-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Специалист Наземного измерительного пункта № 16
(НИП-16) Центра дальней космической связи
;
инженер-испытатель лаборатории № 3
("Лунные самоходные аппараты") 25-го отдела
(Отдела автоматических космических
аппаратов "Луна"
, "Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части
Управления космическими аппаратами
научного и народно-хозяйственного назначения
Центра Командно-измерительного комплекса
;
штурман
, член экипажа управления
космическим аппаратом "Луноход"
;
Начальник отдела 1-го Научно-исследовательского
испытательного Центра испытаний и применения
специальных космических аппаратов
Центра Контрольно-измерительного комплекса
искусственных спутников Земли
и космических объектов
;
полковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Викентий Григорьевич Самаль родился 1 марта 1939 года в городе Молодечно
Минской области Белорусской ССР
(ныне - Республики Беларусь)
.

В 1966 году он окончил Ленинградскую Военную Инженерную Краснознамённую
Академию имени А.Ф. Можайского
(с июля 2012 года, после ряда преобразований -Федеральное Государственное казённое военное образовательное учреждение
высшего профессионального образования "Военно-космическая Краснознамённая академия имени А. Ф. Можайского" Министерства обороны Российской Федерации"
).

 По окончании Академии инженер-лейтенант
В.Г. Самаль служил
в одной из частей Ракетных войск стратегического назначения.

С 1969 года он служил в системе Командно-измерительного комплекса управления
космическими аппаратами
на Наземном измерительном пункте № 16 (НИП-16,
войсковой части № 34436, ныне - в/ч № 81415) Центра дальней космической
связи
(ЦДКС)
, который расположен недалеко от Евпатории, в посёлке
Витино Сакского района Крымской области
.

В апреле 1968 года
инженер-капитан В.Г. Самаль был направлен в числе 45-ти
офицеров Командно-измерительного комплекса
для обучения управлению с Земли
самоходными аппаратами получившими название "Луноход"
, разработанными
под руководством
Георгия Николаевича Бабакина в Конструкторском бюро
Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
(город Химки Московской области).

Самоходное шасси
для лунохода было создано под руководством
Александра Леоновича Кемурджиана в Ленинградском Всесоюзном Научно-исследовательском
институте транспортного машиностроения
(ВНИИтрансмаш), где до этого
разрабатывались ходовые части танков.
Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком
управления движением
и системой безопасности с комплектом информационных
датчиков
.

-
В конце мая этого же года Викентий Григорьевич Самаль вместе с группой отобранных офицеров прибыл в Москву, в Институт медико-биологических проблем Министерства
здравоохранения СССР
для обязательного медицинского обследования.
Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние, выносливость, возбудимость, долговременную и оперативную память, способность ориентироваться
в пространстве, переключать внимание, адаптивность, зрение и многое другое.
Обследование кандидатов проводилось практически
по тем же методикам, что и при
отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены, что участвуют
в очередном наборе в отряд ВВС.
-
В итоге,
Викентий Григорьевич вместе с
Константином Константиновичем Давидовским
был отобран в качестве штурмана "Лунохода" и направлен для подготовки
к работам по программе в Институт космических исследований, где в одном из его
отделов была сформирована оперативная научная группа
от Академии наук СССР
под руководством
Бориса Викторовича Непоклонова.
Остальные офицеры были отобраны в качестве командиров, операторов
(5 человек, проходили подготовку в Конструкторском бюро Машиностроительного
завода имени С.А. Лавочкина
) и водителей "Лунохода" (7 человек,
проходили подготовку во ВНИИтрансмаш
).
-
Подготовка по направлениям шла около месяца, после чего продолжилась уже
совместная подготовка
в КБ Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина
в Химках, где в качестве преподавателей выступали разработчики и создатели
систем "Лунохода"
.
-
В середине сентября 1968 года вся группа из четырнадцати офицеров прибыла в
Симферопольский
Центр дальней космической связи для приобретения навыков дистанционного управления луноходом.
По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава экипажей
из которых вскоре, по разным причинам, выбыло трое испытателей.
-
Так как работы с "Луноходом" в течение лунного дня должны были вестись
круглосуточно
, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два новых
экипажа
, которые должны были управлять "Луноходом" посменно:
-
Первый экипаж:
Ерёменко Николай Михайлович - командир;
Латыпов Габдулхай Гимадутинович - водитель;
Давидовский Константин Константинович - штурман-навигатор;
Мосензов Леонид Яковлевич - бортинженер;
Сапранов Валерий Михайлович - оператор остронаправленной антенны
.
-
Второй экипаж
:
Фёдоров Игорь Леонидович - командир
;
Довгань Вячеслав Георгиевич - водитель
;
Самаль Викентий Григорьевич - штурман-навигатор
;
Кожевников Альберт Евстафиевич - бортинженер;
Козлитин Николай Яковлевич - оператор остронаправленной антенны
.
Резервным водителем
и оператором остронаправленной антенны
обоих экипажей был назначен
Чубукин Василий Иванович.
-

