-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской и Сталинской премий
;
Доктор технических наук
;
Профессор
;
Главный конструктор ОКБ-12 Министерства
авиационной промышленности СССР
(Государственного комитета Совета
Министров СССР по авиационной технике)
(
Научно-исследовательского института
приборостроения Министерства авиационной
промышленности СССР)
;
Руководитель филиала Кафедры № 301
"Системы автоматического управления"
Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе
;
специалист и организатор работ
по созданию специальных
систем управления

 

 
-
-
     
 

-
Алексей Сергеевич Абрамов родился 4 (17) декабря 1911 года в городе Баку -
административном центре Бакинской губернии в составе Российской Империи
.

Историческая справка:
.....С 22 апреля 1918 года по 26 мая 1918 года, город Баку в составе Закавказской Демократической Федеративной Республики.
.....С 26 мая 1918 года по 17 сентября 1918 года - город, а с 17 сентября 1918 года по 28 апреля 1920 года - столица Азербайджанской Демократической Республики.
.....12 марта 1922 года, в столице Грузии - городе Тифлисе, Конференция представителей Центральных Исполнительных комитетов Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья (ФСССРЗ).
.....13 декабря 1922 года, 1-й Закавказский съезд Советов проходивший в Баку, преобразовал ФСССРЗ в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) при сохранении самостоятельности входивших в неё республик.
Столицей ЗСФСР стал город Баку
.
.....30 декабря 1922 года, был подписан Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утверждённый I Всесоюзным съездом Советов. В состав Союза ССР вошли РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.
.....С 5 декабря 1936 года (после ликвидации ЗСФСР), город Баку - столица Азербайджанской ССР в составе СССР.
.....30 августа 1991 года Верховным Советом Азербайджана была принята декларация "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики", а 18 октября этого же года был принят акт "О государственной независимости Азербайджанской Республики".
.....С этого времени, город Баку - столица независимой Азербайджанской Республики.

После окончания школы, Алексей Сергеевич Абрамов поступил в Азербайджанский
индустриальный институт
, который окончил в 1936 году
(с 2015 года, после череды
преобразований - Азербайджанский Государственный университет нефти
и
промышленности
).

С 1939 года, он
работал в созданном при Заводе № 230 Опытном конструкторском бюро
по авиационному приборостроению
(ОКБ-230) Народного комиссариата (с марта 1946
года – Министерства
) авиационной промышленности СССР, которое затем было
переименовано
в ОКБ-2 и находилось в городе Раменское Московской области,
где вскоре стал заместителем главного конструктора ОКБ-2, которое в 1947 году
было перебазировано в Москву и получило название ОКБ-12.
Главным конструктором нового предприятия, подчинявшегося Министерству
авиационной промышленности был назначен
Абрамов Алексей Сергеевич
(
14 декабря 1957 года, на базе упразднённого Министерства был создан
Государственный комитет Совета Министров СССР
по авиационной технике,
с 13 марта 1963 года – Государственного комитета по авиационной
технике СССР
- прим.
).

 С 1947 года, коллектив ОКБ-12 руководимый
А.С. Абрамовым, по инициативе Академика
Курчатова Игоря Васильевича участвовал в создании системы регулирования и защиты
промышленных атомных реакторов
, разработка, монтаж и отладка которых были
полностью завершены
в 1948 году.

Под научно-техническим руководством
Абрамова Алексея Сергеевича ОКБ-12 превратилось в мощную научно-исследовательскую организацию, способную в короткие сроки и на высоком техническом уровне решать принципиально новые задачи в области авиационной и ракетной техники.
В 1950-х – начале 1960-х годов, коллектив руководимого им предприятия выполнил
важные правительственные задачи
, впервые в отечественной практике разработав и
внедрив в серийное производство: системы управления и защиты ядерных реакторов
для атомных электростанции малой мощности, автономные источники питания для
атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин";
системы оптимального
расходования запасов компонентов топлива
и их синхронизации для многоступенчатой
ракеты-носителя созданной
на базе межконтинентальной баллистической ракет Р-7,
первого и последующих искусственных спутников Земли, первых пилотируемых космических кораблей "Восток" и "Восход".

С 1963 года ОКБ-12 по заданию Министерства обороны СССР осуществляло разработку и
изготовление электронных систем управления расходом компонентов топлива на борту
ракет стратегического назначения
.
Одной
из наиболее сложных задач явилось создание датчиков, обеспечивающих
высокую точность измерения
в агрессивных жидкостных средах ракетного топлива.
Максимальный срок работы таких изделий составлял
5 лет.

