|
|
|
|
|
-
Андрей Богданович Васенко родился
15 декабря
(28 декабря)
1899 года в городе
Санкт-Петербурге
в семье
преподавателя Института путей сообщения
Васенко
Богдана Петровича и домохозяйки,
бывшей учительницы французского языка
Васенко Софьи Эмильевны.
Андрей
был самым младшим ребёнком своих родителей.
Кроме него в семье Васенко
росли две дочери -
Татьяна и
Софья,
и сын Пётр,
умерший в 11-летнем возрасте в 1909 году.
В 1900 году семья Васенко
переехала под
Санкт-Петербург, в Царское село,
а вскоре в 1903 году, после тяжёлой болезни умер
Глава семьи
и отец Андрея
- Васенко
Богдан Петрович.
Андрей Васенко
рос подвижным развитым и
любознательным ребёнком.
На его детство повлияла Русско-Японская война
1904-1905 годов, и то что близким
родственником матери являлся капитан 1-го ранга
Всеволод Фёдорович Руднев
-
служивший на легендарном
крейсере "Варяг".
Проявляя тягу к знаниям и упорным занятиям,
осенью 1908 года Андрей Васенко
был принят сразу на старшее
отделение Царскосельской школы
Л.А. Пушкаревой-Мальцевой.
В школе, которая
считалась приготовительной, давали уроки немецкого языка,
французским занималась с
Андреем сама мать - бывшая
учительница
французского языка.
Успехи были настолько хороши, что уже 19 августа 1910 года,
отлично сдав вступительные
экзамены,
Андрей
поступил в Императорскую
Николаевскую мужскую классическую
гимназию, на одно из тех вакантных мест,
которые, обычно, в учебных заведениях
подобного уровня оставлялись для неимущих, но
наиболее одаренных учеников. Решение педагогического
совета, утверждённое попечителем учебного округа,
не претерпело изменений за всё время учёбы – слишком
незаурядны были
способности Андрея.
В его ежегодных "Свидетельствах об успехах", как и в
самом аттестате можно было
увидеть лишь неизменные 5 баллов.
Казалось бы, что может быть скучнее образа "круглого
отличника".
Будучи учащимся гимназии
Андрей Васенко всерьёз увлёкся
литераторской
деятельностью.
В 1913-1915 годах он
выпускал свой рукописный журнал "Молодое", состоящий
из
прозы, стихотворений в прозе,
публицистики, критических статей на новые
литературные произведения, шарад, авторами которых
являлись его знакомые
и друзья возраст которых составлял
12-14 лет.
Благодаря таланту юного главного редактора и составителя,
а также таланту столь же
юных авторов, журнал имел ошеломительный успех как в
гимназии, так и среди родителей учеников гимназии и в
буквальном смысле "ходил по рукам".
Именно в этом журнале стали появляться первые
стихотворения и пьесы
Андрея Васенко,
писавшего под псевдонимом
"Андрей Атат".
Будучи самокритичным, Андрей
признавался,
что его первые произведения обладали
несовершенством, а порою отсутствием форм, хотя
по мнению его читателей в эти стихотворения им была
вложена душа, да и писал он, как правило, о своих
личных
переживаниях и излагал в стихотворной форме свои
неординарные мысли.
Андрей постоянно совершенствовался и вырос в
весьма талантливого
лирического поэта.
В марте 1918 года
А.Б. Васенко
с золотой медалью окончил
бывшую Императорскую
Николаевскую мужскую классическую гимназию, вскоре
ставшую
Царскосельской мужской гимназией.
Сразу же после окончании гимназии,
Андрей Богданович Васенко
женился на
Вере Левиной,
давней знакомой семьи
Васенко, близкой подруге
одной из сестёр
Андрея.
Несмотря на опасения матери по поводу
совместимости семейной жизни и продолжения
учёбы, в 1918 году А.Б.