-
Для работы с "Луноходом" была разработана система дистанционного управления,
в которую помимо самого "Лунохода" и средств наземного комплекса управления
на Наземном измерительном пункте № 10
(НИП-10, в поселке Школьное под Симферополем) входил пункт управления "Луноходом" (ПУЛ), который включал пульты
управления командира экипажа
, водителя "Лунохода" и оператора остронаправленной
антенны
(ОНА), рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации.
Экипаж "Лунохода" имел
в своём распоряжении видеоконтрольные устройства -мониторы, на которых отображалась телеметрическая информация о состоянии систем
"Лунохода"
, а также телевизионное изображение поверхности Луны.
Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех, которыми
оснащены пилотируемые космические корабли.
Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось
в команды,
которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.

-
Для отработки методики управления "Луноходом" по соседству с ПУЛом был создан
специальный полигон размером
70 х 120 метров на котором экипажи могли
практиковаться
в управлении аппаратом
.
Полигон был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.
-
Оба экипажа прошли полный курс подготовки и были готовы к управлению самым
первым "Луноходом" потерпевшим аварию
19 февраля 1969 года после старта,
по причине разрушения аэродинамического обтекателя ракеты-носителя.
Эти же экипажи управляли "Луноходом-1" и "Луноходом-2" и должны были
управлять "Луноходом-3"
.
-

Для справки:
.........."Луноход-1" - первый автоматический самоходный аппарат
, благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года автоматической станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970 года и выполнившим на её поверхности поставленную задачу
.
.........."Луноход-2" - второй автоматический самоходный аппарат, благополучно доставленный на Луну 16 января 1973 года автоматической станцией "Луна-21" стартовавшей 11 января 1973 года. Официально работа "Лунохода-2" была прекращена 4 июня 1973 года, из-за выхода из строя аппаратуры, вследствие попадания лунного грунта в момент покидания аппаратом кратера после буксования.
.........."Луноход-3" - третий автоматический самоходный аппарат. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году автоматической станцией "Луна-25" (запуск не состоялся). В настоящее время действующий экземпляр "Лунохода-3" находится в музее НПО имени С.А. Лавочкина.
-

В начале марта 1969 года (в период подготовки к "лунной" программе) инженер-капитан
Викентий Григорьевич Самаль был назначен
на должность инженера-испытателя
лаборатории № 3
("Лунные самоходные аппараты") в составе 25-го отдела
(Отдела автоматических космических аппаратов "Луна", "Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части Управления космическими
аппаратами научного
и народно-хозяйственного назначения Центра
Командно-измерительного комплекса
.

-


Сеанс № 108 (расш. - 1-й лунный день, сеанс связи № 08;
20 ноября 1970 года).
Справа налево
:
Николай Михайлович Ерёменко,
Викентий Григорьевич Самаль,
Василий Иванович Чубукин
,
Константин Константинович Давидовский
и Валерий Михайлович Сапранов
-

Обсуждение программы очередного сеанса связи;
ноябрь
1970 года).
Справа налево
:
Николай Михайлович Ерёменко,
Борис Викторович Непоклонов (руководитель оперативной
научной группы от Академии наук СССР),
Габдулхай Гимадутинович Латыпов,
Василий Иванович Чубукин,
Валерий Михайлович Сапранов,
Викентий Григорьевич Самаль и
Константин Константинович Давидовский

фотографии из книги В.Г. Довганя
"Лунная одиссея отечественной космонавтики.
От "Мечты" к луноходам"

-

-

Из пункта управления уноходом" (ПУЛ) под Симферополем В.Г. Самаль принимал участие в управлении работой на лунной поверхности и (вместе со штурманом первого
экипажа
К.К. Давидовским и руководителем оперативной научной группы от Академии
наук ССС
Р
Б.В. Непоклоновым) выборе маршрутов движения аппаратов:
"Луноход-1"
(с 7 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года);
"Луноход-2"
(с 16 января по 9 мая 1973 года).
Он б
ыл в составе экипажа, которому было поручено проведение
первого сеанса связи
с "Луноходом"
.

В ходе выполнения программы членами экипажей "Луноходов" был внесён ряд ценных
рационализаторских предложений
по управлению луноходом, в результате которых
была повышена точность
и оперативность управления им.

Так,
Викентий Григорьевич Самаль внёс весомый вклад в создание системы навигации лунохода, обеспечил выведение "Лунохода-1" к посадочной платформе.

