-


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Доктор технический наук;
Профессор;
лётчик, воздухоплаватель;

Преподаватель Санкт-Петербургского
института инженеров путей сообщения
,
Политехнического института
,
Института фотографии и фототехники;
один из организаторов создания
Петроградского аэротехникума
, школы
лётчиков-наблюдателей и Центрального
аэрогидродинамического института
;
 Профессор, Начальник Кафедры тактики
Ленинградской Военно-воздушной Академии
;
один из организаторов и активистов
,
член бюро Ленинградской Группы изучения
реактивного движения
;
учёный в области
начертательной геометрии
и прочности строительных конструкций
,
воздухоплавания, космонавтики реактивной
техники
, межпланетных сообщений
и освоения стратосферы
;
популяризатор науки;

бригадный инженер

-
-
     
 

-
Николай Алексеевич Рынин родился 11 (23) декабря 1877 года в Москве
.

О семье Н.А. Рынина:
....Отец - Рынин Алексей Абрамович, сын штаб-лекаря, служил аудитором в военном ведомстве, затем - работал секретарем Московского военно-окружного суда, а с 14 июля 1877 года, (по состоянию здоровья) был оформлен переводом на должность военного журналиста в штаб Московского военного округа.
....С 1885 года, вновь был связан с военно-судебной деятельностью в качестве помощника секретаря Кавказского военно-окружного суда.
....Затем, Алексей Абрамович вместе с супругой переехал в Тифлис (ныне - город Тбилиси, столица Грузии), где скоропостижно скончался в 1886 году.
....Мать - Рынина (до замужества - Маркова) Мария Васильевна, оставшаяся одна с двумя детьми, приняла решение переехать жить в Симбирск (ныне - город Ульяновск) к своему отцу, крестьянину по социальному происхождению, отставному подпоручику.
....Сестра - Ольга Алексеевна (1869 -?).
....Супруга (в браке с июля 1906 года) - Рынина (до замужества - Дружинина) Тамара Васильевна, родилась в семье преподавателя гимназии. На протяжении всей совместной жизни с Николаем Алексеевичем, она была его другом и помощником многогранной и титанической инженерной, научной и педагогической деятельности.

В пятилетнем возраста Николай Рынин лишился отца и со своей сестрой Ольгой
находился исключительно
на иждивении своей матери, зарабатывавшей средства
к жизни личным трудом.
В 1883 году, семья переехала в город Симбирск
(с 1924 года - город Ульяновск), где
проживал отец матери и при поддержке деда он поступил после сдачи экзамена
в мужскую классическую гимназию, которую успешно
(с оценками "хорошо" и
"отлично") закончил в 1896 году, пройдя курс 8-ми классов.
-

-
В характеристике выпускника Н.А. Рынина было записано:
-

....."Он обладал довольно хорошими способностями. Особый интерес проявил к изучению математики, занимался черчением, был любителем музыки и участвовал в гимназическом оркестре".

Гимназические годы оставили неизгладимый след в его памяти.
За годы учёбы, он получил любовь к математике, физике и вообще к науке.
В эти годы он много и с увлечением читал, особенно ему нравились произведения
Жюля Верна, Майн Рида и Густава Эмара.
Скорее всего
, чтение фантастических и приключенческих романов зародило в юноше
страсть
к космическим путешествиям, о которых он в дальнейшем писал во многих
научных трудах
.

Несмотря на затруднительное материальное положение,
в том же 1896 году, Н.А. Рынин
отправился
в Санкт-Петербург, где выдержав по конкурсу экзамен поступил в Институт
инженеров путей сообщения
(ныне – Петербургский Государственный университет путей
сообщения Императора Александра I
).
 Учебные занятия в институте в те годы включали лекции, репетиции, практические
занятия
, графические упражнения, курсовые проекты и работы в лабораториях
и кабинетах.
Преподавание теоретических дисциплин велось
в институте на высоком научном и
техническом уровне - это были рисование и архитектура, строительная механика,
гидравлика и электротехника.
Большой популярностью среди студентов пользовались лекции выдающегося учёного
в области начертательной геометрии
Курдюмова Валериана Ивановича.
Любовь
к начертательной геометрии, которую преподаватель "зажёг" в его душе,
Николай Алексеевич пронёс через всю жизнь.
Начав специализироваться по этому предмету и своими способностями и
потенциальными возможностями обратил
на себя внимание профессора.
При его содействии,
Н.А. Рынин получил ряд уроков и смог сам себя содержать,
не требуя помощи от матери.
Будучи уже
на 5-ом курсе, он исполнил по заказу Управления Оренбург-Ташкентской
железной дороги большой проект - каменной кладки ледореза моста через реку Урал
.
По этому проекту, Николаем Алексеевич была написана фундаментальная монография
"Ледорезы" (издана в 1903 году), работать над которой он начал ещё в студенческие
годы
, и представляющая собой изложение теории и практические рекомендации
по проектированию геометрических форм и конструированию ледорезов.

Большое внимание уделялось курсовому проектированию: студент
Рынин составил
проекты трёх деревянных домов
со службами, которые в 1901-1903 годах были
построены под его руководством
в Ораниенбауме
(с 1948 года - город Ломоносов
Ленинградской области
; ныне - внутригородское муниципальное образование в составе
Петродворцового района города Федерального значения Санкт-Петербурга)
-

-
Каждое лето он
работал на строительных практиках, имевших для него большое
значение
.
Так, например, с июня по август 1897 года,
Николай Алексеевич трудился на строительстве
шоссе
и моста под Тверью.
В 1898-м и 1898-м годах его, как одного из лучших студентов, прекрасно владеющего
английским
, немецким и французским языками, командировали во Францию, на завод
в Лилле, где работал слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза.
Летом 1900 года,
Н.А. Рынин принимал участие в работах по строительству
железнодорожной ветки
, соединяющей Главную линию с набережной Невы.
Затем
, он вновь был командирован во Францию для осмотра Всемирной выставки
строительных конструкций
и инженерных сооружений.
Одновременно побывал в Швейцарии и Англии.
 По результатам поездки,
Николаем Алексеевичем были написаны в виде отчётов две
статьи
:
"Новые работы Орлеанской железной дороги в Париже" и "Симплонский
туннель
", которые были напечатаны в "Известиях Собрания инженеров путей
сообщения"
.

