-
Владимир Михайлович Пронякин
родился 16 июня 1924 года в посёлке Мурмино
Рязанского уезда Рязанской губернии.
______
....В
1929 году уезд был упразднён, его территория вошла в состав
Рязанского округа Центральнопромышленной области.
....12
июля 1929 года Рязанский округ вошёл в состав Московской области,
а 26 сентября 1937 года, в связи с образованием Рязанской области
Рязанский район стал частью этой области.
-
С 1925 года
семья
Пронякиных
жила в
Рязани.
-
В 1938 году
Владимир Пронякин
окончил 7 классов средней школы.
По окончании школы он поступил в Московский техникум железнодорожного
транспорта.
Владимир
увлечённый авиацией,
перед самой войной познакомился с ребятами
из Подольского аэроклуба.
В те дни он совершил свой первый прыжок с парашютом.
-
В октябре 1940 года
Владимир Пронякин
приписав себе один год
поступил в метростроевский аэроклуб, находившийся в
районе деревни Малые Вязёмы,
недалеко от Подмосковного посёлка Голицыно, который окончил
в августе 1941 года.
Из-за бомбардировок немецкой авиации аэроклуб был эвакуирован
в Рязанскую область.
-
В сентябре 1941 года
Владимир Михайлович Пронякин
был призван
в ряды Рабоче-
крестьянской Красной армии Солотчинским районным Военным комиссариатом
Рязанской области, после чего был направлен в качестве
курсанта в Армавирскую
военную школу лётчиков, которую по ходу войны эвакуировали
сначала
в город Красноводск Туркменской ССР
(ныне
- город Туркменбаши),
а потом
в город Фергану Узбекской ССР, где он и закончил её в
1944 году.
-
По окончании авиашколы,
В.М. Пронякин
был направлен для
прохождения
дальнейшей службы на Карельский фронт.
С сентября по декабрь 1944 года он служил в 195-м
Истребительном авиационном
полку, нёс боевые дежурства в Заполярье – на
истребителе Як-9.
В конце войны он участвовал в перегонах самолётов, для чего
неоднократно
командировывался на авиационные заводы, располагавшиеся в
Москве
и Московской области.
День Победы он встретил во время службы в Подмосковье, в
одной
из авиационных частей.
-
В 1948 году он окончил курсы по пилотированию реактивных самолётов
Як-15,
Ла-15 и Миг-15 в Краснознамённом учебно-методическом центре
авиации
противовоздушной обороны, дислоцированном в районе станции
Сейма Горьковской, ныне - Нижегородской области.
-
-
В 1950 году
капитан
Владимир Михайлович Пронякин
был уволен
из Вооружённых
сил СССР в запас.
Причиной увольнения стал конфликт с непосредственным Начальником -
командиром
эскадрильи, который запретил
(несмотря
на просьбы подчинённого)
покинуть часть
для встречи матери и
маленького сына.
В.М. Пронякин
занимавшийся в
юности боксом,
применил к
начальнику силу,
ослушался его и сделал так, как велела ему совесть.
История эта получила огласку, из-за чего получившему новое
назначение Начальнику
штаба дивизии было запрещено заниматься переводом
В.М. Пронякина
под своё
подчинение.
Таким образом,
Владимир Михайлович
был вынужден оставить военную
службу.
-
В 1950 году, после обстоятельной беседы с легендарным лётчиком,
Героем
Советского Союза
Михаилом Михайловичем
Громовым,
возглавлявшим в то время
Управление лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР,
Владимир Михайлович Пронякин
был направлен в Школу
лётчиков-испытателей
для проверки техники пилотирования.
После успешно выполненных
тестов,
В.М. Пронякин
по рекомендации М.М. Громова
был направлен в столицу Грузии - Тбилиси
на лётно-испытательскую работу
на Авиационный завод № 31, где занимался испытаниями
реактивных
самолётов Як-17 и МиГ-23.
Во время одного из испытаний
Владимир Пронякин смог посадить машину
с разрушенным в полёте двигателем.
-
-
Зарекомендовавший себя себя как опытный и умелый
лётчик-испытатель
В.М. Пронякин
получил предложение от
М.М. Громова
(после ходатайства
Начальника лётной службы Тбилисского авиазавода
Павла Ульяновича Фокина)
о переводе
в город Жуковский Московской области, в
Лётно-исследовательский институт.
В период перевода, в течение трёх месяцев
Владимир Михайлович
находился
в командировке в Комсомольске-на-Амуре, где работал
на авиационном заводе
и занимался испытаниями реактивных самолётов МиГ-15.
-
По результатам трехмесячной работы Директор завода
Константин Николаевич Беляк
предложил Пронякину
перейти на завод на должность
старшего лётчика-испытателя.
Но в это время его перевод в ЛИИ уже был оформлен, и уже в
сентябре 1951 года Владимир
Михайлович приступил
к лётно-испытательской работе в Лётно-
исследовательском институте, ныне носящем имя
Михаила Михайловича Громова.
Здесь он проработал до 1978 года.
-
Работая в ЛИИ он провёл следующие работы по тематике института:
- фотографирование самолётов во время испытаний;
- определение аэродинамического сопротивления и максимальной
подъемной силы – на самолете МиГ-15
(совместно
с инженером ЛИИ Владимиром Грачёвым);
- прочностные испытания самолета МиГ-17
(в 1952-м году; вместе с
П.И. Казьминым);
- испытания по заправке в
воздухе системы "штанга-конус" на самолётах МиГ-15
и МиГ-19 (в
1952-1957 годах; вместе с С.Ф.
