Родился 27 июля 1910 года.
В сентябре 1929 года
Пётр Абрамович Шустер поступил
на авиационный
факультет Харьковского политехнического института, который в 1930 году
выделился в самостоятельный Авиационный институт
(ныне - Национальный
аэрокосмический университет "Харьковский авиационный институт имени
Н. Е. Жуковского").
Окончив его молодой инженер Пётр Абрамович был направлен
на предприятие авиационной промышленности, а затем с созданием
(8 декабря 1939 года)
на базе Московского завода № 1 имени
Авиахима Особого конструкторского отдела,
П.А. Шустер
начал работу
в этом учреждении
в должности инженера-конструктора.
Возглавили этот отдел легендарные создатели авиационной
техники
Артём Иванович Микоян (Начальник
отдела)
и
Михаил Иосифович Гуревич
(заместитель Начальника отдела).
Пётр Абрамович Шустер
был прямым участником всех
событий происходивших
на предприятии.
Первый скоростной истребитель И-200 (Миг-1), проектирование которого
началось ещё в КБ
Николая Николаевича Поликарпова; предвоенный
скоростной
высотный истребитель МиГ-3...
Далее, с началом Великой Отечественной войны Пётр Абрамович Шустер
вместе
с КБ был эвакуирован
в Куйбышев, где был продолжен выпуск
самолётов МиГ-1 и Миг-3,
внёсших
весомый вклад
в
дело
разгрома
немецко-фашистских захватчиков.
Когда германские войска были отброшены от столицы,
Особый конструкторский отдел вернулся в
Москву.
На базе отдела в марте 1942 года был создан опытный завод
с Особым конструкторским бюро № 155 (ОКБ-155,
ныне - Открытое
акционерное общество "Российская самолётостроительная корпорация "МиГ"").
Директором и Главным конструктором был назначен
Артём Иванович Микоян.
После окончания Великой Отечественной войны началась эпоха
создания реактивной техники.
Параллельно с созданием самолётов, с 1949-го по 1961 год в ОКБ-155 велись
работы по созданию крылатых ракет.
Возглавил эту тему соратник и заместитель
А.И. Микояна
Михаил Иосифович Гуревич.
Под "началом" Гуревича продолжил свою работу и
Пётр Абрамович Шустер,
внёсший большой вклад в создание крылатых ракет
КС,
К-10,
Х-20,
К-22 и их модификаций
для самолётов-ракетоносцев Ту-4,
Ту-16К,
Ту-95К и
Ту-22,
а также
ракеты КС-7 (ФКР)
класса "земля-земля".
В начале 1960 годов в ОКБ-155 при активном участи А.И. Микояна начались
работы по проектированию многоразового воздушно-космического
(орбитального)
самолёта "Спираль".
Согласно Приказу Министра авиационной промышленности СССР № 164/к
Главным конструктором проекта стал
Глеб
Евгеньевич Лозино-Лозинский,
заместителем Главного конструктора был назначен
Пётр Абрамович Шустер.
Начальником КБ филиала назначен был Юрий
Дмитриевич Блохин.
Его заместителем по
производству - Дмитрий Алексеевич Решетников.
Заместителем Начальника производства стал А.П. Терюшин.
Таким образом, летом 1966
года коллектив ОКБ-155
А.И. Микояна принялся
за
разработку Воздушно-орбитального самолёта, который благодаря особенностям заложенных конструктивных
решений и выбранной схеме самолётного старта позволял реализовать
принципиально новые свойства:
•
вывод на орбиту
полезного груза, составляющего 9% и более
от взлетной массы системы;
•
уменьшение стоимости вывода на орбиту одного килограмма
полезного груза
в 3-3,5 раза по
сравнению с ракетными комплексами на тех же компонентах топлива;
•
вывод
космического аппарата в широком диапазоне направлений и возможность быстрого перенацеливания старта со сменой необходимого параллакса
за счёт самолётной
дальности;
•
самостоятельное перебазирование самолёта-разгонщика;
•
сведение
к минимуму необходимого количества аэродромов;
•
быстрый вывод боевого
орбитального самолёта в любую точку земного шара;
•
эффективное маневрирование
орбитального самолёта не только в космосе,
но и на этапе спуска и посадки;
•
самолётная посадка
в сложных метеоусловиях или ночью на заданный
или
выбранный лётчиком аэродром с любого из трёх витков.