В 1901 году, после окончания Института инженеров путей сообщения, он был принят
на должность инженера в Технический отдел Службы пути Николаевской железной дороги.

С осени 1901 года, при Институте инженеров путей сообщения, Николай Алексеевич
Рынин
начинает вести курс начертательной геометрии
, строительного искусства
и проектирование металлических конструкций.

В 1902 году, п
о рекомендации своего учителя, Профессора В.И. Курдюмова, Н.А. Рынин
был приглашен
на должность преподавателя начертательной геометрии в
организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт.

В 1903 году он выполнил расчёт перекрытий для реконструкции главного здания,
склада и модельной мастерской Александровского завода.

В этом же году, Профессор Политехнического института Кирпичёв Виктор Львович
предложил
Николаю Алексеевичу Рынину вести курс по прикладной механике.

В период 1903-1907 годов, он трижды бывал в заграничных командировках
с целью
изучения
и повышения инженерной и научной квалификации в области строительной
механики
и конструкций металлических сооружений, и
для знакомства с постановкой
преподавания
в Высших учебных заведениях: в 1903 году и 1906 году – в Европе,
а в 1904 году – в США.

В 1905 году,
Н.А. Рынин перешёл на работу в Контору по переустройству станций
Николаевской железной дороги
на должность Начальника технического отдела
по переустройству Санкт-Петербургского железнодорожного узла
и стал автором
ряда проектов проектов
мостов, эстакад, водоснабжения, металлических
конструкций
, вокзалов и других транспортных и гражданских сооружений,
а в 1911 году, он был назначен на должность Начальника этой Конторы.

В 1905-1907 годах, несмотря на огромную занятость на профессиональной своей службе,
Н.А. Рыниным был издан ряд оригинальных научных работисследования по расчёту
инженерных сооружений
, а также -
учебные курсы по основным разделам
начертательной геометрии
:
"Проекции ортогональные", "Аксонометрические проекции"
и "Проекции с числовыми отметками", а позднее -"Перспектива на плоскости" (в 1912
году
), "Сборник задач по начертательной геометрии" (в 1916-м и 1923 годах)
и "Перспектива" (в 1918 году).
Учёный много раз переиздавал монографию
"Начертательная геометрия" (в 1904-м,
1907-м, 1912-м, в 1916–1918-м и 1939 годах
).

Он систематически публиковал переводы статей
и монографий иностранных авторов;
примером может служить его труд
"Начертательная геометрия: методы изображения"
(
издана в 1916 году), в котором в списке рекомендованной литературы указано
535
(!) иностранных источников.

1907 год стал переломным в жизни учёного.

Когда
в стране начинается развитие воздухоплавания,
и появляются первые сведения
об успехах в этой области,
Николай Алексеевич Рынин стал принимать самое
деятельное участие
в пропаганде этой отрасли техники и науки,
и именно этот
момент определил
(по собственному признанию Н.А. Рынина) его настоящую
специальность
.
Ознакомившись с особенностями развития этого направления деятельности за границей,
он, совместно с другими участниками процесса, стал одним из основных организаторов
создания Всероссийского Аэроклуба.

С 1908 года, в Институте инженеров путей сообщения стали читать лекции по воздухо-
плаванию
: среди них был и генерал-лейтенант
Кованько Александр Матвеевич,
организовавший впервые в мире полёты на воздушных шарах для научных
исследований верхних слоев атмосферы
и изучения влияния полёта на организм человека, и оказавший большое влияние на
Николая Алексеевича.

В начале 1908/1909 учебного года, в институте был организован студенческий кружок
по изучению воздухоплавания, Почётным членом и руководителем которого с первого
дня его основания являлся
Рынин Николай Алексеевич.
Он занимался популяризации идей воздухоплавания среди студентов и
преподавателей, читая, в том числе, свой курс лекций по воздухоплаванию.

Студенты - члены воздухоплавательного кружка по инициативе и под руководством
Н.А. Рынина принимали личное участие в полётах на воздушных шарах, аэростатах
и аэропланах и с декабря 1908 года, занимались изданием журнала
"Аэромобиль".

В том же 1909 году,
Николай Алексеевич выдержав экзамен по прикладной и
строительной механике
, был удостоен учёной степени адъюнкта при Санкт-
Петербургском Политехническом институте
и успешно защитил диссертацию
на тему
"Расчёт шарнирных колец из жестких элементов".


Огромный интерес
к воздухоплаванию и сравнительная простота изготовления
воздушных шаров
и аэростатов способствовали распространению полётов в России.
Летом 1909 года,
Николай Алексеевич выезжает во Францию и в Германию, чтобы
посмотреть воздухоплавательные состязания и познакомиться с конструкциями
летательных аппаратов
.
В Россию он вернулся с твёрдым желанием научиться летать.

Чувствуя настоятельную необходимость при преподавании курса воздухоплавания иметь самому практический опыт полётов, с 1910 года, Н.А. Рынин обучался полётам
во Всероссийском Аэроклубе и Военно-воздухоплавательной школе.

Летом  этого же года, в течение одного месяца он совершил пять полётов на воздушных
шарах "Василий Корн"
(объём 1437 квадратных метров) и "Треугольник" (объём
850 квадратных метров)
, преодолев в четвёртом полёте, за 12 часов 43 минуты,
расстояние около 400 километров.
-

-
31 августа 1910 года, после сдачи экзаменов,
Рынин Николай Алексеевич получил
по правилам Международной воздухоплавательной Федерации звание пилота
аэронавта-воздухоплавателя сферического аэростата  Императорского
Всероссийского аэроклуба
, с вручением соответствующего удостоверения.
-

-
В сентябре 1910 года, он принял участие в организации и проведении 1-го Всероссийского
праздника воздухоплавания
, который состоялся в Санкт-Петербурге, с вручением
пилотам множества призов
и премий - за высоту подъёма, скорость, продолжитель-
ность
и дальность полёта; за точность приземления - отдельно для самолётов,
аэростатов и дирижаблей.

