-
Леонид Ильич Слабкий
родился 25 июля 1925 года
в семье врачей.
Окончив с отличием школу, в 1942 году он
поступил на Самолётостроительный факультет Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе.
Будучи студентом
Леонид Ильич
(вместе
с будущими создателями ракетно-
космической техники
Г.Ю. Максимовым,
Л.Н. Солдатовой,
Я.И. Колтуновым,
Б.И. Адамовичем,
Н.И. Сомовым,
писателем-фантастом
Б.В. Ляпуновым
и многими другими
(в
то время)
студентами МАИ)
являлся членом Секции
и Отделения
подготовки и технического осуществления ракетных
и космических полётов
Авиационного научно-технического общества студентов
(ПТОРКП
АНТОС МАИ).
-
-
По окончании института, в 1947 году
Л.И. Слабкий
работал инженером лаборатории
Завода № 293 Министерства авиационной промышленности СССР
(Директор
и Главный
конструктор -
Бисноват Матус Рувимович; Московская
область, город Химки),
где
занимался статическими испытаниями конструкций самолётов с
двухкамерными
жидкостными ракетными двигателями.
С декабря 1947 года
Леонид Ильич Слабкий
трудился в
Научно-исследовательском
институте № 4 Академии Артиллерийских наук СССР
(в
последствии - 4-й Центральный
Научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР
(с 1992 года
-
Российской Федерации):
ныне - город Королёв, микрорайон
(бывший город)
Юбилейный).
Свою деятельность в этой организации,
Леонид Ильич
начинал в период становления
Отечественной ракетно-космической техники в группе
под руководством
Михаила Клавдиевича Тихонравова,
соратника
Сергея Павловича Королёва и одного
из пионеров практической космонавтики, с которым
познакомился во время учёбы
в МАИ, где Михаил Клавдиевич читал курс
"Моторные установки".
В 1948 году Леонид Ильич Слабкий
участвовал
в работах по компоновке
"пакета" из трёх ракет Р-1; в проектировании
ракетного двигателя на жидком кислороде и керосине
с тягой 100 тонно-сил.
Л.И. Слабкий
внёс большой личный вклад в разработку статической и
динамической
прочности средств выведения на орбиту космических
аппаратов и в развитие
нормативно-методической базы отработки на прочность
образцов
ракетно-космической техники.
В 1953 году он спроектировал и рассчитал на
прочность конструкцию блока
орбитальной пилотируемой станции по типу "пчелиного сота"
и исследовал нагрев
корпуса головной части межконтинентальных баллистических ракет
в рамках научно-исследовательских работ по заказу
ОКБ-1
Сергея Павловича Королёва .
Л.И. Слабкий
выполнил расчёты по нагреву
корпусов ракетных блоков ракеты-
носителя Р-7 и элементов стартового сооружения от
струй многокамерной
двигательной установки.
Результаты этого исследования были реализованы в 1957 году,
в техническом проекте
ракеты-носителя Р-7, позволившем осуществить запуски
искусственных спутников
Земли, автоматических станций для исследований Луны,
Венеры и Марса,
пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход",
"Союз" и автоматических
транспортных грузовых космических кораблей "Прогресс".
Являясь ответственным исполнителем ряда тем по
прочностной отработке
баллистических ракет, 12 июля 1957 года он участвовал
в лётно-конструкторских
испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, во
время третьего
(аварийного)
пуска этой ракеты в составе
боевого расчёта под командованием
инженера-подполковника
Осташева Евгения Ильича.
Леонид Ильич Слабкий
провёл анализ телеметрической информации и установил
причину аварии, заключавшуюся в потере
устойчивости ракеты по каналу вращения.
В 1958 году, в составе комиссии под руководством
заведующего отделом Института автоматики и телемеханики
Академии наук СССР (ныне
- Института проблем
управления имени В.А. Трапезникова Российской Академии наук)
Бориса Николаевича Петрова,
Леонид Ильич Слабкий
вёл работы по исследованию предотвращения
разрушения ракет-носителей космических аппаратов от
продольных
резонансных автоколебаний в полёте.
Результатом работы стала разработка и установка в
магистральных трубопроводах
ракет-носителей "пакета" блоков газожидкостных демпферов.
В 1961 году Л.И. Слабким
были даны оценки параметров компоновок
и
энергомассовых характеристик глобальных ракет ГР-1
(8К713)
и работал над
составлением проектов тактико-технических требований
Министерства обороны
СССР на ракеты-носители и наземно-стартовые
комплексы по запуску
малых искусственных спутников Земли.
Разработанные Я.И.
