-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Герой Социалистического Труда;
Главный инженер,
Директор Ташкентского завода № 84
Министерства авиационной
промышленности СССР
;
Директор завода № 47 Министерства
авиационной промышленности СССР
(Оренбургского машиностроительного завода
Министерства общего машиностроения СССР)
;
инженер Главного управления
Министерства общего машиностроения СССР
;
Главный инженер Конструкторского
бюро "Салют" Министерства общего
машиностроения СССР
;
организатор производства авиационной
и ракетно-космической техники

 
-
-
     
 

-
Леонид Алексеевич Гуськов родился 10 (23) марта 1912 года в селе Люблино
Московской губернии в рабочей семье
.

Историческая справка:
.....В 1925 году, село Люблино получило статус посёлка городского типа.
.....14 января 1929 года, в ходе укрупнения единиц административного-территориального деления РСФСР была образована Центрально-Промышленная область. Через несколько месяцев после учреждения, 3 июня, область была переименована в Московскую.
.....12 июля 1929 года, посёлок Люблино ставший городом вошёл в состав Нообразованного Ленинского района Московской области.
.....В августе 1960 года, Люблино вошло в состав Москвы (в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги  долгое время являющейся официально границе Москвы - прим.), в составе Ждановского района.
.....В 1969 году, из Ждановского района выделились Люблинский и Волгоградский районы. В 1991 году в Москве осуществлена масштабная муниципальная реформа: деление Москвы на районы было прекращено, микрорайоны образовавшие эти районы получили статус муниципальных районов, которые, в свою очередь, были объединены в административные округа.
.....В частности, территория бывшего посёлка городского типа Люблино поделена между районами Люблино и Печатники. А Люблинский район поделён на муниципальные округа в составе Юго-Восточного административного округа: Люблино, Капотня, Текстильщики, Печатники, Марьино и Кузьминки.

В 1927 году, Леонид Гуськов окончил рабфак при Московском Высшем техническом
училище
и
начал свою трудовую деятельность столяром на Вагоноремонтном заводе
имени В.Е. Войтовича
в Москве.

Историческая справка:
......
В 1930-1943 годах - Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана
.
......В 1943-1989 годах - Московское Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана (МВТУ имени Н.Э. Баумана)
; с 1989 года - Московский Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ имени Н.Э. Баумана).

В декабре 1930 года, Л.А. Гуськов поступил на Дирижаблестроительный факультет
Московского Авиационного института
, который Решением Коллегии Главного
управления Гражданского воздушного флота
от 25 ноября 1932 года, был
реорганизован
в Московский Дирижаблестроительный институт.

Историческая справка:
......4 апреля 1933 года, на основании Постановления Коллегии Аэрофлота СССР, был создан Дирижаблестроительный учебный комбинат путём, слияния Московского Дирижаблестроительного института, Факультета дирижаблестроения Ленинградского учебного комбината Гражданского воздушного флота и Воздухоплавательной школы Дирижаблестроя.
......Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 2 июля 1933 года
, Московский Дирижаблестроительный учебный комбинат был сохранён в системе Главного управления Гражданского воздушного флота.
......Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 20 сентября 1935 года, Московскому
Дирижаблестроительному учебному комбинату было присвоено имя К.Э. Циолковского
.
......Решением Совета Народных комиссаров СССР № УД-200-1 от 8 мая 1939 года, Московский Дирижаблестроительный учебный комбинат имени К.Э. Циолковского реорганизован в Московский
институт инженеров Гражданского воздушного флота имени К.Э. Циолковского
.

......Постановлением ЦК ВКП(б) и
Совета Народных комиссаров СССР № 1050 от 17 июня 1940 года, Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота имени К.Э. Циолковского был передан в подчинение Народного комиссариата авиационной промышленности СССР и преобразован в Московский Авиационный технологический институт без сохранения имени К.Э. Циолковского.
......Постановлением Совета Министров РСФСР № 478 от 10 сентября 1973 года и Приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 399 от 17 сентября 1973 года
, Московскому Авиационному технологическому институту присвоено имя К.Э. Циолковского.
......Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1691-р от 11 сентября 1992 года
, Решением Коллегии комитета по высшей школе при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 8/2 от 22 сентября 1992 года и Приказом Министра науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 52 от 10 марта 1993 года  о переименовании Московский Авиационный технологический институт имени К.Э. Циолковского преобразован в Московский Государственный авиационный технологический университет имени К.Э. Циолковского.
......Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 1216 от 11 июля 1996 года
, Московский Государственный авиационный технологический университет имени К.Э. Циолковского получил статус Российского университета и ему установлено наименование "МАТИ" - Российский Государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (сокращенно - МАТИ).

