-
Иван
Тимофеевич Борисов родился 12
(24)
февраля 1905 года (по
наградным
документам,
1903 года
- прим.)
в
деревне Урвань Ардатовского уезда
Нижегородской губернии, в крестьянской семье.
-
Историческая справка:
.....14
января 1929 года Ардатовский уезд Нижегородской губернии были
преобразованы в одноимённый район в составе Нижегородской
области.
.....15
июля 1929 года территория области вошла в состав вновь
созданного Нижегородского края с административным центром в
городе Нижний Новгород.
.....7
октября 1932 года в связи с переименованием Нижнего Новгорода в
Горький, Нижегородский край переименован в Горьковский.
.....5
декабря 1936 года,
в связи с разделением Горьковского края на области, была
образована
Горьковская область.
.....22
октября 1990 года,
на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР,
и в связи с возвращением городу Горькому исторического названия
- Нижний Новгород,
Горьковская область была переименована в Нижегородскую.
-
В 1934 году
И.Т. Борисов
окончил Московский механико-машиностроительный институт
имени Н.Э. Баумана (в
1943-1989 годах
- Московское Высшее техническое училище
(МВТУ)
имени Н. Э. Баумана; с 1989 года по настоящее время -
Московский Государственный технический университет
(МГТУ)
имени Н. Э. Баумана).
По
окончании училища,
он трудился
на
заводе
№ 24 имени М.В. Фрунзе Народного
комиссариата авиационной
промышленности
СССР (ныне
- в
составе Публичного
акционерного общества "Кузнецов",
город Самара),
в должностях механика, инженера, затем -
Начальника цеха
и Главного инженера.
Приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР
от 9 декабря
1937 года,
Иван Тимофеевич Борисов
был назначен
на
должность Директора завода.
В
период его руководства предприятие занималось производством
поршневой
авиационного двигателя АМ-34
с
водяным охлаждением,
разработанного
под
руководством Александра
Александровича Микулина
который впоследствии
был испытан
на
многоцелевом
одномоторном самолёте Р-5 конструкции
Николая
Николаевича Поликарпова
и на
тяжёлом
бомбардировщике ТБ-3
(известном
как
АНТ-6)
конструкции
Андрея Николаевича Туполева,
а также -
поршневого авиационного
двигателя М-23
(НАМИ-65)
разработанного
под
руководством
Владимира Антоновича
Доллежаля
для
лёгких самолётов АИР-2 "Пионер"
и
АИР-4
(самолёта
связи).
Приказом Народного комиссара авиационной промышленности №
16/к от 13 января
1939 года, И.Т. Борисов
был освобождён
от обязанностей Директора завода № 24,
как допустившего
"нарушения сметно-финансовой дисциплины на заводе"
со стороны своих заместителей и
сотрудников заводоуправления.
Абсурдность обвинения была очевидна, иначе как объяснить
факт назначения
Ивана Тимофеевича Борисова
(Приказом
того же Наркомата)
- Директором
Московского завода № 20,
причём через через семь дней
(!)
- 20 января 1939 года.
С 1938 года основной продукцией завода в предвоенный
период стали агрегаты:
водяные насосы ВНМ-17, ВНШ-2, ВНАМ-35;
маслонасосы МШ-2, МШ-8, МНМ-11,
МНАМ-35, МК-1; бензонасосы БНК-10,
БНК-12А, БК-1; помпы "88р"; маслофильтры
МФМ-25; регуляторы оборотов воздушного винта Р-2,
Р-7; клапаны и поршневые кольца для
авиационных двигателей.
После начала Великой Отечественной войны и битвы
за Москву, в связи
с Постановлением Государственного комитета обороны СССР №
741с от 8 октября
1941 года и Приказами ГКО № 660сс от 9 июля 1941 года и
№ 1053сс от 9 октября
1941 года, завод № 20 был эвакуирован в город Омск
на площадку своего филиала,
складов Сибирского военного округа № 25 и площадку
завода № 495 Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР.
Здесь Приказом № 1093с Наркомата авиационной промышленности СССР
от 4 ноября
1941 года, завод № 20 был объединён с заводом № 495
в единый
завод № 20 НКАП СССР (ныне
- Открытое Акционерное общество
"Высокие Технологии").
В
Омск прибыло 13 эшелонов
с
889-ю единицами оборудования,
приехало
4 850 человек,
в
том числе
1895 рабочих.
За
несколько недель был произведён монтаж прибывшего оборудования,
был
проделан такой объём работы, на
который
в
мирное время потребовалось
бы
не
менее года.
По
решению Государственного комитета обороны
на
объединенном предприятии,
было
налажено массовое производство донной части реактивных снарядов
для
ставших
легендарными гвардейских миномётов БМ-13 "Катюша",
корпусов (диаметром
-
82 миллиметра),
топливных
и
масляных насосов
для
боевых самолётов
ЛА-5,
ЛА-7
и
ПО-2.
И в этом несомненная заслуга Директора этого предприятия,
инженера-полковника
Борисова Ивана Тимофеевича.