Колтуновым и
Л.И. Слабким
ряд конструкций ракет-носителей
и ракетных двигателей с
надвигающейся камерой сгорания, позволили получить
большое отношение массы топлива к массе конструкции
ракеты и повысить
дальность её полёта.
-
-
Леонид Ильич Слабкий был ответственным исполнителем разделов
научно-
исследовательских работ:
"Щит" и "Основа", по заданию Генерального штаба
Вооружённых сил СССР, в части
средств выведения космических аппаратов
(в 1963
году);
по исследованию
перспектив развития ракет-носителей космических
аппаратов
(в
1965-1967 годах);
"Поиск-П" (по
заказу Правительства СССР;
в
1967-1970 годах).
Леонид Ильич
принимал активное участие
в
работах,
возглавляемых Главными
конструкторами
С.П. Королёвым
и
В.П. Макеевым и
заместителем Начальника
4-го ЦНИИ МО СССР,
учёным в области динамики деформируемых
тел
и
механики космического полёта
Г.С. Наримановым,
исследуя прочностные
характеристики перспективных конструкций изделий
ракетно-космической техники.
Л.И. Слабкий
был непосредственным участником лётно-конструкторских испытаний
ракеты-носителя "Протон"
и ракетно-космического комплекса
состоявшего
из ракеты-носителя тяжёлого класса Н1 и пилотируемого корабля Л3
для полёта на Луну.
Много сил он отдал экспертизе большинства существующих
и разрабатываемых комплексов ракет-носителей и
разгонных блоков.
В 1968-1970 годов прошло несколько аварийных пусков
ракеты-носителя "Протон",
в том числе, два пуска подряд
(5
июля и 27 октября 1999 года)
заканчивались
взрывами ракетного блока ускорителя третьей ступени.
Работая в составе рабочих групп аварийных комиссий,
Л.И. Слабкий (вместе
с
А.В. Кармишиным
и
А.И. Лиходедом
- специалистами по прочности ракетно-
космических конструкций из Центрального
Научно-исследовательского института
машиностроения),
выявили по
данным анализа телеметрии и результатам
вибропрочностных
испытаний блока недостаточную прочность крепления
тоннельной трубы окислителя, проходящей через бак горючего,
предложили
усилить крепление трубы к нижнему днищу бака горючего
и повысить
её жёсткость, что и было осуществлено.
Причины аварий сводились к
одним и тем же: во-первых, партионность установленных
на верхних
ступенях двигателей, связанная, по указанному году, с
отступлениями
от штатной технологии сварки стыка крышки
соплового аппарата турбонасосного
агрегата
(вогнутость сварного
шва, сверхдопустимой стандартом,
микронесплошности
в зоне сплавления с корпусом турбины)
и, во-вторых, попадание алюминиевых
частиц
в указанную зону и возгорание крышки.
В январе 1987 года
Леонид Ильич Слабкий
участвовал в
работе комиссии,
совместно
с представителями ЦНИИМАШ, по выявлению причины
разрушения натурного
водородного бака ракеты-носителя "Энергия" в условиях
криогенно-статических
испытаний на заводе "Прогресс" в Самаре.
Причиной аварии явилось нарушение технологии изготовления бака:
применён ряд
"подварок" кольцевого соединительного шва верхнего днища,
повлекших
остаточные напряжения
(до
30 %
по величине от расчётных),
что и привело к разрушению.
В
рамках деятельности в 4-м Центральном
Научно-исследовательском институте Министерства обороны
Л.И. Слабким
были проведены анализ и оценка результатов вибростатических и вибродинамических испытаний универсального
разгонного блока "Фрегат", сделан ряд замечаний, устранение
которых было обеспечено соответствующими доработками элементов
конструкции блока.
В заключении 4-го ЦНИИ МО был сделан вывод о
допуске разгонного
блока "Фрегат" к лётным испытаниям.
Жизнь
Леонида Ильича
была всецело связана с наукой, с
исследованиями
в области освоения космического пространства.
Целью его научных исследований было создание оптимальной
одноступенчатой
многоразовой ракеты-носителя, сочетающего в себе все
достижения научной мысли,
а также творческие наследия К.Э. Циолковского,
С.П. Королёва,
В.П. Глушко,
М.К. Тихонравова,
В.П. Макеева,
Вернера фон Брауна и
других
выдающихся учёных
и конструкторов, а также
последние разработки американских специалистов фирмы
"Макдоннел Дуглас" и европейских инженеров в области
создания ракет типа
"Дельта - Клиппер".