Штурманами
В.Г. Самалём и К.К. Давидовским был разработан ряд принципиальных
предложений
по совершенствованию методик навигации внеземных транспортных
средств
и
предложен способ уточнения курса лунохода по теням лунных образований.

Оперативная и грамотная работа выполненная
Викентием Григорьевичем Самалём
способствовала увеличению продолжительности активных действий лунохода
и обеспечила выполнение научных исследований.

Участвуя в "Лунной" программе он также входил в группу анализа во время
выполнения программ других полётов автоматических станций "Луна"
, запущенных
с помощью ракет-носителей "Протон" со стартовой площадки Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР,
ныне известно во всём Мире как Космодром Байконур.

Решением Совета Ветеранов Командно-измерительного комплекса от 27 октября
1990 года
"Отмечая 20-летие с начала работ по исследованию Луны с помощью космического аппарата "Луноход-1" членам экипажей луноходов были присвоены квалификации, соответствующие их должностям во время выполнения программы,
в частности, квалификация "штурман экипажа" была присвоена
Самалю Викентию
Григорьевичу
и
Давидовскому Константину Константиновичу.





После завершения "лунной" программы полковник В.Г. Самаль продолжил службу
в должности Начальника одного из головных испытательных отделов войсковой
части № 08317 - 1-го Научно-исследовательского испытательного Центра испытаний
и применения специальных космических аппаратов Центра Контрольно-измерительного
комплекса искусственных спутников Земли
и космических объектов
(ныне - Главный
испытательный центр испытаний
и управления космическими средствами имени
Г.С. Титова
; Московская область, город Краснознаменск
).
Отдел возглавляемый В.Г. Самалём занимался лётно-конструкторскими испытаниями
и штатной эксплуатацией ракетно-космических комплексов и систем.

Викентий Григорьевич принимал активное участие в перспективных космических
программах
: "Ilix-Intercom Second", "Сараево-4", в программе исследования планеты
Венера
и Кометы Галлея с помощью автоматических межпланетных станций "Вега-1"
и "Вега-2", в программах "Меркурий-1", "Юпитер-11, -16, -18, -23", "Уран-4",
в обосновании программ "Сатурн-1 Пиманинс" и "Сатурн-2"
.
-


Подполковник Викентий Григорьевич Самаль (третий слева) во время строевого
смотра в 1-м НИИЦ испытаний и применения специальных космических аппаратов

фотография с сайта
об истории Командно-измерительного комплекса
(статья "1-й НИИЦ испытаний и применения
специальных космических аппаратов.
в/ч 08317, Краснознаменск"
)
-

-
Он - один
из авторов монографии
"Топографо-навигационный комплекс исследований
"Лунохода-1"
, вошедшей в издание "Передвижная лаборатория на Луне "Луноход-1""
(
г. Москва, издательство "Наука", под редакцией:
под редакцией Академика АН СССР
А.П. Виноградова (том 1, 1971 год); под редакцией члена-корреспондента АН СССР
В.Л. Барсукова (том 2, 1978 год)).
Монография опубликована в томе 2, главе 3 - "Исследование топографии
района исследований "Лунохода-1"
(стр. 67 - 80).
-
(открыть ссылку) "Топографо-навигационный комплекс исследований "Лунохода-1" (том 1, 1971 год; г. Москва, издательство "Наука", под редакцией: под редакцией Академика АН СССР А.П. Виноградова) (открыть ссылку) "Топографо-навигационный комплекс исследований "Лунохода-1" (том 2, 1978 год; г. Москва, издательство "Наука", под редакцией: под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.Л. Барсукова)
 открыть ссылки на издания


https://www.youtube.com/watch?v=-gTCFQYVp6I

После увольнения в запас из Вооружённых сил Российской Федерации

Викентий Григорьевич Самаль работал в Российской Государственной пробирной
палата
при Министерстве финансов Российской Федерации.

Он прекрасно сочетал профессиональную деятельность, являясь членом
Краснознаменского регионального отделения межрегиональной общественной
ассоциации "Союза Ветеранов Космических войск"
.


Награды:
За успешное выполнение программы "Луноход", а также за образцовое выполнение
задач по управлению
, высокую боевую выучку, организованность и дисциплину,

личному составу части, в том числе Самалю Викентию Григорьевичу
была объявлена благодарность ЦК КПСС
, Верховного Совета
и Совета Министров СССР
.
-
Указом Президента Российской Федерации № 246 от 21 февраля 1996 года
"За большой личный вклад в проведение научно-технических исследований поверхности Луны и управление автоматическими самоходными аппаратами
"Луноход-1" и "Луноход-2"
штурман
Самаль Викентий Григорьевич
был награждён орденом Почёта
.
Этим же Указом орденом Почёта были награждены остальные члены первого и второго
экипажей управления "Луноходами"
, за исключением бортинженера первого экипажа
Мосензова Леонида Яковлевича, скончавшегося 4 ноября 1994 года, что несправедливо
по отношению к памяти одного из основных участников этого уникального проекта
.
-
Этим же Указом
, резервный водитель и оператор остронаправленной антенны
обоих экипажей
Чубукин Василий Иванович был награждён медалью
ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
-

-

-
Кроме этого
В.Г. Самаль был награждён орденами Красной Звезды
,
Трудового Красного Знамени, а также рядом медалей СССР, России
и Федерации космонавтики России
.

