|
|
|
|
|
-
Пётр Васильевич Флёров
родился
28 июня
(11 июля) 1907
года
в Нижнем Новгороде.
Историческая справка:
.....14
января 1929 года, в результате административной земельной реформы,
Нижегородская губерния была ликвидирована и на её землях была образована
Нижегородская область.
.....15
июля 1929 года территория области вошла в состав вновь созданного
Нижегородского края с административным центром в городе Нижний Новгород.
.....7
октября 1932 года в связи с переименованием Нижнего Новгорода в Горький,
Нижегородский край переименован в Горьковский.
.....5
декабря 1936 года, Горьковский край был ликвидирован, и из его
бывшего состава была выделена Горьковская область.
.....Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 октября 1990 года, в связи с возвращением городу Горькому исторического названия - Нижний Новгород,
Горьковская область была переименована в Нижегородскую область.
-
О некоторых членах семьи
П.В. Флёрова:
.....Отец
-
Флёров Василий Клавдианович
(1868 - 1941),
один из организаторов ремесленного образования в Нижнем Новгороде (Заведующий
Ремесленной школой Мининского Братства).
.....Мать
-
Флёрова Лидия Николаевна (1872 - 1952).
.....Супруга
-
Флёрова Лидия Николаевна (до замужества -
Серебренникова) (28.06.
(10.07.) 1908 - 26.04. 1986),
работала чертёжницей на
предприятиях авиационной промышленности.
.....Брат -
Флёров Алексей Васильевич
(03.(16).09. 1909
- 09.03. 2002),
Лауреат Государственной
премии СССР;
Заслуженный изобретатель РСФСР;
Кандидат технических наук;
Начальник
сектора
расчётов,
заместитель Главного конструктора
направления,
Начальник отдела
турбонасосных агрегатов
Особого
конструкторского бюро № 2
Государственного комитета
по оборонной технике
(Конструкторского бюро химического
машиностроения имени А.М. Исаева);
Ведущий специалист по созданию
топливно-насосных агрегатов жидкостных
реактивных двигателей ракет авиационного,
морского, стратегического
и космического
назначения.
.....А.В. Флёров
был женат на
Победоносцевой Нине Александровне
(03 (16).01.
1912 - 11.04. 1998).
Она являлась сестрой
Победоносцева Юрия
Александровича (07
(10).02. 1907
- 08.10. 1973),
одного из
родоначальников отечественного ракетостроения
и
одного
из основных и непосредственных участников создания снарядов
РС–82 и
РС–132
для
ставших легендарными в годы Великой Отечественной
войны
систем залпового огня - Гвардейских
минометов "Катюша",
Лауреата
Сталинской премии;
Заслуженного деятеля науки и техники
РСФСР;
Действительного члена Академии артиллерийских наук;
члена-корреспондента Международной Академии астронавтики;
Доктора технических наук;
Профессора.
В 1930 году
он окончил
Московский механико-машиностроительный институт
(в 1943-1989
годах - Московское Высшее
техническое училище, с 1989 года -
Московский
Государственный технический университет)
имени Н.Э. Баумана)
по специальности "самолётостроение".
С 15-ти лет
Пётр Флёров
был увлечён авиацией
и любовь
к ней он пронёс
через всю
жизнь, от занятий
в кружке планеристов
и учёбы
в институте
до
профессиональной
деятельности
в авиационной, а затем -
в ракетно-космической промышленности
промышленности.
Он учился
на одном Факультете
с будущим Главным конструктором
ракетно-космических систем
Королёвым Сергеем Павловичем,
но на другом курсе, потому
Пётр Васильевич
познакомился
с ним
только в Ленинграде, в декабре 1926 года,
будучи членом Студенческого Аэродинамического
кружка
имени Н.Е. Жуковского,
во время посещения города с товарищами по кружку.
С тех пор
Пётр Васильевич
был другом
и единомышленником
Сергея Павловича.
Именно
по
его совету
П.В. Флёров
поступил
в
планерную школу,
организатором которой
был сам
С.П. Королёв,
и
именно
Пётр
Флёров
помогал своему другу создавать
первые планеры
на
которых вместе участвовали
во
Всесоюзных планерных
состязаниях,
в том числе
в
Коктебеле
в 1929 году.
-
-
В создании планеров
С.П. Королёва
и "коктебельских" соревнованиях также принимал участие и младший брат
Петра Васильевича -
Флёров Алексей
Васильевич.
С 1930 года,
после окончания института,
Пётр Васильевич Флёров работал инженером-
конструктором
на заводе № 39 имени В.Р. Менжинского Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР.
Затем, он работал
Начальником
конструкторских бригад:
в
ЦАГИ - Центральном
Аэрогидродинамическом
институте
имени Н.Е. Жуковского (с
1932 года),
в
Конструкторском бюро под руководством
А.Н. Туполева
на
заводе
№ 156
(с
1936 года),
и
Конструкторского бюро под руководством
Н.Н. Поликарпова
на
заводе № 1
(с
1940 года).
