-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Офицер штаба Центра командно-
измерительного комплекса
искусственных спутников Земли
и космических объектов
;
инженер-испытатель лаборатории № 3
("Лунные самоходные аппараты") 25-го отдела
(Отдела автоматических космических
аппаратов "Луна"
, "Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части
Управления космическими аппаратами
научного и народно-хозяйственного назначения
Центра Командно-измерительного комплекса
;
резервный водитель и оператор
остронаправленной антенны
,
член экипажа управления,
специалист группы управления

космическим аппаратом "Луноход"
;
Специалист Службы космических исследований
Отдела морских экспедиционных работ
Академии наук СССР
;
подполковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Василий Иванович Чубукин родился 1 мая 1930 года.

В 1951 году, он окончил Ульяновское военное училище связи имени Г.К. Орджоникидзе
(после череды преобразований, с 9 августа 2004 года - Ульяновское высшее военное
инженерное училище связи
(военный институт) имени Г.К. Орджоникидзе - прим.),
после чего проходил службу в различных воинских частях в подразделениях
связанных
с радиотехническими и радиолокационными системами.

В октябре 1961 года, капитан
В.И. Чубукин был назначен на должность Командира роты
курсантов
, проходивших обучение на годичных курсах в Муромском военном училище
связи
, в январе 1964 года передислоцированом
(согласно Директиве Начальника
Генерального штаба Вооружённых сил СССР № 60442
)
в город Новочеркасск
Ростовской области
.

С апреля 1965 года, он служил Начальником отделения Центрального узла связи
Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения
(Московская область,
посёлок Одинцово-10; с 15 сентября 2009 года - посёлок
(закрытое административное
территориальное образование
) Власиха, Московская область, Одинцовский городской
округ
).

В ноябре 1966 года, капитан Чубукин Василий Иванович был переведён в штаб Центра
командно-измерительного комплекса искусственных спутников Земли
и космических
объектов
(Центр КИК).

Историческая справка:
.....В 1967 году
, Директивой Главнокомандующего РВСН Центр КИК был передислоцирован из посёлка Болшево (ныне - в черте города Королёва) в посёлок Голицыно-2 (ныне - город (закрытое административное территориальное образование) Краснознаменск, Московская область, Одинцовский городской округ).
.....В январе 1982 года, Центр командно-измерительных комплексов искусственных спутников Земли и космических объектов был переименован в Главный научно-исследовательский испытательный центр космических средств Министерства обороны СССР (ГНИИЦ КС).
.....В 1990 году, ГНИИЦ КС был переименован в 153-й Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами Министерства обороны СССР (153-й ГИЦИУ КС МО).
.....Указом Президента Российской Федерации № 1044 от 14 августа 2001 года, "За достигнутые успехи в деле освоения космоса, высокий уровень специальной подготовки личного состава и в целях увековечения памяти второго космонавта планеты, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Титова Германа Степановича"
, Главному испытательному центре испытаний и управления космическими средствами, было присвоено Почётное наименование "имени Г.С.Титова".

Во второй половине 1960-х годов, Чубукин Василий Иванович окончил заочное обучение
в Военной Академию связи.

В начале марта 1969 года, он был назначен на должность Старшего инженера-испытателя
лаборатории № 3
"Лунные самоходные аппараты" в составе 25-го отдела Управления
космическими аппаратами "Луна"
, "Марс", "Венера" Научно-координационной
вычислительной части
(Управления космическими аппаратами научного и народно-
хозяйственного назначения
) Центра командно-измерительных комплексов
искусственных спутников Земли
и космических объектов
.

В конце мая этого же года, Чубукин Василий Иванович в числе 17-ти претендентов
для участия в программе управления самодвижущимся транспортным средством
"Луноход"
, прибыл в Москву, в Институт медико-биологических проблем
Министерства здравоохранения СССР
для обязательного медицинского
обследования
.
Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние, выносливость,
возбудимость, долговременную и оперативную память, способность ориентироваться
в пространстве, переключать внимание, адаптивность, зрение и многое другое.
Обследование кандидатов проводилось практически
по тем же методикам, что и при
отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены, что участвуют
в очередном наборе в отряд ВВС.

