-
Николай
Алексеевич Рынин родился
11
(23)
декабря 1877 года
в Москве.
О семье Н.А. Рынина:
....Отец
- Рынин Алексей Абрамович,
сын штаб-лекаря, служил
аудитором в военном ведомстве,
затем -
работал секретарем Московского
военно-окружного суда, а с 14 июля 1877 года,
(по состоянию здоровья) был оформлен переводом на должность
военного журналиста в штаб Московского военного округа.
....С 1885 года,
вновь был
связан с военно-судебной деятельностью в качестве помощника секретаря
Кавказского военно-окружного суда.
....Затем,
Алексей Абрамович
вместе с супругой переехал в Тифлис
(ныне - город
Тбилиси,
столица Грузии),
где
скоропостижно скончался в 1886 году.
....Мать
-
Рынина (до замужества - Маркова)
Мария Васильевна,
оставшаяся одна
с двумя детьми,
приняла
решение переехать жить в Симбирск
(ныне
- город Ульяновск)
к своему отцу,
крестьянину по социальному происхождению,
отставному
подпоручику.
....Сестра
-
Ольга Алексеевна (1869
-?).
....Супруга
(в браке с июля 1906 года) -
Рынина (до замужества -
Дружинина) Тамара Васильевна,
родилась в семье преподавателя гимназии.
На протяжении всей совместной жизни с
Николаем Алексеевичем,
она была его другом и помощником многогранной и титанической
инженерной, научной и педагогической деятельности.
В пятилетнем возраста
Николай Рынин
лишился отца
и со своей сестрой
Ольгой
находился исключительно
на иждивении своей матери,
зарабатывавшей средства
к жизни личным трудом.
В 1883 году, семья переехала в город Симбирск
(с
1924 года - город Ульяновск),
где
проживал отец матери и при поддержке деда он поступил
после сдачи экзамена
в мужскую классическую гимназию, которую успешно
(с
оценками "хорошо" и
"отлично")
закончил в 1896 году, пройдя
курс 8-ми классов.
-
-
В
характеристике выпускника
Н.А. Рынина было записано:
-
....."Он обладал довольно
хорошими способностями. Особый интерес проявил к
изучению математики, занимался черчением,
был любителем музыки и участвовал в гимназическом
оркестре". |
Гимназические годы оставили неизгладимый след в его
памяти.
За годы учёбы, он получил любовь к математике,
физике и вообще к науке.
В эти годы он много и с увлечением читал,
особенно ему нравились произведения
Жюля Верна,
Майн Рида
и
Густава Эмара.
Скорее всего, чтение
фантастических и приключенческих романов зародило в
юноше
страсть к космическим путешествиям, о которых он
в дальнейшем писал во многих
научных трудах.
Несмотря на затруднительное материальное положение,
в
том же 1896 году,
Н.А. Рынин
отправился
в Санкт-Петербург,
где
выдержав по конкурсу экзамен
поступил
в Институт
инженеров
путей сообщения
(ныне – Петербургский
Государственный университет путей
сообщения
Императора Александра I).
Учебные занятия в институте в те годы
включали лекции, репетиции, практические
занятия, графические упражнения, курсовые проекты
и работы в лабораториях
и кабинетах.
Преподавание теоретических дисциплин велось в институте
на высоком научном и
техническом уровне - это были рисование и архитектура,
строительная механика,
гидравлика и электротехника.
Большой популярностью среди студентов пользовались лекции
выдающегося учёного
в области начертательной геометрии
Курдюмова Валериана Ивановича.
Любовь к начертательной геометрии, которую
преподаватель "зажёг" в его душе,
Николай Алексеевич
пронёс через всю жизнь.
Начав специализироваться по этому предмету и
своими способностями и
потенциальными возможностями обратил на себя внимание
профессора.
При его содействии,
Н.А. Рынин получил ряд уроков и
смог
сам себя содержать,
не требуя помощи от матери.
Будучи уже на
5-ом курсе, он исполнил по заказу Управления Оренбург-Ташкентской
железной дороги большой проект - каменной
кладки ледореза моста через реку Урал.
По этому
проекту,
Николаем Алексеевич
была написана
фундаментальная монография
"Ледорезы"
(издана
в 1903 году),
работать над которой
он начал ещё
в студенческие
годы, и представляющая собой изложение
теории и практические рекомендации
по проектированию геометрических
форм и конструированию ледорезов.
Большое внимание уделялось курсовому проектированию:
студент Рынин
составил
проекты трёх деревянных домов
со службами, которые в 1901-1903 годах были
построены под его руководством в Ораниенбауме
(с
1948 года - город Ломоносов
Ленинградской области; ныне - внутригородское
муниципальное образование в составе
Петродворцового района города Федерального значения
Санкт-Петербурга)
-
-
Каждое лето он работал
на строительных практиках,
имевших для него большое
значение.
