-
Иван Савельевич Прудников
родился 16 июня 1919 года
в деревне Папоротка
Милославичской волости Климовичского уезда Гомельской губернии в составе
Российской Империи.
Историческая справка:
.....После
Февральской Революции 1917 года,
территория Гомельской губернии успела побывать под
оккупацией германской армии и войск Украинской Народной
Республики. К мирной жизни население губернии
вернулось в 1920 году.
.....В
1923 году,
в результате начавшейся административно-земельной
реформы, Быховский, Климовичский и
Чериковский уезды были упразднены путём объединения их
земель в новообразованный Калининский уезд.
.....17
июля 1924 года был учреждён Климовичский район который
стал частью Калининского округа
образованного на землях бывшего Калининского уезда.
.....Постановление
Всесоюзного Центрального Исполнительного комитета от 6
декабря 1926 года,
Гомельская губерния вошла в состав Белорусской ССР,
а в 1927 году губерния была ликвидирована, с
последующим разделением между округами.
.....В
1927 году Климовичский район был присоединён к
Могилёвскому округу,
а в 1930 году был передан в прямое подчинение
Белорусской ССР.
В 1938 году район вошёл в состав Могилёвской области.
.....27
июля 1990 года была принята Декларация о государственном
суверенитете Белорусской ССР.
.....19
сентября 1991 года, Белорусская ССР была
переименована в Республику Беларусь, а 8 декабря
1991 года, Главами РСФСР, Беларуси и
Украины было подписано Беловежское соглашение о
прекращении существования СССР и о создании Содружества
Независимых Государств.
.....В
сегодняшние дни, деревня Папоротока,
несмотря на оставшиеся в ней около 10-ти дворов,
продолжает существовать, и она входит в состав
Киселево-Будского сельского Совета Климовичского района
Гомельской области Республики Беларусь.
-
О семье
И.С.
Прудникова:
.....Родители
Ивана Савельевича
были крестьянами.
.....В
1924 году, взяв с собой детей, они уехали
из родной деревни в Краснодарский край под влиянием
государственной компании по заселению свободных
земель на Кубани.
.....Супруга
Ивана Савельевича -
Прудникова Таисия Михайловна
(25.12.
1922 - 08.02. 2000),
Ветеран космонавтики и Научно-производственного
объединения "Энергия", до ухода на пенсию
работала инженером-проектантом по системам
терморегулирования в подразделениях руководимых мужем.
.....Дочь
- Прудникова Светлана Ивановна
(26.12.
1947 - 23.03. 2006).
В 1933 году
Иван Прудников
вернулся
в родную деревню, но вскоре выехал в
город
Краматорск
(на сегодняшний
день остаётся под контролем Украины -
прим.),
а затем - к старшему брату в Воронеж.
В 1936 году, после окончания средней школы,
Иван Савельевич Прудников
поступил
на Автотракторный факультет Сталинградского
механического института
(ныне -Волгоградский
Государственный технический университет),
который окончил
с отличием в 1941 году по специальности
"инженер-механик".
По окончании института, в июле-августе 1941 года
он работал на Сталинградском
тракторном заводе технологом, потом наладчиком
станков в цехе по выпуску
танков Т-34.
С 3 сентября 1942 года по март 1946 года,
И.С. Прудников работал
в городе Чирчике
Ташкентской области Узбекской ССР
(ныне - Республика
Узбекистан)
на заводе
№ 724 имени М.В. Фрунзе Народного комиссариата
миномётного вооружения СССР
эвакуированном из города Сумы Украинской ССР
(ныне - Украина),
где возглавлял
конструкторское бюро инструментов и
приспособлений.
В 1946 года,
Иван Савельевич
был принят на
работу
в отдел № 3
Специального конструкторского
бюро Научно-исследовательского института № 88
Министерства
вооружения СССР
образованного на базе Артиллерийского
завода № 88 в посёлке
Подлипки
расположившегося в границах города
Калининграда Московской
области
(ныне
-
город Королёв Московской области)
и созданного
согласно
Постановления
Совета
Министров СССР № 1017-419
от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного
вооружения"
определивший программу работ
по реактивной и ракетной технике.
