-
Лев Борисович Вильницкий
родился 8
(20)
сентября 1915 года в городе Елисаветграде
- уездном центре Херсонской губернии
в составе Российской
Империи.
-
Для справки:
......С
10 марта 1919 года - уездный,
а с 1923 года - окружной центр Украинской ССР.
......7
августа 1924 года город Елисаветград был переименован в
Зиновьевск, в честь Советского партийного и политического
деятеля Григория Евсеевича
Зиновьева.
......В
1932 году город вошёл в состав Одесской области, 27
декабря 1934 года город был переименован в Кирово, в
честь Советского партийного и политического деятеля
Сергея Мироновича Кирова, а
10 января 1939 года город был вновь переименован в Кировоград и
в этот же день стал областным центром Украинской ССР
(с 24 августа 1991 года - областной
центр независимой Украины).
......После
решения Верховной Рады и Правительства Украины о декоммунизации,
14 июля 2016 года город Кировоград был переименован - на это
раз в Кропивницкий, в честь мецената и театрального
деятеля Марка Лукича
Кропивницкого.
-
В 1940 году
Лев Вильницкий
окончил Московский институт химического
машиностроения
(ныне - Московский
Государственный университет
инженерной экологии).
-
В июле 1941 года
Вильницкий Лев Борисович
был призван в ряды
Рабоче-крестьянской
Красной
Армии и Воскресенским районным военным комиссариатом
Московской
области
был направлен для поступления в Московскую
Академию химической
защиты
имени К.Е. Ворошилова, на Химические курсы
усовершенствования
командного
состава РККА
(с 2013 года, после череды
преобразований -
Военная Академия
радиационной, химической и биологической защиты
имени Маршала Советского
Союза С.К. Тимошенко, город Кострома).
После начала Битвы под
Москвой личный и преподавательский состав Академии
был эвакуирован в Узбекистан, в город Самарканд.
По окончании Академии, в 1942 году лейтенант
Л.Б. Вильницкий
был направлен
для продолжения службы в Иран, в составе 75-й
Стрелковой дивизии Закавказского
фронта, где в должности Начальника химической службы
одного из полков
участвовал в защите южных рубежей СССР, в связи с
активизацией
гитлеровской Германии в Турции.
-
-
С августа 1944 года старший лейтенант
Лев Борисович Вильницкий
в должности
адъютанта 136-го Отдельного ордена Красной Звезды батальона
химической
защиты воевал в составе 1-го Украинского фронта.
Он участвовал в боевых действиях: 25-31 января 1945
года - на реке Одер,
в районе города Эльтш; в феврале-марте 1945 года -
в районе города Бунцлау.
В 1946 году майор
Л.Б. Вильницкий
был уволен из кадров Красной
Армии,
после чего он прибыл в город Калининград
(ныне - Королёв)
Московской области
и был принят на работу в
Научно-исследовательский институт № 88 Министерства
вооружения СССР, созданный в связи с
Постановлением
Совета Министров СССР
№
1017-419 сс от 13 мая 1946 года "Вопросы реактивного вооружения"
давшим
старт
в СССР
практическим
и научно-исследовательским работам
в области проектирования, создания
и последующих испытаний изделий ракетной
и реактивной техники.
-
-
Свой трудовой путь на этом
предприятии Лев
Борисович
начал в
Специальном
конструкторском бюро
под
руководством
Карла Ивановича Тритко
в должности
инженера-конструктора отдела № 6 занимавшегося проектированием
неуправляемых твердотопливных и жидкостных зенитных ракет
Р-103,
Р-110,
дальностью по высоте до
15-ти километров,
в том числе на
базе
недоведенной
до принятия на вооружение немецкой твердотопливной
ракеты "Тайфун".
Руководил отделом
Павел Иванович Костин.
