-
 


.
.
,
,
,
,
,
,
,


Лауреат Премии Совета Министров СССР;
Заслуженный деятель науки
и техники Российской Федерации;
Действительный член Российской Академии
космонавтики имени К.Э. Циолковского;
Доктор технических наук; Профессор;
Ведущий научный сотрудник 4-го Центрального
Научно-исследовательского института
Министерства обороны СССР,
50-го Центрального Научно-исследовательского
института космических средств
Министерства обороны СССР,
Научно-исследовательского института
космических систем имени А.А. Максимова;
организатор и Генеральный директор
Закрытого Акционерного общества
"ЭКА" ("Экология - Космонавтика - Авиация");
разработчик методологии баллистического
проектирования космических комплексов
и летательных космических аппара
тов;

полковник-инженер в отставке


.
.
,
,
,
,
,
,
,

 
-
-
     
 


Олег Викторович Гурко родился 15 ноября 1927 года.
Он вырос в семье кадрового офицера, которая постоянно переезжала
по местам службы, так что
Олегу пришлось учиться в восьми разных школах.
Восьмой, девятый и – экстерном – десятый классы он окончил в Свердловске.

Учёбу он совмещал с наблюдениями Луны и планет в Обсерватории Свердловского университета рядом со школой, где он организовал астрономический кружок.


В конце 1943 года, приехав в Москву к отцу, командовавшему зенитной дивизией,
Олег поступил в Московское Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана
и сразу стал сотрудничать с обсерваториями Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга и московского отделения Всесоюзного
астрономо-геодезического общества
, опять увлекая сокурсников интересом
к космосу.

Первая научная работа была написана им в 1943 году.
С 1944-го по 1946 год под руководством Выдающегося учёного в области авиационной и ракетной техники
Владимира Петровича Ветчинкина Олег Гурко проводил свои первые исследования в космической области.
Между тем многочисленные научно-технические увлечения привели
Олега Гурко
к нервному переутомлению.
Поправившись в академическом отпуске, осенью 1947 года он снова приступил
к занятиям, перейдя учиться
на Факультет авиационного моторостроения
Кафедры жидкостных реактивных двигателей
Московского авиационного
института имени Серго Орджоникидзе.

Будучи студентом ему удалось познакомиться
с одним из пионеров отечественного ракетостроения
Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым.
Тихонравов обратил внимание на целеустремленного студента и согласился шефствовать над очередным кружком, созданным Гурко.
Вскоре кружок превратился в стратосферную секцию Авиационного научно-технического общества МАИ.
В ней тогда занималось более 80-ти человек, и большинство позднее стали известными специалистами.

Сам О.В. Гурко в это время увлекся экспериментами с собственноручно изготовленным перекисным жидкостным реактивным двигателем и добился направления на дипломную практику, а после окончания МАИ в 1951 году и на работу
в НИИ-4 Министерства обороны СССР в отдел руководимый
Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым.

В связи с зачислением в штат НИИ-4
Олег Викторович Гурко был призван
в Вооружённые силы СССР с присвоением офицерского звания.

К этому времени
М.К. Тихонравов после своих знаменитых докладов о возможности достижения космических скоростей и неограниченных дальностей с помощью ракетных пакетов, признанных начальством несовместимыми с текущими задачами реактивного вооружения, был лишён руководящей должности, но благодаря поддержке Сергея Павловича Королёва смог сохранить свою инициативную тему. Вскоре Михаилу Клавдиевичу удалось создать группу молодых энтузиастов,
очень своевременно пришедших
из МАИ
(в основном), и не только продолжить,
но и расширить исследования по теме, официально заданной институту
Королёвским ОКБ
.
Отчёты по этим исследованиям в дальнейшем составили первую в мире монографию
по практической спутниковой тематике
"Основы теории полета и элементы проектирования искусственных спутников Земли", изданную в открытой печати
в 1967-м и 1974 годах.
 Наряду
с
Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, авторами этого основополагающего труда были Игорь Константинович Бажинов,
Игорь Марианович Яцунский, Глеб Юрьевич Максимов и Олег Викторович Гурко.
Кроме них в теперь уже легендарном отделе
М.К. Тихонравова работали
Ян Иванович Колтунов, Борис Сергеевич Разумихин,
Владимир Николаевич Галковский, Лидия Николаевна Солдатова, Григорий Макарович Москаленко
и Анатолий Викторович Брыков.