В то же время, конструкторы уже на этапе аванпроекта видели пути дальнейшего
совершенствования системы.
В первую очередь планировалось достичь существенного повышения
эффективности воздушно-орбитального самолёта за счёт разработки многоразового
ускорителя
с прямоточным воздушно-реактивным двигателем со сверхзвуковым
горением,
что позволяло в перспективе создать полностью многоразовый
комплекс.
В аванпроекте
"Спирали"
был детально проработан экспериментальный пилотируемый
одноместный орбитальный самолёт многоразового применения.
Как вариант, предполагался запуск
"Спирали" при помощи
ГСР - гиперзвукового
самолёта-разгонщика, проектированием которого должно было заниматься
Конструкторское бюро
Андрея
Николаевича Туполева.
Но из-за "прубуксовки" с самолётом-разгонщиком,
ответственность
за "гиперзвуковую" тематику взяли на себя заместитель Главного
конструктора Пётр Абрамович Шустер
и инженер-конструктор
Леонид Михайлович Щёголев.
Для ускорения работ, не дожидаясь разработки гиперзвукового
самолёта-разгонщика, планировалось выведение
"Спирали" на орбиту с
помощью ракеты-носителя
"Союз"
(изделие 11А511 разработки ОКБ-1
Сергея
Павловича Королёва).
Также был разработан аналог орбитального самолёта, запускаемый
с самолета-носителя Ту-95КМ аналогично
ракете Х-20
разработки
М.И. Гуревича.
В связи
с увеличением нагрузки
на ОКБ-155 (из-за
чисто авиационных заказов)
было принято решение
о создании филиала конструкторского бюро в подмосковном
городе Дубне, с прямым подчинением
А.И. Микояну.
Созданный Приказом Генерального конструктора ОКБ-155 филиал
возглавил
Пётр Абрамович Шустер
- Заместитель Главного конструктора
(Глеба
Евгеньевича Лозино-Лозинского
- прим.).
К этому времени
(ко второй половине 1967 года)
в рамках
программы "Спираль" определился конструктивный
облик будущего экспериментального
пилотируемого орбитального самолёта (ЭПОС).
В ходе лётных испытаний
"изделия"
предполагалась натурная отработка аэродинамики,
газодинамического управления, бортовых систем, исследование
характеристик устойчивости
и управляемости
на разных этапах полета (включая
полёты
на больших высотах
на сверхзвуковых
и гиперзвуковых скоростях),
оценка тепловых режимов
и испытаний теплозащиты
из высокопрочных жаростойких материалов, а также отработка
привода и посадки орбитального самолёта.
Для этого предусматривалось изготовление трёх аналогов орбитальной
ступени, запускаемых
в воздухе с самолета-носителя
Ту-95:
•
дозвуковой самолёт-аналог
"101"
(после постройки получил обозначение
"105.11");
•
сверхзвуковое изделие
"102"
(обозначение после постройки
"105.12");
•
гиперзвуковой аналог
"103" (обозначение
в аванироекте
"50-11",
после
постройки -
"105.13").
Работы сразу были развернуты широким фронтом
как по самолётам-аналогам,
так
и по самому ЭПОСу.
27 ноября 1967 года
А.И. Микоян утвердил
"График выпуска аналогов изделия
50",
из которого следует, что к концу 1967 года ОКБ полностью завершило этап
рабочего проектирования, выпустив всю необходимую техническую документацию
на все изделия экспериментальной партии.
В 1968 году рабочая документация
на
"105.11" была передана
на Дубненский машиностроительный завод.
