-
Сергей Осипович
Охапкин
родился 19 сентября
(2 октября)
1910 года в Москве,
в семье рабочего.
После смерти отца
с
двухлетнего возраста он жил
со своей матерью на её родине,
в
селе Михалёво Брониицкого уезда Московской губернии
(ныне -
в
составе городского
округа Воскресенск Московской области),
а в 1924 году, после смерти матери, переехал
к бабушке и тёте в село Ванилово
того же уезда
(с 1928
года - посёлок имени Цюрупы).
В этом же году,
Сергей Охапкин
поступил
на работу на
местную ткацкую фабрику
учеником токаря.
В свободное от работы время, он занимался самообразованием
и в 1932
году сдал
экстерном экзамены за среднюю школу.
В 1933 году,
С.О. Охапкин
поступил в
Московский Авиационный институт имени Серго
Орджоникидзе
(ныне - Московский
авиационный институт (национальный
исследовательский университет)),
который окончил с отличием в 1938 году,
с дипломом инженера-механика по самолётостроению.
До 1948 года, он работал в должностях инженера-расчётчика,
конструктора, Старшего
инженера в авиационных конструкторских
бюро под руководством
С.В. Ильюшина,
В.М.
Мясищева (в
городе Омске),
на Новосибирском авиационном заводе имени
В.П. Чкалова и авиационном заводе № 156, ставших
для него прекрасной
конструкторской школой, участвуя в создании многих
боевых самолётов.
В 1948 году,
Охапкин Сергей Осипович,
по приглашению
Королёва Сергея Павловича
поступил
на работу в отдел № 3 Специального конструкторского
бюро Научно-
исследовательского института № 88 Министерства вооружения СССР
образованного
на базе Артиллерийского завода № 88 в посёлке
Подлипки расположившегося
в границах города Калининграда Московской области
(ныне
- город Королёв
Московской области)
и
созданного согласно
Постановления Совета Министров СССР
№ 1017-419
от 13 мая 1946 года
"Вопросы
реактивного вооружения"
определивший
программу работ по реактивной и ракетной технике.
Историческая
справка:
.....В
апреле 1950 года на базе нескольких отделов НИИ-88 было создано
Особое конструкторское бюро № 1
(ОКБ-1)
под руководством
Сергея Павловича Королёва,
которое Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1956
года № 4912сс вместе с опытным заводом было выделено в
самостоятельную организацию.
.....Таким
образом, Завод № 88 был подчинён руководству ОКБ-1
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной
технике.
.....После
безвременной кончины
С.П. Королёва и
упразднения Государственного комитета Совета Министров СССР по
оборонной технике и создании вместо него Министерства общего
машиностроения СССР,
6 марта 1966 года,
на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было
образовано ЦКБЭМ - Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения
(с
22 мая 1974 года
- Научно-производственное объединение "Энергия")
с Заводом экспериментального машиностроения
(ныне
- Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация
"Энергия" имени С.П. Королёва").
С 1948 года,
С.О. Охапкин,
как
специалист по динамике и прочности конструкций
летательных аппаратов,
являлся
Начальником сектора прочности, а в мае 1951 года -был
назначен на должность Начальника конструкторского отдела
№ 4.
Он руководил работами по расчётам на прочность
первых отечественных
баллистических ракет дальнего действия Р-1
(созданной
по чертежам
немецкой
ракеты дальнего действия "V-2"
ввезенным из Германии советскими специалистами),
Р-2, Р-3, их модификаций для
геофизических высотных исследований.
С.П. Королёв
во всех вопросах
конструкции опирался в первую очередь на него.
В самые трудные моменты весового дефицита, когда у
проектантов едва сходились
концы с концами, возглавляемый
С.О. Охапкиным
коллектив сектора
прочности умел
так завязать силовую
схему, что в многотонной конструкции уже не было
ни одного
лишнего грамма.
Приказом Министра обороны СССР № 00183
"О проведении
испытании ракеты Р-2"
от 3
октября 1953 года
(с
грифом "Совершенно секретно)
"О
проведении испытаний
отстрелом изделий 8Ж38",
во исполнение распоряжения Совета Министров СССР,
от 14 августа 1953 года № 10621рс о проведении
в 1953 году испытания отстрелом 12-ти
изделий 8Ж38
(ракеты
Р-2) с
целью уточнения временных таблиц стрельбы, измерения
характера вибраций и проверки качества указанных изделий
после внесения в них
изменений по результатам контрольных отстрелов,
проводившихся в 1952 году, согласно
пункта № 2 этого приказа, была назначена комиссия для
проведения испытаний
изделий 8Ж38.
От Министерства оборонной промышленности в состав
этой комиссии был назначен
и
Охапкин Сергей Осипович,
назначенный в 1952 году на должность
заместителя
Главного конструктора ОКБ-1 по конструкторской части.
