-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Инженер Особого конструкторского
бюро № 1 (ОКБ-1) Государственного
комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
(Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения)
;
член Союза журналистов СССР и России;
Специальный корреспондент
Агентства Печати "Новости"
на Космодроме Байконур
;
обозреватель и специальный корреспондент
отделов науки журнала "Техника-молодёжи"
,
газет "Комсомольская правда", "Правда",
"Литературной газеты";
военный корреспондент газеты "Правда";
заместитель Главного редактора
газеты "Воздушный транспорт"
;
основатель и Главный редактор
газеты "Наши крылья"
;
популяризатор авиации
и космонавтики
;
полковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Алексей Иванович Горохов родился 9 февраля 1939 года в посёлке Сеща
Дубровского района Орловской области
.

Историческая справка:
 .....Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 года, была образована Брянская область, в состав которой был включён и Дубровский район.
 
.....Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 февраля 1956 года, посёлок Сеща был отнесён к категории рабочих посёлков (посёлков городского типа), однако сведений об исполнении или отмене данного постановления не имеется.
 
.....В настоящее время, посёлок Сеща является населённым пунктом в Дубровском районе Брянской области, административным центром Сещинского сельского поселения.
-
Об отце А.И. Горохова:
 .....Горохов Иван Фёдорович (02 (15).12. 1901 - 04.12. 1979). Он уроженец села Юроково, ныне - Кораблинского района Рязанской области. На военной службе находился с 17 марта 1920 года.
 
.....И.Ф. Горохов - выпускник Военной инженерной авиационной Академии имени Профессора Н.Е. Жуковского. До Великой Отечественной войны служил авиационным инженером в 9-й тяжелобомбардировочной бригаде, базировавшейся на аэродроме, располагавшемся недалеко от посёлка Сеща.
 .....В годы Великой Отечественной войны являлся Начальником отдела ремонта ВВС Брянского фронта, служил в 13-й бомбардировочной авиационной дивизии, 256-й истребительной  авиационной дивизии, 2-й воздушной армии.
 .....Затем, И.Ф. Горохов проходил службу в Государственном Краснознамённом Научно-исследовательском институте ВВС имени В.П. Чкалова, в звании инженера-полковника.
 .....Уволен из армии по выслуге лет 19 ноября 1955 года.
 .....Иван Фёдорович был награждён орденами Ленина (30.04. 1945), Красной Звезды (1941), двумя орденами Красного Знамени (03.11. 1944, 15.11. 1950) и многими медалями.
 .....Похоронен И.Ф. Горохов в городском округе Лосино-Петровском Московской области, на кладбище деревни Леониха.

по материалам сайта
"Подвиг народа"
:
-

(открыть ссылку) Сайт "Память народа". Горохов Иван Фёдорович (сведения о личном составе)

(открыть ссылку) Сайт "Память народа". Горохов Иван Фёдорович (документы о награждении)

После Великой Отечественной войны, семья Гороховых проживала в посёлке
Чкаловский
(ныне - микрорайон Щёлково-3 в составе города Щёлково Московской
области
- прим.
).

После окончания средней школы
,
Горохов Алексей Иванович был призван в
Вооружённые силы СССР Щёлковским районным военным комиссариатом Московской
области
, и был зачислен курсантом в Чугуевское Высшее авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца
(город Чугуев Харьковской области Украинской ССР, ныне - Украины).
Однако, стать боевым лётчиком ему было не суждено: по состоянию здоровья
А.И. Горохов был отчислен из училища и уволен из Вооружённых СССР.

Затем, он поступил на Факультет "Двигатели летательных аппаратов" Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
 (ныне - МАИ, национальный
исследовательский университет
- прим.
), после окончания которого поступил на работу
в Особое конструкторское бюро № 1
(ОКБ-1) Государственного комитета Совета
Министров СССР
по оборонной технике под руководством Королёва Сергея Павловича.

Историческая справка:
.....После безвременной кончины С.П. Королёва и упразднения Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике и создании вместо него Министерства общего машиностроения СССР, 6 марта 1966 года, на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было образовано ЦКБЭМ - Центральное конструкторского бюро экспериментального машиностроения (с 22 мая 1974 года - Научно-производственное объединение "Энергия") с Заводом экспериментального машиностроения (ныне - Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва").

Период работы Алексея Ивановича на этом предприятии пришёлся на создание пилотируемых космических кораблей "Союз", пилотируемых ракетно-космических комплексов для исследования Луны, первых долговременных орбитальных станций "Салют" и "Алмаз".

 
Здесь и проявился талант А.И. Горохова как журналиста, ставшего автором статей по проблемам авиации и космонавтики опубликованных в газете "Комсомольская правда", популярнейшем тогда журнале "Техника - молодежи".
Его кругозор журналиста расширяло тесное знакомство и дружба с авиастроителями,
конструкторами ракетно-космической техники, лётчиками-испытателями и космонавтами.

Дальше - путь профессионального журналиста
, приведший
Алексея Ивановича Горохова на вершину тогдашней прессы, в главную газету страны – "Правду".
Но прежде он работал в Агентстве печати "Новости"
(ныне - Российское
информационное агентство "РИА Новости"
- прим.), где в числе постоянного
журналистского "пула" находясь
на Космодроме Байконур и в подмосковном
Центре управления полётами
, освещал пуски искусственных спутников Земли,
аппаратов для исследований Луны, Венеры и Марса, долговременных орбитальных
станций
и пилотируемых космических кораблей.

Алексей Иванович успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, стал одним
из создателей и заместителем Главного редактора новой газеты Гражданской авиации
"Воздушный транспорт".

 Затем была работа
в отделе науки
"Литературной газеты" и, наконец, талантливого
популяризатора достижений авиации
и космонавтики приглашают на работу в
"Правду".
Репортажи
Алексея Ивановича украшали страницы газеты, а блестящие фотографии -
витрины Московского Дома Книги
на Проспекте Калинина
(ныне - улица Новый Арбат - прим.).
В 1985 году, полковник
А.И. Горохов был назначен редактором "Правды" по военным
вопросам
, сменив на этом посту контр-адмирала
Тимура Аркадьевича Гайдара.
Этот период работы, был связан с освящением действий ограниченного контингента
Советских войск
в Республике Афганистан, полётами в районы боевых действий,
где он "проехал" сотни километров на бронетранспортёрах по множеству трудных
военных дорог
.
-

-
Потом были полёты
в районе планетарного масштаба катастрофы - аварии на Черно-
быльской атомной электростанции
с облётами взорвавшегося реактора, командировки
в "горячие точки" разрушаемого Советского Союза, а также - в Чили, Аргентину,
Австралию, США, на полярные станции в Антарктиду, на полигон в Капустином Яру, где
по прихоти американских "друзей" тогдашнего Президента России, полным ходом
уничтожали баллистические твердотопливные ракеты
.

Репортажи
Алексея Ивановича были не просто отражением происходящего - их отличал
анализ глубинных причин надвигавшейся катастрофы…
Но, он остался верен главной своей теме и любви - авиации и космонавтике.
И когда служил в аппарате Государственной думы Российской федерации, и когда потом
работал
в пресс-службе авиакомпании "Аэрофлот".

Довелось
А.И. Горохову после "Правды" создать и собственную газету.
Разумеется, она называлась
"Наши крылья" и писала она об авиации и авиаторах.

 Его талант писателя
и журналиста нашёл яркое отражение в написанной им книге об
истории, людях и делах предприятия, занимающего особое, ключевое место в ракетно-
космической отрасли России – Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева
.
Первый том книги
Алексей Иванович успел подготовить к изданию при жизни.
Второй том, зная о своей болезни, спешил закончить в год 90-летия прославленного предприятия.
Это ему не удалось…
Продолжение этой весьма значимой
и интересной работы увидело свет лишь после ухода из жизни автора.
Выдающемуся российскому журналисту
по праву должно быть отведено место в
истории отечественной авиации и космонавтики - среди тех, кто как он, посвятил свою
жизнь
их идеологической и информационной поддержке и тем самым - укреплению
могущества Родины
.

