-
 


Доктор технических наук;
Профессор; Начальник Специальных Конструкторских отделов
завода № 301 и завода № 153
Народного Комиссариата
авиационной промышленности СССР;
заместитель Генерального конструктора
Особого конструкторского бюро завода № 51;
заместитель Генерального конструктора
Опытного конструкторского бюро П.О. Сухого;
конструктор самолётов
;

 
 

создатель межконтинентальной
крылатой ракеты "Буря"

 
-
-
     
 


Родился в 1915 году в посаде Климов, Новозыбковского уезда,
Черниговской губернии (ныне - посёлок городского
типа Климово
, Брянской области).
Дед Наума Семёновича Чернякова являлся раввином.

В 1939 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

Н.С. Черняков работал с Выдающимися конструкторами:

Семёном Алексеевичем Лавочкиным, Владимиром Николаевичем Челомеем,
Павлом Осиповичем Сухим и Михаилом Петровичем Симоновым.

Являлся Начальником Специального Конструкторского отдела
(СКО) завода № 301 (в 1939-1941 годах), затем - Начальником СКО
завода № 153
(в 1941 - 1942 годах).

С 1942-го по 1946 год работал в должности Начальника СКО завода № 82
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
.

С 1946-го по 1960 год являлся заместителем Главного
(с 1957 года -
Генерального
) конструктора завода № 301
С.А. Лавочкина.
С 1957 года являлся Главным конструктором предприятия.

В 1960–1961 годах
Наум Сергеевич Черняков являлся заместителем Генерального конструктора Особого конструкторского бюро завода № 51
В.Н. Челомея.

В 1961 - 1995 годах - заместитель генерального конструктора Опытного конструкторского бюро П.О. Сухого
(ныне - Авиационный научно-производственный комплекс "ОКБ Сухого").

В 1962 году
Н.С. Чернякову была присвоена учёная степень
Доктора технических наук
, а в 1966 году он стал Профессором.

Научные работы
Наума Сергеевича Чернякова значительно способствовали укреплению советской военной мощи.
Во второй половине 1940-х годов он участвовал в конструировании истребителей
Ла-9
и Ла-11.

В начале 1950-х годов он был одним из Главных конструкторов первой в СССР
управляемой ракеты С-25 класса
"земля - воздух" для системы противовоздушной обороны Москвы.
Работы
над ракетой, признанные первоочередной национальной задачей, проводились под непосредственным контролем
Л.П. Берии.

В 1950–60-х годах
Наум Сергеевич Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в Мире сверхзвуковой двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты наземного базирования "Буря"
класса
"земля - земля", способной донести "ударный груз"
до территории
вероятного противника
.

Двигательная установка
(ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2
под руководством Главного конструктора
Алексея Михайловича Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством
Михаила Макаровича Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана на дальность полёта до
8 000 километров,
на высотах до
25 километров, с маршевой скоростью 3, 2 - 3, 3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени.
Стартовый вес ракеты -
95 тонн, вес маршевой ступени - 33 тонны,
вес полезной нагрузки
(боевой части) - 2, 35 тонн.

Ракета "Буря" на старте

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года.
Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались
в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр.
Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года
(пятый пуск ракеты).
Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка
в Астраханской области.
Последний
(18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6 500 километров,
состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр.

Ракета "Буря" в полёте

Между тем, ещё в 1957 года успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством
Сергея Павловича Королёва.
Это поставило под сомнение целесообразность продолжения работ по "Буре",
которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как "Буря" могла быть перехвачена этими системами.
В 1960 году было принято решение о прекращении работ по этому проекту.

При разработке ракеты "Буря" впервые в СССР был освоен ряд технических
и технологических новаций:
= сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД);
= автоматическая астронавигационная система управления полётом;
= механическая обработка и сварка титановых сплавов.

В 1972 году
Н.С. Черняков руководил проектированием дальнего сверхзвукового ударного самолёта "Т-4".
Принимал участие в создании истребителя Су-21.

Интересный факт:
Наум Сергеевич Черняков являлся Главным конструктором создания первого послевоенного троллейбуса МТБ-82, первоначально выпускаемого на авиационном заводе № 82 в Тушино.

Награды:
Наум Сергеевич Черняков был награждён орденами Ленина,
Трудового Красного Знамени
и Красной звезды.
 

 
-
 


Выдающийся конструктор боевых самолётов и ракетного оружия
Наум Сергеевич Черняков
скончался 21 января 1998 года.

Похоронен он в Москве, на Востряковском кладбище (уч. № 42).

(увеличить фото) г. Москва, Востряковское кладбище (уч. № 42). Могила Н.С. Чернякова (май 2012 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-    
 


При создании страницы использован текст биографии
Н.С. Чернякова, опубликованный в

биографической энциклопедии
"АВИАЦИЯ РОССИИ"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2
009)


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Буря" - сверхзвуковая двухступенчатая
межконтинентальная крылатая ракета


"Забытая "Буря"
(автор - Дмитрий Ананьев)

"Конструктор космических "Бурь" (телекомпания "Цивилизация", фильм из цикла "Гении и злодеи уходящей эпохи", Первый канал, 2004 год, смотреть он-лайн)
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"