Он был ответственным за работу конструкторских отделов
и за работы связанные
с выпуском технической документации.
В 1950-е годы весь коллектив ОКБ-1, в
том числе и
С.О. Охапкин,
работал над
усовершенствованием межконтинентальных баллистических ракет.
В ОКБ-1 была принята на вооружение двухступенчатая межконтинентальная
баллистическая ракета Р-7
(8К71)
с
отделяющейся головной частью массой
3 тонны
и дальностью
полёта
8 тысяч километров.
21 августа 1957 года, первая успешно испытанная межконтинентальная
баллистическая
ракета в мире, доставила груз на дальность
около 6500 километров.
Она использовалась в нескольких
модификациях: как боевая ракета с ядерным
зарядом и как созданная на её базе
ракета-носитель для вывода космических
аппаратов на расчётную околоземную
орбиту.
30 января 1956 года, было принято Постановление ЦК КПСС
и Совета Министров №
149-88сс
(с
грифом "Совершенно секретно.
Особая папка")
"О
создании объекта "Д"",
согласно которому был принят
план разработки
и
изготовления этого изделия,
проведения научно-исследовательских работ
и
эскизной проработки.
Объектом "Д" в документах именовался неориентируемый
искусственный
спутник Земли.
В 1958
году, Высшая Аттестационная комиссия СССР на основании
представленных материалов (перечня
научных трудов соискателя,
отзывов о научной и инженерной деятельности,
подписанных крупнейшими учёными страны, в том
числе Академиками
Мстиславом Всеволодовичем Келдышем,
Владимиром Александровичем Котельниковым,
Леонидом Ивановичем Седовым
и другими)
присудила без защиты
диссертации учёную степень Доктора технических наук 14-ти
ведущим сотрудниками
ОКБ-1, в том числе и
Охапкину Сергею Осиповичу.
С,О.
Охапкин
участвовал
в разработке проектной и конструкторской документации
на первый спутник,
руководил работами
по
проектированию головного обтекателя
ракеты-носителя Р-7,
защищавший спутник от воздействия атмосферы на участке
выведения, и участвовал в отработке отстыковки
наземных коммуникаций и
технологии обслуживания хвостовых отсеков ракеты на старте,
по результатам
которых была откорректирована эксплуатационная документация.
Пуск Первого в Мире
искусственного спутника Земли был осуществлён
4 октября 1957 года с помощью ракеты-носителя Р-7.
-
-
С.О.
Охапкин
непосредственно руководил созданием других модификаций этой
ракеты
для
осуществления полётов искусственных спутников Земли с
собаками на борту,
космических аппаратов народно-хозяйственного и
специального назначения,
автоматических межпланетных станций, первых и
последующих пилотируемых
космических кораблей "Восток", "Восход" и "Союз".
В процессе создания ракеты-носителя и первого
пилотируемого космического корабля,
Сергей
Осипович,
отслеживая теоретические исследования, вносил поправки
применительно к конкретным особенностям уже летающей
трёхступенчатой
ракеты Р-7 в варианте 8К72, которую впоследствии
назвали "Восток".
-
-
6
марта 1966 года, после
смерти
С.П. Королёва
и последовавшего вслед за этим преобразования
ОКБ-1 в Центральное конструкторское бюро
экспериментального
машиностроения,
Охапкин Сергей Осипович
был назначен
на должность первого
заместителя Главного конструктора ЦКБЭМ - Руководителем
комплекса № 1
ракетных систем.
-
-
В это время приоритет в развитии космической техники
получила "Лунная программа",
ставшая частью так называемой "лунной гонки" - борьбы
с США за первоочередное
право на освоение Луны, в том числе с помощью
пилотируемых космических аппаратов.
С.О.
Охапкин
участвовал в разработке: технической
документации ракеты-носителя
сверхтяжёлого класса Н1, предназначенной для
выведения пилотируемого
космического аппарата Л3; конструкций ракетных блоков,
прочностных испытаниях
модели носителя, выборе материалов; занимался
вопросами аэродинамики
и другими связанными с этой тематикой проблемами.
Им были проявлены инициатива и настойчивость, в
результате чего, в соответствии
с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
по ракете Н1, были заново
выстроены и оснащены уникальным оборудованием лаборатории
для всевозможных
статико-динамических и натурных испытаний узлов,
деталей и моделей ракет целиком,
которые шли шли параллельно с производственным
процессом.
-
-
После высадки американских астронавтов на Луне и
закрытия "лунной программы"
Охапкин Сергей Осипович
участвовал
в руководстве
разработкой конструкции корабля
7К-С
(одной
из модификаций "Союза"),
комплекта конструкторской документации и
определением программы экспериментальной отработки корабля,
послужившего базой
для дальнейшего развития данного направления и
создания корабля "Союз Т"
(7К
- СТ).