В апреле 1968 года,
майор В.И. Чубукин отобранный в качестве водителя и оператора
остронаправленной антенны
, в числе семи кандидатов-водителей в экипаж управления
"Луноходом" проходил подготовку
в Ленинграде
(ныне - город Санкт Петербург),
во Всесоюзном
(ныне - Всероссийском) Научно-исследовательском институте
транспортного машиностроения
.
Остальные пять человек
, проходили подготовку в Конструкторском бюро
Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
.

Историческая справка:
.....
Самоходное шасси для "Лунохода" было создано под руководством Кемурджиана Александра Леоновича в Ленинградском Всесоюзном Научно-исследовательском институте транспортного машиностроения (ВНИИтрансмаш), где до этого разрабатывались ходовые части танков. Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком  управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков.

Программа подготовки водителей "Лунохода" предусматривала несколько этапов:

.....Первый этап включал постепенное усваивание расстояния до объектов (вешка, трафарет, камень и т.п.), устанавливаемых на лунодроме и предъявляемых на видеоконтрольное устройство (ВКУ), а также их вертикальные и горизонтальные геометрические параметры.
.....На втором этапе - освоение старт-стопного режима движения. Это значит, что решение о направлении и длительности движения (передвинуться на столько-то метров или повернуться на столько-то градусов) фиксировалось определённым интервалом времени от начала движения до остановки лунохода с учётом времени задержки сигнала. Это позволяло привыкнуть к необычной работе и перейти на непрерывный режим движения на первой или второй скорости.
.....На третьем этапе водители управляли "Луноходом" по тестовым трассам: операторы видели на экране ВКУ разметки предлагаемого маршрута и старались свести до минимума отклонения от него. Тестовые трассы позволяли получать навыки управления. Вместе с тем многократное движение по одному и тому же маршруту давало возможность проследить, как в процессе тренировок формируются навыки у каждого водителя по точности вождения.
.....На четвёртом этапе водитель должен был по заранее заданному курсу самостоятельно выбирать маршрут движения.

Подготовка по направлениям шла около месяца, после чего продолжилась уже
совместная подготовка
в Конструкторском Машиностроительного завода имени
С.А. Лавочкина
в подмосковных Химках, где в качестве преподавателей
выступали разработчики
и создатели систем "Лунохода".
-
В середине сентября 1968 года, вся группа из четырнадцати офицеров прибыла в
Симферопольский
Центр дальней космической связи (Наземный измерительный пункт
НИП-10
- прим.), где был построен испытательный полигон луноходов (лунодром)
для приобретения навыков дистанционного управления "Луноходом".
-
Василий Иванович Чубукин вспоминал об этом этапе подготовки:
-

....."Время и события менялись, как в калейдоскопе. А в Крыму между тем, под Симферополем, на территории НИП-10 военные строители заканчивали сооружение лунодрома. На площади одного гектара появились
"лунные" кратеры различной величины с разными углами откоса
, всевозможные препятствия (разломы, глыбы камней). Всю поверхность лунодрома выложили ракушечником, окаменевшими останками древнейших морских моллюсков. Ракушечник добывался в крымских карьерах, являлся неплохим строительным материалом, наиболее подходящим для имитации лунной поверхности (в нашем тогда представлении).
.....Летом 1968 года вся наша группа прибыла на НИП-10, и мы приступили к выполнению заданной программы обучении. Объём курса подготовки был огромным. С нами работали специалисты-разработчики. Вскоре на лунодром выкатили ходовой макет лунохода. Электропитание его, съём информации осуществлялся по кабелям (их было около десятка), которые собрали в общий жгут. При движении лунохода он волочился длинным хвостом за аппаратом, обдирая свою изоляцию о ракушечник - аппаратура отказывала. Попросили солдат, которые переносили жгут вслед за луноходом (не знали они тогда, эти молодые парни, каким великим делом занимались, что довелось им видеть луноход воочию, да ещё и "водить" его). Мы же вовсю тренировались. Прошло несколько недель. Лунодром стал неузнаваем. Аппарат, каждый день, отмеряя сотни метров, превратил ракушечник в пыль. Одни упражнения сменялись другими - езда между препятствиями, повороты, развороты, смена скорости движения, преодоление кратеров... Любопытно было смотреть на всё это со стороны: катится одиноко восьмиколёсная диковина, останавливается, делает повороты. Солдаты плетутся за ней, таща кабельный хвост на плечах, когда впятером, а то и вдвоём: постоянно людей не хватало. А в лабораторном корпусе неподалёку в большой аппаратной с наглухо зашторенными окнами мерцали экраны мониторов, слышались команды: шли каждодневные тренировки. Вечером - "разбор полётов". Среди офицеров нашей группы шло негласное соревнование, особенно по вождению. Задачи всё усложнялись".

