-
Леонид Алексеевич
Гуськов родился 10
(23)
марта 1912 года в селе Люблино
Московской губернии в рабочей семье.
Историческая справка:
.....В
1925 году, село Люблино
получило статус посёлка городского типа.
.....14
января 1929 года, в ходе укрупнения единиц
административного-территориального деления РСФСР была образована
Центрально-Промышленная область. Через несколько месяцев после
учреждения, 3 июня, область была переименована в Московскую.
.....12
июля 1929 года, посёлок Люблино ставший городом вошёл в состав
Нообразованного Ленинского района Московской области.
.....В
августе 1960 года, Люблино вошло в состав Москвы
(в
пределах Московской кольцевой автомобильной дороги долгое время
являющейся официально границе Москвы -
прим.),
в составе Ждановского района.
.....В
1969 году, из Ждановского района выделились Люблинский и
Волгоградский районы. В 1991 году в Москве осуществлена масштабная
муниципальная реформа: деление Москвы на районы было прекращено,
микрорайоны образовавшие эти районы получили статус муниципальных районов,
которые, в свою очередь, были объединены в административные
округа.
.....В
частности, территория бывшего посёлка городского типа Люблино
поделена между районами Люблино и Печатники. А Люблинский район
поделён на муниципальные округа в составе Юго-Восточного административного
округа: Люблино, Капотня, Текстильщики, Печатники,
Марьино и Кузьминки.
В 1927 году,
Леонид Гуськов
окончил рабфак
при Московском Высшем техническом
училище и
начал свою трудовую
деятельность столяром
на Вагоноремонтном заводе
имени В.Е. Войтовича
в Москве.
Историческая справка:
......В 1930-1943 годах - Московский
механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана.
......В
1943-1989 годах - Московское Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана (МВТУ
имени Н.Э. Баумана); с 1989
года - Московский Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(МГТУ имени Н.Э. Баумана).
В декабре 1930 года,
Л.А. Гуськов
поступил
на Дирижаблестроительный
факультет
Московского Авиационного института, который Решением Коллегии
Главного
управления Гражданского воздушного флота от 25 ноября 1932 года, был
реорганизован в Московский Дирижаблестроительный институт.
Историческая справка:
......4
апреля 1933 года, на основании Постановления Коллегии Аэрофлота СССР,
был создан Дирижаблестроительный учебный комбинат путём, слияния
Московского Дирижаблестроительного института, Факультета
дирижаблестроения Ленинградского учебного комбината Гражданского воздушного
флота и Воздухоплавательной школы Дирижаблестроя.
......Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 2 июля 1933 года,
Московский Дирижаблестроительный учебный комбинат был сохранён в системе
Главного управления
Гражданского воздушного флота.
......Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 20 сентября 1935 года, Московскому
Дирижаблестроительному учебному комбинату было присвоено имя К.Э.
Циолковского.
......Решением
Совета Народных комиссаров СССР № УД-200-1 от 8 мая 1939 года,
Московский Дирижаблестроительный учебный комбинат имени К.Э. Циолковского
реорганизован в Московский
институт инженеров Гражданского воздушного флота имени К.Э. Циолковского.
......Постановлением
ЦК ВКП(б) и
Совета Народных комиссаров СССР № 1050 от
17 июня 1940 года, Московский институт инженеров Гражданского
воздушного флота имени К.Э. Циолковского был передан в подчинение Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР и преобразован в Московский
Авиационный технологический институт без сохранения имени К.Э. Циолковского.
......Постановлением
Совета Министров РСФСР № 478 от 10 сентября 1973 года и Приказом
Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 399 от 17
сентября 1973 года, Московскому
Авиационному технологическому институту присвоено имя К.Э. Циолковского.
......Распоряжением
Правительства Российской Федерации № 1691-р от 11 сентября 1992 года,
Решением Коллегии комитета по высшей школе при Министерстве науки,
высшей школы и технической политики Российской Федерации № 8/2 от 22
сентября 1992 года и Приказом Министра науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации № 52 от 10 марта 1993 года о
переименовании Московский Авиационный технологический институт имени К.Э.
Циолковского преобразован в Московский Государственный авиационный
технологический университет имени К.Э. Циолковского.
......Приказом
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 1216
от 11 июля 1996 года,
Московский Государственный авиационный технологический университет имени
К.Э. Циолковского
получил статус Российского
университета и ему установлено наименование "МАТИ" - Российский
Государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского
(сокращенно - МАТИ).
Окончив
институт по специальности "инженер-механик по
дирижаблестроению", с января
по октябрь 1936 года,
Гуськов Леонид Алексеевич
работал инженером-конструктором
Опытного завода № 185 (Завода
опытного машиностроения имени С.М. Кирова
в Ленинграде;
ныне – город Санкт-Петербург).
С октября 1936 года по июль 1938 года он работал в городе
Химки Московской
области,
на Авиационном заводе № 84
Гражданского воздушного флота:
инженером-конструктором,
затем - Начальником бригады завода.
