-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Ленинской премии и
Государственной премии СССР
;
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
;

Почётный авиастроитель СССР
;
лётчик-испытатель 3-го отдела,
Ведущий инженер
,
заместитель Начальника отделов
,
Начальник штаба
, первый заместитель
Начальника по испытательной работе
,
Начальник управления Государственного
Краснознамённого Научно-
исследовательского института ВВС
;

Заместитель Начальника Лётно-
исследовательского института
имени М.М. Громова по научной работе
;
Начальник Лётно-испытательного центра,
Главный советник Начальника
Главного Научного центра
ЛИИ имени М.М. Громова;
один из организаторов создания и испытаний
многоразовой ракетно-космической техники
;
Руководитель Региональной группы управления
полётом орбитального космического корабля
многоразового использования "Буран"
;
генерал-майор авиации в отставке

 
-
-
     
 

-
Андрей Арсенович Манучаров родился 25 мая (7 июня) 1917 года
в городе Харькове в составе России
.

_____
......С 1918-го по 1919 год Харьков был столицей Украинской Народной Советской и Донецко-Криворожской Советской республик в составе Советской России, во второй половине 1919 года - центром Харьковской военной области Вооружённых сил Юга России, с конца 1919 года по 1934 год - столицей Украинской Советской Республикой, ставшей в 1922 году Союзной республикой в СССР.
......С 22 августа 1991 года, после выхода из состава СССР - город в составе независимой Украины.

-
Отец Андрея Арсеньевича - Манучаров Арсен Васильевич (1899 - 1944)
, происходил
из обрусевшего армянского дворянского рода
, самым известным представителем которого
был народоволец
Иван Львович Манучаров, долголетний узник Шлиссельбургской крепости,
сосланный затем на Сахалин.
Арсен Васильевич был инженером-строителем и являлся одним из руководителей строительства
Новокраматорского
машиностроительного завода, из цехов которого, в будущем, вышли
прокатные станы практически всех металлургических заводов страны
, все шагающие
экскаваторы для угольных разрезов
.
С 1950-годов мощности комбината были задействованы для для производства элементов
стартовых комплексов баллистических ракет и космических аппаратов
.
-
Мать
Андрея Арсеновича - Манучарова (в девичестве - Погорелко) Татьяна Александровна (01(14).01. 1898 - 27.01. 1987), дочь Погорелко Александра Константиновича (1848 - 1913),
отца семерых детей, потомка запорожских казаков, Адъюнкт-Профессора Харьковского
Технологического института и Городского головы Харькова (в 1900-1912 годах)
.
-
Дядя
, родной брат матери
Андрея Арсеновича - Погорелко Павел Александрович (1904 - 1978),
являлся учёным в области физики, инженером-конструктором лаборатории № 2 ЦНИИ-108
и одним из основоположников советской радиолокации
, Лауреатом Сталинской премии второй премии за 1941 год (вместе с
Ю.Б. Кобзаревым и Н.Я. Чернецовым) - за изобретение прибора
для обнаружения самолётов
.
-
Младшая сестра
Андрея Арсеновича - Манучарова Мария Арсеньевна (Арсеновна) (22.05. 1922 - 16.04. 1986), являлась инженером авиационной промышленности, выпускницей Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ведущим специалистом и главным расчётчиком Перспективного отдела.
-
(открыть ссылку) Валентин Исаакович Рабинович. "Мара" (о Манучаровой Марии Арсеньевне)
 открыть ссылку
-
Авиации также посвятил свою жизнь - старший брат
Андрея Арсеновича - Манучаров Василий Арсеньевич (Арсенович) (1916 - 1975), инженер-конструктор, преподаватель
Кафедры самолётостроения Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе
.
-
Двоюродная сестра Манучарова Андрея Арсеновича - Манучарова Евгения Николаевна
(1923 - 1993) - журналистка, редактор отдела науки газеты "Известия" и еженедельника "Неделя", дочь Аверина Николая Дмитриевича, железнодорожного строителя и подрядчика
и
Манучаровой Марии Васильевны, родной сестры отца Андрея Арсеновича.
Евгения Николаевна Манучарова являлась супругой Болховитинова Виктора Николаевича
(1 (14).11. 1912 - 03.01. 1980)
, учёного-физика, журналиста, поэта, в 1961-1980 годах -
Главного редактора журнала "Наука и жизнь"
.

Некоторое время семья Манучаровых жила под Петроградом, на берегу Финского
залива
, в посёлке Лисино, где и родилась младшая сестра
Андрея - Мария,
которую в семье все звали
Марой, затем Манучаровы переехали в Москву.

 
В 1934 году
Андрей Манучаров окончил рабфак и поступил в Московский
Авиационный институт
(МАИ).
Во время учёбы, в 1935 году, он завершил обучение в Московском аэроклубе
имени В.П. Чкалова
, а в 1937 году -
школу лётчиков при аэроклубе МАИ,
после чего и был оставлен в нём в должности лётчика-инструктора.

С 1940 года, после окончания института,
Андрей Арсенович Манучаров работал
в должности инженера-конструктора Конструкторского бюро под руководством
Семёна Алексеевича Лавочкина при авиационном заводе № 301 (город Химки
Московской области
)
и одновременно - в ОКБ МАИ.

После начала Великой Отечественной войны
, в июле 1941 года
Андрей Арсенович
Манучаров
был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Службу
в армии он начал в должности техника по авиационному вооружению.
На эту должность он был определён из-за отсутствия
достаточного лётного опыта
А.А. Манучаров участвовал в оборонительных боях на Западном фронте,
в Белоруссии в должности инженера эскадрильи 401-го истребительного
авиационного полка
(до своей гибели в воздушном бою авиаполком командовал
подполковник
Супрун Степан Павлович, удостоенный 22 июля 1941 года
(посмертно) второй медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза), затем
(до 1944 года), в должности - лётчика-инструктора 6-го запасного
истребительного авиаполка
.

В июле 1944 года старший лейтенант
А.А. Манучаров был отозван с фронта
и был направлен для продолжения службы в Государственный
Краснознамённый Научно-исследовательский институт ВВС
(ГК НИИ ВВС)
в должности помощника Ведущего инженера.

В период с августа 1944 года по февраль 1945 года он провёл войсковые испытания
истребителя Як-9К
на базе 3-го истребительного авиационного корпуса

(
на 3-м и 1-м Белорусском фронтах).

С октября 1944 по ноябрь 1948 года Андрей Арсенович Манучаров являлся
лётчиком-испытателем 3-го отдела ГК НИИ ВВС
.

В 1945 году он провёл государственные испытания ударных самолётов-истребителей Як-9УТ и Як-9С, участвовал в государственных испытаниях учебно-тренировочного самолёта Як-11 и первого реактивного самолёта-истребителя Як-15.

В 1947 году
капитан А.А. Манучаров в составе группы ведущих лётчиков-испытателей
ГК НИИ ВВС
участвовал в Параде в честь Дня Воздушного Флота СССР, состявшемся
на аэродроме в Тушино, совершив полёт на самолёте-истребителе Ла-11
с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями.
-
(открыть ссылку) В 1947 году девятка Ла-11 демонстрировалась на воздушном параде в Тушино (из книги П.М. Стефановского "Триста неизвестных"; сайт "Семейные истории")
 открыть ссылку
-
В ноябре 1948 года по состоянию здоровья Андрей Арсенович был переведён
на должность ведущего инженера ГК НИИ ВВС.

С сентября 1950 года он являлся заместителем Начальника отделов ГК НИИ ВВС.

Далее,
Андрей Арсенович Манучаров служил в 1-го Управлении
(Лётно-испытательном центре)
ГК НИИ ВВС в следующих должностях:
Начальник штаба
(с октября 1957 года), первый заместитель Начальника
по испытательной работе
(с августа 1959 года), Начальник управления
(с ноября 1964 года).

Одновременно
с руководящей работой, с августа 1959 года по август 1975 года,
А.А. Манучаров вновь занимался лётно-испытательной работой в ГК НИИ ВВС
и принимал участие в государственных испытаниях истребителей-перехватчиков
Су-15
(в 1964 году) и Су-15УТ (в 1969 году), истребителя-бомбардировщика Су-17, сверхзвукового истребителя-перехватчика Як-28П (в 1963-1964 годах), сверхзвукового фронтового истребителя МиГ-21БИС, сверхзвукового высотного
двухдвигательного истребителя-перехватчика МиГ-25
, дальнего сверхзвукового
ракетоносца-бомбардировщика
с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М,
учебно-тренировочного штурманского самолёта Ту-134Ш и других самолётов.
Всего
А.А. Манучаровым было освоено 106 типов самолётов.
Кроме того, он освоил управление вертолётом.
-

-
В 1967 году
, Постановлением Совета Министров СССР, полковнику
Манучарову Андрею Арсеновичу было присвоено воинское звание
"генерал-майор авиации"
.

В августе 1975 года
, Приказом Министра обороны СССР,
генерал-майор авиации Манучаров Андрей Арсенович был уволен из Вооружённых сил СССР в запас,
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе
.

После увольнения
из кадров Советской Армии, с 1975-го по 1995 год,
Андрей Арсенович
трудился
в городе Жуковском Московской области, в Лётно-исследовательском
институте
, ныне носящем имя М.М. Громова
(ЛИИ имени М.М. Громова), в должности
заместителя Начальника института
по научной работе, а с 1995 года являлся
Главным советником Начальника ЛИИ
.

Значителен вклад Андрея Арсеновича
в развитие технологий перехвата воздушных
целей
с комплексным использованием наземных станций наведения и бортовых
радиосредств реактивных истребителей
для вывода в точку прицеливания,
а также в осуществление работ по автоматизации управления полётом
самолётов-истребителей
.


В период 1975-1976 годов Андрей Арсенович Манучаров принимал активное участие
в работах по созданию самолётных командно-измерительных пунктов (СКИП) Ил-76
(самолёт "676" - СССР-87621
, 1977 года выпуска) для обеспечения лётных испытаний
крылатых ракет воздушного базирования Х-55
и
Ил-76 (самолёт "776" - СССР-86024,
1979 года выпуска
) для лётных испытаний новой крылатых ракет
морского базирования
.
СКИПы обеспечивали приём радиотелеметрической информации с бортов ракет,
её обработку и отображение параметров полёта в реальном времени на бортах
СКИПов
, измерение и контроль траектории полёта ракет, выдачу радиокоманд
на борт для изменения траектории полёта или ликвидации при выходе
из заданного коридора полёта с целью обеспечения безопасности.

А.А. Манучаров также участвовал в организации и проведении испытаний комплекса
Ту-95МС
с крылатыми ракетами Х-55 с применением СКИП
Ил-76 (самолёта "676").
В 1984 году, за эту работу
Андрей Арсенович (в числе 14-ти специалистов ЛИИ)
был представлен
к государственной награде.
Позднее он участвовал в разработке технических решений нового СКИП Ил-976
участвовавшего
в испытания ракетоносца Ту-160 при пусках крылатых ракет воздушного базирования Х-55.
 Данная работа отмечена авторским свидетельством
на изобретение
от 3 мая 1990 года с приоритетом от 19 февраля 1987 года.
-
(открыть ссылку) "Самолётные измерительные пункты" (Сайт об истории Командно-измерительного комплекса)
 открыть ссылку
-
Андрей Арсенович Манучаров внёс огромный вклад в создание и испытания многоразовой космической техники, в том числе многоразовой транспортной
космической системы "Энергия-Буран"
, а также в создание специальных летающих
лабораторий
для отработки систем управления и автоматической посадки
орбитального корабля "Буран"
, создание мощного наземного комплекса,
включающего в себя аналоги радиомаячных систем навигации и посадки,
специальные средства внешнетраекторных и телеметрических измерений, средства
сбора
, обработки и отображения измерительной информации в реальном времени,
организацию пункта управления лётными экспериментами на базе современных
средств информационно-вычислительной техники
.

Вместе
с Начальником ЛИИ, Доктором технических наук, Профессором
Виктором Васильевичем Уткиным, Андрей Арсенович руководил созданием и пусками
двух крупномасштабных летающих изделий
(беспилотных орбитальных ракетопланов):
"Бор-4" (один суборбитальный и четыре орбитальных полёта в 1980-1984 годах);
в компоновке "несущий корпус" с нижней поверхностью, близкой к форме нижней поверхности передней части корабля "Буран", что позволило испытать конструкцию теплозащиты при полёте в атмосфере после схода с орбиты;

"Бор-5" (один аварийный старт (аппарат не смог отделиться от ракеты-носителя - прим.)
и четыре успешных полёта по суборбитальной траектории в 1984-1988 годах);
в компоновке корабля "Бурана" (масштаб 1:8) и полётом на атмосферном участке
по траектории, обеспечивающей соблюдение подобия по числам Маха и Рейнольдса
для уточнения аэродинамических характеристик корабля "Буран".

Позднее
Андрей Арсенович возглавлял комплексную бригаду
Лётно-исследовательского института
, проводившую лётные исследования
на нескольких летающих лабораториях на базе самолётов Ту-154 для отработки
цифровой системы управления "Бурана"
и технологии выполнения его
автоматической посадки
.

В рамках этих работ лётчики-испытатели, космонавты-испытатели ЛИИ имени
М.М. Громова
Игорь Петрович Волк, Римантас-Антанас Антано Станкявичюс,
Анатолий Семёнович Левченко и Александр Владимирович Щукин выполнили
около 130-ти автоматических посадок
(
включая бездвигательную
автоматическую посадку
в 1986 году
) на самолёте-лаборатории Ту-154ЛЛ,
оснащённой системой управления кораблём "Буран", а также на самолётах-
лабораториях Су-7ЛЛ
и МиГ-25ЛЛ, аэродинамические качества которых были
приближены
к многоразовому транспортному космическому кораблю "Буран"
.
 Эти испытания позволили
в будущем оптимизировать объём горизонтальных
лётных испытаний
специального самолёта-аналога корабля "Буран"
для горизонтально-лётных испытаний ОК-ГЛИ
(БТС-02)
и ограничить
его 24-мя полётами
.

15 ноября 1988 года, находясь на аэродроме "Юбилейный" - Посадочном комплексе
Космодрома Байконур
, совместно с заместителем Начальника Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского института
Валентином Петровичем Васиным, Андрей Арсенович Манучаров, в качестве Руководителя Региональной группы
управления полётом
(РГУП), участвовал в руководстве атмосферным этапом
автоматической посадки орбитального корабля многоразового
использования "Буран"
.

Чёткой работе РГУП способствовало своевременное обеспечение Группой анализа телеметрической информации данными параметров движения орбитального корабля,
о состоянии и качестве работы его бортовых систем, а также тесная и слаженная работа Региональной группы управления полётом с группой руководства полётами, обеспечившей управление полётами самолёта сопровождения и телевизионного наблюдения, полётами летающих лабораторий на этапах отработки и боевой работы комплекса, надёжное взаимодействие РГУП с основным и запасными аэродромами.

В процессе подготовки, Региональной группой управления полётом под руководством
А.А. Манучарова были организованы специальные тренировки личного состава
группы
, сопровождаемые полётами на самолётах ТУ-154 и МИГ-25 в качестве
имитаторов орбитального корабля
, самолётов сопровождения
и телевизионного наблюдения
.
В этих тренировках отрабатывались вопросы совершенствования рабочих мест,
действия операторов, штурманов наведения, руководителей полётов и других
участников РГУП
, а также методы встречи и сопровождения орбитального
корабля самолётом сопровождения
.

Своевременная и качественная подготовка РГУП, а также лётных и технических
экипажей самолётов сопровождения Лётно-исследовательского института позволили
осуществить оперативное
и надежное управление процессами приёма на посадочный
комплекс первого орбитального корабля "Буран"
, совершившего
(18 ноября 1988 года)
первый
в истории авиации и космонавтики полностью автоматический орбитальный
полёт
, включая предпосадочные маневрирования и посадку
на посадочную полосу Космодрома Байконур.
-
(открыть ссылку) "Историческая посадка "Бурана"" (видеосъёмка события; 15 ноябпя 1988 года; сайт https://www.youtube.com)
 открыть ссылку
-
Андрей Арсенович уделял большое внимание методической и издательской
деятельности
.
Он - один из авторов учебника для лётного состава ВВС, авиации ПВО и ВМФ,
а также для курсантов лётных училищ и лётного состава ДОСААФ

"Практическая аэродинамика маневренных самолётов"
(в соавторстве с В.А. Алтуховым, В.Г. Брагой, Г.Ф. Бутенко, Н.М. Лысенко, С.А. Микояном,
Ю.Н. Нечаевым, М.И. Радченко и Г.Ф. Сивковым; под общей редакцией Н.М. Лысенко;
г. Москва: Воениздат, 1977 год, 439 стр.
).
-
(открыть ссылку на анонс книги) "Практическая аэродинамика маневренных самолётов" (в соавторстве с В.А. Алтуховым, В.Г. Брагой, Г.Ф. Бутенко, Н.М. Лысенко, С.А. Микояном, Ю.Н. Нечаевым, М.И. Радченко и Г.Ф. Сивковым; под общей редакцией Н.М. Лысенко; г. Москва: Воениздат, 1977 год, 439 стр.)
 открыть ссылку
-
А.А. Манучаров являлся главным редактором ежеквартального научно-технического
сборника
"Новости зарубежной науки и техники" (
Московская область, г. Жуковский:
Лётно-исследовательский институт; сборник обзоров посвящённых зарубежным лётным
испытаниям;
по материалам иностранной открытой печати
).
-

-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года,
"За образцовое выполнение заданий Командования на фронте в борьбе
с немецкими захватчиками и проявленные при этом
доблесть
и мужество"
, лейтенант Манучаров Андрей Арсенович
был награждён орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1947 года
"За участие в параде в честь Дня воздушного флота"
,
лётчик-испытатель
ГК НИИ ВВС
,
капитан Манучаров Андрей Арсенович был награждён
орденом Отечественной войны I степени.

Решением Комитета по Ленинским премиям и Государственным премия при Совете
Министров СССР от 21 апреля 1967 года
,
за создание и успешные испытания новой
авиационной техники
, Начальник управления
Государственного Краснознамённого
Научно-исследовательского института ВВС
Манучаров Андрей Арсенович был
удостоен Ленинской премии СССР в области науки и техники за 1966 год
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1967 года,
"За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники"
, лётчику-испытателю
Государственного Краснознамённого научно-испытательного института
ВВС
Манучарову Андрею Арсеновичу было присвоено Почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР"
.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 ноября 1975 года
,
за работы в области авиационной техники, Начальник управления
Государственного
Краснознамённого Научно-исследовательского института ВВС
Манучаров
Андрей Арсенович
был удостоен Государстенной премии СССР
в области науки и техники за 1974 год
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года (с грифом "совершенно секретно"), "За создание самолётных командно-измерительных
пунктов
", заместитель Начальника Лётно-исследовательского института
Манучаров Андрей Арсенович был награждён орденом
Трудового Красного Знамени
.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и в честь
40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
,
генерал-майор авиации в отставке Манучаров Андрей Арсенович
был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Кроме этого, он был награждён
орденом Ленина (03.04. 1975), орденом
Красного Знамени
(22.07. 1966)
, ещё тремя орденами Красной Звезды
(18.08. 1945
, 05.02. 1947, 30.12. 1956); медалями: "За воинскую доблесть.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", "За Победу
над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
;
"Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
"Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
"За боевые заслуги", "В Память 800-летия Москвы" и другими наградами.

В 1977 году Манучарову Андрею Арсеновичу было присвоено
Почётное звание "Почётный авиастроитель СССР"
.
--

 

-

 

-
Выдающийся лётчик-испытатель, организатор испытаний авиационной
и многоразовой космической техники
Андрей Арсенович Манучаров
скончался 15 сентября 2001 года
.
-
Урна с его прахом захоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище
(уч. № 5), в родственном захоронении, рядом с могилами родителей.

-
(увеличить фото) г. Москва, Ваганьковское кладбище (уч. № 5). Надгробие на могилах членов семьи Манучаровых - Львовых (июнь 2009 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

--
При создании страницы использованы
тексты биографии Манучарова Андрея Арсеновича,
опубликованны
е:
•• на сайте "Испытатели":
--
(открыть ссылку) Биография А.А. Манучарова на сайте "Испытатели"
 открыть ссылку
--
•• на сайте "Википедия":
--
(Открыть ссылку) Биография А.А. Манучарова на сайте "Википедия"
 открыть ссылку
--
•• в биографической энциклопедии
"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
)
--
(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)
--
•• в статье "На пути к посадочной полосе"
(
автор - Филиппов Альберт Дмитриевич,
Кандидат технических наук, Старший научный сотрудник,
Начальник лаборатории ЛИИ имени М.М. Громова;
сайт
"Орбитальный корабль "Буран".
Рождение и гибель. Что дальше?"
)
:
--
(открыть ссылку) Сайт "Подвиг народа". Манучаров Андрей Сергеевич
 открыть ссылку
--
Страница Манучарова Андрея Арсеновича
на сайте
"Подвиг народа"
:
--
(открыть ссылку) Сайт "Подвиг народа". Манучаров Андрей Сергеевич
 открыть ссылку
-
Имя Манучарова Андрея Арсеновича также упоминается:
в статьях опубликованных на сайте Вадима Лукашевича
"Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса":
-
(открыть ссылку) www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах
 открыть ссылку
-

-
для прочтения статей необходимо "кликнуть"
левой кнопкой "мыши" по выбранной Вами ссылке

-
-

(открыть ссылку) "Взлёт и посадка "Бурана". Рассказывает Руководитель подготовки и пуска ракеты-носителя "Энергия", универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия-Буран", доктор технических наук, генерал-майор запаса Гудилин Владимир Евгеньевич (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")

(открыть ссылку) К 100-летию Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")
-
(открыть ссылку) Орбитальный корабль "Буран". Из книги "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева: 1946-1996" (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса") (открыть ссылку) Сергей Грачёв. "Мы посадили эту "птицу"!" (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")
-
(открыть ссылку) "Летающий самолёт-аналог БТС-002 ГЛИ" (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса") (открыть ссылку) “Вестник авиации и космонавтики" (февраль 2001 года, № 2). "Создание и испытание воздушно-космического самолёта "Буран" (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")

-
Ссылка по теме
:
--
(открыть ссылку) Анонс и избранные главы книги Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья"
---