011 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)
 

 
-
 


при Создании страницы использованы материалы сайта:

Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"