-
Алексей
Сергеевич Абрамов
родился
4
(17)
декабря 1911 года в городе Баку
-
административном центре Бакинской губернии в составе Российской
Империи.
Историческая справка:
.....С
22 апреля 1918 года по 26 мая 1918 года, город Баку в
составе Закавказской Демократической Федеративной Республики.
.....С
26 мая 1918 года по 17 сентября 1918 года - город,
а с 17 сентября 1918 года по 28 апреля 1920 года - столица
Азербайджанской Демократической Республики.
.....12
марта 1922 года, в столице Грузии - городе Тифлисе,
Конференция представителей Центральных Исполнительных
комитетов Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской
ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза
Социалистических Советских Республик Закавказья
(ФСССРЗ).
.....13
декабря 1922 года, 1-й Закавказский съезд Советов
проходивший в Баку, преобразовал ФСССРЗ в Закавказскую
Социалистическую Федеративную Советскую Республику
(ЗСФСР)
при сохранении
самостоятельности входивших в неё республик.
Столицей ЗСФСР стал город Баку.
.....30
декабря 1922 года, был подписан Договор об образовании
Союза Советских Социалистических Республик, утверждённый I
Всесоюзным съездом Советов. В состав Союза ССР вошли
РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.
.....С
5 декабря 1936 года (после
ликвидации ЗСФСР),
город Баку - столица
Азербайджанской ССР в составе СССР.
.....30
августа 1991 года Верховным Советом Азербайджана была принята
декларация "О восстановлении государственной независимости
Азербайджанской Республики", а 18 октября этого же года
был принят акт "О государственной независимости Азербайджанской
Республики".
.....С этого времени,
город Баку - столица независимой
Азербайджанской Республики.
После окончания школы,
Алексей Сергеевич Абрамов
поступил
в Азербайджанский
индустриальный институт, который окончил в 1936 году
(с 2015 года, после череды
преобразований - Азербайджанский Государственный университет
нефти и
промышленности).
С 1939 года, он
работал
в созданном при Заводе № 230 Опытном конструкторском
бюро
по авиационному приборостроению
(ОКБ-230)
Народного комиссариата (с
марта 1946
года – Министерства)
авиационной промышленности СССР,
которое затем было
переименовано в ОКБ-2 и находилось в городе
Раменское Московской области,
где вскоре стал заместителем главного конструктора ОКБ-2,
которое в 1947 году
было перебазировано в Москву и получило
название ОКБ-12.
Главным конструктором нового предприятия,
подчинявшегося Министерству
авиационной промышленности был назначен
Абрамов Алексей Сергеевич
(14 декабря 1957 года, на
базе упразднённого Министерства был создан
Государственный комитет Совета Министров СССР по
авиационной технике,
с 13 марта 1963 года – Государственного комитета по
авиационной
технике СССР - прим.).
С 1947 года, коллектив ОКБ-12 руководимый
А.С. Абрамовым, по
инициативе Академика
Курчатова Игоря Васильевича
участвовал в создании
системы регулирования и защиты
промышленных атомных реакторов, разработка, монтаж
и отладка которых были
полностью завершены в 1948 году.
Под научно-техническим
руководством
Абрамова
Алексея Сергеевича ОКБ-12
превратилось в мощную
научно-исследовательскую организацию, способную в
короткие сроки и на высоком техническом уровне решать
принципиально новые задачи в области авиационной и
ракетной техники.
В 1950-х – начале 1960-х годов, коллектив руководимого им
предприятия выполнил
важные правительственные задачи, впервые в
отечественной практике разработав и
внедрив в серийное производство: системы
управления и защиты ядерных реакторов
для атомных электростанции малой мощности,
автономные источники питания для
атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин";
системы оптимального
расходования запасов компонентов топлива
и их синхронизации для
многоступенчатой
ракеты-носителя созданной на базе межконтинентальной
баллистической ракет Р-7,
первого и последующих искусственных спутников Земли,
первых пилотируемых космических кораблей "Восток" и
"Восход".
С 1963 года ОКБ-12 по заданию Министерства обороны
СССР осуществляло разработку и
изготовление электронных систем управления расходом
компонентов топлива на борту
ракет стратегического назначения.
Одной из наиболее сложных задач явилось создание датчиков,
обеспечивающих
высокую точность измерения в агрессивных жидкостных
средах ракетного топлива.
Максимальный срок работы таких изделий составлял
5 лет.
Cпециалисты ОКБ-12 под руководством
А.С. Абрамова сумели сделать их
настолько
надежными, что уже более 40
лет эта электроника успешно эксплуатируется в боевых
ракетных комплексах, созданных в коллективах
под руководством Академиков
Янгеля Михаила Кузьмича,
Челомея Владимира Николаевича
и
Королёва Сергея Павловича.
В 1964 году, ОКБ-12 был
объединён с НИИ-25 с образованием единой
организации -
Научно-исследовательского института приборостроения
Государственного комитета
по авиационной технике СССР.
