-
Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года
городе Змиёве -
административном центре Змиёвского района
Харьковской области Украинской ССР.
Историческая справка:
.....26
ноября 1976 года,
город Змиёв был переименован в город Готвальд, а
Змиёвсий район - в Готвальдовский, в честь
Клемента Готвальда
(1896 - 1953),
чехословацкого революционера, государственного,
политического и партийного деятеля, Руководителя
Коммунистической партии Чехословакии, Премьер-министра и
Президента Чехословацкой Социалистической Республики.
.....2
августа 1990 года, городу и району были возвращено
исторические названия - Змиёв и Змиёвский район
(соответственно).
.....С
22 августа 1991 года,
после выхода из состава СССР, Змиёвский район
Харьковской области - в составе независимой Украины.
.....17
июля 2020 года, в рамках административно-территориальной
реформы проведённой на Украине
(по
новому делению Харьковской области),
Змиёвский район был ликвидирован;
Основная часть территории района вошла в состав Чугуевского
района и является административным центром Змиёвской городской
общины.
-
О семье И.П. Волка:
.....Отец
- Волк Петр Иванович
(1912 - ?),
инженер-автомобилестроитель.
.....Мать
- Волк Ирина Ивановна
(1913 - ?),
медицинский работник.
.....Сестра
- Волк (до замужества -
Годлевская) Галина Петровна
(родилась в 1940 году),
фармацевт.
.....Супруга
- Волк (до замужества -
Скворцова) Валентина Александровна
(родилась 31 декабря 1940 года),
домохозяйка.
.....Дочь
- Волк Марина Игоревна
(родилась в 1961 году),
учитель.
.....Дочь
- Волк Ирина Игоревна
(01.06. 1968 - 09.09. 2018),
работала учителем.
Игорь Волк
учился:
в семилетней школе № 1 города Змиёва Харьковской области,
средней школе № 14 в
городе Ворошилове
(с 29 ноября 1957 года – город Уссурийск)
Приморского края и
средней школе № 5 города Курска,
которую окончил в 1954 году.
-
Одновременно с учебой в школе он занимался в
Курском аэроклубе, где
получил первые навыки самостоятельного управления самолётом.
Свой первый полёт на
самолёте
Игорь Волк
совершил в апреле 1954 года.
-
В 1954 году, Волк Игорь Петрович
был призван на
действительную службу в
Вооружённые силы СССР, и
был зачислен курсантом в
Кировоградское Военное
авиационное училище лётчиков,
которое он окончил досрочно в 1956 году,
пройдя весь курс обучения за два года.
-
По окончании училища он был направлен для прохождения дальнейшей
службы
в Азербайджанскую ССР
(ныне
- Республика Азербайджан)
в Бакинский округ
противовоздушной
обороны.
Проходя службу в этом округе лётчик, лейтенант
И.П. Волк
летал на реактивном
фронтовом бомбардировщике Ил-28 и на
тяжёлом двухмоторным
реактивном
многоцелевом самолёте Ту-16.
-
В 1963 году, старший лейтенант
И.П. Волк
был уволен
из Вооружённых сил СССР в запас
в связи с зачислением в Школу лётчиков-испытателей
Лётно-исследовательского
института
(ЛИИ)
Министерства авиационной промышленности СССР
(ЛИИ МАП СССР;
с 1986 года - Лётно-исследовательский институт имени М.М.
Громова,
город Жуковский
Московской области, ныне -
Государственный научный центр Российской Федерации
"Акционерное общество "Лётно-исследовательский институт имени М.
М. Громова"").
-
В 1965 году, по окончании школы, он был принят на работу
в Летно-испытательный центр
(ЛИЦ ЛИИ МАП СССР)
на должность
лётчика-испытателя.
-
В 1969 году, Волк Игорь Петрович
окончил вечернее отделение филиала Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе в городе Жуковском
Московской области по
специальности "инженер-механик".
-
Он
освоил все типы современных отечественных самолётов истребительного,
военно-транспортного и бомбардировочного назначения, и выполнен цикл работ
по отработке различных систем
автоматического управления полётом, а также по
доводке опытных и
модифицированных
силовых установок.
Игорь Петрович проводил испытания самолётов на штопор и на больших углах
атаки,
на инерционное
взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику
полёта,
провёл
ряд исследований
по дозаправке истребителей в воздухе, а также
целый комплекс
важных и сложных испытаний и экспериментов,
среди которых испытания на штопор
многоцелевых всепогодных
истребителей четвёртого
поколения Су-27 и Су-27У.
-
В 1968 году он поднял в небо и провёл испытания лёгкого
сверхзвукового фронтового истребителя третьего поколения МиГ-21 И/2.
-
И.П. Волк
провёл
ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях;
исследования аэродинамического характера на критических режимах
на самолётах
МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7; отработку
маневрирования Су-15 на сверхзвуке
(в 1971 году),
испытания опытных двигателей на самолётах МиГ-21, МиГ-23, Су-9,
Су-11,
Су-15; испытания самолёта Су-15 с наплывами на
штопор
(в 1973 году);
самолётов Су-27
и Су-27УБ на штопор и критические
углы атаки.
-
-
Космическая подготовка:
Волк Игорь Петрович входил
в группу
лётчиков-испытателей изделия "105.11"
(дозвукового
аналога экспериментального пилотируемого орбитального самолёта -
ЭПОС),
разрабатывавшегося в 1970 годах в Московском Конструкторском бюро имени
А.И. Микояна в рамках создания авиационно-космической системы
"Спираль".
Кроме И.П. Волка
в группу входили:
Фастовец Авиард Гаврилович,
Федотов Александр Васильевич,
Остапенко Пётр Максимович,
Меницкий Валерий Евгеньевич
и
Урядов Василий Евгеньевич.
-
По программе испытаний изделия
"105.11" (ЭПОС)
И.П. Волком были
выполнены:
десятая скоростная пробежка изделия
продолжительностью
2 минуты 15 секунд
(22
октября 1976 года)
и седьмой подлёт изделия продолжительностью
2 минуты
44 секунды (23
октября 1976 года).
Приказом Начальника Лётно-исследовательского
института № 630 от
12 июля 1977 года,
Волк Игорь Петрович
был зачислен в группу специальной подготовки
по программе
подготовки к космическому полёту на
космическом корабле многоразового
использования "Буран",
работы по созданию которого велись в
нашей стране
полным ходом.
3 августа 1978 года, после тщательного обследования проведённого
в Институте медико
биологических проблем Министерства здравоохранения СССР,
И.П. Волк получил
положительное
заключение Главной медицинской комиссии.
-
-
Решением Государственной межведомственной комиссии от 1 декабря 1978 года,
он
был отобран в качестве кандидата в космонавты.
-
Приказом Министра авиационной промышленности СССР №
34 от 1 февраля 1979 года,
Волк Игорь Петрович был зачислен в
головную группу лётчиков-испытателей № 1
комплекса
"А" Лётно-исследовательского института с целью подготовки по
теме 11Ф35
(подготовка
к полёту на орбитальном космическом
корабле многоразового использования "Буран")
с назначением
на должность Командира группы.
-
С апреля 1979 по декабрь 1980 года, И.П. Волк
проходил общекосмическую
подготовку
методом сборов в Центре подготовки космонавтов имени
Ю.А. Гагарина в составе
группы, по
окончании которой, Решением Государственной
Межведомственной
комиссии от 30 июля 1980 года
был рекомендован для
зачисления в группу
космонавтов-исследователей.
-
Приказом Министра общего машиностроения СССР №
345 от
26 сентября 1980 года он был
зачислен
в отряд космонавтов-исследователей
(без указания названия
отряда - прим.).
-
Приказом Начальника Лётно-исследовательского
института № 26 от
10 августа 1981 года,
Волк Игорь Петрович
был зачислен в
созданный, на основании Приказа
Министра
авиационной промышленности СССР № 263, отряд космонавтов-испытателей
Лётно-исследовательского института
Министерства авиационной
промышленности СССР.
-
После сдачи всех экзаменов по общекосмической подготовке,
Решением
межведомственной квалификационной комиссии от 12 февраля 1982 года,
Волку Игорю Петровичу
была присвоена
квалификация
"космонавт-испытатель".
-
Учитывая особую сложность первых испытательных полётов "Бурана",
который
являлся принципиально новым воздушно-космическим пилотируемым кораблём,
было
принято беспрецедентное решение: до полёта на "Буране", его будущие командиры
были должны получить опыт реального космического
полёта.
-
С сентября 1982 года,
Волк Игорь Петрович проходил подготовку
к космическому полёту
в составе основного экипажа третьей экспедиции посещения на
долговременную
орбитальную станцию "Салют-7" с
Кизимом Леонидом Денисовичем
и Соловьёвым Владимиром
Алексеевичем.
-
-
В мае 1983 года И.П. Волк
был выведен из
экипажа в связи с изменением программы
полётов на долговременную орбитальную станцию "Салют-7".
С 26 декабря 1983 года,
Волк Игорь Петрович проходил
непосредственную подготовку
к полёту на космическом корабле "Союз Т" по программе
экспедиции посещения,
вместе с Джанибековым Владимиром Александровичем
и Савицкой Светланой Евгеньевной.
-
Свой единственный космический полёт
Волк Игорь Петрович
совершил с 17 по 29 июля
1984 года в качестве космонавта-исследователя
"Союз Т-12"
и
экспедиции посещения
долговременной
орбитальной станции "Салют-7",
вместе с
Джанибековым Владимиром
Александровичем
и Савицкой Светланой Евгеньевной.
-
-
Продолжительность
полёта составила
11 суток 19 часов
14 минут 36 секунд.
Позывной:
"Памир-3".
-
Во время полёта на станцию "Салют-7"
И.П. Волк провёл
эксперимент "Пилот",
в ходе которого
занимался оценкой пилотирования многоразового корабля
в первые дни
полёта, то есть в период острой адаптации к невесомости.
Для проведения этого эксперимента, в бытовом отсеке
космического корабля
"Союз Т-12" были смонтированы имитаторы
пультов и ручки
управления
орбитальным кораблём "Буран".
-
Сразу после возвращения из космического полёта на Землю,
с целью оценки реакции
пилота при пилотировании "Бурана" после воздействия факторов
космического полёта
Игорь Петрович совершил полёт в
город Жуковский на самолёте Ту-154ЛЛ и на
аэродроме
ЛИИ переодевшись в высотный костюм возвратился
на Космодром
Байконур
на самолёте МиГ-25ЛЛ.
-
Дальнейшая космическая подготовка:
С 1984 года, И.П. Волк
занимался отработкой системы ручного управления
и системы
автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154ЛЛ,
оснащённом системой
управления кораблём "Буран", а также на
самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ,
аэродинамические
качества которых были приближены к многоразовому
транспортному
космическому кораблю "Бурану".
-
Руководством Министерства авиационной
промышленности СССР и Лётно-
исследовательского института, Волк Игорь
Петрович
планировался
в первый
экипаж орбитального космического корабля многоразового использования "Буран".
Он проходил подготовку в качестве Командира экипажа вместе
со вторым пилотом, космонавтом-испытателем ЛИИ имени М.М.
Громова
Станкявичюсом
Римантасом-Антанасом Антано
(до его
трагической гибели 9 сентября 1990 года - прим.);
бортинженером,
космонавтом-испытателем Научно-производственного объединения
"Энергия"
Иванченковым
Александром Сергеевичем
и вторым пилотом,
космонавтом-
испытателем ЛИИ имени М.М. Громова
Толбоевым Магомедом Омаровичем .
-
-
-
И.П. Волк выполнил пять
первых рулёжек
по взлётно-посадочной полосе в качестве командира
и двенадцать полётов на
специальном самолёте-аналоге корабля "Буран"
для горизонтально-лётных испытаний ОК-ГЛИ
(БТС-02)
в качестве командира
и второго пилота:
-
РУЛЁЖКИ: |
порядковый
номер |
дата |
достигнутая скорость
(км/ч) |
экипаж |
примечание |
1 |
29.12. 1984 |
45 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Зафиксированы неполадки в СУ-35 (цифровой
электродистанционной системе управления)
и РС-3 |
2 |
02.08. 1985 |
200 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Проверка
системы управления при движении по ВПП с выполнением
змейки при включенной системе управления передней стойкой
шасси (на скорости 30…40 км/час); проверка торможения (на
скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси,
затем разворот и разгон до максимальной скорости и
торможение с использованием тормозных парашютов |
3 |
05.10. 1985 |
270 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Разрушение
пневматика (покрышки) внешнего колеса левой основной
стойки шасси при торможении из-за движения юзом |
4 |
15.10. 1985 |
300 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Рулёжка с
поднятием носа самолета. Максимальная скорость была равна
скорости отрыва |
5 |
05.11.
1985 |
170 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Последняя
рулёжка |
- |
ПОЛЁТЫ: |
порядковый
номер полёта |
дата |
время полёта
(в минутах) |
экипаж |
примечание |
1 |
10.11. 1985 |
12 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Скорость отрыва
330 км/час.
На скорости 450 км/час совершается ряд плавных маневров с
переменными амплитудами для проверки характеристик
устойчивости и управляемости.
Максимальная скорость 480 км/час, высота 1500 м, удаление
от ВПП 37 км.
При заходе на посадку использовалась тяга двигателей,
снижение по пологой глиссаде с наклоном 3°.
В полетном заключении И.П. Волк написал:
"Корабль плотно сидит в воздухе, устойчив в наборе
высоты и в снижении. Заметных дестабилизирующих моментов
при уборке и выпуске шасси не наблюдалось". |
2 |
03.01. 1986 |
35 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Взлет в 14:18 ДМВ.
Максимальная скорость 520 км/час, высота 3000 м.
Посадка в 14:53 ДМВ |
3 |
27.05. 1986 |
23 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Максимальная скорость 540
км/час, высота 4000 м.
Полет с самолётами сопровождения Л-39
и Ту-134 |
4 |
11.06. 1986 |
22 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Начало отработки штатной
посадки по крутой глиссаде.
Вначале планирование выполнялось в ручном режиме
управления,
затем поканально включали автоматическое.
Максимальная скорость 530 км\час.
Высота 4000 м.
В полете БТС-02 сопровождался Ту-134
и впервые ЛЛ МиГ-25 СОТН |
7 |
10.12. 1986 |
24 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Максимальная высота
4300 м.
Отключение автоматики перед самым касанием |
8 |
23.12. 1986 |
17 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Максимальная высота
4300 м.
С помощью автоматических режимов посадки дошли
до касания ВПП основными колесами -
это можно считать первой автоматической
посадкой, хотя пробег был выполнен
при ручном управлении |
10 |
16.02. 1987 |
28 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Начиная с включения
автоматики в ключевой точке и до полной остановки на ВПП,
лётчики никаких действий по управлению не выполняли.
Официально первая полностью
автоматическая посадка с
высоты 4000 м. |
12 |
25.06. 1987 |
19 |
Р.-А.А. Станкявичюс
И.П. Волк |
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м. |
13 |
05.10. 1987 |
21 |
А.В. Щукин
И.П. Волк |
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м. |
15 |
16.01. 1988 |
22 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м.
Самолет сопровождения Ту-134 (бортовой N187)
пилотировал М.О. Толбоев
(полет продолжался 51 мин.),
самолет с бортовым № 6809 (предположительно Л-39)
пилотировал
В.В. Заболоцкий
(полёт продолжительностью
45 мин.) |
18 |
04.03. 1988 |
18 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Автоматическая посадка
с высоты 3900 м.
СОТН (МиГ-25 с бортовым N0578) пилотировал
М.О. Толбоев (продолжительность полета 31 мин.), второй
самолет сопровождения - спарку Су-17 (бортовой № 6119)
пилотировал
В.В. Заболоцкий (продолжительность полета 37 мин.). |
24 |
15.04. 1988 |
19 |
И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс |
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м.
Последний полёт.
Самолёт сопровождения (борт./№ 6809, предположительно
Л-39) пилотировал
В.В. Заболоцкий |
-
В 1987 году,
Волку Игорю Петровичу
было присвоено воинское звание
"полковник запаса".
-
В феврале 1987 года, Приказом Министра авиационной промышленности СССР,
он был назначен на
должность Начальника Отраслевого
комплекса
подготовки космонавтов-испытателей
(ОКПКИ).
-
-
С 1995-го по 1997 год, И.П. Волк
работал в должности Начальника Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова -
заместителя
Начальника
ЛИИ и одновременно являлся Президентом авиакомпании
ЛИИ имени М.М. Громова.
-
26 февраля 2002 года, Волк Игорь
Петрович был уволен из
Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова, в связи с уходом на пенсию.
-
Классность:
Лётчик-испытатель 4-го класса (с 1965 года);
Лётчик-испытатель 3-го класса (с
22 июля 1966 года);
Лётчик-испытатель 2-го класса (с 1969 года);
Лётчик-испытатель 1-го класса (с
16 ноября 1971 года);
Космонавт 3-го класса (с 1984 года).
За время лётной работы общий налёт
И.П. Волка составил
более 7000 часов,
в том числе налёт в испытательных полётах -
более 3500 часов.
-
Общественно-политическая деятельность:
Волк Игорь
Петрович являлся членом КПСС
с 1964 года.
С 1984-го по 1987 год, он избирался Депутатом Жуковского
городского Совета
Депутатов трудящихся.
-
С 1986-го по 1990 год, он являлся Президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР.
-
В 1988 году, И.П. Волк
был избран Президентом Федерации любителей авиации.
-
С 1989 года, он являлся членом Исполнительного комитета
"Движения зеленых".
-
В 1999 году, И.П. Волк
выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального
собрания Российской Федерации 3-го созыва по Люберецкому одномандатному
избирательному округу № 107 Московской области от Партии пенсионеров, но был
снят с
регистрации.
-
Он был кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской
Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу
№
106 на дополнительных выборах 18 марта 2001 года, набрав 3,72% голосов.
-
С июня 2003 года по 29 марта 2005 года,
Волк Игорь Петрович
являлся первым
Вице-президентом и
Председателем исполкома Федерации космонавтики России.
-
Он входил в инициативную группу "Зелёный мир", продвигавшую проекты
биоагроэкополисов.
Будучи активным сторонником экологического
движения
в СССР и России,
он оказывал
активную поддержку экологическим проектам журнала "ЭкоГрад",
а в мае 2016 года
поддержал программу экологов на выборах и
праймериз
Партии "Единая Россия"
в Подмосковье.
-
21 ноября 2013 года, И.П. Волк
подписал открытое письмо Президенту Российской
Федерации
с требованием поддержать производство
отечественных самолётов.
С июня 2009 года, Игорь Петрович
также являлся Президентом Культурно-
просветительского Некоммерческого партнёрства
и Председателем
Совета партнёрства "Земля и космос Германа Титова".
-
Волк Игорь Петрович был
избран Президентом Международной ассоциации
"Земля и космонавтика".
В рамках работы этой ассоциации был создан общественный фонд "Дети и
авиация",
целью которого является создание города будущего для развития
авиации.
Этот проект был представлен Игорем
Петровичем в
декабре 2016 года в
городе Пловдиве (Болгария) и был поддержан избранным 13 ноября 2016 года
Президентом Болгарии Руменом Радевым,
генерал-майором запаса, бывшим
Командующим ВВС
Болгарии, являющимся к тому же давним другом и
товарищем
Игоря Петровича.
К сожалению, его визит в Болгарию стал
последним в его жизни...
-
Увлечения:
Волк Игорь Петрович был
увлечён
пилотированием спортивных самолётов,
горными
лыжами, путешествиями на автомобиле; любил
балет; мастерски играл
в большой теннис:
он участвовал в командных теннисных турнирах
проводимых в Центре подготовки
космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
-
Литературно-издательская деятельность:
С апреля 1990 года, И.П. Волк являлся членом
редакционного совета журнала
"Новости космонавтики"
и редакционной коллегии журнала "Крылья Родины".
-
КНИГИ: |
открыть
ссылку
|
Валерий Анисимов,
Игорь Волк.
"Цель - 2001 год.
Авиационная и
космическая техника мира"
(г. Москва,
издательство "Юридическая лтература", 1991 год; 480 стр.).
-
.....Предлагаемая
читателю книга состоит как бы из двух
частей. Первая из них представляет собой серию
обзоров об авиационной и космической технике США,
Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Канады и Японии.
Вторая - остросюжетный детектив
"Космический колпак". |
- |
открыть
ссылку
|
Игорь Волк,
Владимир Томский.
"Сделано
в России"
(г. Москва,
издательство "Миттель-пресс", 2009 год; 224 стр.).
-
.....Книга
посвящена
Сергею Павловичу Королёву и
Юрию Алексеевичу Гагарину,
выдающимся людям прошлого века, нашим соотечественникам. С
их именами связаны героические страницы истории нашей
страны и всего человечества. Эра освоения Космоса началась
в Советском Союзе, когда сотни коллективов учёных и
инженеров, под руководством
С.П. Королёва за
считанные годы решили длинный перечень пионерских научных,
инженерных и технологических задач и проблем. Это
позволило
Юрию Гагарину
стать первым человеком, совершившим
полёт в Космос. Работа по космическим проектам преобразила
нашу страну, вывела её в лидеры человечества. Проблема
рассмотрена с исторических, мировоззренческих и
культурно-гуманитарных позиций, дана оценка
фундаментальной роли, которую начинает играть космонавтика
в развитии социума в новом веке. Показано, как нам
сохранить и приумножить наследие
С.П. Королёва,
вывести на этой основе страну из кризиса, вернуть ей
законное место в группе стран-лидеров человеческой
цивилизации. |
СТАТЬИ: |
открыть
ссылку
|
"Из
космоса - на самолёт"
(газета "Правда";
8
марта 1988 года).
-
.....Герой
Советского Союза космонавт
Игорь Вопк - Заслуженный
летчик-испытатель СССР, один из участников работы по
программе советского космического корабля многоразового
использования "Буран" даёт интервью специальному
корреспонденту газеты "Правда"
Андрею Тарасову. |
- |
открыть
ссылку
|
Игорь Волк: "ПОБЕДИЛ
ПОЛНЫЙ АВТОМАТ"
(журнал "Огонёк"; № 44 (5394), 9 ноября
2015 год).
-
.....15
ноября 1988 года орбитальный ракетоплан "Буран" совершил
свой первый и единственны полёт.
Лётчик-испытатель Игорь Волк,
который учил ракетоплан летать и должен был стать
командиром Советского "Шаттла" рассказал журналу "Огонёк",
как это было.
.....С
Выдающимся испытателем авиационной и космической техники
беседовал Виталий
Мелик-Карамов. |
- |
открыть ссылку на
скачивание
(файл в формате .djvu)
|
Николай Мельников.
"Бураном сожжённые"
(Клуб Героев города Жуковского,
Международная Академия экологии сознания имени Пифагора;
г. Самара, издательский дом "Раритет"; 2009 год).
-
.....Книга
рассказывает о малоизвестных сторонах поистине
драматической истории создания космолета "Буран", о
летчиках-испытателях, старой "буранной" гвардии:
И.П. Волке,
О.Г. Кононенко, А.В. Щукине,
А.С. Левченко,
Р.-А.А. Станкявичюсе,
которые самоотверженно готовились к космическим полётам на
"Буране", но не востребованные, все, кроме командира,
погибли на "отхожих" промыслах. Автор книги -
Мельников Николай Степанович,
один из творческих руководителей программы, научный
руководитель специальной летной подготовки
летчиков-испытателей-космонавтов "Бурана", делает далеко
не очевидный и официально не принимаемый вывод: глубинные
причины гибели "Бурана", его отважных рыцарей и Великой
Страны одни и те же...
.....В
этой книге Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Игорь Петрович Волк
представлен не только как один из главных героев, но и как
один из авторов предисловия. |
- |
-
Участие в телевизионных проектах и радиопередачах:
-
- |
открыть
ссылку для просмотра |
"Буран". Созвездие Волка"
(г.
Москва, Первый канал, 2010 год).
-
О драматической судьбе первого в СССР отряда
космонавтов-испытателей
Космического корабля многоразового
использования "Буран" и его командире,
Герое Советского Союза, Лётчике-космонавте
СССР, Заслуженном
лётчике-испытателе СССР
Волке Игоре
Петровиче.
-
Руководитель проекта:
Андрей Сычёв;
Автор:
Татьяна
Рощина;
Режиссёр:
Константин
Мурашёв;
Редактор:
Ольга Пивкина;
Операторы:
Денис
Негревецкий,
Евгений
Прусаков,
Василий
Ивашенцев;
Главный оператор:
Михаил Галин;
Корреспондент:
Татьяна
Черненко;
Продюссеры:
Андрей Сычёв,
Олег Вольнов;
Голос за кадром:
Владимир
Марамышкин.
-
В
фильме принимают участие:
Волк
Игорь Петрович
-
Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей
"Бурана", Начальник ОКПКИ;
Толбоев
Магомед Омарович
- Герой Российской Федерации,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
космонавт-испытатель ОКПКИ;
Тресвятский
Сергей Николаевич
- Заслуженный лётчик-испытатель
Российской Федерации
космонавт-испытатель ОКПКИ;
Микоян Степан Анастасович -
Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР;
генерал-лейтенант авиации в отставке;
бывший первый заместитель Начальника НИИ ВВС и
заместитель Главного конструктора НПО "Молния"
по лётным испытаниям, один
из разработчиков космического корабля
многоразового использования "Буран";
Сотников
Борис Иванович
-
заместитель Начальника НИЦ РКК "Энергия"
имени С.П. Королёва;
Кононенко
Олег Олегович
- Герой Российской Федерации,
старший лётчик-испытатель ОАО "ОКБ имени А.С.
Яковлева"; сын
Кононенко Олега Григорьевича- Заслуженного лётчика-испытателя
СССР, лётчика-испытателя и
космонавта-испытателя Лётно-исследовательского
института;
Шеффер-Богородская Лидия Аркадьевна
- бывший учёный секретарь
Научно-методического Совета Лётно-исследовальского
института имени М.М. Громова; вдова
Шеффера Юрия Петровича
-
Героя
Российской Федерации,
Заслуженного лётчика-испытателя
СССР, лётчика-испытателя и
космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института;
дочь
Богородского Аркадия Павловича
-Заслуженного лётчика-испытателя
СССР, лётчика
испытателя Лётно-исследовательского
института;
Тимошенко Валерий Павлович
- Начальник
цеха наземных испытаний НПО "Молния";
Каримов Альберт Галиевич
- Ведущий конструктор НПО "Молния";
Щукин Егор Александрович
- военный
лётчик, инженер ЛИИ имени М.М. Громова,
сын -
Щукина Александра Владимировича - лётчика-испытателя и космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института имени М.М.
Громова;
Станкявичюс Альгис Риманто
- сын
Станкявичюса Римантаса-Антанаса
Антано
- Заслуженного лётчика-испытателя
СССР, лётчика-испытателя и
космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института имени М.М.
Громова;
Бородай Алексей Сергеевич
-
лётчик-испытатель и
космонавт-испытатель ГКНИИ ВВС,
полковник в отставке;
Волк Ирина Игоревна
- дочь
Волка
Игоря Петровича
- Героя Советского Союза,
Лётчика-космонавта СССР, Заслуженного лётчика-испытателя
СССР; Командира отряда
космонавтов-испытателей "Бурана",
Начальника ОКПКИ. |
- |
открыть
ссылку для просмотра |
"Дороже Золота. Герой
Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Волк"
(г.
Москва, Студия "Крылья России,
2008 год).
-
Автор сценария: Андрей Симонов;
Режиссёр, монтаж: Алексей Терёшкин;
Операторы: Сергей Викулин,
Алексей Поляков,
Антон Ванчуркин;
Редакторы-консультанты: Андрей Симонов,
Владимир Петров;
Звукорежиссёр: Андрей Кулясов;
Продюссер: Сергей Викулин,
Испонительный продюссер: Антон Ванчуркин;
Голос за кадром: Рифат Сафиуллин;
Техническое обеспечение: Сергей Жадовский,
Андрей Лебедев,
Сергей Пахлов,
Алексей Поляков,
Елена Молева,
Владимир Гришин,
Татьяна Кулясова. |
- |
открыть
ссылку для просмотра |
"Битва
за космос. История русского Шаттла"
(г.
Москва, Студия "Крылья России,
2003 год).
-
Авторы сценария: Елена Прохорова,
Александр Славин;
Режиссёр: Александр Славин;
Операторы: Валерий Панкратов,
Сергей Жадовский,
Сергей Викулин,
Сергей Комарицкий,
Владимир
Ратушев,
Евгений Гусев, Юрий Галанзовский,
Анатолий
Шаталов,
Владимир Пихтарев,
Вадим Ситнев,
Вадим Антипов,
Алексей Поляков;
Монтаж: Алексей Поляков;
Редактор-консультант:
Владимир Петров;
Звукорежиссёр:
Андрей Кулясов;
Испонительные продюссеры:
Наталья Губина,
Антон Ванчуркин,
Сергей Комарицкий;
Продюссеры:
Сергей Шумаков,
Сергей Викулин;
Голос за кадром:
Александр Яцко,
Борис Миронов;
Техническое обеспечение:
Сергей Жадовский,
Андрей Лебедев,
Сергей Пахлов,
Алексей Поляков,
Елена Молева,
Владимир Гришин,
Татьяна Кулясова.
-
В
фильме принимают участие:
Волк Игорь
Петрович
-
Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей
"Бурана", Начальник ОКПКИ;
Филин Вячеслав Михайлович
- заместитель
Генерального конструктора НПО "Энергия" по ракетам-носителям,
Доктор технических наук;
Силаев Иван Степанович - Герой Социалистического
Труда; Министр авиационной промышленности СССР в 1981-1985 годах;
Председатель Совета Министров РСФСР в 1990 -1991 годах;
Микоян Степан Анастасович
- Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР;
генерал-лейтенант авиации в отставке;
бывший первый заместитель Начальника НИИ ВВС и
заместитель Главного конструктора НПО "Молния" по лётным
испытаниям, один из разработчиков космического корабля многоразового
использования
"Буран";
Остапенко Пётр Максимович
- Герой Советского
Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Лауреат Государственной премии СССР;
Один из испытателей изделия "105.11" - дозвукового
аналога экспериментального пилотируемого орбитального
самолёта - ЭПОС;
Бакланов Олег Дмитриевич
- Герой
Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии;
Министр общего машиностроения СССР в 1983-1988 годах,
Секретарь ЦК КПСС по военно-промышленным
вопросам в 1988-1991 годах;
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
- Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий,
Лауреат Ленинской премии,
Доктор технических наук, Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского
и Академии Авиации и воздухоплавния, Генеральный конструктор НПО "Молния",
Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран";
Бородай Алексей Сергеевич
- лётчик-испытатель и
космонавт-испытатель ГКНИИ ВВС,
полковник в отставке;
Ратушев Владимир Георгиевич - кинооператор ЛИИ
имени М.М. Громова;
Виноградов Павел Владимирович - Герой
Российской Федерации,
Лётчик-космонавт Российской Федерации,
космонавт-испытатель, Начальник сектора Лётно-испытательской
службы РКК "Энергия" имени С.П. Королёв. |
- |
открыть
ссылку для просмотра |
"Генерал
звёздных войн. Глеб Лозино-Лозинский"
(г.
Москва, ВГТРК,
2010 год).
-
Автор сценария и режиссёр:
Александр Мержанов;
Режиссёр, монтаж:
Алексей Терёшкин;
Операторы: Борис Готгельф,
Владимир Гаврилов,
Сергей Селиванов, Евгений Петров, Вячеслав Красаков;
Режиссёр монтажа: Лариса Смирнова;
Звукорежиссёр:
Андрей Жучков;
Продюссеры:
Сергей Алексеев
(телеканал "Россия"),
Александр Островский,
Голос за кадром:
Сергей Чонишвили;
Консультант:
Вадим Лукашевич.
-
В
фильме принимают участие:
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич - Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий,
Лауреат Ленинской премии,
Доктор технических наук, Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского
и Академии Авиации и воздухоплавния, Генеральный конструктор НПО "Молния",
Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран";
Волк Игорь
Петрович
-
Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей
"Бурана", Начальник ОКПКИ;
Микоян Степан Анастасович
- Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР;
генерал-лейтенант авиации в отставке;
бывший первый заместитель Начальника НИИ ВВС и
заместитель Главного конструктора НПО "Молния" по лётным
испытаниям, один из разработчиков космического корабля многоразового
использования
"Буран";
Тимошенко Валерий Павлович
- Начальник
цеха наземных испытаний НПО "Молния";
Бакланов Олег Дмитриевич
- Герой
Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии;
Министр общего машиностроения СССР в 1983-1988 годах,
Секретарь ЦК КПСС по военно-промышленным
вопросам в 1988-1991 годах;
Кондратов Анатолий
Алексеевич - Начальник
лаборатории ЛИИ имени М.М. Громова;
Лозино-Лозинская Ирина Глебовна - инженер-конструктор,
дочь
Лозино-Лозинского Глеба Евгеньевича;
Обелов Александр
Николаевич
-
Заслуженный лётчик-испытатель СССР; заместитель
Начальника службы лётных испытаний
бомбардировочной авиации в 1975 - 1979 годах,
генерал-майор авиации в отставке;
Джанибеков Владимир Александрович - дважды Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке;
Гудилин
Владимир Евгеньевич -
бывший
Начальник 6-го научно-испытательного
управления многоразовых космических систем (Начальник боевых расчётов пуска
ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Энергия" и Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия" - "Буран"), генерал-майор в отставке;
Соколов Виктор
Евгеньевич
- заместитель Главного конструктора
НПО "Молния";
Скороделов Владимир
Алексеевич - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
Лукашевич Вадим Павлович - историк космонавтики, автор сайта
"Буран.ру":
открыть
ссылку
|
- |
открыть
ссылку для просмотра |
"Познер".
Беседа с Игорем Петровичем Волком
(г.
Москва, Первый канал,
10 апреля 2011 года). |
- |
открыть
ссылку для просмотра |
Игорь Петрович Волк в
радиошоу "Пятница и два Робинзона"
(г.
Москва, RadioStationRadio, 17 апреля 2015 года). |
- |
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 25 марта 1974 года,
"За вклад в
испытания и исследования
новой авиационной техники",
лётчик-испытатель Лётно-
исследовательского института Министерства
авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович
был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
-
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 18 августа 1983 года,
"За многолетнюю
творческую работу в области
лётных испытаний и исследований новой авиационной
техники,
лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института Министерства
авиационной промышленности СССР
Волку Игорю Петровичу
было присвоено звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года,
"За осуществление
космического полёта на
корабле "Союз Т-12" и орбитальной станции "Салют-7" и
проявленные при этом мужество и героизм",
лётчик-космонавт Волк Игорь Петрович
был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда" (№
11515).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года,
"За осуществление
космического полёта на
корабле "Союз Т-12" и орбитальной станции
"Салют-7"",
Волк Игорь Петрович
был удостоен звания "Лётчик-космонавт СССР".
-
Указом Президента Российской Федерации № УП-1275 от 30 декабря 1990
года,
"За заслуги в создании и проведении
испытаний многоразовой космической системы"
"Энергия - Буран",
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени
М.М. Громова Министерства авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович
был награждён орденом Дружбы народов.
-
Указом Президента Российской Федерации № 342 от 11 апреля 1997 года,
"За заслуги
перед государством,
большой вклад в развитие отечественной авиации и
космонавтики",
Начальник Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского
института имени М.М. Громова - заместитель Начальника
ЛИИ Волк Игорь Петрович
был награждён
орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
-
Указом Президента Российской Федерации № 436 от 12 апреля
2011 года, "За большие
заслуги в области
исследования, освоения и использования космического пространства,
многолетнюю добросовестную работу,
активную общественную деятельность",
Герой
Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР
Волк Игорь Петрович был
награждён
медалью "За заслуги в освоении космоса".
-
открыть
ссылку
-
Решением Исполнительного комитета Калужского городского Совета депутатов
трудящихся № 405 от 19 сентября 1984 года,
Волку Игорю Петровичу
присвоено
звание "Почётный гражданин города Калуги".
Решением Исполнительного комитета Совета Депутатов
трудящихся
города Ленинска
(ныне
- город Байконур)
от 1 июня 1984 года,
"За выдающиеся заслуги перед городом
и Космодромом Байконур",
Волк Игорь Петрович
был
удостоен звания "Почётный гражданин города Ленинска".
-
Совместным Решением Губернатора и
Правительства Московской области,
Волк Игорь
Петрович был
награждён
Почётным знаком
Московской области "За полезное".
-
Международный Авиационно-космический союз
наградил
И.П. Волка
Золотой Звездой Вернадского I степени.
Как и знак "За полезное",
эта награда была вручена
Игорю Петровичу
12 апреля
2007
года в Доме учёных Центрального аэрогидродинамического института
в городе
Жуковском Московской области, в честь Дня космонавтики
и в честь 70-летия
со Дня его рождения.
-
В августе 1995 года,
Международная лётно-исследовательская корпорация США
наградила
Волка Игоря Петровича
Призом "Revoredo Trophy".
Он стал первым в нашей стране (и
одиннадцатым в мире)
авиатором, награждённым
этим редко наградой.
На постаменте богато украшенного приза выгравированы слова:
-
"Игорю Волку, человеку большого мужества
и героизма,
выдающемуся
лётчику-испытателю - за вклад в расширение
горизонтов передовых технологий
мирового авиастроения.
Его знаменательные достижения в космическом полёте
вошли яркой
страницей в анналы мировой авиации".
-
|
- |