-
Алексей Васильевич Флёров
родился
3
(16)
марта 1909
года
в Нижнем Новгороде.
Историческая справка:
.....14
января 1929 года, в результате административной земельной реформы,
Нижегородская губерния была ликвидирована и на её землях была образована
Нижегородская область.
.....15
июля 1929 года территория области вошла в состав вновь созданного
Нижегородского края с административным центром в городе Нижний Новгород.
.....7
октября 1932 года в связи с переименованием Нижнего Новгорода в Горький,
Нижегородский край переименован в Горьковский.
.....5
декабря 1936 года, Горьковский край был ликвидирован, и из его
бывшего состава была выделена Горьковская область.
.....Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 октября 1990 года, в связи с возвращением городу Горькому исторического названия - Нижний Новгород,
Горьковская область была переименована в Нижегородскую область.
О некоторых членах семьи
А.В. Флёрова:
.....Отец
-
Флёров Василий Клавдианович
(1868 - 1941),
один из организаторов ремесленного образования в Нижнем Новгороде (Заведующий
Ремесленной школой Мининского Братства).
.....Мать
-
Флёрова Лидия Николаевна (1872 - 1952).
.....Брат -
Флёров Пётр Васильевич
(28.06.
(11.07.) 1907
- 27.09. 1976),
Кандидат технических наук;
Начальник конструкторских бригад
в Центральном
аэрогидродинамическом
институте имени Н.Е. Жуковского,
в Конструкторских бюро
завода № 156
и завода № 1 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР;
Главный конструктор завода № 219
Народного комиссариата авиационной
промышленности СССР;
Начальник отдела Центрального
аэрогидродинамического института
имени Н.Е. Жуковского;
Старший инженер,
Старший научный
сотрудник,
Начальник группы -
Старший
научный сотрудник,
Начальник группы,
заместитель Начальника
отдела, исполняющий обязанности
Начальника отдела Особого
конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1)
Государственного комитета Совета
Министров СССР;
Начальник отдела,
Начальник сектора;
Старший научный
сотрудник
Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
(Научно-производственного
объединения "Энергия").
.....Супруга
-
Победоносцева Нина Александровна
(03 (16).01.
1912 - 11.04. 1998).
Она являлась сестрой
Победоносцева Юрия
Александровича (07
(10).02. 1907
- 08.10. 1973),
одного из
родоначальников отечественного ракетостроения
и
одного
из основных и непосредственных участников создания снарядов
РС–82 и
РС–132
для
ставших легендарными в годы Великой Отечественной
войны
систем залпового огня - Гвардейских
минометов "Катюша",
Лауреата
Сталинской премии;
Заслуженного деятеля науки и техники
РСФСР;
Действительного члена Академии артиллерийских наук;
члена-корреспондента Международной Академии астронавтики;
Доктора технических наук;
Профессора.
В 1930 году,
Алексей Васильевич Флёров
окончил
Экономический факультет
Московского института Народного хозяйства
(с 1992 года -
Российская Экономическая
Академия имени Г.В. Плеханова),
после чего, до 1933 года, работал в Организации
"Моспроект" - известной своими знаковыми объектами, формирующими
архитектуру столицы.
В 1933 году,
он поступил
в
Московский
авиационный институт
(с
7 октября 2009 года -
Московский
авиационный институт
(Национальный
исследовательский
университет -
МАИ))
и с этого же года,
одновременно с учёбой,
трудился
в конструкторских бюро
заводов № 133, № 1 и № 293 Народного комиссариата
авиационной промышленности,
под руководством Главного
конструктора
Болховитинова Виктора Фёдоровича.
Именно здесь состоялось знакомство
А.В. Флёрова
с будущим Руководителем
создания двигателей для ракет-носителей и космических
аппаратов, а в те годы
Начальником отдела ОКБ
Исаевым Алексеем Михайловичем.
Будучи студентом,
Алексей
Васильевич
посещал занятия
в
планерном кружке
и
как его
старший брат
Флёров Пётр Васильевич,
который был
другом
и единомышленником
Королёва Сергея Павловича,
в конце
1920-х - начале 1930 годов
участвовал
в создании
планеров
С.П. Королёва
и Всесоюзных планерных соревнованиях.
С 1937 года,
после
окончания
(с
отличием)
института
по
специальности "инженер-
механик
но
производству
авиадвигателей",
Флёров Алексей Васильевич
работал
в
конструкторском бюро завода № 28 Наркомата авиационной промышленности
СССР в должностях
инженера-технолога,
затем - заместителя Начальника отдела.
