Родился 24 октября 1908 года
в
Санкт-Петербурге в
семье
Михаила Михайловича Исаева
-
приват-доцента юриспруденции.
Образование
Алексей Михайлович
получил в школе-интернате,
организованной
его отцом,
в которой преподавали известные педагоги
-
физик
Г.И. Фалеев,
математик
А.Н. Колмогоров,
писательница В.Е. Беклемишева.
Встреча с
такими педагогами стала
своеобразной жизненной удачей.
И ею Алексей
Михайлович
воспользовался полностью -
он
получил фундаментальные знания
по математике
и физике,
что совершенно необходимо будущему инженеру,
развил в
себе трудолюбие,
любознательность,
целеустремленность,
умение выделять главное
из череды явлений.
После окончания школы
в 1925 году по
настоянию отца
Алексей Исаев
поступил
в Горную академию.
За год до
окончания Академии
А.М. Исаев
едет на
строительство Магнитки.
Поездка
была
предпринята не случайно,
а под воздействием впечатлений
от горной практики
на одной из
шахт Донбасса.
Тридцатые годы прошлого века
- время,
создания промышленности в
СССР.
Одним из
гигантов был
Магнитогорский металлургический комбинат.
А.М. Исаев
написал письмо на
Магнитострой, в
котором
он предлагал свои
услуги,
и получил согласие
на работу.
Жизнь сделала
крутой поворот.
Несмотря на
небывалые трудности и
лишения,
он почувствовал себя счастливым
в этом своем новом деле
и с азартом взялся
за его освоение.
В конце 1931 года
А.М. Исаев
защитил
дипломный проект в
Московской
Академии,
преобразованной в
Горный институт,
после чего
возвратился на
Магнитострой.
Следующий период жизни
Алексея Михайловича
может быть
охарактеризован
как период поиска
своего дела и, в
широком плане,
смысла жизни.
Он искал,
работал все эти годы,
"как потный чёрт", -
его типичное выражение.
Да и
главные объекты его исканий,
если вглядеться,
уже существовали,
это были
Магнитка, Запорожсталь,
Днепрострой,
Гипрооргстрой и
заводы Нижнего Тагила.
Подобно многим советским юношам,
воспитанным на
примере первопроходцев,
он мечтал о
работе в
Арктике.
А немного позднее его увлекла авиация,
ведь душа
А.М. Исаева
тянулась к
трудному,
интересному делу, туда, где
решались
главные задачи,
поставленные временем и
страной.
В конце января 1934 года Исаев, будучи уже
Начальником отдела организации
работ Тагильского металлургического завода,
написал отцу:
"Я прихожу к
выводу, что мне на стройке работать нельзя, и, если можно,
то только на
хорошо организованной.
Я очень быстро заболеваю психозом особого рода.
Здесь
я уже им заболел.
Психоз заключается в том, что мне кажется, будто я
ответственен за всё и все
лежит на мне, все вопросы должен разрешить я.
И
вот голова лопается от всего этого количества неразрешенных или неправильно
разрешенных вопросов, которые, собственно, меня не должны касаться."
|
Достигнув определенного положения,
А.М. Исаев не захотел
оставаться на
спокойном месте.
Как он вспоминал:
"Опять чувствую: не моё, не то".
Тридцатые годы минувшего века -
период массового увлечения авиацией.
О строительстве самолётов,
о дальних и
удивительных авиаперелётах,
о
необычайной профессии лётчиков,
об авиастроителях писали газеты и
сообщало
радио.
Увлекла авиация и
А.М. Исаева.
Алексей Михайлович
принял окончательное решение стать
авиаконструктором
и проявил решительность,
настойчивость и
упорство для достижения поставленной цели.
А.М. Исаев написал
заявление непосредственно Директору авиационного завода
№22
(ныне
- ракетно-космический завод РКЗ ГКНПЦ имени М.В. Хруничева):
"Уважаемый тов. директор!
Обстоятельства вынуждают меня обратиться
непосредственно к Вам с просьбой
дать мне возможность работать по
самолётостроению ….
Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру,
которой я обеспечен. Сейчас я совершенно свободен и могу приступить к работе
немедленно.
Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите
секретаря известить
меня об этом по адресу:
Москва, 21. Б. Пироговская, 3,
кв. 1, А.М. Исаеву. 19/VIII.34".
|
Ольга Александровна Миткевич -
это
она оказалась
"уважаемым тов. Директором"
- рискнула, и
за это ей низкий поклон от всех нас.
