-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Заслуженный деятель науки и техники РСФСР;
Заслуженный деятель науки и техники
Татарской АССР
;
Доктор технических наук
, Профессор;
Заведующий Кафедрами паровых турбин
:
Московского высшего технического училища
,
Московского механико-электротехнического
института имени М.В. Ломоносова
;
преподаватель Московского института
народного хозяйства имени Г.В. Плеханова
;
организатор и первый Заведующий Кафедрой
паротурбинных установок
,
Декан Факультета теплотехники
Московского Энергетического института
;
заместитель Главного конструктора
Опытно-конструкторского бюро специальных
двигателей по конструкторским работам
ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при
заводе № 16 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
;
Профессор Кафедры ракетных двигателей
,
Основатель и первый Заведующий Кафедрой
турбомашин Казанского Авиационного института
;
ученый в области теплотехники
, механики;
специалист в области теплотехники и турбостроения;
один из пионеров отечественного авиационного
и ракетного жидкостного двигателестроения

 
-
-
     
 

-
Георгий Сергеевич Жирицкий родился 26 сентября (8 октября) 1893 года
в городи Кропивна - административном центре Крапивенского уезда
Тульской губернии
в семье лесничего.

-
Историческая справка
:
.....Со временем название города трансформировалось
, т.е. Кропивна превратилась в Крапивну.
.....В 1924-1958 годах город Крапивна был центром Крапивенского района Тульской области.
.....В связи с резким уменьшением численности населения, Крапивна потеряла статус города. .....Ныне это село являющееся Административным центром Крапивенского сельского поселения Щёкинского района Тульской области.

-
Детство и юность
Георгия прошли в Киеве.
После его рождения родители разошлись
и его воспитывала мать, работавшая
счетоводом
в Киевской казённой палате, а затем – в Киевской городской управе.

Будучи гимназистом он
с 14-ти лет самостоятельно зарабатывал средства
и сам давал уроки.
В 1911 году
Георгий Жирицкий окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью
и в том же году поступил на Механический факультет Киевского политехнического
института
, который окончил
в 1915 году.

По окончании института он работал конструктором на судостроительных заводах
в Николаеве и Севастополе.
В 1918 году
Георгий Сергеевич Жирицкий был избран по конкурсу преподавателем
Киевского политехнического института
, переехал в Киев и приступил к работе
на Кафедре паровых котлов
.
Работая на кафедре он преподавал техническое черчение, практическую механику,
паровые машины и паровые турбины, тепловые двигатели и одновременно работая
инженером
на заводе "Физиохимик".

В 1925 году Народный комиссариат просвещения Украинской ССР утвердил
Г.С. Жирицкого Профессором Кафедры паровых котлов.

В 1926 году он был назначен на должности Декана Механического факультета
и Заведующего Кафедрой паровых машин Киевского политехнического института
.

В 1926-м и 1927 годах
Георгий Сергеевич находился в командировках в Германии,
в ходе которых изучал практику немецкого турбостроения.

В 1929 году он участвовал в конкурсе на должность Заведующего Кафедрой паровых турбин Московского высшего технического училища.

______
.....в 1930 году - Московское механико-машиностроительное училище;
.....с 1930 года - Московский механико-машиностроительный институт (МММИ) имени Н.Э. Баумана;
.....с 1943 года - Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана;
.....с 1989 года по настоящее время - Московский Государственный технический университет (МГТУ) имени Н. Э. Баумана.

-
После избрания
Г.С. Жирицкий переехал в Москву и в 1929/1930 учебном году
работал в этой должности.
Одновременно с 1930 года он являлся Заведующим Кафедрой паровых турбин
в Московском механико-электротехническом институте
(ныне - Московский
политехнический университет
) имени М.В. Ломоносова; а в Московском институте
народного хозяйства
(ныне - Российский экономический университет) имени
Г.В. Плеханова читал курсы паровых машин
и паровых турбин.

 В 1930 году
Георгий Сергеевич перешёл на работу в Московский Энергетический
институт
(МЭИ), стал организатором и первым Заведующим Кафедрой паротурбинных
установок
, а в 1931 году - лаборатории паровых турбин работавшей при этой Кафедре.
В 1932 году, после организации факультета теплотехники
МЭИ,
он стал первым деканом этого факультета.

В 1933 году Высшая аттестационная комиссия повторно утвердила
Г.С. Жирицкого
в учёном звании Профессора, а в 1937 году ему без защиты диссертации
было присвоена учёная степень Доктора технических наук
.