Васенко успешно сдал вступительные
экзамены
в Петроградский институт инженеров путей сообщения.
Не успев
Андрей
жениться и поступить в
институт, как записался добровольцем в
Рабоче-крестьянскую Красную Армию
Сначала служил в
железнодорожной роте под Петроградом, что
давало возможность
хоть изредка
посещать дом (в
те дни у Андрея Богдановича
родился сын Владимир).
Затем – был на Дальневосточном фронте.
Сюда, за тысячи километров дошли до него вести
о том, что в институте открыли,
наконец, новый Факультет воздушных сообщений.
После демобилизации и возвращения домой
А.Б. Васенко
без экзаменов,
как бывший студент института поступил на этот Факультет.
Семейный человек, имеющий ребёнка,
Андрей Богданович
с успехом совмещал
учёбу в институте и работу в своей родной
гимназии в Детском (бывшем
- Царском)
селе,
ставшей 1-й Детской Трудовой школой I
и II ступеней.
Здесь он работал учителем природоведения.
Работая с детьми не забывал он и своё
литературное творчество.
Он писал пьесы, сказки для детей, являлся
автором сценариев
и режиссёром школьных спектаклей.
Вскоре, из-за нехватки времени,
А.Б. Васенко
был вынужден уволиться из
школы
и сосредоточиться на продолжении учёбы.
Будучи увлечённым научными работами Великого теоретика
космонавтики Константина
Эдуардовича Циолковского ещё
со времён учёбы, он в
Царскоселькой гимназии
подготовил
и успешно защитил свой дипломный проект
"Перспективы исследования
атмосферы
при помощи дирижаблей".
После блестящей защиты дипломного проекта, в 1927 году
А.Б. Васенко
получил
диплом инженера воздушных путей сообщения.
До главного дела его жизни – начала создания небывалого
в истории мирового
воздухоплавания стратостата оставалось ещё
3 года.
Первоначально
Андрей Богданович
работал в течение полутора лет преподавателем
в Ленинградской Военно-технической школе ВВС.
Но чисто преподавательская деятельность не
удовлетворяла, да и не могла
удовлетворить его: он стремился к самостоятельному
творчеству, к конструкторской деятельности, к
разработке новых проблем, встающих перед
отечественным воздухоплаванием.
16 марта 1929 года
Андрей Богданович Васенко
был принят
на работу
в Павловскую метеорологическую
и магнитную обсерваторию, основанную ещё
в 1878-х году
Великим Князем Константином Николаевичем.
В начале 1930-х годов она была переименована в
Ленинградский Аэрологический институт.
Директором Аэрологического института был Профессор
Павел Александрович Молчанов,
тот самый, у которого
А.Б. Васенко
учился
в институте.
Вместе с Профессором
Николаем Алексеевич Рыниным
они были руководителями
его дипломной работы.
После трагической катастрофы в 1928 году дирижабля
Умберто Нобиле
"Италия",
направляющегося к Северному
полюсу,
А.Б. Васенко
совместно с сотрудниками
института аэрофотосъёмки и картографии изучал проблему
обследования
воздушных судов.
Но главное, что уже завладело всем его существом,
захватило целиком – идея
создания высотного аэростата, на котором было бы
возможно достичь неизведанной
стратосферы, обдумывалось вне работы
(как это часто
и бывает самым главным).
Многочисленные тетради, испещрённые схемами,
сложными расчётами,
всегда были под рукой - дома.
К концу 1920-х годов
был практически готов "бумажный" проект высотного аэростата.
После того как
А.Б. Васенко
нашёл верного соратника
в лице
П.Ф. Федосеенко,
постройка аэростата в Ленинграде стала делом времени
и терпения его создателя.
Талантливый инженер-конструктор и крупный учёный –
специалист по аэростатике
и аэрологии,
А.Б. Васенко
уже через месяц после прихода
в Ленинградский
аэрологический институт получил квалификационную степень
научного
сотрудника I разряда.
После командировки в Крым осенью 1930 года для
работы по исследованию бризов,
Андрей Борисович Васенко стал учёным специалистом
Аэрологического института,
а через 4 месяца – заместителем Директора института.
В 1930 году несколько талантливых инженеров Ленинградского отделения
Общества
содействия обороне, авиационному и химическому строительству
(сокращённо
-
Осоавиахим)
загорелись идеей построить новый стратостат для
покорения
рекордных для того времени высот.
-
Однако из-за финансовых трудностей непосредственная работа над
проектом
началась
только в конце 1932 года.
Строительство стратостата началось буквально на народные средства
собранные
с распространения по подписке брошюры
"Стратосфера"
отпечатанной
в Ленинградской типографии.
В ней говорилось о строительстве нового гигантского
стратостата, прославившего
бы Ленинград.
Брошюру оценили в
1 рубль, что по
тем временам было недёшево.
Невероятно, но факт, подписка издания, несмотря на
цену и рассчитанная прежде всего
на патриотов города позволила за один день собрать
определенную сумму, но не такую
большую как предполагалось и потому гондола стратостата
"Осоавиахим-1" была
оснащена гораздо проще, чем гондола его предшественника
стратостата "СССР-1"
совершившего триумфальный полёт с экипажем из трёх человек
30 сентября 1933 года
на рекордную по тому времени высоту
19 километров.
Например выходной люк "Осоавиахима-1" был закручен болтами,
в отличие люка стратостата "СССР-1" открывавшегося поворотом штурвала.
-
Проектирование, строительство и подготовку экипажа стратостата
"Осоавиахим-1" возглавил Областной совет оборонного общества в
Ленинграде.
Большую помощь создателям стратостата оказывал Первый секретарь
Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей
Миронович Киров.
Стратостат создавался в Бюро воздушной
техники Ленинградского областного
совета Осоавиахима и его Главным конструктором был назначен
заместитель Директора Ленинградского Аэрологического института
Андрей Богданович Васенко.
Работы по строительству стратостата вели инженеры
Е.Е. Чертовский,
Ю.К. Юневич,
К.С. Кирпичников,
Н.С. Дмитриев
и
П.Ф. Федосеенко,
назначенный на должность
командира экипажа.
Руководил комиссией по проверке гондолы на герметичность,
инженер-конструктор
Владимир
Антонович Чижевский, Главный конструктор
гондолы стратостата "СССР-1".
-
В июне 1933 года оболочка стратостата "Осоавиахим-1" была доведена в объёме
до 24940 м³.
-
В августе того же года готовый стратостат осмотрела Комиссия Гражданского
Воздушного
флота под руководством В.А. Спасского и, несмотря на то, что люк
кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать, допустила
летательный
аппарат к эксплуатации.
-
Для проведения научных опытов и наблюдений стратостат "Осоавиахим-1" оснастили
лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической
обсерватории, часть оборудования подготовили
в Ленинградских Радиевом
и Физико‑техническом
институтах.
Научной программой
от Физико‑технического института руководил Выдающийся
учёный
в области физики, Академик Академии наук СССР
Абрам Фёдорович Иоффе.
Именно по его предложению в состав будущего экипажа
стратостата вошёл 23-летний
гениальный учёный в области физики
Илья Давыдович Усыскин,
которому в марте
1932 года было присвоено учёное звание "Доцент" и чьи научные
работы вызвали восторг как советских учёных, так и
зарубежных.
Институт экспериментальной биологии настоял, чтобы в
стратосферу взяли
мушек‑дрозофил.
-
Первоначально старт "Осоавиахима-1" с Кунцевского полигона был назначен
на 30 сентября 1933 года,
но в последний момент пуск стратостата был отменён
якобы из-за непогоды, но в этот же день был запущен стратостат
"СССР-1".