С ноября 1940 года,
П.В. Флёров являлся
Главным конструктором завода № 120
в городе
Балашихе Московской области, на базе которого уже после Великой
Отечественной
войны были созданы будущие Балашихинский литейно-механический завод
и завод "Рубин".
После того, как враг приблизился к Москве, назрела
необходимость эвакуации
предприятий из Балашихи на Урал.
В 1942 году, по окончании битвы за Москву, Государственным
комитетом обороны
было принято решение: на месте заводов № 120 и 121
создать новый - под № 219.
Главным конструктором предприятия был назначен
Флёров Пётр Васильевич.
Он быстро смог наладить работу предприятия.
-
-
Уже в первом квартале 1942 года из Балашихи заказчикам была
отправлена первая
партия колёс и тормозов для истребителей и штурмовиков
Ил-2.
В годы Великой Отечественной войны,
Флёрову Петру Васильевичу
было присвоено
воинское звание "инженер-капитан",
как инженерно-техническому работнику
промышленности вооружения.
Приказом Министра авиационной промышленности № 113с от 15 марта 1946
года, для
обеспечения работ по колесам, посадочным устройствам и
пневмогидроагрегатам
самолётов, на базе завода № 219, был создан завод № 279.
В течении месяца с момента организации нового завода,
Пётр Васильевич Флёров
исполнял обязанности Директора
и Главного конструктора
предприятия.
В апреле 1946 года, он был назначен Начальником отдела
Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского.
В 1951 году,
П.В. Флёров защитил
диссертацию на
соискание учёной степени
Кандидата технических наук.
Без отрыва от основной работы в ЦАГИ, он руководил
институтским планерным клубом
и продолжал участвовать в соревнованиях.
Затем, до 1958 года
Пётр Васильевич
являлся Главным конструктором завода № 402
Министерства оборонной промышленности СССР
(ныне
- Быковский агрегатный
завод; Московская область, город Раменское, посёлок
Быково).
С
1958 года
П.В. Флёров
работал
Особого конструкторского бюро № 1
(ОКБ-1)
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике,
которым
руководил его старый друг
и
коллега
по
планерному спорту
Сергей Павлович Королёв.
Историческая справка:
.....После
безвременной кончины
С.П. Королёва и упразднения
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике и
создании вместо него Министерства общего машиностроения СССР,
6 марта 1966 года,
на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было образовано ЦКБЭМ -
Центральное конструкторского бюро экспериментального машиностроения
(с
22 мая 1974 года
- Научно-производственное объединение "Энергия")
с Заводом экспериментального машиностроения
(ныне
- Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва").
Работая на этом предприятии до последнего дня жизни,
Пётр Васильевич
являлся:
Старшим
инженером, Старшим научным сотрудником, Начальником группы -
Старшим
научным сотрудником, Начальником группы, заместителем
Начальника отдела,
исполняющим обязанности Начальника отдела
(до
1965 года);
Начальником
отдела, Начальником сектора
в отделе под руководством
К.П. Феоктистова;
Старшим Научным
сотрудником предприятия
(с
1969 года,
после
оформления пенсии).
Вместе с
Палло Арвидом Владимировичем,
Флёров Пётр Васильевич
руководил работами
по формированию облика спускаемого аппарата будущего пилотируемого
космического
корабля "Восток".
П.В. Флёров
возглавлял экспедиции,
в Казахстан на озеро Иссык-Куль,
где руководил
испытаниями систем приземления
спускаемых аппаратов космических кораблей
во
время их сброса
с
самолётов Ан-12
на
водную поверхность.
В должности Начальника проектного отдела № 91,
Пётр Васильевич
занимался
организацией
проектных работ по системам
терморегулирования пилотируемых космических
кораблей "Восход" и "Союз", ракетно-космического комплекса
состоящего из ракеты-носителя тяжёлого класса Н-1
и пилотируемого корабля
Л-3
для полёта
на Луну.
Данная система предназначалась для поддержания температур конструкции,
оборудования и газа
в отсеках
в заданных пределах
и обеспечивала баланс
внутренних
и внешних тепловых потоков, выравнивала температурные поля
на корабле, осушала воздух
в жилых отсеках, использовала воздушное
охлаждение приборов
и сбрасывала излишнее тепло через наружные
радиаторы
на переходном
и агрегатном отсеках.
Пётр Васильевич Флёров
внёс бесценный вклад
в обеспечение комплексных
решений испытательных систем, объектов
от разработки
эскизных проектов
до реализации программ заключительных испытаний.
Он был организатором технической учёбы инженерно-технического
состава руководимого им отдела.
П.В. Флёров
- автор шести статей опубликованных в технических журналах и
отчётах
Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского.
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1944
года
№ 216/138/139,
"За
образцовое выполнение заданий Правительства, по
производству боевых
самолётов",
Главный конструктор завода № 219
Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
Флёров Пётр Васильевич
был
награждён орденом Красной Звезды.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945
года
№ 222/578,
"За
образцовое выполнение заданий Правительства, по
производству боевых
самолётов, моторов, авиационных приборов, винтов и
агрегатов самолётного и
моторного оборудования в период Отечественно войны",
Главный конструктор
завода № 219 Народного комиссариата авиационной
промышленности СССР
Флёров Пётр Васильевич
был
награждён орденом Трудового Красной Звезды.
Он был
также награждён
медалями:
"За доблестный труд во время Великой Отечественной войны
1941-1945 годов", "За оборону Москвы" и другими
наградами.
- |
|
|
- |
|
-
Выдающийся
инженер-разработчик ракетно-космической техники
Пётр Васильевич Флёров
скончался
27 сентября
1976 года.
-
Похоронен он
в Москве на Ваганьковском кладбище
(уч. №
31),
в семейном
захоронении,
в
родственном захоронении,
рядом
с родителями.
-
открыть
ссылку
В марте 2002 года,
на участке № 5 этого же кладбища был
похоронен
Флёров Алексей Васильевич
(03
(16).03.
1909
-
09.03. 2002),
Лауреат Государственной
премии СССР;
Заслуженный изобретатель РСФСР;
Кандидат технических наук;
Начальник
отдела
Особого
конструкторского бюро № 2
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике
(Конструкторского бюро
химического машиностроения имени А.М. Исаева);
Руководитель создания
топливно-насосных агрегатов жидкостных
реактивных двигателей
авиационной,
ракетной и космической техники.
-
увеличить фото
- |
|
|
- |
|
---
При создании страницы
использованы:
•
биографическая справка
Флёрова Петра Васильевича
и его
воспоминания
о
Королёве Сергее Павловиче
в период занятий планерным спортом
опубликованные в издании
"С.П. Королёв.
"Энциклопедия жизни и творчества"
(г. Королёв,
Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва; 2014 год; стр.
565-568):
открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)
-
•
биографическая справка
Флёрова Петра Васильевича
и его статья
"САМОЛЁТНЫЕ
ИСПЫТАНИЯ СПУСКАЕМОГО
АППАРАТА ОБЪЕКТА “ВОСТОК"
(4 апреля 1962 года)":
-
открыть
ссылку
-
•
материалы статьи:
"История
проектирования корабля "Восток""
(автор
-
Молодцов Владимир Васильевич;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год):
-
открыть
ссылку
-
•
материалы
издания
"Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени
С.П. Королева. 1946 - 1996"
(авторы и составители -
А.П. Александров,
В.Г. Алиев, Ю.А. Ашмарин, В.П. Багров
и
др.;
г. Москва, издательство
"МЕНОНСОВПОЛИГРАФ",
1996 год).
-
открыть
ссылку
-
Имя
Флёрова Петра Васильевича
упоминается в статьях:
•
"Первые пилотируемые космические корабли "Восток", "Восход"
-
•
"Космический корабль "Союз""
-
Имя
Флёрова Петра
Васильевича
упоминается
•
в
документальном издании:
"Отец".
К 100-летию со дня рождения С.П. Королёва
(в
трёх книгах; автор - Королёва Наталия Сергеевна;
г. Москва, издательство "Наука", 2007 год):
-
книга первая -
1907 - 1938 годы.
(стр.
184, 186, 194, 196,
197, 200, 202, 207, 210,
217, 222, 224, 226, 230,
231, 234, 235, 238, 244,
270, 309, 310, 312, 313,
341): |
книга вторая -
1938 - 1956 годы.
(стр.
145 - 148): |
книга третья -
1957 - 1966 годы.
(стр.
110, 137): |
- |
открыть
ссылку |
открыть
ссылку |
открыть
ссылку |
•
в документальной повести
Голованова Ярослава Кирилловича
"КОРОЛЁВ. Факты и Мифы"
(1-е издание; г. Москва, издательство
"Наука"; 1994 год;
2-е издание, в двух томах; г. Москва; фонд "Русские Витязи"; 2007 год;
3-е издание, в двух томах; г. Москва; фонд "Русские Витязи"; 2018 год):
стр.
"От автора",
11,
12,
13,
25,
34,
62,
72:
-
открыть ссылку
на
первое издание книги
-
•
в документальном издании
Феоктистова Константина Петровича
"Траектория жизни"
(г. Москва, издательство
"Вагриус"; 2000 год;
см. стр.
2,
7):
-
открыть ссылку
-
•
материалы сайта
"Память
народа":
-
- |
|
|
- |
|
-
Низкий поклон и
Большое Спасибо
за
помощь в
создании страницы
и предоставленные материалы:
•
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
Кандидату
исторических наук,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук,
полковнику запаса и
•
Шабалину Денису Анатольевичу,
автору портала по истории спорта
"СПОРТ-СТРАНА.ру"!
-
С
уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|