-


Заслуженный лётчик-испытатель СССР;
Заслуженный испытатель космической техники
;

Лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института
;
капитан в отставке

-
-
     
 

-
Владимир Михайлович Пронякин родился 16 июня 1924 года в посёлке Мурмино
Рязанского уезда Рязанской губернии
.

______
....В 1929 году уезд был упразднён
, его территория вошла в состав Рязанского округа Центральнопромышленной области.
....12 июля 1929 года Рязанский округ вошёл в состав Московской области, а 26 сентября 1937 года, в связи с образованием Рязанской области Рязанский район стал частью этой области.

-
С 1925 года
семья Пронякиных жила в Рязани.
-
В 1938 году
Владимир Пронякин окончил 7 классов средней школы.
По окончании школы он поступил в Московский техникум железнодорожного транспорта.
Владимир увлечённый авиацией, перед самой войной познакомился с ребятами
из Подольского аэроклуба.
В те дни он совершил свой первый прыжок с парашютом
.
-
В октябре 1940 года Владимир Пронякин приписав себе один год поступил в метростроевский аэроклуб, находившийся в районе деревни Малые Вязёмы,
недалеко
от Подмосковного посёлка Голицыно, который окончил в августе 1941 года.
Из-за бомбардировок немецкой авиации аэроклуб был эвакуирован
в Рязанскую область.
-
В сентябре 1941 года
Владимир Михайлович Пронякин был призван в ряды Рабоче-
крестьянской Красной армии Солотчинским районным Военным комиссариатом
Рязанской области
, после чего был направлен в качестве курсанта в Армавирскую
военную школу лётчиков
, которую по ходу войны эвакуировали сначала
в город Красноводск Туркменской ССР
(ныне - город Туркменбаши), а потом
в город Фергану Узбекской ССР, где он и закончил её в 1944 году.
-
По окончании авиашколы,
В.М. Пронякин был направлен для прохождения
дальнейшей службы
на Карельский фронт.
С сентября по декабрь 1944 года он служил в 195-м Истребительном авиационном
полку
, нёс боевые дежурства в Заполярье – на истребителе Як-9
.
В конце войны он участвовал в перегонах самолётов, для чего неоднократно
командировывался
на авиационные заводы, располагавшиеся в Москве
и Московской области.
День Победы он встретил во время службы в Подмосковье, в одной
из авиационных частей.
-
В 1948 году он окончил курсы по пилотированию реактивных самолётов Як-15,
Ла-15
и Миг-15 в Краснознамённом учебно-методическом центре авиации
противовоздушной обороны
, дислоцированном в районе станции
Сейма Горьковско
й, ныне - Нижегородской области.
-

-
В 1950 году
капитан Владимир Михайлович Пронякин был уволен из Вооружённых
сил СССР
в запас.
Причиной увольнения стал конфликт
с непосредственным Начальником - командиром
эскадрильи
, который запретил
(несмотря на просьбы подчинённого) покинуть часть для встречи матери и маленького сына.
В.М. Пронякин занимавшийся в юности боксом, применил к начальнику силу,
ослушался его и сделал так, как велела ему совесть.
История эта получила огласку, из-за чего получившему новое назначение Начальнику
штаба дивизии было запрещено заниматься переводом
В.М. Пронякина под своё
подчинение.
Таким образом
,
Владимир Михайлович был вынужден оставить военную службу.
-
В 1950 году, после обстоятельной беседы с легендарным лётчиком, Героем
Советского Союза
Михаилом Михайловичем Громовым, возглавлявшим в то время
Управление лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР,
Владимир Михайлович Пронякин был направлен в Школу лётчиков-испытателей
для проверки техники пилотирования.
После успешно выполненных
тестов, В.М. Пронякин по рекомендации М.М. Громова был направлен в столицу Грузии - Тбилиси на лётно-испытательскую работу
на Авиационный завод № 31, где занимался испытаниями реактивных
самолётов Як-17
и МиГ-23.
Во время одного из испытаний
Владимир Пронякин смог посадить машину
с разрушенным в полёте двигателем
.
-