Научная, педагогическая и организаторская деятельность
Георгия Сергеевича
Жирицкого
прервалась
в 1937 году, после его необоснованного ареста по делу
"Промпартии"
.
В 1939 году он был переведён в Москву, где, отбывая наказание, работал
в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД
(так называемой "шарашке")
при Тушинском Авиамоторостроительном заводе № 82 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
, которая под руководством
Александра
Дмитриевича Чаромского
занималась конструированием авиационных двигателей
.
Осенью 1940 года часть заключенных перевели на Казанский авиационный
моторостроительный завод № 16
, где она продолжала заниматься разработкой
вспомогательных самолётных установок жидкостных реактивных двигателей
с насосной подачей топлива.
Осенью 1941 года в Казань была перебазирована и остальная часть работников
Тушинской "шарашки"
, в их числе и
Г.С. Жирицкий.
Первоначально он продолжал работать в группе
А.Д. Чаромского над созданием

турбокомпрессора, но в феврале 1942 года Чаромского с частью сотрудников
руководство 4-го Спецотдела НКВД перевело
в Москву.
 
Г.С. Жирицкий вместе с другими заключёнными и вольнонаемными, ранее работавшими
с
Чаромским, присоединились к группе которой руководил Выдающийся специалист
в области жидкостного реактивного
(позже - ракетного) двигателестроения
Валентин Петрович Глушко.
Группа находилась на территории завода, но подчинялась не директору завода,
а Начальнику специального Конструкторского бюро наркомата внутренних дел,
капитану госбезопасности
В.А. Бекетову, имевшему диплом инженера-металлурга.
В феврале 1942 года в состав группы влились также заключённые и вольнонаёмные,
ранее работавшие над созданием турбокомпрессора в группе под руководством
Чаромского Александра Дмитриевича.

Осенью 1941 года Казанская спецтюрьма получила официальное название
"ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР
при заводе № 16 НКАП"
(ОКБ-16).
Начальником ОКБ вновь стал
В.А. Бекетов.
Формально это особое КБ тюремного типа было утверждено Приказом Наркомата
авиационной промышленности СССР только
в январе 1942 года.
Тогда же
в структуре ОКБ-16 по каждому тематическому проекту были созданы
конструкторские бюро
с закреплённым за каждым из них штатом сотрудников:
КБ-1
(Главный конструктор
Борис Сергеевич Стечкин) и КБ-2 (Главный конструктор
Валентин Петрович Глушко; последний получил должность Главного конструктора
ещё
в конце 1941 года в связи с развёртыванием работ по вспомогательному
самолётному ЖРД РД-1
).
В штатном расписании КБ-2 было два заместителя Главного конструктора:
Жирицкий Георгий Сергеевич (заместитель по конструкторским работам)
и Доминик Доминикович Севрук (заместитель по экспериментальным работам).
В состав КБ-2 были включены высококвалифицированные учёные, конструкторы,
экспериментаторы, технологи, металлурги, химики.
Кроме упомянутых ранее специалистов, в этом конструкторском бюро работали
Профессора
К.И. Страхович, А.И. Гаврилов, В.В. Пазухин; инженеры В.А. Витка,
Г.Н. Лист, Н.Л. Уманский, Н.С. Шнякин, А.А. Мееров, А.С. Назаров и Н.А. Желтухин.

В ноябре 1942 года, после неоднократных запросов со стороны
В.П. Глушко, первый
из которых был им сделан ещё в 1939 году, в Казанскую шарашку был переведён
Сергей Павлович Королёв, которого также зачислили в состав КБ-2 (в 1943-1944
годах он был начальником группы № 5 по разработке реактивной установки,
созданной 8 января 1943 года и занимавшей в структуре ОКБ-16 относительно
автономное положение
).
Опыт
и знания, которые сотрудники КБ-2 принесли из разных областей науки
и техники, позволили коллективу бюро успешно разработать и внедрить
в производство оригинальные конструкции авиационных жидкостных
реактивных двигателей
.