 На аэростате "Василий Корн"
Николай Алексеевич выполнил три полёта.
Во втором полёте над Финляндией, 4 октября 1910 года, воздухоплаватели
С.И. Одинцов
и Н.А. Рынин поднялись на воздушном шаре "Треугольник" с аэродрома и за 19 часов
полёта достигли высоты 6 350 метров, установив тем самым всероссийский рекорд.
По итогам состязаний
Н.А. Рынин получил приз за установление рекорда высоты
подъёма
на свободном аэростате и премию за точность приземления.
Под впечатлением блестящих успехов русских лётчиков,
Николай Алексеевич, после
праздника воздухоплавания энергично стал обучатся полётам
на аэроплане.
В 1910-1911 годах, он шесть раз летал на аэроплане "Фарман"; сдав экзамен на право
управления аэропланом
, он стал 24-м лётчиком, получившим диплом пилота.
23 апреля 1911 года, один из учебных полётов
Николая Алексеевича с инструктором
Срединским едва не закончился катастрофой: не успел их "Фарман" подняться на
высоту в несколько метров, как порыв ветра бросил его вниз: ударившись о землю,
машина была разбита вдребезги.
Остался цел лишь двигатель, а авиаторы остались живы чудом отделавшись испугом
и лёгкими ушибами.

Три месяца спустя
, совершив пять учебных полётов на управляемых дирижаблях,
Н.А. Рынин получил удостоверение № 1 пилота-аэронавта дирижабля.
В июле 1913 года, в качестве представителя Всероссийского аэроклуба он выехал
в Гаагу на заседание Международной аэронавтической федерации, на котором
обсуждались международные правила воздушных полётов
.
На обратном пути он побывал в Берлине, где ему с супругой представилась
возможность стать пассажирами крупнейшего дирижабля того времени - цеппелина
"Ганза"
(длина – 148 метров, объём - 19 тысяч квадратных метров, дальность полёта -
1 тысяча квадратных метров
, время - 20 часов без остановки).

В России, в эти годы также приступили к строительству больших дирижаблей и
самолётов.
26 марта 1914 года,
Рынин Николай Алексеевич на аэроплане "Илья Муромец"
конструкции
Сикорского Игоря Ивановича совершил полёт над Петербургом.
После этого Н.А. Рынин совершит ещё много полётов на самолётах и дирижаблях.

Ещё в начале 1909 года, он приступил к созданию в своём институте аэромеханической
лаборатории
, которая была открыта 12 января 1910 года.
В этом большую помощь ему оказывали студенты - члены воздухоплавательного
кружка
.
Сначала это был небольшой кабинет
, но уже в мае 1910 года в лаборатории установили малую аэродинамическую трубу диаметром
0, 3 метра и мощностью двигателя 0, 25 лошадиных сил.
В 1911 году, лаборатория была оснащена второй аэродинамической трубой диаметром
0, 65 метра с двигателем мощностью 16 лошадиных сил, а в 2012 году - третьей –
диаметром
2, 5 метра.
Николай Алексеевич передал в дар Институту путей сообщения разработанный
изготовленный им прибор
для испытания воздушных винтов.
К этому времени кружок располагал большой библиотекой по воздухоплавательной
тематике
, метеорологическими инструментами.
Н.А. Рынин приобрёл и (вместе со студентами) изготовил приборы для изучения законов
сопротивления воздуха
.

При его содействии институт участвовал в 1-й Международной воздухоплавательной
выставке
, прошедшей в апреле 1911 года в Санкт-Петербурге.
Летом 1909 года,
Николай Алексеевич вновь находился в командировке во Франции
и Германии, где присутствовал на состязаниях аэропланов на воздухоплавательной
выставке
, и посетил Высшую школу аэронавтики в Париже.
По возвращении в Россию он сделал доклад
"Новейшие успехи воздухоплавания",
а в 1010 году опубликовал две статьи и лекции по курсу воздухоплавания.

В мае 1911 года,
Рынин Николай Алексеевич совершил визит в Германию, Францию
и Англию для ознакомления с аэродинамическими лабораториями.
В октябре 1911 года, на V Международном воздухоплавательном конгрессе в Италии он
выступил
с докладом
"Об испытании воздушных винтов".

Летом 1913 года, он находился в Бельгии и принял участие в следующем
воздухоплавательном конгрессе
.

Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с изучением методов
изображения
, с одной стороны, и воздухоплавания, с другой.
А
организация при его непосредственном участии в Институте инженеров путей
сообщения
, Аэромеханической лаборатории, окончательно заставило его оставить
службу
на Николаевской железной дороге
(в 1913 году).

Николай Алексеевич полностью переключился на научно-педагогическую
деятельность
, которая была сосредоточена в Институте инженеров путей сообщения,
Политехническом институте, а в последствии, Ленинградском институте инженеров
гражданского воздушного флота
.

Весной 1914 года, в Петербурге, в Институте инженеров путей сообщения состоялся 3-й
Всероссийский воздухоплавательный съезд
, на нём собрались около 200 деятелей
русского воздухоплавания
. Из Калуги приехал
Константин Эдуардович Циолковский,
и познакомился с
Николаем Алексеевичем Рыниным. Эта единственная встреча
с
Патриархом звездоплавания пробудила у Николая Алексеевича интерес
к ракетам и космическим полётам.

Работая
над статьями по космическим темам,
Н.А. Рынин не раз обращался к Великому учёному за советами и, со своей стороны, всемерно старался помочь ему.
В 1914 году,
Николай Алексеевич опубликовал ещё три научные работы, посвященные
вопросам аэродинамики
, которые вошли во второй выпуск
"Трудов аэромеханической
лаборатории"
.
С целью изучения воздействия ветра на фермы мостов он проводит серию опытов
со множеством пластинок и решёток разной площади и конфигурации.

Николай Алексеевич Рынин внёс огромный вклад в развитие научных основ аэродинамики, воздухоплавания, авиации и воздушных сообщений.
Его перу принадлежат 140 работ
по аэродинамике и воздухоплаванию, экономике
и организации воздушных сообщений, конструкции и проектированию летательных
аппаратов
.
 Среди них
:
14 фундаментальных монографий, 7 учебных курсов, 92 научные статьи,
5 переводных статей, а также - 8 докладов, отчётов о конференциях, испытаниях
и полётах.

