-
Александр Алексеевич Дашков
родился 12 июня
1925
года в городе
Орехово-Зуево Московской губернии, в семье
Дашковых:
Александра
Васильевича
(1900 - 1990)
и Анны
Николаевны
(1900 - 1977).
____
.....14
января 1929 года в ходе укрупнения единиц
административно-территориального деления РСФСР была образована
Центрально-Промышленная область.
.....Через
несколько месяцев после учреждения, 3 июня 1929 года,
область была переименована в Московскую.
В
детстве
во время одной из
поездок
на
дрезине
Саша Дашков
получил тяжёлое увечие,
сделав его
на
всю жизнь инвалидом.
Его нога соскользнула
и
попала между вращающихся шестерёнок.
В
результате ступня и
сустав оказались раздробленными.
Эта травма впоследствии спасла жизнь
Александру:
когда все одноклассники ушли
на фронт,
Дашков
был освобождён
от
военной службы.
Из
ребят
не вернулся ни один.
Судьба сберегла этого человека,
видимо,
уже тогда приготовила ему иную стезю.
В 1950 году
А.А. Дашков
окончил Механико-математический факультет
Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова
по
специальности "научный работник в
области механики,
преподаватель ВУЗа и учитель средней школы".
-
-
По окончании МГУ по распределению он был направлен
в Управление реактивного
вооружения Главного артиллерийского управления Военного
Министерства СССР
для работы в должности военного представителя
в Особом конструкторское бюро
(ОКБ-1)
НИИ-88 Министерства
вооружения СССР по разработке ракет дальнего
действия, под руководством
Сергея Павловича Королёва.
С 1953 года
Военное представительство при
ОКБ-1 подчинялось Управлению
заместителя Командующего артиллерией по
специальной технике.
Через группу Военной приёмки, в которой работал
Александр Алексеевич,
проходили
практически все отчёты НИИ-88, а в последующем,
ОКБ-1
под руководством
С.П. Королёва,
ОКБ-2
под руководством
А.М. Исаева,
ОКБ-3
под руководством
Д.Д. Севрука
и смежных организаций НИИ-4
Министерства обороны СССР, Отделения
прикладной математики Математического института имени В.А.
Стеклова Академии
наук СССР (ныне
- Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша
Российской Академии наук)
и других организаций.
Кроме этого, группа вела контроль аэродинамических,
статических и динамических
испытаний ракет
и агрегатов.
Работа
в Военной приёмке была
для А.А. Дашкова
вторым техническим
"университетом", она сделала
научного работника инженером, поскольку
приходилось читать чертежи, иметь дело
с металлом,
с производственными процессами.
Работая
в военном представительстве,
Александр Алексеевич
также
занимался
изучением
отчётов группы которой руководил
один
из основоположников
Отечественной
космонавтики
и соратник
Сергея Павловича Королёва
Михаил Клавдиевич Тихонравов,
трудившийся в те годы в 4-м Научно-исследовательском
институте
Министерства обороны СССР.
В отчётах было рассмотрено огромное число вариантов
всевозможных "ракетных поездов"
(по
определению К.Э.
Циолковского)
и "пакетов" - связок
нескольких одинаковых ракет с переливом и без
перелива топлива из бака в бак.
В это время в ОКБ-1 проектировалась ракета Р-7 и
было известно, что
Сергей Павлович
очень высоко ценил работы
М.К. Тихонравова,
но, проектируя ракету, пошёл своим
путём…
В августе 1957 года, после личного знакомства и
беседы с перешедшим в 1956 году
из НИИ-4 Начальником
проектного
отдела № 9
ОКБ-1
М.К. Тихонравовым
Александр Алексеевич Дашков
перешёл на работу в
этот отдел.
Работая в этом отделе он
занимался проектированием траекторий для
первых
автоматических станций для исследования Луны,
Венеры и
Марса;
принимал участие
в проектировании тяжёлого межпланетного космического
корабля, а также в решении
вопросов баллистического обеспечения,
нагрузок и
разделения пилотируемых
космических кораблей во время спуска на Землю.
