-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Директор Куйбышевского завода
№ 24 имени М.В. Фрунзе Народного
комиссариата авиационной
промышленности СССР
;
Директор Московского (в годы Великой
Отечественной войны - Омского)
завода № 20 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
;
Директор Омского моторостроительного
завода № 29 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
;
заместитель Министра
авиационной промышленности СССР
;
Председатель Совета народного
хозяйства Куйбышевского экономического
административного района
;
Начальник отдела Государственного
планового комитета Совета Министров СССР
(Госплана СССР)
;
Начальник отдела Министерства
авиационной промышленности СССР
;
генерал-майор в отставке

 

 
-
-
     
 

-
Иван Тимофеевич Борисов родился 12 (24) февраля 1905 года (по наградным
документам
, 1903 года - прим.) в деревне Урвань Ардатовского уезда
Нижегородской губернии
, в крестьянской семье.

-
Историческая справка
:
.....14 января 1929 года Ардатовский уезд Нижегородской губернии были преобразованы в одноимённый район в составе Нижегородской области
.
.....15 июля 1929 года территория области вошла в состав вновь созданного Нижегородского края с административным центром в городе Нижний Новгород.
.....7 октября 1932 года в связи с переименованием Нижнего Новгорода в Горький, Нижегородский край переименован в Горьковский.
.....5 декабря 1936 года, в связи с разделением Горьковского края на области, была образована Горьковская область.
.....22 октября 1990 года, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР, и в связи с возвращением городу Горькому исторического названия - Нижний Новгород, Горьковская область была переименована в Нижегородскую.

-
В 1934 году И.Т. Борисов окончил Московский механико-машиностроительный институт
имени Н.Э. Баумана
(
в 1943-1989 годах - Московское Высшее техническое училище
(МВТУ) имени Н. Э. Баумана; с 1989 года по настоящее время - Московский Государственный технический университет (МГТУ) имени Н. Э. Баумана).

По окончании училища, он трудился на заводе № 24 имени М.В. Фрунзе Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР
(
ныне - в составе Публичного
акционерного общества "Кузнецов"
, город Самара
), в должностях механика, инженера, затем - Начальника цеха и Главного инженера.

Приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР от 9 декабря
1937 года,
Иван Тимофеевич Борисов был назначен на должность Директора завода.
В период его руководства предприятие занималось производством поршневой
авиационного двигателя АМ-34
с водяным охлаждением, разработанного под
руководством
Александра Александровича Микулина который впоследствии
был испытан
на многоцелевом одномоторном самолёте Р-5 конструкции Николая
Николаевича Поликарпова
и на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3 (известном как
АНТ-6
) конструкции  
Андрея Николаевича Туполева, а также - поршневого авиационного
двигателя М-23
(НАМИ-65) разработанного под руководством Владимира Антоновича
Доллежаля
для лёгких самолётов АИР-2 "Пионер" и АИР-4 (самолёта связи).

Приказом Народного комиссара авиационной промышленности № 16/к от 13 января
1939 года,
И.Т. Борисов был освобождён от обязанностей Директора завода № 24,
как допустившего
"нарушения сметно-финансовой дисциплины на заводе"
со стороны своих заместителей и сотрудников заводоуправления.
Абсурдность обвинения была очевидна
, иначе как объяснить факт назначения
Ивана Тимофеевича Борисова (Приказом того же Наркомата) - Директором
Московского завода № 20
, причём через через семь дней (!) - 20 января 1939 года.

С 1938 года основной продукцией завода в предвоенный период стали агрегаты:
водяные насосы ВНМ-17, ВНШ-2, ВНАМ-35; маслонасосы МШ-2, МШ-8, МНМ-11,
МНАМ-35, МК-1; бензонасосы БНК-10, БНК-12А, БК-1; помпы "88р"; маслофильтры
МФМ-25
; регуляторы оборотов воздушного винта Р-2, Р-7; клапаны и поршневые кольца для авиационных двигателей.


После начала Великой Отечественной войны и битвы за Москву, в связи
с Постановлением Государственного комитета обороны СССР № 741с от 8 октября
1941 года и Приказами ГКО № 660сс от 9 июля 1941 года и № 1053сс от 9 октября
1941 года, завод № 20 был эвакуирован в город Омск на площадку своего филиала,
складов Сибирского военного округа № 25 и площадку завода № 495 Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР
.
Здесь Приказом № 1093с Наркомата авиационной промышленности СССР
от 4 ноября
1941 года, завод № 20 был объединён с заводом № 495 в единый
завод № 20 НКАП СССР
(ныне - Открытое Акционерное общество
"Высокие Технологии"
).
В Омск прибыло 13 эшелонов с 889-ю единицами оборудования, приехало
4 850 человек, в том числе 1895 рабочих.
За несколько недель был произведён монтаж прибывшего оборудования, был
проделан такой объём работы
, на который в мирное время потребовалось
бы
не менее года.
По решению Государственного комитета обороны на объединенном предприятии, было
налажено массовое производство донной части реактивных снарядов
для ставших
легендарными гвардейских миномётов БМ-13 "Катюша"
, корпусов
(диаметром -
82 миллиметра)
, топливных и масляных насосов для боевых самолётов
ЛА-5
, ЛА-7 и ПО-2.
И в этом несомненная заслуга Директора этого предприятия, инженера-полковника
Борисова Ивана Тимофеевича.
-

-
С 1942 года, он являлся Директором Омского моторостроительного завода № 29
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
, эвакуированного
согласно Постановления Государственного комитета обороны СССР № 457сс
от
11 августа 1941 года и Приказа Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР № 844сс
от 12 августа 1941 года на площадки авиационного завода № 166
и завода сельскохозяйственных машин имени В.В. Куйбышева.