Его классический труд
"Курс воздухоплавания" (издан в 1910-1911 годах - прим.)
в течение многих лет был настольной книгой для тех, кто изучал, проектировал
и строил летательные аппараты легче воздуха.
-

-
В 1916 году, он представил для защиты в Институт инженеров путей сообщения вторую
диссертацию
"Давление ветра на здания". Учёный совет Института освободил
Н.А. Рынина от вторичной защиты и избрал его адъюнктом Института.
-

Наряду
с педагогической  научной деятельностью,
Николай Алексеевич активно
пропагандировал успехи
и достижения отечественной и зарубежной авиационной
науки
и техники.

В 1917 году, вышел из печати ещё один классический научный труд
Н.А. Рынина "Теория
авиации"
- изложение лекций
, которые он читал в 1916 году в Институте инженеров
путей сообщения
и в школе авиации при Всероссийском аэроклубе.

 Он выдвинул идею создания
в нашей стране аэротехнического института, и в 1918 году
принял самое активное участие в организации в Петрограде аэротехникума и школы
лётчиков-наблюдателей
, а в декабре того же года - в создании Центрального
аэрогидродинамического института
(ЦАГИ), со временем превратившийся в
крупнейший центр Советской, затем и Российской авиационной науки и техники.

В сентябре 1920 года, Московский авиационный техникум был реорганизован в Институт
инженеров Красного воздушного флота
, Ректором которого стал Выдающийся учёный
в области авиационной механики, аэродинамики и гидродинамики, Профессор
Жуковский Николай Егорович (после череды преобразований, с 6 августа 1946 года
по 29 августа 1998 года и с 11 ноября 2002 года по 7 марта 2008 года - Военно-воздушная
инженерная Академия имени профессора Н.Е. Жуковского
).

В 1919 году,
Н.А. Рынин получил должность Профессора методов изображения в
Институте фотографии и фототехники и в Институте инженеров путей сообщения.

В первые месяцы существования Советской власти наиболее активную гражданскую
и политическую позицию в институте заняли многие профессора и преподаватели, среди
которых был
и
Николай Алексеевич Рынин.

В 1918–1919 годах, его энергия была направлена на осуществление давней и заветной
мечты - создание Факультета воздушных сообщений
.
При его активном участии, первое заседание Факультета состоялось 28 сентября
1920 года.
На нём он был избран деканом и удостоен учёного звания Профессора.
-

-
При организации факультета,
Н.А. Рыниным лично и впервые в России и в авиационном
образовании был разработан план учебных занятий
и цикл лекций по воздухоплаванию
и аэродинамике.
За 10 лет работы Факультета воздушных сообщений
(с 1920-го по 1930 год) им было
опубликовано более 70-ти научных работ
.
Среди них - такие монографии
и учебники, как
"Аэроплан", "Аэростат" (изданы в 1924
году
), "Воздушные сообщения", "Аэропланы: их устройство, управление и полёт"
(
изданы в 1925 году), "Прикладная аэродинамика" (издан в 1926 году), "Воздушный
транспорт"
(
издан в 1927 году), "В стратосферу!" (издан в 1934 году), а также ряд статей:
"Дирижабли и их транспортное значение" (издана в 1920 году), "Люди и птицы" (издана
в 1922 году
), "Полёты будущего" и "Чудеса авиации" (изданы в 1923 году).

Итогом педагогической
и научной деятельности
Н.А. Рынина в области авиационного
транспорта стал классический учебный курс
"Проектирование воздушных
сообщений"
изданный
в 1937 году.

Наряду с педагогической работой, он принял участие в практической разработке новых
проблем авиации
, реактивных снарядов и артиллерии, строительной механики,
инженерных сооружений
, аэрофотографии, кинематографии и других дисциплинах.
Уже в 1920-е годы, авторитет
Николая Алексеевича становится общепризнанным в нашей
стране
в области авиации и воздушных сообщений
.

В 1922 году,
он был включён в состав Совета по гражданской авиации при
Главвоздухофлоте - Главном управлении Рабоче-крестьянского Красного
Военно-Воздушного Флота
.
В 1923 году, по его предложению, была организована постоянная авиалиния: Петроград-Москва-Владивосток.

Увлёкшись идеями
Константина Эдуардовича Циолковского, в 1924 году, Н.А. Рынин участвовал в работе московской "Секции межпланетных сообщений" Осоавиахима
СССР
, в числе членов которой были:
Ф.Э. Дзержинский, сам К.Э. Циолковский,
В.П. Ветчинкин, Ф.А. Цандер, Г.М. Крамаров, Я.И. Перельман и другие.

В 1928 году, в Ленинградском Политехническом институте,
им была организована секция
межпланетных сообщений
и он был избран её Председателем.

В 1930 году,
Н.А. Рынин был назначен по совместительству помощником Директора Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке.

Николай Алексеевич стал одним из организаторов и членом бюро Ленинградской группы изучения реактивного движения (ЛенГИРД), организованной 13 ноября 1931 года.
В эти же годы у него сложились близкие творческие связи со многими энтузиастами
ракетостроения
и космической техники - сотрудниками Газодинамической лаборатории
в Ленинграде и активистами Группы изучения реактивного движения в Москве.

Академик
Валентин Петрович Глушко вспоминал об этом времени:
-

....."Мои встречи с Рыниным происходили в домашней обстановке и были взаимно полезны. Его библиотека была богата отечественными и зарубежными изданиями, содержащими информацию по ракетной и космической технике, и непрерывно пополнялась. Стены кабинета украшали его дипломы воздухоплавателя и пилота, а также фотографии многих известных деятелей ракетной техники, с которыми он вел обширную корреспонденцию".

В апреле 1934 года, в Ленинграде состоялась Всесоюзная конференция по изучению
стратосферы
, организованная Академией наук СССР.
Н.А. Рынин выступил с докладом "Методы освоения стратосферы", в котором дал
подробное описание всех существовавших
в то время технических средств для
достижения стратосферы.
На той же конференции с докладом
"Полёт реактивных аппаратов в стратосфере"
выступал молодой конструктор ракетной техники
Сергей Павлович Королёв.