С июля по декабрь 1946
года,
вместе с
группой советских военных и гражданских
специалистов,
А.В. Флёров находился
в командировке в
Германии,
во время которой
являлся
заместителем Начальника отдела
- Начальником Технического бюро в
институте "Берлин",
в задачи
которого входили:
изучение конструкций и технологии
производства, воспроизведение чертежей и сбор материалов,
оставшихся узлов и
агрегатов немецких
зенитных управляемых ракет "Вассерфаль"
("Wasserfall"),
"Шметтерлинг"
("Schmetterling")
и "Рейнтохтер"
("Rheintochter")
а также - наземных
реактивных снарядов.
По возвращении из Германии, с декабря 1946 года по декабрь 1947 года,
Алексей
Васильевич Флёров
работал
в 14-м Главном
управлении Министерства
авиационной промышленности, в должности Старшего инженера.
11 января 1947 года,
А.В. Флёров
был принят на работу
в отдел № 9 НИИ-1 Министерства
авиационной промышленности под руководством родоначальника
Отечественной
школы реактивного и ракетного двигателестроения
Исаева Алексея Михайловича,
на должность Начальника конструкторской группы.
Историческая справка:
.....В 1948 году,
отдел № 9
А.М. Исаева
был переведён
в
НИИ-88 - Государственный
Союзный Научно-исследовательский институт
Министерства вооружения СССР,
образованный в Подмосковных Подлипках,
в
черте города
Калининграда Московской
области
(ныне - Королёв)
на базе Артиллерийского завода № 88,
на основании
исторического Постановления Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года
№
1017-419 сс
"Вопросы реактивного вооружения",
положившее начало в СССР практических работ по
созданию реактивной
(ракетной) техники.
....
открыть ссылку
для изучения фотодокумента
.....Приказом Министра вооружения СССР от 26 апреля 1950 года
(по
другой информации,
Приказом от 16 июня 1950 года
- прим.),
на базе отдела по разработке зенитно-управляемых ракет,
и отдела № 9
было создано Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-2), которое возглавил
Алексей Михайлович Исаев.
.....В
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1952
года, ОКБ-2
былр преобразовано в чисто двигательное конструкторское бюро под
руководством
А.М. Исаева.
.....В
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 апреля 1956
года и Приказом Председателя Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике от
16 января 1959 года, ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную
организацию, с подчинением непосредственно ГКОТ.
.....В 1967 году
ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического
машиностроения с подчинением Министерству общего Машиностроения СССР,
образованному вместо ликвидированного Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике.
.....В 1991 году,
Конструкторскому бюро химического машиностроения
было присвоено имя
Исаева Алексея Михайловича.
.....Указом Президента
Российской Федерации № 127 от
3 февраля 2007 года,
с 16 февраля 2008 года, Конструкторское бюро химического машиностроения
имени А.М. Исаева
стало филиалом Федерального Государственного предприятия "Государственный
космический научно-производственны центр имени М.В. Хруничева".
В
дальнейшем,
работая
на этом
предприятии, А.В. Флёров
являлся
Начальником
сектора
расчётов,
заместителем Главного конструктора направления,
Начальником
отдела
турбонасосных агрегатов.
В 1950 году он окончил Высшие инженерные курсы при
Московском Высшем
техническом училище
(ныне -
Московский Государственный технический
университет)
имени Н.Э. Баумана.
Алексей Васильевич Флёров
принимал непосредственное участие в
разработках
и руководстве работами по созданию топливно-насосных агрегатов
жидкостных
реактивных двигателей: У-2000 для ракеты
класса "земля-воздух",
У-400-2 для
крылатой ракеты класса
"воздух-море", конструкции
А.Я. Березняка;
С09.29А
и
С09.29Д для
ракеты
В-300
("205"),
С2.1100 и С2.1150 для межконтинентальной
крылатой
ракеты "Буря"
конструкции
С.А. Лавочкина;
С2.253 для
жидкостных
одноступенчатых баллистических ракет на
долгохранимых компонентах топлива
Р-11 созданных под
руководством
С.П. Королёва
и
М.К. Янгеля
в ОКБ-1
и С2.253А
для жидкостных одноступенчатых баллистических ракет
подводных лодок Р-11ФМ,
разработанных в
ОКБ-1
С.П. Королёва;
для второй ступени ракеты С-75
конструкции
П.Д. Грушина;
топливно-насосных агрегатов
корректирующе-тормозных двигательных
установок
(ТДУ)
для космических
кораблей "Восток", "Восход",
"Союз"
(и его
последующих модификаций), а также
долговременных орбитальных станций
"Салют", "Мир";
спутников "Зенит",
"Молния"
и "Космос", межпланетных
космических аппаратах "Луна",
"Марс",
"Венера", "Зонд", а также - по программе
Н1-Л3 для лунного орбитального корабля (ЛОК) и первого в СССР
кислородно-водородного жидкостного реактивного двигателя.
