-
 


Конструктор Конструкторского бюро
Экспериментального института
;
Ведущий конструктор
 Конструкторского бюро
Научно-исследовательского Института
Гражданского Воздушного Флота;
Руководитель группы,

Ведущий конструктор филиала № 1
Центрального конструкторского бюро
Машиностроения; изобретатель

 
-
-
     
 


Родился 2 июня 1908 года в Москве в семье
Потомственного Гражданина Москвы
-
потомка обрусевших немцев.

Судьба Павла Альбертовича Ивенсена по своему уникальна.
В 1925 году 17-летний Павел Ивенсен создаёт проект своего первого
планера
и Общество Друзей Воздушного флота выделяет ему средства
на постройку тренировочного экземпляра.
Но он строит не тренировочный планер, а рекордный, который после некоторых доработок получает весьма высокие оценки от таких прославленных лётчиков
как Константин Константинович Арцеулов, Андрей Борисович Юмашев,
Дмитрий Александрович Кошиц и другие.

В 1928 году П.А. Ивенсен приглашается на работу в Комитет легкомоторной авиации,
где он работает около года.

В 1931 году благодаря своему другу конструктору Экспериментального института
Бориса Урлапова
, Руководитель института, лётчик по своей первой специальности Павел Иванович Гроховский зачисляет Павла Ивенсена в штат свое учреждения.
Этому предшествовал следующий повод:
П.И. Гроховский по заданию М.Н. Тухачевского должен был создать боевой самолёт,
который бы развивал максимальную скорость - 400 м/c.
К
тому времени у Павла Альбертовича за плечами опыт создания планеров -
И-1, И-4, И-6; легкомоторного самолёта И-2; крыльера - небольшого самолёта
на подводных крыльях и испытанного на Москве-реке,
а
также специального самолёта И-5 для перевозки матриц газеты "Правда".
Ивенсен разработал проект самолёта Г-38, рассчитанного на скорость -
300 м/с, но задана другая цель.
Он меняет все параметры, уменьшает площадь крыла в три раза и увеличивает удельную на грузку на него.
В
итоге заданная скорость достигнута, вместе с тем увеличена скорость посадки
с
прежней (100 м/с) до 120 м/с.
После доклада Руководителю о проделанной работе Ивенсен становится
Ведущим конструктором института
.

Самолёт Г-38 (рисунок)

В
начале 1932 года Ивенсен оформляется в Самолетный Научно-исследовательский Институт Гражданского Воздушного Флота, в Конструкторского бюро
Роберта Людовиговича Бартини (Роберто Ороса ди Бартини).
Сперва принимает участие в конструировании самолета "Сталь-6", а затем
работает уже непосредственно
с Бартини по проектированию моделей
"Сталь-7"
, "Сталь-8", "Дар".
Павел Альбертович считал Роберта Людовиговича своим учителем.

Павел Альбертович Ивенсен, 1936 год (карандашный рисунок)

Проработать
в институте долго не удалось.
Из-за некоторых трений между Руководством института и Главным управлением авиационной промышленности, Г.К. Орджоникидзе и М.Н. Тухачевский в 1936 году
были вынуждены переподчинить Институт Главному военному мобилизационному управлению.
После смерти Орджоникидзе и расстрела Тухачевского
институт Гроховского был разогнан, завод № 47, подчинявшийся ранее
П.И. Гроховскому вновь переподчинили ГУАПу и проект Г-38
к
сожалению был закрыт, а техническая документация документация
по нему исчезла
.

Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Михаил Александрович Нюхтиков писал об этом:
 

-
Если бы наряду со строившимся с 1934 года самолетом И-16,
выпущенным в 1936 И-17 и другими были бы построены и самолеты Г-38,
то был бы создан мощный оборонительный щит, позволивший отразить
нападение фашистов на нашу родину как с воздуха, так и с земли.
Нам было бы чем воевать!
-

Беда никогда не приходит одна.
10 июля 1935 года особое совещание при НКВД СССР приговорило Павла Альбертовича
"к лишению свободы на пять лет в исправительно-трудовых лагерях усиленного режима" за "контрреволюционную деятельность".
Ивенсен попадает на Соловки, на общие работы.
Какое-то время, как "технарь", трудится в проектно-сметном бюро по расчетам строительных материалов.

По иронии судьбы, как вспоминал Павел Альбертович, через день после того,
как особое совещание осудило его, планер Ивенсена, построенный по заказу Центрального Совета Осоавиахима, показывали с гордостью И.В. Сталину.

Павел Альбертович добивается у Начальства лагеря разрешения продолжить
научную работу с условием, поставленным Начальством
об создании проекта эстакады с вагоном на пневматических шинах.
В
отдельно выделенной комнате и при помощи трёх коллег Ивенсеном
был разработан проект эстакады.
Здесь он пытался осуществить разработку проекта транспорта на воздушной подушке.
Находящийся в заключении и работавший на "йодовом" заводе православный священник и философ, химик по первоначальному образованию
Павел Александрович Флоренский помог ему достать компрессор для опытов. Эксперимент прошёл удачно, но...
...в
1937 году СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) преобразовали
в СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения) и обо всех опытах
пришлось забыть
.
Многих заключённых перекомандировали либо в другие места заключения,
либо как Флоренского отправили на гибель...