Исаеву понравился завод,
понравилось место,
где он располагался,
понравилась дисциплина, но
самое
главное заключалось в твёрдом убеждении,
выраженном им в короткой фразе:
"Специальность найдена".
С этого времени начался взлёт
Алексея Михайловича
Исаева как авиационного инженера,
конструктора,
волею судьбы,
обстоятельств
и личных качеств превратившегося
в конструктора ракетной и космической
техники.
Этот путь он прошел сам и
"сделал себя" также сам.
А.М. Исаев
рассказывал:
"В авиации мне, считайте, повезло: заставили крепко
работать …
А мы в потёмках шли и набивали здоровенные шишки.
Ни специальной
литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента.
Каменный век реактивной
авиации".
|
Теперь все знают, что
машина, о
которой упомянул А.М.
Исаев - это
знаменитый БИ-1.
Первый советский самолёт с ракетным двигателем
был построен в
самые трудные
начальные месяцы войны,
и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель
Григорий Бахчиванджи
поднял его в
небо с
аэродрома Кольцово в
посёлке Билимбай под
Свердловском, куда в
1941 году было
эвакуировано
конструкторское бюро
под руководством
В.Ф. Болховитинова.
В проектировании самолёта
с ракетным двигателем
также активно принимали участие
Видные в
будущем создатели ракетной и авиационной техники
Александр Яковлевич Березняк,
Арвид Владимирович Палло
и
Леонид Степанович Душкин.
Самолёт БИ-1 вошёл в историю, и
совершенно неожиданно вновь
круто изменил
профессию А.М.
Исаева.
Проект, начатый
двумя
инженерами-мечтателями,
стал общим делом
большого КБ, во
Главе которого
стоял выдающийся авиаконструктор
Болховитинова Виктора Фёдоровича.
Узким местом оказался двигатель,
"горшок", как
его тогда называли,
маленький
ЖРД. Двигатель
плохо запускался,
горел,
взрывался.
В.Ф. Болховитинов
поручил А.М. Исаеву
заняться двигателем,
как он выразился
"уж без кустарщины, всерьез и надолго".
4 февраля 1943 году
в КБ создано
небольшое по
численности подразделение
с задачей доводки ЖРД.
Исаева
назначили руководителем этого подразделения.
После возвращения
из эвакуации в
подмосковные Химки в мае 1943 года приказом
В.Ф. Болховитинова от
21 июня 1943 года в
структуре завода был
создан
отдел
двигателей,
Начальником
которого
был назначен
А.М. Исаев.
Именно на этом,
совершенно новом для себя поприще - в
конструировании,
изготовлении,
испытаниях,
совершенствовании,
развитии жидкостных ракетных двигателей и
двигательных установок
А.М. Исаев, наконец,
нашёл себя.
Окончательно
определилось главное,
заветное дело всей жизни.
Кончились мучительные,
длительные поиски своего призвания.
В работе над
этим главным делом
раскрылись
его интеллектуальные и
творческие силы,
организаторские и
мобилизующие способности.
С подразделения, образованного
21 июня 1943 года на
авиационном заводе № 293
(руководитель
В.Ф. Болховитинов),
выросшего впоследствии в
коллектив,
главным предназначением которого
стало создание ЖРД,
ведёт свое начало
современное Конструкторское бюро химического машиностроения.
18 февраля 1944 года, в соответствии с
Постановлением
Государственного комитета обороны,
завод № 293 вошёл
в качестве филиала в
состав НИИ-1 Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР.
В период с
3 июля по
8 сентября 1945 года
находился в Германии
для изучения немецкой ракетной техники
в составе межведомственной комиссии особого
назначения,
в
которую вошли
С.П. Королёв,
Л.А. Воскресенский,
В.П. Мишин,
Б.Е. Черток,
Н.А. Пилюгин,
А.М. Исаев,
В.И. Кузнецов,
М.С. Рязанский,
В.П. Глушко и
др.
В июне 1946 года филиал № 1
ликвидировали, а
подразделение А.М. Исаева
перевели в
НИИ-1.
В мае 1948 года
подразделение
А.М. Исаева было
переведено в
НИИ-88
и стало называться
отделом № 9 ОКБ.
Но ещё до
перевода было разрешено организовать
производственную
экспериментальную базу Исаева на территории НИИ-88.