-
 Зарекомендовавший себя себя как опытный и умелый лётчик-испытатель
В.М. Пронякин получил предложение от М.М. Громова (после ходатайства Начальника лётной службы Тбилисского авиазавода Павла Ульяновича Фокина) о переводе
в город Жуковский Московской области, в Лётно-исследовательский институт.
В период перевода, в течение трёх месяцев
Владимир Михайлович находился
в командировке в Комсомольске-на-Амуре, где работал на авиационном заводе
и занимался испытаниями реактивных самолётов МиГ-15
.
-
По результатам трехмесячной работы Директор завода
Константин Николаевич Беляк
предложил
Пронякину перейти
на завод на должность старшего лётчика-испытателя.
Но в это время его перевод в ЛИИ уже был оформлен, и уже в сентябре 1951 года
Владимир Михайлович приступил к лётно-испытательской работе в Лётно-
исследовательском институте
, ныне носящем имя
Михаила Михайловича Громова.
Здесь он проработал до 1978 года.
-
Работая
в ЛИИ он провёл следующие работы по тематике института:
- фотографирование самолётов
во время испытаний;
- определение аэродинамического сопротивления
и максимальной подъемной силы – на самолете МиГ-15
(совместно с инженером ЛИИ Владимиром Грачёвым);
- прочностные испытания самолета МиГ-17
(в 1952-м году; вместе с
П.И. Казьминым);
- испытания по заправке в воздухе системы "штанга-конус" на самолётах МиГ-15
и МиГ-19
(в 1952-1957 годах; вместе с С.Ф. Машковским,
П.И. Казьминым, М.Л. Галлаем, Ф.Ф. Опадчим, А.П. Богородским, И.И. Шелестом и В.А. Комаровым);
- испытания самолёта МиГ-19
на штопор с замедленной перекладкой стабилизатора
(в середине 1950-х годов; вместе с А.А. Щербаковым и
Султаном Амет-ханом);
- первые испытания истребителей-перехватчиков Су-7
и Су-9
(в 1957–1959 годах);
испытания самолета Су-7
с лыжным шасси, предназначенным для взлёта с обычного грунта
(т.е. с неподготовленных, земляных полос) и посадки на него (в 1959 году);
- испытания опытных двигателей
на истребителях МиГ-21, Су-9, Су-11,
летающей лаборатории Ту-16ЛЛ;
- исследования отказов
в работе двигателей пассажирских и транспортных
самолётов
в полёте;
- испытания первого реактивного истребителя Як-30
(в 1961 году);
- ряд других испытательных работ
на самолётах-истребителях и тяжёлых
самолётах
по тематике института.

-
С января 1960 года по 1962 год
В.М. Пронякин являлся лётчиком-инструктором Школы
лётчиков-испытателей
, оставаясь в штате Лётно-исследовательского института
и выполнив в 1960-м и 1961 годах большую, специфичную программу
испытаний самолётов Як-30
и Як-32.
В числе его учеников - Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-
испытатель СССР
Николай Евгеньевич Кульчицкий, Заслуженные лётчики-
испытатели СССР
:
Олег Всеволодович Дружинин, Анатолий Михайлович Целков
и многие другие.
-
После ухода
из Школы, с 1962 года
Владимир Михайлович некоторое
время летал только
на тяжёлых самолётах.
-
Владимир Михайлович Пронякин внёс большой вклад в создание космической техники, а именно в отработку космического оборудования и снаряжения космонавтов
в условиях полёта в невесомости.
-
Он также участвовал
в испытаниях на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ по программе отработки авиационных и жидкостных ракетных двигателей космических аппаратов.
-
На самолёте-лаборатории Ту-104лл
В.М. Пронякин принимал активное участие
в испытаниях этой лаборатории в режиме невесомости в режиме "горки".
-
Причём
, одинаково серьёзное внимание уделялось и изучению человека, его работоспособности в условиях невесомости, и изучению оборудования,
всякого рода процессов
, сопровождавших его функционирование.

В этих работах специально подготовленные и дооснащенные самолёты-летающие
лаборатории разгонялись
на высоте 6 километров и переводились в набор под углом примерно 45 градусов до высоты около 9 километров, после чего лётчик отдавал
штурвал "от себя"
.
Благодаря этому
, устанавливалась перегрузка, близкая к нулевой.
При нулевой перегрузке самолёт летел по баллистической траектории.
Этот режим сохранялся примерно
26-28 секунд, пока самолёт не достигал угла
пикирования около
45 градусов, после чего начинался рост перегрузки и вывод самолёта из пикирования.
-
В этих испытаниях кроме В.М. Пронякина участвовали лётчики-испытатели В.Ф. Хапов,
П.И. Казьмин, В.И. Крыжановский, Г.Н. Захаров, В.П. Васин, В.А. Комаров,
Ю.А. Гарнаев, М.П. Киржаев, Н.П. Новиков в качестве пилотов и первая
шестерка космонавтов ЦПК
во главе с
Ю.А. Гагариным, а также  "гражданские"
космонавты
из Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения
К.П. Феоктистов, В.В. Аксёнов, А.С. Елисеев
и исследователи из Лётно-исследовательского института.
-