В 1946 году
Лев Борисович Вильницкий
находился в командировке
в Германии,
в составе группы советских специалистов,
задачей которой являлось изучение
остатков немецких ракет "V-2"
("Фау-2") конструкции
Вернера фон Брауна,
поиск и
перевод
на
русский язык технической
документации
к ним,
пересылка домой.
После возвращения
из Германии
в октябре 1946 года,
Лев Борисович продолжил
работу в этом же конструкторском бюро.
В 1950 году
Л.Б. Вильницкий
перешёл
в созданное
в апреле 1950 года на базе
нескольких отделов НИИ-88 Особое конструкторское бюро № 1
(ОКБ-1)
под
руководством
Сергея Павловича Королёва,
которое Постановлением Совета
Министров СССР от 13 августа 1956 года № 4912сс вместе
с опытным заводом
было выделено
в самостоятельную организацию.
Работу в ОКБ-1
Лев Борисович
начал
в должности Начальника группы отдела № 5,
который возглавляли
Михаил Кузьмич Янгель
(заместитель Главного конструктора
ОКБ-1 - исполняющий обязанности Начальника отдела
- прим.),
затем (после
назначения
М.К. Янгеля на должность
Директора НИИ-88)
- заместитель
Главного конструктора ОКБ-1 - Начальник отдела
Борис Евсеевич Черток.
-
-
Затем
Лев Борисович Вильницкий
являлся заместителем Начальника этого отдела,
Начальником отделов № 10 и № 043
Центрального
конструкторского бюро экспериментального машиностроения
(до
1966 года - Особое конструкторское
бюро № 1; с
1974 года - Научно-производственного
объединения "Энергия",
с 1989 года - Ракетно-космической корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва",
город Королёв, Московской
области).
После защиты диссертации ему была присуждена учёная степень
Кандидата технических наук.
Работая
в отделе № 5
Лев Борисович Вильницкий участвовал
в разработке,
создании
и испытаниях бортовых приборов управления,
радиосистем, источников
тока, рулевых приводов, конструировании приборов
и датчиков, а также систем
управления двухступенчатой межконтинентальной баллистической
ракеты Р-7
с отделяющейся головной частью, на базе которой
были созданы ракеты-носители
для вывода
в космос первого и последующих спутников Земли
и пилотируемых
космических кораблей; двухступенчатой, жидкостной
(на низкокипящем окислителе)
межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А наземного
и шахтного
базирования
с моноблочной головной частью, спутника связи
"Молния-1"
и других изделий ракетно-космической техники.
-
-
Будучи Начальником отдела № 10
Л.Б. Вильницкий
руководил созданием
двигательной установки пилотируемого космического корабля "Союз"
с вытеснительной
подачей компонентов топлива, предназначавшейся
для
выполнения режимов
ориентации и причаливания корабля
и для управления
движением спускаемого
аппарата;
проектированием, освоением и эксплуатацией
рулевых машин приводов, стыковочных механизмов,
гидравлического
и электромеханического оборудования ракеты-носителя Н-1
с космическим
кораблём Л-3
для пилотируемого полёта на Луну.
4 февраля 1970 года Приказом Главного конструктора
Центрального конструкторского
бюро экспериментального машиностроения
Василия Павловича Мишина,
Лев Борисович Вильницкий
был назначен руководителем работ
по проектированию
и созданию стыковочных узлов долговременной орбитальной
станции "Салют".
-
-
Возглавляя отдел № 043 (отдел
рулевых машин, приводов и механизмов)
Л.Б. Вильницкий
руководил
разработкой и созданием автоматики блоков Д и
ДМ,
электромеханических систем стыковки, внутреннего
перехода и автоматики
космических кораблей "Союз", "Союз Т" и "Союз ТМ";
долговременных
орбитальных станций "Салют" и "Мир".
Весом вклад
Льва Борисовича Вильницкого
в разработку и создание универсального
андрогинного, периферийного агрегата стыковки
(АПАС-75),
созданного под
руководством его многолетнего заместителя
Владимира Сергеевича
Сыромятникова
впервые применённого во время
советско-американского космического полёта
по программе "Союз"-Аполлон".
Кстати, аббревиатура "АПАС" придумана именно
Львом Борисовичем.
Впоследствии под руководством
Л.Б. Вильницкого
и
В.С. Сыромятникова
были
созданы
андрогинные, периферийные агрегаты стыковки "АПАС-89"
для стыковки
многоразовых кораблей "Буран"
и "Заря" с орбитальной станцией "Мир",
и "АПАС-95" использовавшийся в проекте "Мир-Шатлл".
Для справки:
......"Заря"
- советский многоразовый
транспортно-многоцелевой пилотируемый космический корабль,
разработанный РКК "Энергия" имени С.П. Королёва в 1985-1989
годах, производство которого так и не было начато в связи
с сокращением финансирования космических программ.
-
Л.Б. Вильницкому
в соавторстве с
О.Н. Воропаевым,
А.И. Гаспаряном,
Г.Н. Дегтяренко,
Б.А. Дорофеевым,
С.М. Зельвинским
и
В.И. Шутенко
принадлежат
метод и устройство, на которые впоследствии было
выдано
авторское свидетельство.
Изобретение гарантировало увод ракеты со старта даже
в случае отключения
электропитания всех рулевых машин при включённых
двигателях.
Заранее взведённые в механизмах рулевых машин пружины
в случае аварии
устанавливали все дроссели управления тягой двигателей первой
ступени
в положение, нужное для увода ракеты от
стартового комплекса.
Это изобретение было реализовано не только на
ракетах-носителях H-1,
но и в соответственно измененном виде на
ракете-носителе "Энергия".
В своём историческом труде
"Ракеты и люди" Академик
Борис Евсеевич Черток
привёл интересный факт из
жизни
Льва Борисовича Вильницкого:
-
-
-------Обладая
конструкторско-технологическим талантом, как "даром
Божьим", Вильницкий не смирился с отказом своего
тазобедренного сустава после тяжёлой болезни.
Вместе с хирургами он разработал искусственный
сустав-механизм. Он уговорил медиков на операцию
замены природного сустава, и это вернуло ему
способность ходьбы не на костылях, а только с
палкой.
- |
-
Награды:
Приказом
Войскам 1-го Украинского фронта
№ 0109/н
от 16 июня 1945 года,
от имени Президиума
Верховного Совета Союза ССР,
"За образцовое
выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
немецкими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество",
адъютант
136-го Отдельного ордена Красной Звезды батальона
химической
защиты,
старший лейтенант
Вильницкий Лев Борисович
был награждён
медалью "За
боевые заслуги".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от № 264/38 от 21
декабря 1957 года
(с
грифом "совершенно секретно"),
"За создание и запуск первого в
мире искусственного спутника Земли",
Начальник группы ОКБ-1 Государственного
комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике
Вильницкий Лев
Борисович
был награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961
года
За
успешное выполнение специального задания Правительства по
созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника
"Восток" и
осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на
борту",
заместитель Начальника отдела
ОКБ-1 Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике
Вильницкий Лев
Борисович
был награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от 15 января
1976 года
За участие в работе по осуществлению
полёта орбитальной станции "Салют-4",
а также вклад в осуществление совместного полёта советского и
американского
космических кораблей по программе "ЭПАС" ("Союз"-"Аполлон")
Начальник
отдела
Научно-производственного объединения "Энергия" Министерства
общего машиностроения СССР
Вильницкий Лев Борисович
был награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество
проявленные в боях с немецко-
фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы
Советского
народа в Великой Отечественной войне",
майор в отставке
Вильницкий Лев Борисович
был награждён
орденом
Отечественной войны
II
степени.
Кроме этого, Лев
Борисович был награждён
медалями:
"За Победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов",
За трудовую доблесть.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина",
"Ветеран труда",
а также нагрудным знаком "Заслуженный ветеран
Ракетно-космической
корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва".
- |