-
Вадим Иванович Петров
родился 14 ноября 1929 года в рабочем посёлке шахты 5/6
"Рыковка" Сталинской области
(ныне - Калининский район города Донецка
Юго-востока Украины - непризнанной Донецкой Народной Республики),
в семье
Петрова Ивана Семёновича
(1902 - 1996)
и
Лесновой Марии Лукиничны
(1908 - 1996).
-
После окончания средней школы
Вадим Петров
поступил
на Факультет "Летательные
аппараты" Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
и в 1953 году с отличием окончил его
по специальности "инженер-механик
по самолётостроению".
-
По окончании института
В.И. Петров
был направлен
на работу
в
ОКБ-1 - Особое
конструкторском бюро
под
руководством
Сергея Павловича Королёва
(с 1966 года -
Центральное конструкторское бюро экспериментального
машиностроения;
с 1974 года - Научно-производственное объединение
"Энергия";
с 1989 года - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.
Королёва).
-
Свой трудовой путь в этой организации
Вадим Иванович Петров начал
в
должности
инженера проектного отдела.
-
Он принимал непосредственное участие в разработке межконтинентальной
баллистической ракеты Р-7.
В принятую схему параллельных силовых связей блоков этой ракеты
Вадим Иванович
внёс вклад лично.
Данная схема была отработана, внедрена и успешно
эксплуатируется
в настоящее время.
-
С 1954 года инициативная группа проектного отдела
в составе
Евгения Фёдоровича
Рязанова (начальника
сектора),
Лидии Николаевны Солдатовой,
Михаила Сергеевича
Флорианского,
Владимира Васильевича
Молодцова,
Ильи Владимировича Лаврова,
Вадима Ивановича Петрова,
Олега Ивановича Козюпы
и других
специалистов готовила
эскизный проект первого искусственного спутника Земли.
-
Во время активного проведения этих работ, в 1955 году,
Приказом Главного конструктора ОКБ-1
С.П. Королёва
В.И. Петров
был назначен
на должность
инженера отдела
по проектированию искусственных спутников Земли.
Вадимом Ивановичем
была оперативно проведена разработка компоновки
первого
и третьего искусственных спутников Земли.
-
3 апреля 1957 года
Сергей Павлович Королёв
издал Приказ о создании
в ОКБ-1
отдела № 9
под руководством
Михаила Клавдиевича Тихонравова,
которому
было поручено проектирование космических аппаратов, в том числе
и будущих пилотируемых полётов.
Вадим Иванович Петров
был переведён
в этот отдел на должность инженера.
-
Первый в Мире искусственный спутник Земли был успешно запущен
на околоземную
орбиту
4 октября 1957 года с площадки № 1 Космодрома Байконур и
осуществлял свой
полёт
в течение 92-х суток, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов
вокруг Земли
(около 60 миллионов километров),
а его радиопередатчики работали в течение
двух недель после старта.
-
-
В.И. Петров внёс значительный вклад
в создание автоматических средств
исследования космического пространства, Луны, Марса и
Венеры.
16 сентября 1958 года
он
был назначен
на должность заместителя Ведущего
конструктора
по Третьему искусственному спутнику Земли
(стартовавшему
15 мая 1958 года),
первым автоматическим
станциям "Луна-1"
(стартовавшей
2 января 1959 года и ставшей первой искусственной
планетой "Мечта"), "Луна-2"
(стартовавшей
12 сентября 1959 года)
и "Луна-3"(стартовавшей
4 октября 1959 года).
Должность Ведущего конструктора занимал
Олег Генрихович Ивановский.
14 сентября 1959 года станция "Луна-2" впервые в Мире достигла
поверхности
Луны и оставила на её поверхности вымпел, а 7 октября 1959 года аппаратура установленная на
станции "Луна-3"
впервые в Мире передала на Землю
снимки обратной стороны Луны.
Станция "Луна-9", стартовавшая 31 января 1966 года и 3 февраля
впервые
совершившая мягкую посадку на поверхность спутника Земли
передала
на Землю по радио панорамы лунного ландшафта на месте
посадки произвела
измерения интенсивности радиации, обусловленной воздействием
космических лучей и излучением лунного грунта.
-
Вадим Иванович Петров
вспоминал о подготовке автоматических станций
"Луна" к полётам:
-
...
"Вся моя деятельность, особенно ведущим конструктором у
С.П. Королёва
была проста и обыкновенна: нужно было любыми
средствами обеспечивать
выполнение намеченных сроков разработки проекта,
чертежей, схем, подготовки производства,
сборки и испытаний станции и кораблей, что было
делать просто, учитывая мощную руку С.П. Королёва.
Но мне среди будничной деятельности ведущего конструктора
хотелось бы
отметить отдельные яркие эпизоды спокойного течения
(казавшегося)
создания уникальных станций и систем.
Один из них был такой.
После запуска 12 сентября 1959 года станции "Луна-2" с
доставкой вымпела
на Луну.
С.П. Королёв организовал немедленное возвращение
экспедиции в Подлипки
с тем, чтобы срочно отправить на полигон станцию
"Луна-3", которая к тому
времени была укомплектована процентов на 30, для
фотографирования
обратной стороны Луны.
Он смог сосредоточить всех участников создания этой
станции на эффективную
работу в своих организациях, что, конечно,
дало положительный результат,
и к воскресному утру почти все комплектующие были в
цехе № 7, который
собирал и испытывал станции.
Придя утром в цех, я увидел растерянного Е.А.
Башкина, тогда представителя
НИИ-1, который разработал систему ориентации
станции и изготовил у себя
в институте все элементы.
Дали давление в систему управлявших органов, а
бачок сложился.
В цехе находился заместитель начальника техбюро В.В.
Монахов.
Он помог найти аккумулятор давления из ЗИПа другого
изделия.
По эскизам срочно изготовили необходимые детали, и
к обеду система ориентации была готова".
... |
-
После перевода
О.Г. Ивановского
на должность Ведущего
конструктора первых
пилотируемых космических кораблей "Восток",
в
1960 году В.И. Петров
был назначен
Ведущим конструктором ОКБ-1 по автоматическим межпланетным станциям.
-
Работая в этой должности он участвовал в осуществлении полётов
Межпланетных космических станций:
- "Венера-2", "Венера-3" (стартовавших
12 и 16 ноября 1965 года, соответственно),
достигших поверхности планеты 27 февраля и 1 марта
1966 года
(соответственно).
Автоматическая станция "Венера-3"
доставила на поверхность планеты
вымпелы с изображением Земли и Герба СССР;
- "Марс-1"
стартовавшей
1 ноября 1962 года
и выведенного на межпланетную
траекторию.
Однако из-за течи в одном из клапанов микродвигателей
системы ориентации,
связь с автоматической станцией была потеряна.
-
3
апреля 1967 года Приказом Главного конструктора
Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения
Василия Павловича Мишина
Вадим
Иванович
Петров был назначен
на должность Начальника экспериментально-
исследовательского отдела № 822.
Он принимал активное
участие в создании экспериментально-стендовой базы
предприятия, которая в
дальнейшем была использована для отработки систем
космических кораблей "Союз" и их модификаций,
долговременных орбитальных
станций "Салют" и "Мир", космического корабля многоразового
использования "Буран" и других космических аппаратов.
-
Под руководством В.И. Петрова
были реализованы многие прогрессивные технические решения
в плане разработок бортовых и наземных систем,
осуществлялась подготовка кораблей "Союз" и проведение их пусков,
осуществлено проектирование спускаемого аппарата, средств приземления
и системы аварийного спасения корабля "Союз".
-
27 ноября 1973 года
Вадим Иванович
Петров был переведён на
должность исполняющего обязанности заместителя Главного конструктора
ЦКБЭМ
по координации работ и управлению.
-
16 сентября 1974
года Приказом Генерального конструктора Научно-производственного
объединения "Энергия"
Валентина Петровича Глушко В.И. Петров
был назначен
на должность Начальника отдела № 181,
который
совместно с другими отделами
службы в течение 1974-1977 годов осуществлял разработку и
выпуск технических
предложений по лунной базе, по глобально-космической
командно-ретрансляционной
системе, по глобальной космической системе
специальных изделий, создаваемых
с использованием новейших сверхтяжёлых
ракет-носителей, разрабатываемых
НПО "Энергия".
-
С 1 января 1978 года В.И. Петров
являлся заместителем Главного конструктора
и Начальником отдела № 167 по
созданию многоразовой транспортной космической системы "Энергия" - "Буран".
В феврале 1978 года под его руководством, группой ведущих
конструкторов
при участии представителей смежных предприятий была разработана
комплексная программа создания системы "Буран".
Суть этой программы легла в основу всех решений,
принимаемых
при создании этой системы.
-
Космический корабль многоразового использования "Буран" успешно совершил
свой единственный, полностью автоматический полёт 15 ноября 1988
года.
-
В последние годы трудовой деятельности в
Ракетно-космической корпорации
"Энергия" имени С.П. Королёва Вадим Иванович уделял
много внимания и такой
актуальной проблеме как сокращение размеров района
падения отделяющихся частей ракет-носителей при пусках.
-
После ухода на заслуженный отдых в 2003 году он в
качестве консультанта
продолжал передавать свой бесценный опыт новому поколению
создателей ракетно-космической техники.
Вадим Иванович
Петров неоднократно
участвовал в
мероприятиях
посвящённых знаменательным датам в истории
космонавтики, а также
в ежегодных Гагаринских чтениях.
-
открыть ссылку
-
Работая на предприятии В.И.
Петров успешно совмещал проектно-
конструкторскую работу с общественной
деятельностью.
Он был членом КПСС.
В 1954 году Вадим Иванович
был избран Секретарём комсомольской организации
ОКБ-1, в 1956 году - членом Комитета
комсомола предприятия, а в феврале 1957 года — заместителем Секретаря
комитета комсомола предприятия по производственной
и идеологической работе.
-
Рассказ о Вадиме Ивановиче Петрове
будет неполным, если не упомянуть
о его увлечениях.
Он был страстным авто- и кинолюбителем.
Во время отпусков он с семьёй на автомобиле исколесил Крым,
Кавказ и Прибалтику. Многое из его путешествий было
зафиксировано на плёнку и в настоящее время хранится в
его семье.
За долгие годы в домашнем архиве
Петровых накопилась
богатая коллекция
любительских кинофильмов.
-
Он любил собирать грибы, делать утренние пробежки по лесу,
хорошо плавал,
часами мог работать на дачном участке.
Сам смастерил кирпичную печку в дачном домике.
-
Очень простой в общении, добрый, обладавший блестящей
эрудицией и тонким
юмором Вадим Иванович
практически до последних дней был бодр,
полон сил
и энергии и зажигал сердца окружающих его собеседников логикой
мышления,
великолепными знаниями событий, людей и эпизодов из
истории своего
родного предприятия, в которой он проработал полвека.
-
Награды:
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 27 декабря 1957 года
№
264/37
"За
заслуги в деле создания и запуска в Советском Союзе Первого в Мире
искусственного спутника Земли"
инженер-проектант ОКБ-1
Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Петров
Вадим Иванович
был награждён орденом "Знак Почёта".
-
За вклад в создание
первых искусственных спутников Земли
в 1958 году
Петров Вадим Иванович
был
занесён
в Книгу
Почёта ЦК ВЛКСМ.
-
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 апреля 1971
года
"За создание
автоматических межпланетных станций "Венера" и комплекс
научных исследований по определению физических параметров и химического
состава атмосферы планеты Венера"
Начальник отдела
Центрального
конструкторского бюро экспериментального
машиностроения
Петров
Вадим Иванович
был удостоен Ленинской премии за 1970 год
в составе
коллектива учёных и разработчиков.
- |