Так, например, с июня по август 1897 года,
Николай Алексеевич
трудился на строительстве
шоссе и
моста под Тверью.
В 1898-м и 1898-м годах его, как одного из лучших студентов,
прекрасно владеющего
английским,
немецким и французским языками, командировали
во Францию, на завод
в Лилле,
где работал слесарем, кочегаром и помощником
машиниста паровоза.
Летом 1900 года, Н.А. Рынин
принимал участие
в работах по строительству
железнодорожной
ветки,
соединяющей Главную линию с набережной Невы.
Затем, он вновь был командирован во Францию
для осмотра Всемирной выставки
строительных конструкций и инженерных сооружений.
Одновременно побывал в Швейцарии и Англии.
По результатам поездки,
Николаем Алексеевичем
были написаны в виде
отчётов две
статьи: "Новые работы
Орлеанской железной дороги в Париже"
и
"Симплонский
туннель",
которые были напечатаны в
"Известиях Собрания инженеров путей
сообщения".
В 1901 году,
после окончания
Института инженеров путей сообщения, он был
принят
на должность инженера
в Технический отдел Службы пути Николаевской железной
дороги.
С
осени 1901 года, при Институте инженеров путей сообщения,
Николай Алексеевич
Рынин начинает вести курс
начертательной геометрии,
строительного искусства
и проектирование металлических конструкций.
В 1902 году, по
рекомендации своего учителя, Профессора
В.И. Курдюмова,
Н.А. Рынин
был приглашен
на должность
преподавателя начертательной
геометрии в
организованный тогда в Санкт-Петербурге
Политехнический институт.
В 1903 году он выполнил расчёт перекрытий для
реконструкции главного здания,
склада
и модельной мастерской Александровского завода.
В этом же
году, Профессор Политехнического института
Кирпичёв Виктор Львович
предложил Николаю
Алексеевичу Рынину вести курс
по прикладной механике.
В период 1903-1907 годов, он трижды бывал в заграничных
командировках с целью
изучения и повышения инженерной и научной квалификации в
области строительной
механики
и конструкций металлических сооружений, и
для знакомства с
постановкой
преподавания в Высших учебных заведениях: в 1903 году и
1906 году – в Европе,
а в 1904 году – в США.
В 1905 году,
Н.А. Рынин перешёл на работу
в Контору по переустройству станций
Николаевской железной дороги
на должность Начальника технического отдела
по переустройству Санкт-Петербургского железнодорожного
узла
и
стал автором
ряда проектов проектов
мостов,
эстакад, водоснабжения,
металлических
конструкций, вокзалов и других транспортных и
гражданских сооружений,
а в
1911 году, он был назначен на должность Начальника этой Конторы.
В 1905-1907 годах, несмотря
на огромную занятость на профессиональной своей
службе,
Н.А. Рыниным
был издан
ряд
оригинальных научных работ, исследования по
расчёту
инженерных сооружений, а также -
учебные
курсы
по основным разделам
начертательной геометрии:
"Проекции
ортогональные",
"Аксонометрические проекции"
и
"Проекции с числовыми отметками",
а позднее -"Перспектива на плоскости"
(в
1912
году),
"Сборник задач
по начертательной
геометрии"
(в
1916-м и 1923 годах)
и
"Перспектива"
(в
1918 году).
Учёный много раз переиздавал монографию
"Начертательная геометрия"
(в
1904-м,
1907-м,
1912-м, в 1916–1918-м и 1939 годах).
Он систематически публиковал
переводы
статей
и монографий иностранных авторов;
примером может служить его труд
"Начертательная геометрия:
методы изображения"
(издана
в 1916 году), в котором в
списке рекомендованной литературы указано
535
(!)
иностранных источников.
1907 год стал переломным в жизни учёного.
Когда в стране начинается развитие воздухоплавания,
и появляются первые сведения
об успехах в этой области,
Николай
Алексеевич Рынин стал принимать
самое
деятельное участие в
пропаганде этой отрасли техники и науки,
и именно
этот
момент определил
(по собственному признанию
Н.А. Рынина)
его настоящую
специальность.
Ознакомившись с особенностями развития этого направления
деятельности за границей,
он,
совместно с другими участниками процесса,
стал одним
из основных организаторов
создания Всероссийского
Аэроклуба.
С 1908 года, в Институте инженеров путей сообщения
стали читать лекции
по воздухо-
плаванию: среди них был и
генерал-лейтенант
Кованько Александр
Матвеевич,
организовавший впервые в мире полёты на
воздушных шарах для
научных
исследований верхних слоев атмосферы и
изучения влияния полёта
на организм человека, и оказавший большое
влияние на
Николая
Алексеевича.
В начале 1908/1909 учебного
года, в институте был организован студенческий кружок
по изучению воздухоплавания, Почётным членом
и руководителем которого с первого
дня его основания являлся
Рынин Николай Алексеевич.
