-
 


Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии,
Академик Российской Академии Наук,
Действительный член
Международной Академии астронавтики и Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского,
Доктор технических наук,
Профессор Московского
Физико-технического института,
Ученый в области
физики и механики
летательных аппаратов

 
-
-
     
 


Родился 18 января 1915 года в Петрограде, в семье инженера.

Отец, Виктор Якобович, происходил из немцев Поволжья, более двадцати лет занимал на фабрике «Скороход» должность технического руководителя кожевенного производства.
Мать
Бориса Раушенбаха - Леонтина Фридриховна, урожденная Галлик, происходила из эстонских немцев, получила общепринятое по тем временам для девушек образование, владела, кроме русского, немецким, французским и эстонским языками, играла на фортепиано.

Борис рано пошёл в школу, поступив сразу во второй класс.
После окончания
школы пошел работать на Ленинградский авиационный завод №23.

В
1932 году Раушенбах поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, увлекался планеризмом.

В
Коктебеле, традиционном месте для испытания планеров, Борис Раушенбах впервые встретился с С.П. Королёвым.
Много позже случайное знакомство на долгие годы переросло в сотрудничество в
ракетной и космической технике.
Строительство
планеров и их испытания позволили Раушенбаху написать и опубликовать в популярном тогда московском журнале «Самолет» первые научные статьи о продольной устойчивости бесхвостых самолетов.
О незаурядности этих
статей говорит то, что коллектив, издающий учебники для авиационных институтов под руководством известного ученого В.С. Пышнова, в книге об устойчивости самолетов сослался на статьи студента Бориса Раушенбаха.

За
полтора года до окончания института переехал в Москву, где стал работать в Ракетном научно-исследовательском институте, в отделе С.П. Королёва.

В
1938 году, когда Королёв и многие его соратники были репрессированы, Раушенбаха отстранили от негласного поста Ведущего конструктора, работы над жидкостными ракетами были свёрнуты, и он занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях.

Началась
война.
С
ноября 1941-го до марта 1942 года Борис Раушенбах работал на одном из
оборонных заводов.

В
марте 1942 года Раушенбаха вызвали повесткой в военкомат, но направили не в армию,
а как и других
немцев, в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле.
Борису «повезло»: на него обратил внимание известный авиаконструктор
В.Ф. Болховитинов и договорился об использовании заключенного в качестве расчетной «рабочей силы».

Новый руководитель
РНИИ Мстислав Келдыш добился возвращения Раушенбаха.
В
1948 году формально закончилась его ссылка, он вернулся в Москву и продолжал работать у Келдыша.

В
1949-м защитил кандидатскую, а в 1958 году - докторскую диссертации.
У
Келдыша он разрабатывал теорию вибрационного горения, акустических колебаний в прямоточных двигателях.

В
1955-1959 годах Раушенбах, возвратился к С.П. Королёву, выполнил первые работы по ориентации космических аппаратов и их движению в пространстве, лишённом силы тяжести.

Менее чем за
десять лет под его руководством были реализованы также системы ориентации и коррекции полета межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком.

В
начале 1960 года организовался первый «гагаринский» отряд космонавтов, и Раушенбах принимал активное участие в подготовке первого полета человека в космос.

В
1966 году Борис Викторович был избран Членом-корреспондентом, а в 1986 году - Действительным членом Академии наук СССР.

Много времени отдавал
Раушенбах преподавательской деятельности.
Ещё по возвращении из
нижнетагильской ссылки в 1948 году он начал читать лекции на физико-техническом факультете МГУ, впоследствии выделившемся в
Московский физико-технический институт
.
В
1959 году стал Профессором, более двадцати лет заведовал Кафедрой

Московского Физико-технического института.

Продолжая работать в области
ракетной техники, Раушенбах начал изучать теорию перспективы в изобразительном искусстве, богословие.

В
1997 году в издательстве «Аграф» вышла в свет книга Бориса Раушенбаха «Пристрастие»,
в которой немалое место уделено как
проблемам науки, так и проблемам религии.
Здесь большой
очерк-биография пионера ракетной техники и космонавтики Германа Оберта, воспоминания о скульпторе-антропологе М.М. Герасимове и о Главном конструкторе ракетно-космических систем С.П. Королёве.
Здесь
обширная статья, написанная Борисом Викторовичем к 1000-летию крещения Руси,
а также ряд статей
мировоззренческого характера, два материала, посвященных иконам и иконописи.

В
1999 году издательство «Пашков дом» опубликовало новую книгу Б.В. Раушенбаха «Постскриптум», диапазон которой, при небольшом объеме, очень широк: от массы событий уходящего XX века — житейских, бытовых впечатлений, биографических событий, включивших в себя и любовь, и «суму», и тюрьму, и работу на космос — до философских обобщений, размышлений о нашем обществе и мироустройстве, о Петре I и его реформах, о Востоке древнем и современном, о проблемах образования в России и за её пределами, о судьбе русской науки, о нацизме и национализме.

Борис Викторович Раушенбах был Действительным членом Международной академии астронавтики, Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Председателем Научного совета Российской академии наук по комплексной проблеме «История мировой культуры», в конце 1980-х годов возглавлял "Движение российских немцев за национальное возрождение", был членом редколлегий многих журналов и книг.

Н
аграды:
В 1960 году получил Ленинскую премию за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны (КА «Луна-3»).
 

 
-
 


 Выдающийся учёный и конструктор,
Один из Основоположников Отечественной космонавтики

Борис Викторович Раушенбах
скончался 17 марта 2001 года
.

Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище, могила Б.В. Раушенбаха (апрель 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайта:


ЦНИИ РТК - Энциклопедия космонавтики
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"