-
-
С 1942 года, он являлся
Директором Омского моторостроительного завода № 29
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР,
эвакуированного
согласно Постановления Государственного комитета обороны СССР №
457сс от
11 августа 1941 года и Приказа Народного комиссариата
авиационной промышленности
СССР № 844сс от 12 августа 1941 года на площадки
авиационного завода № 166
и завода сельскохозяйственных машин имени В.В. Куйбышева.
С января 1943 года, завод под руководством
И.Т. Борисова
занимался выполнением
задания Правительства - изготовлением мощного двигателя
конструкции Аркадия
Дмитриевича Швецова
АШ-82ФН,
предназначенного для истребителей Ла-5, Ла-7
конструкции
Семёна Алексеевича Лавочкина
и бомбардировщиков Ту-2 конструкции
Андрея Николаевича Туполева
и Пе-8 конструкции
Владимира Михайловича Петлякова.
-
-
В послевоенный период все силы, знания и опыт
Иван Тимофеевич Борисов
отдавал
увеличению выпуска качественной продукции, дальнейшему
техническому развитию завода.
При его непосредственном участии была проведена большая
работа по перепланировке
производственных площадей, цеха оснащены новой техникой.
На площадях, которые не так давно утопали
в грязи, растянулись высокие асфальтовые
дороги, в больших масштабах началось озеленение
территории.
С мая 1946 года, Иван Тимофеевич
продолжил работу
в новообразованном
Министерстве авиационной промышленности.
В 1954 году,
И.Т. Борисов
был назначен на
должность заместителя Министра
авиационной промышленности СССР.
-
-
С 29 мая 1957 года по ноябрь 1958 года,
Иван Тимофеевич
являлся Председателем
Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического
административного района.
Деятельностью промышленности территориального комплекса
Куйбышевского
экономического административного района руководили девять
отраслевых
управлений Совнархоза.
Авиационные заводы входили
в
4-е управление
(авиационной
промышленности),
в
состав которого вошло восемнадцать предприятий.
Работая
в
этой должности, Иван
Тимофеевич Борисов вместе
с
Главным конструктором
ОКБ-1
Сергеем Павловичем Королёвым,
Директором Государственного авиационного
Куйбышевского
авиационного завода
Виктором Яковлевичем Литвиновым,
заместителем Главного
конструктора ОКБ-1
Дмитрием Ильичём Козловым
(будущим
Главным конструктором ЦСКБ "Прогресс)
внёс огромный вклад
в
преобразование Куйбышевского авиазавода
в
Предприятие п/я № 208
(с 16
декабря
1961 года - завод "Прогресс"),
в
организацию на этом предприятии серийного
производства межконтинентальных
баллистических ракет Р-7
и
создании
на их
основе
ракеты-носителя Р-7
для
вывода
в
космос космических аппаратов различного
назначения, в том числе
искусственных
спутников,
автоматических аппаратов
для
исследований Луны,
Венеры
и
Марса,
пилотируемых космических кораблей.
Перепрофилирование предприятия потребовало коренной перестройки
производства,
создания новых цехов
и
участков,
проектирования
и
изготовления сложной оснастки,
переподготовки рабочих
и
инженерно-технических работников.
В наши дни это предприятие известно как Акционерное общество
"Ракетно-космический центр "Прогресс"".
В ноябре 1958 года
И.Т. Борисов
был переведён
в
Государственный плановый комитет
Совета Министров СССР
(Госплан СССР)
и
назначен
на
должность Начальника отдела оборонных отраслей промышленности,
где
курировал работы
по
созданию новых
видов вооружения,
производство авиационной
и
ракетно-космической техники.
Приказом Министра обороны СССР от 21 января 1971 года,
генерал-майор инженерно-
технической службы
Борисов Иван Тимофеевич
был уволен из Вооружённых сил СССР
по выслуге лет.
С 1972 года и до
ухода
на
залуженный отдых,
Иван Тимофеевич
работал
в
Министерстве авиационной промышленности
в
должности Начальника отдела.
И.Т. Борисов -
член ВКП(б)
с 1930 года.
Он
избирался Депутатом Верховного Совета СССР 5-го созыва.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 217/90 от 29 апреля
1944 года,
"За
выполнение заданий Правительства по производству моторов",
Директор
завода № 29 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР
Борисов Иван Тимофеевич
был награждён орденом
Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 222/578
от 16 сентября
1945 года,
"За
выполнение заданий Правительства по производству боевых
самолётов, винтов
и агрегатного самолётного оборудования",
Директор
завода № 29 Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР
Борисов Иван Тимофеевич
был награждён орденом Кутузова
II степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
5 ноября 1954
года,
"За долголетнюю и безупречную службу в
Вооружённых силах СССР",
инженер-полковник
Борисов Иван
Тимофеевич
был
награждён
медалью "За боевые заслуги".
Иван Тимофеевич
был также награждён: орденом
Красной Звезды,
двумя орденами
Трудового Красного Знамени; медалями: "За Победу
над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов",
"За
воинскую доблесть. В ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина", "Двадцать лет
Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "50 лет Вооруженных
сил СССР",
"60 лет Вооруженных сил СССР", "Ветеран Вооруженных
сил СССР"
и другими наградами.
- |