Он занимался популяризации идей воздухоплавания среди
студентов и
преподавателей, читая, в том числе, свой
курс лекций по воздухоплаванию.
Студенты - члены воздухоплавательного кружка
по инициативе и под
руководством
Н.А. Рынина принимали личное участие
в полётах на воздушных шарах, аэростатах
и аэропланах и с декабря 1908 года, занимались
изданием журнала
"Аэромобиль".
В том же 1909 году,
Николай Алексеевич
выдержав экзамен по
прикладной и
строительной механике, был удостоен учёной степени адъюнкта
при Санкт-
Петербургском
Политехническом институте и успешно защитил диссертацию
на тему
"Расчёт
шарнирных колец из жестких элементов".
Огромный интерес
к воздухоплаванию и
сравнительная простота изготовления
воздушных шаров и аэростатов способствовали
распространению полётов в России.
Летом 1909
года,
Николай Алексеевич
выезжает
во Францию и в Германию, чтобы
посмотреть воздухоплавательные состязания и
познакомиться с конструкциями
летательных аппаратов.
В Россию он вернулся с твёрдым желанием
научиться летать.
Чувствуя
настоятельную необходимость
при
преподавании курса
воздухоплавания иметь самому практический опыт полётов,
с 1910 года,
Н.А. Рынин
обучался полётам
во Всероссийском Аэроклубе
и Военно-воздухоплавательной школе.
Летом этого же года, в течение одного месяца он совершил
пять полётов на воздушных
шарах "Василий Корн"
(объём
1437 квадратных метров)
и "Треугольник"
(объём
850 квадратных метров),
преодолев в четвёртом полёте, за
12 часов 43 минуты,
расстояние около 400 километров.
-
-
31 августа 1910 года, после сдачи экзаменов,
Рынин Николай Алексеевич
получил
по правилам
Международной воздухоплавательной Федерации звание
пилота
аэронавта-воздухоплавателя сферического аэростата Императорского
Всероссийского
аэроклуба, с вручением
соответствующего
удостоверения.
-
-
В сентябре 1910 года, он принял участие в
организации и проведении 1-го Всероссийского
праздника воздухоплавания, который состоялся в
Санкт-Петербурге, с вручением
пилотам множества призов и премий - за высоту
подъёма, скорость, продолжитель-
ность и дальность полёта; за точность
приземления - отдельно для самолётов,
аэростатов и дирижаблей.
На аэростате "Василий Корн"
Николай Алексеевич
выполнил три полёта.
Во втором полёте над Финляндией, 4 октября
1910 года, воздухоплаватели
С.И. Одинцов
и
Н.А. Рынин
поднялись
на воздушном шаре "Треугольник" с аэродрома и
за
19 часов
полёта достигли высоты
6 350 метров,
установив тем самым всероссийский рекорд.
По итогам состязаний
Н.А. Рынин
получил приз
за установление рекорда высоты
подъёма на свободном аэростате и премию за
точность приземления.
Под впечатлением блестящих успехов русских лётчиков,
Николай Алексеевич,
после
праздника воздухоплавания энергично стал обучатся полётам
на аэроплане.
В 1910-1911 годах, он шесть раз летал на аэроплане
"Фарман"; сдав экзамен на право
управления аэропланом, он стал 24-м лётчиком,
получившим диплом пилота.
23 апреля 1911 года, один из учебных полётов
Николая Алексеевича
с инструктором
Срединским
едва
не закончился катастрофой: не успел их "Фарман"
подняться на
высоту в несколько метров, как порыв ветра
бросил его вниз: ударившись о землю,
машина была разбита вдребезги.
Остался цел лишь двигатель, а авиаторы остались
живы чудом отделавшись испугом
и лёгкими ушибами.
Три месяца спустя, совершив пять учебных полётов
на управляемых дирижаблях,
Н.А. Рынин
получил удостоверение № 1 пилота-аэронавта дирижабля.
В июле 1913 года, в качестве представителя Всероссийского
аэроклуба он выехал
в Гаагу на заседание Международной
аэронавтической федерации, на котором
обсуждались международные правила воздушных полётов.
На обратном пути он побывал в Берлине, где
ему с супругой представилась
возможность стать пассажирами крупнейшего дирижабля того
времени - цеппелина
"Ганза"
(длина –
148 метров,
объём -
19 тысяч квадратных метров,
дальность полёта -
1 тысяча квадратных метров,
время -
20 часов без остановки).
В России, в эти годы также приступили к
строительству больших дирижаблей и
самолётов.
26 марта 1914 года,
Рынин Николай Алексеевич
на аэроплане "Илья Муромец"
конструкции
Сикорского Игоря Ивановича
совершил полёт
над Петербургом.
После этого
Н.А. Рынин
совершит ещё много полётов
на самолётах и дирижаблях.
Ещё в начале 1909 года, он приступил к
созданию в своём институте аэромеханической
лаборатории, которая была открыта 12 января 1910
года.
