-
 


Начальник контрразведки
советско-германского
ракетного института "Рабе"
;
Начальник сектора ОКБ-2
при Научно-исследовательском
институте № 88
(Конструкторского бюро
химического машиностроения);
подполковник

 
-
-
     
 


Родился 16 января 1919 года в Москве.

В 1944 году Василий Иванович Харчев окончил Военно-воздушную
инженерную Академию имени профессора Н.Е. Жуковского
.
Во время защиты консультантом его дипломного проекта был 
Борис Евсеевич Черток - в то время уже крупный специалист по электрооборудованию и автоматике, имевший опыт создания
систем управления и электрического зажигания жидкостно-реактивных
двигателей
,
которые использовались в первом полете
самолета "БИ-1"
с жидкостным реактивным двигателем.

С апреля 1945 года
(в то время) старший лейтенант В.И. Харчев находился в Германии
в составе группы советских специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.
По предложению
 Б.Е. Чертока В.И. Харчеву было предложено заняться обеспечением собственной безопасности на территории проведения работ, а также созданием собственной службы контрразведки и вербовкой немецких инженеров, которые
по определённым причинам остались в Германии или не захотели бежать в США
вместе
с конструктором ракетной техники
Вернером фон Брауном.

В результате проведённых организационных "работ"
в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) был организован совместный советско-германский ракетный институт "Рабе" ("Ворон"), который возглавил Б.Е. Черток,
который занимался изучением и развитием техники управления
баллистическими ракетами дальнего действия
.
На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен",
Главным инженером которого был назначен
Сергей Павлович Королёв.



Так, благодаря оригинальным действиям и порою доходившим до курьёзов ситуациям, Василию Ивановичу Харчеву удалось привлечь на нашу сторону
весьма крупных немецких инженеров-ракетчиков, например таких
как
Гельмут Грёттрупп - заместитель
фон Брауна по радиоуправлению ракетами
и электрическим системам, разработчик отделяемой боеголовки баллистической ракеты
; Вернер Альбринг - аэродинамик, работавший над управляемыми ракетами; Вольдемар Вольф - бывший руководитель отдела баллистики фирмы "Крупп"
и многих других.
Позже они будут участвовать в пуске первой советской, собранной по немецким
чертежам баллистической ракеты Р-1.


А пока, В.И. Харчев, усиленно изучавший английский и немецкий языки, к тому же,
по мнению
Б.Е. Чертока, грамотный специалист, будет активно участвовать в поиске, изучении и упорядочивании найденной документации на узлы и агрегаты ракет.
Находясь на бывшем патронном производстве при заводе "Рейнметалл"
Василий Иванович занимался восстановлением технологии сборки и испытаний турбонасосного агрегата ракеты V-2 (Фау-2).

Согласно Постановлению Совета Министров СССР № 1017-419 от 13 мая 1946 года
"О развертывании в стране работ по реактивному вооружению", на базе
завода был создан НИИ-88
, который возглавил Организатор работ по созданию ракетного и артиллерийского вооружения Лев Робертович Гонор.
Опытное конструкторское бюро НИИ-88 (ОКБ-1) возглавил Выдающийся
создатель ракетно-космической техники
Сергей Павлович Королёв.

По возвращении в СССР капитан Василий Иванович Харчев пришёл на работу в ОКБ-2 при НИИ-88 под руководством Алексея Михайловича Исаева и был назначен Начальником сектора, одновременно оставаясь на военной службе.
Он руководил группой проектантов, которая занималась проработкой
новой ракеты
, работающей с использованием идеи
Фридриха Артуровича Цандера
об использовании конструкционного материала баков ракеты в качестве
компонента топлива
, сжигаемого в двигателе.
В связи с этим
(в то время) Главный конструктор ОКБ-456 Валентин Петрович Глушко
дал неоднозначную оценку первой инженерной попытке решения этой
(по словам Глушко) "заманчивой идеи".

В.И. Харчев принимал участие в создании жидкостных реактивных двигателей
для зенитных ракет, а также дополнительных двигателей для крылатой ракеты
"Буря" Главного конструктора
Семёна Алексеевича Лавочкина.

В декабре 1958 года было принято решение об объединении ОКБ-3
(Главный конструктор -
Доминик Доминикович Севрук ) и ОКБ-3 в одно КБ под руководством А.М. Исаева, а в январе 1959 года ОКБ-2 стало самостоятельной организацией,
а в
1967 году ОКБ-2 получило наименование "Конструкторское бюро
химического машиностроения".

Василий Иванович продолжал работу в этом КБ до ухода из жизни.

Его последнее воинское звание
- подполковник.

Награды:
Василий Иванович Харчев был награждён
медалями:
"За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 годов"
(1945), "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия
со Дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
"50 лет Вооружённых сил СССР" (1968),
"За безупречную службу в Вооружённых Силах СССР" I, II и III степеней.

 

 
-
 


Василий Иванович Харчев, внёсший свой весомый вклад в ракетную технику
на этапе её изучения, скончался 20 июня 1973 года.


Похоронен он в Москве, на Кузьминском кладбище (уч. № 110).

(увеличить фото) г. Москва, Кузьминское кладбище (уч. № 110), могила В.И. Харчева (февраль 2014 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы материалы книги
Бориса Евсеевича Чертока
"Ракеты и люди"
(книга 1,
Москва, издательство
"Машиностроение".
1999 г., 415 стр.,
Тираж 1 300 экз.)


(Открыть ссылку) Б.Е. Черток. "Ракеты и люди". Книга 1

(открыть ссылку)

Также использованы материалы статьи:

(Открыть ссылку) Кострюков Иван Васильевич. "Я связал свою судьбу с НИИ-88 за три дня до его образования"

(открыть ссылку)
 

 
     

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"