-
Георгий
Сергеевич Жирицкий родился 26
сентября
(8 октября) 1893 года
в городи Кропивна - административном центре Крапивенского уезда
Тульской губернии
в семье лесничего.
-
Историческая справка:
.....Со
временем название города трансформировалось,
т.е. Кропивна превратилась в Крапивну.
.....В
1924-1958 годах город Крапивна был центром Крапивенского района
Тульской области.
.....В
связи с резким уменьшением численности населения,
Крапивна потеряла статус города.
.....Ныне
это село являющееся Административным центром Крапивенского
сельского поселения Щёкинского района Тульской области.
-
Детство и юность
Георгия прошли
в Киеве.
После его рождения родители разошлись и его воспитывала
мать, работавшая
счетоводом в Киевской казённой палате, а затем – в
Киевской городской управе.
Будучи гимназистом он с 14-ти лет самостоятельно
зарабатывал средства
и сам давал уроки.
В 1911 году
Георгий Жирицкий
окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью
и в том же году поступил на Механический факультет
Киевского политехнического
института, который окончил
в 1915 году.
По окончании института он работал конструктором на
судостроительных заводах
в Николаеве и Севастополе.
В 1918 году Георгий
Сергеевич Жирицкий был избран
по конкурсу преподавателем
Киевского политехнического института, переехал в
Киев и приступил к работе
на Кафедре паровых котлов.
Работая на кафедре он преподавал техническое черчение,
практическую механику,
паровые машины и паровые турбины, тепловые
двигатели и одновременно работая
инженером на заводе "Физиохимик".
В 1925 году Народный комиссариат просвещения Украинской ССР
утвердил
Г.С. Жирицкого
Профессором Кафедры паровых котлов.
В 1926 году он был назначен на должности Декана
Механического факультета
и Заведующего Кафедрой паровых машин Киевского
политехнического института.
В 1926-м и 1927 годах Георгий
Сергеевич находился
в командировках в Германии,
в ходе которых изучал практику немецкого турбостроения.
В 1929 году он участвовал в конкурсе на
должность Заведующего Кафедрой паровых турбин Московского
высшего технического училища.
______
.....в
1930 году - Московское механико-машиностроительное училище;
.....с
1930 года - Московский механико-машиностроительный институт (МММИ)
имени Н.Э. Баумана;
.....с
1943 года - Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени
Н.Э. Баумана;
.....с
1989 года по настоящее время - Московский Государственный
технический университет (МГТУ) имени Н. Э. Баумана.
-
После избрания Г.С. Жирицкий
переехал
в Москву и в 1929/1930 учебном году
работал в этой должности.
Одновременно с 1930 года он являлся Заведующим
Кафедрой паровых турбин
в Московском механико-электротехническом институте
(ныне - Московский
политехнический университет)
имени М.В. Ломоносова; а в
Московском институте
народного хозяйства
(ныне - Российский
экономический университет)
имени
Г.В. Плеханова читал курсы паровых машин и паровых турбин.
В 1930 году
Георгий Сергеевич
перешёл
на работу в Московский Энергетический
институт
(МЭИ), стал
организатором и первым
Заведующим Кафедрой паротурбинных
установок, а в 1931 году - лаборатории паровых турбин
работавшей при этой Кафедре.
В 1932 году, после организации факультета теплотехники
МЭИ,
он стал первым деканом этого факультета.
В 1933 году Высшая аттестационная комиссия повторно утвердила
Г.С. Жирицкого
в учёном звании
Профессора, а в 1937 году ему без защиты диссертации
было присвоена
учёная степень Доктора технических наук.
Научная, педагогическая и организаторская
деятельность
Георгия Сергеевича
Жирицкого
прервалась
в 1937 году, после его необоснованного ареста по делу
"Промпартии".
В 1939 году он был переведён в Москву,
где, отбывая наказание, работал
в конструкторской группе 4-го
Спецотдела НКВД (так называемой
"шарашке")
при Тушинском
Авиамоторостроительном заводе № 82 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР, которая под руководством
Александра
Дмитриевича Чаромского
занималась конструированием авиационных
двигателей.
Осенью 1940 года часть заключенных перевели на
Казанский авиационный
моторостроительный завод № 16, где она
продолжала заниматься разработкой
вспомогательных самолётных
установок жидкостных реактивных двигателей
с насосной подачей топлива.
Осенью 1941 года в
Казань была перебазирована и остальная часть работников
Тушинской "шарашки", в их числе и
Г.С. Жирицкий.