Cпециалисты ОКБ-12
под руководством
А.С. Абрамова сумели сделать их настолько
надежными
, что уже более 40 лет эта электроника успешно эксплуатируется в боевых
ракетных комплексах
, созданных в коллективах под руководством Академиков
Янгеля Михаила Кузьмича, Челомея Владимира Николаевича
и Королёва Сергея Павловича.

В 1964 году, ОКБ-12 был объединён с НИИ-25 с образованием единой организации -
Научно-исследовательского института приборостроения Государственного комитета
по авиационной технике СССР.

Историческая справка:
.....Со 2 марта 1965 года – Научно-исследовательский институт приборостроения в подчинении  Министерства авиационной промышленности СССР вновь образованного на базе упразднённого  Государственного комитета по авиационной технике СССР.
.....В 1992 году из Научно-исследовательского института приборостроения выделилось самостоятельное Открытое Акционерное общество "АВЭКС", специализирующееся в разработке и изготовлении систем энергоснабжения космических аппаратов и аппаратуры управления электрореактивными плазменными двигателями космических аппаратов, в разработке и создании микропроцессорных систем контроля и управления аккумуляторными батареями космических аппаратов, а также - источников питания для экологически чистого транспорта, но правопреемником по прежнему остаётся Научно-исследовательский институт приборостроения.
.....В 1998 году предприятие было преобразовано в Государственный Научно-исследовательский институт приборостроения.
.....В 1999 году институт получил статус Федерального Государственного предприятия, а с 2011 года является Акционерным обществом "Государственный Научно-исследовательский институт приборостроения" в составе Концерна Воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей".

Начальником и Главным конструктором института был назначен Абрамов Алексей
Сергеевич
, который работал в этой должности до ухода на пенсию в 1992 году.
В 1970-1980 годах, руководимый им коллектив Научно-исследовательского института
приборостроения выполнил большой объём работ
по созданию электронных систем
управления авиационными двигателями
, в том числе - для первого широкофюзеляжного
аэробуса ИЛ-86
, позднее запущенных в серийное производство, и которые, в настоящее время продолжает производить Саратовское приборостроительное
объединение
.
 
Для стратегического бомбардировщика Ту-160 были разработаны и изготовлены
система управления двигателем
и расходом топлива, центровкой, а также сервисная
система
, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку
о наиболее оптимальных действиях.
Для орбитального космического корабля многоразового использования "Буран"
специалистами Научно-исследовательского института приборостроения были
выполнены работы
по созданию систем контроля и управления всей гидравликой,
а также был проведены работы по обеспечение надежности выпуска шасси
при посадке.
Испытания этих систем были выполнены
на полноразмерном самолёте-аналоге этого
корабля БТС-002 ОК-ГЛИ
, предназначенном для наземной отработки в атмосфере схем
захода
на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы.
С 1975 года, коллективом института под руководством
А.С. Абрамова разрабатывались
системы управления электропитанием
для аппаратов космической разведки "Алмаз-1"
работавшего
в космосе с 31 марта 1991 года по 17 октября 1992 года и "Алмаз-2"
(в космосе
не был
), позволившие рационально использовать солнечные батареи и аккумуляторы.

Под руководством и во многих случаях по его инициативе, был сформулирован
и решён целый ряд научно-технических задач.
Помимо вышеизложенного разработаны и внедрены в серийное производство: первая
в нашей стране бесплатформенная инерциальная система управления для ракет
зенитно-ракетного комплекса С-З00В
; системы конечного наведения по картам
рельефа местности
для стратегической ракеты морского базирования; миниатюрная
система управления
для управляемой ракеты класса средней дальности класса
"воздух-воздух"
с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной
головкой самонаведения
.

А.С. Абрамов совмещал основную работу с преподавательской деятельностью.
В Научно-исследовательском институте приборостроения по тематике работ
было защищено 5 докторских
и 42 кандидатские диссертации.
Доктор технических наук
(с 1956 года), Профессор Абрамов Алексей Сергеевич, с 1987
года руководил филиалом Кафедры № 301 "Системы автоматического управления"
Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
(ныне - Московский
авиационный институт
(национальный исследовательский университет) - Институт № 3
"Системы управления
, информатика и электроэнергетика").