Первым подразделением
будущего КБ
Исаева,
созданным в
НИИ-88,
оказался цех № 105.
Затем началось
сооружение стенда отдела № 9.
Одновременно создавалась
испытательная станция отдела № 8,
строительство
которой было завершено
в 1949 году.
В июне 1950 года в
результате реорганизации НИИ-88 отдел № 8
СКБ прекратил
своё существование;
работники и
имущество последнего
были переданы
отделу № 9,
в котором тогда работало
500 человек.
В этот период ОКБ
Исаева
отработало двигатель У-2000 для
ракеты класса
"земля-воздух" и
двигатель У-400-2
для крылатой ракеты класса "воздух-море".
При разработке двигателя
тягой 8 тс
для ракеты "205"
С.А. Лавочкина
разработчики
столкнулись необъяснимыми тогда явлениями:
ЖРД взрывался
на стенде
на первых секундах работы.
Гораздо позже выяснилось,
что виной тому
— высокочастотные колебания.
А пока Исаев
предложил двигатель-связку
из четырех камер тягой по 2 тс.
В дальнейшем, в
первой половине 1950-х годов,
проблему восьмитонника
удалось
решить установкой антипульсионных перегородок.
В дальнейшем такой метод подавления
пульсаций широко применялся в
практике двигателестроения.
В
1950-1952 годах под
руководством
А.М.
Исаева
впервые
в СССР
были созданы
газогенераторы,
работавшие
на
двухкомпонентном ракетном топливе
с
большим избытком горючего или окислителя.
Газогенераторы
такого типа
нашли
применение в
вытеснительных системах подачи
топлива (жидкостном
аккумуляторе давления),
для привода турбин
ТНА
и
наддува
топливных баков, а
также
в РД
замкнутых схем,
предложенных
Исаевым.
В марте 1952 года ввиду
возникших трудностей в
создании ЖРД тягой 8 тс в
НИИ-88
создали для
дублирования работ
два ОКБ по
ЖРД:
ОКБ-2 на базе
отдела № 9
(главный конструктор
А.М. Исаев)
и ОКБ-3
(главный конструктор
Д.Д. Севрук).
Успехи Исаева
вызвали заинтересованность
С.П. Королёва, который
применяет восьмитонный двигатель
Исаева на
высококипящих компонентах
в своей ракете
малой дальности Р-11 и
её флотской модификации Р-11ФМ.
Это положило
основу дальнейшего использования ЖРД
КБ Исаева на
флотских ракетах, даже
после передачи этой тематики
от
Королёва в
СКБ-385
В.П. Макеева.
В 1952-1958 годах
работы ОКБ-2 по
созданию ЖРД продвигались успешно,
необходимость в
дублировании работ по
созданию ЖРД
отпала,
и в декабре 1958 года по
приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2
и ОКБ-3
были объединены
в одно подразделение
во главе с
A.M. Исаевым.
Оно сохранило наименование ОКБ-2.
Численность работающих составляла
около 2500 человек.
16 января 1959 года
ОКБ-2 было
выделено из
состава НИИ-88 в
самостоятельную организацию.
C 1954 года
разрабатываются
новые ЖРД
с ТНА для
второй ступени ракет ЗРК С-75 и
четырехкамерный ЖРД
для ускорителей межконтинентальной крылатой
ракеты "Буря".
17 июня 1961 года
за образцовое выполнение правительственных заданий
предприятие было
награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В 1967 году
ОКБ-2
получило наименование "Конструкторское бюро
химического машиностроения".
В 1968 году было
завершено
строительство производственно-лабораторного
корпуса
и корпуса № 301 филиала КБХМ
(испытательная станция в поселке
Фаустово,
Московской области),
а в марте 1971 года -
инженерного корпуса (КБ).
Огромный вклад
А.М. Исаева и
его ОКБ в
развитие ракетного двигателестроения
сегодня видится особенно отчётливо.
Большой объём работ,
сложность и
новизна технических проблем,
напряженные темпы создания ракетной техники
требовали от
коллектива ОКБ
слаженной,
напряженной работы,
высокой творческой отдачи.
Алексей Михайлович
очень много сил и
энергии отдавал созданию
и
сплочению коллектива КБ.
Ему
удалось создать особый "исаевский" стиль творческих
взаимоотношений,
основанный на доверии,
порождающий огромный энтузиазм,
творческую инициативу,
изобретательность
и ответственность.