С началом практических работ по созданию Первого искусственного спутника Земли,
Тихонравов перешел в Королёвское ОКБ-1, а баллистики сосредоточились на создании в НИИ-4 первого центра управления полетами.
Свободного же от этого, но в силу характера тоже приобщившегося к проблемам космической баллистики
Олега Викторовича Гурко руководство НИИ-4 стало привлекать его в качестве своего основного консультанта во время работ
на космодроме.
Здесь, поскольку, занимаясь любой проблемой, всегда старался дойти до сути, он попутно предложил способы ускорения схода корабля "Восток" с орбиты в случае отказа тормозной двигательной установки, а также стабилизации автоматических межпланетных станций в длительном полёте без расхода массы.
Оба способа были приняты в практику, причём суть первого ему удалось изложить лично
Сергею Павловичу Королёву в предстартовую ночь перед гагаринским полётом.

Его личные творческие интересы
во время работы в группе
М.К. Тихонравова
над
"Основами…" были сосредоточены на тепловых проблемах космических полётов. В этот период в лаборатории академика
Георгия Ивановича Петрова в НИИ-1
О.В. Гурко выполнил серию уникальных экспериментов по теплозащите моделей спускаемых аппаратов с помощью испарительного (пористого) охлаждения, результаты которых легли в основу классических
работ академиков Всеволода Сергеевича Авдуевского и Николая Аполлоновича Анфимова.

В 1972 году Олег Викторович Гурко (уже работая в 50-м Центральном научно-исследовательском институте космических систем)
участвовал в составлении и издании
уникального справочника
"Основы теории полёта космических аппаратов"
(
издан в 1972 году в Москве, объём - 607 страниц с иллюстрациями
и библиографическими ссылками на
493
названия).
В этой работе наряду с Гурко участвовали  45 авторов и шесть редакторов.
А чтобы издательство "Машиностроение" согласилось взяться за столь сложное
в подготовке издание
(за которое авторы и издатели потом получили международную премию), Олегу Викторовичу пришлось ещё срочно, к 50-летию Октябрьской Революции, взяться за редактирование (под псевдонимом -
К.А. Неустроев (инициалы и фамилия матери - прим.))
первой научно-популярной книги по истории отечественной космонавтики "Вехи космической эры", автором которой выступил видный журналист и популяризатор науки Михаил Васильев (под этим творческим псевдонимом работал Михаил Васильевич Хвастунов (1920 - 1978)).

Тем временем
, сам О.В. Гурко "загорелся" совершенно другой идеей.
Он задался вопросом: как преодолеть ужасающую, с точки зрения здравого смысла, расточительность (считавшегося тогда единственно реальным) "классического" способа осуществления космических полётов с помощью одноразовых аппаратов
и ракет-носителей.
Он всё глубже задумывался, как привить баллистическим ракетам преимущества реактивных самолётов, которые не возят окислитель с собой, а черпают его прямо
из окружающей атмосферы, и не превращают свою дорогостоящую конструкцию после полета в груду бесполезных обломков.

Наконец он изобрел многоразовый космический аппарат
с оригинальной комбинированной двигательной установкой, совмещающей преимущества
жидкостно-реактивного
и прямоточного воздушно-реактивного двигателей.
Первый закрытый отчёт на эту тему он выпустил в МАИ ещё в 1954 году.
И потом, чем бы он ни занимался, всегда думал о развитии
и совершенствовании заложенных в нём принципов.

В 1960 годах в нашей стране одним из приоритетных научных направлений
являлось применение атомной энергии в мирных целях.
Начиная
с Обнинской АЭС были развёрнуты работы по созданию атомных электростанций.
Был построен первый атомный ледокол "Ленин".
Атомная промышленность тесно контактировала с авиационными
и ракетно-космическими Конструкторскими бюро.
Пример тому сотрудничество "ядерщиков"
с "фирмами"
Н.Д. Кузнецова,
А.М. Люльки, А.Н. Туполева, В.М. Мясищева и С.П. Королёва.
 