-
-
Александр Алексеевич
оказался на
переднем рубеже всего космического производства тех лет.
1957-1966 годы
были плодотворны необычайно как для отдела
и
ОКБ-1
в
целом,
так и для страны,
поскольку за этот короткий период в
недрах проектного отдела
родились уникальные конструкции.
Именно здесь космонавтика делала первые шаги,
именно здесь было положено
начало практическому освоению космического пространства и
планет.
А.А. Дашков
принимал участие
в создании методов
проектно-баллистических расчётов траекторий полёта к Луне,
Марсу и Венере.
После успешного полёта Первого искусственного спутника Земли
Михаил Клавдиевич Тихонравов
поручил Глебу Юрьевичу Максимову
разработать два проекта
автоматических станций: один
для достижения Луны,
другой - для облёта
и фотографирования её обратной стороны.
С этого времени
А.А. Дашков
работал в группе
Г.Ю. Максимова,
так как его
увлекли
не только эти лунные проекты, но и яркая личность
Глеба Юрьевича,
богатая
эрудиция, интеллигентность.
После первых же пусков аппаратов
к Луне
С.П. Королёв
поставил перед группой ещё
одну
задачу: разобраться
с тем, как можно достигнуть ближайших
планет.
Кроме того, нужно было разработать способ мягкой посадки
на Луну.
Было ясно, что станцию надо посадить
на Луну строго вертикально.
Но как это сделать, если заранее было неизвестно,
каков рельеф
в месте посадки.
Александр Алексеевич Дашков
совместно
с инженерами-проектантами ОКБ-1
Глебом Юрьевичем Максимовым
и
Вячеславом Васильевичем Ивашкиным
(ныне -
научным сотрудником Института прикладной математики имени
М.В. Келдыша)
разработал
схему мягкой посадки на Луну,
которую утвердил
Сергей Павлович Королёв,
а в 1961 году
совместно с
В.В.Ивашкиным А.А. Дашков
разработал способ
"Лунной вертикали"
для
мягкой посадки автоматической станции "Луна-9"
на
поверхность Луны,
ставший уникальным.
За это изобретение только через 10 лет авторы получили
авторское свидетельство.
В это время в секторе
Константина Петровича Феоктистова
(в группе
Владимира
Васильевича Молодцова)
прорабатывались предварительные варианты проекта
организации
на
Луне станции-базы.
Предполагалось развитие такой базы путём
накопления на ней различных технических
средств, как для
осуществления рейдов на поверхность Луны, так и для
возвращения
грузов на Землю.
Эти задачи можно было решать в автоматическом режиме или в
пилотируемых
вариантах.
Проектанты 9-го отдела исследовали
различные возможные схемы полёта,
чтобы выбрать наиболее
оптимальные.
Эта работа напрямую была связана с начинающимися
работами по созданию
комплекса состоявшего из сверхмощной ракеты-носителя Н-1
и пилотируемого
космического корабля Л-3 для исследования Луны.
Александр Алексеевич
также работал
по этой теме в части
проектно-баллистических
расчётов.
Впоследствии
Александр Алексеевич Дашков работал
в Центре управления
космическими полётами, где являлся Начальником
лаборатории, и занимался
задачами проектной баллистики для разработки современных
космических систем.
Кандидат технических наук
А.А. Дашков
в течение 20-ти лет
занимался
преподавательской работой и
читал курс
"Проектирование межпланетных
траекторий" студентам профильных
факультетов Московского
физико-технического института.
Александр Алексеевич Дашков
был избран Почётным членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского.
Он - автор и соавтор свыше 50-ти научных работ,
статей
и книг.