23 января 1936 года,
за плодотворную педагогическую деятельность, фундамен-
тальные научные труды в области авиации
, ракетной техники и начертательной
геометрии
, Высшая аттестационная комиссия присудила Профессору Рынину Николаю
Алексеевичу
ученую степень Доктора технических наук
без защиты диссертации.

В эти же годы,
Николай Алексеевич вёл большую общественную работу.
3 ноября 1932 года, он был назначен членом Центральной квалификационной комиссии
Аэрофлота
по присвоению учёных званий, а с 23 апреля 1937 года, являлся членом
президиума этой комиссии
.

Он был избран членом Секции воздушного права
при Осоавиахиме, членом Комитета
по развитию воздухоплавания в СССР;

В 1934 году, был создан Университет культуры, первым директором которого был
назначен
Николай Алексеевич Рынин.

В дальнейшем,
он являлся: Заведующим секцией истории авиации и воздухоплавания
Института науки
и техники Академии наук СССР
(с 1936 года), с 1937 по 1940 год -
Профессором по Кафедре эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестрои-
тельном учебном комбинате
; членом Постоянного Технического совета по специальным
заданиям
, членом Государственной квалификационной комиссии, Председателем
Испытательной комиссии
по начертательной геометрии и графики в Ленинградском
институте инженеров железнодорожного транспорта
.
-

Николай Алексеевич Рынин вёл большую пропагандистскую деятельность, выступая
популяризатором авиационной
и ракетно-космической науки.
Он - автор многих научно-популярных, публицистических и исторических статей
в журналах:
"Вестник знания", "Человек и природа", "Наука и техника", "Самолёт",
"Природа", "Техника - массам"; в газетах: "Известия", "Ленинградская правда",
"Красная Звезда", "Комсомольская правда", "За большевистские авиакадры",
"Вечерняя Красная газета", "Боевая подготовка", "Авиационная газета".
Кроме того, он выступал
докладами и лекциями не только в научных организациях
и учебных заведениях, но и на заводах и фабриках, в частях Красной Армии
и общежитиях.

Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники,
воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полёты, популяризация
научных трудов
и изобретений отечественных учёных, инженеров, техников, и в
первую очередь - основоположника космонавтики  
Константина Эдуардовича Циолковского, и многое, многое другое.

За 40 лет своей научной и публицистической деятельности,
Николай Алексеевич Рынин издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около 300 лекций и докладов.

В числе его работ:
"О проекте воздухоплавательного прибора системы Н.И. Кибальчича"
(статья с пометами автора
; 23 марта 1918 года)
(
заключение на проект реактивного летательного аппарата Н.И. Кибальчича;
журнал "Былое"; книга 4-5; апрель-май 1918 г.; стр. 122-124;
Архив РАН. Ф. 928. Оп. 1. Д. 119
);
-
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "О проекте воздухоплавательного прибора системы Н.И. Кибальчича" (статья с пометами автора; 23 марта 1918 года; заключение на проект реактивного летательного аппарата Н.И. Кибальчича; журнал "Былое"; книга 4-5; апрель-май 1918 г.; стр. 122-124)
 открыть ссылку
-
"В воздушном океане"
(научно-фантастическая повесть; 1924 г.);
-
"Межпланетные сообщения"
(журнал "Вестник знания"; № 2; 1928 г.; стр. 75-77);
-
"Возможны ли межпланетные сообщения?"
(журнал "Вестник знания"; № 4; 1930 г.; стр. 152-153);
-
"Первая жертва межпланетных сообщений"
(журнал "Вестник знания"; № 5-6; 1930 г.; стр. 198-199);
-
"На ракете во Вселенную"
(журнал "Хочу всё знать!"; № 5; 1930 г.; стр. 144-145);
-
"Русский изобретатель и учёный К.Э. Циолковский"
(журнал "Хочу всё знать!"; № 10; 1930 г.; стр. 313);
-
"Техника полёта в стратосферу"
(газета "Известия"; 9 июня 1931 года);
-
"На ракете во Вселенную"
(
1931 год);
-
"Век космических полётов"
(
1931 год);
-
"Овладеем стратосферой"
(журнал "Наука и техника"; № 9; 1934 г.; стр. 3-5);
-
"Авиация больших скоростей"
(
1934 год);
-
"Ракетные полёты"
(
1936 год);
-
"К.Э. Циолковский: Его жизнь и работа"
(журнал "Вестник знания"; № 12; 1936 г.; стр. 893-898).

