Родился
16 января 1919 года в Москве.
В 1944 году
Василий Иванович Харчев
окончил Военно-воздушную
инженерную
Академию имени профессора Н.Е. Жуковского.
Во время защиты консультантом его дипломного проекта был
Борис Евсеевич Черток
- в то время уже крупный специалист по электрооборудованию и
автоматике, имевший опыт создания
систем управления
и электрического зажигания
жидкостно-реактивных
двигателей,
которые использовались
в первом полете
самолета
"БИ-1"
с
жидкостным реактивным двигателем.
С апреля 1945 года
(в то время)
старший лейтенант
В.И. Харчев находился в Германии
в составе группы
советских специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.
По предложению Б.Е. Чертока
В.И. Харчеву было предложено заняться
обеспечением собственной безопасности на
территории проведения работ, а
также
созданием собственной службы контрразведки и
вербовкой немецких инженеров,
которые
по
определённым причинам остались в
Германии или не
захотели бежать в
США
вместе с
конструктором ракетной техники
Вернером фон Брауном.
В результате проведённых организационных "работ"
в
советской оккупационной зоне
(в
Тюрингии)
был организован совместный
советско-германский ракетный институт "Рабе"
("Ворон"),
который возглавил
Б.Е. Черток,
который занимался изучением и развитием техники управления
баллистическими
ракетами дальнего действия.
На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен",
Главным инженером которого был назначен
Сергей Павлович Королёв.
Так, благодаря
оригинальным действиям и порою доходившим до курьёзов
ситуациям,
Василию Ивановичу Харчеву
удалось привлечь на нашу сторону
весьма крупных немецких инженеров-ракетчиков,
например таких
как
Гельмут Грёттрупп
-
заместитель
фон Брауна
по радиоуправлению ракетами
и электрическим системам, разработчик отделяемой боеголовки
баллистической ракеты;
Вернер Альбринг
- аэродинамик,
работавший над управляемыми ракетами;
Вольдемар Вольф
- бывший руководитель отдела баллистики
фирмы "Крупп"
и многих других.
Позже они будут участвовать в пуске первой советской,
собранной по немецким
чертежам баллистической ракеты Р-1.
А пока, В.И. Харчев,
усиленно изучавший английский и немецкий языки, к тому же,
по мнению Б.Е. Чертока, грамотный специалист,
будет активно участвовать в поиске,
изучении
и упорядочивании найденной документации на узлы и агрегаты
ракет.
Находясь на бывшем патронном производстве при заводе "Рейнметалл"
Василий Иванович
занимался восстановлением технологии сборки
и испытаний турбонасосного агрегата ракеты V-2
(Фау-2).
Согласно
Постановлению Совета Министров СССР № 1017-419
от 13 мая 1946 года
"О
развертывании в стране работ по реактивному вооружению",
на
базе
завода был создан НИИ-88,
который возглавил Организатор работ
по
созданию ракетного и
артиллерийского вооружения
Лев Робертович Гонор.
Опытное конструкторское бюро НИИ-88
(ОКБ-1)
возглавил Выдающийся
создатель ракетно-космической техники
Сергей Павлович Королёв.
По
возвращении
в
СССР капитан
Василий Иванович Харчев
пришёл
на
работу
в
ОКБ-2
при
НИИ-88
под руководством
Алексея Михайловича Исаева и
был
назначен Начальником сектора,
одновременно оставаясь
на
военной службе.
Он руководил группой проектантов,
которая занималась
проработкой
новой ракеты,
работающей
с
использованием идеи
Фридриха Артуровича Цандера
об
использовании
конструкционного материала баков ракеты
в
качестве
компонента топлива,
сжигаемого
в
двигателе.
В связи с этим
(в то время) Главный конструктор ОКБ-456
Валентин Петрович Глушко
дал неоднозначную оценку
первой инженерной попытке решения этой
(по словам
Глушко)
"заманчивой идеи".
В.И. Харчев
принимал участие в создании жидкостных реактивных двигателей
для зенитных ракет, а также дополнительных двигателей для
крылатой ракеты
"Буря" Главного конструктора
Семёна Алексеевича Лавочкина.
В декабре 1958 года было принято решение об объединении ОКБ-3 (Главный
конструктор -
Доминик Доминикович Севрук
)
и ОКБ-3 в одно КБ под руководством
А.М. Исаева,
а в январе 1959 года ОКБ-2 стало
самостоятельной организацией,
а в
1967 году
ОКБ-2
получило наименование "Конструкторское бюро
химического машиностроения".
Василий Иванович
продолжал работу в этом КБ до ухода из жизни.
Его последнее воинское звание
- подполковник.
Награды:
Василий Иванович Харчев
был награждён
медалями:
"За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 годов"
(1945),
"За
воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия
со Дня рождения В.И. Ленина" (1970),
"50 лет
Вооружённых сил СССР"
(1968),
"За безупречную службу в Вооружённых Силах СССР" I, II и III степеней.
|