Родился
24 ноября 1907 года в
городе Вязьма в семье
железнодорожного машиниста.
Учился в
школе
в
Минске,
которую окончил в
1924 году.
После окончания школы
работал учеником столяра.
В 1926 году он
поступает в МВТУ,
и после
создания на
базе авиационных факультетов
училища
Московского авиационного института.
в 1930 году
Щетинков становится
выпускником
МАИ.
После
окончания института,
Щетинков
работал
старшим инженером
на авиационном заводе № 3 НКАП
в
отделе прочности
Центрального
аэрогидродинамического института.
Вместе с
С.П. Королёвым
,
Ф.А. Цандером,
М.К. Тихонравовым
стоял
у истоков
создания группы изучения
реактивного движения (ГИРД)
и
ракетного научно-исследовательского института.
В 1932 - 1933 годах
Евгений Сергеевич
занимал должность
старшего инженера ГИРДа,
затем в 1934 году
становится
Начальником бригады и
отдела
крылатых ракет РНИИ.
Вместе
с
С.П. Королёвым и под
его
руководством
Е.С. Щетинков
участвовал в
создании
всех первых ракетопланов
(от
РП-1 до
РП-3).
В 1934-1936 годах
он
разработал
и
испытал
(уже совершенно
самостоятельно)
в
полете крылатую ракету
"216".
Это был
прототип будущей первой крылатой ракеты "Буря"
(Р-200,
или, как называла ее
американская пресса,
"самолет-пуля") и
"бабушка" разнообразных
современных "томагавков",
в том числе и
разрабатываемых ныне гиперзвуковых "Иксов".
Им же
была создана
и
испытана крылатая ракета
"217" с
РПД
на
твёрдом топливе
(с
тягой 280 кгс
и удельным импульсом
1850 с).
Но вернёмся
в
1936 - 1937
годы, когда
Е.С.
Щетинков и
С.П. Королёв
совместно разработали проект
реактивного истребителя-перехватчика
с рекордными для того
времени
тактико-техническими характеристиками
по скорости полёта
и
скороподъемности.
Это произошло
за
семь лет
до
появления известных
реактивных истребителей вермахта.
На базе
этого истребителя с
ЖРД
("объект
218") был
создан первый
в
СССР
ракетоплан
РП-318-1, на котором
лётчик-испытатель
В.П. Фёдоров
24 февраля 1940 года
совершил
свой первый
полет.
С 1938 года
Щетинков начал
заниматься прямоточными
воздушно-реактивными
двигателями
(ПВРД).
Степень
Кандидата
технических наук (без
защиты)
Евгений
Сергеевич получил
в 1941 году за работы
в области течений больших скоростей.
В
Билимбае, куда
он
был вместе с
сотрудниками
РНИИ
эвакуирован
в 1942 году,
Щетинков работал в
ЦКБ
завода № 293.
Здесь
под его руководством
была начата обширная
программа научно-исследовательских работ
по
аэродинамике
и
камерам сгорания
воздушно-реактивных двигателей.
В 1944 году
на базе НИИ-3
и этого завода
был
образован НИИ-1, в
котором,
вернувшись
из
эвакуации,
Е.С.
Щетинков проработал
почти
25 лет.
В 1945 - 1948 годах
он читает лекции
в МАИ.
Ведёт первый
в стране
курс
по прямоточным воздушно-реактивным двигателям.
С 1952-го
по 1964 годы
- Щетинков
работает
заведующим
кафедрой Московского Физико-технического института.
В 1957 году
Евгением
Сергеевичем Щетинковым
была выдвинута
и
обоснована идея
создания
прямоточного двигателя
со
сжиганием горючего в
сверхзвуковом потоке в
камере
сгорания —
ГПВРД.
Практически одновременно
работы
по изучению горения в
сверхзвуковом потоке
были начаты
в США.
Так началась
история создания воздушно-космических кораблей,
которые
могут взлетать
с
обычных аэродромов,
выходить в
околоземное
пространство
и
возвращаться обратно.
В 1960-х годах
Евгений Сергеевич
руководил созданием
воздушно-реактивных
двигателей
для
первого межконтинентального сверхзвукового
летательного аппарата - самолета-ракеты "Буря".
Уже в 1966 году
в НИИ-1 Министерства
общего машиностроения СССР
(ныне
-
Центр имени М.В. Келдыша),
где в то время работал
Е.С.
Щетинков,
был выполнен первый
проект
одноступенчатого воздушно-космического корабля
с
комбинированной силовой установкой,
состоящей из
жидкостного
ракетного двигателя (ЖРД),
прямоточного воздушно-реактивного двигателя
(ПВРД)
и
ГПВРД,
работающих
на жидком водороде.
В 1968 году
вновь переходит
на работу
в Центральный
аэрогидродинамический
институт и
становится Начальником
отдела этого учреждения.
Все современные,
принципиально новые
направления вихревой механики сверхзвукового горения,
термоаэродинамики,
новых
гиперзвуковых технологий,
концепций,
стендов,
материалов и топлив
закладывались
Е.С.
Щетинковым
и
его учениками,
а также
учениками
других,
близких по духу,
ведущих научных школ (Академиков
И.Ф.
Образцова,
Б.В. Раушенбаха,
Я.Б. Зельдовича
и
др.)
в последние
десятилетия прошлого века,
начиная с
известных
теоретических и
экспериментальных работ
по
моделям горения,
камерам
сверхзвукового сгорания,
моделям ГПВРД и
ВКС
1960-1970-х годов.
Он
- автор
и
основоположник новой экспериментальной базы
с ее
основными стендами сверхзвукового горения,
всех мировых концепций ГПВРД,
ВКС
и
научно-технических программ гиперзвуковых технологий ведущих аэрокосмических
держав Европы,
Америки и
Азии,
опередивших свое время.
В
1952 году
после
развода
С.П. Королёва
с К.М.
Винцентини,
Евгений Сергеевич
становится
мужем
Ксении
Максимилиановны.
Евгений Сергеевич Щетинков
-
Доктор технических наук
(с
1949 года),
Профессор
(с
1953 года),
член-корреспондент
Международной Академии астронавтики
(с
1967 года).
Награды:
Евгений
Сергеевич Щетинков награжден
орденами Красной Звезды
и
медалями.
|