За период
с 1968-го по 1971 год в Дубне были изготовлены:
•
комплект
составных частей планера;
•
планер аналога
для статических испытаний;
•
летный
экземпляр самолета-аналога "105.11".
9 декабря 1970 года ушёл
из жизни Генеральный конструктор ОКБ-155
Артём Иванович Микоян,
поддерживавший проект
воздушно-космического самолёта
всеми силами.
Проект от "гибели" практически вытаскивал
на себе заместитель
Министра авиационной
промышленности СССР
Алексей
Васильевич Минаев.
Но беда не приходит одна...
17 января 1974 года он скоропостижно скончался на 51-м году
жизни,
находясь на аэродроме "Владимировка" - лётной базе ОКБ имени
А.И. Микояна (под
Ахтубинском
Астраханской области),
в дни проведения испытаний новой авиационной техники.
Несмотря
на череду несчастий, в 1974 году был готов
дозвуковой
аналог "105.11"
и под Ахтубинском начался новый этап комплексных испытаний.
В 1975 году все доработки
по самолёту были
завершены.
Завершен был
и этап наземной подготовки и испытаний.
К этому
времени была сформирована группа лётчиков-испытателей
для проведения лётных испытаний.
В неё вошли:
шеф-пилот фирмы Микояна
Александр
Васильевич Федотов,
ведущий
лётчик-испытатель
Авиард
Гаврилович Фастовец,
его дублер -
Валерий
Евгеньевич Меницкий, а также
лётчики-испытатели -
Игорь Петрович Волк,
Пётр
Максимович Остапенко
и
Василий
Евгеньевич Урядов.
В 1976 году было выполнено 15 пробежек и 10 подлётов.
11 октября 1976 года летчик-испытатель
Авиард
Гаврилович Фастовец
поднял
самолёт-аналог "105.112" в воздух.
В октябре 1977 года он же выполнил:
•
первый отцеп от
самолёта ТУ-95КМ на
высоте 5 000 метров;
•
управляемый полёт с работающим
турбореактивным двигателем
и посадку на аэродром.
Всего было выполнено восемь таких полётов.
В 1978 году
дозвуковые лётные испытания были завершены.
В последнем полёте в сентябре
1978 года самолёт был повреждён при посадке.
Аппарат выдержал: обошлось лишь
трещинами в районе силового шпангоута.
Его быстро восстановили.
Но... изменилась обстановка вокруг проекта
"Спираль".
В связи
с началом работ
по проектированию
Космического корабля многоразового использования
"Буран",
тема "Спираль" ещё
некоторое время существовала,
но ведение двух проектов одновременно, да и при той существовавшей
финансовой
и государственной поддержке, точнее
при её практическом отсутствии, означало поставить крест
на двух темах одновременно, хотя всё же предпринимались
попытки спасти "Спираль".
В итоге "победил" более перспективный и многоцелевой проект
"Бурана".
В связи с этим, филиал ОКБ-155
в Дубне был расформирован.
28 его сотрудников были переведены
в Научно-производственное объединение
"Молния", которое было создано специально
для
"Бурановской" темы.
П.А. Шустер
формально оставался в должности заместителя
Главного
конструктора ОКБ-155.
После ухода на заслуженный отдых Пётр Абрамович
скромно жил
в Москве
и неоднократно делился своими воспоминаниями
с авторами статей
на авиационные
и космические темы.
Истребительная авиация,
крылатые ракеты
М.И. Гуревича,
"Спираль",
ЭПОС....
Пётр Абрамович Шустер
останется
в истории, как внёсший Большой вклад в
создание авиационной
и экспериментальной воздушно-космической техники, причём в
самые сложные и неоднозначные
для ОКБ-155 времена.
Награды:
Пётр Абрамович Шустер
был награжден орденами Трудового Красного Знамени
и "Знак Почёта", медалями
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира
Ильича Ленина", "Ветеран труда" и другими
наградами.
|