-
Андрей
Арсенович Манучаров
родился 25 мая (7
июня)
1917 года
в городе Харькове
в составе России.
_____
......С
1918-го по 1919 год Харьков был столицей Украинской Народной Советской и Донецко-Криворожской Советской республик в составе Советской России,
во второй половине 1919 года - центром Харьковской военной области
Вооружённых сил Юга России, с конца 1919 года по 1934 год - столицей
Украинской Советской Республикой, ставшей в 1922 году Союзной
республикой в СССР.
......С
22 августа 1991 года, после выхода из состава СССР - город в составе
независимой Украины.
-
Отец
Андрея Арсеньевича -
Манучаров Арсен Васильевич
(1899 - 1944),
происходил
из
обрусевшего армянского дворянского рода, самым известным представителем которого
был
народоволец Иван Львович Манучаров,
долголетний узник Шлиссельбургской
крепости,
сосланный затем на Сахалин.
Арсен Васильевич
был инженером-строителем и являлся одним из руководителей строительства
Новокраматорского
машиностроительного завода, из цехов которого,
в будущем, вышли
прокатные станы практически всех металлургических заводов страны, все
шагающие
экскаваторы для угольных разрезов.
С 1950-годов мощности комбината были задействованы для для производства
элементов
стартовых комплексов баллистических ракет и космических аппаратов.
-
Мать Андрея Арсеновича
- Манучарова (в девичестве - Погорелко)
Татьяна Александровна (01(14).01. 1898
- 27.01. 1987), дочь
Погорелко Александра Константиновича
(1848 - 1913),
отца семерых детей, потомка запорожских казаков, Адъюнкт-Профессора Харьковского
Технологического института и Городского головы
Харькова (в 1900-1912 годах).
-
Дядя, родной брат матери
Андрея Арсеновича -
Погорелко Павел Александрович
(1904 - 1978),
являлся учёным в области физики, инженером-конструктором
лаборатории № 2 ЦНИИ-108
и одним из
основоположников советской радиолокации, Лауреатом Сталинской премии
второй премии за 1941 год (вместе с
Ю.Б. Кобзаревым и
Н.Я. Чернецовым) -
за
изобретение прибора
для обнаружения самолётов.
-
Младшая сестра Андрея Арсеновича -
Манучарова Мария Арсеньевна (Арсеновна)
(22.05. 1922 - 16.04. 1986),
являлась инженером авиационной промышленности, выпускницей
Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ведущим
специалистом и главным расчётчиком Перспективного отдела.
-
открыть
ссылку
-
Авиации также посвятил свою жизнь - старший брат
Андрея Арсеновича
- Манучаров Василий Арсеньевич (Арсенович)
(1916 - 1975),
инженер-конструктор, преподаватель
Кафедры самолётостроения Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе.
-
Двоюродная
сестра
Манучарова Андрея
Арсеновича -
Манучарова
Евгения Николаевна
(1923
- 1993) - журналистка,
редактор отдела науки газеты "Известия" и
еженедельника "Неделя",
дочь
Аверина Николая
Дмитриевича,
железнодорожного строителя и подрядчика
и
Манучаровой
Марии Васильевны,
родной сестры отца
Андрея
Арсеновича.
Евгения
Николаевна Манучарова являлась
супругой
Болховитинова Виктора Николаевича
(1 (14).11. 1912 - 03.01. 1980),
учёного-физика,
журналиста,
поэта,
в 1961-1980 годах -
Главного редактора журнала "Наука и жизнь".
Некоторое время семья
Манучаровых
жила
под
Петроградом, на берегу Финского
залива, в
посёлке Лисино,
где и
родилась младшая сестра
Андрея
-
Мария,
которую в семье все звали
Марой,
затем
Манучаровы
переехали
в
Москву.
В 1934 году
Андрей Манучаров
окончил рабфак и
поступил в
Московский
Авиационный
институт
(МАИ).
Во время учёбы, в 1935 году, он завершил обучение в Московском
аэроклубе
имени В.П. Чкалова, а в 1937 году -
школу
лётчиков
при
аэроклубе
МАИ,
после чего и
был оставлен в нём в должности лётчика-инструктора.
С 1940 года, после окончания института,
Андрей Арсенович Манучаров
работал
в должности инженера-конструктора
Конструкторского бюро под руководством
Семёна Алексеевича Лавочкина
при авиационном заводе № 301
(город
Химки
Московской области)
и одновременно - в
ОКБ МАИ.
После начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года
Андрей Арсенович
Манучаров был призван
в ряды
Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Службу в армии он начал в должности техника по авиационному вооружению.