Первоначально он
продолжал работать в группе
А.Д. Чаромского
над созданием
турбокомпрессора, но в феврале 1942 года
Чаромского
с частью
сотрудников
руководство 4-го Спецотдела НКВД перевело в Москву.
Г.С. Жирицкий вместе
с другими заключёнными и вольнонаемными, ранее
работавшими
с
Чаромским, присоединились
к группе которой руководил Выдающийся специалист
в области жидкостного реактивного
(позже - ракетного)
двигателестроения
Валентин Петрович
Глушко.
Группа
находилась на территории завода, но подчинялась
не директору завода,
а Начальнику специального Конструкторского бюро наркомата
внутренних дел,
капитану госбезопасности
В.А. Бекетову, имевшему
диплом инженера-металлурга.
В феврале 1942 года в состав группы влились также заключённые
и вольнонаёмные,
ранее работавшие над созданием турбокомпрессора в
группе под руководством
Чаромского Александра
Дмитриевича.
Осенью 1941 года Казанская спецтюрьма получила официальное
название
"ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при заводе № 16 НКАП"
(ОКБ-16).
Начальником ОКБ вновь стал
В.А. Бекетов.
Формально это особое КБ тюремного типа было утверждено
Приказом Наркомата
авиационной промышленности СССР только в январе 1942 года.
Тогда же в структуре ОКБ-16 по каждому
тематическому проекту были созданы
конструкторские бюро с закреплённым за каждым
из них штатом сотрудников:
КБ-1 (Главный
конструктор
Борис Сергеевич Стечкин)
и КБ-2 (Главный
конструктор
Валентин Петрович
Глушко;
последний получил должность Главного конструктора
ещё в конце 1941 года в связи с развёртыванием работ
по вспомогательному
самолётному ЖРД РД-1).
В штатном расписании КБ-2 было
два заместителя Главного конструктора:
Жирицкий Георгий Сергеевич
(заместитель
по конструкторским работам)
и
Доминик Доминикович Севрук
(заместитель
по экспериментальным работам).
В состав КБ-2 были включены высококвалифицированные
учёные, конструкторы,
экспериментаторы, технологи, металлурги,
химики.
Кроме упомянутых ранее специалистов, в этом
конструкторском бюро работали
Профессора К.И. Страхович,
А.И. Гаврилов,
В.В. Пазухин;
инженеры В.А. Витка,
Г.Н. Лист,
Н.Л. Уманский,
Н.С. Шнякин,
А.А. Мееров,
А.С. Назаров
и Н.А.
Желтухин.
В ноябре 1942 года, после неоднократных запросов со
стороны
В.П. Глушко,
первый
из которых был им сделан ещё в 1939 году, в
Казанскую шарашку был переведён
Сергей Павлович Королёв,
которого также зачислили в состав КБ-2
(в
1943-1944
годах он был начальником группы № 5 по разработке
реактивной установки,
созданной 8 января 1943 года и занимавшей в
структуре ОКБ-16 относительно
автономное положение).
Опыт и знания, которые сотрудники КБ-2 принесли
из разных областей науки
и техники, позволили коллективу бюро успешно
разработать и внедрить
в производство оригинальные конструкции авиационных
жидкостных
реактивных двигателей.
Работы по созданию авиационного двигателя РД-1
Государственный комитет обороны
СССР признал успешными, и Нарком внутренних дел
Л.П. Берия
16 июля 1944 года
обратился с письмом к
И.В. Сталину,
предложив освободить со снятием судимости
35 особо отличившихся заключённых специалистов ОКБ-16
(список
прилагался к письму).
И.В. Сталин
дал своё согласие,
и 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР
принял решение о досрочном освобождении со снятием
судимости заключённых
из упомянутого списка.
В их число вошли и 9 ведущих работников КБ-2:
В.А. Витка,
В.П. Глушко,
Г.С. Жирицкий,
С.П. Королёв,
Г.Н. Лист,
В.Л. Пржецлавский,
Д.Д. Севрук,
Н.Л. Уманский
и Н.С. Шнякин.
Здесь нужно пояснить, что
Валентин Петрович
узнал о своём освобождении
ещё 17 июля.
2 августа, в приёмной
И.В. Сталина, он получил
официальную справку об освобождении,
остальным о досрочном освобождении было объявлено
9 августа 1944 года, а через 3-4 дня им были выдали
паспорта.
В том же августе 1944 года,
Приказом Наркома авиационной промышленности,
бывшее
КБ-2 было преобразовано в Опытно-конструкторское бюро
реактивных двигателей -
ОКБ-РД, известное также под открытым названием
ОКБ-СД - Опытно-конструкторское
бюро специальных двигателей.