Окончив институт по специальности "инженер-механик по дирижаблестроению", с января
по октябрь 1936 года,
Гуськов Леонид Алексеевич работал инженером-конструктором
Опытного завода № 185
(Завода опытного машиностроения имени С.М. Кирова
в Ленинграде; ныне – город Санкт-Петербург).

С октября 1936 года по июль 1938 года он работал в городе
Химки Московской области,
на
Авиационном заводе № 84 Гражданского воздушного флота:
инженером-конструктором, затем - Начальником бригады завода.

С июля 1938 года по август 1939 года, по линии Народного Комиссариата оборонной
промышленности СССР
,
Л.А. Гуськов находился в служебной командировке в США
на авиационном заводе Дугласа
(город Санта-Моника, штат Калифорния).

По возвращении в СССР, с августа 1939 года он вновь трудился
в городе Химки
Московской области
, на
Авиационном заводе № 84 Гражданского воздушного
флота
.

С началом Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, вместе с заводом
Леонид Алексеевич был эвакуирован в столицу Узбекской ССР (ныне - Республики
Узбекистан
) - город Ташкент, где работал
Начальником бригады, заместителем
Начальника
, Начальником сборочного цеха № 30
(с декабря 1946 года по июль
1947 года
) и участвовал в производстве пассажирского и военно-транспортного
самолёта средней дальности Ли-2
, созданного на основе американского
самолёта DC-3
.
-

-
С июля 1947 года, он являлся Начальником производственно-технического отдела
Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР
.

С августа 1948 года,
Гуськов Леонид Алексеевич вновь работал на Ташкентском
авиационном заводе № 84
в должности Главного инженера, а в 1950 году он был
назначен
на должность Директора этого предприятия.

16 июня 1955 года,
Л.А. Гуськов был назначен на должность Директора завода № 47
Министерства авиационной промышленности СССР
.
Руководил он этим предприятием до 16 октября 1972 года.

Историческая справка:
......В октябре 1961 года, завод №47 был переименован в Оренбургский машиностроительный завод.
......6 марта 1966 года, после прекращения деятельности Советов Народного хозяйства и передачи их функций во вновь созданные оборонные промышленные министерства, Оренбургский машиностроительный завод был передан в подчинение Первого Главного управления Министерства общего машиностроения СССР.
......Приказом Министра общего машиностроения СССР № 185 от 16 апреля 1986 года, на базе Оренбургского машиностроительного завода, было образовано Производственное объединение "Стрела".
......В 1999 году,  Производственное объединение "Стрела" было преобразовано в Федеральное Государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Стрела"".
......В 2006 году, Федеральное Государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Стрела"" было преобразовано в Открытое Акционерное общество (ОАО "ПО "Стрела").
......В 2015 году, Открытое Акционерное общество "Производственное объединение "Стрела" было преобразовано в Акционерное общество (АО "ПО "Стрела").
......Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1161 "Об открытом Акционерном обществе "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 865 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004  года № 1161 "Об открытом акционером обществе "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"", Акционерное общество "Производственное объединение "Стрела" входит в состав это корпорации.
......27 октября 2012 года подписан Указ Президента Российской Федерации № 1443 о вхождении Военно-промышленной корпорации "НПО машиностроения" и передаче к маю 2014 года 100 % акций ОАО "ВПК "НПО машиностроения“ в уставной капитал корпорации "Тактическое ракетное вооружение".

За годы руководства заводом, Леонид Алексеевич Гуськов зарекомендовал себя
как опытнейший руководитель и компетентный специалист, требовательный к себе
и к подчинённым, крупный организатор и новатор производства, с которым связаны
серьёзные структурные преобразования завода
, деятельность которого была
переориентирована
с производства авиационной техники на изготовление ракет,
что и определило специализацию объединения на много лет вперёд.
-

-
Талант руководителя производства позволил предприятию преодолевать сложности
связанные
с исключительным напряжением сил всех работающих на заводе, а также в
условиях тесно кооперации заниматься оснащением, изготовлением и приобретением
оборудования
и инструмента, средств механизации; организацией командировок
инженеров
и рабочих ведущих профессий с целью изучения опыта работы на заводах
Перми
, Омска, Днепропетровска
(ныне - Днепр) и Москвы, в том числе - для участия
в испытаниях и пусках изделий на ракетных полигонах и космодромах.