Награды:
Постановлением Совета Министров СССР № 5070-1944сс/оп от 29 октября 1949 года
(с грифом "Совершенно секретно. Особая папка"), "О награждении и премировании за
выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной
энергии"
, "...отмечая совместные усилия большого коллектива ученых, конструкторов,
инженеров, руководящих работников, строителей и рабочих советской промышленности
успешно выполнено задание Советского правительства о практическом решении в СССР
проблемы использования атомной энергии"
:
пункт 23: ...Абрамов Алексей Сергеевич (инженер, Начальник Конструкторского бюро -
ОКБ-12
)
, Емельянов Иван Яковлевич, Франкенштейн Симха Абрамович, Пушнин Борис
Тихонович
и Попов Анатолий Фёдорович (инженеры Конструкторского бюро - ОКБ-12),
разработавшие приборы дистанционного и автоматического управления заводом "А"
(
комбинат № 817; ныне – Федеральное Государственное унитарное предприятие
"Производственное объединение "Маяк"; город Озёрск Челябинской области
- прим.
)
,
были представлены к награждению орденами СССР: А.С. Абрамов и С.А. Франкенштейн - орденом Ленина; И.Я. Емельянов, Б.Т. Пушнин и А.Ф. Попов - орденом Трудового
Красного Знамени
.
Они премированы денежными премиями
: А.С. Абрамов - суммой в размере 45 000
рублей
; остальные - по 20 000 рублей.
А.С. Абрамов, С.А. Франкенштейн, И.Я. Емельянов, Б.Т. Пушнин и А.Ф. Попов были удостоены Сталинской премии II степени.
Они также получили право на бесплатное обучение своих детей в любых высших
учебных заведения страны за счёт государства и пожизненное право для них, их жён
и детей
(до наступления совершеннолетия) на бесплатный проезд железнодорожным,
водным и воздушным транспортом в пределах СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года (с грифом
"Не подлежит публикации"
)
, "За успешное выполнение специального задания
Правительства"
(за создание ядерных зарядов для первой советской атомной
бомбы РДС-1)
,
инженер, Начальник конструкторского бюро Абрамов Алексей Сергеевич был награждён орденом Ленина.

Постановлением Совета Министров СССР № 1418-657 от 18 декабря 1957 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
,"За большие успехи в деле развития ракетной науки
и техники и успешное создание и запуск в Советском Союзе первого искусственного
спутника Земли"
, а именно "За создание двигательной установки для ракеты-носителя
искусственного спутника Земли"
, Ленинская премия и её денежный эквивалент
в размере
75 000 рублей на коллектив были присуждены
:

Агафонову Сергею Петровичу - Ведущему конструктору по разработке турбонасосов
двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике
;
Абрамову Алексею Сергеевичу
- Главному конструктору системы одновременного
опорожнения топлива из баков ракеты-носителя
; ОКБ-12 Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике
;
Ваничеву Александру Павловичу
- Научному руководителю по процессам горения
в камерах сгорания двигательной установки ракеты-носителя
; НИИ-1 Государственного
комитета Совета Министров СССР по авиационной технике
;
Желтухину Николаю Алексеевичу - Руководителю термодинамических и основных
расчётов двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Кременецкому Владимиру Яковлевичу - Руководителю конструкторской бригады
по двигательной установке ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Листу Григорию Николаевичу - Руководителю конструкторской бригады по разработке
камер сгорания двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Полякову Константину Михайловичу
- Руководителю работ по отработке технологии
изготовления двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Соловьёву Юрию Дмитриевичу
- Ведущему конструктору по разработке и изготовлению
двигательной установки ракеты- носителя
; ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике
;
Шабранскому Виталию Леонидовичу - Руководителю огневых стендовых испытаний
двигательной установки
; ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1954 года (с грифом
"Секретно"
)
, "За успешное выполнение специального задания Правительства"
(за создание ядерных зарядов для первой советской водородной бомбы РДС-6с),
инженер, Начальник конструкторского бюро
Абрамов Алексей Сергеевич
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/29 от 17 июня 1961 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство"
,
Главный конструктор ОКБ-12 Государственного комитета Совета Министров СССР
по авиационной технике
Абрамов Алексей Сергеевич был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(
344952)
и Золотой медали "Серп и Молот" (
9950).

Постановлением Президиума Академии наук СССР № 1143 от 29 декабря 1961 года
(с грифом "Секретно"), Главному конструктору ОКБ-12 Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике
Абрамову Алексею Сергеевичу,
в составе большого коллектива учённых, представителей промышленности и
Вооружённых сил
, создателей ракетно-космической техники, а также деятелей
науки и культуры
, была присуждена настольная медаль, учреждённая
Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1957 года № 1420
,
в честь запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, за выдающиеся заслуги в области специального
приборостроения
, Главный конструктор ОКБ-12 Министерства авиационной
промышленности СССР
Абрамов Алексей Сергеевич был орденом
Октябрьской Революции
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1976 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, за большой вклад в создание ракетно-космической техники,
Главный конструктор ОКБ-12 Министерства авиационной промышленности СССР
Абрамов Алексей Сергеевич был орденом Ленина.

Он был также награждён медалями: "За доблестный труд. В ознаменовании
100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970), "Ветеран труда"
и другими наградами
.

-

 

-

 

-
Выдающийся специалист и организатор работ по созданию специальных
систем управления
Алексей Сергеевич Абрамов скончался
24 июля 2000 года.
-
Урна с его прахом захоронена в Москве на Донском кладбище
("закрытый" колумбарий № 7
/8), в родственном захоронении.
-
(увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище ("закрытый" колумбарий № 7/8). Место захоронения урн с прахом А.С. Абрамова и членов его семьи (май 2018 года) (увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище ("закрытый" колумбарий № 7/8). Место захоронения урн с прахом А.С. Абрамова и членов его семьи (фрагмент; май 2018 года)
 увеличить фотографии
-

 

-

 

-
Увековечивание памяти:
6 мая 2015 года, в Москве на здании Акционерного общества "Государственный Научно-исследовательский институт приборостроения (Проспект Мира, дом № 125),
где в 1964-1992 годах работал
Абрамов Алексей Сергеевич, в Память о нём была открыта Мемориальная доска.

-
(увеличить фото) г. Москва, Проспект Мира, дом № 125. Мемориальная доска в Память об Абрамове Алексее Сергеевиче, открытая 6 мая 2015 года на здании Акционерного общества "Государственный Научно-исследовательский институт приборостроения, где он работал в 1964-1992 годах (автор фотографии - Мержанов Сергей Борисович (1959 - 2022); май 2016 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

---
При создании страницы использованы:
тексты биографии
Абрамова Алексея Сергеевича
опубликованн
ые:
на сайте международного
патриотического интернет-проекта

"Герои страны":
-
(открыть ссылку) Биография А.С. Абрамова на сайте международного патриотического интернет-проекта "Герои страны"
 открыть ссылку
-
статья
"Легендарные люди. Абрамов Алексей Сергеевич (1911 - 2000)"

(сайт Акционерного общества
"Государственный Научно-исследовательский
институт приборостроения"
):
-
(открыть ссылку) "Легендарные люди. Абрамов Алексе Сергеевич (1911 - 2000)" (статья опуликованная на сайте Акционерного общества "Государственный Научно-исследовательский институт приборостроения")
 открыть ссылку
-
статья
"календарь. 30 сентября 1947 года
образовано окб-12"

(сайт Международного общественного фонда
поддержки авиации и космонавтики
(Авиационно-космический фонд)
):
-
(открыть ссылку) "Легендарные люди. Абрамов Алексе Сергеевич (1911 - 2000)" (статья опуликованная на сайте Акционерного общества "Государственный Научно-исследовательский институт приборостроения")
 открыть ссылку
-
статья
"Награды создателям советской ракетной техники
и первого искусственного спутника Земли"
(публикация подготовлена
Кандидатом исторических наук
В.И. Ивкиным
;
научно-публикаторский журнал
"Исторический архив"
; № 3, 2017 год).

-

 этого номера в сети нет!
-
статья
"Постановления Президиума Академии наук СССР
об учреждении настольной медали в честь
запуска первого в мире искусственного спутника Земли
.
1957-1961 годы"
(публикация подготовлена Кандидатами исторических наук
В.И. Ивкиным
и А.И. Ясаковым;
научно-публикаторский журнал
"Исторический архив"
; № 6, 2019 год).
В данную публикацию включены документы Президиума Академии наук СССР за 1957-1961 годы
об учреждении настольной Памятной медали в честь запуска 4 октября 1957 года
в Советском Союзе Первого искусственного спутника Земли и списки
награждённых ею, выявленные в Архиве Российской Академии наук
.

-

этого номера в сети нет!
--

 
     
 

-
НИЗКИЙ ПОКЛОН И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
-
(перейти на другую страницу) РЮМКИН
архитектору
, краеведу Наукограда Королёв,
другу и коллеге по
Обществу некрополистов,
автору фотографии Мемориальной доски
Абрамова Алексея Сергеевича
!

Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
Кандидату исторических наук,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса
;
Ясакову Александру Исхаковичу,
Кандидату исторических наук и
Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
!!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-