-

 
-
 

-
Выдающийся испытатель космической техники Викентий Григорьевич Самаль
скончался 23 августа 2015 года.

-
Похоронен он рядом с могилой супруги, в Одинцовском районе
Московской области
, на Муниципальном кладбище городского
округа Краснознаменск
.
-
(увеличить фото) Московская область,  Одинцовский район. Муниципальное кладбище городского округа Краснознаменск. Могилы В.Г. Самаля и его супруги (автор фотографии - Нёма Александр Иванович, октябрь 2017 года) (увеличить фото) Московская область,  Одинцовский район. Муниципальное кладбище городского округа Краснознаменск. Крест на могиле В.Г. Самаля (автор фотографии - Нёма Александр Иванович, октябрь 2017 года)
 увеличить фотографии
-

 
-
 

-
Увековечивание памяти:
В 2013 году рабочая группа Международного астрономического союза
(МАС)
по планетным системам утвердила 12 названий кратеров в районе
,
исследованном "Луноходом-1".
Небольших размеров кратеры - от 100 до 400 метров в диаметре - получили имена членов экипажей "Луноходов"
.
По правилам МАС для них были выбраны личные имена - так
, как члены экипажа называли друг друга во время работы
.
-
Список названий кратеров в алфавитном порядке:
"Альберт" -
Кожевников Альберт Евстафиевич,
бортинженер второго экипажа;
-
"Боря" - Непоклонов Борис Викторович,
почётный член экипажа, руководитель оперативной научной
группы от Академии наук СССР
;
-
"Валера" - Сапранов Валерий Михайлович
,
оператор
остронаправленной антенны первого экипажа;
-
"Вася" - Чубукин Василий Иванович
,
резервный водитель и оператор остронаправленной антенны;
-
"Витя" -
 Самаль Викентий Григорьевич,
штурман второго
экипажа;
-
"Гена" - Латыпов Габдулхай Гимадутинович
,
водитель первого
экипажа;
-
"Игорь" - Федоров Игорь Леонидович
,
командир второго
экипажа;
-
"Коля" - Козлитин Николай Яковлевич
,
оператор
остронаправленной антенны второго экипажа;
-
"Костя" -
Давидовский Константин Константинович,
штурман первого
экипажа;
-
"Лёня"
-
Мосензов Леонид Яковлевич,
бортинженер первого
экипажа;
-
"Николя" -
Ерёменко Николай Михайлович,
командир первого
экипажа;
-
"Слава" - Довгань Вячеслав Георгиевич
,
водитель лунохода второго
экипажа.
-

открыть ссылку на Карту кратеров составленную учёными Московскогооткрыть ссылку на Карту кратеров составленную учёными Московского Государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и Германского аэрокосмического центра (DLR)

-

открыть ссылку на Карту кратеров составленную учёными Московского
Государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК)
и Германского аэрокосмического центра (DLR)

-
 
-
 

-
При создании страницы были использованы:
текст биографии Самаля Викентия Григорьевича
опубликованный на сайте:
-
(открыть ссылку) Биография В.Г. Самаля на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"
 открыть ссылку
-
При создании страницы были также использованы следующие материалы:
-
(открыть ссылку) Статья "Экипажи Луноходов" на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Статья "Из истории Луноходов, управляемых из НИП-10" на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Статья "Некоторые новые публикации о Луноходах. 2013 год" на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Статья "История создания 1-го испытательного центра" на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме:
-
(открыть ссылку) В.Г. Довгань. "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От "Мечты" к луноходам"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) В.Г. Довгань. "Первый перекресток на Луне"  (статья на сайте посвящённом истории Командно-измерительного комплекса)
 открыть ссылку

--

 

-

 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Нёме Александру Ивановичу
,
Ветерану Космических войск
, автору сайта
"Командно-измерительный комплекс (КИК)" -
за фотографии надгробия на могиле
Самаля Викентя Григорьевича
,
а также
за помощь в создании его страницы!

Низкий поклон и Большое Спасибо
Самаль Алле Викентьевне -
за помощь в создании страницы её отца
Самаля Викентия Григорьевича
!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-