Родился
2 июля 1908 года
в
Одессе (ныне -
Республика Украина)
в семье
революционера-подпольщика.
С
1923-го по
1926 год - на
рабочих должностях
в городе Минске.
В
1932 году
Доминик Доминикович Севрук
окончил
Московский электромашиностроительный институт
по специальности
"инженер-электромашиностроитель".
С 1932-го по
1933 год
- работал
Старшим инженером Авиаснаббазы
Главного Управления авиационной промышленности
(город
Москва).
С
1933-го
по
1938 год -
руководитель лаборатории Центрального Института
авиационного моторостроения Народного Комиссариата Авиационной Промышленности
СССР.
В
1938 году
Доминик
Доминикович
был
арестован по
ложному обвинению.
Отбывал наказание на
Колыме.
С 1940-го по 1944 год
работал в
"шарашке" (Опытном
конструкторском бюро НКВД)
расположенной на
территории Казанского моторостроительного завода № 16,
где под
руководством
Валентина Петровича Глушко
занимался отработкой системы зажигания двигателя РД-1
и руководил лётными
испытаниями двигателя РД-1ХЗ.
Он активно включился в
разработку гидравлической и
электрической схем двигателя,
а также
стал проводить лётные испытания
двигателя на
самолетах Пе-2.
В
1944 году за достигнутые успехи в разработке
двигателей
Доминик Доминикович Севрук
совместно с
Валентином Петровичем Глушко,
Сергеем Павлович Королёвым
и
другими
был досрочно освобождён
со снятием судимости.
С 1944-го по
1946 год
являлся заместителем Главного конструктора ОКБ-СД на
заводе № 16
Народного комиссариата авиационной
промышленности
(город
Казань).
После окончания
войны Д.Д. Севрук
отказался от
командировки в
Германию,
продолжая доводку двигателя РД-1ХЗ
и
выполняя лётные испытания
на истребителях
Семёна Алексеевича Лавочкина
и
Александра Сергеевича
Яковлева.
В
ноябре 1946 года Доминик
Доминикович
вместе
с коллективом ОКБ-СД
переезжает в
город Химки,
Московской области.
До марта 1952 года
он являлся
первым заместителем Главного конструктора
(теперь
уже)
ОКБ-456
Министерства вооружений СССР,
руководя научно-исследовательскими
и экспериментальными работами.
По его
заданию был спроектирован
и построен первый в СССР
стенд для
огневых
испытаний мощных жидкостно-реактивных двигателей.
Группы научно-исследовательских лабораторий
под руководством
Д.Д. Севрука
занимались разработкой
методики отработки и доводки двигателей в
целом
и отдельных его агрегатов,
которые используются
и поныне.
Также он в
составе группы создателей ракетной техники,
ставшими потом корифеями отечественной космонавтики
принимает участие в
лётных испытаниях
жидкостно-реактивных
двигателей ракет Р-1 и
Р-2
и их первых пусках
пусках
на
Государственном
Научно-испытательном
полигоне № 4
(Капустин
Яр, Астраханская
область).
С
1952-го по
1958 год
Доминик Доминикович Севрук
работал в
должности
Главного конструктора ОКБ-3 НИИ-88 (ныне
-
Центральный
научно-исследовательский институт машиностроения,
город Королёв,
Московской области).
Разрабатывал
жидкостно-реактивные двигатели С3.892
для
неуправляемой
зенитной ракеты "Чирок", двигатели для управляемых зенитных ракет 208,
217,
В-750,
зенитные неуправляемые ракеты,
тактические баллистические
неуправляемые ракеты и геофизические ракеты.
В 1956-1958 годах
занимался
разработкой ЖРД для морской ракеты Р-15
конструкции
Михаила Кузьмича Янгеля,
противоракеты В-1000 конструкции
Петра Дмитриевича Грушина,
крылато-баллистической ракеты конструкции
Владимира Николаевича Челомея и
ракеты Р-17
Виктора Петровича Макеева.
В 1957
году в
связи с
успехами в
разработке двигателей для зенитной ракеты
С.А. Лавочкина
и
морской ракеты
М.К. Янгеля
было
принято решение
о
строительстве
филиала ОКБ-3 НИИ-88 на
заводе № 586
в Днепропетровске.
Д.Д. Севрук получил
предложение возглавить один из
заводов Днепропетровска
с
целью его последующего перевода
на
выпуск ракетных двигателей и создания
на
Украине центра ракетного
двигателестроения.
От предложения отказался.
Вскоре решение о
строительстве
филиала было отменено.
Ни одна
из ракет
с
двигателями Севрука
не была принята на
вооружение.
В
декабре 1958 года ОКБ-3
вошло в
состав ОКБ-2
НИИ-88,
которым руководил
Алексей Михайлович Исаев.
Часть коллектива во главе с
Севруком
вернулась
в
Химкинское ОКБ-456
(ныне
-
ОАО "Научно-производственное объединение "Энергомаш"
имени
Академика В.П. Глушко"),
где в
должности заместителя Главного конструктора приступил
к разработке ядерной космической энергоустановки
с электроракетным
двигателем.
Под руководством
Д.Д. Севрука работало
свыше 150-ти сотрудников
в
6-ти научно-исследовательских
и
конструкторских отделах,
однако
объёмы работ по
изготовлению материальной части
для
отработки всех типов двигателей
не
могли быть обеспечены
на
предприятии.
Поскольку
в то
время государство хотело широко ставить
и
решать задачи по созданию новых типов ракетной
техники.
2 июня 1962 года вышел
приказ Государственного Комитета по оборонной
технике
об образовании на
базе Института двигателей и
шести отделов, переводимых
из ОКБ-456,
Особого конструкторского бюро Госкомитета по
использованию атомной энергии для разработок и создания опытных образцов
электроплазменных
и ионных двигателей во
главе с
Главным конструктором
Академиком
Борисом Сергеевичем Стечкиным,
и
получившего название ОКБ "Заря".
Заместителем
Бориса Сергеевича
был назначен
Доминик Доминикович Севрук.
Так
завершилось сотрудничество Д.Д. Севрука с
Валентином Петровичем Глушко
и
коллективом ОКБ-456
в Химках.
Здесь под
его руководством
была
разработана космическая ядерная
энергетическая установка Э-30.
Доминик Доминикович
Севрук
немного смог проработать
во
вновь созданном ОКБ.
После тяжёлой
и
продолжительной болезни
он начал длительное
и
плодотворное сотрудничество
с
Московским авиационным институтом имени Серго
Орджоникидзе,
содействуя организации там кафедры
"Электроракетные двигатели и энергетические
установки".
С 1965 года некоторое время
Д.Д. Севрук
работал в
ЦНИИМАШе,
сначала в
должности Начальника лаборатории,
а с 1970 года -
Начальником отдела, где с
его помощью
были созданы уникальные
испытательные стенды для моделирования различных условий космических
полетов.
С 1972-го по
1988 год
Доктор технических наук
(с 1962 года),
Профессор (с
1987 года)
Доминик Доминикович Севрук
заведовал
Кафедрой Московского Авиационного института "Энергетические и
энергофизические установки космических аппаратов".
Особое внимание
он
уделял перспективным двигательным системам,
использующим
ядерную энергию,
но таким,
которые могли быть реально созданы.
Уйдя с
руководства кафедрой, Севрук
продолжал работу
в институте.
Занимался вопросами надежности,
стоимостного анализа ракетно-космических
средств,
перспективами развития экспериментальной базы ракетно-космической отрасли.
Он до последних дней своей жизни
был по-прежнему бодр,
энергичен,
полон интересных замыслов, пользовался
уважением
и любовью учёных
и студентов МАИ,
и не только их.
***
Сын
Доминика Доминиковича
-
Севрук Станислав Доминикович
(родился
4 января 1946 года)
-
Кандидат технических наук,
Ведущий научный сотрудник,
Доцент кафедры "Электроракетные двигатели и энергетические установки"
Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе -
кафедры,
основателем которой был его отец.
Награды:
В
1945 году Доминик Доминикович Севрук
был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
Он
был также награждён
медалями.
|