-
Фёдор Павлович Герасимов
родился 27 апреля
(по
другим источникам - 13 мая)
1907 года в деревне Ширино, в составе
Венёвской волости Тульского уезда
Тульской губернии.
-
О
семье Ф.П. Герасимова:
.....Супруга
- Герасимова
Галина Николаевна
(23.11.
1917 - 09.04. 1994).
.....Сын
- Герасимов Генри
Фёдорович
(01.07.
1936 - 13.09. 1974).
.....Сын
- Герасимов Юрий
Фёдорович
(17.10.
1938 - 16.11. 1986).
-
Историческая справка:
.....Постановлением
Президиума Всероссийского Центрального исполнительного
комитета "Об
образовании на территории РСФСР
административно-территориальных объединений краевого и
областного значения"
от 14 января 1929 года,
с 1 октября 1929 года, Тульская губерния была
упразднена. Был образован Тульский округ в
составе Центрально-промышленной области
(с
3 июня 1929 года - в составе Московской области)
с центром в городе Москве.
.....23
июля 1930 года, Тульский округ был упразднён,
и его районы отошли в прямое подчинение Московской
области.
Тульская область была образована 26 сентября 1937
года при разукрупнении Московской области.
.....21
августа 1939 года, в Тульской области был
образован Денинский район за счёт разукрупнения
Тульского района с центром в поселке Домман-Асфальтового
завода, которому присвоено наименование Ленинский.
.....В
1963 году, район был ликвидирован, посёлок
Ленинский был передан в подчинение Зареченскому
районному совету города Тулы, и был вновь
восстановлен в 1965 году, с вошедшим состав
района территории упраздненного Косогорского района.
.....В
рамках организации местного самоуправления с 2006 года,
деревня Ширино входило в состав Медвенского сельского
округа Ленинского района, на территории которого
существовало одноимённое муниципальное образование со
статусом муниципального района, упразднённого и
объединённого Законом Тульской области от 11 июня 2014
года вместе с областным центром в единое муниципальное
образование город Тула со статусом городского округа.
-
В 1934 году,
Ф.П. Герасимов
окончил Тульский механический институт
(ныне - в составе
Тульского Государственного университета - прим.),
и получив диплом инженера-
технолога-механика получил распределение в город Пермь (с
8 марта 1940 года по 2
октября 1957 года -
город Молотов - прим.),
на Завод № 19 имени И.В. Сталина (ныне
-
Пермский моторный завод в составе Акционерного общества "Объединённая
двигательная корпорация "Пермские моторы" - прим.),
где работал в должностях
конструктора, Начальника технического бюро, Начальника участка,
заместителя
Главного инженера, и принимал участие в создании и
производстве двигателей
для истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7,
Ту-2 и других самолётов.
С 1939 года,
Герасимов Фёдор Павлович
работал Начальником Отдела технической
подготовки производства
и заместителем Главного инженера, сначала
на Заводе № 29
имени П.И. Баранова Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
(город Запорожье
Украинской ССР
(ныне - Украины);
с 1991 года - Акционерное
общество "Мотор Сич")*,
где шли разработка и производство поршневых авиационных
двигателей для штурмовиков, бомбардировщиков и
истребителей; а с 1940 года - на
Заводе № 452 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
(город
Днепропетровск Украинской ССР; ныне - город Днепр, Украина),
который выпускал
поршневые авиационные двигатели АМ-35 для истребителей МиГ-1 и
МиГ-3.
*Историческая справка:
23-27 сентября 2022 года,
прошёл Референдум о присоединении к Российской Федерации,
Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и
Херсонской областей, а также части Николаевской области в состав
Российской Федерации, после чего, 30 сентября в Москве,
в Кремле были подписаны Договоры о вхождении этих регионов в состав
Российской Федерации.
На сегодняшний день, Запорожье продолжает оставаться под контролем
властей Украины.
После начала Великой Отечественной войны,
выполняя решения Приказа Начальника
3-го Главного управления Народного комиссариата авиационной промышленности №
782сс от 1 августа 1941 года,
Ф.П. Герасимов
участвовал в
работах по эвакуации Завода
№ 452 со всем оборудованием и личным составом в город
Куйбышев (с
25 января 1991
года -
город Самара - прим.)
и вхождении этого и других предприятий эвакуированных
из Ленинграда и Москвы в состав завода № 337, где
были продолжены работы по
производству поршневых авиационных двигателей.
В это же время, Фёдор Павлович
являлся Начальником одного
из цехов предприятия.
С 1942 года, он работал на Заводе № 45 Народного комиссариата
авиационной промыш-
ленности СССР
(с 2015 года -
Акционерное общество "Научно-производственный центр
газотурбостроения "Салют“"
в составе Акционерного общества "Объединенная
двигателестроительная корпорация" Государственной корпорации "Ростех";
город
Москва
- прим.):
Начальником цеха, затем - заместителем Главного инженера.
Предприятие было организовано в качестве филиала авиамоторного завода
№ 24,
и занималось производством двигателей М-88Б для бомбардировщиков
Ил-4, АМ-38Ф
и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10.
С 1947 года,
Герасимов Фёдор Павлович
продолжал трудиться
на
предприятиях
авиационной промышленности: сначала -
Главным инженером
на
Заводе № 4,
а с 1948 года,
в этой же должности -
на
Заводе № 27.
В 1952 году, он был назначен на должность Директора Завода №
293 Министерства
Авиационной промышленности
(Московская область,
город Химки),
где к тому времени
велись разработки управляемых ракет класса "воздух-поверхность" и
"воздух
воздух" СНАРС-250 для вооружения истребителей, конструкции
Бисновата Матуса Рувимовича
(Директора предприятия
до прихода
Ф.П. Герасимова
- прим.).
В 1953 году,
Фёдор Павлович
был назначен
на должность Директора Завода
№ 88
при ОКБ-1 НИИ-88
Министерства оборонной промышленности
(город
Калининград
(ныне -
город Королёв)
Московской области).
Историческая
справка:
.....Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1956
года № 4912сс, ОКБ-1 вместе с опытным заводом было выделено в
самостоятельную организацию и передано в
Государственный комитет
Совета Министров СССР по оборонной технике образованный на базе
Министерства оборонной промышленности.
.....После
безвременной кончины
С.П. Королёва и
упразднения Государственного комитета Совета Министров СССР по
оборонной технике и создании вместо него Министерства общего
машиностроения СССР,
6 марта 1966 года,
на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было
образовано ЦКБЭМ - Центральное конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
(с
22 мая 1974 года
- Научно-производственное объединение "Энергия")
с Заводом экспериментального машиностроения
(ныне
- Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация
"Энергия" имени С.П. Королёва").
Работая в должности Директора предприятия,
Ф.П. Герасимов
осуществлял руковод-
ство
производством: геофизических ракет Р-1Е;
баллистических оперативно-тактиче-
ских ракет Р-2
(8Ж38);
жидкостных одноступенчатых баллистических ракет средней
дальности наземного базирования Р-5
(8А62)
и баллистических ракет с ядерным
зарядом Р-5М
(8А62М,
8К51);
жидкостных одноступенчатых баллистических ракет на
долгохранимых компонентах топлива Р-11
(8А61)
и модернизированных ракет в части
возможности установки на ракету головной части в
ядерном снаряжении - Р-11М
(8К11);
жидкостных одноступенчатых
баллистических ракет Р-11фМ
(8А61фМ)
для пусков
с подводных лодок.
-
С 1957 года, Герасимов Фёдор
Павлович работал
в должности Начальника 2-го Главного
управления, затем - Начальником 6-го Главного управления
Министерства авиационной
промышленности, образованного Приказом № 297сс
(с грифом "совершенно
секретно")
от 8 августа 1957 года, на базе 6-го
Главного управления, в том же году переданного в
подчинение новообразованного
(взамен
ликвидированного министерства -
прим.)
Государственного
комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.
Управление курировало работы
по созданию зенитно-управляемых ракет, ракет класса
"воздух-воздух"
и "воздух-поверхность", ракетных систем,
которые разрабатывались
в коллективах конструкторских бюро
Лавочкина Семёна Алексеевича
(межконтинен-
тальная сверхзвуковая крылатая ракета-носитель ядерного заряда "Буря";
зенитно-
ракетная система С-25
"Беркут", система противовоздушной обороны "Даль")
и
Грушина Петра Дмитриевича
(зенитных
комплексов: С-75 "Двина",
С-125 "Нева"; систем
противоракетной обороны:
Система "А" (В-1000)),
а также - производство наземного
оборудования.
-
-
С 1967 года, Ф.П. Герасимов
находился на заслуженном
отдыхе.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 217/56
от 16 апреля 1944 года
(с
грифом "Совершенно секретно"),
"За
образцовое выполнение заданий
Государственного Комитета Обороны по производству моторов",
Начальник цеха
Завода № 45 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР
Герасимов
Фёдор Павлович
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 222/34
от 2 июля 1945 года
(с
грифом "Совершенно секретно"),
"За
образцовое выполнение заданий
Государственного Комитета Обороны по производству моторов",
заместитель
Главного инженера Завода № 45 Народного комиссариата
авиационной
промышленности СССР
Герасимов
Фёдор Павлович
был награждён
орденом Красной Звезды.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 235/17
от 20 апреля 1956 года
(с
грифом "Совершенно секретно"),
"За
выполнение специального задания
Правительства по созданию дальних баллистических ракет" (за
создание и
принятие на вооружение ракеты Р-5М"
- прим.),
Начальник Главного управления,
бывший Директор завода № 88 Министерства оборонной промышленности СССР
Герасимов
Фёдор Павлович
был награждён орденом
Ленина.
Кроме того,
он был награждён медалями:
"За трудовую доблесть",
"За
доблестный
труд во время в Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов", "За
оборону
Москвы",
"В
Память 800-летия Москвы".
- |