Историческая справка:
.....Со
2 марта 1965 года – Научно-исследовательский институт
приборостроения в подчинении Министерства авиационной
промышленности СССР вновь образованного на базе упразднённого
Государственного комитета по авиационной технике СССР.
.....В
1992 году из Научно-исследовательского института
приборостроения выделилось самостоятельное Открытое Акционерное
общество "АВЭКС", специализирующееся в разработке и
изготовлении систем энергоснабжения космических аппаратов и
аппаратуры управления электрореактивными плазменными двигателями
космических аппаратов, в разработке и создании
микропроцессорных систем контроля и управления аккумуляторными
батареями космических аппаратов, а также - источников
питания для экологически чистого транспорта, но правопреемником
по прежнему остаётся Научно-исследовательский институт
приборостроения.
.....В
1998 году предприятие было преобразовано в Государственный
Научно-исследовательский институт приборостроения.
.....В
1999 году институт получил статус Федерального Государственного
предприятия, а с
2011 года является Акционерным обществом "Государственный
Научно-исследовательский институт приборостроения"
в составе Концерна Воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей".
Начальником и Главным конструктором института был
назначен Абрамов Алексей
Сергеевич, который работал
в этой должности до ухода на пенсию в
1992 году.
В 1970-1980 годах, руководимый им коллектив
Научно-исследовательского института
приборостроения выполнил большой объём работ по созданию
электронных систем
управления авиационными двигателями, в том числе -
для первого широкофюзеляжного
аэробуса ИЛ-86, позднее запущенных в серийное
производство, и которые, в настоящее время
продолжает производить Саратовское приборостроительное
объединение.
Для стратегического бомбардировщика Ту-160 были разработаны и
изготовлены
система управления двигателем и расходом топлива,
центровкой, а также сервисная
система, от которой в кризисных ситуациях экипаж
может получить подсказку
о наиболее оптимальных действиях.
Для орбитального космического корабля многоразового
использования "Буран"
специалистами Научно-исследовательского института
приборостроения были
выполнены работы по созданию систем контроля и
управления всей гидравликой,
а также был проведены работы по обеспечение надежности
выпуска шасси
при посадке.
Испытания этих систем были выполнены на полноразмерном
самолёте-аналоге этого
корабля БТС-002 ОК-ГЛИ, предназначенном для
наземной отработки в атмосфере схем
захода на посадку и саму посадку, включая
автоматические режимы.
С 1975 года, коллективом института под руководством
А.С. Абрамова
разрабатывались
системы управления электропитанием
для аппаратов космической разведки "Алмаз-1"
работавшего в космосе с 31 марта 1991 года по 17
октября 1992 года и "Алмаз-2"
(в космосе
не был),
позволившие рационально использовать солнечные батареи и
аккумуляторы.
Под руководством и во многих случаях по его
инициативе, был сформулирован
и решён целый ряд научно-технических задач.
Помимо вышеизложенного разработаны и внедрены в
серийное производство: первая
в нашей стране бесплатформенная инерциальная система
управления для ракет
зенитно-ракетного комплекса С-З00В; системы конечного
наведения по картам
рельефа местности для стратегической ракеты морского
базирования; миниатюрная
система управления для управляемой ракеты класса средней
дальности класса
"воздух-воздух" с моноимпульсной допплеровской активной
радиолокационной
головкой самонаведения.
А.С. Абрамов
совмещал основную работу с
преподавательской деятельностью.
В Научно-исследовательском институте приборостроения по
тематике работ
было защищено 5 докторских и 42 кандидатские диссертации.
Доктор технических наук (с
1956 года),
Профессор Абрамов Алексей
Сергеевич, с 1987
года руководил филиалом Кафедры № 301 "Системы
автоматического управления"
Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
(ныне
- Московский
авиационный институт (национальный
исследовательский университет)
- Институт № 3
"Системы управления,
информатика и электроэнергетика").
Награды:
Постановлением Совета Министров СССР № 5070-1944сс/оп
от
29 октября 1949 года
(с
грифом "Совершенно секретно.
Особая папка"),
"О
награждении и премировании за
выдающиеся научные открытия и технические достижения по
использованию атомной
энергии",
"...отмечая совместные усилия большого коллектива ученых,
конструкторов,
инженеров, руководящих работников, строителей и
рабочих советской промышленности
успешно выполнено задание Советского правительства о
практическом решении в СССР
проблемы использования атомной энергии":
пункт 23:
...Абрамов
Алексей Сергеевич (инженер,
Начальник Конструкторского бюро
-
ОКБ-12),
Емельянов
Иван Яковлевич, Франкенштейн Симха Абрамович,
Пушнин Борис
Тихонович
и
Попов Анатолий
Фёдорович
(инженеры
Конструкторского бюро -
ОКБ-12),
разработавшие приборы дистанционного и автоматического
управления заводом "А"
(комбинат
№ 817; ныне – Федеральное Государственное унитарное
предприятие
"Производственное объединение "Маяк"; город Озёрск Челябинской
области - прим.),
были представлены к награждению орденами СССР:
А.С. Абрамов
и С.А.
Франкенштейн
-
орденом Ленина;
И.Я.
Емельянов,
Б.Т.
Пушнин и
А.Ф. Попов
- орденом Трудового
Красного Знамени.
Они премированы денежными премиями:
А.С.
Абрамов -
суммой в размере 45 000
рублей; остальные - по 20 000 рублей.
А.С.
Абрамов,
С.А.
Франкенштейн,
И.Я.
Емельянов,
Б.Т.
Пушнин и
А.Ф. Попов
были
удостоены Сталинской премии II степени.
Они также получили право на бесплатное обучение своих детей в
любых высших
учебных заведения страны за счёт государства и пожизненное право
для них, их жён
и детей
(до
наступления совершеннолетия)
на бесплатный проезд железнодорожным,
водным и воздушным транспортом в пределах СССР.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 29 октября 1949 года
(с
грифом
"Не подлежит публикации"),
"За успешное выполнение специального
задания
Правительства"
(за создание ядерных зарядов для первой
советской атомной
бомбы РДС-1),
инженер, Начальник конструкторского бюро
Абрамов Алексей Сергеевич
был награждён
орденом Ленина.
Постановлением Совета Министров СССР № 1418-657 от
18 декабря 1957 года (с
грифом
"Совершенно секретно"),"За
большие успехи в деле развития ракетной науки
и техники и успешное создание и запуск в Советском Союзе первого
искусственного
спутника Земли", а именно
"За создание двигательной установки для
ракеты-носителя
искусственного спутника Земли",
Ленинская премия и её денежный эквивалент
в размере 75 000 рублей
на коллектив были присуждены:
Агафонову Сергею
Петровичу
- Ведущему
конструктору по разработке турбонасосов
двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике;
Абрамову Алексею Сергеевичу
- Главному
конструктору системы одновременного
опорожнения топлива из баков ракеты-носителя;
ОКБ-12 Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике;
Ваничеву Александру Павловичу
- Научному руководителю по процессам горения
в камерах сгорания двигательной установки ракеты-носителя;
НИИ-1
Государственного
комитета Совета Министров СССР по авиационной технике;
Желтухину Николаю
Алексеевичу
-
Руководителю термодинамических и основных
расчётов двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике;
Кременецкому Владимиру Яковлевичу
-
Руководителю конструкторской бригады
по двигательной установке ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике;
Листу Григорию Николаевичу
-
Руководителю конструкторской бригады по разработке
камер сгорания двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456
Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике;
Полякову Константину Михайловичу
-
Руководителю работ по отработке технологии
изготовления двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике;
Соловьёву Юрию Дмитриевичу
- Ведущему конструктору по разработке и изготовлению
двигательной установки ракеты- носителя;
ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике;
Шабранскому
Виталию Леонидовичу
-
Руководителю
огневых стендовых испытаний
двигательной установки;
ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1954 года
(с
грифом
"Секретно"),
"За успешное выполнение специального
задания Правительства"
(за создание ядерных зарядов
для первой советской водородной бомбы РДС-6с),
инженер, Начальник
конструкторского бюро
Абрамов Алексей Сергеевич
был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/29
от
17 июня 1961
года (с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За выдающиеся
заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического
пространство",
Главный
конструктор ОКБ-12 Государственного комитета Совета Министров
СССР
по авиационной технике
Абрамов Алексей Сергеевич
был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
344952)
и Золотой
медали "Серп и Молот"
(№
9950).
Постановлением Президиума Академии наук СССР № 1143 от 29
декабря 1961 года
(с грифом
"Секретно"),
Главному
конструктору ОКБ-12 Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике
Абрамову Алексею Сергеевичу,
в составе большого коллектива учённых, представителей
промышленности и
Вооружённых сил, создателей ракетно-космической техники,
а также деятелей
науки и культуры, была присуждена настольная медаль,
учреждённая
Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1957 года №
1420,
в честь запуска в СССР первого в мире искусственного спутника
Земли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
26 апреля
1971 года (с
грифом
"Совершенно секретно"),
за
выдающиеся заслуги в
области специального
приборостроения,
Главный
конструктор ОКБ-12 Министерства авиационной
промышленности СССР
Абрамов Алексей Сергеевич
был
орденом
Октябрьской Революции.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от
12 августа
1976 года (с
грифом
"Совершенно секретно"),
за
большой вклад в создание ракетно-космической техники,
Главный
конструктор ОКБ-12 Министерства авиационной промышленности СССР
Абрамов Алексей Сергеевич
был
орденом
Ленина.
Он был также награждён медалями:
"За доблестный труд. В ознаменовании
100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
"Ветеран труда"
и другими наградами.
- |