Публикации Горохова Алексея Ивановича, найденные в сети:

(открыть ссылку) А.И. Горохов. "Музей авиации и исчезнувшие самолёты. Свято беречь реликвии Отечественной истории" (журнал "Техника - молодежи", № 8, 1970 год; стр. 34-36)
 открыть ссылку

"Музей авиации и исчезнувшие самолёты. Свято беречь реликвии Отечественной истории"
(журнал "Техника - молодежи", № 8, 1970 год;
стр. 34-36
).

.....В своей статье, автор рассказывает о Музее авиации, расположенном  в посёлке Монино Московской области, о судьбе самолётов выставленных там ставших экспонатами.

-=

(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) А.И. Горохов. "Орбитальные станцы: время поисков и свершений" (журнал "Техника - молодежи", № 6, 1971 год; стр. 4, 14-17, 23-24)
 открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)

"ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ: время поисков и свершений"
(журнал "Техника - молодежи", № 6, 1971 год;
стр. 14-17
).

.....В своей статье, автор рассказывает о том, что такое долговременные орбитальные станции, какие перспективы они открывают перед исследователями космоса.

-=

(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) А.И. Горохов. "Первая экспедиция на "Салют-4"" (журнал "Техника - молодежи", № 4, 1975 год; стр. 24-28)
 открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)

"Первая экспедиция на "Салют-4""
(журнал "Техника - молодежи", № 4, 1975 год;
стр. 24-28
).

.....В своей статье, автор рассказывает о работе экипажа первой экспедиции на долговременную орбитальную станцию "Салют-4" в составе А.А. Губарева и Г.М. Гречко.

-=

(открыть ссылку на скачивание файла в формате .pdf) "Наш Гагарин" (г. Москва, издательство "Прогресс", 1978 год; 326 стр.; автор- составитель - Голованов Ярослав Кириллович)
 открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .pdf)

"Наш Гагарин"
(г. Москва, издательство "Прогресс", 1978 год;
326 стр.; автор- составитель -
Голованов Ярослав Кириллович).

....."Наш Гагарин" - книга, являющаяся плодом труда большого коллектива.
.....В ней связаны в единое повествование многочисленные и разнообразные материалы: автобиография Юрия Алексеевича Гагарина"Дорога в космос", книги и статьи о первом космонавте, воспоминания его супруги - Валентины Ивановны Гагариной, очерки, написанные специально для этого издания литераторами и журналистами: Лидией Обуховой, Юрием Апенченко, Иваном Борисенко , Алексеем Гороховым (см. стр.  стр. 79-80, 85, 104-105), Николаем Денисовым, Борисом Коноваловым, Михаилом Ребровым.
.....Многие советские люди, встречавшиеся с Юрием Гагариным, прислали в издательство интересные письма и фотографии.
В работе над книгой помощь оказали
:

Г.Т. Береговой, дважды Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации;
К.Д. Бушуев, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук СССР, Директор советской части программы "Союз-Аполлон";
А.Т. Гагарина, мать Ю.А. Гагарина;
В.И. Гагарина, супруга Ю.А. Гагарина;
А.А. Леонов, дважды Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации;
Б.Н. Петров, Герой Социалистического Труда, Действительный член Академии наук СССР, Председатель Совета "Интеркосмос";
С.П. Павлов, Председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Первый секретарь Центрального Комитета ВЛКСМ в 1958-1959 годах;
Б.В. Раушенбах, Герой Социалистического Труда, Действительный член Академии наук СССР, в то время - член-корреспондент Академии СССР, заместитель Начальника комплекса Научно-производственного объединения "Энергия";
Р.З. Сагдеев, Действительный член Академии наук СССР, Директор Института космических исследований Академии наук СССР;
Г.С. Титов, Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации (в то время - генерал-лейтенант авиации), и многие другие.

-=

(открыть ссылку) А.И. Горохов. "Степан Микоян: И в восемьдесят - полёт нормальный" (газета "Вечерняя Москва", 11 марта 2005 года)
 открыть ссылку

"Степан Микоян: И в восемьдесят – полёт нормальный"
(газета "Вечерняя Москва", 11 марта 2005 года).

.....Свою статью, автор посвятил Микояну Степану Анастасовичу - Герою Советского Союза, Заслуженному лётчику-испытателю СССР, генерал-лейтенанту авиации, участнику Великой Отечественной войны и одному из руководителей создания и испытаний космического корабля многоразового использования "Буран".

-=

(открыть ссылку) А.И. Горохов. "На крыльях к Южному!" (сайт "Золотая Эра Советской Авиации")
 открыть ссылку

"На крыльях к Южному!"
(сайт "Золотая Эра Советской Авиации").

.....В этой статье, автор, и как автор, и как участник события рассказывает о перелёте экипажа самолёта Ил-18Д из Москвы на ледовый аэродром антарктической станции Молодёжная, совершённом в феврале 1980 года.

-=

(скачать из "облака" в формате .pdf)  "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева: страницы истории, жизнь и время", книга первая: "Филёвские крылья" (г. Москва; Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева; 2006 год)
 скачать из "облака"
 в формате .pdf

"Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева: страницы истории, жизнь и время", книга первая: "Филёвские крылья"
(
г. Москва; Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева; 2006 год).

.....Издание посвящено 90-летию предприятия и людям, которые работали и работает сегодня.
.....Первый том этого издания рассказывает о периоде деятельности предприятия с момента его образования в 1916 году как Второго автомобильного завода "Руссо-Балт" до 1960 года, то есть начала работ по ракетно-космической технике, когда ОКБ-23 под руководством В.М. Мясищева было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, Генеральным конструктором которого был В.Н. Челомей.

-=

(скачать из "облака" в формате .pdf)  "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева: страницы истории, жизнь и время", книга вторая: "Филёвские орбиты" (г. Москва; Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева; 2006 год)
 скачать из "облака"
 в формате .pdf

"Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева: страницы истории, жизнь и время", книга вторая: "Филёвские орбиты"
(
г. Москва; Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева; 2006 год).

.....Издание посвящено 90-летию предприятия и людям, которые работали и работает сегодня.
.....Второй том этого издания рассказывает о периоде деятельности предприятия с 1960 года, то есть начала работ по ракетно-космической технике, когда ОКБ-23 под руководством В.М. Мясищева было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, Генеральным конструктором которого был В.Н. Челомей, и до практически сегодняшней деятельности как Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева - одного из основных  и ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России.

-=

Некоторые фотоработы Горохова Алексея Ивановича
(из архива Российского информационного агентства "РИА Новости")

-=

(увеличить фото) Ан-22 "Антей" - советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, первый в мире широкофюзеляжный и самый большой в мире турбовинтовой самолет перед взлётом (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Самолёт "ТУ-144" в момент взлёта (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Генеральный конструктор Алексей Андреевич Туполев (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Генеральный конструктор Министерства авиационной промышленности СССР Александр Сергеевич Яковлев (слева) и его сын авиаконструктор Сергей Александрович Яковлев (справа) на аэродроме (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Герой Социалистического Труда, Действительный член Академии наук СССР, Директор Института проблем механики Академии наук СССР Александр Юльевич Ишлинский (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости")



(увеличить фото) Подготовка к совместному советско-американскому экспериментальному полёту "Союз" - "Аполлон". Американский астронавт, член основного экипажа космического корабля "Аполлон" Вэнс Бранд во время интервью журналистам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Подготовка к совместному советско-американскому экспериментальному полёту "Союз" - "Аполлон". Американский астронавт, член дублирующего экипажа космического корабля "Аполлон" Рональд Эванс во время интервью журналистам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Подготовка к совместному советско-американскому экспериментальному полёту "Союз" - "Аполлон". Американский астронавт, член дублирующего экипажа космического корабля "Аполлон" Джек Лусма во время интервью журналистам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Подготовка к совместному советско-американскому экспериментальному полёту "Союз" - "Аполлон". Один из разработчиков планирования полёта, американский астронавт Юджин Сернан, трижды побывавший в космосе, из них дважды летал к Луне, во время интервью журналистам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Дважды Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, Заместитель Главнокомандующего ВВС по космосу Владимир Александрович Шаталов отвечает на вопросы журналистов на заключительной пресс-конференции (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости")



 (увеличить фото) Дважды Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, Заместитель Главнокомандующего ВВС по космосу Владимир Александрович Шаталов (справа) с американскими журналистами, освещающими вопросы авиации и космонавтики, в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Лётчик-испытатель, командир самолёта "АН-22" Марина Лаврентьевна Попович после рекордного полёта (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР Павел Романович Попович со своей женой, лётчиком-испытателем первого класса Мариной Лаврентьевной Попович (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Пара пингвинов расположилась возле одного из домиков, где живут участники 25-й советской антарктической экспедиции (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости")



(увеличить фото) Самолёт ИЛ-18 на аэродроме полярной станции "Молодёжная" (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) На центральной площади полярной станции "Молодёжная" (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости") (увеличить фото) Герой Советского Союза Евгений Иванович Толстиков (слева), возглавивший третью Советскую антарктическую экспедицию, и начальник 25-й экспедиции, Герой Социалистического Труда Николай Александрович Корнилов на полярной станции "Молодёжная" (автор фотографии - А.И. Горохов, из архива РИА "Новости")
-=

Награда:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
,
за мужество и отвагу, проявленные во
время освящения действий ограниченного контингента Советских войск в Республике
Афганистан
, редактор и военный обозреватель редакции газеты "Правда", полковник
Горохов Алексей Иванович был награждён орденом Красной Звезды.
-

 
-
 

-
Выдающийся
авиационный, космический и военный журналист
Алексей Иванович Горохов скончался 30 апреля 2006 года,
после тяжёлой и продолжительной болезни.

-
Похоронен он в Москве на Митинском кладбище (уч. № 48А).
-
(увеличить фото) г. Москва, Митинское кладбище (уч. № 48А). Могила А.И. Горохова (автор фотографии - Пашук; июдь 2024 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

---
При создании страницы использованы:
статья
"Памяти Алексея Ивановича Горохова"
 опубликованная в
блоге
bimmiworking.livejournal.com
(автор - Горохова Мария Алексеевна,
дочь Горохова Алексея Ивановича)
:
-
(открыть ссылку) "Памяти Алексея Ивановича Горохова" опубликованная в блоге bimmiworking.livejournal.com (автор - Мария Горохова)
 открыть ссылку
-
статья
"Сегодня День Памяти Алексея Горохова"
 опубликованная в
блоге
военного журналиста
,
полковника в отставке
Захарчука Михаила Александровича
(социальная сеть "В контакте";
30 апреля 2023 года)
:
-
(открыть ссылку) "Памяти Алексея Ивановича Горохова" опубликованная в блоге bimmiworking.livejournal.com (автор - Мария Горохова)
 открыть ссылку
-
"Последние километры"
 подборка статей
, опубликованных на сайте
"История афганских войн",
включающая в себя
:
статью "Памяти Алексея Горохова";
очерки, автором которых был
Горохов Алексей Иванович
(автор подборки -
Окулов Вадим Сергеевич,
специальный корреспондент редакции
газеты "Правда" с июня 1984 года
по май 1985 года;
дата публикации -
25 августа 2019 года)
:
-
(открыть ссылку) "Последние километры" (подборка статей, опубликованных на сайте "История афганских войн", включающая в себя: статью "Памяти Алексея Горохова"; очерки, автором которых был Горохов Алексей Иванович (автор подборки - Окулов Вадим Сергеевич, специальный корреспондент редакции газеты "Правда" с июня 1984 года по май 1985 года; дата публикации - 25 августа 2019 года)
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и присланные материалы
друзьям и коллегам
по
Обществу некрополистов:
Симонову Андрею Анатольевичу,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
и
Пашуку!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -