-
 


Начальник лётной части и
Лётчик-испытатель
Научно-исследовательского института
Военно-воздушных сил РККА,
Испытатель самолёта с жидкостным
ракетным двигателем "Би-1",
подполковник ВВС

 
-
-
     
 


Родился 2 мая 1908 года в Вологде, в семье железнодорожника.

Костя
рано лишился родителей.
Воспитывался в
приюте.
С
мальчишеских лет сам зарабатывал себе на хлеб.
За что только не
брался, был даже акробатом в цирке.
Потом его
увлекла мечта о небе.
В
1928 году окончил Борисоглебскую летную школу
и в лётном деле нашёл своё призвание.

Воевал в
Испании, сбил несколько самолетов, был сбит сам.
Попал в
плен, бежал и через Францию и Скандинавские страны вернулся на Родину.

В
НИИ ВВС с 1940 года.
Он
проводил испытания самолётов И-16 с М-63 тип «29», Ме-109Е, МиГ-3,
И-26-3 (в 1940 году), УТИ-26-2, И-30 (Як-3-1) (в 1941 году).

Участие в Великой Отечественной войне:

С
июля 1941 года майор Груздев на фронте в составе 402-го истребительного
авиационного полка особого назначения
, сформированного из летчиков-испытателей.
Воевал на
Калининском фронте и первым открыл боевой счет полка.

Уже в
первые месяцы войны он одержал в воздухе 19 побед.
Летчик-испытатель блестяще знал вражескую авиационную технику,
ее
сильные и слабые стороны.

Константин Афанасьевич разработал и немедленно применил весьма эффективный прием борьбы с "Мессершмиттами-110".
К.А. Груздеву также принадлежит инициатива в использовании щитков
для уменьшения радиуса виража.
После
отзыва командира полка П.М. Стефановского 22 июля 1941 года возглавил этот полк.

Испытательная работа:
В
1942 году отозван с фронта и назначен Начальником летной части НИИ ВВС.
Проводил испытания
самолётов Як-7В, Як-7ДИ с М-105ПФ (Як-9) (1942).

15 марта 1942 года летчик-испытатель К.А. Груздев выступил в газете
"Сталинский Сокол" со статьей "Как вести воздушный бой с "Мессершмиттом-115".
Условно названный
"Мессер-115" был Ме-109Ф, захваченный на аэродроме Тушино
при вынужденной посадке немецкого летчика.
После ремонта
Ме-109Ф проходил испытания в НИИ ВВС,
которые закончились в
апреле 1942 года.

Испытание "Би-1":
Самолет без ракетного двигателя испытывал лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин.
В
15-ти полетах были сняты все характеристики.
До эвакуации
16 октября 1941 года большего сделать не удалось.
Когда все
ОКБ было перебазировано на Урал, на самолет с установленным на нем двигателем был назначен Григорий Бахчиванджи, вместо заболевшего Б.Н. Кудрина.
После
полной наладки силовой установки и других доработок удалось приступить к полетам с двигателем (он был получен в апреле 1942 года).
Испытание двигателя на самолете состоялось 27 апреля 1942 года.
А
15 мая 1942 года лётчик-испытатель
Григорий Яковлевич Бахчиванджи
совершил первый в СССР полёт на самолёте "БИ-1"
с
жидкостным ракетным двигателем (ЖРД)
.
Создателями этого самолёта был
коллектив ОКБ В.Ф. Болховитинова
в составе
А.Я. Березняка, А.М. Исаева, В.А. Штоколова и Л.С. Душкина.

Самолёт "Би-1"


После этого,
Григорий Яковлевич совершил ещё шесть испытательных полётов
на этом
самолёте.

12 января 1943 года один (не совсем удачный) полёт на самолёте "Би-1"
совершил и лётчик-испытатель Константин Афанасьевич Груздев.

В
этом полете при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа,
но пилот
благополучно посадил самолет.
В своих воспоминаниях
Арвид Владимирович Палло вспоминает колоритное высказывание Груздева после полета на БИ:
«И быстро, и страшно, и очень позади. Как черт на метле».

Н
аграды:
В сентябре 1941 года К.А. Груздев представлялся
к званию
Героя Советского Союза,
но
представление по каким то причинам не прошло.

Был награждён орденом
Ленина (1941) и медалями.
 

 
-
 


Константин Афанасьевич Груздев погиб 2 февраля 1943 года
 в испытательном полёте на самолете Р-39 «Аэрокобра» I.

Испытания на вывод из плоского штопора американского истребителя
«Аэрокобра» № АН628
происходили в течении нескольких месяцев в Кольцово,
под
Свердловском, куда был эвакуирован институт.

В этот день около часа
Груздев «штопорил» на «Аэрокобре», после чего
самолёт вошёл в пике и врезался в землю
...

Опытнейший лётчик-испытатель похоронен под Свердловском
(ныне - город
Екатеринбург), в посёлке Малый Исток,
на
кладбище расположенном неподалёку от аэропорта Кольцово
(
Кольцовское кладбище).

В феврале 1963 года у могил Константина Груздева и похороненных рядом
лётчиков-испытателей
Григория Бахчиванджи и Трофима Чигарева
был
установлен обелиск.

(увеличить фото) Свердловская обл., Кольцовское кладбище. Обелиск на могилах лётчиков-испытателей Г.Я. Бахчиванджи, К.А. Груздева и Т.К. Чигарева (фотография с сайта http://www.liveinternet.ru/users/illabes/post117113738/) (увеличить фото) Справка о захоронении К.А. Груздева  с указанием координат расположения могилы (фотокопия с сайта "Мемориал")

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по выбранной Вами фотоссылке)
 

 
-
 


При оформлении страницы использованы материалы сайтов

Сайт "Испытатели"

И

Мемориал

ССЫЛКи ПО ТЕМЕ:
Лётчик

"Би-1"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Испытатели космической техники"