"В наше время роль главного конструктора
заключается в том, чтобы не мешать работать другим", -
шутил Алексей
Михайлович.
На самом деле неоспоримое
превосходство
его конструкторского таланта
признают все исаевцы.
Как обычно
всё происходило?
Собирал Алексей
Михайлович своих сподвижников
у себя в
кабинете и
говорил:
"Есть идея. Не идея даже, а так - сон в
летнюю ночь. Отдаю её вам на освистание".
Выкладывал идею,
возникали первые вопросы,
сомнения.
Потом начиналось "освистывание":
шум,
крики -
каждый отстаивал свою точку зрения.
А он сидел где-нибудь на подоконнике,
а чаще,
оседлав верхом стул,
слушал,
встревал,
"подливал масла в огонь". И
часто в
конце говорил:
"Рискнем, Бога нет!"
- ещё одна его характерная поговорка.
Под
руководством
А.М. Исаева
при взаимодействии с ОКБ-1
созданы жидкостные
реактивные двигатели
и
двигательные установки
для космических кораблей "Восток",
"Восход" и
"Союз",
космических аппаратов
серий "Луна", "Марс", "Венера", "Зонд",
"Молния", "Полет", "Космос",
орбитальных станций "Салют"
и
др.
А.М. Исаевым и
его школой осуществлены следующие наиболее
значимые научно-технические достижения и
разработки:
=
создание плоских головок камер сгорания с шахматным
расположением однокомпонентных форсунок;
=
применение завесного
охлаждения огневой стенки камеры сгорания
с помощью специального периферийного ряда форсунок;
=
создание камер сгорания со связанными оболочками;
=
применение антипульсационных перегородок ("креста") для
устранения высокочастотных колебаний;
=
разработка принципов и реализация конструкции цельносварного
неразборного ЖРД;
=
создание ЖРД, запускаемого под водой;
=
разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ампулизация);
=
разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД,
"утопленных" в компонентах топлива;
=
разработка химического жидкотопливного аккумулятора
давления для вытеснения топлива из ракетных баков;
=
внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных
центробежных форсунок;
=
разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных
двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций,
работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве
как на околоземной орбите, так и на межпланетных орбитах космических
аппаратов;
=
разработка и создание небольших (тягой до 600 кгс) камер
сгорания с абляционным охлаждением;
=
разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологических
испытаний ЖРД без переборки;
=
создание первого отечественного космического ракетного двигателя
на жидких кислороде и водороде;
=
разработка и внедрение в ЖРД возможности останова после
израсходования одного из компонентов топлива;
=
разработка и использование в составе двигательных установок
космических аппаратов ЖРД с камерами из тугоплавких металлов;
=
разработка и практическое применение двигательных средств
для минимизации
времени неуправляемого полета ракеты в период
разделения ступеней ракеты;
=
разработка и практическое применение средств управления
вектором тяги ЖРД и ЖРДУ для верхних ступеней баллистических ракет,
запускаемых с подводных
лодок (БРПЛ);
=
разработка и практическое применение насосной подачи в двигатель
при
изменении расхода жидкости в 7-20 раз для обеспечения соответствующих
режимов работы двигательной установки верхних ступеней БРПЛ;
=
разработка и практическое применение центробежных насосов
со сверхвысокой всасывающей способностью.
Алексей
Михайлович был
консультантом
на "Мосфильме"
при съемках
художественного фильма
"Укрощение огня"
(режиссёр
Д.Я. Храбровицкий).
А.М. Исаев
- Доктор технических наук
(с 25 апреля 1959 года),
Профессор.
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от
20 апреля 1956 года
"За
успешное выполнение заданий Правительства по созданию
баллистической ракеты"
Алексею Михайловичу Исаеву
присвоено звание
Героя Социалистического Труда
с вручением
ордена Ленина
и
золотой медали "Серп и Молот".
В
1948 году
он
был удостоен
Сталинской
премии 3-й степени,
в
1958 году
-
Ленинской премии,
а в
1968 году
-
Государственной премии СССР.
Он
награждён
четырьмя орденами Ленина
(16.09.
1945,
20.04. 1956,
17.06. 1961,
1968),
орденом
Октябрьской
революции
(09.06.
1971),
медалями.
В
1965 году
А.М. Исаеву
присвоено звание
Почётного гражданина
города
Калининград
(ныне -
Королёв),
Московской
области.
|