-
 


Лауреат Сталинской и
Государственной премий СССР,

Доктор технических наук,

Главный конструктор и Научный консультант Конструкторского бюро № 1,
Конструктор самолётов и ракет,
Профессор Кафедры проектирования
летательных аппаратов
Московского авиационного института
имени Серго Орджоникидзе

 
-
-
     
 


Родился 10 сентября 1899 года в местечке Ракитино,
(ныне -
Киевская область, Украина)

 В
1921 году поступил в Киевский политехнический институт на отделение паровозостроения.

В
1923 году вступил в "Авиационное научно-техническое общество" и устроился
работать в
планерную мастерскую этого же института.
В
1924 году построил свой первый планер, который участвовал в международных состязаниях
в
Германии и получил несколько призов.

Под руководством
авиаконструктора Калинина занимался строительством самолета К-1.
В
1926 году, после окончания института, поступил на работу на
Киевский авиаремонтный завод № 43.
В это же время в мастерской
Киевского политехнического института
по дипломному проекту Томашевича был построен самолет "КПИР-5",
впоследствии
неоднократно участвовавший в праздниках Осоавиахима.
В
1929 году переведен в Москву и назначен на должность
Начальника сектора самолетного отдела Управления "Промвоздух".
 
После
введения правления в состав "Авиатреста" на
Дмитрия Людвиговича Томашевича
возложены обязанности
технического руководства всеми самолетостроительными заводами.

В
1931 году переведен на авиазавод № 39 имени В.Р. Менжинского.
В
1933 году направлен в конструкторскую бригаду
Николая Николаевича Поликарпова на этом же заводе.
Руководил проектированием крыльев самолетов И-15, И-16, И-17.
В
1936 году назначен заместителем Главного конструктора Н.Н. Поликарпова.

В декабре 1938 года, Ведущий конструктор истребителя И-180 Дмитрий Томашевич
был обвинен в гибели Валерия Павловича Чкалова и арестован.
С
1939 года, находясь в заключении, работал в одной из "шаражек" НКВД - ЦКБ-29,
занимался
системами управления самолетов ПЕ-2, ТУ-2, И-102.
Руководил разработкой
дальнего бронированного истребителя И-110.

В
1942 году, после эвакуации на Омский авиазавод № 166,
создал
одноместный штурмовик-бомбардировщик "Пегас".
В
1943 году переведен в КБ Казанского авиазавода № 124,
возглавляемое
 В.М. Мясищевым.
Занимался
модернизацией бомбардировщика ПЕ-2.
В
начале 1944 года вместе с работниками КБ
В.М. Мясищева возвращается в Москву
и вскоре
вновь назначается Заместителем Главного конструктора завода № 51
 Н.Н. Поликарпова
.
После смерти
Николая Николаевича под руководством Главного конструктора
В.Н. Челомея занимался внедрением в серию крылатых ракет,
созданных на базе
трофейного образца ФАУ-1.

В
1947 году из-за разногласий с
Челомеем переходит на работу
в
Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского.
По совместительству работает Г
лавным конструктором отдела КБ-2 Минсельхозмаша,
где руководит
освоением трофейной немецкой ракеты "Хеншель-293С",
на основе
которой позже создается крылатая ракета "Щука".

В
1949 году из-за разногласий с руководством, Томашевич покидает КБ-2
и в мае поступает на работу в СБ-1, на должность технического руководителя
отдела № 32.
Занимается созданием
самолета - летающей лаборатории для системы "Комета".

В 1950 году по заданию
 Серго Берии (сына - Л.П. Берии) приступает
к разработке
зенитной управляемой ракеты ШБ-32.
В
феврале 1952 году в КБ-1 под руководством Томашевича по теме "ШМ"
начата также
разработка ракеты класса "воздух-воздух".
Позже
комплекс, получивший название К-5, был доработан
в
Жуковском филиале НИИ-17, а ракета - в ОКБ-2
П.Д. Грушина.
В
1953 году назначен Главным конструктором отдела КБ-1.

В
начале 1954 года отдел переведен в ОКБ-2
П.Д. Грушина.
Вскоре из-за разногласий с
П.Д. Грушиным уволился и перешел
на
преподавательскую работу в Московский авиационный институт
имени Серго Орджоникидзе
.

С
1956 года по совместительству вновь работает в КБ-1
на должность Научного консультанта.
Занимается модернизацией
авиационной системы К-5.
С
1957 года занимается проектированием противотанковой ракеты "Дракон".

В
1958 году переходит на постоянную работу в КБ-1
и до 1967 года продолжает по совместительству преподавательскую деятельность в МАИ.
С
1961 года - Доктор технических наук,
Профессор Кафедры проектирования летательных аппаратов
Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.


Награды:
В 1953 году, за участие в работе над проектом летающей лаборатории"Комета"
Д.Л. Томашевич был удостоен Сталинской премии,
В 1969 году, он был удостоен Государственной премии СССР
.

-

 
-
 


Выдающийся конструктор самолётов и ракет
Дмитрий Людвигович Томашевич скончался 7 августа 1974 года.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 29).

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29), могила Д.Л. Томашевича (август 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
 

 
  -  
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайта

ЦНИИ РТК - Энциклопедия космонавтики

ССылки по теме:


Николай Черныш. «Ракетчик Томашевич»

Николай Черныш. «Что стояло за строкой отчета»
 

 
-

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"