О.В. Гурко
, выйдя на известного новатора атомной энергетики Юрия Ивановича Данилова, организовал с помощью сотрудников Подольского
Научно-исследовательского технологического института
разработку своей многоразовой комбинированной двигательной установки
с ядерным реактором.
В 1961 году Гурко получил соответствующее авторское свидетельство
23 122,
а в 1963 году выпустил подробный отчет о путях реализации этого изобретения в Государственном комитете по использованию атомной энергии при Совете
Министров СССР.

В 1964 году
Олег Викторович защитил кандидатскую диссертацию, ставшую основой при реализации полётов пилотируемых космических аппаратов.

В 1966 году он стал Научным сотрудником 50 ЦНИИ КС МО СССР, а в 1973 году
защитил докторскую диссертацию
, которая вылилась в новое крупное
техническое направление
, влияющее на развитие космической техники в целом.
В ней рассматривались вопросы баллистического проектирования
воздушно-космического самолёта
(проекта Гурко - прим.)
и оптимизации его тактико-технических характеристик
и параметров полёта.

Подготовка к защите этой диссертации заняла рекордно долгое время.
Готовая
к слушаниям ещё в 1968 году, она стала чуть ли не "яблоком раздора"
между сторонниками предлагаемых
Гурко решений и ярыми противниками
(причём со стороны бывших коллег), которые "связывали" научную работу
кандидата
на защиту с "высокими покровителями" диссертанта.
Со стороны
О.В. Гурко выступали
первый заместитель руководителя Военно-промышленного комплекса Г.Н. Пашков, первый заместитель Начальника Управления Космических сил Министерства обороны СССР, лётчик-космонавт СССР № 2 Г.С. Титов, заместитель Министра обороны СССР по вооружению, маршал войск связи Н.Н. Алексеев, помощники (тогда ещё) секретаря ЦК КПСС по вопросам ВПК Д.Ф. Устинова
генерал-полковник И.В. Илларионов и адмирал С.С. Турунов, сотрудники ВПК
Э.М. Попов
и И.Т. Бобырев.
Выводы работы
не соответствовали мнению руководителя НИИ, который считал,
что продвижение идеи крылатого летательного аппарата с горизонтальным стартом противоречит технической политике РВСН и Минобщемаша.
Но когда в 1973 году защита всё-таки состоялась, весь учёный совет
(20 человек) поддержал присуждение О.В. Гурко степени Доктора технических наук,
лишь
при одном голосе против.

В развитии диссертации было выполнено ещё несколько серьезных исследований,
и с этим обоснованием
Гурко начал поиски коллектива, который взялся бы за проектирование его летательного аппарата.
Были обращения в ОКБ
А.И. Микояна,
В.Н. Челомея, И.Б. Ливанова, О.К. Антонова,
но по разным причинам решение срывалось.
В 1974 году к проектным разработкам в должности Генерального конструктора вернулся
Владимир Михайлович Мясищев, организовав свое уже седьмое ОКБ
на Экспериментальном машиностроительном заводе в городе Жуковском.
В рамках темы Воздушно-космического самолёта М-19
(проектный шифр "МГ-1", названый по первым буквам фамилий главных проектировщиков - Мясищева
и
Гурко - прим.) он планировал создать высотный скоростной летательный аппарат
на криогенном топливе.
Олег Викторович, узнав эту новость, воспринял её как подарок судьбы: он вышел
с предложением о проектировании своего самолёта к своим ближайшим соратникам

А.А. Бруку
и А.Д. Тохунцу.
Идея их вдохновила, и они сумели передать свой интерес шефу.
Основным проблемным вопросом создания ВКС М-19 было создание
комбинированной силовой установки.
На ней, как на главной идее, строилась концепция всего проекта.
Схема силовой установки носила элементы новизны
, и главное, с чем справились разработчики, это то, что был предложен специальный агрегат
(теплообменник), благодаря которому радиоактивный контур был полностью изолирован, что исключало радиационное заражение атмосферы при включении двигателя
у поверхности Земли.
Кстати
, идея подобной комбинированной силовой установки, включающей в себя ядерный ракетный двигатель, была запатентована.
Кроме
О.В. Гурко, среди авторов изобретения значатся:
В.М. Мясищев, Н.Д. Кузнецов,
Н.Д. Барышов, А.Д. Тохунц, А.А. Брук,
М.А. Борчев, И.М. Яцунский, А.Б. Чернышев.