Работы
по созданию авиационного двигателя РД-1 Государственный комитет обороны
СССР признал успешными
, и Нарком внутренних дел
Л.П. Берия 16 июля 1944 года
обратился с письмом к
И.В. Сталину, предложив освободить со снятием судимости
35 особо отличившихся заключённых специалистов ОКБ-16
(список прилагался к письму).
И.В. Сталин дал своё согласие, и 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о досрочном освобождении со снятием судимости заключённых
из упомянутого списка.
В их число вошли и 9 ведущих работников КБ-2:
В.А. Витка,
В.П. Глушко,
Г.С. Жирицкий, С.П. Королёв,
Г.Н. Лист, В.Л. Пржецлавский, Д.Д. Севрук,
Н.Л. Уманский и Н.С. Шнякин.
Здесь нужно пояснить
, что
Валентин Петрович узнал о своём освобождении
ещё
17 июля.
2 августа, в приёмной
И.В. Сталина, он получил официальную справку об освобождении,
остальным о досрочном освобождении было объявлено
9 августа 1944 года, а через 3-4 дня им были выдали паспорта.


В том же августе 1944 года, Приказом Наркома авиационной промышленности, бывшее
КБ-2 было преобразовано
в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей -
ОКБ-РД
, известное также под открытым названием ОКБ-СД - Опытно-конструкторское
бюро специальных двигателей
.
В него зачислили вольнонаёмных и вновь освобождённых сотрудников КБ-2,
а также прикомандировали часть заключённых, входивших в спецконтингент
4-го Спецотдела НКВД
.

В.П. Глушко сохранил должность Главного конструктора, а Г.С. Жирицкий и Д.Д. Севрук
вновь были утверждены его заместителями.
Осенью 1944 года ещё одним заместителем Главного конструктора был утверждён
Сергей Павлович Королёв.

В 1944-1946 годах были проведены наземные и лётные испытания ЖРД РД-1
на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3, Су-6 и Су-7.
В это же время был разработан трёхкамерный азотнокислотно-керосиновый
жидкостной реактивный двигатель РД-3 тягой
9000 ньютонов, были проведены
стендовые
и лётные
(на самолётах Як-3РД и Пе-2Р) испытания жидкостного
реактивного двигателя
РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием.
У самолёта Як-3 при этом удалось добиться максимального прибавления скорости
в 182 км/ч.
Упорный труд работников ОКБ-РД
в годы Великой Отечественной войны
был отмечен государственными наградами
.

Приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР
от 1 мая 1945 года,
с целью подготовки инженерно-технических кадров по реактивным двигателям,
в Казанском Авиационном институте была организована первая
в Советском Союзе Кафедра ракетных двигателей.
Костяк Кафедры составили ведущие работники ОКБ-РД.

Приказом директора Казанского авиационного института
(ныне - Казанский
национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева
-
прим.) Каменкова Георгия Владимировича от 14 июля 1945 года было утверждено
штатное расписание новой Кафедры
в составе Заведующего Кафедрой
В.П. Глушко; Профессора Г.С. Жирицкого и Старших преподавателей: С.П. Королёва, Г.Н. Листа,
Д.Д. Севрука и Д.Я. Брагина.
Кафедра просуществовала
до 1949 года, когда была включена в состав Кафедры теории авиационных двигателей; а в 1965 году воссоздана как самостоятельная Кафедра
спецдвигателей
(в настоящее время - Кафедра реактивных двигателей
и энергетических установок
).
-

-

В 1947 году Профессор
Георгий Сергеевич Жирицкий создал первую в СССР Кафедру
турбомашин
(с 2006 года – Кафедра газотурбинных, паротурбинных установок
и двигателей - ГПТУиД
), которую возглавлял до 1965 года.
Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего –
на турбоагрегатах авиационных и ракетных двигателей.

В 1957 году при активном участии
Г.С. Жирицкого на Кафедре турбомашин Казанского авиационного института появилась проблемная лаборатория, что открыло новые возможности для интенсификации научных исследований и совершенствования учебного процесса.

Профессор
Г.С. Жирицкий не только создал основы фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники, но и подготовил значительное количество инженеров и учёных (только в КАИ - 16 кандидатов технических наук,
трое из которых позже защитили докторские диссертации
).

Георгий Сергеевич Жирицкий долгое время являлся Главным редактором журнала
"Известия вузов
. Авиационная техника".

В 1956 году ученый был был полностью реабилитирован.

В 1965 году
Георгия Сергеевича сразил ишемический инсульт, в результате чего он
потерял речь
и у него была парализована правая рука.
Однако учёный научился писать левой рукой
и незадолго до смерти практически
закончил работу
над рукописью своей последней научной работы
.

