Родился
в
1915 году
в посаде Климов,
Новозыбковского уезда,
Черниговской губернии
(ныне
-
посёлок городского
типа Климово,
Брянской области).
Дед
Наума Семёновича Чернякова
являлся раввином.
В 1939 году окончил Московский
авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
Н.С. Черняков
работал с
Выдающимися конструкторами:
Семёном Алексеевичем Лавочкиным,
Владимиром Николаевичем Челомеем,
Павлом Осиповичем Сухим и Михаилом
Петровичем Симоновым.
Являлся Начальником Специального Конструкторского отдела
(СКО)
завода № 301 (в 1939-1941 годах),
затем - Начальником СКО
завода № 153 (в 1941 - 1942 годах).
С 1942-го по 1946 год работал в должности Начальника СКО
завода № 82
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.
С
1946-го по 1960 год являлся заместителем Главного (с 1957 года
-
Генерального) конструктора
завода № 301
С.А. Лавочкина.
С 1957 года являлся Главным конструктором предприятия.
В 1960–1961 годах
Наум Сергеевич Черняков
являлся заместителем Генерального конструктора
Особого конструкторского бюро завода № 51
В.Н. Челомея.
В 1961 - 1995 годах - заместитель генерального конструктора Опытного
конструкторского бюро П.О. Сухого (ныне
- Авиационный научно-производственный
комплекс "ОКБ Сухого").
В 1962 году Н.С. Чернякову была присвоена учёная
степень
Доктора технических наук, а в 1966 году
он стал Профессором.
Научные работы Наума Сергеевича Чернякова значительно способствовали укреплению советской
военной мощи.
Во второй половине 1940-х годов он участвовал в конструировании
истребителей
Ла-9 и Ла-11.
В начале 1950-х годов он был одним из Главных
конструкторов первой в СССР
управляемой ракеты С-25 класса "земля - воздух"
для системы противовоздушной обороны Москвы.
Работы
над ракетой, признанные первоочередной национальной задачей, проводились под
непосредственным контролем Л.П. Берии.
В 1950–60-х годах Наум Сергеевич Черняков
руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в
том числе первой в Мире сверхзвуковой двухступенчатой межконтинентальной
крылатой ракеты наземного базирования "Буря"
класса "земля - земля", способной
донести "ударный груз"
до территории
вероятного противника.
Двигательная установка
(ЖРД)
первой ступени разрабатывалась в
ОКБ-2
под руководством Главного конструктора
Алексея Михайловича Исаева.
Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был
сконструирован в ОКБ-670 под руководством
Михаила Макаровича Бондарюка.
Конструкция ракеты была рассчитана на дальность полёта до
8 000 километров,
на высотах до 25 километров, с
маршевой скоростью 3, 2 - 3, 3
маха, с выполнением противозенитных
манёвров в заданные моменты времени.
Стартовый вес ракеты - 95 тонн,
вес маршевой ступени - 33 тонны,
вес полезной нагрузки
(боевой части)
- 2, 35 тонн.
Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года.
Лётно-конструкторские
испытания первого опытного экземпляра начались
в июле 1957 года на полигоне
Капустин Яр.
Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года
(пятый пуск
ракеты).
Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка
в Астраханской области.
Последний (18-й)
пуск, при котором
ракета пролетела 6 500 километров,
состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр.
Между тем, ещё в 1957 года успешно прошла государственные испытания и
была
принята на вооружение Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7,
разработанная в ОКБ-1 под руководством
Сергея Павловича Королёва.
Это поставило под сомнение целесообразность продолжения работ по
"Буре",
которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР
были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как "Буря" могла
быть перехвачена этими системами.
В 1960 году было принято решение о прекращении работ по
этому проекту.
При разработке ракеты "Буря" впервые в СССР был освоен ряд технических
и
технологических новаций:
=
сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель
(СПВРД);
=
автоматическая астронавигационная система управления полётом;
=
механическая обработка и сварка титановых сплавов.
В 1972 году Н.С. Черняков
руководил проектированием дальнего сверхзвукового ударного самолёта "Т-4".
Принимал участие в создании истребителя Су-21.
Интересный факт:
Наум Сергеевич Черняков
являлся Главным конструктором создания первого послевоенного троллейбуса
МТБ-82, первоначально выпускаемого на авиационном заводе № 82
в Тушино.
Награды:
Наум Сергеевич Черняков
был награждён орденами Ленина,
Трудового Красного Знамени и
Красной звезды.
|