-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Специалист Наземного измерительного пункта № 10
(НИП-10) Центра дальней космической связи
;
инженер-испытатель лаборатории № 3
("Лунные самоходные аппараты") 25-го отдела
(Отдела автоматических космических
аппаратов "Луна"
, "Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части
Управления космическими аппаратами
научного и народно-хозяйственного назначения
Центра Командно-измерительного комплекса
;
бортинженер
, член экипажа управления
космическим аппаратом "Луноход"
;
подполковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Альберт Евстафиевич Кожевников родился 16 февраля 1934 года.

В 1965 году он окончил Ростовское Высшее командно-инженерное училище
имени Главного Маршала артиллерии М.И. Неделина
, после чего он служил
в одной из частей Ракетных войск стратегического назначения.

-В 1968 году он служил в системе Командно-измерительного комплекса управления
космическими аппаратами
(войсковая часть № 32103) на Наземном измерительном
пункте № 10
(НИП-10) Центра дальней космической связи (ЦДКС), который был
расположен
в посёлке Школьное в Симферопольском районе Крымской области

(в настоящее время - объект находится в аварийном состоянии - прим.).
-
В апреле 1968 года
инженер-капитан А.Я. Кожевников был направлен в числе 45-ти
офицеров Командно-измерительного комплекса
для обучения управлению с Земли
самоходными аппаратами получившими название "Луноход"
, разработанными
под руководством
Георгия Николаевича Бабакина в Конструкторском бюро
Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
(город Химки Московской области).

Самоходное шасси
для лунохода было создано под руководством
Александра Леоновича Кемурджиана в Ленинградском Всесоюзном Научно-исследовательском
институте транспортного машиностроения
(ВНИИтрансмаш), где до этого
разрабатывались ходовые части танков.
Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком
управления движением
и системой безопасности с комплектом информационных
датчиков
.

-
В конце мая этого же года А.Я. Кожевников вместе с группой отобранных офицеров прибыл в Москву, в Институт медико-биологических проблем Министерства
здравоохранения СССР
для обязательного медицинского обследования.
Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние, выносливость, возбудимость, долговременную и оперативную память, способность ориентироваться
в пространстве, переключать внимание, адаптивность, зрение и многое другое.
Обследование кандидатов проводилось практически
по тем же методикам, что и при
отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены, что участвуют
в очередном наборе в отряд ВВС.
-
В итоге,
Альберт Евстафиевич Кожевников вместе с
Леонидом Яковлевичем Мосензовым был отобран в качестве бортинженера "Лунохода" и направлен для подготовки
к работам по программе в Институт космических исследований, где в одном из его отделов была сформирована оперативная научная группа от Академии наук СССР
под руководством
Бориса Викторовича Непоклонова.
Остальные офицеры были отобраны в качестве командиров, операторов,
штурманов
(5 человек, проходили подготовку в Конструкторском бюро
Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
) и водителей "Лунохода"
(7 человек, проходили подготовку во ВНИИтрансмаш).
-
Подготовка по направлениям шла около месяца, после чего продолжилась уже
совместная подготовка
в КБ Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
в Химках, где в качестве преподавателей выступали разработчики и создатели
систем "Лунохода"
.
-
В середине сентября 1968 года вся группа из четырнадцати офицеров прибыла в
Симферопольский
Центр дальней космической связи для приобретения навыков дистанционного управления луноходом.
По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава экипажей
из которых вскоре, по разным причинам, выбыло трое испытателей.
-
Так как работы с "Луноходом" в течение лунного дня должны были вестись
круглосуточно
, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два новых
экипажа
, которые должны были управлять "Луноходом" посменно:
-
Первый экипаж:
Ерёменко Николай Михайлович - командир;
Латыпов Габдулхай Гимадутинович - водитель;
Давидовский Константин Константинович - штурман-навигатор;
Мосензов Леонид Яковлевич - бортинженер;
Сапранов Валерий Михайлович - оператор остронаправленной антенны
.
-
Второй экипаж
:
Фёдоров Игорь Леонидович - командир
;
Довгань Вячеслав Георгиевич - водитель
;
Самаль Викентий Григорьевич - штурман-навигатор;
Кожевников Альберт Евстафиевич - бортинженер
;
Козлитин Николай Яковлевич - оператор остронаправленной антенны
.
Резервным водителем
и оператором остронаправленной антенны
обоих экипажей был назначен
Чубукин Василий Иванович.
-

-
Для работы с "Луноходом" была разработана система дистанционного управления,
в которую помимо самого "Лунохода" и средств наземного комплекса управления
на Наземном измерительном пункте № 10
(НИП-10, в поселке Школьное под Симферополем) входил пункт управления "Луноходом" (ПУЛ), который включал пульты
управления командира экипажа
, водителя "Лунохода" и оператора остронаправленной
антенны
(ОНА), рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации.
Экипаж "Лунохода" имел
в своём распоряжении видеоконтрольные устройства -мониторы, на которых отображалась телеметрическая информация о состоянии систем
"Лунохода"
, а также телевизионное изображение поверхности Луны.
Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех, которыми
оснащены пилотируемые космические корабли.
Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось
в команды,
которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.

-
Для отработки методики управления "Луноходом" по соседству с ПУЛом был создан
специальный полигон размером
70 х 120 метров на котором экипажи могли
практиковаться
в управлении аппаратом
.
Полигон был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.
-
Оба экипажа прошли полный курс подготовки и были готовы к управлению самым
первым "Луноходом" потерпевшим аварию
19 февраля 1969 года после старта,
по причине разрушения аэродинамического обтекателя ракеты-носителя.
Эти же экипажи управляли "Луноходом-1" и "Луноходом-2" и должны были
управлять "Луноходом-3"
.
-

Для справки:
.........."Луноход-1" - первый автоматический самоходный аппарат
, благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года автоматической станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970 года и выполнившим на её поверхности поставленную задачу
.
.........."Луноход-2" - второй автоматический самоходный аппарат, благополучно доставленный на Луну 16 января 1973 года автоматической станцией "Луна-21" стартовавшей 11 января 1973 года. Официально работа "Лунохода-2" была прекращена 4 июня 1973 года, из-за выхода из строя аппаратуры, вследствие попадания лунного грунта в момент покидания аппаратом кратера после буксования.
.........."Луноход-3" - третий автоматический самоходный аппарат. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году автоматической станцией "Луна-25" (запуск не состоялся). В настоящее время действующий экземпляр "Лунохода-3" находится в музее НПО имени С.А. Лавочкина.
-

В начале марта 1969 года (в период подготовки к "лунной" программе) инженер-капитан
Альберт Евстафиевич Кожевников был назначен
на должность младшего научного
сотрудника лаборатории № 3
("Лунные самоходные аппараты") в составе 25-го
отдела
(Отдела автоматических космических аппаратов "Луна", "Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части Управления космическими
аппаратами научного
и народно-хозяйственного назначения Центра
Командно-измерительного комплекса
.

Из пункта управления уноходом"
(ПУЛ) под Симферополем А.Е. Кожевников
принимал участие
в управлении работой на лунной поверхности аппарататов:
"Луноход-1"
(с 7 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года);
"Луноход-2"
(с 16 января по 9 мая 1973 года).
Он б
ыл в составе экипажа, которому было поручено проведение
первого сеанса связи
с "Луноходом"
.

В ходе выполнения программы членами экипажей "Луноходов" был внесён ряд ценных
рационализаторских предложений
по управлению луноходом, в результате которых
была повышена точность
и оперативность управления им.
Так
, например, бортинженер
ами А.Е. Кожевниковым и Л.Я. Мосензовым был предложен
способ определения характера и размеров препятствий по телеметрическим
параметрам
.

Оперативный и грамотный анализ принимаемой с борта лунохода телеметрической информации выполненный
А.Е. Кожевниковым способствовал увеличению
продолжительности активных действий лунохода
и обеспечил
выполнение научных исследований
.

Решением Совета Ветеранов Командно-измерительного комплекса от 27 октября
1990 года
"Отмечая 20-летие с начала работ по исследованию Луны с помощью космического аппарата "Луноход-1" членам экипажей луноходов были присвоены квалификации, соответствующие их должностям во время выполнения программы,
в частности
, квалификация "бортинженер экипажа" была присвоена
Кожевникову Альберту Евстафьевичу и
Мосензову Леониду Яковлевичу.



После завершения "лунной" программы подполковник А.Е. Кожевников продолжил службу в системе Командно-измерительного комплекса, а затем уволился
в запас из Вооружённых сил СССР в звании подполковника.