 В жизни и творчестве
Рынина Николая Алексеевича большое значение имели его связи
с Константином Эдуардовичем Циолковским.
Переписка продолжалась
с 1916 года до самой кончины Константина Эдуардовича
в 1935 году.
 Особое место в области исследований ракетной техники и космонавтики занимает
Космическая энциклопедия - история развития космических полётов
Н.А. Рынина под
общим названием
"Межпланетные сообщения", во время работы над которой Николаю
Алексеевичу
пришлось перечитать горы книг
, познакомиться с тысячами публикаций,
изучить архивные документы и древние рукописи.
В июне 1926 году,
Н.А. Рынин сообщил К.Э. Циолковскому в Калугу о своей работе над
этим большим
и важным трудом.
Николай Алексеевич изложил весь известный в те годы материал по реактивной технике
и космическим полётам - от первых фантазий до воплощения мечты человека
в реальных проектах учёных и конструкциях инженеров.
 Выдающийся учёный и организатор создания жидкостных ракетных двигателей
Академик
Валентин Петрович Глушко, уже в годы рассвета отечественной
космонавтики отмечал
, что для своего времени этот труд был ценным пособием
для всех, кто начинал работать в области ракетной техники.
-
"Межпланетные сообщения" публиковались с 1928-го по 1932 год и представляли собой
девять
книг общим объемом 1608 страниц и 976 рисунков!
Здесь приведено более 1300
(!) наименований основных научных открытий
,
технических изобретений, патентов, теорий, экспериментов и проектов; библиография
насчитывает более 1200
(!) монографий, статей, романов и кинофильмов на русском
и иностранных языках.
Первый выпуск
"Межпланетных сообщений" - "Мечты, легенды и первые фантазии"
(
том 1; 1928 год; 109 стр.).
"Дать очерк этой истории, – пишет автор, – определить условия, при которых человек
сможет отделиться от земли и унестись в межпланетное пространство
, и составляет
цель нашего труда"
.
Он знакомит читателя
с мифами, легендами, сказками и фантастической литературой
о полётах человека к звёздам.
Примечательно, что еще
за 30 лет до запуска первого спутника, Н.А. Рынина
интересовали основные проблемы космического полёта
: скорость взлёта,
допустимые ускорения, управление ракетой и её навигации.
-
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "Мечты, легенды и первые фантазии" (том 1; 1928 год; 109 стр.)
 открыть ссылку
-
Во втором выпуске (
"Космические корабли в фантазиях романистов"; том 1; 1929 год;
160 стр
.), Николай Алексеевич даёт описание различных фантастических проектов
космических полётов
с подробным критическим анализом: он рассматривает полёты
и пушек и вулканов, метательных центробежных машин, солнечной и атомной энергии,
электрических кораблей и ракет.
В книге дана научная оценка проектов космических полётов, изложенных в
фантастических романах
Алексея Николаевича Толстого, Жюля Верна,
Герберта Уэллса, Александра Дюма и Макса Валье.
-
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "Космические корабли в фантазиях романистов"; том 1; 1929 год; 160 стр.)
 открыть ссылку
-
Третий выпуск
"Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах учёных"
(
том 1; 1930 г.; 153 стр.), посвящён использованию лучистой энергии (прообразу
современных лазеров
)
в научных работах физиков, и научно-фантастических
романах
Алексея Николаевича Толстого, Александра Николаевича Беляева,
Герберта Уэллса, Джека Лондона и других писателей.
-
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах учёных" (том 1; 1930 г.; 153 стр.)
 открыть ссылку
-
В четвёртом выпуске (
"Ракеты и двигатели прямой реакции: История, теория и
техника"
; том 2; 1930 г.; 216 стр.), Николай Алексеевич Рынин излагает историю развития
ракетной техники - от первых фейерверочных устройств
до космических ракет,
дополняет работами
К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Г. Оберта, В. Гоманна,
Р. Годдарда, Р. Эно-Пельтри, М. Валье и высказывает мысль о том, что наиболее
перспективной машиной
для полёта человека за пределы атмосферы является ракета.
--
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "Ракеты и двигатели прямой реакции: История, теория и техника" (том 2; 1930 г.; 216 стр.)
 открыть ссылку
-
Пятый выпуск -
"Теория реактивного движения"; том 2; 1930 г.), посвящён научным
работам
в этой области, созданных
К.Э. Циолковским, Г. Обертом, Р. Эно-Пельтри,
Р. Годдардом, В. Гоманом, Э. Лоренцем, Ф. Линдеманном, М. Валье и А.Б. Шершевским.
-

 этого издания в сети нет!
-
В шестом выпуске ("Суперавиация и суперартиллерия" ; том 2; 1930 г.; 128 стр.), автор
пишет
об использовании реактивной техники в авиации и артиллерии, подробно
исследует конструкции всех существующих аэропланов
, приводит их технические
характеристики
и излагает основные принципы теории реактивного летательного
аппарата
.
Здесь же он дает описание различных типов артиллерийских орудий и высказывает
идею использования реактивных снарядов
.
--
(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) Н.А. Рынин. "Суперавиация и суперартиллерия" (том 2; 1930 г.; 128 стр.)
 открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)

-
Выпуск седьмой -
"Русский изобретатель и учёный Константин Эдуардович
Циолковский
: Его жизнь, работы и ракеты"
(том 3; 1931 г.; 111 стр.).
Отмечая многогранность научной деятельности учёного, Н.А. Рынин считает наиболее
важными его изобретениями металлический дирижабль
и межпланетный
корабль-ракету
.
В специальной главе этого издания были рассмотрены ракеты
К.Э. Циолковского
и его проекты космических полётов.
-
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "Русский изобретатель и учёный Константин Эдуардович Циолковский: Его жизнь, работы и ракеты" (том 3; 1931 г.; 111 стр.)
 открыть ссылку
-
В восьмом выпуске
("Теория космического полёта"; том 3; 1932 г.; 358 стр.); были
помещены научно-исследовательские
и конструкторские работы крупнейших советских
и зарубежных учёных того времени в области ракетной техники, причём переводы всех
иностранных работ
, их краткие аннотации и биографии авторов сделаны
Н.А. Рыниным.
-
(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) Н.А. Рынин. "Теория космического полёта" (том 3; 1932 г.; 358 стр.)
 открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)

-
Девятый выпуск -
"Астронавигация, летопись и библиография" (том 3; 1932 г.; 218 стр.).
Здесь, автор рассматривает вопросы навигации космического корабля по звёздам,
движение планет Солнечной системы и строит карты их траекторий движения;
анализирует законы тяготения
(законы Кеплера) и приводит решения некоторых
баллистических задач
.
-
(открыть ссылку) Н.А. Рынин. "Астронавигация, летопись и библиография" (том 3; 1933 г.; 218 стр.)
 открыть ссылку
-
В приложении издания приведены летопись и библиография по межпланетным сообщениям
и ракетной технике: они содержат важнейшие труды человечества - начиная от индийских
манускриптов
, китайских сказаний, мексиканских легенд,
арабских сказок и русских былин до теоретических исследований учёных
и технически выполнимых проектов инженеров начала 1930-х годов.

В 1936 году,
Николай Алексеевич Рынин закончил капитальный труд (более 1 тысячи
страниц текста
)
, получивший название "Завоевание неба".
Это – переработанный, исправленный и дополненный, в соответствии с замечаниями
и новыми научными и техническими достижениями, но неопубликованный вариант
"Межпланетных сообщений".
В рукописи он говорит о возможности космических полётов, отмечает причины
стремления человека проникнуть
в космос:
-

....."…научная любознательность …желание расширить границу человеческих знаний, открыть новые миры, сделать новые исследования, обогатить сокровищницу человеческого знания".