--
открыть ссылку
для изучения фотодокумента
Историческая справка:
.....В
апреле 1950 года на базе
нескольких отделов НИИ-88 было создано Особое конструкторское бюро № 1
(ОКБ-1)
под руководством
Сергея Павловича Королёва,
которое Постановлением Совета
Министров СССР от 13 августа 1956 года № 4912сс вместе с опытным заводом
было выделено в самостоятельную организацию.
.....После
безвременной кончины
С.П. Королёва
и упразднения
Государственного комитета Совета Министров СССР по
оборонной технике и создании вместо него Министерства
общего машиностроения СССР,
6 марта 1966 года,
на базе ОКБ-1 и Завода № 88
было образовано ЦКБЭМ - Центральное конструкторского
бюро экспериментального машиностроения
(с
22 мая 1974 года
- Научно-производственное объединение "Энергия")
с Заводом экспериментального машиностроения
(ныне
- Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая
корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва").
С 1945-го по 1956 год,
И.С. Прудников
последовательно
являлся:
инженером -
конструктором, Старшим инженером-конструктором,
Начальником группы, заместителем Начальника лаборатории,
Начальником лаборатории
газоструйных рулей
(до 1956 года).
В 1955 году, после окончании аспирантуры, он
под научным руководством
Сергея Павловича Королёва
защитил диссертацию на соискание учёной степени
Кандидата технических наук по проблеме выбора типа
исполнительных
органов управления ракет.
Иван Савельевич Прудников
-
участник разработки и испытаний первых
отечественных
баллистических ракет дальнего действия.
Он являлся руководителем разработки конструкторской
документации на головные
части межконтинентальной баллистической ракеты Р-7,
участник разработки проектной
и конструкторской документации на Первый в
мире искусственный спутник Земли.
Будучи
заместителем Начальника, затем - Начальником
лаборатории газоструйных
рулей, И.С. Прудников
совместно со специалистами
аэрогазодинамического отдела
под руководством
В.Ф. Рощина,
занимался теоретическими и экспериментальными
исследованиями, результатом которых стало создание для
жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней
дальности наземного базирования
Р-5 (8А62)
газоструйных рулей стреловидной формы
с меньшим
(примерно на
30%)
лобовым сопротивлением
и большим (в
1,6 раза)
аэродинамическим качеством,
что снизило массу органов управления в целом и
существенно увеличило
дальность полёта.
В 1956 году,
Иван Савельевич возглавил
специальный отдел № 8,
которой занимался
подготовкой технической документации на головную часть
межконтинентальной
баллистической ракеты Р-7, и подготовкой этой ракеты
к первому пуску.
Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7
несла ядерный
боевой заряд и могла его доставить в любую точку
территории вероятного противника.
Предварительные изыскания по созданию такой ракеты
начались ещё в 1950 году при
выполнении работ по теме
Н3 -
"Исследование перспектив создания ракет дальнего
действия различных типов с дальностью полёта
5000-10 000 километров
с массой
боевой части 1-10 тонн"
и её продолжению - темы
Т-1 - "Теоретические и
экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой
баллистической
ракеты с дальностью полёта
7000-8000 километров", целью
которой являлась
разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической
ракеты дальнего
действия массой до
170-ти тонн
с отделяющейся головной
частью массой
3000 килограмм
на дальность
8000 километров.
Теоретический чертёж ракеты Р-7
С.П. Королёв
утвердил 11 марта 1955 года, а 25 июля
1956 года были подписаны материалы уточнённого эскизного
проекта.
Из хроники событий:
.....Первый
пуск
ракет Р-7 состоялся
15 мая 1957 года в 19 часов 01 минуту
по московскому времени. По
визуальным наблюдениям полёт протекал нормально до 60-й секунды,
затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени
истекающих газов из двигателей.
.....Обработка
телеметрической информации показала, что на 98-й секунде
полёта отвалился боковой блок Д и ракета потеряла устойчивость.
Причиной аварии явилась негерметичность топливной магистрали
горючего. Этот пуск позволил получить опытные данные по
динамике старта и участку полёта I ступени.
.....Второй
пуск, назначенный
на 11 июня 1957
года, не удался,
несмотря на три попытки: при первых двух попытках
из-за примерзания тарели главного кислородного клапана блока В
происходил сброс схемы запуска, при третьей попытке
произошло аварийное выключение двигательных установок на режиме
предварительной ступени тяги из-за ошибки, допущенной при
установке клапана азотной продувки магистрали окислителя
центрального блока. Ракета была снята с пускового
устройства и возвращена на техническую позицию.
.....Третий
пуск состоялся
12 июля 1957 года в 15 часов 53 минуты.
На 33-й секунде полета ракета потеряла устойчивость.
Причиной аварии оказалось замыкание на корпус цепей управляющего
сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения.
.....Четвёртый
пуск ракеты Р-7 № М1-8
осуществлённый 21
августа 1957 года в 15 часов 25 минут
оказался успешным,
и ракета впервые достигла района цели. Основным
недостатком этого пуска явилось разрушение головной части в
плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории,
причём экспериментальных данных о причинах этого разрушения
получено не было, так как телеметрические записи
прекратились за 15-20 секунд до падения головной части. В
результате анализа упавших элементов конструкции головной части
установлено, что разрушение началось с наконечника
головной части, и одновременно уточнены величины уноса её
теплозащитного покрытия. Это позволило доработать
документацию на головную часть, уточнить компоновку,
конструкторские и прочностные расчёты
(ими
занимались И.С. Прудников,
В.Ф. Рощин,
А.Г. Решетин,
Б.П. Плотников,
Н.А. Воронцов,
Н.А. Павлов,
В.Ф. Садовый,
К.М. Хомяков) и
изготовить ее в кратчайшие сроки для очередного пуска.
-
-
Очередной пуск ракеты Р-7, проведённый 7
сентября 1957 года, в основном подтвердил
результаты предыдущего пуска. Положительные результаты
полёта ракет на активном
участке траектории позволили использовать их для запуска
первых двух искусственных спутников Земли. В качестве их
носителей использовались ракеты
№ 1ПС
и
2ПС,
которые были доработаны с учётом решаемых задач и
опыта лётной
отработки.
По результатам шести запусков ракеты Р-7 были доработаны
головная часть
(заменена
новой)
и система её отделения, применены щелевые
антенны телеметрической системы
"Трал", эффективность которых подтвердили последующие
пуски.
Пуски ракет Р-7 24 мая и 10 июля 1958 года завершили
лётно-конструкторские
испытания второго этапа.
Впервые полностью успешно проведённый пуск ракеты Р-7
№ М1-10
29 марта 1958 года
в 17 часов 41 минут
(головная часть достигла
цели без разрушения)
решил "проблему
№ 1" - создание головных частей межконтинентальных
баллистических ракет со
специальным снаряжением, а вместе с ней
- и задачу разработки аппаратов, которые
могли бы спускаться с орбиты искусственного спутника
Земли, возвращая грузы,
животных, а затем и космонавтов.
Программа лётно-конструкторских испытаний экспериментальных
ракет Р-7 в основном
была выполнена. Получены результаты, показывающие
правильность основных
принципиальных решений, заложенных в конструкцию
ракеты, двигателей
и систему управления, отработаны техника старта,
динамика управляемого полёта
на первой и второй ступенях, система
радиоуправления и отделения головной части,
проверены и реализованы мероприятия по
обеспечению достижения головной частью
цели, получены опытные данные по действительной
траектории полёта на заданную
дальность и данные, подтверждающие, что
принятые гарантийные запасы
компонентов топлива достаточны.
Постановлением от 20 января 1960 года,
межконтинентальная баллистическая ракета
Р-7
(8К71)
была принята на вооружение Советской Армии.
В процессе создания ракеты Р-7 был решен целый ряд
научно-технических проблем,
составивших фундаментальную научно-техническую базу
дальнейшего
совершенствования ракетных и первых космических
разработок.
Ракета Р-7 стала базовой для создания ряда её
модификаций.
С 24 декабря 1959 года начались лётно-конструкторские
испытания ракеты Р-7А
(8К74)
без системы радиоуправления
и с головной частью новой конструкции.
При стартовой массе
276 тонн
с головной частью массой
3 тонны ракета Р-7А
стала
иметь дальность полёта
12 000 километров.
Упрощена была и методика подготовки ракеты к
пуску.
В ходе лётно-конструкторских испытаний испытали восемь ракет,
из которых
семь свою задачу выполнили.
Ракета Р-7А была принята на вооружение и
заменила ракету Р-7.
Модификация двухступенчатой ракеты Р-7 - ракета-носитель
"Спутник" (8К71ПС
и 8А91)
- обеспечила запуск первых трёх искусственных спутников Земли.
-
С помощью трёхступенчатых ракет-носителей 8К72 с
блоком Е
("Восток")
и 11А511
с блоком И
("Союз")
можно было начинать исследования дальнего космоса
и Луны,
осуществлять полёты пилотируемых космических кораблей
"Восток", "Восход", а в
дальнейшем - "Союз" и автоматических грузовых
транспортных кораблей "Прогресс".
Было развернуто разностороннее исследование космического
пространства и созданы
условия для прикладного использования ракетно-космической
техники в интересах
науки, обороны и народного хозяйства.
В дальнейшем эти ракеты-носители использовали для
запуска космических аппаратов
типа "Зенит", "Метеор", "Электрон" и других.
В результате большой напряженной работы
научно-исследовательских институтов
и конструкторских бюро был создан Первый в мире
искусственный спутник Земли,
успешный пуск которого состоялся 4 октября 1957 года,
получивший ошеломляющий
мировой резонанс.
В 1958 году,
Высшая Аттестационная комиссия СССР на
основании представленных
материалов
(перечня научных
трудов соискателя, отзывов о научной
и инженерной
деятельности, подписанных крупнейшими учёными
страны, в том числе Академиками Академии наук СССР
Келдышем
Мстиславом Всеволодовичем,
Котельниковым Владимиром Александровичем,
Седовым Леонидом Ивановичем
и
другими),
а также учитывая вклад в
создание первых искусственных спутников Земли,
присудила без защиты
диссертации учёную степень Доктора технических
наук
14-ти ведущим
сотрудникам
ОКБ-1, в том
числе и
Прудникову Ивану
Савельевичу.
С 1958 года, он принимал участие в подготовке
исходных данных на разработку
проекта, в проектировании корабля "Восток" и
разработке технической документации
в части выбора материала и толщин тепловой
защиты спускаемого аппарата,
расчётов по аэродинамике и баллистике
возвращения.
-
-
Осенью 1964 года в ОКБ-1 был создан ряд проектных отделов
для разработки лунной программы.
Головным стал отдел № 93, Начальником которого был
назначен
И.С. Прудников.
Задачей этого отдела, штат которого состоял из
специалистов ранее работавших
по проекту создания космического корабля "Союз",
являлось ведение работ
по пилотируемым кораблям для лунной экспедиции.
В конце 1964 года,
С.П. Королёв
принял предложение по осуществлению на орбите
стыковки двух кораблей 7К.
Работы по кораблю, получившему название "Союз"
и обозначение 7К-ОК были
продолжены с учётом нового назначения корабля и с
полным использованием
проектного задела и предусмотренных перспективных решений.
В начале 1965 года проектные работы по кораблю 7К
сосредоточиваются в отделе
№ 93
Ивана Савельевича Прудникова;
к работам были привлечены специалисты,
которые вели разработку корабля ранее.
Первый запуск корабля "Союз"
(заводской № 2)
был осуществлен
28 ноября 1966 года под названием "Космос-133".
Результаты трёх беспилотных пусков были подвергнуты
тщательному анализу,
а рекомендации по выявленным замечаниям полностью
выполнены.
Перед ведущими специалистами Центрального Конструкторского
бюро экспериментального машиностроения
(бывшего ОКБ-1)
был поставлен вопрос:
следует выполнить контрольный беспилотный пуск или
можно идти
на пилотируемый полёт?
Вопрос обсуждался на серии совещаний.
На итоговом совещании у
Василия Павловича Мишина,
возглавившего конструкторское
бюро после скоропостижной смерти
Сергея Павловича Королёва,
с приглашением
широкого круга специалистов в центре обсуждения стоял
тот же вопрос выбора, и
одновременно заслушивались доклады о готовности систем
и конструкции корабля
к пилотируемому пуску.
Многие выступили за проведение пилотируемого полёта.
С возражением против него выступил только
Иван Савельевич Прудников,
обосновав
своё мнение тем, что тепловая защита требует
дополнительной проверки.
Однако большинство специалистов выразили уверенность в
надежности доработанной
защиты и успехе полёта.
По итогам обсуждений было внесено предложение о
проведении пилотируемого
испытательного полёта, доложенное позже в ЦК КПСС.
Так было принято решение, которое оказалось роковым.
Пилотируемый пуск космического корабля "Союз-1" с
космонавтом
Комаровым Владимиром Михайловичем
был осуществлен
23 апреля 1967 года.
После выведения на орбиту у корабля не раскрылась одна
из двух панелей солнечных
батарей. Кроме того, практически не работал
датчик солнечно-звёздной ориентации,
и ориентация солнечных батарей на Солнце выполнялась
вручную.
В это время на Космодроме Байконур готовился к
пуску космический корабль "Союз-2"
с экипажем из трёх человек, с которым
должен был сблизиться "Союз-1" и осуществить
стыковку.
В связи с серьёзными проблемами на борту
корабля, было принято решение об отмене
пуска "Союза-2" и досрочной посадке "Союза-1".
Полёт космического корабля завершился трагедией.
На завершающем
этапе спуска
произошло скручивание строп парашютной системы
и спускаемый аппарат разбился восточнее города
Орск
Оренбургской области.
Космонавт
Владимир Комаров
погиб...
Трагедия потрясла всех...
Тяжело её переживали специалисты, все, кто
участвовал в разработке "Союза",
тренировках экипажей, в подготовке корабля к
пуску и в управлении полётом.
Кроме того, в 1950-1960-х годах,
И.С. Прудников участвовал
в создании одноступенчатых
баллистических ракет средней дальности наземного базирования
Р-5М (8К51)
с
ядерным боевым зарядом, двухступенчатой жидкостной
(на
низкокипящем
окислителе)
межконтинентальной баллистической ракеты
Р-9А (8К75)
наземного
и шахтного базирования с
моноблочной головной частью, а также - космических
аппаратов "Электрон" для исследований радиационных поясов
Земли и связанных
с ними физических явлений.
В 1966-1974-х годах, отдел возглавляемый
Иваном Савельевичем Прудниковым
продолжал работы
по проектированию пилотируемых космических кораблей
и
занимался разработкой ракетно-космического комплекса для
экспедиции
на Луну "Звезда".
А в течение девяти лет, с 1974-го по 1982 год,
Иван Савельевич
был Главным
конструктором одного из тематических направлений
Научно-производственного
объединении "Энергия", в задачи которого на первых
порах входила разработка
лунного экспедиционного комплекса.
-
-
Лунное посадочное устройство стало принципиально новой
разработкой.
Первый же полёт лунного комплекса, именовавшегося Т2К
("Космос-379"),
стартовавшего 24 ноября 1970 года, прошёл без
серьёзных замечаний.
Во многом этому способствовали самоотверженные усилия
Ивана Савельевича
Прудникова, его заместителя
Евгения Фёдоровича
Рязанова
и других.
Всего пусков было три.
После
создания на базе
Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения Научно-производственного объединения "Энергия"
и назначения
Валентина Петровича
Глушко
на должности Директора и
Генерального конструктора,
по его предложению на предприятии были введены
должности Главных конструкторов
по тематическим направлениям,
подчинявшимся непосредственно ему.
Руководить разработкой, лунного экспедиционного комплекса
под шифром "Звезда"
В.П. Глушко поручил двум
вполне заслуженным конструкторам королёвской школы.
Константин Давыдович Бушуев
возглавил разработку кораблей
для полёта к Луне и
возвращения на Землю, а
Ивану Савельевичу Прудникову
было поручено руководить
строительством средств постоянно действующей базы-станции,
для полноценного
функционирования которой предусматривались:
лабораторно-жилой модуль, ядерная
энергетическая установка, лабораторно-заводской модуль
и управляемый водителем
луноход с радиусом действия до
200 километров.
Таким образом, технические возможности создания в
короткие сроки лунного
экспедиционного комплекса, которые открывались доставкой
на Луну полезного груза
массой
до 22-х тонн
при одном пуске ракеты-носителя с грузом
массой
до 230 тонн,
позволяли наметить и осуществить обширную
программу работ на Луне, включающую
исследования в области планетологии, астрофизики,
медицины и биологии, производства
новых материалов и газов в лунных условиях
(в частности,
производства кислорода
из лунных пород),
а также использование Луны в народнохозяйственных
целях.
Но данный проект не получил дальнейшего развития,
и был закрыт практически сразу
за прекращением работ по лунному пилотируемому
кораблю, несмотря на последние
положительные результаты испытаний новых ракетных двигателей
создававшихся
для ракетно-космического комплекса Н-1 - Л-3.
-
-
В 1975 году в СССР были начаты работы в рамках темы
"Меч", головным исполнителем
по которым было Научно-производственное объединение
"Энергия".
Все работы по этой теме касались разработки систем
вооружений космического
базирования, в том числе на новых физических принципах.
Например, при разработке лазерных комплексов
соисполнителем было Научно-производственное объединение
"Астрофизика", впоследствии
отвечавшее за создание
мегаватного лазера систем
вооружения орбитальной космической платформы "Скиф"
предназначавшегося для уничтожения межконтинентальных
баллистических ракет
и военных спутников противника.
Главным конструктором темы "Меч"
(с 1977 года)
являлся
Прудников Иван Савельевич.
В 1982 году,
Иван Савельевич
официально стал пенсионером,
но до 1995 года продолжал
работать в должности Старшего научного сотрудника
Научно-производственного
объединения, на базе которого, Решением
Правительства Российской Федерации
от 29 апреля 1994 года образована Ракетно-космическая
корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва.
В этот период,
И.С. Прудников
участвовал в создании Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия - Буран".
Иван Савельевич Прудников -
автор и соавтор более 200
научных работ,
4-х авторских свидетельств на изобретения.
Среди его статей - две работы посвящённые истории
создания ракетной техники
опубликованные в номерах журнала
"Авиация и космонавтика":
•
"Решение проблемы № 1"
(№
1-2; 1994 год);
-
•
"На первом этапе"
(№
5-6; 1994 год).
-
Он также являлся научным руководителем двух кандидатов технических
наук.
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 20 апреля
1956 года (с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
создание и принятие на вооружение ракеты Р-5М",
Начальник лаборатории ОКБ-1 Государственного комитета Совета
Министров СССР
по оборонной технике
Прудников Иван Савельевич был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 21 декабря
1957
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли",
Начальник отдела ОКБ-1 Государственного
комитета Совета
Министров СССР
по оборонной технике
Прудников Иван
Савельевич был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
Постановлением
Комитета по Ленинским премиям по науке и технике при
Совете
Министров СССР от 17 апреля 1961 года
(без
публикации в печати),
"За создание
комплекса электродуговых и аэродинамических труб и
разработку метода
теплозащиты головных частей баллистических ракет",
Начальник отдела ОКБ-1
Государственного комитета
Совета
Министров СССР
по оборонной технике
Прудников Иван Савельевич был
удостоен
Ленинской премии в области
техники за 1960 год в составе
коллектива
разработчиков.
Он был также награждён медалями:
"За доблестный труд. В ознаменовании
100-летия
со дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
а также Почётным знаком
"Ветеран труда НПО "Энергия".
- |