Награды:
За успешное выполнение программы "Луноход", а также за образцовое выполнение
задач по управлению
, высокую боевую выучку, организованность и дисциплину,

личному составу части, в том числе Кожевникову Альберту Евстафиевичу
была объявлена благодарность ЦК КПСС
, Верховного Совета
и Совета Министров СССР
.
-
Указом Президента Российской Федерации № 246 от 21 февраля 1996 года
"За большой личный вклад в проведение научно-технических исследований поверхности Луны и управление автоматическими самоходными аппаратами
"Луноход-1" и "Луноход-2"
бортинженер Кожевников Альберт Евстафиевич
был награждён орденом Почёта
.
Этим же Указом орденом Почёта были награждены остальные члены первого и второго
экипажей управления "Луноходами"
, за исключением бортинженера первого экипажа
Мосензова Леонида Яковлевича, скончавшегося 4 ноября 1994 года, что несправедливо
по отношению к памяти одного из основных участников этого уникального проекта
.
-
Этим же Указом
, резервный водитель и оператор остронаправленной антенны
обоих экипажей
Чубукин Василий Иванович был награждён медалью
ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
-

-

-
Кроме этого
А.Е. Кожевников был награждён орденами Красной Звезды
,
Трудового Красного Знамени, а также рядом медалей СССР, России
и Федерации космонавтики России
.

-

 
-
 

-
Выдающийся испытатель космической техники Альберт Евстафиевич Кожевников скончался 5 января 2011 года.
-
Похоронен он в Одинцовском районе Московской области,
на Муниципальном кладбище городского
округа Краснознаменск
(уч. № 1).
-
(увеличить фото) Московская область,  Одинцовский район. Муниципальное кладбище городского округа Краснознаменск (уч. № 1). Надгробие на могиле А.Е. Кожевникова (лицевая часть надгробия, автор фотографии - Нёма Александр Иванович, октябрь 2017 года) (увеличить фото) Московская область,  Одинцовский район. Муниципальное кладбище городского округа Краснознаменск (уч. № 1). Надгробие на могиле А.Е. Кожевникова (тыльная часть надгробия, автор фотографии - Нёма Александр Иванович, октябрь 2017 года)
 увеличить фотографии
-

 
-
 

-
Увековечивание памяти:
В 2013 году рабочая группа Международного астрономического союза
(МАС)
по планетным системам утвердила 12 названий кратеров в районе
,
исследованном "Луноходом-1".
Небольших размеров кратеры - от 100 до 400 метров в диаметре - получили имена членов экипажей "Луноходов"
.
По правилам МАС для них были выбраны личные имена - так
, как члены экипажа называли друг друга во время работы
.
-
Список названий кратеров в алфавитном порядке:
"Альберт" Кожевников Альберт Евстафьевич,
бортинженер второго экипажа;
-
"Боря" - Непоклонов Борис Викторович,
почётный член экипажа, руководитель оперативной научной
группы от Академии наук СССР
;
-
"Валера" - Сапранов Валерий Михайлович
,
оператор
остронаправленной антенны первого экипажа;
-
"Вася" - Чубукин Василий Иванович
,
резервный водитель и оператор остронаправленной антенны;
-
"Витя" -
Самаль Викентий Григорьевич,
штурман второго
экипажа;
-
"Гена" - Латыпов Габдулхай Гимадутинович
,
водитель первого
экипажа;
-
"Игорь" - Федоров Игорь Леонидович
,
командир второго
экипажа;
-
"Коля" - Козлитин Николай Яковлевич
,
оператор
остронаправленной антенны второго экипажа;
-
"Костя" -
Давидовский Константин Константинович,
штурман первого
экипажа;
-
"Лёня"
-
Мосензов Леонид Яковлевич,
бортинженер первого
экипажа;
-
"Николя" -
Ерёменко Николай Михайлович,
командир первого
экипажа;
-
"Слава" - Довгань Вячеслав Георгиевич
,
водитель лунохода второго
экипажа.
-

открыть ссылку на Карту кратеров составленную учёными Московскогооткрыть ссылку на Карту кратеров составленную учёными Московского Государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и Германского аэрокосмического центра (DLR)

-

открыть ссылку на Карту кратеров составленную учёными Московского
Государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК)
и Германского аэрокосмического центра (DLR)

-
 
-
 

-
При создании страницы были использованы:
текст биографии Кожевникова Альберта Евстафиевича
опубликованный на сайте:
-
(открыть ссылку) Биография А.Е. Кожевников на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"
 открыть ссылку
-
При создании страницы были также использованы следующие материалы:
-
(открыть ссылку) Статья "Экипажи Луноходов" на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Статья "Из истории Луноходов, управляемых из НИП-10" на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Статья "Некоторые новые публикации о Луноходах. 2013 год" на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме:
-
(открыть ссылку) В.Г. Довгань. "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От "Мечты" к луноходам"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) В.Г. Довгань. "Первый перекресток на Луне"  (статья на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса)
 открыть ссылку

--

 

-

 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Нёме Александру Ивановичу
,
Ветерану Космических войск
, автору сайта
"Командно-измерительный комплекс (КИК)" -
за фотографии надгробия на могиле
Кожевникова Альберта Евстафиевича
,
а также
за помощь в создании его страницы!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-