-
 


Доктор технических наук; Профессор;
Первый заместитель Главного конструктора
ОКБ-456 Министерства вооружений СССР;
Главный конструктор ОКБ-3
Научно-исследовательского института № 88;
заместитель Главного конструктора
Особого конструкторского бюро "Заря";
Начальник лаборатории, затем - отдела
Центрального научно-исследовательского
института машиностроения (ЦНИИМаш);
Организатор и преподаватель Кафедры

 
 

"Теория электроракетных двигателей
и энергетических установок",

Руководитель Кафедры "Энергетические и
энергофизические установки космических
аппаратов" Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе

 
-
-
     
 


Родился 2 июля 1908 года в Одессе (ныне - Республика Украина)
в семье революционера-подпольщика.

С 1923-го по 1926 год - на рабочих должностях в городе Минске.

В 1932 году Доминик Доминикович Севрук окончил Московский электромашиностроительный институт по специальности
"инженер-электромашиностроитель".

С 1932-го по 1933 год - работал Старшим инженером Авиаснаббазы
Главного Управления авиационной промышленности
(город Москва).
 С
1933-го по 1938 год - руководитель лаборатории Центрального Института
авиационного моторостроения Народного Комиссариата Авиационной Промышленности СССР
.
 
В
1938 году
Доминик Доминикович был арестован по ложному обвинению.
Отбывал наказание на Колыме.

С
1940-го по 1944 год работал в "шарашке" (Опытном конструкторском бюро НКВД)
расположенной
на территории Казанского моторостроительного завода № 16,
где под руководством
Валентина Петровича Глушко занимался отработкой системы зажигания двигателя РД-1 и руководил лётными испытаниями двигателя РД-1ХЗ.
Он активно включился
в разработку гидравлической и электрической схем двигателя, а также стал проводить лётные испытания двигателя на самолетах Пе-2.
В
1944 году за достигнутые успехи в разработке двигателей Доминик Доминикович Севрук совместно с
Валентином Петровичем Глушко, Сергеем Павлович Королёвым
и
другими был досрочно освобождён со снятием судимости.

С 1944-го по 1946 год являлся заместителем Главного конструктора ОКБ-СД на
заводе № 16 Народного комиссариата авиационной промышленности
(город Казань).

После окончания войны Д.Д. Севрук отказался от командировки в Германию,
продолжая доводку двигателя РД-1ХЗ и выполняя лётные испытания
на истребителях
Семёна Алексеевича Лавочкина и Александра Сергеевича
Яковлева
.



В ноябре 1946 года  Доминик Доминикович вместе с коллективом ОКБ-СД
переезжает в город Химки, Московской области.
До
марта 1952 года он являлся первым заместителем Главного конструктора
(
теперь уже)
ОКБ-456 Министерства вооружений СССР, руководя научно-исследовательскими и экспериментальными работами.
По
его заданию был спроектирован и построен первый в СССР стенд для
огневых испытаний мощных жидкостно-реактивных двигателей
.
Группы научно-исследовательских лабораторий под руководством Д.Д. Севрука занимались разработкой методики отработки и доводки двигателей в целом
и отдельных его агрегатов, которые используются и поныне.



Также он в составе группы создателей ракетной техники,
ставшими потом корифеями отечественной космонавтики
принимает участие
в лётных испытаниях жидкостно-реактивных
двигателей ракет Р-1
и Р-2 и их первых пусках пусках
на
Государственном Научно-испытательном
полигоне № 4
(Капустин Яр, Астраханская область).

С 1952-го по 1958 год Доминик Доминикович Севрук работал в должности
Главного конструктора ОКБ-3 НИИ-88
(ныне - Центральный
научно-исследовательский институт машиностроения
, город Королёв,
Московской области
).

Разрабатывал жидкостно-реактивные двигатели С3.892 для неуправляемой
зенитной ракеты "Чирок"
, двигатели для управляемых зенитных ракет 208, 217,
В-750, зенитные неуправляемые ракеты, тактические баллистические неуправляемые ракеты и геофизические ракеты.

В
1956-1958 годах занимался разработкой ЖРД для морской ракеты Р-15
конструкции
Михаила Кузьмича Янгеля, противоракеты В-1000 конструкции
Петра Дмитриевича Грушина, крылато-баллистической ракеты конструкции
Владимира Николаевича Челомея и ракеты Р-17 Виктора Петровича Макеева.

В
1957 году в связи с успехами в разработке двигателей для зенитной ракеты
С.А. Лавочкина и морской ракеты М.К. Янгеля было принято решение о строительстве филиала ОКБ-3 НИИ-88 на заводе № 586 в Днепропетровске.
Д.Д. Севрук получил предложение возглавить один из заводов Днепропетровска
с
целью его последующего перевода на выпуск ракетных двигателей и создания
на Украине центра ракетного двигателестроения.
От предложения отказался.
Вскоре решение о строительстве филиала было отменено.
Ни одна из ракет с двигателями Севрука не была принята на вооружение.

В
декабре 1958 года ОКБ-3 вошло в состав ОКБ-2 НИИ-88, которым руководил
Алексей Михайлович Исаев.
Часть коллектива во главе с Севруком вернулась в Химкинское ОКБ-456
(
ныне - ОАО "Научно-производственное объединение "Энергомаш" имени
Академика В.П. Глушко"
),
где в должности заместителя Главного конструктора приступил к разработке ядерной космической энергоустановки
с электроракетным двигателем.

Под руководством Д.Д. Севрука работало свыше 150-ти сотрудников
в 6-ти научно-исследовательских и конструкторских отделах, однако
объёмы работ
по изготовлению материальной части для отработки всех типов двигателей не могли быть обеспечены на предприятии.
Поскольку в то время государство хотело широко ставить и решать задачи по созданию новых типов ракетной техники.

2 июня 1962 года вышел приказ Государственного Комитета по оборонной технике
об образовании на базе Института двигателей и шести отделов, переводимых
из ОКБ-456, Особого конструкторского бюро Госкомитета по использованию атомной энергии для разработок и создания опытных образцов электроплазменных и ионных двигателей во главе с Главным конструктором Академиком
Борисом Сергеевичем Стечкиным, и получившего название ОКБ "Заря".
Заместителем
Бориса Сергеевича был назначен Доминик Доминикович Севрук.
Так завершилось сотрудничество Д.Д. Севрука с
Валентином Петровичем Глушко
и коллективом ОКБ-456 в Химках.
Здесь под его руководством была разработана космическая ядерная
энергетическая установка Э-30
.

Доминик Доминикович Севрук немного смог проработать во вновь созданном ОКБ.
После тяжёлой и продолжительной болезни он начал длительное и плодотворное сотрудничество с Московским авиационным институтом имени Серго Орджоникидзе,
содействуя организации там кафедры "Электроракетные двигатели и энергетические установки".

С
1965 года некоторое время Д.Д. Севрук работал в ЦНИИМАШе, сначала в должности Начальника лаборатории, а с 1970 года - Начальником отдела, где с его помощью
были созданы уникальные испытательные стенды для моделирования различных условий космических полетов.

С
1972-го по 1988 год Доктор технических наук (с 1962 года), Профессор (с 1987 года)
Доминик Доминикович Севрук заведовал Кафедрой Московского Авиационного института "Энергетические и энергофизические установки космических аппаратов".
Особое внимание он уделял перспективным двигательным системам, использующим ядерную энергию, но таким, которые могли быть реально созданы.
Уйдя с руководства кафедрой, Севрук продолжал работу в институте.
Занимался вопросами надежности, стоимостного анализа ракетно-космических средств, перспективами развития экспериментальной базы ракетно-космической отрасли.

Он до последних дней своей жизни был по-прежнему бодр, энергичен,
полон интересных замыслов, пользовался уважением
и
любовью учёных и студентов МАИ, и не только их.

***
Сын Доминика Доминиковича - Севрук Станислав Доминикович
(родился 4 января 1946 года) -
Кандидат технических наук, Ведущий научный сотрудник,
Доцент кафедры "Электроракетные двигатели и энергетические установки
" Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе -
кафедры
, основателем которой был его отец.

Награды:
В 1945 году Доминик Доминикович Севрук был награждён орденом
Трудового Красного Знамени
.

Он был также награждён медалями.
 

 
-
 


Выдающийся конструктор, преподаватель, создатель ракетно-космической
техники
, стоявший у истоков практической космонавтики
Доминик Доминикович Севрук скончался 14 сентября 1994 года.

Похоронен он
в городе Химки, Московской области,
на
Новолужинском кладбище (уч.№ 4).


(увеличить фото) Московская обл., г. Химки, Новолужинское кладбище (уч. № 4), могила Д.Д. Севрука (фото Дениса Шабалина, август 2011 года) (увеличить фото) Московская обл., г. Химки, Новолужинское кладбище (уч. № 4), могила Д.Д. Севрука (фото Двамала, август 2011 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)
 

 
-
 


При создании страницы использованы материалы
биографических энциклопедий
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)
и
"АВИАЦИЯ РОССИИ"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
)

ССЫЛКА по Теме:
"Севрук Доминик Доминикович - 100 лет со дня рождения"
(тема форума журнала
"Эпизоды космонавтики" Сергея Хлынина - один из лучших сайтов об истории космонавтики )
 

 
     
 


Я выражаю Искреннюю Благодарность
Денису Шабалину и Двамалу - друзьям
и коллегам по
Обществу некрополистов
за присланные фотографии места последнего приюта
Доминика Доминиковича Севрука!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"