-
 


Лауреат Ленинской и
Государственной премий СССР;
 Лауреат премии Правительства РСФСР;
Заслуженный деятель науки
Российской Федерации;
Первый заместитель
Генерального конструктора
Конструкторского бюро "Салют"
Государственного космического
научно-производственного центра
имени М.В. Хруничева;

 
 

Действительный член
Российских Академий космонавтики
имени К.Э. Циолковского и Инженерных наук,
Международной Академии наук
экологии, безопасности человека и
окружающей среды;
Профессор, руководитель
Кафедры беспилотных летательных аппаратов
Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе

 
-
-
     
 


Родился 5 марта 1928 года в городе Камень-на-Оби, Алтайского края,
в семье агронома и учительницы.
Носил
фамилию матери.

Как и многие его сверстники предвоенной поры, Владимир Карраск увлекался авиацией,
а затем
космическими полетами - под влиянием книг
К.Э. Циолковского, К. Фламмариона, Я.И. Перельмана, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка и других.
Это увлечение предопределило после окончания школы с золотой медалью
в
1945 году поступление в Московский авиационный институт.
Профилирующий курс проектирования самолетов читал
Владимир Михайлович Мясищев, который руководил и дипломным проектированием.

С
окончанием В.К. Карраском МАИ с отличием в 1951 году совпала организация
ОКБ-23 на базе завода № 23 на Филях.
Целевым назначением было создание стратегического межконтинентального турбореактивного бомбардировщика по предложению
В.М. Мясищева в противовес американскому "Боингу" В-52 "Стратофортресс".

Главным (а затем и Генеральным) конструктором был назначен
В.М. Мясищев -
автор дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102,
преемник Владимира Михайловича Петлякова после его гибели в авиакатастрофе.

При
формировании ОКБ Мясищева, пользуясь данными ему полномочиями,
забрал к себе
не только почти всех выпускников МАИ, но и других институтов и техникумов. Учёба под его руководством продолжалась в процессе создания уникального
по тем временам проблемного самолета (за что не взялся
А.Н. Туполев).
Одновременно создавался коллектив на уровне этой задачи.
Работали почти в режиме военного времени, которое было еще свежо в памяти у всех.
Окрыляло
сознание ответственности, а для молодых стимулом была еще и честь работы
на "передовом крае науки и техники".
200-тонный самолет М-4 (его зарубежное название "Бизон") совершил первый полет
через 1 год и 10 месяцев (к примеру, "Боинг" В-52 создавался 6 лет).

За
"Бизоном" последовал сверхзвуковой (М=2,2) 200-тонный бомбардировщик М-50,
успешно
проходивший летные испытания.
Для
предотвращения автоколебаний передней опоры его шасси Карраском
был разработан
инерционный демпфер (позднее этот принцип был использован для погашения возникших продольных колебаний на одной из ракет, стоящих на боевом дежурстве).

В.К. Карраском была создана развернутая теория шасси "велосипедного типа"
тяжелых самолетов
.

Создавался сверхзвуковой аппарат "Буран" с прямоточным двигателем и четырьмя ракетными ускорителями на высококипящих компонентах;
велись р
аботы по созданию самолета с ядерной двигательной установкой,
по
спускаемому космическому аппарату типа "фара" с авторотирующим винтом
и
многое другое.

После резкой смены темы производства и назначением
В.М. Мясищева
на должность Директора ЦАГИ, переход на ракетную (а позднее и космическую тематику) прошёл для коллектива практически безударно и при всей любви
Владимира Константиновича к авиации отвечал его давнишним чаяниям.

ОКБ-23, завоевавшее к этому времени высочайшую техническую репутацию,
в
1960 году было переориентировано на создание межконтинентальной баллистической ракеты (в противовес американской "Титан-II") под руководством
Генерального конструктора
Владимира Николаевича Челомея.

В.К. Карраск возглавил сначала вновь созданный им
отдел баллистики, а затем и все проектно-расчетное направление,
находясь в должности 1-го заместителя Генерального конструктора КБ "Салют"
Государственного космического научно-производственного центра
имени М.В. Хруничева
, созданного в 1993 году на базе ОКБ-23 и Завода
имени М.В. Хруничева
(ранее завод № 23).