С января 1943 года, завод под руководством
И.Т. Борисова занимался выполнением
задания Правительства - изготовлением мощного двигателя конструкции
Аркадия
Дмитриевича Швецова
АШ-82ФН
, предназначенного для истребителей Ла-5, Ла-7
конструкции
Семёна Алексеевича Лавочкина и бомбардировщиков Ту-2 конструкции
Андрея Николаевича Туполева и Пе-8 конструкции Владимира Михайловича Петлякова.
-

-
В послевоенный период все силы, знания и опыт
Иван Тимофеевич Борисов отдавал
увеличению выпуска качественной продукции
, дальнейшему техническому развитию завода.
При его непосредственном участии была проведена большая работа по перепланировке
производственных площадей
, цеха оснащены новой техникой.
На площадях, которые не так давно утопали в грязи, растянулись высокие асфальтовые
дороги
, в больших масштабах началось озеленение территории
.

С мая 1946 года,
Иван Тимофеевич продолжил работу в новообразованном
Министерстве авиационной промышленности
.

В 1954 году, И.Т. Борисов был назначен на должность заместителя Министра
авиационной промышленности СССР
.
-

-
С 29 мая 1957 года по ноябрь 1958 года, Иван Тимофеевич являлся Председателем
Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического
административного района
.
Деятельностью промышленности территориального комплекса Куйбышевского
экономического административного района руководили девять отраслевых
управлений Совнархоза
.
Авиационные заводы входили
в 4-е управление
(авиационной промышленности),
в состав которого вошло восемнадцать предприятий.
Работая
в этой должности,
Иван Тимофеевич Борисов вместе с Главным конструктором
ОКБ-1
Сергеем Павловичем Королёвым, Директором Государственного авиационного
Куйбышевского авиационного завода
 
Виктором Яковлевичем Литвиновым,
заместителем Главного конструктора ОКБ-1
Дмитрием Ильичём Козловым
(будущим Главным конструктором ЦСКБ "Прогресс) внёс огромный вклад
в
преобразование Куйбышевского авиазавода в Предприятие п/я № 208
(с 16 декабря
1961 года - завод "Прогресс"
), в организацию на этом предприятии серийного
производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7
и создании на их основе
ракеты-носителя Р-7
для вывода в космос космических аппаратов различного
назначения
, в том числе искусственных спутников, автоматических аппаратов
для исследований Луны, Венеры и Марса, пилотируемых космических кораблей.
Перепрофилирование предприятия потребовало коренной перестройки производства,
создания новых цехов и участков, проектирования и изготовления сложной оснастки,
переподготовки рабочих и инженерно-технических работников.
В наши дни это предприятие известно как Акционерное общество
"Ракетно-космический центр "Прогресс""
.

В ноябре 1958 года
И.Т. Борисов был переведён в Государственный плановый комитет
Совета Министров СССР
(Госплан СССР) и назначен на должность Начальника отдела оборонных отраслей промышленности, где курировал работы по созданию новых
видов вооружения
, производство авиационной и ракетно-космической техники.

Приказом Министра обороны СССР от 21 января 1971 года
, генерал-майор инженерно-
технической службы
Борисов Иван Тимофеевич был уволен из Вооружённых сил СССР

по выслуге лет.

 
С 1972 года и до ухода на залуженный отдых,
Иван Тимофеевич работал

в Министерстве авиационной промышленности в должности Начальника отдела.

И.Т. Борисов  - член ВКП(б) с 1930 года.

Он избирался Депутатом Верховного Совета СССР 5-го созыва.

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 217/90 от 29 апреля 1944 года,
"За выполнение заданий Правительства по производству моторов", Директор
завода № 29 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
Борисов Иван Тимофеевич был награждён орденом
Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 222/578 от 16 сентября 1945 года,
"За выполнение заданий Правительства по производству боевых самолётов, винтов
и агрегатного самолётного оборудования"
, Директор завода № 29 Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР
Борисов Иван Тимофеевич
был награждён орденом Кутузова II степени
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1954 года,
"За долголетнюю и безупречную службу в Вооружённых силах СССР",
инженер-полковник Борисов Иван Тимофеевич был награждён
медалью "За боевые заслуги".