Павлу Ивенсену повезло, если можно так написать.

Примерно через год, НКВД организовало поиск всех специалистов по авиационной технике и Павел Альбертович попадает в "шарашку"
которая находилась в Болшево (ныне - в черте города Королёв, Московской области).
Здесь он случайно встретился со своим наставником Робертом Бартини
и
вместе с ним он вошёл в штат Конструкторского бюро под руководством
Андрея Николаевича Туполева, где в составе группы занимался проектированием самолёта Ту-2.

9 мая 1940 года Ивенсен был выпущен на свободу с запретом проживания в ряде крупных промышленных городов.
Приехав в Куйбышев, только через НКВД смог устроиться на Карбюраторно-арматурный завод, где проработал чуть больше года.
За это время он переконструировал установку для испытания свечей зажигания двигателей внутреннего сгорания.
Потом ему была выдана справка, что за годы войны его методом было испытано больше 32,5 миллионов свечей и сердечников.
Кроме того, он усовершенствовал технологию изготовления топливного насоса
для танка Т-34. что давало большую экономию алюминия.

Началась Великая Отечественная война.
Из-за дефекта зрения Павел Альбертович был освобождён от военной службы,
а
осенью 1941 года он был вынужден покинуть Куйбышев.
При попытке уехать в Алма-Ату Павел Ивенсен был задержан и депортирован
на
Урал в составе "Сталинградского эшелона", т.е. вместе с немцами Поволжья.
Здесь, в течение нескольким месяцев он проработал конструктором
на
Челябинском литейно-механическом заводе, а с ноября 1942 года работал
в
Копейске, Челябинской области на шахте № 201 треста "Копейскуголь".
И
тут его изобретательский талант находит место - он создаёт горнодобывающий комбайн, значительно облегчающий труд шахтёров.
Из-за резко ухудшившегося здоровья П.А. Ивенсен был переведён
в Центральные электромеханические мастерские, где создаёт
более усовершенствованную модель созданного ранее комбайна,
за что 22 февраля 1944 года получает авторское свидетельство изобретателя.

В
1956 году Павла Альбертовича Ивенсена был реабилитирован.

Через некоторое время Ивенсен возглавил группу по ракетной технике
в Конструкторском бюро Владимира Михайловича Мясищева.
 В
1961 году в филиале № 1 Центрального конструкторского бюро Машиностроения
(в настоящее время Конструкторское бюро "Салют", филиал Государственного Космического Научно-производственного центра имени М.В. Хруничева)
по
инициативе и под руководством Владимира Николаевича Челомея
началась разработка новой тяжёлой ракеты УР-500
(
Универсальной Ракеты со стартовым весом - 500 тонн).
Он назначает Павла Альбертовича Ивенсена
Ведущим конструктором по созданию этой ракеты, известной ныне
как ракета-носитель "Протон", а через несколько лет он стал заместителем
Главного ведущего конструктора Конструкторского бюро "Салют"
.

Ракета носитель "Протон"

В
1976 году Павел Альбертович ушёл на заслуженный отдых.
Находясь на пенсии он возвращается к идее скоростного эстакадно-туннельного транспорта, задуманной ещё на Соловках, одобренного Бартини.
Но... бюрократическая машина была настолько мощно закручена, что Ивенсен
пройдя
"сквозь строй" комиссий, экспертиз и отказов смог получит заслуженное авторское свидетельство лишь 15 ноября 1987 года.
Частично этот проект был реализован при проектировании и создании монорельсовой транспортной системы проходящей в Москве от улицы Эйзенштейна (в районе ВДНХ) до района станции метро "Тимирязевская".

***
Павел Альбертович Ивенсен являлся дядей (двоюродным братом матери)
Загладина Вадима Валентиновича (1927 - 2006) -
Государственного и общественного деятеля, политолога,
Действительного члена Российской Академии естественных наук.
Дядями П.А. Ивенсена (братьями матери)
были выдающиеся деятели русского искусства -
Юон Константин Фёдорович (1875-1958) - художник, декоратор и график
и
Юон Павел Фёдорович (1872 - 1940) - композитор.

 

 
-
 


Выдающийся создатель авиационной и ракетно-космической техники,
изобретатель-самородок
Павел Альбертович Ивенсен скончался
22 октября 1999 года.


Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище
(
уч. № 12) в родовом захоронении.

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 12). Семейное захоронение Ивенсен-Загладиных-Юон (вид 1, июнь 2011 года) (увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 12), Семейное захоронение Ивенсен-Загладиных-Юон (вид 2, март 2011 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использован тексты статей,
посвящённых
Павлу Альбертовичу Ивенсену:

"Подземные, земные и небесные творения Ивенсена"
(автор - М. Яковенко, "Наука и жизнь", № 9, 1991 год)

"…Я не мог не конструировать…"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"