При непосредственном участии В.К. Карраска была созданы
универсальные ракеты  "УР-100", "УР-100К", "УР-100Н", а в "УР-200"
были воплощены последние достижения и, в первую очередь, установлены
прогрессивные жидкостные ракетные двигатели
так называемой "замкнутой схемы", обогнавшие мировое двигателестроение, по крайней мере, на 25 лет.

На
основе ракеты "УР-100Н" - в порядке конверсии был создан носитель
легкого класса
"Рокот"
.

Он был руководителем проекта и создания ракеты-носителя "Протон-К" -
самого надежного в мире носителя тяжелого класса.
В
настоящее время полным ходом идёт эксплуатация модернизированного
носителя "Протон-М"
.

Развернуты работы по созданию модульного унифицированного ряда носителей
очередного поколения "Ангара"
от лёгкого до тяжелого классов.
Одновременно
создается многоразовый ракетный блок "Байкал",
входящий в
состав их первых ступеней.

Для
"Рокота", "Протона" и "Ангары" созданы и прорабатываются разгонные блоки,
в том числе на
водородно-кислородном топливе.

Для
индийского носителя GSLV был создан и успешно испытан водородно-кислородный разгонный блок и наземная инфраструктура для него.
В
результате Индия стала членом Международного ракетного клуба.

В.К. Карраск принимал участие в работах по созданию кораблей и модулей
20-тонного класса
, выводимых "Протоном" и основанных на конструктивно-
технологическом заделе "Протона"
.
Они явились затем основой для создания четырёх ТКС - транспортных кораблей снабжения, долговременных орбитальных станций "Салют" и "Алмаз",
всех модулей станции "Мир", а также модулей "Заря" и "Звезда"
Международной космической станции.

Были развернуты работы по созданию универсальной космической платформы "Яхта"
с электроракетными двигателями.

Для того, чтобы лучше
представлять условия работы космонавтов в создаваемых кораблях и модулях, В.К. Карраск испытывал на себе невесомость в летающей лаборатории на базе самолета Ту-104 и прыгал с парашютом.

Владимир Константинович являлся первым заместителем Председателя Научно
экспертного совета
при Комиссии Совета Федерации по защите окружающей среды; членом ученых советов ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и Российского аэрокосмического агентства, членом консультативно-экспертного Российско-американского совета
по Международной космической станции
.

Наряду с
активной научно-производственной деятельностью профессор В.К. Карраск
с
1953 года вёл плодотворную педагогическую работу по совместительству в МАИ,
в течение
семи лет возглавлял Кафедру беспилотных летательных аппаратов.

Он читал курс в Массачусетском технологическом институте (Бостон, США, 1991 г.), выступал на международных конгрессах, конференциях и симпозиумах в США, Франции, Италии, Голландии, Германии, Китае, Индии, Бразилии, Москве.

Владимир Константинович Карраск - действительный член Российских Академий космонавтики имени К.Э. Циолковского и Инженерных наук, Международной академии наук экологии, безопасности человека и окружающей среды.

Награды:
За участие в создании ракет
"УР-100", "УР-100К", "УР-100Н"
Владимир Константинович Карраск в 1967 году был удостоен Ленинской премии.
 
За создание ракеты-носителя "Протон-К" в 1985 году
он
был удостоен Государственной премии СССР.

В.К. Карраск
- Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996),
Лауреат Премии Правительства РСФСР (1977, За создание Долговременных
орбитальных станций
),

Он был награжден орденами Ленина
(
1967, За создание бомбардировщика М-500),
"За заслуги перед Отечеством" IV степени
(2002),
медалями и другими знаками отличия.

 

 
-
 


Выдающийся инженер-конструктор, создатель ракетно-космической техники
Владимир Константинович Карраск скончался 13 марта 2004 года
в результате инфаркта.

Похоронен он в Москве, на Троекуровском кладбище (уч. № 13а).

(увеличить фото) г. Москва, Троекуровское кладбище (уч. № 13а), могила В.К. Карраска (октябрь 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при Создании страницы использованы
материалы сайта:

ГКНПЦ имени М.В.Хруничева
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"