-
 


Начальник Научно-исследовательского
института Военно-воздушных сил;
Начальник
Научно-исследовательского
института ракетной и реактивной
техники (НИИ-1)
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
;
генерал-майор
инженерно-авиационной службы

 
-
-
     
 


Родился в 25 декабря 1898 года.

В июле 1941 года Пётр Иванович Фёдоров был назначен на должность Начальника Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил СССР.

В связи с приближением линии фронта к Москве летом 1941 года НИИ ВВС
был перебазирован в город Свердловск
(ныне – Екатеринбург).

За время пребывания в Свердловске под руководством
П.И. Фёдорова
коллективом института было проведено
2200 испытаний
,
в том числе
: 209 - по самолётам, 173 - по моторам, 25 - по воздушным винтам,
850 - по спецоборудованию, 48 - по материалам и конструкциям.
Выполнено также
306 научно-исследовательских работ.

Особое внимание заслуживает испытание первого экспериментального
истребителя-перехватчика БИ-1
с жидкостно-реактивным (ракетным) двигателем.

В 1942 году Пётр Иванович Фёдоров входил в состав комиссии по подготовке к первым
лётным испытаниям самолёта БИ-1
с жидкостно-реактивным ракетным двигателем,
разработанным конструкторским коллективом
в составе
Виктора Фёдоровича Болховитинова (заместителя начальника НИИ ВВС по научной части), Арвида Владимировича Палло (ведущего инженера-двигателиста), Александра Яковлевича Березняка (ведущего инженера-конструктора самолёта, начальника бригады механизмов), Леонида Степановича Душкина (главного конструктора, ответственного за создание самолёта), Алексея Михайловича Исаева (главного конструктора двигателей), Владимира Аркадьевича Штоколова (заместителя главного
конструктора двигателей
)
и др.
В.Ф. Болховитинов и А.В. Палло также являлись членами комиссии, которую возглавлял ведущий специалист по аэродинамике самолётов, профессор Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Н. Жуковского, генерал-майор
инженерно-технической службы
Владимир Сергеевич Пышнов.
Ведущим инженером НИИ ВВС по самолету "БИ" и членом комиссии
являлся Михаил Иванович Таракановский.
Ведущим лётчиком-испытателем был назначен
капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи.

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 3 июня 1942 года
Петру Ивановичу Фёдорову было присвоено воинское звание
"генерал-майор инженерно-авиационной службы".


После начала реэвакуации института
в Москву в 1942 году П.И. Фёдоров
был понижен
в должности до заместителя Начальника НИИ ВВС.

В мае 1944 года генерал-майор
Пётр Иванович Фёдоров был назначен на должность Начальника Научно-исследовательского института реактивной и ракетной техники (НИИ-1) Народного комиссариата авиационной промышленности СССР образованного
на базе НИИ-3 Наркомата боеприпасов.

С 5 августа по 4 сентября 1944 года Начальник НИИ-1
П.И. Фёдоров руководил комиссией
по изучению немецкой ракетной техники
на экспериментальной станции Дебице (Польша).
На этой станции немцы проводили испытания ракет "Фау-1" и "Фау-2".
В состав входили
Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов, Р.Е. Соркин,
Н.Г. Чернышёв, А.И. Клюев и Г.Н. Салазко.

За это время были обследованы полигон Близна, места падения и разрывов выпущенных немцами самолетов-снарядов "Фау-1" и ракет "Фау-2" в Нивиске, Кольбушове и Лясковицах, а также места предполагаемого производства этих видов вооружения в Жешуве, севернее Соколув, Стшижув, Стенпина и Дембице.
В Москву были отправлены отдельные агрегаты и узлы ракеты "Фау-2".

По заключению наших специалистов, "в ракетном снаряде "Фау-2" использован комплекс последних достижений науки и техники: химии, физики, теплотехники, механики, машиностроения, материаловедения и т. д."
Был сделан вывод, что наличие найденных агрегатов "Фау-2" сокращает
время
на 7-10 лет, необходимое на конструирование подобных объектов.

После проведённых исследование было принято решение
о необходимости второй командировки советских специалистов в район польского города Дебице.

Награда
:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года
"За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, выдающиеся успехи по подготовке и усовершенствованию авиационных технических кадров в обеспечение действующей армии авиационным вооружением" генерал-майор инженерно-авиационной службы Пётр Иванович Фёдоров был награждён орденом Красного Знамени.

 

 
-
 


17 февраля 1945 года самолёт "Дуглас" потерпел катастрофу в Киевской области,
в районе аэродрома Жуляны.

В результате аварии погибли пять членов экипажа и девять членов специальной комиссии Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которые должны были принять участие в дальнейших поисках и исследовании
немецких ракет
ау-2"
(V-2):
Дубов Василий Михайлович
(родился в 1906 году) - Начальник Главного
управления Нар
комавиапрома, генерал-майор инженерно-авиационной службы,
Председатель комиссии
;
Тимофеев Дмитрий Александрович (родился в 1906 году) - Директор
авиационного завода № 126 в Комсомольске-на-Амуре, полковник
инженерно-авиационной службы
;
Попов Роман Иванович (родился в 1914 году) - инженер, начальник отдела
по разработке радиотехнических систем НИИ-1
;
Шварц Леонид Эмильевич (родился в 1905 году) - инженер-конструктор
НИИ-1
, один из создателей "Катюши", инженер-полковник
инженерно-артиллерийской службы
, лауреат Сталинской премии;
Дементьев Сергей Сергеевич (родился в 1907 году) - инженер-майор,
начальник отдела НИИ-1
;
Комаров Александр Иванович (родился в 1907 году) - инженер-полковник,
начальник отдела НИИ-1
; Начальник Главного управления Наркомавиапрома;
Гирич Яков Трофимович (родился в 1902 году) - заместитель Начальника
Главного управления Нар
комавиапрома;
Коновалов Юрий Васильевич (родился в 1910 году) - инженер-капитан,
конструктор НИИ-1
и
Фёдоров Пётр Иванович
- Начальник НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР , генерал-майор инженерно-авиационной службы.

В этой же катастрофе погиб шофёр НИИ-1, старшина Федоренко Михаил Васильевич (родился в 1915 году), летевший в качестве
водителя руководства комиссии.

Причиной катастрофы стал срыв с креплений автомобиля "Виллис"
загруженного в самолёт.
По другой версии, причиной катастрофы стали плохие погодные условия
(туман).

Урна с прахом П.И. Фёдорова была захоронена в Москве,
в Колумбарии Новодевичьего кладбища
(секция № 99, ряд
2, ниша № 2).

(увеличить фото) г. Москва, Колумбарий Новодевичьего кладбища (секция № 99, ряд № 2, ниша № 2), захоронение урны с прахом П.И. Фёдорова (март 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

В этой же секции был захоронен прах других жертв катастрофы -
Д.А. Тимофеева, Р.И. Попова, Л.Э. Шварца, С.С. Дементьева,
А.И. Комарова, Я.Т. Гирича, Ю.В. Коновалова и М.В. Федоренко.

Прах Председателя комиссии, генерал-майора
В.М. Дубова захоронен
на 4-м участке Новодевичьего кладбища.

 

 
-
 


При создании страницы использованы
следующи
е статьи и материалы:


(открыть ссылку) Владимир Ивкин. "Решение на прорыв" (было опубликовано в газете "Красная Звезда", 27 мая 2006 года)

Страница П.И. Фёдорова на сайте "Испытатели"

Б. Е. Черток. "Ракеты и люди"
 

 
    -

Военачальники, руководители предприятий и ведомств ракетно-космической отрасли