Иван Тимофеевич был также награждён: орденом
Красной Звезды, двумя орденами
Трудового Красного Знамени
; медалями: "За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов"
,
"За воинскую доблесть. В ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
, "Двадцать лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов"
, "50 лет Вооруженных сил СССР",
"60 лет Вооруженных сил СССР", "Ветеран Вооруженных сил СССР"
и другими наградами
.

-

 

-

 

-
Выдающийся организатор авиационной и ракетно-космической промышленности
Иван Тимофеевич Борисов скончался 29 декабря 1994 года.
-
Похоронен он в Москве на Востряковском кладбище (уч. 17),
рядом с сыном и невесткой.

-
(увеличить фото) г. Москва, Востряковское кладбище (уч. № 17). Надгробие на могилах И.Т. Борисова и членов его семьи (сентябрь 2014 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

---
При создании страницы использованы:
материалы издания
"Первый пилотируемый полёт.
Российская космонавтика в архивных документах
"
(
сборник документов в двух книгах,
под редакцией В.А. Давыдова;
г. Москва, издательство "Родина МЕДИА",
2011 год):

--
(открыть ссылку) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга первая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год) (открыть ссылку) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга вторая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год)
 открыть ссылки
---
биография Борисова Ивана Тимофеевича
опубликованная на сайте

"Справочник по истории Коммунистической
партии и Советского Союза
. 1898 - 1991
"
:
-
(открыть ссылку) Биография Борисова Ивана Тимофеевича опубликованная на сайте "Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза. 1898 - 1991"
 открыть ссылку
---
статья
"ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА"
(официальный сайт филиала Омского моторостроительного
объединения имени П.И. Баранова
):

-
(открыть ссылку) Статья "Организующая роль Директора завода" (офицальный сайт филиала Омского моторостроительного объединения имени П.И. Баранова)
 открыть ссылку
---
статья
"Иван Тимофеевич Борисов.
Директор завода с 1941-го по 1943 год
"
(официальный сайт Открытого акционерного
общества "Высокие Технологии"
):

-
(открыть ссылку) Иван Тимофеевич Борисов. Директор завода с 1941-го по 1943 год (официальный сайт Открытого акционерного общества "Высокие Технологии")
 открыть ссылку
---
материалы интернет-проекта
"
Обронпром. Сайт по истории
оборонных предприятий СССР
":
---

(открыть ссылку) "Завод № 20 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, МАП, Омский агрегатный заводим. В.В. Куйбышева МАП, Г-4871, АООТ, ОАО «Омский агрегатный завод», ОАО «Акционерная компания (АК) «Омскагрегат»" (интернет-проект "Обронпром. Сайт по истории оборонных предприятий СССР")

(открыть ссылку) "Завод № 24 им. М.В. Фрунзе ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, МАП, МОП, п/я 32, Товарищество на вере 1-го Рижского трансмиссионного, машиностроительного и чугунолитейного завода «Мотор», Механический завод Товарищества «Мотор», Завод № 4 ВСНХ, Государственный авиазавод № 4 (ГАЗ-4) «Мотор» им. М.В. Фрунзе ВСНХ, Завод им. М.В. Фрунзе, Куйбышевский моторостроительный завод им. М.В. Фрунзе МАП, Куйбышевское моторостроительное ПО им. М.В. Фрунзе МАП, Куйбышевское НПО им. М.В. Фрунзе, А-7495, Самарское МПО им. М.В. Фрунзе, ОАО «Моторостроитель» ФКА" (интернет-проект "Обронпром. Сайт по истории оборонных предприятий СССР")

(открыть ссылку) "Завод № 29 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, МАП, МОП, Завод ДЕКА, Завод № 9 «Большевик» ВСНХ, Государственный авиационный завод № 9 (ГАЗ-9) «Большевик» ВСНХ, Омский моторостроительный завод (ОМЗ) им. П.И. Баранова МАП, п/я 64, Омское моторостроительное ПО им. П.И. Баранова МАП, А-3573, Омский авиадвигателестроительный комплекс, ФГУП «Омское моторостроительное объединение (ОМО) им. Баранова», ФГУП «Омское моторостроительное предприятие им. П.И. Баранова» (ОМПБ)" (интернет-проект "Обронпром. Сайт по истории оборонных предприятий СССР")

---
статья
"Ровесник отечественного авиапрома"
(глава 5; автор - Емельянов Сергей Николаевич;
сайт "Проза.ру")
:

-
(открыть ссылку) Статья "Ровесник отечественного авиапрома" (глава 5; автор - Емельянов Сергей Николаевич; сайт "Проза.ру")
 открыть ссылку
---
"Советская авиапромышленность
накануне Великой Отечественной войны"
(
автор - Кандидат исторических наук Михаил Мухин;
журнал "История авиации"; №1, 2004 год):
---
(открыть ссылку) "Советская авиапромышленность накануне Великой Отечественной войны" (автор - Кандидат исторических наук Михаил Мухин; журнал "История авиации"; №1, 2004 год)
 открыть ссылку
--

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
Кандидату исторических наук -

за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-