В этом большую помощь ему оказывали студенты - члены
воздухоплавательного
кружка.
Сначала это был небольшой кабинет, но уже в мае 1910
года в
лаборатории установили малую аэродинамическую трубу
диаметром
0, 3 метра
и мощностью двигателя 0, 25
лошадиных сил.
В 1911 году, лаборатория была оснащена второй
аэродинамической трубой диаметром
0, 65 метра
с двигателем
мощностью
16 лошадиных сил,
а в 2012 году
- третьей –
диаметром
2, 5 метра.
Николай
Алексеевич
передал
в
дар Институту путей сообщения разработанный
изготовленный им
прибор
для
испытания воздушных винтов.
К
этому времени кружок
располагал
большой библиотекой
по
воздухоплавательной
тематике,
метеорологическими инструментами.
Н.А. Рынин
приобрёл
и
(вместе со
студентами)
изготовил приборы
для
изучения законов
сопротивления
воздуха.
При его содействии институт участвовал в
1-й Международной
воздухоплавательной
выставке,
прошедшей
в апреле 1911 года в Санкт-Петербурге.
Летом 1909 года,
Николай Алексеевич
вновь находился
в командировке
во Франции
и
Германии, где присутствовал
на
состязаниях аэропланов
на
воздухоплавательной
выставке, и посетил Высшую школу
аэронавтики
в Париже.
По
возвращении
в
Россию он сделал доклад
"Новейшие успехи воздухоплавания",
а в 1010 году опубликовал
две статьи
и лекции по
курсу воздухоплавания.
В мае 1911 года,
Рынин
Николай Алексеевич
совершил визит
в Германию,
Францию
и Англию
для
ознакомления с аэродинамическими лабораториями.
В октябре 1911 года, на
V Международном воздухоплавательном
конгрессе
в Италии он
выступил
с
докладом
"Об
испытании воздушных винтов".
Летом 1913 года, он находился в Бельгии и принял участие в следующем
воздухоплавательном конгрессе.
Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с
изучением методов
изображения, с
одной стороны, и
воздухоплавания, с
другой.
А организация
при его
непосредственном участии
в
Институте инженеров путей
сообщения,
Аэромеханической лаборатории,
окончательно заставило
его оставить
службу на
Николаевской железной дороге (в
1913 году).
Николай Алексеевич полностью переключился
на
научно-педагогическую
деятельность,
которая была сосредоточена
в
Институте инженеров
путей сообщения,
Политехническом институте, а в последствии,
Ленинградском институте инженеров
гражданского воздушного флота.
Весной 1914 года, в Петербурге, в Институте инженеров путей
сообщения состоялся 3-й
Всероссийский воздухоплавательный
съезд, на нём собрались
около 200 деятелей
русского воздухоплавания. Из Калуги
приехал
Константин Эдуардович
Циолковский,
и познакомился с
Николаем Алексеевичем Рыниным.
Эта единственная встреча
с
Патриархом звездоплавания
пробудила
у
Николая Алексеевича
интерес
к ракетам и космическим полётам.
Работая над статьями по космическим темам,
Н.А. Рынин
не раз
обращался к
Великому учёному
за советами и, со
своей стороны, всемерно старался
помочь ему.
В 1914 году,
Николай Алексеевич
опубликовал ещё три научные
работы, посвященные
вопросам аэродинамики, которые вошли во второй выпуск
"Трудов аэромеханической
лаборатории".
С целью изучения воздействия ветра на фермы мостов он проводит серию
опытов
со множеством пластинок и решёток разной площади
и
конфигурации.
Николай Алексеевич Рынин
внёс огромный
вклад
в развитие научных основ аэродинамики,
воздухоплавания, авиации и воздушных сообщений.
Его перу
принадлежат 140 работ по аэродинамике и воздухоплаванию,
экономике
и организации воздушных сообщений,
конструкции и проектированию летательных
аппаратов.
Среди
них:
14
фундаментальных монографий,
7
учебных
курсов,
92
научные статьи,
5
переводных статей,
а также -
8
докладов,
отчётов о конференциях, испытаниях
и полётах.
Его классический труд
"Курс воздухоплавания"
(издан
в 1910-1911 годах - прим.)
в
течение многих лет был настольной книгой для тех,
кто изучал, проектировал
и строил летательные аппараты легче
воздуха.
-
-
В 1916 году,
он представил
для
защиты
в Институт инженеров
путей сообщения вторую
диссертацию
"Давление ветра на здания".
Учёный совет Института освободил
Н.А. Рынина
от
вторичной защиты и
избрал его адъюнктом Института.
-
Наряду с педагогической научной деятельностью,
Николай Алексеевич
активно
пропагандировал успехи
и достижения
отечественной и зарубежной авиационной
науки и техники.