3 марта 1941 года, он был назначен на должности Профессора и Начальика Кафедры
начертательной геометрии
и графики Ленинградской Военно-воздушной Академии
сформированной
на базе Ленинградского института инженеров Гражданского
воздушного флота
(с ноября 2002 года, после череды преобразований - Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-
космическая академия имени А.Ф. Можайского"
- прим.).
В связи с преобразованием института в военное учебное заведение, Рынину Николаю
Алексеевичу
было присвоено воинское звание "бригадный инженер" (соответствует
современному званию "генерал-майор")
.
-

-
В августе 1941 года, Ленинградская Военно-воздушная Академия была эвакуирована из
Ленинграда в
город Йошкар-Олу - столицу Марийской АССР (ныне - Республика Мари Эл).
Николай Алексеевич не смог выехать вместе с академией: он был тяжело болен.
Перенеся первую, самую тяжёлую блокадную зиму в Ленинграде, он, весной 1942 года,
в крайне ослабленном состоянии, самолётом был вывезен в Йошкар-Олу.
Откуда
, 22 июля 1942 года, он был доставлен в госпиталь № 361 города Казани
Приволжского военного округа
, с диагнозом "рак гортани и лёгких".

Награды:
В 1909 году, за большую педагогическую деятельность, Рынин Николай Алексеевич
был награждён орденом Святого Станислава III степени.

В 1916 году
,
за диссертационную работу "Давление ветра на здания", ему была
присуждена Премия имени В.Ф. Голубева
.

Для сведения:
.....В различных архивных документах по разному указывается отчество и звание Н.А. Рынина.
.....Так, в приказе Главного управления кадров Министерства обороны СССР, он указан как "Рынин Николай Алексеевич, бригадный инженер".
.....В донесении Главного Политического Управления Советской Армии и Военно-Морского флота СССР: "Рынин Николай Александрович, бригадный комиссар".
.....Кроме того, в двух донесениях Военного госпиталя № 361 города Казани (о госпитализации и смерти - прим.), отчество Рынина указано, как "Алексеевич", так и "Александрович".

 

-

 

-
Выдающийся учёный, один из пионеров и теоретиков реактивного движения, воздухоплавания и межпланетных сообщений, блестящий педагог
Николай Алексеевич Рынин скончался 28 июля 1942 года
от истощения на фоне онкологического заболевания
.
-
Похоронен он в столице Республике Татарстан - городе Казани
на Арском кладбище
(могила № 421), о чём свидетельствует запись
в
Книги регистрации умерших в Казани:

РЫНИН Николай Алексеевич, 1877 г.р., г.Москва.
Кадровый с 1918 г., бригадный инженер,
Начальник кафедры тактики
, Профессор,
Ленинградская военно-воздушная академия,
умер 28.7.1942 в ВГ 361.

Источник информации -
Центральный архив
Министерства обороны
Российской Федерации:
фонд 58, оп.А-83627, д.1099, л.74;
фонд 33, оп.594259, д.29;
фонд 33, оп.594258, д.6;
фонд 33, оп.563785, д.8;
фонд 33, оп.11459, д.513;
фонд 33, оп.11458, д.878, л. 24.

Расположение могилы Н.А. Рынина:
-

На этом же кладбище, на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
, где был похоронен учёный,
было установлено надгробие
Рынину Алексеевичу Рынину.
-
(увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище. Мемориал на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Надгробие на могиле Рынина Николая Алексеевича (общий вид; автор фотографии - Ирина Голубцова; 9 июля 2023 года) (увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище. Мемориал на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Надгробие на могиле Рынина Николая Алексеевича (барельеф; автор фотографии - Ирина Голубцова; 9 июля 2023 года)
 увеличить фотографии
-
Его имя было также высечено на стеле № 6 Мемориала расположенного
на Братской могиле
.
-
(увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище. Мемориал на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Стела № 6 (общий вид), на которой было первоначально увековечено имя Рынина Николая Алексеевича (отмечено стрелкой; фотография из архива Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан") (увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище. Мемориал на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Стела № 6 (фрагмент), на которой было первоначально увековечено имя Рынина Николая Алексеевича (отмечено стрелкой; фотография из архива Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан")
 увеличить фотографии
-
Но, поскольку на стелах увековечены имена тех, военнослужащих, похороненных
на Арском кладбище Казани в годы Великой Отечественной войны
, чьи могилы не
сохранились
, при реконструкции этого Мемориала и полной замене стел, имя
Рынина
Николая Алексеевича
, похороненного на центральной аллее на территории
Мемориала
, на новые стелы было решено не заносить.
-
Могила Выдающегося учёного поставлена на учёт Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан"
.
Объединение "Отечество" также осуществляет уход за этой могилой наравне
с другими могилами участников Великой Отечественной войны
, а в 2016 году организацией был проведён капитальный ремонт памятника.
-
(увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище. Мемориал на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Специалист Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан" во время ремонта Памятника Рынину Николаю Алексеевичу (фотография из архива Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан"; 2 октября 2016 года) (увеличить фото) Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище. Мемориал на братской могиле воинов павших и умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Специалист Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан" во время ремонта Памятника Рынину Николаю Алексеевичу (фотография из архива Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан"; 2 октября 2016 года)
 увеличить фотографии

Фотографии любезно предоставлены:
№ 1 и № 2 - Голубцовой Ириной;
№ 3 - 6, а также схема расположение могилы Н.А. Рынина -
Салахиевой Марией Юрьевной
, специалистом информационно-
поискового центра Региональной Общественной Молодёжной
Организации "Объединение "Отечество" Республики Татарстан"
):
-
(открыть ссылку) Официальный сайт Региональной Общественной Молодёжной Организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан"

-

 

-

 

--
Увековечивание памяти:
В 1966 году, в связи с 40-летием Газодинамической Лаборатории, Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям, присвоила кратерам на обратной стороне Луны имена 10 сотрудников Газодинамической Лаборатории.
В этом же году были присвоены имена кратерам Луны в честь других учёных и конструкторов
, которые в разное время разрабатывали пороховые и жидкостные ракеты:
Засядко, Константинов, Кибальчич, Фёдоров, Поморцев, Тихомиров, Кондратюк, Цандер, Петропавловский, Лангемак, Артемьев, Косберг,
Ильин, Клеймёнов, Рынин.
-