После глубоких размышлений
о возможностях своего коллектива
В.М. Мясищев согласился к двум разрабатывавшимся вариантам М-19 добавить еще один, основанный на проработках О.В. Гурко.
Этому аппарату был дан отличительный индекс МГ-19.
Подробнее ознакомившись
с материалами и обстоятельно побеседовав с Олегом Викторовичем,
Владимир Михайлович просто влюбился в этот проект и стал во всём отдавать приоритет именно этой работе.
Позже Министерство авиационной промышленности "повесило" на ЭМЗ разработку герметичной кабины для орбитального корабля "Буран" создаваемого под руководством
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
Проект МГ-19, известный как "Гурколёт", опережал своё время, некоторые даже называли его "фантастическим", даже в США ничего подобного не было, зато был "Space Shuttle", казавшийся серьёзным шагом к реализации Стратегической оборонной инициативы, упорно пропагандируемой тогдашней администрацией
Белого дома
.
Поэтому на государственном уровне решили создавать многоразовую транспортную космическую систему "Энергия–Буран", но в то же время не прекращать работы
и по МГ-19, который в перспективе обещал гораздо большие возможности.
Однако с развалом Советского Союза темпы всех перспективных наукоемких
работ резко упали…




Тем не менее
, после обращения в августе 2011 года Олега Викторовича Гурко
(поддерживаемого группой энтузиастов готовых
и дальше работать над проектом)
к Премьер-министру России В.В. Путину, проект в начале получил поддержку со стороны тогдашнего Министра обороны Анатолия Сердюкова и Министра промышленности и торговли (в ведении которого теперь находится Авиапром)
Дениса Мантурова
.
Но надежды на поддержку рухнули в одночасье, после того как Олег Викторович получил ответ в котором говорилось:

-
"Поскольку нигде в мире такой аппарат не разрабатывается и поскольку
он не отвечает резолюции ООН о принципах использования ядерной
энергии в космическом пространстве, выпуск целевой программы,
направленной на создание ЛКА типа МГ-19, и её финансирование
является преждевременным".
-

Но, казалось, что этот ответ влил в Олега Викторовича новую энергию:
он развил бурную деятельность
по мобилизации сторонников проекта на поиски
его еще более убедительного обоснования
.
Тем более, что в последней схеме МГ-19 удалось полностью исключить
радиоактивные выбросы
во внешнюю среду.
К сожалению, этот всплеск его энергии оказался последним...


 Коллеги Олега Викторовича вспоминали
о нём как об учёном, обладавшим высоким чувством перспективы, умением ставить крупные научные проблемы, имеющие революционизирующее значение для развития ряда соответствующих областей
науки
и техники.
Он стремился работать
на стыке различных областей науки и техники,
умел создавать крупные коллективы ученых
на новых научных направлениях, организовать их творческое взаимодействие.

После создания
10 октября 1997 года Научно-исследовательского института
космических систем имени А.А. Максимова - филиала Государственного
Космического Научно-производственного центра имени М.В. Хруничева
,
ставшего
, по большому счёту, преемником 50-го ЦНИИ КС, большинство бывших
его сотрудников продолжили работу
в новых "старых" стенах.
Не остался в стороне и
Олег Викторович Гурко ставший Ведущим научным
сотрудником
и Консультантом предприятия.

На снимке: О.В. Гурко (стоит, 5-й слева). Сидит (3-й справа) - В.А. Меньшиков - Генеральный директор НИИ КС

Профессор Олег Викторович Гурко занимался также педагогической деятельностью.
Он проводил работу по воспитанию молодых учёных - аспирантов НИИ КС.
Им подготовлено 5 кандидатов и 2 доктора технических наук.
Кроме того
, на основе развиваемых им научных направлений и проблем
выросло 5 кандидатов
и 3 доктора технических наук.



