-
Альберт Евстафиевич Кожевников родился
16 февраля 1934 года.
В 1965 году он окончил Ростовское Высшее командно-инженерное училище
имени Главного Маршала артиллерии М.И. Неделина, после
чего он служил
в одной из частей Ракетных войск стратегического
назначения.
-В 1968 году он служил в системе Командно-измерительного комплекса
управления
космическими аппаратами (войсковая
часть № 32103)
на Наземном измерительном
пункте № 10
(НИП-10)
Центра дальней космической связи (ЦДКС),
который был
расположен
в посёлке Школьное
в Симферопольском районе Крымской области
(в настоящее
время - объект находится
в аварийном состоянии
- прим.).
-
В апреле 1968 года
инженер-капитан А.Я. Кожевников был
направлен в числе 45-ти
офицеров Командно-измерительного комплекса
для обучения управлению
с Земли
самоходными аппаратами получившими название "Луноход",
разработанными
под руководством
Георгия Николаевича Бабакина
в Конструкторском
бюро
Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
(город
Химки Московской
области).
Самоходное шасси
для лунохода было создано
под руководством
Александра Леоновича Кемурджиана
в Ленинградском Всесоюзном
Научно-исследовательском
институте транспортного машиностроения (ВНИИтрансмаш),
где до этого
разрабатывались
ходовые части танков.
Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с
блоком
управления движением и системой безопасности с комплектом
информационных
датчиков.
-
В конце мая этого же года
А.Я. Кожевников
вместе
с группой отобранных офицеров прибыл
в Москву, в Институт медико-биологических проблем
Министерства
здравоохранения СССР для обязательного медицинского обследования.
Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние,
выносливость, возбудимость, долговременную и
оперативную память, способность ориентироваться
в пространстве, переключать внимание, адаптивность,
зрение и многое другое.
Обследование кандидатов проводилось практически по тем же методикам,
что и при
отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены,
что участвуют
в очередном наборе в отряд ВВС.
-
В итоге, Альберт Евстафиевич Кожевников вместе
с
Леонидом Яковлевичем
Мосензовым был
отобран
в качестве бортинженера "Лунохода" и направлен для подготовки
к работам по программе в Институт космических
исследований, где в одном из его отделов была сформирована
оперативная научная группа от Академии наук СССР
под руководством Бориса
Викторовича Непоклонова.
Остальные офицеры были отобраны в качестве командиров,
операторов,
штурманов (5
человек, проходили подготовку в
Конструкторском бюро
Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина)
и водителей "Лунохода"
(7 человек,
проходили подготовку во ВНИИтрансмаш).
-
Подготовка по направлениям шла около месяца, после чего
продолжилась уже
совместная подготовка в КБ Машиностроительного завода имени С.А.
Лавочкина
в Химках, где в качестве преподавателей выступали разработчики
и создатели
систем "Лунохода".
-
В середине сентября 1968 года вся группа из четырнадцати офицеров
прибыла в
Симферопольский Центр дальней
космической связи для
приобретения навыков дистанционного управления луноходом.
По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава
экипажей
из которых вскоре, по разным причинам, выбыло трое
испытателей.
-
Так как работы с "Луноходом" в течение лунного дня должны
были вестись
круглосуточно, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два
новых
экипажа, которые должны были управлять "Луноходом" посменно:
-
Первый экипаж:
Ерёменко Николай Михайлович
- командир;
Латыпов Габдулхай Гимадутинович
- водитель;
Давидовский Константин
Константинович
- штурман-навигатор;
Мосензов Леонид Яковлевич
- бортинженер;
Сапранов Валерий Михайлович
- оператор остронаправленной антенны.
-
Второй экипаж:
Фёдоров Игорь Леонидович
- командир;
Довгань Вячеслав Георгиевич
- водитель;
Самаль Викентий Григорьевич
- штурман-навигатор;
Кожевников Альберт Евстафиевич
- бортинженер;
Козлитин Николай Яковлевич
- оператор остронаправленной антенны.
Резервным водителем и оператором остронаправленной антенны
обоих экипажей был назначен
Чубукин Василий Иванович.
-
-
Для работы с "Луноходом" была разработана система дистанционного
управления,
в которую помимо самого "Лунохода" и средств наземного комплекса
управления
на Наземном измерительном пункте № 10
(НИП-10,
в поселке Школьное под Симферополем)
входил пункт управления "Луноходом" (ПУЛ),
который включал пульты
управления командира экипажа, водителя "Лунохода" и оператора
остронаправленной
антенны (ОНА),
рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки
телеметрической информации.
Экипаж "Лунохода" имел в своём распоряжении видеоконтрольные
устройства -мониторы, на которых отображалась телеметрическая
информация о состоянии систем
"Лунохода", а также телевизионное изображение поверхности Луны.
Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех,
которыми
оснащены пилотируемые космические корабли.
Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось в
команды,
которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.
-
Для отработки методики управления "Луноходом" по соседству с
ПУЛом был создан
специальный полигон размером 70 х 120
метров на котором экипажи могли
практиковаться в управлении аппаратом.
Полигон был идентичным лунному рельефу с углублениями,
кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.
-
Оба экипажа прошли полный курс подготовки и были готовы к
управлению самым
первым "Луноходом" потерпевшим аварию 19 февраля 1969 года после
старта,
по причине разрушения аэродинамического обтекателя ракеты-носителя.
Эти же экипажи управляли "Луноходом-1" и "Луноходом-2" и
должны были
управлять "Луноходом-3".
-
Для справки:
.........."Луноход-1"
- первый автоматический самоходный аппарат,
благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года автоматической
станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970 года и выполнившим на её
поверхности поставленную задачу.
.........."Луноход-2"
- второй автоматический самоходный аппарат,
благополучно доставленный на Луну 16 января 1973 года автоматической
станцией "Луна-21" стартовавшей 11 января 1973 года.
Официально работа "Лунохода-2" была
прекращена 4 июня 1973 года, из-за выхода из строя аппаратуры,
вследствие попадания лунного грунта в момент покидания аппаратом кратера
после буксования.
.........."Луноход-3"
- третий автоматический самоходный аппарат.
Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году автоматической
станцией "Луна-25" (запуск не состоялся). В настоящее время
действующий экземпляр "Лунохода-3" находится в музее НПО имени С.А.
Лавочкина.
-
В начале марта 1969 года
(в
период подготовки к "лунной" программе)
инженер-капитан
Альберт Евстафиевич Кожевников был назначен
на должность младшего научного
сотрудника лаборатории № 3 ("Лунные
самоходные аппараты")
в составе 25-го
отдела (Отдела
автоматических космических аппаратов "Луна",
"Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части
Управления космическими
аппаратами
научного и народно-хозяйственного
назначения Центра
Командно-измерительного
комплекса.
Из
пункта управления "Луноходом" (ПУЛ) под
Симферополем
А.Е. Кожевников
принимал участие в
управлении работой на
лунной поверхности аппарататов:
"Луноход-1"
(с 7 ноября 1970
года по 14 сентября 1971 года);
"Луноход-2"
(с
16 января по 9 мая 1973 года).
Он был в
составе экипажа,
которому было поручено проведение
первого сеанса связи с
"Луноходом".
В ходе выполнения программы членами экипажей "Луноходов" был
внесён ряд ценных
рационализаторских предложений по управлению
луноходом, в результате которых
была повышена точность и оперативность управления
им.
Так, например, бортинженерами
А.Е. Кожевниковым
и
Л.Я. Мосензовым
был предложен
способ определения характера и размеров
препятствий по телеметрическим
параметрам.
Оперативный и
грамотный анализ принимаемой с
борта лунохода телеметрической информации выполненный
А.Е. Кожевниковым
способствовал увеличению
продолжительности активных действий лунохода
и
обеспечил
выполнение научных исследований.
Решением Совета Ветеранов Командно-измерительного
комплекса от 27 октября
1990 года
"Отмечая 20-летие с начала работ по исследованию Луны с
помощью космического аппарата "Луноход-1"
членам экипажей луноходов были присвоены квалификации,
соответствующие их должностям во время выполнения
программы,
в частности,
квалификация
"бортинженер экипажа" была присвоена
Кожевникову Альберту
Евстафьевичу
и
Мосензову Леониду Яковлевичу.
После завершения "лунной" программы
подполковник А.Е. Кожевников
продолжил службу в системе Командно-измерительного
комплекса, а затем уволился
в запас
из Вооружённых сил СССР в звании подполковника.
Награды:
За успешное
выполнение программы "Луноход", а также за образцовое выполнение
задач по управлению, высокую боевую выучку, организованность и
дисциплину,
личному составу части, в том числе
Кожевникову Альберту Евстафиевичу
была объявлена благодарность ЦК КПСС,
Верховного Совета
и Совета Министров СССР.
-
Указом Президента Российской Федерации № 246 от 21 февраля 1996 года
"За большой личный вклад в проведение
научно-технических исследований поверхности Луны и управление
автоматическими самоходными аппаратами
"Луноход-1" и "Луноход-2"
бортинженер
Кожевников Альберт Евстафиевич
был награждён орденом Почёта.
Этим же Указом орденом Почёта были награждены остальные члены первого и второго
экипажей
управления "Луноходами", за исключением бортинженера первого экипажа
Мосензова Леонида Яковлевича,
скончавшегося 4 ноября 1994 года, что несправедливо
по отношению к
памяти одного из основных участников этого уникального проекта.
-
Этим же Указом, резервный водитель и оператор
остронаправленной антенны
обоих экипажей
Чубукин
Василий Иванович был награждён медалью
ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
-
-
-
Кроме этого А.Е. Кожевников
был награждён орденами Красной Звезды,
Трудового Красного Знамени,
а также рядом медалей СССР, России
и Федерации космонавтики России.
- |