-
В рамках исследовательских работ по защите самолётов и космических кораблей
от атмосферного электричества и электромагнитных импульсов экипаж в составе лётчиков-испытателей, командира -
Н.И. Нуждина и второго пилота В.М. Пронякина выполнил ряд весьма рискованных полётов на самолёте-лаборатории Ту-16ЛЛ
в условиях грозы.
Эта работа получила высокою оценку Героя Советского Союза,
Выдающегося лётчика-испытателя СССР
Сергея Николаевича Анохина.
руководившего подготовкой первого "гражданского" отряда космонавтов
Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения

(ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва).
-
Общий налёт
Владимира Михайловича Пронякина в испытательных,
главным образом, полётах составил
6191 час 54 минуты!
-
Впечатляющий список освоенных
Владимиром Михайловичем самолётов завершил
пассажирский сверхзвуковой самолёт Ту-144
.
-
После ухода с лётной работы по состоянию здоровья, с 1978-го по 1997 года он
работал инженером-методистом Лётно-исследовательского института
имени М.М. Громова
.

-
Награды
:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года
За вклад в испытания новой авиационной технники лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института
Пронякин Владимир Михайлович
был награждён орденом Октябрьской Революции
.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 мая 1970 года
"За многолетнюю работу в области лётных испытаний и исследования новой
авиационной техники"
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института
Пронякин Владимир Михайлович был удостоен Почётного звания
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
-
Решением Президиума Федерации космонавтики России
За вклад в работы по подготовке к пилотируемым космическим полётам
и проведение испытаний ракетных двигателей
, лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института
Пронякин Владимир Михайлович
был удостоен Почётного звания "Заслуженный испытатель
космической техники"
.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество проявленные в боях с немецко-
фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне"
Пронякин Владимир Михайлович
был
награждён орденом Отечественной
войны
II степени
.
-
Кроме этого он был
награждён орденом Отечественной войны I степени,
медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов"
(09.05. 1945) и рядом других наград.

-

 
-
 

-
Выдающийся лётчик-испытатель Владимир Михайлович Пронякин
скончался 26 августа 2008 года
.
-
Похоронен он в Домодедовском районе Московской области,
на Домодедовском кладбище
(уч. № 206).
-
(увеличить фото) Московская область, Домодедовский район, Домодедовское кладбище (уч. № 206). Надгробие на могиле В.М. Пронякина (фото Евгении Долгих, сентябрь 2016 года)

 увеличить фото
-

 
-
 

-
При создании страницы использован тексты биографии
Пронякина Владимира Михайловича
, опубликованные:
на сайте
:

-
(открыть ссылку) Биография В.М. Пронякина на сайт "Испытатели"
 открыть ссылку
-
в книгах:
"Испытатели"
(
авторы - В.П. Васин, А.А.Симонов; г. Жуковский.
"Авиационный печатный двор"
, 2001 год):

-
(открыть ссылку) Биография В.М. Пронякина в книге В.П. Васина и А.А. Симонова "Испытатели ЛИИ".
 открыть ссылку
-
"Лётчики-испытатели. Сергей Анохин сотоварищи"
(
автор - Амирьянц Георгий Ашотович;
г. Москва, издательство "Машиностроение", 2001 год)
:
-
Г.А. Амирьянц. "Лётчики-испытатели. Сергей Анохин со товарищи"
 открыть ссылку
-
в статье
"Профессия - лётчик-испытатель.
Не говорить, но действовать!
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Владимир Михайлович Пронякин"

(автор - Амирьянц Георгий Ашотович;
журнал "Крылья Родины";
№ 6, июнь 2015 года)
:
-
(открыть ссылку) "Профессия - лётчик-испытатель. Не говорить, но действовать! Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Михайлович Пронякин" (автор - Амирьянц Георгий Ашотович; журнал "Крылья Родины"; № 6, июнь 2015 года)
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Долгих Евгении Николаевне и
Цетнарской Наталье Николаевне
,
друзьям и коллегам
по
Обществу некрополистов -
за присланную для публикации
фотографию надгробия

Пронякина Владимира Михайловича

и помощь в создании страницы!

-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -