Родился 5 марта 1923 года
в семье бывшего царского офицера, впоследствии красного командира-конника, и
его жены - дочери кубанского казака.
С его отцом дружил известный красный
командир Ян Фабрициус,
будущие маршалы С.К. Тимошенко,
С.М. Буденный,
И.В. Тюленев, знаком он был и с
К.К. Рокоссовским.
В 6-летнем
возрасте Олег с
родителями побывал в Австрии, где родители выполняли задание по линии
Коминтерна, в 1935 году
- в Уругвае по той же причине, однако их раскрыли, и
в 1936 году Чембровские
спешно бежали в СССР.
В 1940 году
Олег окончил 9 классов
школы и аэроклуб.
В том же году его семья чуть не попала в списки "врагов народа", отец
лишился работы, и Олег пошел работать техником-экспериментатором в
Центральный институт авиационных моторов.
Там он выдвинул предложение по созданию ракетоплана с
использованием воздушно-ракетного двигателя.
Заметьте, что "рационализатору" шел 18-й год.
Предложение солидной комиссией было принято и рекомендовано к использованию.
Это были годы больших арестов: в лагеря посажены
С.П. Королёв,
В.П. Глушко,
П.К. Ощепков
- будущая гордость отечественной науки и техники.
Однако появляются и новые имена: В.Н.
Челомей,
Н.А. Долежаль,
Н.Д. Кузнецов,
А.А. Микулин,
А.Д. Швецов,
А.М. Люлька.
В этой среде вырастал и Олег Чембровский...
22 июня 1941 года,
как и многие молодые люди, Олег
подал рапорт в военкомат с просьбой направить его в действующую армию,
однако ему было 18 лет.
Олегу сказано было вернуться в институт ЦИАМ
(Центральный институт авиационных моторов)
заняться своим делом.
Вскоре организовали бригаду для обеспечения действий скоростных
бомбардировщиков СБ
на Ленинградском фронте,
туда включили и Олега,
всего их было 6
человек.
В действующую армию
он попал лейтенантом в 1942 году
и сразу же участвовал в Сталинградской битве,
окончив в Фергане артиллерийское училище
противотанковых орудий и противотанковой артиллерии.
Был ранен. В Томске Чембровскому
сделали операцию, и с февраля 1943 года
- снова в строю. С августа 1943 года
- участник боёв на Курской дуге,
там лейтенант Чембровский
из пушек бил по "тиграм" и "пантерам", затем левобережная
Украина, бои за
Киев, форсирование
Днепра, снова ранение и
госпиталь в Москве.
Чембровского
представляют к званию
Героя Советского Союза,
но он был награждён орденом Отечественной
войны II степени.
В 1944 году
Чембровский вместе
с профессором Военно-воздушной инженерной
академии
Александровым на квартире хорошего
знакомого праздновали собственное награждение.
На это торжество пришли многие известные ракетчики, где
Олег Александрович
узнал, что принято собрать всех, кто до войны занимался
ракетной техникой, из-за
того, что немцы начали разработку и применение своих боевых ракет "Фау-1"
и "Фау-2".
При содействии С.П. Королева,
боевой гвардии лейтенант Олег Чембровский,
готовившийся вернуться в свой полк, с 9-классным образованием
приказом начальника академии имени Н.Е.
Жуковского, генерала
Н.А. Соколова-Соколёнка
принят в число слушателей.
"Жуковка" -
выдающееся учебное заведение СССР и России.
Здесь "ковались" научные и технические кадры нашей авиации и космоса.
Это воистину так!
По окончании Академии в 1950 году
Олег Чембровский и стал специалистом по самолетостроению.
В этом большая доля заслуг его преподавателей
Б.Н. Юрьева,
Б.С. Стечкина,
М.А. Лаврентьева,
С.В. Ильюшина,
А.С. Яковлева,
А.И. Путилова,
В.Ф. Болховитинова
и других.
Чембровский
учился с удовольствием, выступал на научных конференциях, семинарах, защищал
авторские изобретения и предложения. Однако в адъюнктуру не взяли, несмотря
на отличные успехи, "органы" вспомнили биографию его отца. Кстати сказать, в
этом же году ему присвоили воинское звание "старший лейтенант". Пять лет
тянули с этим немудреным повышением!
Олег Чембровский
становится преподавателем высшего Рижского
инженерно-авиационного училища ВВС, однако
вскоре его вызывают в Москву - сказалось действие письма
Олега Александровича на
имя Г.М. Маленкова,
в письме Чембровский предлагал к разработке идею нового двигателя для
самолетов.
Так Чембровский
оказался в числе сотрудников
НИИ-1 Министерства авиапрома, руководителем его
был Б.В. Раушенбах,
а научным -
М.В. Келдыш.
В
те годы именно в этом институте начались работы по проектам
"Буран" и
"Буря".
Олег Чембровский
возглавил научно-техническое направление группы по разработке
ЗИП - зенитного истребителя-перехватчика, в
работах участвовали знаменитые впоследствии локаторщик
А.В. Виницкий,
планерист Н.И. Егоров,
руководителем группы назначается В.Н.
Успенский, соратник
А.Н. Туполева.
Медицинское направление, то есть разработку кресла летчика, его особенности
и прочее осуществлял В.И. Яздовский.
Общее кураторство осуществлял маршал авиации
Е.Я. Савицкий.
В 1954 году в
системе войск ПВО
страны принято решение создать при Главкоме научно-технический комитет.
Маршал Евгений Савицкий
высказал мысль, что было бы желательным, если бы Олег Чембровский возглавил
в этом комитете направление по развитию истребительной авиации. Так
О.А. Чембровский стал
постоянным членом научно-технического комитета войск ПВО страны.
В 1967 году
ему обещано было звание генерал-майора, однако "доброжелатели" в высших
структурах Министерства обороны
вычеркнули его из списка.
Это заставило Олега Чембровского
досрочно покинуть ряды Вооруженных Сил России.
Однако высокие посты на "гражданке" сами его поджидали: он избирается
завкафедрой механики
Авиационно-технологического института имени
К.Э. Циолковского,
заведующим лабораторией ЦНИИМАШ.
О.А. Чембровский
принимает приглашение и избирается заместителем председателя
Дальневосточного научного центра.
В 1970 - 1990-е годы
Олег Александрович
работает над различными проблемами космонавтики, дирижаблестроения,
нетрадиционных способов транспортировки грузов.
С 1968 по 1978 годы
его избирают председателем Комитета
космонавтики ДОСААФ СССР, по его инициативе
Комитет преобразовывается в Федерацию
космонавтики СССР. По инициативе опять-таки
О.А. Чембровского 28 марта 1991 года
создается на общественных началах Академия
космонавтики имени К.Э. Циолковского, первым
вице-президентом
избирается
Олег Чембровский.
В 1976 году он
получает приглашение от ректора Московского
института инженеров гражданской авиации,
профессора И.С. Голубева
занять должность профессора математики.
Награды:
Олег Александрович Чембровский -
кавалер ордена Красной Звезды,
двух орденов Отечественной войны,
многих медалей СССР.
|