-
 


Член-корреспондент
Международной Академии астронавтики,
Профессор, Доктор технических наук,
Заведующий кафедрой Московского
Физико-технического института,
Один из организаторов Группы
изучения реактивного движения (ГИРД)
и
Ракетного научно-исследовательского института,
Начальник отдела
Центрального
аэрогидродинамического института,
учёный в области создания

 
 

гиперзвуковых прямоточных
воздушно-реактивных двигателей

 
-
-
     
 


Родился 24 ноября 1907 года в городе Вязьма в семье
железнодорожного машиниста.

Учился в школе в Минске, которую окончил в 1924 году.
После
окончания школы работал учеником столяра.

В
1926 году он поступает в МВТУ, и после
создания на базе авиационных факультетов
училища
Московского авиационного института
.
в
1930 году Щетинков становится выпускником МАИ.

После
окончания института, Щетинков работал старшим инженером
на авиационном заводе № 3 НКАП
в отделе прочности

Центрального аэрогидродинамического института.

Вместе с
С.П. Королёвым , Ф.А. Цандером, М.К. Тихонравовым стоял
у
истоков создания группы изучения реактивного движения (ГИРД)
и
ракетного научно-исследовательского института.

В
1932 - 1933 годах Евгений Сергеевич занимал должность старшего инженера ГИРДа, затем в 1934 году становится Начальником бригады и отдела крылатых ракет РНИИ.

Вместе с С.П. Королёвым и под его руководством Е.С. Щетинков участвовал в
создании
всех первых ракетопланов (от РП-1 до РП-3).

В
1934-1936 годах он разработал и испытал (уже совершенно самостоятельно)
в
полете крылатую ракету "216".
Это был прототип будущей первой крылатой ракеты "Буря" (Р-200, или, как называла ее американская пресса, "самолет-пуля") и "бабушка" разнообразных современных "томагавков", в том числе и разрабатываемых ныне гиперзвуковых "Иксов".
Им же была создана и испытана крылатая ракета "217" с РПД на твёрдом топливе
тягой 280 кгс и удельным импульсом 1850 с).

Е.С. Щетинков - конструктор ГИРД

Но
вернёмся в 1936 - 1937 годы, когда Е.С. Щетинков и С.П. Королёв совместно разработали проект реактивного истребителя-перехватчика с рекордными для того времени
тактико-техническими характеристиками по скорости полёта и скороподъемности.
Это произошло за семь лет до появления известных реактивных истребителей вермахта.
На базе
этого истребителя с ЖРД ("объект 218") был создан первый в СССР
ракетоплан РП-318-1, на котором лётчик-испытатель В.П. Фёдоров
24 февраля 1940 года совершил свой первый полет.

С
1938 года Щетинков начал заниматься прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД).
Степень
Кандидата технических наук (без защиты) Евгений Сергеевич получил
в
1941 году за работы в области течений больших скоростей.

В
Билимбае, куда он был вместе с сотрудниками РНИИ эвакуирован в 1942 году,
Щетинков работал в ЦКБ завода № 293.
Здесь
под его руководством была начата обширная программа научно-исследовательских работ по аэродинамике и камерам сгорания
воздушно-реактивных двигателей.
В
1944 году на базе НИИ-3 и этого завода был образован НИИ-1, в котором,
вернувшись из эвакуации, Е.С. Щетинков проработал почти 25 лет.

В
1945 - 1948 годах он читает лекции в МАИ.
Ведёт
первый в стране курс по прямоточным воздушно-реактивным двигателям.

С
1952-го по 1964 годы - Щетинков работает заведующим
кафедрой Московского Физико-технического института.

В
1957 году Евгением Сергеевичем Щетинковым была выдвинута и обоснована идея создания прямоточного двигателя со сжиганием горючего в сверхзвуковом потоке в камере сгорания ГПВРД.
Практически одновременно работы по изучению горения в сверхзвуковом потоке
были
начаты в США.
Так
началась история создания воздушно-космических кораблей, которые
могут
взлетать с обычных аэродромов, выходить в околоземное пространство
и
возвращаться обратно.

Евгений Сергеевич Щетинков

В
1960-х годах Евгений Сергеевич руководил созданием воздушно-реактивных двигателей для первого межконтинентального сверхзвукового летательного аппарата - самолета-ракеты "Буря".

Уже в
1966 году в НИИ-1 Министерства общего машиностроения СССР
(ныне - Центр имени М.В. Келдыша), где в то время работал Е.С. Щетинков,
был
выполнен первый проект одноступенчатого воздушно-космического корабля
с комбинированной силовой установкой, состоящей из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) и
ГПВРД, работающих на жидком водороде.

В
1968 году вновь переходит на работу в Центральный аэрогидродинамический
институт
и становится Начальником отдела этого учреждения.

Все современные, принципиально новые направления вихревой механики сверхзвукового горения, термоаэродинамики, новых гиперзвуковых технологий, концепций, стендов, материалов и топлив закладывались Е.С. Щетинковым
и его учениками, а также учениками других, близких по духу, ведущих научных школ (Академиков И.Ф. Образцова, Б.В. Раушенбаха, Я.Б. Зельдовича и др.)
в
последние десятилетия прошлого века, начиная с известных теоретических и экспериментальных работ по моделям горения, камерам сверхзвукового сгорания, моделям ГПВРД и ВКС 1960-1970-х годов.

Он - автор и основоположник новой экспериментальной базы с ее основными стендами сверхзвукового горения, всех мировых концепций ГПВРД, ВКС
и научно-технических программ гиперзвуковых технологий ведущих аэрокосмических держав Европы, Америки и Азии, опередивших свое время.

В 1952 году после развода С.П. Королёва с К.М. Винцентини,
Евгений Сергеевич становится мужем Ксении Максимилиановны.

Евгений Сергеевич Щетинков - Доктор технических наук 1949 года),
Профессор 1953 года), член-корреспондент
Международной Академии астронавтики
1967 года).

Награды:
Евгений Сергеевич Щетинков награжден орденами Красной Звезды
и
медалями.
 

 
-
 


Выдающийся инженер, учёный, стоявший у истоков отечественной космонавтики
Евгений Сергеевич Щетинков скончался 11 марта 1976 года.

Похоронен он в Москве, на Армянском кладбище (уч. № 5/2),
рядом с могилами родных и близких
Сергея Павловича Королёва.

(увеличить фото) г. Москва,  Армянское кладбище (уч. № 5/2), захоронение родных и близких С.П. Королёва, могила Е.С. Щетинкова (вид 1, май 2008 года) (увеличить фото) г. Москва,  Армянское кладбище (уч. № 5/2), захоронение родных и близких С.П. Королёва, могила Е.С. Щетинкова (вид 2, май 2008 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-    
 


При оформлении страницы использован текст биографии
Евгения Сергеевича Щетинкова опубликованный на сайте

Научно-популярного журнала "Двигатель"

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Симпозиум, посвященный 95-летию со дня рождения
профессора Евгения Сергеевича Щетинкова

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"