В него зачислили вольнонаёмных и вновь
освобождённых сотрудников КБ-2,
а также прикомандировали часть заключённых, входивших
в спецконтингент
4-го Спецотдела НКВД.
В.П. Глушко
сохранил должность Главного конструктора,
а
Г.С. Жирицкий и
Д.Д. Севрук
вновь были
утверждены его заместителями.
Осенью 1944 года ещё одним заместителем Главного
конструктора был утверждён
Сергей Павлович Королёв.
В 1944-1946 годах были проведены наземные и лётные
испытания ЖРД РД-1
на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3, Су-6
и Су-7.
В это же время был разработан трёхкамерный
азотнокислотно-керосиновый
жидкостной реактивный двигатель РД-3 тягой
9000 ньютонов,
были проведены
стендовые и лётные (на
самолётах Як-3РД и Пе-2Р)
испытания
жидкостного
реактивного двигателя РД-1ХЗ
с химическим повторным зажиганием.
У самолёта Як-3 при этом удалось добиться
максимального прибавления скорости
в
182 км/ч.
Упорный труд работников ОКБ-РД в годы Великой
Отечественной войны
был отмечен государственными наградами.
Приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР
от 1 мая 1945 года,
с целью подготовки инженерно-технических кадров по
реактивным двигателям,
в Казанском Авиационном институте была организована первая
в Советском Союзе Кафедра ракетных двигателей.
Костяк Кафедры составили ведущие работники ОКБ-РД.
Приказом директора Казанского авиационного института
(ныне
- Казанский
национальный исследовательский технический университет имени
А.Н. Туполева -
прим.)
Каменкова Георгия
Владимировича от 14 июля 1945
года было утверждено
штатное расписание новой Кафедры в составе Заведующего
Кафедрой
В.П. Глушко;
Профессора Г.С. Жирицкого
и Старших преподавателей:
С.П. Королёва,
Г.Н. Листа,
Д.Д. Севрука
и Д.Я. Брагина.
Кафедра просуществовала до
1949 года, когда была включена в состав Кафедры теории
авиационных двигателей; а в 1965 году воссоздана
как самостоятельная Кафедра
спецдвигателей (в
настоящее время - Кафедра реактивных двигателей
и энергетических установок).
-
-
В 1947 году Профессор Георгий
Сергеевич Жирицкий
создал первую
в СССР Кафедру
турбомашин
(с 2006 года – Кафедра
газотурбинных, паротурбинных установок
и двигателей - ГПТУиД), которую возглавлял
до 1965 года.
Кафедра
специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего –
на
турбоагрегатах авиационных и ракетных двигателей.
В 1957 году при
активном участии
Г.С. Жирицкого
на Кафедре турбомашин Казанского авиационного института
появилась проблемная лаборатория, что открыло новые
возможности для интенсификации научных исследований и
совершенствования учебного процесса.
Профессор
Г.С. Жирицкий
не только создал основы фундаментального инженерного
образования в области теплоэнергетики и
теплотехники, но и подготовил значительное количество
инженеров и учёных (только
в КАИ - 16 кандидатов технических наук,
трое из которых позже защитили докторские диссертации).
Георгий Сергеевич Жирицкий
долгое время являлся Главным редактором журнала
"Известия вузов. Авиационная
техника".
В 1956 году ученый был был полностью реабилитирован.
В 1965 году
Георгия Сергеевича
сразил ишемический инсульт, в результате чего он
потерял речь и у него была
парализована правая рука.
Однако учёный научился писать левой рукой и незадолго
до смерти практически
закончил работу над рукописью своей последней научной
работы.
Георгий Сергеевич Жирицкий
– автор первого в СССР учебника по
паровым турбинам,
монографий и учебников по паровым машинам,
газовым турбинам, реактивным
двигателям летательных аппаратов.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 222/599 от 16
сентября 1945 года,
"За
образцовое выполнение заданий правительства в области
конструирования
и создания образцов новой техники",
заместитель Главного конструктора
ОКБ-РД Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
Жирицкий Георгий Сергеевич
был награждён орденом "Знак Почёта".
Он был также награждён орденом Ленина
(в 1961
году).
За многолетнюю и плодотворную научную и педагогическую
деятельность,
Доктор технических наук, Профессор
Жирицкий Георгий
Сергеевич
был
удостоен Почётных званий:
"Заслуженный деятель науки и техники
Татарской АССР"
(в
1953 году)
и "Заслуженный деятель науки
и техники РСФСР" (в
1963 году).
- |