Родился в 1916 году.
В 1939 году Лев
Иванович Ткачёв окончил Московское Высшее
техническое училище имени Н.Э. Баумана.
Оставался в аспирантуре,
защитил диссертацию и стал
кандидатом технических наук.
С мировым приоритетом он разработал метод автономной инерциальной
навигации,
важный для летательных аппаратов и судоходства.
Л.И.Ткачев
одним из первых в мире сформулировал базовые
принципы
построения систем инерциальной навигации.
18 января 1943 года он выступил с
докладом в Ленинградском Государственном университете, в ту
пору находившемся
в эвакуации в Саратове.
Доклад обозначавший возможности навигации без внешней информации,
содержал все необходимые математические условия для
создания
инерциальной
системы
без методических погрешностей.
В 1944 году
Лев Иванович
успешно защитил докторскую диссертацию,
темой которой являлась тема
инерциальной навигации и он
становится Профессором Кафедры автоматики
и телемеханики
Московского энергетического института
(ныне
- Кафедра управления
и информатики Института автоматики и вычислительной техники МЭИ).
По мнению двух Выдающихся учёных
и академиков - механика
Леонида Ивановича Седова, и конструктора
ракетно-космической техники
Владимира Николаевича Челомея (позже
он познакомился с
Львом Ивановичем),
диссертация Ткачёва
была работой пионерской, в ней задачи инерциальной навигации были
решены наиболее полно.
Именно благодаря
В.Н. Челомею, в 1955 году
Л.И. Ткачёв
получил
Лабораторию в ОКБ-52 (ныне
- НПО Машиностроения, город Реутов,
Московской области),
где занимался своим основным предметом - проектированием систем
инерциональной навигации, т.е. поплавковых гироскопов.
В 1949 году в журнале
"Прикладная математика и механика"
Академии наук СССР
(т.
XIII, вып. 2)
были опубликованы идеи предложенных
Л.И.Ткачевым двух
типов аналитических систем:
бесплатформенной инерциальной системы
(ИНС)
и ИНС
со звёздно-стабилизированной платформой.
Именно эти системы были использованы на
американских (!) пилотируемых космических кораблях "Аполлон", осуществивших
полёты по Лунной программе.
В 1973 году на международном конгрессе в Баку
Лев Иванович
сделал
доклад по
инерциальной навигации.
Среди тех, кто слушал этот доклад были и американские
специалисты
по этой теме - разработчики навигационных систем космического корабля
"Apollo"
Чарльз Дрейпер
и
В. Риглей,
занимавшиеся этим вопросом
с начала 1950-х годов.
Американские ученые высоко оценили вклад
Л.И. Ткачева,
согласились
с его мировым приоритетом.
Но вот что интересно: этот доклад так и
остался неопубликованным.
В этом же году вышло учебное пособие
Л.И. Ткачёва
и
Г.Н. Сенилова
"Системы инерциальной ориентировки"
изданный издательством МЭИ .
К сожалению, из-за трений между
Владимиром Николаевичем Челомеем
и Президентом Академии наук СССР
Анатолием Петровичем Александровым
по вопросу кандидатур на выборах
в Академию наук и статьи об инерциальной навигации в
будущей редакции Большой Советской энциклопедии
имя Льва Ивановича
решением Президента Академии наук было
вычеркнуто
в самый последний момент.
Вот так
Л.И. Ткачёв
пополнил списки пророков,
не оцененных
в своем Отечестве...
В 1976 году на Международном симпозиуме в Бостоне по
навигации, в
честь
двухсотлетия США,
американский специалист
В. Риглей
сделал доклад
"История
инерциальной навигации", который был посвящён профессору
Льву Ивановичу Ткачеву.
|