Приказом по предприятию от 3 марта 1986 года,
Флёров Алексей Васильевич
был
уволен с работы, по
личному желанию, в связи с уходом на пенсию.
Кандидата технических наук
А.В. Флёров
- автор и
соавтор более 50-ти изобретений,
которые были применены при создании ракетных двигателей.
В их числе:
•
"Гидродинамическое
уплотнение"
(в
соавторстве с
В.П.
Карасёвым,
А.Г.
Кучкиным,
М.В.
Краёвым
и
А.А.
Кишкиным;
№
1406410);
-
•
"Центробежный
насос"
(в
соавторстве с
Ф.П. Захарченко,
А.Н.
Лайковым
и
Н.В.
Минаковым;
№
1307087);
-
•
"Насосный
агрегат"
(в
соавторстве с
Н.В.
Минаковым,
В.Н. Грачёвым,
В.М. Шутиным
и
Е.В. Гридиным;
№
1250726);
-
•
"Устройство
для определения осевой силы на валу
высокооборотного насосного агрегата"
(в
соавторстве с
А.А. Покровским
и
Р.И. Константиновым;
№
1229607);
-
•
"Центробежный
насос"
(в
соавторстве с
В.П.
Карасёвым,
А.Г.
Кучкиным и
М.В.
Краёвым;
№
1101584);
-
•
"Соединение
валов"
(в
соавторстве с
В.Л. Либиным,
С.К. Матущенко
и
В.М. Шутиным;
№
838134);
-
•
"Гидродинамическое
уплотнение"
(в
соавторстве с
В.П.
Карасёвым,
А.Г.
Кучкиным и
М.В.
Краёвым;
№
792016);
-
•
"Способ
снижения температуры жидкости в центробежном насосе"
(в
соавторстве с
А.С. Шапиро;
№
731056);
-
•
"Регулируемый
центробежный насос"
(в
соавторстве с
А.С. Шапиро
и
В.В. Николаевым;
№
547555).
информация с сайта
"Патентный поиск,
Поиск патентов
и изобретений РФ и СССР":
-
открыть ссылку
Кроме увлечения авиационным спортом и авиацией,
Алексей Васильевич
Флёров
очень любил историю,
философию, обладал глубочайшими знаниями по этим
вопросам,
с друзьями и коллегами по работе участвовал в походах на байдарках
и катамаранах,
в том числе вместе
с
Исаевым Алексеем Михайловичем,
который был одним
из главных
организатором этих походов.
Алексей Васильевич участвовал
в документальном фильме
"Конструктор Исаев"
(автор
сценария - Анатолий Аграновский;
режиссёр - Геннадий Распопов;
г. Москва;
Центральная студия документальных фильмов; 1979 год; см.
8:30-9:40
и
10:25-10:48):
-
-
Награды:
Указом Президиума
Верховного Совета СССР №
214/38
от 11 июля 1943 года,
"За
образцовое выполнение заданий Правительства по производству
авиационных
винтов, приборов, колёс, радиаторов и агрегатов
моторного и самолётного
оборудования",
инженер-технолог завода № 28 Наркомата авиационной
промышленности
СССР
Флёров Алексей Васильевич
был награждён
медалью "За трудовое отличие".
Указом Президиума
Верховного Совета СССР №
207/24
(с
грифом
"Совершенно секретно")
от 25 июля 1958 года,
"За
успешное выполнение задания Правительства
по созданию специальной техники" (За создание зенитно-ракетного
комплекса С-75),
Начальник
сектора НИИ-88 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Флёров Алексей Васильевич
был награждён
орденом
Трудового Красного
Знамени.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№
253/34
от
17 июня 1961
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
успешное выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета
этого
корабля с человеком на борту",
Начальник отдела
ОКБ-2 Государственного
комитета
по оборонной технике
Флёров Алексей Васильевич
был награждён
орденом "Знак Почёта".
В 1970 году, он был удостоен Государственной премии СССР.
Флёрову Алексею
Васильевичу было присвоено Почётное звание
"Заслуженный изобретатель РСФСР".
- |