Родился 2 мая 1908 года
в
Вологде,
в семье
железнодорожника.
Костя рано
лишился родителей.
Воспитывался в
приюте.
С мальчишеских лет
сам зарабатывал
себе на хлеб.
За что только не
брался, был даже
акробатом в
цирке.
Потом его
увлекла мечта о небе.
В 1928 году
окончил
Борисоглебскую летную школу
и в
лётном деле
нашёл
своё призвание.
Воевал в
Испании, сбил
несколько самолетов, был
сбит сам.
Попал в
плен, бежал и через
Францию и
Скандинавские страны
вернулся на
Родину.
В
НИИ ВВС
с
1940 года.
Он
проводил испытания самолётов
И-16
с
М-63 тип
«29»,
Ме-109Е,
МиГ-3,
И-26-3 (в
1940 году),
УТИ-26-2,
И-30 (Як-3-1)
(в 1941 году).
Участие в Великой Отечественной войне:
С
июля 1941 года майор
Груздев на фронте
в составе
402-го истребительного
авиационного полка особого назначения,
сформированного из
летчиков-испытателей.
Воевал на
Калининском фронте и
первым
открыл боевой счет полка.
Уже в
первые месяцы войны он
одержал в
воздухе 19 побед.
Летчик-испытатель
блестяще знал
вражескую авиационную технику,
ее
сильные и
слабые стороны.
Константин Афанасьевич
разработал и немедленно применил
весьма эффективный прием борьбы с "Мессершмиттами-110".
К.А. Груздеву
также принадлежит
инициатива в использовании щитков
для
уменьшения радиуса виража.
После
отзыва командира полка
П.М. Стефановского
22 июля 1941 года
возглавил
этот полк.
Испытательная работа:
В
1942 году
отозван с фронта
и назначен Начальником летной части НИИ ВВС.
Проводил испытания
самолётов Як-7В,
Як-7ДИ с
М-105ПФ (Як-9)
(1942).
15 марта 1942 года
летчик-испытатель
К.А. Груздев
выступил в газете
"Сталинский Сокол" со
статьей
"Как вести воздушный бой с "Мессершмиттом-115".
Условно названный
"Мессер-115" был
Ме-109Ф,
захваченный на
аэродроме Тушино
при вынужденной посадке
немецкого летчика.
После ремонта
Ме-109Ф проходил
испытания в
НИИ ВВС,
которые закончились в апреле 1942 года.
Испытание "Би-1":
Самолет без
ракетного двигателя
испытывал
лётчик-испытатель
Борис Николаевич Кудрин.
В 15-ти полетах
были сняты
все характеристики.
До эвакуации
16 октября 1941 года
большего
сделать не удалось.
Когда все
ОКБ
было перебазировано на
Урал, на
самолет с
установленным на нем
двигателем был
назначен
Григорий Бахчиванджи,
вместо заболевшего Б.Н. Кудрина.
После полной наладки силовой установки
и других доработок
удалось приступить к полетам
с двигателем (он
был получен в апреле 1942 года).
Испытание двигателя
на самолете состоялось 27 апреля 1942 года.
А 15 мая 1942 года
лётчик-испытатель
Григорий Яковлевич Бахчиванджи
совершил
первый в СССР
полёт на самолёте "БИ-1"
с жидкостным ракетным двигателем
(ЖРД).
Создателями этого самолёта был коллектив ОКБ
В.Ф. Болховитинова
в составе
А.Я. Березняка,
А.М. Исаева,
В.А. Штоколова
и
Л.С. Душкина.
После этого, Григорий Яковлевич
совершил ещё шесть испытательных полётов
на этом самолёте.
12 января 1943 года
один (не совсем удачный)
полёт на самолёте
"Би-1"
совершил и
лётчик-испытатель
Константин Афанасьевич Груздев.
В этом полете при
выпуске шасси перед
посадкой оторвалась одна
лыжа,
но пилот благополучно посадил самолет.
В своих воспоминаниях
Арвид Владимирович Палло
вспоминает колоритное высказывание
Груздева после
полета на БИ:
«И быстро, и страшно, и очень позади. Как
черт на метле».
Награды:
В сентябре 1941 года
К.А. Груздев
представлялся
к званию Героя Советского Союза,
но представление
по каким то причинам
не прошло.
Был награждён орденом Ленина
(1941) и медалями.
|