-
 


Инженер-конструктор;
Заместитель Главного конструктора
ОКБ-155 под руководством А.И. Микояна;
Заместитель - Главного конструктора -
Начальник филиала ОКБ-155
в городе Дубне Московской области;
один из руководителей проектирования
и создания авиационной и
ракетной техники, а также проекта
воздушно-космического самолёта
"Спираль"

 
-
-
     
 


Родился 27 июля 1910 года.

В сентябре 1929 года Пётр Абрамович Шустер поступил на авиационный
факультет Харьковского политехнического института
, который в 1930 году
выделился
в самостоятельный Авиационный институт
(ныне - Национальный аэрокосмический университет "Харьковский авиационный институт имени
Н. Е. Жуковского"
)
.

Окончив его молодой
инженер Пётр Абрамович был направлен
на предприятие авиационной промышленности, а затем с созданием
(8 декабря 1939 года) на базе Московского завода № 1 имени
Авиахима Особого конструкторского отдела
,
П.А. Шустер начал работу
в этом учреждении в должности инженера-конструктора.
Возглавили этот отдел легендарные создатели авиационной
техники
Артём Иванович Микоян (Начальник отдела)
и Михаил Иосифович Гуревич (заместитель Начальника отдела).

Пётр Абрамович Шустер был прямым участником всех
событий происходивших
на предприятии.
Первый скоростной истребитель
И-200 (Миг-1), проектирование которого
началось ещё
в КБ
Николая Николаевича Поликарпова; предвоенный
скоростной высотный истребитель МиГ-3
...

Далее
, с началом Великой Отечественной войны
Пётр Абрамович Шустер
вместе
с КБ был эвакуирован в Куйбышев, где был продолжен выпуск
самолётов МиГ-1
и Миг-3,
внёсших весомый вклад в дело разгрома
немецко-фашистских захватчиков
.

Когда германские войска были отброшены
от столицы,
Особый конструкторский отдел вернулся
в Москву.
На базе отдела в марте 1942 года был создан опытный завод
с Особым конструкторским бюро № 155
(ОКБ-155, ныне - Открытое
акционерное общество "Российская самолётостроительная корпорация "МиГ""
).
Директором
и Главным конструктором был назначен
Артём Иванович Микоян.

После окончания Великой Отечественной войны началась эпоха
создания реактивной техники
.
Параллельно
с созданием самолётов, с 1949-го по 1961 год в ОКБ-155 велись
работы по созданию крылатых ракет
.
Возглавил эту тему соратник
и заместитель
А.И. Микояна
Михаил Иосифович Гуревич
.
Под "началом"
Гуревича продолжил свою работу и Пётр Абрамович Шустер,
внёсший большой вклад
в создание крылатых ракет
КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций для самолётов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16К, Ту-95К и Ту-22,
а
также ракеты КС-7 (ФКР) класса "земля-земля".

В начале 1960 годов в ОКБ-155 при активном участи А.И. Микояна начались
работы по проектированию многоразового воздушно-космического
(орбитального) самолёта "Спираль".
Согласно Приказу Министра авиационной промышленности СССР № 164/к
Главным конструктором проекта стал
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, заместителем Главного конструктора был назначен Пётр Абрамович Шустер.
Начальником КБ филиала назначен был
Юрий Дмитриевич Блохин
.
Его заместителем по производству -
Дмитрий Алексеевич Решетников.
Заместителем Начальника производства стал
А.П. Терюшин.

Таким образом
, летом 1966 года коллектив ОКБ-155
А.И. Микояна принялся
за разработку Воздушно-орбитального самолёта
, который благодаря особенностям заложенных конструктивных решений и выбранной схеме самолётного старта позволял реализовать принципиально новые свойства:
вывод на орбиту полезного груза, составляющего 9% и более
от взлетной массы системы
;
уменьшение стоимости вывода на орбиту одного килограмма полезного груза
в 3-3,5 раза
по сравнению с ракетными комплексами на тех же компонентах топлива;
вывод космического аппарата в широком диапазоне направлений и возможность быстрого перенацеливания старта со сменой необходимого параллакса
за счёт самолётной дальности;
самостоятельное перебазирование самолёта-разгонщика;
сведение к минимуму необходимого количества аэродромов;
быстрый вывод боевого орбитального самолёта в любую точку земного шара;
эффективное маневрирование орбитального самолёта не только в космосе,
но и на этапе спуска и посадки;

самолётная посадка в сложных метеоусловиях или ночью на заданный
или выбранный лётчиком аэродром с любого из трёх витков.
В то же время, конструкторы уже на этапе аванпроекта видели пути дальнейшего совершенствования системы.
В первую очередь планировалось достичь существенного повышения эффективности воздушно-орбитального самолёта за счёт разработки многоразового ускорителя
с прямоточным воздушно-реактивным двигателем со сверхзвуковым горением,
что позволяло в перспективе создать полностью многоразовый комплекс.

В аванпроекте
"Спирали" был детально проработан экспериментальный пилотируемый одноместный орбитальный самолёт многоразового применения.
Как вариант, предполагался запуск "Спирали" при помощи ГСР - гиперзвукового самолёта-разгонщика, проектированием которого должно было заниматься
Конструкторское бюро
Андрея Николаевича Туполева.

Но из-за "прубуксовки" с самолётом-разгонщиком, ответственность
за "гиперзвуковую" тематику взяли на себя заместитель Главного
конструктора
Пётр Абрамович Шустер и инженер-конструктор
Леонид Михайлович Щёголев.

Для ускорения работ, не дожидаясь разработки гиперзвукового самолёта-разгонщика, планировалось выведение
"Спирали" на орбиту с помощью ракеты-носителя "Союз" (изделие 11А511 разработки ОКБ-1
Сергея Павловича Королёва).
Также был разработан аналог орбитального самолёта, запускаемый
с самолета-носителя Ту-95КМ аналогично
ракете Х-20
разработки
М.И. Гуревича.


В связи с увеличением нагрузки на ОКБ-155 (из-за чисто авиационных заказов) было принято решение о создании филиала конструкторского бюро в подмосковном
городе Дубне
, с прямым подчинением
А.И. Микояну.
Созданный Приказом Генерального конструктора ОКБ-155 филиал
возглавил
Пётр Абрамович Шустер - Заместитель Главного конструктора
(
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского - прим.).

К этому времени (ко второй половине 1967 года) в рамках программы "Спираль" определился конструктивный облик будущего экспериментального
пилотируемого орбитального самолёта
(ЭПОС).

В ходе лётных испытаний "изделия" предполагалась натурная отработка аэродинамики, газодинамического управления, бортовых систем, исследование характеристик устойчивости и управляемости на разных этапах полета (включая полёты на больших высотах на сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях), оценка тепловых режимов и испытаний теплозащиты из высокопрочных жаростойких материалов, а также отработка привода и посадки орбитального самолёта.
Для этого предусматривалось изготовление трёх аналогов орбитальной ступени, запускаемых в воздухе с самолета-носителя
Ту-95:
дозвуковой самолёт-аналог "101" (после постройки получил обозначение "105.11");
сверхзвуковое изделие "102" (обозначение после постройки "105.12");
гиперзвуковой аналог  "103" (обозначение в аванироекте "50-11",
после постройки -
"105.13").
Работы сразу были развернуты широким фронтом как по самолётам-аналогам,
так и по самому
ЭПОСу.

27 ноября 1967 года
А.И. Микоян утвердил "График выпуска аналогов изделия 50",
из которого следует, что к концу 1967 года ОКБ полностью завершило этап рабочего проектирования, выпустив всю необходимую техническую документацию
на все изделия экспериментальной партии.
В 1968 году рабочая документация на
"105.11" была передана
на Дубненский машиностроительный завод.

За период с 1968-го по 1971 год в Дубне были изготовлены:
комплект составных частей планера;
планер аналога для статических испытаний;
летный экземпляр самолета-аналога "105.11".

9 декабря 1970 года ушёл из жизни Генеральный конструктор ОКБ-155
Артём Иванович Микоян, поддерживавший проект
воздушно-космического самолёта всеми силами
.
Проект от "гибели" практически вытаскивал
на себе заместитель
Министра авиационной промышленности СССР
Алексей Васильевич Минаев.
Но беда не приходит одна...
17 января 1974 года он скоропостижно скончался на 51-м году жизни,
находясь
на аэродроме "Владимировка" - лётной базе ОКБ имени
А.И. Микояна
(под Ахтубинском Астраханской области),
в дни проведения испытаний новой авиационной техники.


 Несмотря
на череду несчастий, в 1974 году был готов дозвуковой
аналог "105.11"
и под Ахтубинском начался новый этап комплексных испытаний.

В 1975 году все доработки по самолёту были завершены.
Завершен был
и этап наземной подготовки и испытаний.
К этому времени была сформирована группа лётчиков-испытателей
для проведения лётных испытаний.
В неё вошли:

шеф-пилот фирмы Микояна
Александр Васильевич Федотов,
ведущий лётчик-испытатель
Авиард Гаврилович Фастовец,
его дублер -
Валерий Евгеньевич Меницкий, а также лётчики-испытатели -
Игорь Петрович Волк
,
Пётр Максимович Остапенко
и
Василий Евгеньевич Урядов.

В 1976 году было выполнено 15 пробежек и 10 подлётов.
11 октября 1976 года летчик-испытатель
Авиард Гаврилович Фастовец
поднял самолёт-аналог "105.112" в воздух.
В октябре 1977 года он же выполнил:
первый отцеп от самолёта ТУ-95КМ на высоте 5 000 метров;
управляемый полёт с работающим турбореактивным двигателем
и посадку на аэродром.


Всего было выполнено восемь таких полётов
.
В 1978 году дозвуковые лётные испытания были завершены.
В последнем полёте в сентябре 1978 года самолёт был повреждён при посадке.
Аппарат выдержал
: обошлось лишь трещинами в районе силового шпангоута.
Его быстро восстановили
.
Но
... изменилась обстановка вокруг проекта
"Спираль".

В связи с началом работ по проектированию Космического корабля многоразового использования "Буран", тема "Спираль" ещё некоторое время существовала,
но ведение двух проектов одновременно, да и при той существовавшей финансовой
и государственной поддержке, точнее при её практическом отсутствии, означало поставить крест на двух темах одновременно, хотя всё же предпринимались
попытки спасти
"Спираль".
В итоге "победил" более перспективный и многоцелевой проект
"Бурана".

В связи с этим, филиал ОКБ-155 в Дубне был расформирован.
28 его сотрудников были переведены
в Научно-производственное объединение "Молния", которое было создано специально для
"Бурановской" темы.
П.А. Шустер формально оставался
в должности заместителя
Главного конструктора ОКБ-155.


После ухода
на заслуженный отдых Пётр Абрамович скромно жил в Москве
и неоднократно делился своими воспоминаниями с авторами статей
на авиационные и космические темы.


Истребительная авиация
, крылатые ракеты М.И. Гуревича, "Спираль", ЭПОС....
Пётр Абрамович Шустер останется в истории, как внёсший Большой вклад в создание авиационной и экспериментальной воздушно-космической техники, причём в самые сложные и неоднозначные для ОКБ-155 времена.

Награды:
Пётр Абрамович Шустер был награжден орденами Трудового Красного Знамени
и "Знак Почёта", медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина"
, "Ветеран труда" и другими наградами.
 

 
-
 


Выдающийся руководитель создания авиационной
и перспективной космической техники
Пётр Абрамович Шустер
скончался 1
0 января 1999 года.

Урна с его прахом захоронена в Москве, в нише
секции № 11 Колумбария Введенского кладбища
.

(увеличить фото) г. Москва,  Колумбарий Введенского кладбища (секция № 11), захоронение урны с прахом П.А. Шустера (вид 1, август 2013 года) (увеличить фото) г. Москва,  Колумбарий Введенского кладбища (секция № 11), захоронение урны с прахом П.А. Шустера (вид 2, август 2013 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-    
 


При создании страницы использованы материалы книги:

(открыть ссылку) Анонс и избранные главы книги Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья"


Ссылки по теме:
-
(открыть ссылку) Атмосферные полеты экспериментального пилотируемого орбитального самолета-аналога (ЭПОСа) "105.11" N1-01
-
(открыть ссылку) О конструкторе поют в небе его самолеты (К 120-тилетию со дня рождения Михаила Иосифовича Гуревича, автор Виктор Маштаков)
-
(открыть ссылку)

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"
-
Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"