Машковским,
П.И. Казьминым,
М.Л. Галлаем,
Ф.Ф. Опадчим,
А.П. Богородским,
И.И. Шелестом
и В.А. Комаровым);
- испытания самолёта МиГ-19 на штопор с замедленной
перекладкой стабилизатора
(в
середине 1950-х годов; вместе с
А.А. Щербаковым
и
Султаном Амет-ханом);
- первые испытания истребителей-перехватчиков Су-7 и Су-9
(в 1957–1959 годах);
испытания самолета Су-7 с лыжным шасси, предназначенным
для взлёта с обычного грунта (т.е.
с неподготовленных, земляных полос)
и посадки на него (в
1959 году);
- испытания опытных двигателей на истребителях МиГ-21, Су-9, Су-11,
летающей лаборатории Ту-16ЛЛ;
- исследования отказов в работе двигателей
пассажирских и транспортных
самолётов в полёте;
- испытания первого реактивного истребителя Як-30
(в 1961 году);
- ряд других испытательных
работ на самолётах-истребителях и тяжёлых
самолётах по тематике института.
-
С января 1960 года по 1962 год В.М.
Пронякин являлся лётчиком-инструктором
Школы
лётчиков-испытателей, оставаясь в штате
Лётно-исследовательского института
и выполнив в 1960-м и 1961 годах большую, специфичную
программу
испытаний самолётов Як-30 и Як-32.
В числе его учеников - Герой Советского Союза, Заслуженный
лётчик-
испытатель СССР Николай Евгеньевич
Кульчицкий, Заслуженные лётчики-
испытатели СССР: Олег Всеволодович
Дружинин,
Анатолий Михайлович Целков
и многие другие.
-
После ухода из Школы, с 1962 года
Владимир Михайлович
некоторое
время летал только на тяжёлых самолётах.
-
Владимир Михайлович Пронякин
внёс большой вклад в создание космической
техники, а именно в отработку
космического оборудования и снаряжения космонавтов
в условиях полёта в невесомости.
-
Он также участвовал
в испытаниях
на летающей лаборатории
Ту-16ЛЛ по программе отработки авиационных и жидкостных
ракетных двигателей космических аппаратов.
-
На самолёте-лаборатории Ту-104лл
В.М. Пронякин принимал активное участие
в испытаниях этой лаборатории в
режиме невесомости в режиме "горки".
-
Причём, одинаково серьёзное внимание уделялось и изучению
человека, его работоспособности в условиях невесомости, и
изучению оборудования,
всякого рода процессов, сопровождавших
его функционирование.
В этих работах специально подготовленные и дооснащенные
самолёты-летающие
лаборатории разгонялись на высоте 6 километров и переводились
в набор под углом примерно 45 градусов до высоты около
9 километров, после чего лётчик отдавал
штурвал "от себя".
Благодаря этому, устанавливалась перегрузка, близкая к
нулевой.
При нулевой перегрузке самолёт летел по баллистической
траектории.
Этот режим сохранялся примерно 26-28
секунд, пока самолёт не достигал
угла
пикирования около 45 градусов,
после чего начинался рост перегрузки и вывод самолёта из
пикирования.
-
В этих испытаниях кроме
В.М. Пронякина участвовали
лётчики-испытатели В.Ф. Хапов,
П.И. Казьмин,
В.И. Крыжановский,
Г.Н. Захаров,
В.П. Васин,
В.А. Комаров,
Ю.А. Гарнаев,
М.П. Киржаев,
Н.П. Новиков
в качестве пилотов и первая
шестерка космонавтов ЦПК во главе с
Ю.А. Гагариным, а
также "гражданские"
космонавты из Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения
К.П. Феоктистов,
В.В. Аксёнов,
А.С. Елисеев
и исследователи из
Лётно-исследовательского института.
-
-
В рамках
исследовательских работ по защите самолётов и космических
кораблей
от атмосферного электричества и электромагнитных импульсов
экипаж в составе лётчиков-испытателей, командира -
Н.И. Нуждина
и
второго пилота
В.М. Пронякина
выполнил ряд весьма
рискованных полётов
на самолёте-лаборатории Ту-16ЛЛ
в условиях грозы.
Эта работа получила высокою оценку Героя Советского Союза,
Выдающегося лётчика-испытателя СССР
Сергея Николаевича Анохина.
руководившего подготовкой первого "гражданского" отряда космонавтов
Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения
(ныне
- Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва).
-
Общий налёт Владимира Михайловича
Пронякина в испытательных,
главным образом,
полётах составил 6191 час 54 минуты!
-
Впечатляющий список освоенных
Владимиром Михайловичем самолётов завершил
пассажирский сверхзвуковой самолёт Ту-144.
-
После ухода с
лётной работы по состоянию здоровья, с 1978-го
по 1997 года он
работал инженером-методистом Лётно-исследовательского института
имени М.М. Громова.
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
26 апреля 1971 года
За вклад в испытания новой авиационной технники лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института Пронякин Владимир
Михайлович
был награждён орденом Октябрьской Революции.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
13 мая 1970 года
"За многолетнюю работу в области лётных
испытаний и исследования новой
авиационной техники"
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института
Пронякин Владимир
Михайлович был удостоен Почётного звания
"Заслуженный лётчик-испытатель
СССР".
-
Решением Президиума Федерации космонавтики России
За вклад в работы по подготовке к пилотируемым
космическим полётам
и проведение испытаний ракетных двигателей, лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института Пронякин Владимир
Михайлович
был удостоен Почётного звания "Заслуженный
испытатель
космической техники".
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество проявленные
в боях с немецко-
фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне"
Пронякин Владимир
Михайлович
был
награждён орденом Отечественной
войны II степени.
-
Кроме этого он был
награждён
орденом Отечественной войны I
степени,
медалью "За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов"
(09.05. 1945)
и рядом других наград.
- |