По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава экипажей:

Первый экипаж:
.....Фёдоров Игорь Леонидович - командир;
.....Довгань Вячеслав Георгиевич, Иванов Николай Николаевич, Калиниченко Андрей Иванович - водители;
.....Козлитин Николай Яковлевич - оператор остронаправленной антенны.
.....Самаль Викентий Григорьевич - штурман-навигатор;
.....Кожевников Альберт Евстафиевич - бортинженер;
-
Второй экипаж
:
 
....Васильев Юрий Фёдорович - командир;
.....Ерёменко Николай Михайлович, Латыпов Габдулхай Гимадутинович, Сапранов Валерий Михайлович - водители;
.....Чубукин Василий Иванович - оператор остронаправленной антенны и резервный водитель лунохода;
.....Давидовский Константин Константинович - штурман-навигатор;
.....Мосензов Леонид Яковлевич - бортинженер.

Для работы с "Луноходом" была разработана система дистанционного управления,
в которую помимо самого "Лунохода" и средств наземного комплекса управления
на 10-м Наземном измерительном пункте входил пункт управления "Луноходом" (ПУЛ),
включавший в себя пульты управления Командира экипажа, водителя "Лунохода"
и оператора остронаправленной антенны (ОНА), рабочее место штурмана экипажа,
а также зал оперативной обработки телеметрической информации.
Экипаж "Лунохода" имел
в своём распоряжении видеоконтрольные устройства -
мониторы
, на которых отображалась телеметрическая информация о состоянии систем
"Лунохода"
, а также телевизионное изображение поверхности Луны.
Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех, которыми
оснащены пилотируемые космические корабли
.
Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось
в команды,
которые через антенну НИП-10 передавались на "Луноход".
Для отработки методики управления "Луноходом" по соседству с ПУЛом был создан
специальный полигон размером 70 х 120 метров
на котором экипажи могли
практиковаться
в управлении аппаратом.
Полигон был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами,
россыпью камней различной величины.

Оба экипажа прошли полный курс подготовки и были готовы к управлению самым
первым "Луноходом" потерпевшим аварию
19 февраля 1969 года после старта,
по причине разрушения аэродинамического обтекателя ракеты-носителя.
Майор В.И. Чубукин вместе с представителями Машиностроительного завода
имени С.А. Лавочкина участвовал
в подготовке и пуске ракеты-носителя "Протон"
с "Луноходом" на Космодроме Байконур.

После аварии
на космодроме, по рекомендации Главного конструктора Конструк
торского бюро Завода имени С.А. Лавочкина
,
Бабакина Георгия Николаевича, члены
экипажа приняли непосредственное участие
в группах управления и анализа
экспедиций космических аппаратов "Луна-15"
(13-21 июля 1969 года) и "Луна-16"
(12-21 сентября 1970 года), предназначенных для взятия и доставки лунного грунта
на Землю, тем самым повышая свои знания в телеуправлении лунными космическими
аппаратами
.

В ходе подготовки к новому пуску, по разным причинам, выбыло трое испытателей.
Тренировки экипажей
по управлению луноходом возобновились только в октябре
1969 года.
Через год
, 10 ноября 1970 года состоялся старт ракеты-носителя "Протон-К" с лунным космическим аппаратом "Луна-17".
17 ноября 1970 года в
6 часов 46 минут и 50 секунд главная задача - доставка на Луну
передвижной научной лаборатории "Луноход-1" - завершилась успешно
.

Так как работы с "Луноходом" в течение лунного дня должны были вестись
круглосуточно
, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два новых
экипажа
, которые должны были управлять "Луноходом" посменно:

Первый экипаж:
.....Ерёменко Николай Михайлович - командир;
.....Латыпов Габдулхай Гимадутинович - водитель;
.....Давидовский Константин Константинович - штурман-навигатор;
.....Мосензов Леонид Яковлевич - бортинженер;
.....Сапранов Валерий Михайлович - оператор остронаправленной антенны.
-
Второй экипаж
:
.....Фёдоров Игорь Леонидович - командир;
.....Довгань Вячеслав Георгиевич - водитель;
.....Самаль Викентий Григорьевич - штурман-навигатор;
.....Кожевников Альберт Евстафиевич - бортинженер;
.....Козлитин Николай Яковлевич - оператор остронаправленной антенны.
.....Резервным водителем и оператором остронаправленной антенны обоих экипажей был назначен Чубукин Василий Иванович.

Вернёмся к воспоминаниям Василия Ивановича Чубукина:
-

....."Вечером 16 ноября состоялось экстренное заседание Главной оперативной группы управления (ГОГУ), на котором обсуждался порядок дальнейших действий, хотя все они были расписаны заранее. Медики высказали своё мнение по кандидатурам водителей, подчеркнув, что у Чубукина есть небольшой дефект слуха. Это стало неожиданностью для меня, ведь до этого ходили слухи, что быть мне чуть ли не первым водителем. Так я оказался на скамейке запасных. Поначалу было обидно, но работы хватило всем. Заканчивался первый лунный день. Перед заключительным сеансом мы с Чвиковым пришли на пункт управления луноходом. Решили вхолостую проиграть все действия экипажа по уходу лунохода в ночь. На место водителя сел я, Ерёменко - на командирский мостик. Чвиков осуществлял общее руководство. Проиграли программу сеанса, без включения приёмопередающих устройств НИП (наземного измерительного пункта - прим.), всё прошло без замечаний".
.....
Примечание:
.....Чвиков Алексей Кузьмич (1932 -2014) - Лауреат Государственной премии СССР, генерал-майор. В 1968 году - Старший инженер испытатель отдела НКВЧ центра КИКа. В 1969 году - Начальник лаборатории самоходных лунных аппаратов этого же отдела.

В первый "лунный" день, из пункта управления уноходом" под Симферополем,
Чубукин Василий Иванович принял участие в телеоператорном управлении работой
на лунной поверхности в сеансе № 108, в составе экипажа
Ерёменко Николая
Михайловича
.
-

-

-


-
В ходе выполнения программы членами экипажей "Луноходов" был внесён ряд
ценных рационализаторских предложений
по управлению луноходом, в результате
которых была повышена точность
и оперативность управления им.



-
В 1972 году, во время подготовки к работе "Лунохода-2", по результатам медицинского освидетельствования и заключения врачебной экспертной комиссии, утверждённой руководителем Института медико-биологических проблем, Академиком
О.Г. Газенко,
все члены экипажей, за исключением
В.И. Чубукина, были допущены к дальнейшей
работе
по "лунной" программе.
-

-
Тем не менее,
В.И. Чубукин продолжил работу в проекте, и вместе с В.Г. Довганем и
Н.Я. Козлитиным входил в Группу управления во время выполнения программ других
полётов автоматических станций "Луна"
, запущенных с помощью ракет-носителей
"Протон"
со стартовой площадки Научно-исследовательского испытательного полигона
№ 5 Министерства обороны СССР
, ныне известно во всём Мире как Космодром Байконур.

Историческая справка:
....."Луноход-1" - первый автоматический самоходный аппарат, благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года автоматической станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970 года и выполнившим на её поверхности поставленную задачу.
-
....."Луноход-2" - второй автоматический самоходный аппарат, благополучно доставленный на Луну 16 января 1973 года автоматической станцией "Луна-21" стартовавшей 11 января 1973 года. Официально работа "Лунохода-2" была прекращена 4 июня 1973 года, из-за выхода из строя аппаратуры, вследствие попадания лунного грунта в момент покидания аппаратом кратера после буксования.
-
....."Луноход-3" - третий автоматический самоходный аппарат. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году автоматической станцией "Луна-25" (запуск не состоялся). В настоящее время действующий экземпляр "Лунохода-3" находится в музее НПО имени С.А. Лавочкина.

После завершения "лунной" программы, подполковник Чубукин Василий Иванович
продолжил службу
в Службе космических исследований Отдела морских
экспедиционных работ Академии наук СССР
, подразделении, подчинённое
Академии наук СССР
(формально) и Министерству обороны СССР (фактически),
имевшей в своём ведении научно-исследовательские суда, предназначенные
для обеспечения космических программ СССР.
Он участвовал
в экспедиционных рейсах на научно-исследовательских судах
"Боровичи" и "Космонавт Владислав Волков".

Для справки:
.....Как и все малые суда космического флота, Научно-исследовательское судно "Боровичи" выполняло две функции: космические системы судна принимали со спутников телеметрическую и научную информацию с её последующим анализом; поддерживали двухстороннюю радиосвязь с экипажами пилотируемых кораблей и орбитальных станций. На судне были установлены две радиотелеметрические станции, станция космической связи, аппаратура единого времени, приемно-передающий радиоцентр. Для приема телеметрической информации использовались две станции, обеспечивающие запоминание полного потока информации на магнитном носителе и вывод необходимых параметров для оперативной регистрации и обработки.
.....С начала эксплуатации в мае 1967 года Научно-исследовательское судно "Боровичи" выполнило 23 экспедиционных рейса продолжительностью от 5-ти до 11-ти месяцев. Каждое судно прошло в океанах более 800 тысяч миль. Они контролировали полёт всех запущенных, начиная с 1960-х годов, орбитальных станций, пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, межпланетных станций, многих стационарных и других спутников.

.../..С 1977-го по 1991 год, Научно-исследовательское судно "Космонавт Владислав Волков" выполнило 14 экспедиционных рейсов в Центральной и Южной Атлантике, Мексиканском заливе, Карибском море и Индийском океане. В его задачи входило обеспечение контроля Центра управления полётом над ответственными операциями, производимыми на орбитальных пилотируемых станциях, контроль включения разгонных ступеней ракет при запусках геостационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами.
.....Во время полета орбитальных пилотируемых комплексов "Салют" и "Мир", Научно-исследовательское судно "Космонавт Владислав Волков" осуществляло в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, к которым относятся стыковка и перестыковка корабля со станцией, работа космонавтов в открытом космосе, спуск с орбиты, для чего это судно размещалось в расчетных точках океана по трассе полёта и через него вёлся обмен телеметрической и телеграфно-телефонной информацией орбитального комплекса с Центром управления полетом.

Став военным пенсионером, Василий Иванович продолжил работу в Службе
космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук
СССР
, являясь сотрудником управления, затем - сотрудником Отдела кадров.

Решением Совета Ветеранов Командно-измерительного комплекса от 27 октября
1990 года "Отмечая 20-летие с начала работ по исследованию Луны с помощью космического аппарата "Луноход-1" членам экипажей луноходов были присвоены квалификации
, соответствующие их должностям во время выполнения программы,
в частности, квалификация "член экипажа" была присвоена Чубукину Василию
Ивановичу
.

-

Интересные факты:
.....В 1970 году, во время работы в системе Командно-измерительного комплекса, Василий Иванович Чубукин окончил Московский историко-архивный институт.
.....Вместе с Вячеславом Бугаевым, Василий Иванович является автором Гимна Ветеранов Космического флота.


-
Награды
:
За успешное выполнение программы "Луноход", а также за образцовое выполнение
задач по управлению
, высокую боевую выучку, организованность и дисциплину,
личному составу части, в том числе
Чубукину Василию Ивановичу была объявлена
благодарность ЦК КПСС
, Верховного Совета и Совета Министров СССР.

Указом Президента Российской Федерации № 246 от 21 февраля 1996 года,
"За большой личный вклад в проведение научно-технических исследований
поверхности Луны и управление автоматическими самоходными аппаратами
"Луноход-1" и "Луноход-2"
, резервный водитель и оператор остронаправленной
антенны обоих экипажей Чубукин Василий Иванович был награждён медалью
ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.


Этим же Указом
, остальные члены экипажей были награждены орденами Почёта,
за исключением бортинженера первого экипажа
Мосензова Леонида Яковлевича,
скончавшегося 4 ноября 1994 года, что несправедливо по отношению к памяти
одного из основных участников этого уникального проекта
.
-


Василий Иванович Чубукин был также награждён другими государственными,
правительственными и ведомственными наградами.

Приказом Руководителя Федерального Космического агентства
от 5 ноября 2010 года
,
За заслуги перед космонавтикой, Чубукин Василий Иванович Чубукин был награждён
Почётным Знаком "Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин
"
.
Награда была вручена в тот же день на общем собрании членов Клуба Ветеранов
Морского космического флота, активным участником работы которого являлся
Василий Иванович
.
-

 
-
 

-
Выдающийся испытатель космической техники и Ветеран Отечественной
космонавтики
Василий Иванович Чубукин скончался
14 сентября 2011 года,
после тяжёлой и продолжительной болезни.
-
"Памяти Василия Ивановича Чубукина"
(
сохранённая копия некролога опубликованного
на официальном сайте
Московского отделения
Российской Общественной организации
"Клуб ветеранов Морского космического флота"
):
-
(открть ссылку) "Памяти Василия Ивановича Чубукина" (сохранённая копия некролога опубликованного на официальном сайте Московского отделения Российской Общественной организации "Клуб ветеранов Морского космического флота")
 открыть ссылку
-
Похоронен он в Москве (поселение Внуковское)
на Пыхтинском кладбище
(уч. № 4)
.
-
(открыть ссылку) г. Москва, поселение Внуковское, Пыхтинское кладбище (уч. № 4).  Надгробие на могилах В.И. Чубукина и его супруги (ноябрь 2023 года)
 увеличить фото
-

 
-
 

-
Увековечивание памяти:
В 2013 году
, рабочая группа Международного астрономического союза (МАС)
по планетным системам утвердила 12 названий кратеров в районе
,
исследованном "Луноходом-1".
Небольших размеров кратеры - от 100 до 400 метров в диаметре - получили имена
членов экипажей "Луноходов"
.
По правилам МАС для них были выбраны личные имена - так
, как члены экипажа
называли друг друга во время работы
.
-
Список названий кратеров в алфавитном порядке:
-


(открыть ссылку) Карта кратеров составленная учёными Московского Государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и Германского аэрокосмического центра (DLR)

....."Альберт" - Кожевников Альберт Евстафиевич, бортинженер второго экипажа;
-
....."Боря" - Непоклонов Борис Викторович, почётный член экипажа, руководитель оперативной научной группы от Академии наук СССР;
-
....."Валера" - Сапранов Валерий Михайлович, оператор остронаправленной антенны первого экипажа;
-
....."Вася" - Чубукин Василий Иванович, резервный водитель и оператор остронаправленной антенны;
-
....."Витя" -  Самаль Викентий Григорьевич, штурман второго экипажа;
-
....."Гена" - Латыпов Габдулхай Гимадутинович, водитель первого экипажа;
-
....."Игорь" - Федоров Игорь Леонидович, командир второго экипажа;
-
....."Коля" - Козлитин Николай Яковлевич, оператор остронаправленной антенны второго экипажа;
-
....."Костя" - Давидовский Константин Константинович, штурман первого экипажа;
-
....."Лёня" - Мосензов Леонид Яковлевич, бортинженер первого экипажа;
-
....."Николя" - Ерёменко Николай Михайлович, командир первого экипажа;
-
....."Слава" - Довгань Вячеслав Георгиевич, водитель лунохода второго экипажа.

-
 
-
 

-
При создании страницы использованы
:

статьи опубликованные на сайте
"Космическая энциклопедия "ASTROnote""
:
-

(открыть ссылку) Экипажи "Луноходов"

(открыть ссылку) Биография В.И. Чубукина на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"


материалы книг и публикаций члена второго экипажа
"Лунохода-1" и "Лунохода-2", водителя
Довганя Вячеслава Георгиевича
:

""Лунная одиссея отечественной
космонавтики

От "Мечты" к луноходам"
(г. Ростов-на-Дону; издательство
Южного Федерального университета
;
2015 год; 307 стр.):

-
(открыть ссылку) В.Г. Довгань. "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От "Мечты" к луноходам"
 открыть ссылку

-
"Первый перекрёсток на Луне""
(журнал "Вестник ГЛОНАСС";
4 (9), 2012 год; стр. 14-20):

-
(открыть ссылку) В.Г. Довгань. "Первый перекрёсток на Луне"" (журнал "Вестник ГЛОНАСС"; № 4 (9), 2012 год; стр. 14-20)
 открыть ссылку

-
статьи опубликованные на официальном сайте
Московского отделения Российской
Общественной организации
"Клуб ветеранов Морского космического флота"
:
-

(открыть ссылку) "Научно-исследовательское судно "Боровичи"" (статья опубликованная на официальном сайте Московского отделения Российской Общественной организации "Клуб ветеранов Морского космического флота"

(открыть ссылку) "Научно-исследовательское судно "Космонавт Владислав Волков"" (статья опубликованная на официальном сайте Московского отделения Российской Общественной организации "Клуб ветеранов Морского космического флота"

-

 

-

 

-
документальные фильмы
об освоении луны "Луноходами"
:
-

(открыть ссылку) "Луноход-1" (Центрнаучфильф; 1971 год)
 открыть ссылку для просмотра

"Луноход-1".
(
Центрнаучфильф; 1971 год).

автор сценария:
Евгений Рябчиков;
режиссёр: Евгений Кузис;
текст читал: Леонид Хмара.

В фильме принимали участие:
Доктор физико-математических наук
,
Профессор
Сурков Юрий Александрович
;
члены экипажа управления "Луноходом-1".

-

(открыть ссылку) "Лунная одиссея" (Центральное телевидение"; 1982 год)
 открыть ссылку для просмотра

"Лунная одиссея".
(
Центральное телевидение"; 1982 год).

автор и ведущий: Владимир Губарев.

В передаче принимали участие:
Академик Раушенбах Борис Викторович;
члены экипажей управления "Луноходами"
:
Довгань Вячеслав Георгиевич;
Мосензов Леонид Яковлевич;
Козлитин Николай Яковлевич;
руководитель оперативной научной группы
от Академии наук СССР по программе работ
с экипажами "Луноходов"

Непоклонов Борис Викторович.

-

(открыть ссылку) "Экипаж "Лунохода-1"" (Первый образовательный канал. © Телекомпания СГУ ТВ; 15 марта 2016 года)
 открыть ссылку для просмотра

"Экипаж "Лунохода-1"".
(
Первый образовательный канал.
© Телекомпания СГУ ТВ; 15 марта
2016 года
).

-

(открыть ссылку) "Лунный танк" (документальный фильм из цикла "Ударная сила"; телекомпания "Останкино" по заказу ОАО "Первый канал"; 2005 год)
 открыть ссылку для просмотра

"Лунный танк".
документальный фильм из цикла
"Ударная сила"
(
телекомпания "Останкино" по заказу
ОАО "Первый канал"; 2005 год
).

автор и ведущий: Александр Ильин;
автор сценария:
Василий Соколов;
режиссёр: Борис Фёдоров.

-
-