Он был одним из инициаторов создания орбитальной
станции научного и
народнохозяйственного назначения "Салют" с
использованием имеющегося задела:
элементов конструкции орбитального блока станции "Алмаз"
и служебных систем
уже испытанного корабля "Союз".
-
-
Он также внёс вклад в разработку конструкторской и
рабочей технической документации для создания
жидкостных одноступенчатых баллистических ракет
Р-5 (8А62)
средней дальности наземного базирования
и Р-11/Р-11М
(8А61/8К11)
на
долгохранимых компонентах топлива, в том числе в
разработку новых расчётных
методик и проведению комплекса расчётов на
статическую и динамическую прочность
конструкций ракет и ракет-носителей, ракетных
блоков и узлов.
-
-
С 1973 года,
С.О. Охапкин
являлся научным консультантом Главного конструктора
Центральное конструкторское бюро экспериментального
машиностроения, в 1974 году
преобразованного в Научно-производственное объединение
"Энергия", а в 1979 году,
он уволился с работы в связи с резким
ухудшением состояния здоровья.
Одновременно с основной работой
Сергей Осипович занимался
преподавательской
деятельностью
в должности
заместителя Заведующего кафедрой Московского
авиационного института имени Серго Орджоникидзе.
Доктор технических наук, Профессор
С.О. Охапкин - автор
и соавтор более 250-ти
научных трудов в
области динамики и прочности
конструкций ракет-носителей и
летательных аппаратов,
изобретений и
рационализаторских предложений;
научный руководитель
ряда
диссертационных работ.
-
•
•
•
•
•
•
Воспоминания
Охапкина Сергея
Осиповича
вошли в книгу
"Академик С.П. Королёв. Учёный.
Инженер. Человек. Творческий портрет
по воспоминаниям современников"
(ответственный
редактор - академик
А.Ю. Ишлинский;
г. Москва, издательство "Наука", 1986 год; 44-45 стр.):
-
открыть ссылку
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 20 апреля
1956 года (с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
создание и принятие на вооружение ракеты Р-5М",
заместитель Главного конструктора Опытного конструкторского бюро
№ 1
НИИ-88 Министерства оборонной промышленности
Охапкин Сергей Осипович
был награждён орденом
Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/37
от 21 декабря 1957 года,
(с
грифом "Совершенно секретно"),
"За заслуги в деле создания и
запуска в
Советском Союзе Первого в Мире искусственного спутника Земли", заместитель
Главного конструктора
по
разработке ракеты-носителя Опытного конструкторского
бюро № 1 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Охапкин Сергей Осипович
был удостоен звания Героя
Социалистического Труда
с вручением ему ордена Ленина
(№
371629)
и Золотой медали "Серп и Молот"
(№
8627).
Постановлением Президиума Академии наук СССР № 1143 29
декабря 1961 года
(с
грифом "Секретно"),
заместителю Главного конструктора ОКБ-1
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной
технике
Охапкину Сергею Осиповичу,
в составе большого коллектива учённых, представителей
промышленности
и Вооружённых сил, создателей ракетно-космической техники,
а также
деятелей науки и культуры, была присуждена
настольная медаль,
учрежденная Постановлением Совета Министров СССР
от 18 декабря
1957 года № 1420, в честь запуска
в СССР первого в мире
искусственного спутника Земли.
-
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
успешное выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета
этого
корабля с человеком на борту",
заместитель
Главного конструктора Опытного
конструкторского
бюро № 1 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Охапкин Сергей Осипович
был награждён орденом
Ленина.
Постановлением Совета Министров СССР от
21 апреля 1966
года,
"За создание
многоместных кораблей "Восход-1" и "Восход-2" и проведение их
полётов
с выходом
человека в космическое пространство из корабля "Восход-2",
Ленинской премии
в области техники
за 1965 год были удостоены, в том числе -
ведущие
специалисты Центрального
конструкторского бюро экспериментального
машиностроения:
Легостаев Виктор
Павлович;
Осипов Вячеслав Дмитриевич;
Охапкин
Сергей Осипович;
Палло Арвид Владимирович;
Рязанов Евгений
Фёдорович;
Рублёв
Борис Васильевич;
Солдатенков Александр Михайлович;
Феоктистов Константин Петрович;
Фролов
Евгений Александрович;
Цыбин Павел Владимирович
и
Шабаров Евгений Васильевич.
Ему
было также присвоен Почётное звание "Заслуженный деятель
науки
и техники РСФСР".
Кроме того,
С.О. Охапкин
был награждён медалями: "За
доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина",
"Тридцать лет
Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов",
"Ветеран труда"
и другими наградами.
-
|