В 1917 году, вышел из печати ещё один
классический научный труд
Н.А. Рынина
"Теория
авиации"
- изложение лекций,
которые
он читал в 1916 году в Институте инженеров
путей сообщения и в
школе авиации при Всероссийском аэроклубе.
Он выдвинул идею создания в нашей стране аэротехнического института,
и в 1918 году
принял самое активное участие в
организации в Петрограде аэротехникума и школы
лётчиков-наблюдателей, а в декабре того же
года - в создании Центрального
аэрогидродинамического института (ЦАГИ),
со временем превратившийся в
крупнейший центр Советской, затем и Российской авиационной науки
и техники.
В сентябре 1920 года, Московский авиационный техникум был
реорганизован
в Институт
инженеров Красного воздушного флота, Ректором
которого стал Выдающийся учёный
в области авиационной механики, аэродинамики и
гидродинамики, Профессор
Жуковский Николай Егорович
(после
череды преобразований,
с 6 августа 1946 года
по 29 августа 1998 года и с 11 ноября 2002 года по 7
марта 2008 года - Военно-воздушная
инженерная Академия имени профессора Н.Е. Жуковского).
В 1919 году,
Н.А. Рынин
получил должность Профессора
методов изображения в
Институте
фотографии и фототехники и в Институте
инженеров путей сообщения.
В первые месяцы существования Советской власти наиболее активную
гражданскую
и политическую позицию в институте заняли многие профессора и
преподаватели, среди
которых был и
Николай Алексеевич Рынин.
В 1918–1919 годах, его энергия была направлена на осуществление давней и
заветной
мечты - создание Факультета
воздушных сообщений.
При его активном участии, первое
заседание Факультета состоялось 28 сентября
1920 года.
На
нём он был избран деканом и удостоен учёного звания Профессора.
-
-
При организации
факультета,
Н.А. Рыниным
лично
и впервые в России и в авиационном
образовании был разработан план учебных занятий и
цикл лекций по воздухоплаванию
и аэродинамике.
За 10 лет
работы Факультета воздушных сообщений
(с 1920-го
по 1930 год)
им было
опубликовано более 70-ти научных работ.
Среди них - такие монографии и учебники, как
"Аэроплан",
"Аэростат"
(изданы
в 1924
году),
"Воздушные
сообщения",
"Аэропланы: их
устройство, управление и полёт"
(изданы
в 1925 году),
"Прикладная аэродинамика"
(издан
в 1926 году),
"Воздушный
транспорт"
(издан
в 1927 году),
"В стратосферу!"
(издан
в 1934 году), а
также ряд статей:
"Дирижабли и их транспортное значение"
(издана
в 1920 году),
"Люди и
птицы"
(издана
в 1922 году),
"Полёты будущего"
и
"Чудеса авиации"
(изданы
в 1923 году).
Итогом педагогической и научной деятельности
Н.А. Рынина
в
области авиационного
транспорта стал классический учебный курс
"Проектирование воздушных
сообщений"
изданный
в 1937 году.
Наряду с
педагогической работой, он принял участие в
практической разработке новых
проблем авиации, реактивных снарядов и артиллерии,
строительной механики,
инженерных сооружений, аэрофотографии,
кинематографии и других дисциплинах.
Уже в 1920-е годы, авторитет
Николая Алексеевича
становится общепризнанным в
нашей
стране в области авиации и воздушных сообщений.
В 1922 году,
он
был включён в состав Совета по гражданской авиации при
Главвоздухофлоте - Главном управлении
Рабоче-крестьянского Красного
Военно-Воздушного Флота.
В 1923 году, по его предложению,
была
организована
постоянная авиалиния:
Петроград-Москва-Владивосток.
Увлёкшись идеями
Константина
Эдуардовича Циолковского,
в 1924 году,
Н.А. Рынин участвовал в работе московской "Секции
межпланетных сообщений"
Осоавиахима
СССР, в числе членов которой
были:
Ф.Э. Дзержинский,
сам
К.Э. Циолковский,
В.П. Ветчинкин,
Ф.А. Цандер,
Г.М. Крамаров,
Я.И. Перельман
и другие.
В 1928 году, в Ленинградском Политехническом
институте,
им была организована секция
межпланетных сообщений и он был избран её
Председателем.
В 1930 году,
Н.А. Рынин
был назначен
по совместительству помощником Директора
Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке.
Николай Алексеевич
стал одним
из организаторов
и членом бюро Ленинградской группы изучения
реактивного движения
(ЛенГИРД),
организованной
13 ноября 1931 года.
В эти же годы у него сложились близкие
творческие связи со многими энтузиастами
ракетостроения и
космической техники - сотрудниками Газодинамической
лаборатории
в
Ленинграде и активистами Группы изучения
реактивного движения в Москве.
Академик
Валентин Петрович
Глушко
вспоминал
об этом времени:
-
....."Мои встречи с
Рыниным происходили в домашней обстановке и были взаимно
полезны.
Его библиотека была богата отечественными и зарубежными
изданиями,
содержащими информацию по ракетной и космической
технике,
и непрерывно пополнялась.
Стены кабинета украшали его дипломы воздухоплавателя и
пилота,
а также фотографии многих известных деятелей ракетной
техники,
с которыми он вел обширную корреспонденцию". |
В апреле 1934 года, в Ленинграде состоялась Всесоюзная
конференция по изучению
стратосферы, организованная Академией наук СССР.
Н.А. Рынин
выступил
с докладом "Методы освоения стратосферы", в котором
дал
подробное описание всех существовавших в то время
технических средств для
достижения стратосферы.
На той же конференции с докладом
"Полёт реактивных аппаратов
в
стратосфере"
выступал молодой конструктор ракетной техники
Сергей Павлович Королёв.
23 января 1936 года,
за плодотворную педагогическую деятельность,
фундамен-
тальные научные труды в области авиации, ракетной техники
и начертательной
геометрии,
Высшая аттестационная комиссия присудила Профессору
Рынину Николаю
Алексеевичу
ученую степень Доктора технических наук
без защиты диссертации.
В эти же годы,
Николай Алексеевич
вёл большую общественную работу.
3 ноября 1932 года, он был назначен членом Центральной
квалификационной комиссии
Аэрофлота по присвоению учёных званий, а с 23
апреля 1937 года, являлся членом
президиума этой комиссии.
Он был избран членом Секции воздушного права при
Осоавиахиме, членом Комитета
по развитию воздухоплавания в СССР;
В 1934 году, был создан Университет культуры,
первым директором которого был
назначен
Николай Алексеевич Рынин.
В дальнейшем,
он
являлся:
Заведующим секцией истории авиации и
воздухоплавания
Института науки и техники Академии наук СССР
(с 1936
года),
с 1937 по 1940 год -
Профессором по Кафедре эксплуатации дирижаблей в
Московском дирижаблестрои-
тельном учебном комбинате; членом Постоянного
Технического совета по специальным
заданиям,
членом Государственной квалификационной комиссии,
Председателем
Испытательной комиссии по начертательной геометрии и
графики
в Ленинградском
институте инженеров железнодорожного транспорта.
-
•
•
•
•
•
Николай Алексеевич
Рынин
вёл большую пропагандистскую деятельность, выступая
популяризатором авиационной и ракетно-космической науки.
Он - автор многих
научно-популярных, публицистических и исторических
статей
в журналах:
"Вестник знания",
"Человек и
природа",
"Наука и техника",
"Самолёт",
"Природа",
"Техника - массам";
в газетах: "Известия",
"Ленинградская правда",
"Красная Звезда",
"Комсомольская правда",
"За большевистские авиакадры",
"Вечерняя Красная газета",
"Боевая подготовка",
"Авиационная газета".
Кроме того, он выступал
докладами
и лекциями не только в научных организациях
и учебных заведениях, но и на заводах и
фабриках, в частях Красной Армии
и
общежитиях.
Тематика его докладов была широка и разнообразна:
история науки и техники,
воздухоплавание и авиация, ракетная техника
и космические полёты, популяризация
научных трудов и изобретений отечественных учёных,
инженеров, техников, и в
первую очередь - основоположника космонавтики Константина
Эдуардовича Циолковского,
и многое, многое другое.
За 40
лет своей научной и публицистической деятельности,
Николай Алексеевич Рынин
издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около
300 лекций и докладов.
В числе его работ:
•
"О проекте воздухоплавательного прибора системы Н.И. Кибальчича"
(статья с пометами
автора; 23 марта 1918 года)
(заключение
на проект реактивного летательного аппарата
Н.И. Кибальчича;
журнал "Былое";
книга 4-5; апрель-май 1918 г.; стр. 122-124;
Архив РАН. Ф. 928. Оп. 1. Д. 119);
-
открыть
ссылку
-
•
"В
воздушном океане"
(научно-фантастическая
повесть; 1924 г.);
-
•
"Межпланетные сообщения"
(журнал
"Вестник знания"; № 2; 1928 г.; стр. 75-77);
-
•
"Возможны ли межпланетные сообщения?"
(журнал
"Вестник знания"; № 4; 1930 г.; стр. 152-153);
-
•
"Первая жертва межпланетных сообщений"
(журнал
"Вестник знания"; № 5-6; 1930 г.; стр. 198-199);
-
•
"На ракете во Вселенную"
(журнал "Хочу
всё знать!"; № 5; 1930 г.; стр. 144-145);
-
•
"Русский изобретатель и учёный К.Э. Циолковский"
(журнал "Хочу
всё знать!"; № 10; 1930 г.; стр. 313);
-
•
"Техника полёта в стратосферу"
(газета
"Известия"; 9 июня 1931 года);
-
•
"На ракете во
Вселенную"
(1931 год);
-
•
"Век космических полётов"
(1931 год);
-
•
"Овладеем стратосферой"
(журнал "Наука
и техника"; № 9; 1934 г.; стр. 3-5);
-
•
"Авиация больших
скоростей"
(1934 год);
-
•
"Ракетные полёты"
(1936 год);
-
•
"К.Э. Циолковский: Его жизнь и работа"
(журнал
"Вестник знания"; № 12; 1936 г.; стр. 893-898).
В жизни и творчестве
Рынина Николая Алексеевича
большое значение имели его связи
с Константином
Эдуардовичем Циолковским.
Переписка продолжалась с 1916
года до самой кончины
Константина
Эдуардовича
в 1935 году.
Особое место
в области исследований ракетной техники и космонавтики
занимает
Космическая энциклопедия - история развития космических
полётов
Н.А. Рынина
под
общим
названием
"Межпланетные
сообщения",
во время работы над которой
Николаю
Алексеевичу пришлось перечитать горы книг, познакомиться
с тысячами публикаций,
изучить архивные документы и древние
рукописи.
В июне 1926 году,
Н.А. Рынин сообщил
К.Э. Циолковскому
в Калугу о своей работе над
этим большим и
важным трудом.
Николай Алексеевич
изложил весь известный
в те годы материал по реактивной технике
и космическим
полётам - от первых фантазий до воплощения
мечты человека
в реальных проектах учёных и конструкциях
инженеров.
Выдающийся учёный и организатор создания жидкостных ракетных
двигателей
Академик
Валентин Петрович
Глушко,
уже в годы рассвета отечественной
космонавтики отмечал,
что для своего времени этот труд был ценным пособием
для всех, кто начинал работать в
области ракетной техники.
-
"Межпланетные
сообщения" публиковались с 1928-го по 1932 год и
представляли собой
девять
книг общим объемом
1608 страниц
и
976 рисунков!
Здесь приведено более 1300
(!)
наименований основных научных открытий,
технических
изобретений, патентов, теорий, экспериментов
и проектов; библиография
насчитывает более 1200
(!)
монографий, статей,
романов и кинофильмов на русском
и иностранных языках.
Первый выпуск
"Межпланетных сообщений"
-
"Мечты,
легенды и первые фантазии"
(том 1;
1928 год; 109 стр.).
"Дать очерк этой истории, –
пишет автор, –
определить условия,
при которых человек
сможет отделиться от земли и унестись в межпланетное
пространство, и составляет
цель нашего труда".
Он знакомит читателя
с мифами,
легендами, сказками
и фантастической литературой
о полётах человека к звёздам.
Примечательно, что еще
за 30 лет до запуска
первого спутника,
Н.А. Рынина
интересовали
основные проблемы
космического
полёта: скорость взлёта,
допустимые
ускорения, управление ракетой и её
навигации.
-
открыть
ссылку
-
Во втором выпуске ("Космические корабли в фантазиях романистов";
том 1; 1929 год;
160 стр.),
Николай Алексеевич
даёт описание различных
фантастических проектов
космических
полётов
с подробным критическим
анализом: он рассматривает полёты
и
пушек и вулканов, метательных центробежных машин, солнечной
и атомной энергии,
электрических кораблей
и ракет.
В книге дана научная оценка проектов космических
полётов, изложенных в
фантастических
романах
Алексея Николаевича Толстого,
Жюля Верна,
Герберта
Уэллса,
Александра Дюма
и
Макса Валье.
-
открыть
ссылку
-
Третий выпуск
"Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах
учёных"
(том 1;
1930 г.; 153 стр.),
посвящён
использованию лучистой энергии
(прообразу
современных лазеров)
в
научных работах физиков, и научно-фантастических
романах
Алексея Николаевича Толстого,
Александра Николаевича Беляева,
Герберта
Уэллса,
Джека Лондона
и других
писателей.
-
открыть
ссылку
-
В четвёртом выпуске ("Ракеты и двигатели прямой реакции: История,
теория и
техника";
том 2; 1930 г.; 216 стр.),
Николай Алексеевич
Рынин излагает историю развития
ракетной техники - от
первых фейерверочных устройств
до космических ракет,
дополняет работами
К.Э. Циолковского,
Ф.А. Цандера,
Г. Оберта,
В. Гоманна,
Р. Годдарда,
Р. Эно-Пельтри,
М. Валье и
высказывает мысль о том, что наиболее
перспективной машиной для полёта человека за пределы атмосферы
является ракета.
--
открыть
ссылку
-
Пятый выпуск -
"Теория
реактивного движения";
том 2; 1930 г.),
посвящён научным
работам в этой области, созданных
К.Э. Циолковским,
Г. Обертом,
Р. Эно-Пельтри,
Р. Годдардом,
В. Гоманом,
Э. Лоренцем,
Ф. Линдеманном,
М. Валье
и
А.Б. Шершевским.
-
этого издания в сети нет!
-
В шестом выпуске
("Суперавиация
и суперартиллерия"
;
том 2; 1930 г.; 128 стр.),
автор
пишет
об
использовании реактивной техники в авиации и артиллерии,
подробно
исследует
конструкции всех
существующих аэропланов, приводит их технические
характеристики
и излагает основные принципы теории реактивного
летательного
аппарата.
Здесь же он дает описание различных типов артиллерийских
орудий и высказывает
идею использования реактивных снарядов.
--
открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)
-
Выпуск седьмой -
"Русский изобретатель и учёный Константин Эдуардович
Циолковский:
Его жизнь, работы и ракеты"
(том
3; 1931 г.; 111 стр.).
Отмечая многогранность научной деятельности
учёного,
Н.А. Рынин
считает наиболее
важными его изобретениями
металлический дирижабль
и межпланетный
корабль-ракету.
В специальной главе этого издания были рассмотрены ракеты
К.Э. Циолковского
и его
проекты космических
полётов.
-
открыть
ссылку
-
В восьмом выпуске
("Теория космического полёта";
том 3; 1932 г.; 358 стр.); были
помещены
научно-исследовательские и конструкторские работы крупнейших
советских
и зарубежных учёных того времени в области ракетной техники,
причём
переводы всех
иностранных работ, их
краткие аннотации и биографии авторов сделаны
Н.А. Рыниным.
-
открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)
-
Девятый выпуск -
"Астронавигация, летопись и библиография"
(том
3; 1932 г.; 218 стр.).
Здесь,
автор
рассматривает вопросы навигации космического корабля по
звёздам,
движение планет Солнечной системы и строит карты их
траекторий движения;
анализирует законы тяготения (законы
Кеплера)
и приводит решения некоторых
баллистических задач.
-
открыть
ссылку
-
В приложении издания приведены летопись и библиография
по
межпланетным сообщениям
и ракетной технике:
они содержат важнейшие труды человечества -
начиная от
индийских
манускриптов, китайских сказаний, мексиканских
легенд,
арабских сказок и русских былин до теоретических исследований учёных
и
технически выполнимых проектов инженеров начала
1930-х годов.
В 1936 году,
Николай Алексеевич Рынин
закончил капитальный труд (более 1 тысячи
страниц текста),
получивший название
"Завоевание
неба".
Это – переработанный, исправленный и дополненный, в
соответствии с замечаниями
и новыми научными и техническими достижениями, но
неопубликованный вариант
"Межпланетных
сообщений".
В рукописи он говорит о возможности космических полётов,
отмечает причины
стремления человека проникнуть в космос:
-
....."…научная
любознательность …желание расширить границу человеческих
знаний, открыть новые миры, сделать новые исследования,
обогатить сокровищницу человеческого знания". |
•
•
•
•
•
3 марта 1941 года, он был назначен на
должности Профессора и Начальика Кафедры
начертательной геометрии и графики Ленинградской
Военно-воздушной Академии
сформированной на базе Ленинградского института инженеров
Гражданского
воздушного флота
(с ноября 2002 года, после череды преобразований -
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Военно-
космическая академия имени А.Ф. Можайского" - прим.).
В связи с преобразованием института в военное
учебное заведение,
Рынину Николаю
Алексеевичу было присвоено воинское звание "бригадный
инженер" (соответствует
современному званию "генерал-майор").
-
-
В августе 1941 года, Ленинградская Военно-воздушная Академия была эвакуирована из
Ленинграда в
город Йошкар-Олу - столицу
Марийской АССР
(ныне -
Республика Мари Эл).
Николай Алексеевич
не смог выехать вместе с академией: он был
тяжело болен.
Перенеся первую, самую тяжёлую блокадную зиму в
Ленинграде, он, весной 1942 года,
в крайне ослабленном состоянии, самолётом был вывезен
в Йошкар-Олу.
Откуда, 22 июля 1942 года, он был доставлен в
госпиталь № 361 города Казани
Приволжского военного округа, с диагнозом "рак гортани
и лёгких".
Награды:
В 1909
году, за большую педагогическую деятельность,
Рынин
Николай Алексеевич
был награждён орденом Святого Станислава
III степени.
В 1916 году,
за диссертационную работу "Давление ветра на здания",
ему была
присуждена
Премия имени В.Ф. Голубева.
Для сведения:
.....В различных архивных документах по разному указывается отчество и звание
Н.А. Рынина.
.....Так,
в приказе Главного управления кадров Министерства обороны СССР,
он указан как
"Рынин Николай
Алексеевич,
бригадный инженер".
.....В донесении Главного
Политического Управления Советской Армии и Военно-Морского флота
СССР:
"Рынин Николай Александрович,
бригадный комиссар".
.....Кроме
того,
в двух донесениях Военного госпиталя № 361 города Казани
(о госпитализации и
смерти
- прим.),
отчество
Рынина указано,
как
"Алексеевич",
так и
"Александрович". |