-
Имя
Рынина Николая Алексеевича было присвоено Чертёжному залу
Петербургского Государственного университета путей сообщения
Императора Александра I
.
-
(увеличить фото) г. Санкт-Петербург. Петербургский Государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Вход в Чертёжный зал имени Профессора Н.А. Рынина (автор фотографии - Юлия Чагина, блог "Университет Путей Сообщения. Фотографии"; Социальная сеть "@Мой мир")
 увеличить фото

автор фотографии - Юлия Чагина
(блог "Университет Путей Сообщения.
Фотографии"
;
Социальная сеть
"@Мой мир"):
-
(открыть ссылку) Блог "Университет Путей Сообщения. Фотографии" (автор фотографий - Юлия Чагина; Социальная сеть "@Мой мир")
 открыть ссылку
-

 

-

 

----
Информация Архива Российской Академии наук:

В Архиве Российской Академии Наук организован фонд "Рынин Николай Алексеевич
(1877-1942)
, специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной
геометрии и строительных конструкций
, Доктор технических наук (1916)"
.

Биографическая справка от фонда:
.....Рынин Николай Алексеевич (1877-1942)
. Специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной геометрии и строительных конструкций, Доктор технических наук (1916), Профессор. Преподавал в Институте начертательной геометрии, строительного искусства и проектирования металлических конструкций (1901-1902), Петербургском политехническом институте (1902-1920), Институте инженеров путей сообщения (1920-1940), Институте инженеров гражданского воздушного флота (1922-1937), Московском дирижаблестроительном учебном комбинате (1937-1940), Ленинградской военно-воздушной академии (1941-1942), Ленинградском авиационном институте (1941-1942)
.

Ф. 928. 212 ед.хр. за 1896-1952 гг.

Опись 1:
.....Научные труды и материалы к ним, биографические документы, фотографии Рынина Н.А.; 212 единиц хранения за 1896-1952 годы.
.....Печатные работы: сборники заданий и задач по проблеме "Методы изображения и начертательная геометрия"; курсы, конспекты и планы лекций по методам изображения, начертательной геометрии, воздушным сообщениям, авиации и воздухоплаванию; библиография; статьи: "Современные воздушные сообщения" (1921), "Воздушные сообщения СССР-США" (1936), "Принципы реконструкции воздушной линии на основе производительности работы самолёта" (1940) и др.; пояснительные записки; учебник "Проектирование воздушных сообщений" (1937); описания изобретений; "Альбом карт воздушных сообщений СССР по годам" (1922-1938); отчёты о наблюдениях и измерениях во время полётов воздухоплавательных аппаратов; переводы; доклады по аэрофотосъемке, жизни и деятельности
К.Э. Циолковского, о полётах в стратосферу, межпланетных сообщениях, ракетным полетам; записи результатов опытов по аэродинамике; расчёты; основные положения диссертации "Расчёт шарнирных колец из жестких элементов" (1908), иллюстративные документы по истории воздухоплавания и другие документы.
.....Биографические документы
: объявления и афиши о чтении лекций; удостоверения; справки о работе; юбилейно-поздравительные документы; пенсионная книжка; благодарственные приказы и грамоты; автобиографическая статья "Как я сделался профессором воздушных сообщений" (1933); заявления; выписки из протоколов заседаний и приказы об утверждении в учёных звании и степени; характеристики; письмо о выдвижении Рынина Н.А. кандидатом в действительные члены АН СССР; автобиография и список научных трудов (1941); статьи и отзывы о трудах и деятельности Рынина Н.А. (М.В. Голобова, А.А. Солодовникова, Я.И. Перельмана и других); приказ и письма об увековечении памяти Рынина Н.А.; библиография трудов учёного.
.....Письмо Н.А. Рынина к Т.В. Рыниной (жене)
.
.....Фотографии Н.А. Рынина, с коллегами и студентами; Н.А. Морозова и др. (1896-1941)
.
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
материалы книги
"Николай Алексеевич Рынин
(1877 - 1942)"

(автор - Тарасов Борис Фёдорович;
г. Ленинград; издательство "Наука; 1990 год):
-
(открыть ссылку) "Николай Алексеевич Рынин (1877 - 1942)" (автор - Тарасов Борис Фёдорович; г. Ленинград; издательство "Наука; 1990 год)
 открыть ссылку
-
материалы сайта
"Архивы Российской Академии наук"
:
-

-

(открыть ссылку) Николай Алексеевич Рынин (1877-1942). Биография (сайт "Архивы Российской Академии Наук")

открыть ссылку

(открыть ссылку) Коллекция иллюстраций по воздухоплаванию, собранная Н.А. Рыниным (АРАН. Ф. 928. Оп. 1. Д. 145) (сайт "Архивы Российской Академии Наук")

открыть ссылку

(открыть ссылку) «…В ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ И ПРОСТРАНСТВОМ…». Из истории развития отечественной авиационно-космической науки и техники (сайт "Архивы Российской Академии Наук")

открыть ссылку

(открыть ссылку) Путеводитель по личным фондам (сайт "Архивы Российской Академии Наук")

открыть ссылку

материалы статьи
"Николай Алексеевич Рынин
(к 140-летию со Дня рождения)"

(автор - Герасютин Сергей Александрович;
журнал "Земля и Вселенная"
; № 6; 2017 год):
-
(открыть ссылку) "Николай Алексеевич Рынин (к 140-летию со Дня рождения)" (автор - Герасютин Сергей Александрович; журнал "Земля и Вселенная"; № 6; 2017 год)
 открыть ссылку
-
статьи опубликованные на официальном сайте
Региональной Общественной Молодёжной
Организации "Объединение "Отечество"
Республики Татарстан"
:
-

-
(открыть ссылку) И.Г. Прокофьев. Всех назовем поимённо

открыть ссылку

(открыть ссылку) Алфавитный список воинов, похороненных в Татарстане (чьи фамилии начинаются на букву "Р") (офицальный сайт Региональной Общественной Молодежной Организации "Объединение "Отечество" Республики Татарстан)

открыть ссылку

-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
Кандидату исторических наук,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса
;

Голубцовой Ирине и
Салахиевой Марии Юрьевне,
специалисту информационно-
поискового центра
Региональной Общественной
Молодёжной Организации
"Объединение "Отечество"
Республики Татарстан"
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-