Он сочетал активную творческую работу учёного
с общественной,
и организаторской деятельностью.
О.В. Гурко был избран Действительным членом Российской Академии
космонавтики имени К.Э. Циолковского
.
Олег Викторович являлся членом учёных советов различных ВУЗов
и специализированных НИИ, членом редакционного совета издательства "Машиностроение", был членом Научно-технического комитета в/ч № 08340
(Центрального управления космических средств).

Последние 10 лет Олег Викторович был организатором и Генеральным директором Закрытого Акционерного общества "ЭКА" ("Экология - Космонавтика - Авиация"),
задачей которого являлось проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тактико-технико-экономическому обоснованию создания, эксплуатации и модернизации ракетно-космической техники и разработке прогрессивных космических технологий; а также обеспечение экологической безопасности
ракетно-космической деятельности России
; создание, развитие и обслуживание информационно-телекоммуникационных систем.


***

Сын Олега Викторовича - Гурко Александр Олегович (1969 г.р.) - предприниматель. Генеральный Директор Федерального сетевого оператора в сфере навигационнной деятельности ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС ГЛОНАСС),
заместитель Председателя Совета Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС,
член Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации
экономики и инновационному развитию России.


Награды:
Указом Президента Российской Федерации
"За большой вклад в развитие ракетно-космической техники
и многолетний добросовестный труд на благо России
" в 2008 году
Олег Викторович Гурко был награждён орденом
"За заслуги перед Отечеством" IV степени.

О.В. Гурко был удостоен Премии Совета Министров СССР,
ему присвоено Почётное звание "
Заслуженный деятель науки
и техники
Российской Федерации".

Кроме этого он был награждён орденом "Знак Почёта", а также десятью
орденами и медалями нашей страны, в том числе наградами
Федерации космонавтики России.

 

 
-
 


Выдающийся создатель ракетно-космической техники и ветеран
отечественной космонавтики
Олег Викторович Гурко
скоропостижно
скончался 27 апреля 2012 года.

Похоронен он на Аллее Почётных захоронений
Невзоровского кладбища
(
Московская область, Пушкинский район,
недалеко от города Ивантеевки
).


(увеличить фото) Московская область, Пушкинский район, Аллея Почётных захоронений Невзоровского кладбища, могила О.В. Гурко через несколько дней после похорон (вид 1, май 2012 года)-(увеличить фото) Московская область, Пушкинский район, Аллея Почётных захоронений Невзоровского кладбища, могила О.В. Гурко через несколько дней после похорон (вид 2, май 2012 года)
-
(увеличить фото) Московская область, Пушкинский район, Аллея Почётных захоронений Невзоровского кладбища, могила О.В. Гурко через несколько дней после похорон (вид 3, май 2012 года)
-(увеличить фото) Московская область, Пушкинский район, Аллея Почётных захоронений Невзоровского кладбища, могила О.В. Гурко после установки надгробия (май 2015 года)
-
(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При страницы страницы использованы материалы следующих сайтов:

(открыть ссылку) Ю.В. Бирюков. "Подвижник космического века. Памяти Олега Викторовича Гурко" (журнал "Новости космонавтики", № 06 (353), 2012 год)
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) "Памяти О.В. Гурко" (некролог на сайте "Вся жизнь Юбилейного")
 открыть ссылку

Ссылки по теме
:
-
(открыть ссылку) "В ответе за космическую империю". Материалы посвящённые О.В. Гурко на сайте http://kik-sssr.narod.ru
- открыть ссылку
-
(открыть ссылку) А.В. Брыков "Пятьдесят лет в космической баллистике"
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) М-19 - воздушно-космический самолет(история проекта, техническое описание)
 открыть ссылку
-

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Мержанову Сергею Борисовичу
,
другу и коллеге по
Обществу некрополистов -
за помощь в поиске захоронений
деятелей космонавтики, а также за помощь
в создании страницы
!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -