-
 


Инженер-физик, Доцент Ленинградского
физико-технического института
;
учёный в области общей физики
, физики атомного
ядра и физики космических лучей
;
Стратонавт
; Научный сотрудник,
член экипажа стратостата "Осоавиахим-1"

 
-
-
     
 

-
Илья Давыдович Усыскин родился 31 октября (13 ноября) 1910 года в Большом селе
Угличского уезда Ярославской губернии
(ныне - административный центр
Большесельского района Ярославской области)
.
Его отец -
Усыскин Давид (Давыд) Анатольевич
, уроженец Витебска, рабочий - кузнец,
член РСДРП с 1898 года, отбывавший срок в Орловской центральной тюрьме за участие
в забастовке
, а с 1903-го по 1906 год - находившийся в ссылке в Сибири.

После освобождения
ему было запрещено жить в губернских городах и поэтому он
со своей супругой
Любовью Ильиничной
, следовавшей за мужем, подобно жене декабриста и их старшим сыном Анатолием оказался в Ярославской губернии,
где затем и родился
Илья.
Всего же в
семье Усыскиных росло пятеро детей - две девочки - Серафима и Софья, и три мальчика -Анатолий (самый старший ребёнок, участвовал в Гражданской и Великой Отечественных войнах, погиб в 1943 году на Белорусском фронте), Илья и Евсей, участвовавший в Великой Отечественной войне, и затем связавший свою жизнь с энергетикой
.
-
Семья Усыскиных часто переезжала с одного места жительства на другое.
Они жили
в селе Милятине Калужской губернии, в небольшом городке Белеве
Тульской губернии
, в селе Ломовка Пензенской губернии, а после Октябрьской революции 1917 года – в городе Пензе.
-
Илья Усыскин рос тихим, очень увлечённым и сосредоточенным мальчиком.
Любил мастерить
, выпиливать, строгать.
Илья хорошо рисовал и одно время мечтал быть художником.
Кроме того
, он увлекался живописью и добился в изобразительном искусстве
немалых успехов
.
Он всерьёз задумывался о поступлении в художественное училище.
Пензенский уезд ВКП(б) даже выдал ему характеристику для поступления
в студию Пролеткульта города Москвы.
-
Увлеченность живописью сменилось другим
, не менее страстным увлечением -
техникой
.
Он строил детекторные радиоприёмники собственной конструкции, своими руками
изготавливал все детали
.
Готовые приёмники затем слушали всей семьёй через наушники
.
Для лесозавода, где затем работал отец,
Илья Усыскин соорудил радиоантенну
и громкоговоритель, позволивший слушать трансляции из Москвы.
-
Затем
к нему пришёл интерес к изучению философии и политэкономии.
Подросток самостоятельно штудировал труды
Гегеля, Шопенгауэра, Канта, Спинозы, Фихте, Монтескье, Спенсера, Карла Маркса.
Чтобы читать классиков философии и политэкономии в подлинниках,
Илья выучил немецкий язык, свободно на нём говорил и читал стихи.
Позднее он овладел английским и французским языками.
-
Илья Усыскин
хотел быть
и партийным работником, и архитектором-строителем.
Однако лишь в пятнадцатилетнем возрасте к
Илье пришло понимание своего
истинного призвания
.
Его неудержимо повлекло, как он сам говорил, в неведомую сферу естествознания,
в царство первооснов материи, царство тайны и истинности.
Этим царством стала для него физика.
-
Свои удивительные
и незаурядные способности
Илья проявлял и во время учёбы
в Пензенской первой трудовой школе второй ступени имени В.Г. Белинского, которую
он окончил досрочно
с одними пятёрками в пятнадцатилетнем возрасте.
-
В 1925 году, несмотря на золотую медаль и отличные оценки полученные на экзаменах
при одновременном поступлении в три ВУЗа, согласно существовавшему тогда
положению Народного комиссариата просвещения СССР
,
Илья Усыскин
не достигший 17-ти лет, не был принят ни в один из институтов.
-
После очередной неудачной попытки поступить
в ВУЗ, только с помощью старшего брата
Анатолия, в то время - студента МГУ, Илья Усыскин был зачислен на Электротехнический факультет Московского Высшего технического училища,
в 1930 году преобразованного в Московское Механико-машиностроительное училище,
а затем в Московский Механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана
(в 1943-1989 годах - Московское Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана;
с 1989 года по настоящее время - Московский Государственный технический
университет имени Н.Э. Баумана
).
-
В 1928 году И.Д. Усыскин перевёлся в Ленинград в Государственный Физико-технический институт (ныне - Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе
Российской Академии наук
) при Всесоюзном Совете народного хозяйства.
-
Жизнь студента
Ильи Усыскина не ограничивалась лекциями, семинарами,
лабораторными занятиями
и чтением научной литературы.
Чтобы как-то прожить, приходилось ночами работать на заводе "Светлана", выгружать
в порту уголь, браться за любой, самый тяжелый труд.
И в этом смысле
Илья ничем не отличался от других студентов, своих товарищей. Поначалу он и казался обыкновенным парнишкой, жадным до учения, до общественной
работы
, непритязательным в быту, эмоциональным и категорическим спорщиком,
и внешность у него была самая заурядная.
Правда, на лице его, контрастируя с простоватостью, горели, словно подсвечивающиеся
изнутри
, золотистым светом глаза, выдавая напряженную сосредоточенную работу
мысли
.
Не совсем обычным было и то, что студент
Усыскин, обучаясь точным наукам, вёл
семинар философии
в своём вузе, преподавал основы диалектического материализма.
Правда, не каждый студент в ту пору одолевал, как
Усыскин, по собственной
инициативе
, иностранные языки.
Он ещё писал стихи и рисовал, отлично играл в шахматы и редактировал
институтскую газету
.
-
Семинар
Ильи Усыскина, родившийся довольно скромно, постепенно стал приобретать
в институте все большую известность.
Уже не только студенты Физико-технического факультета набивались в аудиторию,
но и аспиранты, преподаватели, сотрудники других кафедр устремлялись сюда
по вечерам, чтобы послушать
Илью Усыскина.
Те, кто помнил эти семинары, рассказывали, что молодой учёный развивал на них свой
основной тезис
:
-

-
     "Заниматься теоретическими и экспериментальными исследованиями в области точных наук возможно, лишь отталкиваясь от глубоких философских представлений о мире. Философия подобна корням, питающим дерево научного творчества, и без них оно не в силах зацвести"
.
-

-
Молодой учёный
высказывался о том, что сам ход науки толкает его к многостороннему
изучению
и охвату действительности, к органическому единству с философией, что,
исследуя конкретные проблемы, он фокусирует для их решения весь спектр своих
знаний
и способностей, развитых с помощью философии.
В те годы эти постулаты
Ильи Усыскина звучали для многих странно и непривычно.
Свои семинары молодой учёный оживлял диспутами – острыми диалогами философов
"идеалистов"
с "материалистами", спорами "узких специалистов" с "универсалами".
-
Слух
о необычном студенте и интересном семинаре дошёл и до Академика
Абрама Фёдоровича Иоффе, признанного главы физической школы, руководителя
целого комплекса
, или, как тогда говорили, комбината институтов.
Великий учёный, у которого и ранее были солидные работы по философии, появился
однажды
на семинарском занятии
Ильи и просидел там несколько часов.
Результатом этого события явилась организация в Физико-техническом институте постоянно действующего семинара по философии среди научных сотрудников, а сам
Илья Давыдович Усыскин стал ощущать на себе пристальное внимание Академика.
-
Последнюю практику
И.Д. Усыскин провёл в физико-технических лабораториях и сразу
после окончания ВУЗа
в 1931 году
(с присвоением квалификации инженера-физика) был
зачислен
в аспирантуру к Академику
А.Ф. Иоффе, которую закончил досрочно.
-
С 20 марта 1932 года
Илья Давыдович работал доцентом в Ленинградском
физико-техническом институте
.
Был секретарем Комсомольской организации коллектива образованного комбината институтов
(нескольких институтов Ленинграда).
-
По поручению Академика
А.Ф. Иоффе И.Д. Усыскин самостоятельно вёл работу
по определению геометрического положения атома водорода в кристаллической решетке.
Сам
Абрам Фёдорович считал эту проблему очень важной, поскольку касалась она
малоизученных областей биофизики
.
-
Выдающийся физик
Артём Исаакович Алиханян вспоминал, с какой отдачей, с каким
напряжением трудился
Илья Давыдович Усыскин.
Вскоре работа была завершена
, и учёный мир заговорил об
Усыскине.
Двадцатилетний дебютант блестяще справился с задачей.
Результаты его исследований были опубликованы в научных изданиях, в том числе
за рубежом и заслужили похвалу известных учёных - немецкого физика
Вернера Гейзенберга и его французского коллеги Поля Ланжевена.
Академик
А.Ф. Иоффе в журнале "Коммунистическая молодёжь" назвал его работу
"открытием мирового значения"
.
-
Сам же
Илья Давыдович
не испытывал чувства тщеславия и считал данные работы
частными задачами
.
По его же признанию он хотел бы заняться более важными задачами имеющими
государственное значение - исследованиями атомного ядра
.
-
По убеждению физиков-ядерщиков того времени, разгадку многих тайн мироздания
могло принести интенсивное исследование космических лучей
.
Однако атмосфера Земли мешала проводить достаточно чистые эксперименты.
Учёным тогда казалось, что стоит исследователям вывести физические приборы за
пределы земной атмосферы
в стратосферу, как это приведёт
к фундаментальным открытиям.
Физтеховцы вели наблюдение за космическими лучами с помощью громоздкой камеры Вильсона.
-
Мечтой
А.Ф. Иоффе оставался "заброс физиков в верхние слои атмосферы для непосредственной регистрации космических лучей".
В том числе и для
этих исследований и создавался стратостат "Осоавиахим-1".
-
Абрам Фёдорович Иоффе стал Научным руководителем научной программы полёта
экипажа стратостата
.
Предстоял уникальный эксперимен
т, которого ждал весь научный мир.
Будущему экипажу предстояло получить новые сведения о физическом состоянии верхних слоёв атмосферы, химическом составе воздуха, природе космических лучей,
интенсивности космического излучения, величине напряженности магнитного поля
Земли
в стратосфере, провести аэрофотосъемки и медико-физиологические исследования.
-
Готовясь
к предстоящему полёту,
Илья Давидович Усыскин со свойственной ему
непосредственностью
и восторженностью участвовал в тренировочных и
ознакомительных полётах
на аэростатах.
Поначалу чрезмерная впечатлительность
и порою резвость
И.Д. Усыскина обескураживали командира экипажа
Павла Фёдоровича Федосеенко являвшегося
его наставником
в воздухоплавательном деле.
В буквальном смысле, на редкость спокойный и терпеливый
Федосеенко с изумлением
наблюдал поведение
Усыскина, когда тот во время учебных полётов начинал
декламировать стихи классиков немецкой поэзии
Генриха Гейне
и Эмиля Верхарна
("Дать радость может только взлёт!"), но позже увидя в Усыскине неутомимого
исследователя
, делового и смекалистого специалиста,
Павел Фёдорович признался Абраму Фёдоровичу Иоффе: "Ваш парень – золото, готов лететь с ним, куда угодно!"
-

Для
научных экспериментов стратостат был оснащён 34-мя приборами, созданными
в Ленинграде: в Главной Геофизической обсерватории, а также в Радиевом
и Физико-техническом институтах.
Предстоящий полёт заинтересовал учёных института экспериментальной биологии, решивших отправить в стратосферу мушек-дрозофил.
-
Академик
Иоффе предложил Усыскину участвовать в полёте на стратостате, а его дублером стать механику ЛФТИ Науму Моисеевичу Рейнову.
Стремясь наилучшим образом подготовиться к исследованиям, Илья Давыдович
Усыскин
, совместно с Н.М. Рейновым, усовершенствовал и создал портативную автоматическую камеру Вильсона, которая весила всего 10 килограмм.
И.Д. Усыскин взял её с собой в полёт для изучения космических лучей.
-
Знакомясь с записями его дневника, мы можем точно сказать, что ему первому
удалось увидеть
и достаточно долго наблюдать в верхних слоях атмосферы
космические лучи
.
Он так увлёкся их изучением, что даже прервал радиосвязь с Землей.
Другие члены экипажа также увлеклись работой с приборами в необычных условиях, тем самым задержались на несколько часов на запредельных высотах.
А
далее была гибель стратостата и его экипажа, но об этом пойдёт речь ниже.

-
Тем временем, в 1930 году несколько талантливых инженеров Ленинградского отделения Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству

(
сокращённо - Осоавиахим) загорелись идеей построить новый стратостат для покорения
рекордных
для того времени высот.
-
Однако
из-за финансовых трудностей непосредственная работа над проектом
началась только
в конце 1932 года.
Строительство стратостата началось буквально
на народные средства собранные
с распространения по подписке брошюры "Стратосфера" отпечатанной
в Ленинградской типографии.
В ней говорилось о строительстве нового гигантского стратостата, прославившего бы Ленинград.
Брошюру оценили
в
1 рубль, что по тем временам было недёшево.
Невероятно
, но факт, подписка издания, несмотря на цену и рассчитанная прежде всего
на патриотов города позволила за один день собрать определенную сумму, но не такую
большую
как предполагалось и потому гондола стратостата "Осоавиахим-1" была
оснащена гораздо проще
, чем гондола его предшественника стратостата "СССР-1"
совершившего триумфальный полёт
с экипажем из трёх человек 30 сентября 1933 года
на рекордную по тому времени высоту
19 километров.
Например выходной люк "Осоавиахима-1" был закручен болтами
, в отличие от люка стратостата "СССР-1" открывавшегося поворотом штурвала.
-
Проектирование
, строительство и подготовку экипажа стратостата "Осоавиахим-1" возглавил Областной совет оборонного общества в Ленинграде.
Большую помощь создателям стратостата оказывал Первый секретарь
Ленинградского обкома ВКП(б)
Сергей Миронович Киров.
Стратостат создавался
в Бюро воздушной техники Ленинградского областного
совета Осоавиахима
и его Главным конструктором был назначен
заместитель Директора Ленинградского Аэрологического института
Андрей Богданович Васенко.
-
Работы
по строительству стратостата вели инженеры
Е.Е. Чертовский, Ю.К. Юневич,
 
К.С. Кирпичников, Н.С. Дмитриев и
П.Ф. Федосеенко, назначенный на должность
командира экипажа
.
Руководил комиссией по проверке гондолы на герметичность, инженер-конструктор Владимир Антонович Чижевский, Главный конструктор гондолы стратостата "СССР-1".
-
В июне 1933 года оболочка стратостата "Осоавиахим-1" была доведена в объёме
до
24940 м³.
-
В августе того же года готовый стратостат осмотрела Комиссия Гражданского Воздушного
флота
под руководством
В.А. Спасского и, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать, допустила летательный
аппарат
к эксплуатации.
-
Для проведения научных опытов и наблюдений стратостат "Осоавиахим-1" оснастили
лучшими
на то время приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, часть оборудования подготовили в Ленинградских Радиевом и Физико‑техническом институтах.
Как уже отмечено выше
, научной программой от Физико‑технического института руководил Выдающийся учёный в области физики, Академик Академии наук СССР
Абрам Фёдорович Иоффе.
-
Первоначально старт "Осоавиахима-1"
с Кунцевского полигона был назначен
на 30 сентября 1933 года, но в последний момент пуск стратостата был отменён
якобы
из-за непогоды, но в этот же день был запущен стратостат "СССР-1".
По мнению
Олега Эрнстовича Бирнбаума - сына пилота стратостата "СССР-1" на отсрочку
полёта стратостата "Осоавиахим-1" повлияло давление оказанное Московскими партийными органами
на партийное руководство Ленинграда, и что Ленинградская парторганизация обещала экипажу
П.Ф. Федосеенко устроить полёт стратостата
"Осоавиахим-1"
весной 1934 года.
-
Но стоит заметить, что погода в те дни действительно стала ухудшаться и по решению
Центрального совета Осоавиахима полёт стратостата
действительно был отстрочен.
Научную аппаратуру гондолы демонтировали и вернули в Ленинградский Физико-
технический институт
, оболочку "Осоавиахима-1" сложили и убрали в чехол.
Мушек-дрозофил доставили
в лабораторию Института экспериментальной биологии.
-
Осенью 1933 года в беседе с журналистами Командир стратостата "СССР-1"
Георгий Алексеевич Прокофьев сделал поистине революционное заявление, что он и его экипаж
(инженер Константин Дмитриевич Годунов и пилот
Эрнст Карлович Бирнбаум - прим.)
готовятся повторить рейд
в стратосферу, не дожидаясь наступления тепла, - зимой.
Это побудило
Павла Фёдоровича Федосеенко подать рапорт в Центральный совет
Осоавиахима
с предложением осуществить полёт стратостата "Осоавиахим-1" зимой.
-
Предложение было принято
, и
командир экипажа-пилот
П.Ф. Федосеенко, инженер-
конструктор
, аэролог
А.Б. Васенко и научный сотрудник, физик
И.Д. Усыскин
приступили
к подготовке к полёту.
-

-
Несмотря
на все усилия руководства Осоавиахима, членов экипажа и разработчиков
стратостата
, подготовить полёт зимой в 1933 году не удалось, и его вновь перенесли,
на этот раз, на январь 1934 года.
-
28 января 1934 года стратостат "Осоавиахим-1" был доставлен к месту старта
в город Кунцево
(с 1960 года - в черте Москвы).
-
Полёт было решено посвятить XVII съезду ВКП
(б), который проходил в те дни в Москве,
в связи с чем члены экипажа дали ряд интервью для газет и выступили по радио.

-
30 января 1934 года с 8-ми до 9-ти часов утра прошла завершающая предполётная
подготовка "Осоавиахим-1"
, были произведены окончательные взвешивание стратостата и прослушка оболочки подъёмного шара на предмет разгерметизации.
Прослушку выполнили специально подготовленные "слухачи"
на шарах-прыгунах,
изготовленных на комбинате "Дирижаблестрой СССР".
-

-
Накануне
к расчётному весу члены экипажа "Осоавиахима-1" добавили
180 килограммов балласта.
Благодаря использованию манёвренного
и аварийного балластов стало возможным поднять полётный потолок стратостата до
20500 метров.


-

 
-
 

-
"Осоавиахим-1" (хроника трагедии)
По окончании предполётной подготовки 30 января 1934 года стратостат "Осоавиахим-1" с экипажем
в составе
командира экипажа-пилота Павла Фёдоровича Федосеенко, инженера-конструктора, аэролога Андрея Богдановича Васенко и научного сотрудника, физика Ильи Давыдовича Усыскина,
в 9 часов 07 минут по московскому времени оторвался от земли.
Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата
.
Вначале полёт складывался благополучно.
Стратостат быстро набирал высоту и вскоре скрылся в облаках
, низко нависших над землей.
Уже в 9 часов 15 минут радиостанция на лётном поле с позывными "Земля" приняла первые сигналы
"Сириуса"
(такие позывные имела радиостанция стратостата).
С этого момента связь со стратостатом поддерживалась непрерывно до 11 часов 49 минут
.
-
К 11 часам стратостат достиг высоты около
21000 метров.
В течение этого времени пилоты сообщали на землю свои впечатления и посылали ряд приветствий
происходившему в то время XVII съезду ВКП(б)
,
И.В. Сталину, Председателю Центрального совета
Осоавиахима
Р.П. Эйдеману и другим Государственным лицам.
-
В 11 часов 49 минут передача сведений со стратостата прекратилась.
Научный сотрудник Ленинградского физико-технического института, стратонавт
Илья Давыдович Усыскин производил наблюдения за космическими лучами.
Поэтому перерыв в радиосвязи со стратостатом не вызывал беспокойства.
На земле полагали, что он мог быть вызван порчей радиопередатчика, истощением аккумулятора
и другими причинами
.
Действительно, стратонавты, как оказалось впоследствии, перешли на работу с приборами,
поглощавшими углекислоту.
После этого, около 13 часов, они снова передавали некоторые сведения, но в Москве их уже не
было слышно вследствие большого удаления
.
Как выяснилось из дневников, они достигли высоты в
22000 метров.
Специальная комиссия по определению высоты полёта и руководители выехали в Коломну
.
На основании анализа направления ветра предполагалось
, что "Осоавиахим-1" так же,
как и "СССР-1", приземлится где-нибудь около этого города.
-
Стратостат "Осоавиахим-1" потерпел аварию в
16-ти километрах от станции Кадошкино Московско-
Казанской железной дороги
, около деревни Потиж-Острог, Инсарского района, Мордовской автономной области.
В гондоле, ударившейся со страшной силой о землю, были найдены тела погибших стратонавтов.
-

-
1 февраля 1934 года было опубликовано сообщение комиссии
, прибывшей на место трагедии,
о результатах расследования причины гибели "Осоавиахим-1":
-


В результате работы комиссии на месте катастрофы в настоящее время можно считать
установленным нижеследующее:

......1. Гондола стратостата упала вблизи деревни Потиж-Острог, Инсарского района в 16-ти километрах на восток от станции "Кадошкино" Московско-Казанской железной дороги (в 40 километрах от станции "Рузаевка" в Мордовии).
......Экипаж в составе товарищей П.Ф. Федосеенко, Васенко А.Б. и Усыскина И.Д. найден в гондоле мёртвым.

......2. Часть пилотных и научных приборов, находившихся в гондоле, оказалась разбитой, часть  приборов найдена в полуразрушенном состоянии и подлежит дальнейшему исследованию.

......3. Запись всех трех участников полёта, а также и регистрация барографа, записавшего давление внутри гондолы, оказались в полной сохранности.

На основании найденных и тщательно исследованных материалов Комиссия устанавливает:

......а) В 12 часов 33 минуты стратостат "Осоавиахим-1" достиг предельной высоты 22000 метров. На этой высоте стратостат задержался до 12 часов 45 минут, после чего пошел на снижение.

......б) Записи бортового журнала велись регулярно до 16 часов 07 минут. Последняя запись относится к 16 часам 10 минутам, и это время Комиссия считает началом катастрофы.

......в) По записям барограммы разбитого барографа Комиссией установлено, что барограф перестал работать в 16 часов 21 минуту, стрелки на найденных на месте катастрофы карманных часах, принадлежавших товарищу
Васенко А.Б., остановились от удара на 16 часов 21 минуту. Все опрошенные жители также показывают время падения гондолы на землю - 16 часов с минутами.

......
На основании вышеизложенного Комиссия устанавливает, что удар гондолы о землю
произошёл в 16 часов 23 минут
.
......Причиной катастрофы является чрезмерная прогрессивно возраставшая скорость снижения
стратостата
, начавшаяся в 16 часов 10 минут с высоты
12000 метров, вызвавшая, по-видимому,
в дальнейшем разрывы части строп и нарушение равновесия всей системы, в итоге чего
оторвавшаяся от оболочки гондола с силой ударилась о землю в 16 часов 23 минуты
.
......Установлено, что находившаяся в стратостате команда погибла в результате удара гондолы о землю.

......Никаких признаков обледенения на оболочке и гондоле стратостата не обнаружено.
В районе спуска наблюдались разрывы облаков, сквозь которые пилоты, согласно записям, видели землю, и сам стратостат был виден в отдельные моменты с земной поверхности.
Таким образом, опубликованная в "Правде" от 31 января 1934 года радиограмма, принятая радиолюбителем в районе Гомеля и сообщавшая об обледенении стратостата и тяжёлом состоянии участников полёта не соответствует действительности, и, по-видимому, радист
оказался жертвой чьей-то мистификации
.

......По всем сохранившимся записям явствует, что за всё время полёта от начала до 16 часов 10
минут экипаж стратостата имел бодрое настроение и твердую уверенность в благополучном
спуске
.
По записям и остаткам приборов удалось установить большую научную работу, проведенную
участниками полёта
.

Комиссия продолжает дальнейшее изучение найденных материалов и уцелевших вещественныхдоказательств для уточнения и определения всех обстоятельств катастрофы
.

Члены комиссии:
Командир стратостата "СССР-1" Прокофьев Г.А.,
Профессор
П.А. Молчанов
,
Инженер
В.А. Семёнов
,
Инженер Ю.Г. Прилуцкий,
И.И. Сосновский,

3.И. Волович
.

станция "Кадошкино", 1 февраля 1934 года; 3 часа утра
"
 

-

-
После изучения всех материалов и, в частности, записей, сделанных в бортовом журнале погибшими стратонавтами, причины катастрофы удалось уточнить.
Член комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы "Осоавиахима-1"
, стратонавт
Георгий Алексеевич Прокофьев в своём докладе от 22 февраля 1934 года отметил, что причины
катастрофы кроются в перерасходе балласта и в затянувшемся по времени пребывании
в стратосфере
.
-

-
Способствовали этому и приборы, неправильно фиксировавшие вертикальную скорость
при нараставшем спуске
, что подтверждено записью в журнале сделанной рукой
А.Б. Васенко
"альтиметр опаздывает..."
-

 
-
 

-
2 февраля 1934 года члены экипажа стратостата "Осоавиахим-1": командир экипажа -
пилот
Павел Фёдорович Федосеенко, инженер-конструктор, аэролог Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник, физик Илья Давыдович Усыскин были похоронены
в Москве на Красной площади.
-
Накануне похорон состоялась кремация тел погибших стратонавтов
, после чего урны
с их прахом были выставлены для прощания в демонстрационном зале ГУМа - Государственного универсального магазина Москвы
.
-
Кроме высших лиц Государства, ЦК ВКП(б), делегатов XVII съезда ВКП(б), со
стратонавтами простились представители науки и творческой интеллигенции
,
военнослужащие и обычные граждане - рабочие предприятий страны
, родные
и близкие погибших
.
-

-
По окончания церемонии прощания Высшие лица Государства вынесли урны с прахом
погибших стратонавтов из здания ГУМа и возглавили траурную процессию к Мавзолею
В.И. Ленина - месту проведения траурного митинга.

-

-
После окончания траурного митинга урны с прахом погибших стратонавтов были установлены в ниши Кремлёвской стены, по правую сторону
от Сенатской башни Кремля
.

-
(увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронение урны с прахом И.Д. Усыскина до реставрации Кремля (автор фотографии - Michael Tikhonoff) (увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронение урны с прахом И.Д. Усыскина до реставрации Кремля (автор фотографии - Michael Tikhonoff) (увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронение урны с прахом И.Д. Усыскина после реставрации Кремля (декабрь 2016 года)
-
(увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронения урн с прахом П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина до реставрации Кремля (автор фотографии - Michael Tikhonoff) (увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронения урн с прахом П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина до реставрации Кремля (автор фотографии - Michael Tikhonoff)
-
(увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронения урн с прахом П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина после реставрации Кремля (декабрь 2016 года) (увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронения урн с прахом П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина после реставрации Кремля (декабрь 2016 года)

 увеличить фотографии
 

После минуты молчания последние воинские почести героям-стратонавтам отдали проходящие по брусчатке Красной площади военнослужащие Московского гарнизона.
-
(перейти на другую страницу) Похороны экипажа стратостата "Осоавиахим-1"

-

 
 

 

 

-
Увековечивание памяти экипажа стратостата "Осоавиахим-1":
Мемориальные доски в Память об экипаже стратостата "Осоавиахим-1" установлены:
В Москве по адресу, улица Большая Филёвская, дом № 32.
Здесь на территории Филёвского парка в 1925 - 1942 годах располагался Отдельный
Воздухоплавательный испытательный дивизион, силами которого были проведены
подготовка и запуски высотных стратостатов
, в том числе: 30 января 1934 года -стратостата "Осоавиахим-1" с экипажем в составе - командира экипажа-пилота
Павла Фёдоровича Федосеенко, инженера-конструктора, аэролога Андрей Богданович Васенко и научного сотрудника, физика Ильи Давыдовича Усыскина;
-
(увеличить фото) г. Москва, улица Большая Филёвская, дом. 32. Мемориальная табличка в память об осуществлённом 30 января 1934 года на территории Отдельного Воздухоплавательного испытательного дивизиона полёте на рекордную высоту 22000 метров стратостате "Осоавиахим-1" с экипажем в составе П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскина (фотография с сайта "Московские записки. Исторические события") (увеличить фото) г. Москва, улица Большая Филёвская, дом. 32. Здесь на территории Филёвского парка в 1925 - 1942 годах располагался Отдельный Воздухоплавательный испытательный дивизион, силами которого была проведена подготовка и запуски высотных стратостатов: "СССР-1" (30 сентября 1933 года с экипажем в составе Г.А. Прокофьева, К.Д. Годунова, Э.К. Бирнбаума); "Осоавиахим-1" (30 января 1934 года с экипажем в составе П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскина) и "СССР-1 бис" (26 июля 1935 года с экипажем в составе К.И. Зилле, А.Б. Вериго, Ю.Г. Прилуцкого) (фотография с сайта "Московские записки. Исторические события")
 увеличить фотографии
-
Памятники экипажу
стратостата "Осоавиахим-1" установлены:
В Москве по адресу: Волоколамское шоссе, около дома № 88.
-
(увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года установленный в Москве, по адресу: Волоколамское шоссе, около дома № 88 (общий вид, фотография автора блога http://serge-elephant.livejournal.com) (увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года установленный в Москве, по адресу: Волоколамское шоссе, около дома № 88 (фрагмент памятника, фотография автора блога http://serge-elephant.livejournal.com)
 увеличить фотографии
-
В столице Мордовии, городе Саранске, на площади перед Железнодорожным вокзалом (открыт 30 января 1963 года, в 29-ю годовщину гибели стратонавтов);
Памятник представляет собой фигуру молодого мужчины в авиационном шлеме,
развевающейся куртке, свитере и авиаторских унтах, установленную на высокий
цилиндрический постамент
, облицованный тёмно-серым лабрадоритом.
На пьедестале выбиты портреты-барельефы трёх стратонавтов и надпись
:
"Героям-стратонавтам".
Авторы памятника
: скульптор А.А. Письменный и архитектор А.Н. Душкин.
-
(увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года, установленный в столице Республики Мордовия - городе Саранске, на площади перед Железнодорожным вокзалом. Памятник открыт 30 января 1963 года, в 29-ю годовщину со дня гибели стратонавтов (общий вид, фотография с сайта "Википедия") (увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года, установленный в столице Республики Мордовия - городе Саранске, на площади перед Железнодорожным вокзалом. Памятник открыт 30 января 1963 года, в 29-ю годовщину со дня гибели стратонавтов (фрагмент памятника (скульптура стратонавта), фотография с сайта "Википедия") (увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года, установленный в столице Республики Мордовия - городе Саранске, на площади перед Железнодорожным вокзалом. Памятник открыт 30 января 1963 года, в 29-ю годовщину со дня гибели стратонавтов (фрагмент памятника (барельеф), фотография с сайта "Википедия")
 увеличить фотографии
-
В селе Инсар - районном центре Республики Мордовии на месте гибели
стратонавтов
(открыт в 1951 году);
-
(увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года, установленный в селе Инсар - районном центре Республики Мордовии (фотография с сайта "Green Expedition") (увеличить фото) Старый обелиск на месте катастрофы стратостата "Осоавиахим-1", установленный в селе Потиж-Острог (ныне - Инсар)- районном центре Республики Мордовии (фотография с сайта "АВИАРУ.РФ")
 увеличить фотографии
-
В селе Усыскино Инсарского района Республики Мордовии;
-
(увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года, установленный в селе Усыскино Инсарского района Республики Мордовии (скульптурный групповой портрет, фотография с сайта "АВИАРУ.РУ") (увеличить фото) Памятник экипажу стратостата "Осоавиахим-1", погибшему 30 января 1934 года, установленный в селе Усыскино Инсарского района Республики Мордовии (общий вид, фотография с сайта "Сайт радиолюбителей Мордовии")
 увеличить фотографии
-
В городе Москве
, в память о о членах экипажа стратостата "Осоавиахим-1", погибших
при установлении рекорда высотного полёта, Железнодорожная улица бывшего
города Тушино
(с 1960 года - в черте Москвы) в 1964 году была переименована
в проезд Стратонавтов
.
-
В 1934-м и 1944 года Авиапочта СССР выпустила марки с портретами членов экипажа "Осоавиахим-1", стратонавтов
П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина.
-

-
В 1984 году Почта СССР выпустила конверт посвящённый 50-летию
Полёта стратостата "Осоавиахим-1"
.
-
(открыть ссылку на изображение конверта) Конверт посвящённый 50-летию Полёта стратостата "Осоавиахим-1" выпущенный Почтой СССР в 1984 году
  открыть ссылку на изображение конверта
-
Катастрофе стратостата "Осоавиахим-1" посвящён документальный фильм
"Гибель "Воздушного Титаника"
. Стратонавты"
(ВГТРК, 2009 год).
Автор сценария и режиссёр - Виталий Якушев.
В фильме принимают участие
:
Бирнбаум Олег Эрнстович - сын стратонавта Бирнбаума Эрнста Карловича;
Соболев Дмитрий Алексеевич и Дружинин Юрий Олегович - историки воздухоплавания;
Берне Лев Павлович - лётчик-испытатель, Главный редактор журнала "Крылья Родины";
Новожилов Генрих Васильевич - Выдающийся авиаконструктор, Академик,
дважды Герой Социалистического Труда.
Текст читал -
Александр Яцко.
-
(открыть ссылку для просмотра фильма) "Гибель "Воздушного Титаника". Стратонавты" (ВГТРК, 2998 год)
 открыть ссылку для просмотра фильма
-

Увековечивание памяти Усыскина Ильи Давыдовича:
Имя инженера-
физика, стратонавта Усыскина Ильи Давыдовича присвоено:

улице в Большом селе Ярославской области, где родился будущий физик и стратонавт;
а также улицам в Пензе
, Саранске, Рузаевке, Инсаре, Екатерининбурге.
-
Поселок Потиж-Острог Инсарского района Мордовии
, около которого потерпел катастрофу стратостат "Осоавиахим-1", в 1939 году был переименован
в село Усыскино
.
-
С 1934-го по 1961 год на Волге трудился пароходный буксир "Илья Усыскин".
В 1941 году буксир был переоборудован
и оснащён вооружением, в результате
чего была создана канонерская лодка
, которой было присвоено имя "Усыскин".
В составе Волжской речной флотилии лодка "Усыскин" участвовала
в обороне Сталинграда
.
В 1943 году за героизм и боевые заслуги она была награждена
орденом Красного Знамени.
-
В 2006 году имя
Ильи Давыдовича Усыскина было присвоено
переулку в Санкт-Петербурге.
В честь этого события
, на одном из зданий по переулку Усыскина
была открыта Памятная доска.
-

-
В здании Санкт-Петербургского Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе
была установлена мемориальная доска в Память об учившемся здесь и затем работавшем
Илье Давыдовиче  Усыскине.

(увеличить фото) (увеличить фото) В здании Санкт-Петербургского Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе была установлена мемориальная доска в Память об учившемся здесь и затем работавшем Илье Давыдовиче Усыскине (фотография с сайта "Википедия")
 увеличить фото
-
В 1995 году Администрация Пензенской классической гимназии № 1 учредила
Премию имени И.Д. Усыскина в области физико-математических наук
.
Эта премия вручается учащимся гимназии
, ставшим лучшими по итогам учебного года.

-

 
     
 

-
При создании страницы использованы:
текст биографии Усыскина Ильи Давыдовича
опубликованные на сайте
:

-
(открыть ссылку) В.Г. Курочкин, "Усыскин Илья Давидович (1910–1934). История жизни и научной деятельности"
 открыть ссылку
-
материалы о стратостате "Осоавиахим-1" и его экипаже
опубликованные на сайтах
:

-
(открыть ссылку) Ю.О. Дружинин, Д.А. Соболев. "Полёты в стратостферу в СССР в 1930-е годы"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) "Жаркое солнце стратосферы" (Валентин Антонов, март 2010 года)
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) А. Горохов. "Земля стратонавтов" (газета "Правда"; 29 января 1984 года, № 5)
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) "Причиной гибели послужило стремление поставить мировой сверхрекорд". Документы о катастрофе стратостата "Осоавиахим-1"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Взлет и падение советской стратонавтики. 1933-1934 (блог http://humus.livejournal.com)
 открыть ссылку
-