С этой целью им были накоплены и систематизированы
обширные знания в области
аэрокосмической техники, механики,
материаловедения, рассматривая возможность
применения в конструкциях летательных аппаратов новых
композиционных
квазикристаллических материалов на основе легких термостойких суперсплавов.
Итогом этой работы явилось создание совместно с
Институтом механики МГУ, а также
с Институтом механики и
машиностроения Казанского научного центра Российской
Академии
наук математической модели оптимальной одноступенчатой
многоразовой ракеты-носителя с получением численных
результатов.
Данное изделие представляет собой ракету-носитель сверхтяжёлого
класса
с полезной нагрузкой
350-400 тонн
и имеет жидкостный ракетный двигатель - высокоэнергетическую
двигательную установку на трёхкомпонентном топливе
(жидкий
кислород - синтетическое углеводородное горючее)
с кольцевой
камерой сгорания и центральным телом.
Л.И. Слабкий
был одним из
основных участников программы "Идеал",
которую осуществлял Институт механики МГУ и которая преследовала
создание перспективных ракетно-космических аппаратов.
В рамках этой программы были не только широкие и
глубокие исследования, но и доклады по
различным проблемам ракетно-космической техники, от
исследования акустических полей движущейся ракеты до её
напряженно-деформированного состояния в целом,
начиная со старта.
Леонид Ильич Слабкий
был специалистом высокой квалификации и обладал
энциклопедическими знаниями.
Его блестящие выступления по проблемам настоящего
и будущего космонавтики
никого не оставляли равнодушным.
Леонида Ильича
всегда отличали
интеллигентность,
исключительная скромность, отзывчивость и
доброжелательность. Все свои силы он отдал любимой работе,
до последнего дня оставаясь патриотом
российской космонавтики и нашего Отечества.
Вот что
Леонид Ильич Слабкий
писал в своей статье
"Перспективы развития средств
выведения космических объектов и проблемы оптимизации их облика"
(журнал
"Обозрение прикладной и промышленной математики"; 2005 год,
т. 12, вып. 4; стр. 822-836):
-
.....
....."Перспективы дальнейших исследований и освоения Луны,
планет
Солнечной системы, их спутников и астероидов, с созданием баз
проникновения в глубины Космоса, познания законов природы и
изучения Вселенной, расширения круга военных и
народнохозяйственных задач, решаемых космическими аппаратами в
околоземном пространстве, включая развёртывание орбитальных
электростанций с передачей энергии на Землю - всё это
предопределяет пересмотр существующих представлений о развитии
средств выведения полезных грузов в течение ближайших 15-20 лет.
.....В перспективном плане неизбежен переход к полностью многоразовым
носителям космических аппаратов и разгонным блокам, которые
будут обладать огромным радиусом действия, большой автономностью
функционирования, обеспечивать групповые запуски объектов и
многократное маневрирование в Космосе. Для создания таких
средств выведения и транспортно-технического обеспечения
необходимы разработка и производство новых конструкционных,
теплозащитных, радиационностойких материалов,
высокоэффективных жидких топлив, включая криогенные глубокопереохлажденные (до
шугообразного состояния) водород, кислород, кислородоозоновые
смеси, метан, пропан, метастабильный гелий,
новые типы ракетных
двигателей, в том числе трёхкомпонентные жидкостные,
ядерные,
лазерные, аннигиляционные".
..... |
-
Научная деятельность Л.И.
Слабкого
определялась практической работой
в 4-м Центральном
Научно-исследовательском институте Министерства обороны,
которому он отдал 57 лет своей жизни и являлась по
истине многогранной.
Леонид Ильич Слабкий
- автор и соавтор
свыше 50-ти печатных работ,
180-ти научных работ и 25-ти
изобретений
(в
том числе с
Я.И. Колтуновым).
Он - участник Ломоносовских научных чтений, проводимых Московским
Государственным университетом и других научных
конференций,
в том числе и по космонавтике.
В 1963 году вместе
Олегом Викторовичем Гурко
им была написана статья
"Использование силовых влияний
гравитационного и светового полей Солнца
для ориентации
космических аппаратов",
вошедшая в сборник "Искусственные спутники Земли"
(г.
Москва, Академия наук СССР № 1963 год, № 16, стр. 34-45).
В данной работе было предложено решение задачи
обеспечения требуемой
ориентации космического аппарата в полете за счёт
сил светового давления,
в частности, ими, одними из первых была
предложена схема радиационно-
гравитационной стабилизации космического аппарата,
основанная
на применении солнечного паруса.
В соавторстве с одним из основных руководителей
испытаний многоразовой
транспортной ракетно-космической системы "Энергия"-"Буран"
Гудилиным
Владимиром Евгеньевичем,
Леонид Ильич Слабкий
создал
фундаментальный, энциклопедический
труд
"Ракетно-космические
системы (История. Развитие. Перспективы)"
(г.
