-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Почётный Действительный член
Российской Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского
;

Кандидат технических наук;
инженер-проектант Особого конструкторского
бюро (ОКБ-1) Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике
;
(Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
;
Научно-производственного
объединения "Энергия")
;
специалист в области баллистического
обеспечения и проектирования

межпланетных космических аппаратов
,
и пилотируемых космических кораблей
;
преподаватель Московского
физико-технического института
;
популяризатор космонавтики

 

-
-
     
 

-
Александр Алексеевич Дашков родился 12 июня 1925 года в городе
Орехово-Зуево
Московской губернии, в семье
Дашковых: Александра
Васильевича
(1900 - 1990) и Анны Николаевны (1900 - 1977)
.
 

____
.....14 января 1929 года в ходе укрупнения единиц административно-территориального деления РСФСР была образована Центрально-Промышленная область.
.....Через несколько месяцев после учреждения, 3 июня 1929 года, область была переименована в Московскую.


В детстве во время одной из поездок на дрезине
Саша Дашков получил тяжёлое увечие, сделав его на всю жизнь инвалидом.

Его нога соскользнула
и попала между вращающихся шестерёнок.
В результате ступня и сустав оказались раздробленными.
Эта травма впоследствии спасла жизнь
Александру: когда все одноклассники ушли
на фронт,
Дашков был освобождён от военной службы.
Из ребят не вернулся ни один.
Судьба сберегла этого человека, видимо, уже тогда приготовила ему иную стезю.

В 1950 году А.А. Дашков окончил Механико-математический факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова по специальности "научный работник в области механики, преподаватель ВУЗа и учитель средней школы".
-

-
По окончании МГУ по распределению он был направлен в Управление реактивного
вооружения Главного артиллерийского управления Военного Министерства СССР
для работы в должности военного представителя в Особом конструкторское бюро

(ОКБ-1) НИИ-88 Министерства вооружения СССР по разработке ракет дальнего
действия
, под руководством
Сергея Павловича Королёва.
С 1953 года Военное представительство при ОКБ-1 подчинялось Управлению
заместителя Командующего артиллерией
по специальной технике.


Через группу Военной приёмки
, в которой работал
Александр Алексеевич, проходили
практически все отчёты НИИ-88
, а в последующем, ОКБ-1
под руководством
С.П. Королёва, ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева, ОКБ-3 под руководством
Д.Д. Севрука и смежных организаций НИИ-4 Министерства обороны СССР, Отделения
прикладной математики Математического института имени В.А. Стеклова Академии
наук СССР
(ныне - Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша
Российской Академии наук
)
и других организаций.

 Кроме этого
, группа вела контроль аэродинамических, статических и динамических
испытаний ракет
и агрегатов.
Работа
в Военной приёмке была для
А.А. Дашкова вторым техническим
"университетом"
, она сделала научного работника инженером, поскольку
приходилось читать чертежи
, иметь дело с металлом,
с производственными процессами.

Работая в военном представительстве, Александр Алексеевич также занимался
изучением отчётов группы которой руководил
один из основоположников
Отечественной космонавтики
и соратник
Сергея Павловича Королёва Михаил Клавдиевич Тихонравов, трудившийся в те годы в 4-м Научно-исследовательском
институте Министерства обороны СССР.
В отчётах было рассмотрено огромное число вариантов всевозможных "ракетных поездов" (по определению К.Э. Циолковского) и "пакетов" - связок нескольких одинаковых ракет с переливом и без перелива топлива из бака в бак.

В это время в ОКБ-1 проектировалась ракета Р-7 и было известно, что
Сергей Павлович
очень высоко ценил работы М.К. Тихонравова, но, проектируя ракету, пошёл своим
путём


В августе 1957 года, после личного знакомства и беседы с перешедшим в 1956 году
из НИИ-4 Начальником
проектного отдела № 9 ОКБ-1 М.К. Тихонравовым
Александр Алексеевич Дашков перешёл на работу в этот отдел.
Работая в этом отделе он
занимался проектированием траекторий для первых
автоматических станций
для исследования Луны, Венеры и Марса; принимал участие
в проектировании тяжёлого межпланетного космического корабля, а также в решении
вопросов баллистического обеспечения
, нагрузок и разделения пилотируемых
космических кораблей
во время спуска на Землю.