С июля 1938
года по август 1939 года, по линии Народного Комиссариата оборонной
промышленности СССР,
Л.А. Гуськов
находился в служебной
командировке в
США
на авиационном заводе Дугласа
(город Санта-Моника,
штат Калифорния).
По возвращении в СССР, с августа 1939 года он вновь
трудился в
городе
Химки
Московской области, на
Авиационном заводе № 84 Гражданского воздушного
флота.
С началом
Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, вместе с
заводом
Леонид
Алексеевич был эвакуирован
в столицу Узбекской ССР
(ныне
- Республики
Узбекистан)
- город Ташкент, где работал
Начальником бригады, заместителем
Начальника, Начальником сборочного цеха № 30
(с декабря
1946 года по июль
1947 года)
и участвовал в производстве пассажирского и
военно-транспортного
самолёта средней дальности Ли-2, созданного на основе
американского
самолёта DC-3.
-
-
С июля 1947 года, он являлся Начальником производственно-технического
отдела
Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР.
С августа 1948 года,
Гуськов Леонид Алексеевич
вновь работал на
Ташкентском
авиационном заводе № 84 в должности Главного инженера, а в 1950
году он был
назначен на должность Директора этого предприятия.
16 июня 1955 года,
Л.А. Гуськов
был назначен
на должность Директора
завода № 47
Министерства авиационной промышленности СССР.
Руководил он этим предприятием до 16 октября 1972 года.
Историческая справка:
......В
октябре 1961 года, завод №47 был переименован в Оренбургский
машиностроительный завод.
......6
марта 1966 года, после прекращения деятельности Советов Народного
хозяйства и передачи их функций во вновь созданные оборонные промышленные
министерства, Оренбургский машиностроительный завод был передан в
подчинение Первого Главного управления Министерства общего машиностроения
СССР.
......Приказом
Министра общего машиностроения СССР № 185 от 16 апреля 1986 года, на
базе Оренбургского машиностроительного завода, было образовано
Производственное объединение "Стрела".
......В
1999 году, Производственное объединение "Стрела" было
преобразовано в Федеральное Государственное унитарное предприятие
"Производственное объединение "Стрела"".
......В
2006 году, Федеральное Государственное унитарное предприятие
"Производственное объединение "Стрела"" было преобразовано в Открытое
Акционерное общество (ОАО
"ПО "Стрела").
......В
2015 году, Открытое Акционерное общество "Производственное
объединение "Стрела" было преобразовано в Акционерное общество
(АО "ПО "Стрела").
......Указом
Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1161
"Об открытом Акционерном обществе
"Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение
машиностроения"" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 865
"О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1161 "Об открытом
акционером обществе "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное
объединение машиностроения"",
Акционерное общество "Производственное объединение "Стрела" входит в состав
это корпорации.
......27
октября 2012 года подписан Указ Президента Российской Федерации № 1443 о
вхождении Военно-промышленной корпорации "НПО машиностроения" и передаче к
маю 2014 года 100 % акций ОАО "ВПК "НПО машиностроения“ в уставной капитал
корпорации "Тактическое ракетное вооружение".
За годы руководства заводом,
Леонид Алексеевич Гуськов
зарекомендовал себя
как опытнейший руководитель
и компетентный специалист, требовательный
к себе
и к подчинённым, крупный организатор
и новатор производства, с которым связаны
серьёзные структурные преобразования завода, деятельность которого
была
переориентирована с производства авиационной техники на
изготовление ракет,
что и определило специализацию объединения на много лет вперёд.
-
-
Талант руководителя производства позволил предприятию преодолевать
сложности
связанные с исключительным напряжением сил всех работающих на
заводе, а также в
условиях тесно кооперации заниматься оснащением, изготовлением
и приобретением
оборудования
и инструмента, средств механизации; организацией
командировок
инженеров
и рабочих ведущих профессий
с целью изучения опыта работы
на заводах
Перми, Омска, Днепропетровска
(ныне
- Днепр)
и Москвы, в том числе -
для участия
в испытаниях
и пусках изделий
на ракетных полигонах
и космодромах.
При нём было организовано серийное производство: многоцелевых
вертолётов Ми-1
разработанных
в Особом конструкторском
бюро М.Л. Миля,
учебных планеров А-1 и
лёгкого многоцелевого самолёта Ан-2 Конструкторского бюро
О.К. Антонова,
десантных планеров Ц-25 конструктора
П.В. Цыбина
и Як-14 конструкции
А.С. Яковлева,
самолёта По-2
в санитарном
и пассажирском вариантах
Конструкторского бюро
Н.Н. Поликарпова;
шло
освоение
и выпуск штурмовиков-
бомбардировщиков Ил-10М Конструкторского бюро
С.В. Ильюшина.
В 1957-1958 годах, на заводе
в Оренбурге был успешно освоен
и обеспечен серийный
выпуск крылатых ракет воздушного базирования ракетных комплексов К-10
("Комета-10")
конструкции Конструкторского
бюро
под руководством
А.Я. Березняка.