По мнению Олега Эрнстовича
Бирнбаума - сына пилота стратостата "СССР-1"
на отсрочку
полёта стратостата "Осоавиахим-1" повлияло давление оказанное Московскими
партийными органами на партийное руководство Ленинграда, и что
Ленинградская парторганизация обещала экипажу
П.Ф. Федосеенко устроить
полёт стратостата
"Осоавиахим-1" весной 1934 года.
-
Но стоит заметить, что погода в те дни действительно стала ухудшаться и
по решению
Центрального совета Осоавиахима
полёт стратостата действительно был
отстрочен.
Научную аппаратуру гондолы демонтировали и вернули в
Ленинградский Физико-
технический институт, оболочку "Осоавиахима-1"
сложили и убрали в чехол.
Мушек-дрозофил доставили в лабораторию
Института экспериментальной биологии.
-
Осенью 1933 года в беседе с журналистами Командир стратостата
"СССР-1"
Георгий Алексеевич Прокофьев сделал
поистине революционное заявление, что он и его экипаж
(инженер
Константин Дмитриевич Годунов
и пилот
Эрнст Карлович Бирнбаум
- прим.)
готовятся повторить рейд в
стратосферу, не дожидаясь наступления тепла, - зимой.
Это побудило
Павла Фёдоровича Федосеенко подать рапорт в Центральный совет
Осоавиахима с предложением осуществить полёт стратостата
"Осоавиахим-1" зимой.
-
Предложение было принято, и
командир экипажа-пилот
П.Ф. Федосеенко,
инженер-
конструктор, аэролог
А.Б. Васенко
и научный сотрудник, физик
И.Д. Усыскин
приступили к
подготовке к
полёту.
-
-
Несмотря на
все усилия руководства Осоавиахима,
членов экипажа и
разработчиков
стратостата,
подготовить
полёт зимой 1933 года
не
удалось, и
его вновь перенесли,
на
этот раз, на январь 1934 года.
-
28 января 1934 года
стратостат "Осоавиахим-1" был доставлен к
месту старта
в
город Кунцево
(с 1960 года -
в
черте Москвы).
-
Полёт было решено посвятить XVII съезду ВКП(б),
который проходил в те дни в
Москве,
в
связи с
чем члены экипажа дали ряд интервью для
газет и
выступили по
радио.
-
30 января 1934 года с 8-ми до 9-ти часов
утра прошла завершающая предполётная
подготовка
"Осоавиахим-1",
были произведены окончательные взвешивание стратостата и прослушка
оболочки подъёмного шара на предмет разгерметизации.
Прослушку выполнили специально подготовленные "слухачи" на
шарах-прыгунах,
изготовленных на комбинате "Дирижаблестрой СССР".
-
-
Накануне к
расчётному весу члены экипажа "Осоавиахима-1" добавили
180 килограммов балласта.
Благодаря использованию манёвренного и аварийного балластов стало
возможным поднять полётный потолок стратостата до
20500 метров.
-
- |
|
|
|
|
-
"Осоавиахим-1" (хроника трагедии)
По окончании предполётной подготовки
30 января 1934 года стратостат
"Осоавиахим-1"
с экипажем
в составе
командира экипажа-пилота
Павла Фёдоровича Федосеенко,
инженера-конструктора, аэролога
Андрея Богдановича Васенко
и научного сотрудника, физика
Ильи Давыдовича Усыскина,
в 9 часов 07 минут по московскому времени
оторвался от
земли.
Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата.
Вначале полёт складывался благополучно.
Стратостат быстро набирал высоту и
вскоре скрылся в облаках, низко нависших над землей.
Уже в 9 часов 15 минут радиостанция
на лётном поле с позывными "Земля" приняла первые сигналы
"Сириуса" (такие
позывные имела радиостанция стратостата).
С этого момента связь со
стратостатом поддерживалась непрерывно до 11 часов 49 минут.
-
К 11 часам стратостат достиг высоты около
21000 метров.
В течение этого времени
пилоты сообщали на землю свои впечатления и посылали ряд приветствий
происходившему в то время XVII съезду ВКП(б),
И.В. Сталину, Председателю
Центрального совета
Осоавиахима
Р.П. Эйдеману и другим
Государственным лицам.
-
В 11 часов 49 минут передача сведений со стратостата прекратилась.
Научный сотрудник
Ленинградского физико-технического института, стратонавт
Илья Давыдович Усыскин производил наблюдения
за космическими лучами.
Поэтому перерыв в радиосвязи со стратостатом не
вызывал беспокойства.
На земле полагали, что он мог быть вызван порчей
радиопередатчика, истощением аккумулятора
и другими причинами.
Действительно, стратонавты, как оказалось впоследствии,
перешли на работу с
приборами,
поглощавшими углекислоту.
После этого, около 13 часов, они снова
передавали некоторые сведения, но в Москве их уже не
было слышно вследствие
большого удаления.
Как выяснилось из дневников, они достигли высоты в 22000
метров.
Специальная комиссия по определению высоты полёта и руководители выехали в
Коломну.
На основании анализа направления ветра предполагалось, что
"Осоавиахим-1" так же,
как и "СССР-1", приземлится где-нибудь около этого города.
-
Стратостат "Осоавиахим-1" потерпел аварию в
16-ти километрах от станции Кадошкино
Московско-
Казанской железной дороги, около деревни Потиж-Острог, Инсарского
района, Мордовской автономной области.
В гондоле, ударившейся со страшной
силой о землю, были найдены тела погибших стратонавтов.
-
-
1 февраля 1934 года было опубликовано сообщение комиссии, прибывшей
на место трагедии,
о результатах расследования причины гибели "Осоавиахим-1":
-
В результате работы комиссии на месте катастрофы в настоящее время можно
считать
установленным нижеследующее:
......1. Гондола стратостата упала вблизи деревни Потиж-Острог, Инсарского района
в 16-ти километрах на восток от станции "Кадошкино" Московско-Казанской
железной дороги (в 40 километрах от станции "Рузаевка" в Мордовии).
......Экипаж в
составе товарищей
П.Ф. Федосеенко,
Васенко А.Б.
и
Усыскина И.Д.
найден в гондоле мёртвым.
......2. Часть пилотных и научных приборов,
находившихся в гондоле,
оказалась разбитой,
часть приборов найдена в полуразрушенном состоянии и подлежит
дальнейшему исследованию.
......3.
Запись всех трех участников полёта,
а также и регистрация барографа,
записавшего давление внутри гондолы,
оказались в полной сохранности.
На основании найденных и тщательно исследованных материалов Комиссия
устанавливает:
......а)
В 12 часов 33 минуты стратостат "Осоавиахим-1" достиг предельной высоты
22000 метров. На этой высоте
стратостат задержался до 12 часов 45 минут, после чего пошел на
снижение.
......б) Записи бортового журнала велись регулярно до
16 часов 07 минут.
Последняя запись относится к 16 часам 10 минутам,
и это время Комиссия считает началом катастрофы.
......в) По записям барограммы разбитого барографа
Комиссией установлено,
что барограф перестал работать в 16 часов 21 минуту,
стрелки на найденных на месте катастрофы карманных часах,
принадлежавших товарищу
Васенко А.Б.,
остановились от удара на 16 часов 21 минуту.
Все опрошенные жители также показывают время падения гондолы на землю - 16
часов с минутами.
......На основании вышеизложенного Комиссия устанавливает,
что удар гондолы о землю
произошёл
в 16 часов 23 минут.
......Причиной катастрофы является чрезмерная прогрессивно возраставшая скорость
снижения
стратостата, начавшаяся в 16 часов 10 минут с высоты
12000 метров,
вызвавшая,
по-видимому,
в дальнейшем разрывы части строп и нарушение равновесия всей
системы, в итоге чего
оторвавшаяся от оболочки гондола с силой ударилась о
землю в 16 часов 23 минуты.
......Установлено, что находившаяся в стратостате команда погибла в результате
удара гондолы о землю.
......Никаких признаков обледенения на оболочке и гондоле стратостата не
обнаружено.
В районе спуска наблюдались разрывы облаков, сквозь которые
пилоты, согласно записям, видели
землю, и сам стратостат был виден в
отдельные моменты с земной поверхности.
Таким образом, опубликованная в
"Правде" от 31 января 1934 года радиограмма, принятая
радиолюбителем в районе Гомеля и
сообщавшая об обледенении стратостата и тяжёлом состоянии
участников полёта
не соответствует действительности, и, по-видимому, радист
оказался жертвой
чьей-то мистификации.
......По всем сохранившимся записям явствует, что за всё время полёта от начала до
16 часов 10
минут
экипаж стратостата имел бодрое настроение и твердую уверенность в
благополучном
спуске.
По записям и остаткам приборов удалось установить
большую научную работу, проведенную
участниками полёта.
......Комиссия продолжает дальнейшее изучение найденных материалов и уцелевших вещественныхдоказательств для уточнения и определения всех обстоятельств катастрофы.
Члены комиссии:
Командир стратостата "СССР-1"
Прокофьев Г.А.,
Профессор
П.А. Молчанов,
Инженер В.А. Семёнов,
Инженер
Ю.Г. Прилуцкий,
И.И. Сосновский,
3.И. Волович.
станция "Кадошкино", 1 февраля 1934 года; 3
часа утра "
|
-
-
После изучения всех материалов и, в
частности, записей, сделанных в бортовом журнале погибшими стратонавтами,
причины катастрофы удалось уточнить.
Член комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы "Осоавиахима-1",
стратонавт
Георгий Алексеевич Прокофьев в своём докладе от 22 февраля 1934
года отметил, что причины
катастрофы кроются в перерасходе балласта и в затянувшемся по
времени пребывании
в стратосфере.
-
-
Способствовали этому и приборы, неправильно фиксировавшие
вертикальную скорость
при нараставшем спуске, что подтверждено записью в журнале
сделанной рукой А.Б.
Васенко
"альтиметр опаздывает..."
- |
|
|
|
|
|
|
-
2 февраля 1934 года члены экипажа
стратостата "Осоавиахим-1":
командир экипажа -
пилот
Павел Фёдорович Федосеенко,
инженер-конструктор, аэролог
Андрей Борисович
Васенко
и научный сотрудник,
физик
Илья Давыдович Усыскин
были
похоронены
в Москве на Красной площади.
-
Накануне похорон состоялась кремация тел погибших стратонавтов,
после чего их
урны
с прахом были выставлены для прощания в демонстрационном зале ГУМа
- Государственного универсального магазина Москвы.
-
Кроме высших лиц Государства, ЦК ВКП(б),
делегатов XVII съезда
ВКП(б), со
стратонавтами
простились
представители науки и творческой интеллигенции,
военнослужащие
и обычные граждане - рабочие
предприятий страны, родные
и близкие погибших.
-
-
По окончания церемонии прощания Высшие лица Государства вынесли урны с
прахом
погибших стратонавтов из здания ГУМа и возглавили траурную процессию к
Мавзолею
В.И. Ленина - месту проведения траурного
митинга.
-
-
После окончания
траурного митинга урны
с прахом погибших стратонавтов
были установлены в
ниши Кремлёвской стены,
по праую сторону
от Сенатской башни Кремля.
-
-
-
увеличить
фотографии
После минуты молчания последние
воинские почести героям-стратонавтам отдали проходящие по
брусчатке Красной площади военнослужащие Московского гарнизона.
-
-
|
|
|
|
|
-
Увековечивание памяти
экипажа
стратостата "Осоавиахим-1":
Мемориальные
доски в Память об экипаже стратостата "Осоавиахим-1" установлены:
•
В Москве по
адресу,
улица Большая
Филёвская,
дом № 32.
Здесь на территории Филёвского парка, в 1925 - 1942 годах располагался
Отдельный
Воздухоплавательный испытательный дивизион, силами которого были
проведены
подготовка и запуски высотных стратостатов,
в том числе:
30 января 1934
года -стратостата "Осоавиахим-1" с экипажем в составе
-
командира экипажа-пилота
Павла Фёдоровича Федосеенко, инженера-конструктора, аэролога
Андрея Богдановича Васенко
и научного сотрудника,
физика
Ильи Давыдовича Усыскина;
-
увеличить
фотографии
-
Памятники экипажу
стратостата
"Осоавиахим-1" установлены:
•
В Москве по
адресу:
Волоколамское шоссе,
около дома №
88.
увеличить
фотографии
-
•
В столице
Мордовии,
городе
Саранске,
на
площади перед Железнодорожным вокзалом
(открыт
30 января 1963 года, в 29-ю годовщину гибели стратонавтов);
Памятник представляет собой фигуру
молодого мужчины в авиационном шлеме,
развевающейся куртке, свитере и авиаторских унтах,
установленную на высокий
цилиндрический постамент, облицованный тёмно-серым лабрадоритом.
На пьедестале выбиты портреты-барельефы трёх стратонавтов и надпись:
"Героям-стратонавтам".
Авторы памятника: скульптор
А.А. Письменный
и архитектор
А.Н. Душкин.
-
увеличить
фотографии
-
•
В селе Инсар -
районном центре Республики Мордовии на месте гибели
стратонавтов
(открыт
в 1951 году);
-
увеличить фотографии
-
•
В
селе
Усыскино Инсарского района Республики Мордовии;
-
увеличить
фотографии
-
В городе Москве, в память о членах
экипажа стратостата "Осоавиахим-1",
погибших
при установлении рекорда высотного полёта, Железнодорожная улица бывшего
города Тушино
(с 1960 года -
в черте Москвы) в
1964 году была переименована
в проезд Стратонавтов.
-
В 1934-м и 1944 года Авиапочта СССР
выпустила марки с портретами членов экипажа "Осоавиахим-1",
стратонавтов
П.Ф. Федосеенко,
А.Б. Васенко
и
И.Д. Усыскина.
-
-
В 1984 году Почта СССР выпустила конверт посвящённый 50-летию
Полёта стратостата "Осоавиахим-1".
-
открыть ссылку на изображение конверта
-
Катастрофе
стратостата "Осоавиахим-1" посвящён документальный фильм
"Гибель "Воздушного Титаника".
Стратонавты"
(ВГТРК,
2009 год).
Автор сценария и режиссёр -
Виталий Якушев.
В фильме принимают участие:
Бирнбаум Олег Эрнстович
- сын стратонавта
Бирнбаума Эрнста Карловича;
Соболев Дмитрий Алексеевич
и Дружинин Юрий Олегович - историки воздухоплавания;
Берне Лев Павлович
- лётчик-испытатель, Главный редактор журнала "Крылья Родины";
Новожилов Генрих Васильевич
- Выдающийся авиаконструктор, Академик,
дважды Герой Социалистического Труда.
Текст читал - Александр Яцко.
-
открыть
ссылку для просмотра фильма
-
Увековечивание памяти
Васенко Андрея Богдановича:
Имя инженера-конструктора, аэролога,
стратонавта
Васенко Андрея Богдановича
присвоено улицам: в Нижнем Новгороде,
Павловске Ленинградской области
(ныне - в
составе
Пушкинского района Санкт-Петербурга, присвоено в 1934 году),
Саранске
(присвоено в
апреле 1939 года)
и Санкт-Петербурге
(присвоено в
1940 году).
- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|