Москва, 1996 год).
-
открыть ссылку
-
Кроме того,
Л.И. Слабким
опубликован ряд работ в области
математики и механики:
"Некоторые вопросы расчёта жидкостных ракетных
двигателей на прочность"
(Московская
обл, г. Болшево-1; 4-ЦНИИ МО СССР, 1952 год, 235 стр.);
-
"Собственные колебания замкнутой круговой
цилиндрической оболочки
со свободными краями"
(г. Москва,
"Известия
Российской Академии наук. Механика твёрдого тела"; 1994 г.);
"Математические модели деформирования конструкций
ракетно-космической техники нового поколения при
динамическом, силовом и температурном нагружении"
(отчёт,
в соавторстве с
В.И. Мамаем,
Г.В. Москвитиным,
Г.А. Тавризовым,
В.Л. Азаровым,
Ю.Б. Рождественским,
А.А. Малининым,
Г.И. Колосовым; г. Москва,
МГУ имени М.В. Ломоносова; Московская
обл., г. Юбилейный, 4-ЦНИИ МО РФ; Московская
обл., г. Королёв,
ЦНИИмаш;
1997-1998 годы);
-
"Об одной неизвестной идее М.К.Тихонравова
относительно конструкции орбитальной пилотируемой станции из
пластинчатых элементов и теории складок в расчётах на прочность
призматических структур от действия нагрузок в условиях космоса"
(издание
"Космос на страже Родины". Первые научные чтения по военной
космонавтике
Памяти
М.К. Тихонравова;
г. Москва; издательство "Космо", 1998 год; стр. 204-205);
-
"Аварийность отечественных ракет-носителей
космических аппаратов,
связанная с потерей вибрационной и усталостной прочности"
(издание
"Космос на страже Родины". Вторые научные чтения по военной
космонавтике
Памяти
М.К. Тихонравова:
том 2 под редакцией
В.А. Меньшикова;
г. Москва;
издательство "Космо", 1999 год; стр. 244-249);
-
"Изгибные колебания упругих тонких слоистых
кристаллических пластинок"
(Обозрение прикладной и промышленной
математики; 2001 год, т. 8, вып. 2; стр. 687-688);
-
"Взаимодействие акустических полей с заполненной
газом тонкостенной
круговой изотропной цилиндрической оболочкой"
(Сборник
докладов секции "Механика деформируемого твёрдого тела"
научной конференции
"Ломоносовские чтения" МГУ имени М.В. Ломоносова; г.
Москва, апрель 2001 года; стр. 16-22);
-
"Акустическая прочность упругих составных цилиндро-конических оболочек
неканонической формы"
(Сборник
докладов секции "Механика деформируемого твёрдого тела"
научной конференции
"Ломоносовские чтения" МГУ имени М.В. Ломоносова; г.
Москва, апрель 2002 года; стр. 25-28);
-
"Вибрации космического аппарата"
(Сборник
докладов секции "Механика деформируемого твёрдого тела"
научной конференции
"Ломоносовские чтения" МГУ имени М.В. Ломоносова; г.
Москва, апрель 2003 года; стр. 120);
-
"Акустическое нагружение оболочек космического
летательного аппарата
на участках полёта с транс- и
сверхзвуковыми скоростями"
(Обозрение прикладной и промышленной
математики; 2003 год, т. 10, вып. 3; стр. 746-750);
"Исследование изгибных
колебаний упругих тонких слоистых кристаллических
пластинок с учётом деформаций поперечного сдвига при
действии акустического нагружения"
(Московская
область, г. Юбилейный; 4 ЦНИИ МО РФ, 2003год).
Награды:
За заслуги в области создания
ракетно-космической техники
Слабкий Леонид Ильич
был награждён орденом "Знак Почёта";
медалями: "За трудовую доблесть"
и "Ветеран труда", а также нагрудным знаком Форума "Общественное
признание".
Федерация Космонавтики СССР наградила
Л.И. Слабкого
медалями:
имени К.Э. Циолковского, имени Академика М.В.
Келдыша,
имени Академика В.П. Макеева, имени Академика В.П.
Глушко,
имени Ю. А. Гагарина, нагрудным знаком "Ветеран космонавтики России"
Приказами Командующего
Военно-космическими силами Российской Федерации
Слабкий Леонид Ильич
был награждён нагрудным
знаком "Ветеран военно-
космических сил" и Знаком
отличия "За освоение Космоса I степени".
- |