Под руководством
Л.А. Гуськова,
Оренбургский машиностроительный завод
выполнял
заказы
на производство:
жидкостных одноступенчатых баллистических ракет на
долгохранимых компонентах топлива Р-11/Р-11М
(8А61/8К11,
"Шквал")
разработанных
под руководством
С.П. Королёва
и
М.К. Янгеля;
жидкостных
одноступенчатых баллистических ракет средней дальности наземного базирования
Р-12 (8К63;
ОКБ-585
под руководством
М.К. Янгеля);
жидкостных
двухступенчатых
межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования УР-100
(8К84),
УР-100К
(15А20),
УР-100Н
(15А30)
и крылатых противокорабельных ракет "Малахит"
(4К85)
конструкции ОКБ-52
В.Н. Челомея,
узлов и агрегатов
для пилотируемых
космических кораблей, автоматических космических станций "Луна",
"Марс"
и "Венера"
созданных
под руководством
Г.Н. Бабакина
на Машиностроительном заводе имени
С.А. Лавочкина; был освоен целый ряд других современных
и технически
сложных
изделий.
Также Л.А.
Гуськову принадлежит
заслуга в
создании целого ряда объектов
соцкультбыта и строительства жилого массива для работников
завода.
Обладавший огромным жизненным опытом, проницательным умом и
деятельной душой,
Леонид Алексеевич
пользовался огромным
авторитетом и уважением у заводчан
и жителей города Оренбурга.
При
Л.А. Гуськове,
(за
успешное выполнение заданий Правительства по организацию
производства и созданию специальной и новой техники)
завод
был
дважды
награждён
Высокими Государственными наградами: ордером Трудового Красного
Знамени
(17
июня 1961 года)
и орденом Ленина
(18
января 1971 года).
В октябре 1972 года,
Гуськов Леонид Алексеевич
был переведён
в Москву, где работал
инженером
в Главном управлении Министерства общего машиностроения СССР, а
с ноября 1973 года, являлся Главным инженером Конструкторского бюро
"Салют"
(с
1993 года - в составе Государственного космического
научно-производственного
центра имени М.В. Хруничева),
где был создан
ряд уникальных изделий, среди
которых: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными
баллистическими
ракетами; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель тяжёлого
класса
"Протон"; транспортные космические снабжения
(ТКС)
20-тонного класса "Космос -
929", "Космос -
1267", "Космос - 1443", "Космос - 1686", работавшие
в составе
пилотируемого комплекса "Салют-7" - "Союз Т"
и послужившие основой
для создания
модулей долговременной орбитальной станции "Мир": "Квант",
"Квант-2", "Кристалл",
"Спектр", "Природа", а также динамического макета
(ДМ)
боевой лазерной орбитальной
платформы "Скиф" ("Полюс")
ракетного космического комплекса сверхтяжёлого
класса "Энергия".
С марта 1988 года,
Леонид Алексеевич
находился на
заслуженном отдыхе.
Общественная и
партийно-политическая деятельность:
Гуськов Леонид
Алексеевич неоднократно
избирался членом бюро Оренбургского
областного комитета КПСС,
членом ЦК Компартии Узбекистана
(в
1952 году),
Депутатом Верховного Совета Узбекской ССР.
Он был Делегатом XXII и XXIV съездов КПСС (с
17 по 31 октября 1961 года
и с 30 марта по 9 апреля 1971 года, соответственно).
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 222/591
от 16 сентября
1945 года,
"За успешное
выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолётов",
Начальник цеха Завода № 84 Народного
комиссариата авиационной промышленности
Гуськов Леонид Алексеевич
был награждён
орденом
Ленина.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 253/29
от
17 июня 1961 года
(с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство",
Директор завода № 47 Оренбургского Совета народного хозяйства
Гуськов
Леонид
Алексеевич
был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему
ордена Ленина (№
344966)
и Золотой медали "Серп и
Молот"
(№
9964).
-
увеличить фото
-
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от
29 августа 1969 года
(с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
выполнение заданий Правительства СССР по
созданию
новой техники",
Директор Оренбургского Машиностроительного
завода Министерства
общего машиностроения СССР
Гуськов Леонид
Алексеевич
был
награждён орденом
Ленина.
Он
также был награждён
орденами: Октябрьской
Революции (08.10.
1985),
Трудового Красного Знамени
(12.08.
1976),
"Знак Почета" (10.07.
1943);
медалями:
"За доблестный труд во время Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05. 1945),
"За оборону Москвы"
(01.05. 1944),
"За трудовую
доблесть.
В ознаменование 100-летия со дня рождения
В.И. Ленина"
(1970),
"Ветеран труда",
"В Память 800-летия Москвы" (1947).
Решением
Оренбургского Городского Совета № 423 от 10 мая 2012 года,
Гуськову
Леониду Алексеевичу было
посмертно присвоено звание Почетного гражданина
города Оренбурга.
- |