На эту должность он был определён из-за отсутствия
достаточного лётного опыта
А.А. Манучаров
участвовал в
оборонительных боях на Западном фронте,
в
Белоруссии в должности инженера эскадрильи 401-го истребительного
авиационного полка
(до
своей гибели в воздушном бою авиаполком командовал
подполковник
Супрун Степан Павлович,
удостоенный 22 июля 1941 года
(посмертно)
второй медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза),
затем
(до
1944 года),
в должности -
лётчика-инструктора 6-го запасного
истребительного авиаполка.
В июле 1944 года старший лейтенант
А.А. Манучаров
был отозван с
фронта
и был направлен
для продолжения службы в Государственный
Краснознамённый Научно-исследовательский институт ВВС
(ГК НИИ ВВС)
в
должности помощника Ведущего инженера.
В период с августа 1944
года по февраль 1945 года он провёл войсковые испытания
истребителя Як-9К на базе 3-го истребительного авиационного корпуса
(на 3-м и
1-м Белорусском фронтах).
С октября 1944 по
ноябрь 1948 года
Андрей Арсенович
Манучаров являлся
лётчиком-испытателем 3-го отдела ГК НИИ ВВС.
В 1945 году он провёл государственные испытания ударных самолётов-истребителей Як-9УТ
и Як-9С, участвовал
в государственных испытаниях
учебно-тренировочного самолёта Як-11
и первого реактивного
самолёта-истребителя Як-15.
В 1947 году
капитан А.А. Манучаров
в составе
группы ведущих лётчиков-испытателей
ГК НИИ ВВС
участвовал
в Параде в честь Дня
Воздушного Флота СССР,
состявшемся
на аэродроме
в Тушино, совершив полёт
на самолёте-истребителе Ла-11
с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями.
-
открыть
ссылку
-
В ноябре 1948 года по состоянию здоровья
Андрей Арсенович
был переведён
на должность ведущего
инженера
ГК НИИ ВВС.
С сентября 1950 года он являлся заместителем Начальника отделов
ГК НИИ ВВС.
Далее,
Андрей Арсенович
Манучаров
служил
в 1-го Управлении
(Лётно-испытательном
центре)
ГК НИИ ВВС в следующих должностях:
Начальник штаба
(с октября 1957
года),
первый заместитель Начальника
по испытательной
работе
(с
августа 1959 года),
Начальник управления
(с
ноября 1964 года).
Одновременно с руководящей работой, с августа 1959 года по август 1975
года,
А.А. Манучаров
вновь занимался
лётно-испытательной работой
в ГК НИИ ВВС
и принимал участие в государственных испытаниях
истребителей-перехватчиков
Су-15
(в
1964 году)
и Су-15УТ
(в
1969 году),
истребителя-бомбардировщика Су-17, сверхзвукового
истребителя-перехватчика Як-28П
(в
1963-1964 годах),
сверхзвукового фронтового истребителя МиГ-21БИС, сверхзвукового
высотного
двухдвигательного истребителя-перехватчика МиГ-25,
дальнего сверхзвукового
ракетоносца-бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М,
учебно-тренировочного штурманского самолёта Ту-134Ш и других самолётов.
Всего
А.А. Манучаровым
было освоено 106 типов самолётов.
Кроме того,
он освоил управление вертолётом.
-
-
В 1967 году, Постановлением Совета Министров СССР,
полковнику
Манучарову Андрею Арсеновичу
было присвоено
воинское звание
"генерал-майор авиации".
В августе 1975 года, Приказом Министра обороны СССР, генерал-майор авиации
Манучаров Андрей Арсенович
был уволен из
Вооружённых сил СССР в запас,
по достижении предельного возраста пребывания
на военной службе.
После увольнения из кадров Советской Армии, с 1975-го по 1995
год, Андрей Арсенович
трудился
в городе Жуковском Московской области, в Лётно-исследовательском
институте, ныне носящем имя М.М. Громова
(ЛИИ
имени М.М. Громова),
в должности
заместителя Начальника института по научной работе, а с 1995 года являлся
Главным советником Начальника ЛИИ.
Значителен вклад
Андрея Арсеновича
в развитие
технологий перехвата воздушных
целей с комплексным использованием наземных станций наведения и
бортовых
радиосредств реактивных истребителей для вывода в точку
прицеливания,
а также в осуществление работ по автоматизации управления полётом
самолётов-истребителей.
В период 1975-1976 годов
Андрей Арсенович
Манучаров
принимал активное
участие
в работах по
созданию самолётных командно-измерительных пунктов
(СКИП)
Ил-76
(самолёт
"676" - СССР-87621, 1977 года выпуска)
для обеспечения
лётных испытаний
крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и
Ил-76
(самолёт "776" -
СССР-86024,
1979 года выпуска)
для лётных
испытаний новой крылатых ракет
морского базирования.
СКИПы обеспечивали приём радиотелеметрической информации с бортов
ракет,
её обработку и отображение параметров полёта в реальном
времени на бортах
СКИПов, измерение и контроль траектории полёта ракет,
выдачу радиокоманд
на борт для изменения траектории полёта или ликвидации при
выходе
из заданного коридора полёта с целью обеспечения безопасности.
А.А. Манучаров
также участвовал
в организации
и проведении испытаний комплекса
Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-55 с применением СКИП
Ил-76
(самолёта
"676").
В 1984 году, за эту работу
Андрей Арсенович
(в
числе 14-ти специалистов ЛИИ)
был представлен
к государственной
награде.
Позднее он участвовал в разработке технических решений нового СКИП
Ил-976
участвовавшего в испытания ракетоносца Ту-160 при пусках
крылатых ракет воздушного базирования Х-55.
Данная работа отмечена авторским свидетельством на изобретение
от 3 мая 1990 года с приоритетом от 19 февраля 1987 года.
-
открыть
ссылку
-
Андрей Арсенович
Манучаров
внёс огромный вклад в
создание и испытания многоразовой космической техники, в том
числе многоразовой транспортной
космической системы
"Энергия-Буран", а также в создание специальных летающих
лабораторий для отработки систем управления и автоматической
посадки
орбитального корабля "Буран", создание мощного наземного комплекса,
включающего в себя аналоги радиомаячных систем навигации и
посадки,
специальные средства внешнетраекторных и телеметрических измерений,
средства
сбора, обработки и отображения измерительной информации в
реальном времени,
организацию пункта управления лётными экспериментами на базе
современных
средств информационно-вычислительной техники.
Вместе с Начальником ЛИИ, Доктором технических наук,
Профессором
Виктором Васильевичем
Уткиным,
Андрей Арсенович
руководил созданием
и пусками
двух крупномасштабных летающих изделий
(беспилотных орбитальных
ракетопланов):
"Бор-4"
(один
суборбитальный
и четыре
орбитальных полёта в 1980-1984 годах);
в компоновке "несущий корпус" с нижней поверхностью, близкой к форме
нижней поверхности передней части корабля "Буран", что позволило испытать
конструкцию теплозащиты при полёте в атмосфере после схода с орбиты;
"Бор-5"
(один
аварийный старт
(аппарат
не смог отделиться от ракеты-носителя
-
прим.)
и четыре успешных
полёта по суборбитальной траектории в 1984-1988 годах);
в компоновке
корабля "Бурана"
(масштаб 1:8) и полётом на атмосферном участке
по траектории, обеспечивающей соблюдение подобия по числам Маха и Рейнольдса
для уточнения аэродинамических характеристик корабля "Буран".
Позднее
Андрей Арсенович
возглавлял комплексную бригаду
Лётно-исследовательского института, проводившую лётные исследования
на нескольких летающих лабораториях на базе самолётов Ту-154 для
отработки
цифровой системы управления "Бурана" и технологии выполнения его
автоматической посадки.
В рамках этих работ лётчики-испытатели, космонавты-испытатели ЛИИ
имени
М.М. Громова
Игорь
Петрович Волк,
Римантас-Антанас Антано
Станкявичюс,
Анатолий Семёнович Левченко и
Александр Владимирович Щукин выполнили
около 130-ти
автоматических посадок
(включая бездвигательную
автоматическую посадку в 1986 году)
на
самолёте-лаборатории Ту-154ЛЛ,
оснащённой системой управления кораблём "Буран", а также на
самолётах-
лабораториях Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, аэродинамические качества
которых были
приближены к многоразовому транспортному космическому кораблю "Буран".
Эти испытания позволили в будущем оптимизировать объём горизонтальных
лётных испытаний
специального
самолёта-аналога корабля "Буран"
для горизонтально-лётных испытаний ОК-ГЛИ
(БТС-02)
и
ограничить
его 24-мя полётами.
15 ноября 1988 года, находясь на аэродроме "Юбилейный" -
Посадочном комплексе
Космодрома Байконур, совместно с заместителем Начальника
Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского института
Валентином Петровичем Васиным,
Андрей Арсенович
Манучаров, в
качестве Руководителя Региональной группы
управления полётом
(РГУП), участвовал
в руководстве
атмосферным этапом
автоматической
посадки орбитального корабля многоразового
использования "Буран".
Чёткой работе РГУП способствовало своевременное обеспечение Группой
анализа телеметрической информации данными параметров движения орбитального
корабля,
о состоянии и качестве работы его бортовых
систем, а также тесная и слаженная работа Региональной группы
управления полётом с группой руководства полётами, обеспечившей
управление полётами самолёта сопровождения и телевизионного
наблюдения, полётами летающих лабораторий на этапах отработки
и боевой работы комплекса, надёжное взаимодействие РГУП с
основным и запасными аэродромами.
В процессе подготовки, Региональной группой
управления полётом под руководством
А.А. Манучарова
были организованы
специальные тренировки личного состава
группы, сопровождаемые полётами на самолётах ТУ-154 и
МИГ-25 в качестве
имитаторов орбитального корабля, самолётов сопровождения
и телевизионного наблюдения.
В этих тренировках отрабатывались вопросы совершенствования рабочих мест,
действия операторов, штурманов наведения, руководителей
полётов и других
участников РГУП, а также методы встречи и сопровождения
орбитального
корабля самолётом сопровождения.
Своевременная и качественная подготовка РГУП, а также
лётных и технических
экипажей самолётов сопровождения Лётно-исследовательского института
позволили
осуществить оперативное и надежное управление процессами приёма
на посадочный
комплекс первого орбитального корабля "Буран", совершившего
(18
ноября 1988 года)
первый
в истории авиации
и космонавтики полностью автоматический орбитальный
полёт, включая предпосадочные маневрирования и посадку
на посадочную полосу Космодрома Байконур.
-
открыть
ссылку
-
Андрей Арсенович
уделял большое внимание
методической
и издательской
деятельности.
Он - один из
авторов учебника
для
лётного состава ВВС, авиации ПВО и ВМФ,
а также для курсантов лётных училищ и лётного состава ДОСААФ
"Практическая аэродинамика маневренных самолётов"
(в
соавторстве с
В.А. Алтуховым,
В.Г. Брагой,
Г.Ф. Бутенко,
Н.М. Лысенко,
С.А. Микояном,
Ю.Н. Нечаевым,
М.И. Радченко
и Г.Ф. Сивковым;
под общей редакцией
Н.М. Лысенко;
г. Москва: Воениздат, 1977 год, 439 стр.).
-
открыть
ссылку
-
А.А. Манучаров
являлся главным редактором ежеквартального
научно-технического
сборника "Новости зарубежной науки и техники"
(Московская
область, г. Жуковский:
Лётно-исследовательский институт; сборник обзоров
посвящённых зарубежным лётным
испытаниям; по материалам иностранной открытой печати).
-
-
Награды:
Указом
Президиума Верховного
Совета СССР от 23 ноября
1942 года,
"За образцовое выполнение
заданий Командования на фронте
в борьбе
с немецкими захватчиками и проявленные при этом
доблесть
и мужество",
лейтенант
Манучаров Андрей Арсенович
был
награждён орденом
Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
20 сентября 1947 года
"За участие в параде в честь
Дня воздушного флота",
лётчик-испытатель
ГК НИИ ВВС,
капитан
Манучаров
Андрей Арсенович
был
награждён
орденом Отечественной
войны I
степени.
Решением Комитета по Ленинским премиям и Государственным премия при Совете
Министров СССР от 21 апреля 1967 года,
за создание и успешные
испытания новой
авиационной техники,
Начальник управления
Государственного
Краснознамённого
Научно-исследовательского института ВВС
Манучаров Андрей Арсенович
был
удостоен
Ленинской премии СССР в области науки и техники за 1966 год.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от 8 июля 1967 года,
"За многолетнюю творческую работу в области
лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники",
лётчику-испытателю
Государственного Краснознамённого научно-испытательного института
ВВС
Манучарову Андрею Арсеновичу
было
присвоено Почётное
звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 ноября 1975 года,
за
работы в области авиационной техники,
Начальник управления
Государственного
Краснознамённого Научно-исследовательского
института
ВВС
Манучаров
Андрей Арсенович
был удостоен Государстенной премии СССР
в области науки и техники за 1974
год.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984
года (с
грифом "совершенно секретно"),
"За
создание
самолётных командно-измерительных
пунктов",
заместитель Начальника Лётно-исследовательского института
Манучаров
Андрей Арсенович
был
награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими
захватчиками и в честь
40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне",
генерал-майор
авиации в отставке
Манучаров
Андрей Арсенович
был
награждён
орденом Отечественной
войны I
степени.
Кроме этого, он был награждён
орденом Ленина (03.04.
1975),
орденом
Красного Знамени (22.07.
1966),
ещё тремя орденами Красной Звезды
(18.08.
1945, 05.02.
1947, 30.12. 1956);
медалями:
"За воинскую доблесть.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина",
"За Победу
над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
"Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов";
"Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов";
"За боевые заслуги", "В Память 800-летия Москвы" и
другими наградами.
В 1977 году
Манучарову Андрею
Арсеновичу
было присвоено
Почётное звание "Почётный авиастроитель СССР".
-- |