В их числе:
"Оптимальное управление полётом
космических аппаратов"
(в
соавторстве с
А.К. Платоновым
и
В.Н. Кубасовым;
статья опубликована в книге
"Автоматическое
управление
космическими летательными аппаратами";
г. Москва, издательство "Наука; 1963 год,
стр. 74-82);
-
"Об одном замечательном свойстве пучка
гиперболических траекторий"
(в
соавторстве с
В.В. Ивашкиным;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1965 год,
т. III, вып. 5, стр. 684-686);
-
"Некоторые требования к системам
коррекции межпланетных траекторий"
(в
соавторстве с
В.В. Ивашкиным;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1966 год,
т. IV, вып. 5, стр. 694-700);
-
"Автономный
метод ориентации"
(в
соавторстве с
В.В. Ивашкиным;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1968 год,
т. VI, вып. 1, стр. 13-20);
-
"Траектории облёта планеты с
возвращением к Земле"
(в
соавторстве с
В.Р. Баузе
и
В.Н. Кубасовым;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1968 год,
т. VI, вып. 6, стр. 803-811);
-
"Межпланетные полёты"
(в
соавторстве с
В.Н. Кубасовым;
г. Москва, издательство "Машиностроение", 1979 год);
-
"К истории разработки космического аппарата "Луна-9"
для мягкой
посадки на Луну"
(в
соавторстве с
В.В. Ивашкиным;
г. Москва, Институт прикладной математики
имени М.В. Келдыша, 1988 год);
-
"Трудна дорога к Марсу"
(газета
"Калининградская правда"
(г. Королёв);
6 ноября 1999 года);
"Михаил Клавдиевич Тихонравов - основатель школы проектирования космических станций и пилотируемых кораблей"
(март
2001 года);
-
"Ровесник века космонавтики - Михаил Клавдиевич Тихонравов"
(май
2001 года);
--
"К 40-летию полёта Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова.
История создания семейства ракет Р-7"
(в
соавторстве с
В.В.
Молодцовым;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год);
-
"В изголовье поставьте упавшую с неба звезду..."
(газета
"Калининградская правда"
(г. Королёв),
№ 204-205;
27 октября 2001 года).
Последние
годы жизни
Александр Алексеевич Дашков
посвятил истории космонавтики,
общественной
деятельности,
которая чаще
всего выражалась в
публикациях
на
различные волнующие "ум,
честь
и совесть"
темы.
События
в стране
в
период активного построения капитализма
и как
следствие этого
разруха,
уничтожение
научного и
технического
потенциала не
только
в
космической
отрасли, но и в
масштабе всех
сфер жизни России находили отклик
в
острых статьях
в
печати города
Королёва, в
московских изданиях, в
материалах
Гагаринских и
Королёвских
научных чтений
(в которых он регулярно
участвовал, начиная
с 1998 года),
в
выступлениях
перед детьми в
школах,
в
Политехническом музее
в
Москве.
Сюжетами для его статей становились любые события,
вплоть
до
воспоминаний
детства.
открыть
ссылку
-
-
Александр Алексеевич
был талантливым и самобытным поэтом.
Свои
стихи
иногда он посвящал юбилеям близких
и
товарищей, а
часто просто выплёскивал
на
бумагу своё внутреннее состояние.
Но
обязательным
в
любой работе
Дашкова
было выражение его нравственной
и
гражданской позиции.
-
-
Александр Алексеевич
оказал большую помощь
в написании книги
"Калининград - Королёв.
Полвека, ставшие эпохой"
(авторы
-
Р.Д. Позамантир,
С.Б. Мержанов,
Л.К. Бондаренко,
Ю.Д. Сороколетов;
г. Москва, 2005 год. - 512 стр.).
в сети этой книги
нет!
-
А.А. Дашков
охотно делился своими воспоминаниями
и предоставил
для книги фотографии
из своего личного архива
и с нетерпением ждал выхода этой
книги, но успел увидеть
только вёрстку...
Книга появилась в магазинах города Королёва через пять месяцев
после ухода
из жизни Александра Алексеевича.
-
-
Награды:
За большие заслуги в создании ракетно-космической техники,
Федерация
космонавтики СССР
(России)
наградила
Дашкова Александра Алексеевича
медалями:
имени К.Э. Циолковского, имени С.П. Королёва и
имени Ю.А. Гагарина.
- |