Георгий Сергеевич Жирицкийавтор первого в СССР учебника по паровым турбинам,
монографий и учебников по паровым машинам, газовым турбинам, реактивным
двигателям летательных аппаратов
.

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 222/599 от 16 сентября 1945 года
,
"За образцовое выполнение заданий правительства в области конструирования
и создания образцов новой техники"
, заместитель Главного конструктора
ОКБ-РД Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
Жирицкий Георгий Сергеевич был награждён орденом "Знак Почёта"
.
Он был также награждён орденом Ленина (в 1961 году).

За многолетнюю и плодотворную научную и педагогическую деятельность,
Доктор технических наук, Профессор
Жирицкий Георгий Сергеевич был
удостоен Почётных званий
: "Заслуженный деятель науки и техники
Татарской АССР"
(в 1953 году) и "Заслуженный деятель науки
и техники РСФСР"
(в 1963 году)
.
 
-

 
-
 

-
Выдающийся инженер-конструктор, учёный в области теплотехники, механики
и турбостроения
; один из пионеров отечественного авиационного и ракетного
жидкостного двигателестроения
, блестящий педагог и организатор
фундаментального технического образования
Георгий Сергеевич Жирицкий
скончался 4 июня 1966 года.
-
Похоронен он в столице
Республики Татарстан,
в городе Казани на Центральной аллее
Арского кладбища
.

-
(увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище (Центральная аллея). Надгробие на могиле Г.С. Жирицкого (фотография из архива сайта "Казанский некрополь")
 увеличить фото

-
фотография из архива
сайта
"Казанский некрополь"
:
-
(открыть ссылку) Жирицкий Георгий Сергеевич (26 сентября 1893 - 4 июня 1966) (сайт "Казанский некрополь")
 открыть ссылку
-

 
-
 

-
Увековечивание памяти:
Комиссия Академии наук СССР по наименованию образований на обратной стороне
Луны присвоила имя
Георгия Сергеевича Жирицкого кратеру диаметром
33,36 километров
.
В 1970 году название было утверждено Международным Астрономическим союзом
. Кратер
Жирицкий (Zhiritskiy) расположен в южном полушарии Луны,
к юго-западу от более крупного кратера Ферми.
-

-
 В 1983 году, к 90-летию со Дня рождения
Георгия Сергеевича Жирицкого,
Совет Министров Татарской АССР принял постановление о размещении
на главном здании Казанского Авиационного института имен А.Н. Туполева
Мемориальной доски в честь выдающегося учёного
.
-

(увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, дом № 10. Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева. Мемориальная доска в Память о Георгии Сергеевиче Жирицком работавшем в этом ВУЗе в 1946-1966 годах (фотография из архива сайта "Московские Зарисовки"; раздел "Казань. Мемориальные доски и памятники")
 увеличить фото

-
фотография из архива сайта
"Московские Зарисовки"
;
раздел
"Казань. Мемориальные
доски и памятники"
:
-
(открыть ссылку) Сайт "Московские Зарисовки"; раздел "Казань. Мемориальные доски и памятники"
 открыть ссылку
-

 
-
 

-
При создании страницы использованы:
текст биографии
Жирицкого Георгия Сергеевича
опубликованный на сайте

"Казанский некрополь":
-
(открыть ссылку) Жирицкий Георгий Сергеевич (26 сентября 1893 - 4 июня 1966) (сайт "Казанский некрополь")
 открыть ссылку
-
материалы статьи
"Конструктор из "шарашки" Георгий Жирицкий"
(сайт "Казанские истории"):
-
(открыть ссылку) Статья "Конструктор из "шарашки" Георгий Жирицкий" (сайт "Казанские истории")
 открыть ссылку
-
материалы книги
"Ракетные двигатели ГДЛ - ОКБ. 1929-1969"
(г. Москва; издательство "Агентство печати "Новости"";
1975 год; 35 страниц
)
В этой книге автор - один из основоположников Отечественного ракетного жидкостного
двигателестроения
, А
кадемик Валентин Петрович Глушко рассказывает об истории создания
и творческом пути руководимой им ГДЛ-ОКБ - ведущей организации в СССР
по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей
.
-
(открыть ссылку) В.П. Глушко. "Ракетные двигатели ГДЛ - ОКБ. 1929-1969" (г. Москва; издательство "Агентство печати "Новости""; 1975 год)
 открыть ссылку
--