При нём было организовано серийное производство: многоцелевых вертолётов Ми-1
разработанных в Особом конструкторском бюро М.Л. Миля, учебных планеров А-1 и
лёгкого многоцелевого самолёта Ан-2 Конструкторского бюро
О.К. Антонова,
десантных планеров Ц-25 конструктора
П.В. Цыбина и Як-14 конструкции
А.С. Яковлева, самолёта По-2 в санитарном и пассажирском вариантах
Конструкторского бюро
Н.Н. Поликарпова; шло освоение и выпуск штурмовиков-
бомбардировщиков Ил-10М Конструкторского бюро
С.В. Ильюшина.

В 1957-1958 годах, на заводе в Оренбурге был успешно освоен и обеспечен серийный
выпуск крылатых ракет воздушного базирования ракетных комплексов К-10
("Комета-10") конструкции Конструкторского бюро под руководством
А.Я. Березняка.

Под руководством
Л.А. Гуськова, Оренбургский машиностроительный завод выполнял
заказы
на производство: жидкостных одноступенчатых баллистических ракет на
долгохранимых компонентах топлива Р-11/Р-11М
(8А61/8К11, "Шквал")
разработанных
под руководством С.П. Королёва и М.К. Янгеля; жидкостных
одноступенчатых баллистических ракет средней дальности наземного базирования
Р-12
(8К63
; ОКБ-585 под руководством М.К. Янгеля); жидкостных двухступенчатых
межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования УР-100
(8К84
),
УР-100К (15А20), УР-100Н (15А30) и крылатых противокорабельных ракет "Малахит"
(4К85) конструкции ОКБ-52 В.Н. Челомея, узлов и агрегатов для пилотируемых
космических кораблей
, автоматических космических станций "Луна", "Марс" и "Венера"
созданных
под руководством
Г.Н. Бабакина на Машиностроительном заводе имени
С.А. Лавочкина
; был освоен целый ряд других современных и технически
сложных изделий
.

 Также
Л.А. Гуськову принадлежит заслуга в создании целого ряда объектов
соцкультбыта
и строительства жилого массива для работников завода.
Обладавший огромным жизненным опытом
, проницательным умом и деятельной душой,
Леонид Алексеевич пользовался огромным авторитетом и уважением у заводчан
и жителей города Оренбурга.

При Л.А. Гуськове, (за успешное выполнение заданий Правительства по  организацию
производства и созданию специальной и новой техники
)
завод был дважды награждён
Высокими Государственными наградами:  ордером Трудового Красного Знамени
(
17 июня 1961 года) и орденом Ленина (18 января 1971 года).

В октябре 1972 года,
Гуськов Леонид Алексеевич был переведён в Москву, где работал
инженером
в Главном управлении Министерства общего машиностроения СССР, а
с ноября 1973 года, являлся Главным инженером Конструкторского бюро "Салют"
(с 1993 года  - в составе Государственного космического научно-производственного
центра имени М.В. Хруничева
), где был создан ряд уникальных изделий, среди
которых
: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими
ракетами
; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель тяжёлого класса
"Протон"
; транспортные космические снабжения
(ТКС) 20-тонного класса "Космос -
929"
, "Космос - 1267", "Космос - 1443", "Космос - 1686", работавшие в составе
пилотируемого комплекса "Салют-7" - "Союз Т"
и послужившие основой для создания
модулей долговременной орбитальной станции "Мир"
"Квант", "Квант-2", "Кристалл",
"Спектр", "Природа", а также динамического макета
(ДМ) боевой лазерной орбитальной
платформы "Скиф"
("Полюс") ракетного космического комплекса сверхтяжёлого
класса "Энергия"
.

С марта 1988 года,
Леонид Алексеевич находился на заслуженном отдыхе.

Общественная и партийно-политическая деятельность:
Гуськов Леонид Алексеевич неоднократно избирался членом бюро Оренбургского
областного комитета КПСС
, членом ЦК Компартии Узбекистана (в 1952 году),
Депутатом Верховного Совета Узбекской ССР.

Он был Делегатом XXII
и XXIV съездов КПСС
 (с 17 по 31 октября 1961 года
и с 30 марта по 9 апреля 1971 года, соответственно
).

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 222/591 от 16 сентября 1945 года,
"За успешное выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолётов",
Начальник цеха Завода № 84 Народного комиссариата авиационной промышленности
Гуськов Леонид Алексеевич был награждён орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/29 от 17 июня 1961 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство"
,
Директор завода № 47 Оренбургского Совета народного хозяйства Гуськов Леонид
Алексеевич
был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ему
ордена Ленина
(
344966) и Золотой медали "Серп и Молот" ( 9964).
-
(увеличить фото) После вручения Правительственных наград (24 июня 1961 года; фотография из архива Лаврова Петра Святославовича)
 увеличить фото
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1969 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За выполнение заданий Правительства СССР по
созданию новой техники"
, Директор Оренбургского Машиностроительного
завода Министерства общего машиностроения СССР
Гуськов Леонид Алексеевич
был награждён орденом Ленина.

Он также был награждён орденами: Октябрьской Революции (08.10. 1985),
Трудового Красного Знамени
(12.08. 1976), "Знак Почета" (10.07. 1943); медалями:
"За доблестный труд во время Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"

(09.05. 1945),
"За оборону Москвы" (01.05. 1944), "За трудовую доблесть.
В ознаменование 100-летия со дня рождения
В.И. Ленина" (1970),
"Ветеран труда", "В Память 800-летия Москвы" (1947).

Решением Оренбургского Городского Совета № 423 от 10 мая 2012 года, Гуськову
Леониду Алексеевичу
было посмертно присвоено звание Почетного гражданина
города Оренбурга
.
-

 

-

 

-
Выдающийся руководитель и организатор производства авиационной
и ракетно-космической техники
Леонид Алексеевич Гуськов скончался
11 августа 1995 года
.

-
Похоронен он в Москве на Ваганьковском кладбище (уч № 43)
,
рядом с сыном.

-
(увеличить фото) г. Москва, Ваганьковское кладбище (уч. № 43). Надгробие на могилах Л.А. Гуськова и его супруги (июнь 2013 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
Имя Гуськова Леонида Алексеевича - Директора Оренбургского Машиностроительного
завода
(с 1955-го по 1972 год) присвоено в 2009 году Парку расположенному
в городе Оренбурге
, на пересечении Проспекта Победы и улицы Монтажников
(через дорогу от завода - прим.), высаженному в 1960-1970 годах
рабочими
предприятия.
В честь этого события, в Парке установлен Памятный камень.
-
(увеличить фото) г. Оренбург. Парк на пересечении Проспекта Победы и улицы Монтажников. Памятный камень установленный в честь присвоения (в 2009 году) Парку имени Гуськова Леонида Алексеевича - Директора Оренбургского Машиностроительного завода (с 1955-го по 1972 год) (фотография из статьи "Парк Гуськова (Оренбург, Проспект Победы" (сайт "Green Expedition. Интересные места и достопримечательности")
 увеличить фото

информация из статьи
"Парк Гуськова
(Оренбург, Проспект Победы"

(сайт
"Green Expedition.
Интересные места и
достопримечательности"
)
:
-
(открыть ссылку) Статья "Парк Гуськова (Оренбург, Проспект Победы" (сайт "Green Expedition. Интересные места и достопримечательности")
 открыть ссылку
-

 

-

 

---
При создании страницы использованы:
текст биографии Гуськова Леонида Алексеевича
опубликованный в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
год)
:
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

-
на сайте международного
патриотического интернет-проекта

"Герои страны":
5
(открыть ссылку) Биография Л.А. Гуськова опубликованный на сайте международного патриотического интернет-проекта "Герои страны"
 открыть ссылку
-
статья
"Почётному гражданину города Оренбурга
Гуськову Леониду Алексеевичу 23 марта 2023 года
исполнилось 111 лет со дня рождения"
(сайт "Архив города Оренбурга"):
-
(открыть ссылку) Статья "Почётному гражданину города Оренбурга Гуськову Леониду Алексеевичу 23 марта 2023 года исполнилось 111 лет со дня рождения" (сайт "Архив города Оренбурга")
 открыть ссылку
-
статья
"Акционерное общество "Производственное
объединение "Стрела"
. История предприятия"
:

(открыть ссылку) Статья "Акционерное общество "Производственное объединение "Стрела". История предприятия"
 открыть ссылку
-
статья
"Государственный космический научно-производственный
центр имени М.В. Хруничева
. Конструкторское бюро “Салют”"
:
-
(открыть ссылку) Статья "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Конструкторское бюро “Салют”"
 открыть ссылку
-
материалы сайта "ПОДВИГ НАРОДА":
-
(открыть ссылку) Сайт "Подвиг народа". Гуськов Леонид Алексеевич
 открыть ссылку
-

 

-

 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
Кандидату исторических наук,

полковнику запаса
и
Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 

-