-

-

Александр Алексеевич оказался на переднем рубеже всего космического производства тех лет.
1957-1966 годы были плодотворны необычайно как для отдела и ОКБ-1 в целом,
так и для страны, поскольку за этот короткий период в недрах проектного отдела
родились уникальные конструкции
.

Именно здесь космонавтика делала первые шаги
, именно здесь было положено
начало практическому освоению космического пространства
и планет.
А.А. Дашков принимал участие в создании методов проектно-баллистических расчётов траекторий полёта к Луне, Марсу и Венере.

После успешного полёта Первого искусственного спутника Земли
Михаил Клавдиевич Тихонравов поручил Глебу Юрьевичу Максимову разработать два проекта
автоматических станций
: один для достижения Луны, другой - для облёта
и фотографирования её обратной стороны.

 С этого времени
А.А. Дашков работал в группе
Г.Ю. Максимова, так как его увлекли
не только эти лунные проекты, но и яркая личность
Глеба Юрьевича, богатая
эрудиция
, интеллигентность.
После первых же пусков аппаратов
к Луне
С.П. Королёв поставил перед группой ещё
одну задачу
: разобраться с тем, как можно достигнуть ближайших планет.
Кроме того, нужно было разработать способ мягкой посадки на Луну.
Было ясно
, что станцию надо посадить на Луну строго вертикально.
Но как это сделать, если заранее было неизвестно, каков рельеф в месте посадки.

Александр Алексеевич Дашков совместно с инженерами-проектантами ОКБ-1
Глебом Юрьевичем Максимовым и Вячеславом Васильевичем Ивашкиным (ныне - научным сотрудником Института прикладной математики имени М.В. Келдыша) разработал
схему мягкой посадки
на Луну, которую утвердил
Сергей Павлович Королёв,
а в 1961 году совместно с В.В.Ивашкиным А.А. Дашков разработал способ
"Лунной вертикали"
для мягкой посадки автоматической станции "Луна-9"
на поверхность Луны, ставший уникальным.
За это изобретение только через 10 лет авторы получили авторское свидетельство.

В это время в секторе
Константина Петровича Феоктистова (в группе Владимира
Васильевича Молодцова
) прорабатывались предварительные варианты проекта
организации
на Луне станции-базы.

Предполагалось развитие такой базы путём накопления
на ней различных технических
средств
, как для осуществления рейдов на поверхность Луны, так и для возвращения
грузов
на Землю.
Эти задачи можно было решать
в автоматическом режиме или в пилотируемых
вариантах
.
Проектанты 9-го отдела исследовали различные возможные схемы полёта
,
чтобы выбрать наиболее оптимальные.
Эта работа напрямую была связана с начинающимися работами по созданию
комплекса состоявшего
из сверхмощной ракеты-носителя Н-1 и пилотируемого
космического корабля Л-3
для исследования Луны.

Александр Алексеевич также работал по этой теме в части проектно-баллистических
расчётов
.

Впоследствии
Александр Алексеевич Дашков работал в Центре управления
космическими полётами
, где являлся Начальником лаборатории, и занимался
задачами проектной баллистики
для разработки современных космических систем.

Кандидат технических наук
А.А. Дашков в течение 20-ти лет занимался
преподавательской работой
и читал курс
"Проектирование межпланетных
траекторий"
студентам профильных факультетов Московского
физико-технического института
.

Александр Алексеевич Дашков был избран Почётным членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского
.

Он - автор и соавтор свыше 50-ти научных работ, статей и книг.
В их числе:
"Оптимальное управление полётом космических аппаратов"
(в соавторстве с А.К. Платоновым и В.Н. Кубасовым;
статья опубликована в книге
"
Автоматическое управление
космическими летательными аппаратами"
;
г. Москва, издательство "Наука; 1963 год,
стр. 74-82
)
;
-
"Об одном замечательном свойстве пучка гиперболических траекторий"
(в соавторстве с В.В. Ивашкиным;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1965 год,
т. III, вып. 5, стр. 684-686
)
;
-
"Некоторые требования к системам коррекции межпланетных траекторий"
(в соавторстве с В.В. Ивашкиным;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1966 год,
т. IV, вып. 5, стр. 694-700
)
;
-
"Автономный метод ориентации"
(в соавторстве с В.В. Ивашкиным;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1968 год,
т. VI, вып. 1, стр. 13-20
)
;
-
"Траектории облёта планеты с возвращением к Земле"
(в соавторстве с В.Р. Баузе и В.Н. Кубасовым;
г. Москва, журнал "Космические исследования", 1968 год,
т. VI, вып. 6, стр. 803-811
)
;
-
"Межпланетные полёты"

(в соавторстве с В.Н. Кубасовым;
г. Москва, издательство "Машиностроение", 1979 год
)
;
-
"К истории разработки космического аппарата "Луна-9"
для мягкой посадки на Луну"

(в соавторстве с В.В. Ивашкиным;
г. Москва, Институт прикладной математики
имени М.В. Келдыша, 1988 год
)
;
-
"Трудна дорога к Марсу"
(газета "Калининградская правда" (г. Королёв);
6 ноября 1999 года
)
;

"Михаил Клавдиевич Тихонравов - основатель школы
проектирования космических станций и пилотируемых кораблей"

(март 2001 года);
-
"Ровесник века космонавтики - Михаил Клавдиевич Тихонравов"
(май 2001 года);
--
"К 40-летию полёта Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова.
История создания семейства ракет Р-7"

(в соавторстве с В.В. Молодцовым;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год
)
;
-
"В изголовье поставьте упавшую с неба звезду..."

(газета "Калининградская правда" (г. Королёв), № 204-205;
27 октября 2001 года
).

Последние годы жизни Александр Алексеевич Дашков посвятил истории космонавтики,
общественной деятельности, которая чаще всего выражалась в публикациях
на различные волнующие "ум, честь и совесть" темы.

События в стране в период активного построения капитализма и как следствие этого
разруха
, уничтожение научного и технического потенциала не только в космической
отрасли
, но и в масштабе всех сфер жизни России находили отклик в острых статьях
в печати города Королёва, в московских изданиях, в материалах Гагаринских и
Королёвских научных чтений
(в которых он регулярно участвовал, начиная
с 1998 года
), в
выступлениях перед детьми в школах, в Политехническом музее
в Москве.
Сюжетами для его статей становились любые события
,
вплоть до воспоминаний детства.

(открыть ссылку) Александр Алексеевич Дашков: стихи и воспоминания
 открыть ссылку
-

-
Александр Алексеевич был талантливым и самобытным поэтом.
Свои стихи иногда он посвящал юбилеям близких и товарищей, а часто просто выплёскивал на бумагу своё внутреннее состояние.
Но
обязательным в любой работе Дашкова было выражение его нравственной
и гражданской позиции.
-

-
Александр Алексеевич оказал большую помощь в написании книги
"Калининград - Королёв. Полвека, ставшие эпохой"
(
авторы -
Р.Д. Позамантир, С.Б. Мержанов,
Л.К. Бондаренко, Ю.Д. Сороколетов
;
г. Москва, 2005 год. - 512 стр.).


 в сети этой книги нет!
-
А.А. Дашков охотно делился своими воспоминаниями и предоставил для книги фотографии из своего личного архива и с нетерпением ждал выхода этой
книги
, но успел увидеть только вёрстку...
Книга появилась
в магазинах города Королёва через пять месяцев после ухода
из жизни
Александра Алексеевича.
-

-
Награды:
За большие заслуги в создании ракетно-космической техники
, Федерация
космонавтики СССР
(России) наградила Дашкова Александра Алексеевича
медалями
: имени К.Э. Циолковского, имени С.П. Королёва и имени Ю.А. Гагарина.
-

 

-

 

-
Выдающийся
создатель ракетно-космической техники
Александр Алексеевич Дашков
скончался 5 марта 2005 года.
-
Похоронен он в селе Иванисово Ногинского района
Московской области
на Иванисовском кладбище № 1 (уч. № 1),
рядом с родителями и дочерью.

-
(увеличить фото) Московская область, Ногинский район, село Иванисово, Иванисовское кладбище № 1 (уч. № 1). Надгробие на могиле А.А. Дашкова (автор фотографии - Мержанов Сергей Борисович; сентябрь 2019 года) (увеличить фото) Московская область, Ногинский район, село Иванисово, Иванисовское кладбище № 1 (уч. № 1). Надгробия на могилах А.А. Дашкова, его родителей и дочери (автор фотографии - Мержанов Сергей Борисович; сентябрь 2019 года)
 увеличить фотографии
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
статья
"Представитель Королёвской Гвардии
тружеников космонавтики"

(Светлой Памяти Александра Алексеевича Дашкова посвящается...)
(
автор - В. Караваева):

-
(открыть ссылку) "Представитель Королёвской Гвардии тружеников космонавтики" (Светлой Памяти Александра Алексеевича Дашкова посвящается...) (автор - В. Караваева)
 открыть ссылку
-
текст биографии
Дашкова Анатолия Алексеевича
,
опубликованный
в статье
"К 40-летию полёта Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова.
История создания семейства ракет Р-7"

(авторы - Молодцов Владимир Васильевич
и Дашков Александр Алексеевич;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год
)
:
-
(открыть ссылку) "К 40-летию полёта Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. История создания семейства ракет Р-7" (авторы - Молодцов Владимир Васильевич и Дашков Александр Алексеевич; г. Москва, журнал "Космический альманах"; № 5, 2001 год)
 открыть ссылку
-
материалы статьи:
"История проектирования корабля "Восток""
(автор - Молодцов Владимир Васильевич;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год
)
:
-
(открыть ссылку) "История проектирования корабля "Восток"" (автор - Молодцов Владимир Васильевич; г. Москва, журнал "Космический альманах"; № 5, 2001 год)
 открыть ссылку
-
материалы книги:
"У времени в плену"
(автор - Брыков Анатолий Викторович;
г. Москва, Издательство Центра перспективных
технологий Международной инженерной академии;
2000 год; стр. 3)
:
-
(открыть ссылку) "У времени в плену" (автор - Брыков Анатолий Викторович; г. Москва, Издательство Центра перспективных технологий Международной инженерной академии; 2000 год; стр. 3)
 открыть ссылку
-
Имя Дашкова Александра Алексеевича упоминается:
в статьях издания
"Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королева. 1946 - 1996"
(авторы и составители - А.П. Александров,
В.Г. Алиев, Ю.А. Ашмарин, В.П. Багров и др.;
г. Москва, издательство "МЕНОНСОВПОЛИГРАФ",
1996 год
):
"Создание первых искусственных спутников Земли.
Начало изучения Луны. Спутники "Зенит" и "Электрон""

-
"Автоматические межпланетные станции для исследования
планет Марс, Венера и Луны"

"Пилотируемые космические корабли "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ""
-
"Проектные разработки по освоению околоземного
космического пространства, полетам к Марсу и Луне"

-
"Взаимодействие с заказчиком при создании ракетных и космических систем"
-
-
(открыть ссылку) "Коллектив завода в период 1946-1995 годов"
 открыть ссылку на издание целиком

-
в документальных воспоминаниях
Академика
Чертока Бориса Евсеевича
"Ракеты и люди"
(
2-е издание; г. Москва, издательство
"Машиностроение"; 1999 год):
-

Книга 2:
"Фили - Подлипки - Тюратам"
-
стр. 033
:
Книга 4:
"Лунная гонка"
-
стр.
23:
-
(открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 2. "Фили - Подлипки - Тюратам" (открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 4. "Лунная гонка"
 открыть  ссылку
на издание целиком
 открыть  ссылку
на издание целиком

-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Мержанову Сергею Борисовичу
,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов -
за фотографии места захоронения
и помощь в создании страницы

Дашкова Александра Алексеевича
!
-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Вершининой Любови Павловне,
историку ракетно-космической техники,
Научному сотруднику Музея Центрального
Научно-исследовательского института машиностроения
(г. Королёв Московской области)
и Института истории и естествознания
имени С.И. Вавилова (г. Москва) -

за
предоставленные для публикации
материалы
и факты биографии
Дашкова Александра Алексеевича!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-