-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Ленинской премии;
Доктор технических наук;
Начальник отделов Особого
конструкторского бюро (ОКБ-1)
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике
;
(Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
;
Научно-производственного
объединения "Энергия")
;
Главный конструктор
тематического направления
,
Старший научный сотрудник
Головного конструкторского бюро
Научно-производственного
объединения "Энергия"
(Ракетно-космической корпорации
"Энергия" имени С.П. Королёва)

 
-
-
     
 

-
Иван Савельевич Прудников родился 16 июня 1919 года в деревне Папоротка
Милославичской волости Климовичского уезда Гомельской губернии в составе
Российской Империи
.

Историческая справка:
.....После Февральской Революции 1917 года, территория Гомельской губернии успела побывать под оккупацией германской армии и войск Украинской Народной Республики. К мирной жизни население губернии вернулось в 1920 году.
.....В 1923 году
, в результате начавшейся административно-земельной реформы, Быховский, Климовичский и Чериковский уезды были упразднены путём объединения их земель в новообразованный Калининский уезд.
.....17 июля 1924 года был учреждён Климовичский район который стал частью Калининского округа
образованного на землях бывшего Калининского уезда
.
.....Постановление Всесоюзного Центрального Исполнительного комитета от 6 декабря 1926 года, Гомельская губерния вошла в состав Белорусской ССР, а в 1927 году губерния была ликвидирована, с последующим разделением между округами.
.....В 1927 году Климовичский район был присоединён к Могилёвскому округу, а в 1930 году был передан в прямое подчинение Белорусской ССР.
В 1938 году район вошёл в состав Могилёвской области
.

.....27 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР.
.....19 сентября 1991 года, Белорусская ССР была переименована в Республику Беларусь, а 8 декабря 1991 года, Главами РСФСР, Беларуси и Украины было подписано Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и о создании Содружества Независимых Государств.
.....В сегодняшние дни, деревня Папоротока, несмотря на оставшиеся в ней около 10-ти дворов, продолжает существовать, и она входит в состав Киселево-Будского сельского Совета Климовичского района Гомельской области Республики Беларусь.
-
О семье И.С. Прудникова:
.....Родители Ивана Савельевича были крестьянами
.
.....В 1924 году, взяв с собой детей, они уехали из родной деревни в Краснодарский край под влиянием
государственной компании по заселению свободных земель на Кубани.
.....Супруга Ивана Савельевича -
Прудникова Таисия Михайловна (25.12. 1922 - 08.02. 2000), Ветеран космонавтики и Научно-производственного объединения "Энергия", до ухода на пенсию работала инженером-проектантом по системам терморегулирования в подразделениях руководимых мужем.
.....Дочь - Прудникова Светлана Ивановна (26.12. 1947 - 23.03. 2006).

В 1933 году Иван Прудников вернулся в родную деревню, но вскоре выехал в город
Краматорск
(на сегодняшний день остаётся под контролем Украины - прим.),
а затем - к старшему брату в Воронеж.

В 1936 году, после окончания средней школы,
Иван Савельевич Прудников поступил
на Автотракторный факультет Сталинградского механического института (ныне -Волгоградский Государственный технический университет), который окончил
с отличием в 1941 году по специальности "инженер-механик".

По окончании института, в июле-августе 1941 года он работал на Сталинградском
тракторном заводе технологом
, потом наладчиком станков в цехе по выпуску
танков Т-34
.

С 3 сентября 1942 года по март 1946 года,
И.С. Прудников работал в городе Чирчике
Ташкентской области Узбекской ССР
(ныне - Республика Узбекистан) на заводе
№ 724 имени М.В. Фрунзе Народного комиссариата миномётного вооружения СССР
эвакуированном
из города Сумы Украинской ССР
(ныне - Украина), где возглавлял
конструкторское бюро инструментов
и приспособлений.

В 1946 года,
Иван Савельевич был принят на работу
в отдел № 3 Специального конструкторского бюро Научно-исследовательского института № 88 Министерства
вооружения СССР образованного
на базе Артиллерийского завода № 88 в посёлке
Подлипки расположившегося
в границах города Калининграда Московской области
(ныне - город Королёв Московской области) и созданного согласно
Постановления
Совета Министров СССР № 1017-419
от 13 мая 1946 года "Вопросы реактивного
вооружения"
определивший программу работ по реактивной и ракетной технике.
--
(открыть ссылку для изучения фотодокумента) Постановление Совета Министров СССР № 1017-419 сс от 13 мая 1946 года "Вопросы реактивного вооружения" (в двух листах; автор фотокопий - В.И. Ивкин)
 открыть ссылку для изучения фотодокумента

Историческая справка:
.....В апреле 1950 года на базе нескольких отделов НИИ-88 было создано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Павловича Королёва, которое Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1956 года № 4912сс вместе с опытным заводом было выделено в самостоятельную организацию.
.....После безвременной кончины С.П. Королёва и упразднения Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике и создании вместо него Министерства общего машиностроения СССР, 6 марта 1966 года, на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было образовано ЦКБЭМ - Центральное конструкторского бюро экспериментального машиностроения (с 22 мая 1974 года - Научно-производственное объединение "Энергия") с Заводом экспериментального машиностроения (ныне - Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва").

С 1945-го по 1956 год, И.С. Прудников последовательно являлся: инженером -
конструктором
, Старшим инженером-конструктором, Начальником группы, заместителем Начальника лаборатории, Начальником лаборатории
газоструйных рулей
(до 1956 года).

В 1955 году, после окончании аспирантуры, он под научным руководством Сергея Павловича Королёва защитил диссертацию на соискание учёной степени
Кандидата технических наук
по проблеме выбора типа исполнительных
органов управления ракет
.

Иван Савельевич Прудников - участник разработки и испытаний первых отечественных
баллистических ракет дальнего действия
.
Он являлся руководителем разработки конструкторской документации на головные
части межконтинентальной баллистической ракеты Р-7
, участник разработки проектной
и конструкторской документации на Первый в мире искусственный спутник Земли.

Будучи
заместителем Начальника, затем - Начальником лаборатории газоструйных
рулей
,
И.С. Прудников
совместно со специалистами аэрогазодинамического отдела
под руководством
В.Ф. Рощина, занимался теоретическими и экспериментальными
исследованиями, результатом которых стало создание
для жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности наземного базирования
Р-5
(8А62) газоструйных рулей стреловидной формы с меньшим (примерно на 30%)
лобовым сопротивлением
и большим (в 1,6 раза) аэродинамическим качеством,
что снизило массу органов управления в целом и существенно увеличило
дальность полёта
.

В 1956 году,
Иван Савельевич возглавил специальный отдел № 8, которой занимался
подготовкой технической документации
на головную часть межконтинентальной
баллистической ракеты Р-7
, и подготовкой этой ракеты к первому пуску.
Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 несла ядерный
боевой заряд
и могла его доставить в любую точку территории вероятного противника.
Предварительные изыскания по созданию такой ракеты начались ещё в 1950 году при
выполнении работ по теме
Н3 - "Исследование перспектив создания ракет дальнего
действия различных типов с дальностью полёта
5000-10 000 километров с массой
боевой части
1-10 тонн" и её продолжению - темы Т-1 - "Теоретические и
экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической
ракеты с дальностью полёта
7000-8000 километров", целью которой являлась
разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего
действия массой
до
170-ти тонн с отделяющейся головной частью массой
3000 килограмм на дальность 8000 километров.

Теоретический чертёж ракеты Р-7
С.П. Королёв утвердил 11 марта 1955 года, а 25 июля
1956 года были подписаны материалы уточнённого эскизного проекта.

Из хроники событий:
.....Первый пуск ракет Р-7 состоялся 15 мая 1957 года в 19 часов  01 минуту по московскому времени. По визуальным наблюдениям полёт протекал нормально до 60-й секунды, затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени истекающих газов из двигателей. .....Обработка телеметрической информации показала, что на 98-й секунде полёта отвалился боковой блок Д и ракета потеряла устойчивость. Причиной аварии явилась негерметичность топливной магистрали горючего. Этот пуск позволил получить опытные данные по динамике старта и участку полёта I ступени.
.....Второй пуск, назначенный на 11 июня 1957 года, не удался, несмотря на три попытки: при первых двух попытках из-за примерзания тарели главного кислородного клапана блока В происходил сброс схемы запуска, при третьей попытке произошло аварийное выключение двигательных установок на режиме предварительной ступени тяги из-за ошибки, допущенной при установке клапана азотной продувки магистрали окислителя центрального блока. Ракета была снята с пускового устройства и возвращена на техническую позицию.
.....Третий пуск состоялся 12 июля 1957 года в 15 часов 53 минуты.  На 33-й секунде полета ракета потеряла устойчивость. Причиной аварии оказалось замыкание на корпус цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения.
.....Четвёртый пуск ракеты Р-7 № М1-8 осуществлённый 21 августа 1957 года в 15 часов 25 минут оказался успешным, и ракета впервые достигла района цели. Основным недостатком этого пуска явилось разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории, причём экспериментальных данных о причинах этого разрушения получено не было, так как телеметрические записи прекратились за 15-20 секунд до падения головной части. В результате анализа упавших элементов конструкции головной части установлено, что разрушение началось с наконечника головной части, и одновременно уточнены величины уноса её теплозащитного покрытия. Это позволило доработать документацию на головную часть, уточнить компоновку, конструкторские и прочностные расчёты (ими занимались И.С. Прудников, В.Ф. Рощин, А.Г. Решетин, Б.П. Плотников, Н.А. Воронцов, Н.А. Павлов, В.Ф. Садовый, К.М. Хомяков) и изготовить ее в кратчайшие сроки для очередного пуска.

-

-
Очередной пуск ракеты Р-7, проведённый 7 сентября 1957 года, в основном подтвердил
результаты предыдущего пуска
. Положительные результаты полёта ракет на активном
участке траектории позволили использовать их
для запуска первых двух искусственных спутников Земли. В качестве их носителей использовались ракеты
№ 1ПС и 2ПС, которые были доработаны с учётом решаемых задач и опыта лётной
отработки
.
По результатам шести запусков ракеты Р-7 были доработаны головная часть
(заменена
новой
)
и система её отделения, применены щелевые антенны телеметрической системы
"Трал"
, эффективность которых подтвердили последующие пуски.
Пуски ракет Р-7
24 мая и 10 июля 1958 года завершили лётно-конструкторские
испытания второго этапа
.
Впервые полностью успешно проведённый пуск ракеты Р-7
№ М1-10 29 марта 1958 года
в 17 часов 41 минут
(головная часть достигла цели без разрушения) решил "проблему
№ 1" - создание головных частей межконтинентальных баллистических ракет
со
специальным снаряжением, а вместе с ней - и задачу разработки аппаратов, которые
могли бы спускаться
с орбиты искусственного спутника Земли, возвращая грузы,
животных, а затем и космонавтов
.

Программа лётно-конструкторских испытаний экспериментальных ракет Р-7 в основном
была выполнена
. Получены результаты, показывающие правильность основных
принципиальных решений
, заложенных в конструкцию ракеты, двигателей
и систему управления, отработаны техника старта, динамика управляемого полёта
на первой и второй ступенях, система радиоуправления и отделения головной части,
проверены и реализованы мероприятия по обеспечению достижения головной частью
цели
, получены опытные данные по действительной траектории полёта на заданную
дальность
и данные, подтверждающие, что принятые гарантийные запасы
компонентов топлива достаточны
.
Постановлением от 20 января 1960 года, межконтинентальная баллистическая ракета
Р-7
(8К71) была принята на вооружение Советской Армии.

В процессе создания ракеты Р-7 был решен целый ряд научно-технических проблем,
составивших фундаментальную научно-техническую базу дальнейшего
совершенствования ракетных
и первых космических разработок.
Ракета Р-7 стала базовой для создания ряда её модификаций.

С 24 декабря 1959 года начались лётно-конструкторские испытания ракеты Р-7А
(8К74)
без системы радиоуправления
и с головной частью новой конструкции.
При стартовой массе
276 тонн с головной частью массой 3 тонны ракета Р-7А стала
иметь дальность полёта
12 000 километров
.
Упрощена была и методика подготовки ракеты к пуску.
В ходе лётно-конструкторских испытаний испытали восемь ракет, из которых
семь свою задачу выполнили
.
Ракета Р-7А была принята на вооружение и заменила ракету Р-7.
Модификация двухступенчатой ракеты Р-7 - ракета-носитель "Спутник"
(8К71ПС
и 8А91) - обеспечила запуск первых трёх искусственных спутников Земли.

-
С помощью трёхступенчатых ракет-носителей 8К72 с блоком Е
("Восток") и 11А511
с блоком И
("Союз") можно было начинать исследования дальнего космоса и Луны,
осуществлять полёты пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", а в
дальнейшем - "Союз" и автоматических грузовых транспортных кораблей "Прогресс".
Было развернуто разностороннее исследование космического пространства и созданы
условия
для прикладного использования ракетно-космической техники в интересах
науки
, обороны и народного хозяйства.
В дальнейшем эти ракеты-носители использовали для запуска космических аппаратов
типа "Зенит"
, "Метеор", "Электрон" и других.
В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов
и конструкторских бюро был создан Первый в мире искусственный спутник Земли,
успешный пуск которого состоялся 4 октября 1957 года, получивший ошеломляющий
мировой резонанс
.

В 1958 году, Высшая Аттестационная комиссия СССР на основании представленных
материалов
(перечня научных трудов соискателя, отзывов о научной и инженерной
деятельности
, подписанных крупнейшими учёными страны, в том числе Академиками Академии наук СССР
Келдышем Мстиславом Всеволодовичем, Котельниковым Владимиром Александровичем, Седовым Леонидом Ивановичем и другими),
а также учитывая вклад в создание первых искусственных спутников Земли,
присудила без защиты диссертации учёную степень Доктора технических наук
14-ти ведущим сотрудникам ОКБ-1
, в том числе и Прудникову Ивану Савельевичу.

С 1958 года, он принимал участие в подготовке исходных данных на разработку
проекта
, в проектировании корабля "Восток" и разработке технической документации
в части выбора материала и толщин тепловой защиты спускаемого аппарата,
расчётов по аэродинамике и баллистике возвращения.
-

-
Осенью 1964 года в ОКБ-1 был создан ряд проектных отделов для разработки лунной программы.
Головным стал отдел № 93, Начальником которого был назначен
И.С. Прудников.
Задачей этого отдела
, штат которого состоял из специалистов ранее работавших
по проекту создания космического корабля "Союз", являлось ведение работ
по пилотируемым кораблям для лунной экспедиции.

В конце 1964 года,
С.П. Королёв принял предложение по осуществлению на орбите стыковки двух кораблей 7К.
Работы по кораблю, получившему название "Союз" и обозначение 7К-ОК были
продолжены
с учётом нового назначения корабля и с полным использованием
проектного задела
и предусмотренных перспективных решений.
В начале 1965 года проектные работы по кораблю 7К сосредоточиваются в отделе
№ 93
Ивана Савельевича Прудникова; к работам были привлечены специалисты,
которые вели разработку корабля ранее.
Первый запуск корабля "Союз"
(заводской № 2) был осуществлен
28 ноября 1966 года под названием "Космос-133".

Результаты трёх беспилотных пусков были подвергнуты тщательному анализу,
а рекомендации по выявленным замечаниям полностью выполнены.
Перед ведущими специалистами Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения
(бывшего ОКБ-1) был поставлен вопрос:
следует выполнить контрольный беспилотный пуск или можно идти
на пилотируемый полёт?
Вопрос обсуждался
на серии совещаний.
На итоговом совещании у
Василия Павловича Мишина, возглавившего конструкторское
бюро после скоропостижной смерти
Сергея Павловича Королёва, с приглашением
широкого круга специалистов
в центре обсуждения стоял тот же вопрос выбора, и
одновременно заслушивались доклады о готовности систем и конструкции корабля
к пилотируемому пуску.
Многие выступили за проведение пилотируемого полёта.
С возражением против него выступил только
Иван Савельевич Прудников, обосновав
своё мнение тем
, что тепловая защита требует дополнительной проверки.
Однако большинство специалистов выразили уверенность в надежности доработанной
защиты
и успехе полёта.
По итогам обсуждений было внесено предложение о проведении пилотируемого
испытательного полёта
, доложенное позже в ЦК КПСС.
Так было принято решение, которое оказалось роковым
.

Пилотируемый пуск космического корабля "Союз-1" с космонавтом
Комаровым Владимиром Михайловичем был осуществлен 23 апреля 1967 года.
После выведения на орбиту у корабля не раскрылась одна из двух панелей солнечных
батарей
. Кроме того, практически не работал датчик солнечно-звёздной ориентации,
и ориентация солнечных батарей на Солнце выполнялась вручную.
В это время на Космодроме Байконур готовился к пуску космический корабль "Союз-2"
с экипажем из трёх человек, с которым должен был сблизиться "Союз-1" и осуществить
стыковку
.
В связи с серьёзными проблемами на борту корабля, было принято решение об отмене
пуска "Союза-2"
и досрочной посадке "Союза-1".
Полёт космического корабля завершился трагедией.
На завершающем этапе спуска произошло скручивание строп парашютной системы
и спускаемый аппарат разбился восточнее города Орск Оренбургской области.
Космонавт
Владимир Комаров погиб...
 Трагедия потрясла всех...
Тяжело её переживали специалисты
, все, кто участвовал в разработке "Союза",
тренировках экипажей, в подготовке корабля к пуску и в управлении полётом
.

Кроме того, в 1950-1960-х годах,
И.С. Прудников участвовал в создании одноступенчатых
баллистических ракет средней дальности наземного базирования Р-5М
(8К51) с
ядерным боевым зарядом, двухступенчатой жидкостной
(на низкокипящем
окислителе
) межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (8К75) наземного
и шахтного базирования с моноблочной головной частью, а также - космических
аппаратов "Электрон"
для исследований радиационных поясов Земли и связанных
с ними физических явлений.


В 1966-1974-х годах, отдел возглавляемый
Иваном Савельевичем Прудниковым
продолжал работы
по проектированию пилотируемых космических кораблей и
занимался разработкой ракетно-космического комплекса для экспедиции
на Луну "Звезда".
А в течение девяти лет, с 1974-го по 1982 год,
Иван Савельевич был Главным
конструктором одного
из тематических направлений Научно-производственного
объединении "Энергия"
, в задачи которого на первых порах входила разработка
лунного экспедиционного комплекса
.
-

-
Лунное посадочное устройство стало принципиально новой разработкой.
Первый же полёт лунного комплекса, именовавшегося Т2К
("Космос-379"),
стартовавшего 24 ноября 1970 года, прошёл без серьёзных замечаний.
Во многом этому способствовали самоотверженные усилия
Ивана Савельевича
Прудникова
, его заместителя
Евгения Фёдоровича Рязанова и других.
Всего пусков было три
.

После создания на базе Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения
Научно-производственного объединения "Энергия" и назначения  
Валентина Петровича Глушко на должности Директора и Генерального конструктора,
по его предложению на предприятии были введены должности Главных конструкторов
по тематическим направлениям,
подчинявшимся непосредственно  ему.
Руководить разработкой
, лунного экспедиционного комплекса под шифром "Звезда"
В.П. Глушко поручил двум вполне заслуженным конструкторам королёвской школы.
Константин Давыдович Бушуев возглавил разработку кораблей для полёта к Луне и
возвращения на Землю, а
Ивану Савельевичу Прудникову было поручено руководить
строительством средств постоянно действующей базы-станции
, для полноценного
функционирования
которой предусматривались: лабораторно-жилой модуль, ядерная
энергетическая установка
, лабораторно-заводской модуль и управляемый водителем
луноход
с радиусом действия до
200 километров.

Таким образом, технические возможности создания в короткие сроки лунного
экспедиционного комплекса
, которые открывались доставкой на Луну полезного груза
массой
до 22-х тонн при одном пуске ракеты-носителя с грузом массой до 230 тонн,
позволяли наметить и осуществить обширную программу работ на Луне, включающую
исследования
в области планетологии, астрофизики, медицины и биологии, производства
новых материалов
и газов в лунных условиях
(в частности, производства кислорода
из лунных пород
), а также использование Луны в народнохозяйственных целях.
Но данный проект не получил дальнейшего развития, и был закрыт практически сразу
за прекращением работ по лунному пилотируемому кораблю, несмотря на последние
положительные результаты испытаний новых ракетных двигателей создававшихся
для ракетно-космического комплекса Н-1 - Л-3.
-

-
В 1975 году в СССР были начаты работы в рамках темы "Меч", головным исполнителем
по которым было Научно-производственное объединение "Энергия".
Все работы
по этой теме касались разработки систем вооружений космического
базирования
, в том числе на новых физических принципах.
Например, при разработке лазерных комплексов соисполнителем было Научно-производственное объединение "Астрофизика", впоследствии
отвечавшее за создание
мегаватного лазера
систем вооружения орбитальной космической платформы "Скиф"
предназначавшегося
для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет
и военных спутников противника.
Главным конструктором темы "Меч"
(с 1977 года) являлся Прудников Иван Савельевич.

В 1982 году,
Иван Савельевич официально стал пенсионером, но до 1995 года продолжал
работать
в должности Старшего научного сотрудника Научно-производственного
объединения
, на базе которого, Решением Правительства Российской Федерации
от 29 апреля 1994 года образована Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва
.
В этот период,
И.С. Прудников участвовал в создании Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия - Буран"
.



Иван Савельевич Прудников - автор и соавтор более 200 научных работ,
4-х авторских свидетельств на изобретения.
Среди его статей - две работы посвящённые истории создания ракетной техники
опубликованные
в номерах журнала
"Авиация и космонавтика":
"Решение проблемы № 1"
(№ 1-2; 1994 год);
-
"На первом этапе"
(№ 5-6; 1994 год).
-
Он также являлся научным руководителем двух кандидатов технических наук.
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За создание и принятие на вооружение ракеты Р-5М",
Начальник лаборатории ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Прудников Иван Савельевич был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.


Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 21 декабря 1957 года
(с грифом "Совершенно секретно"), "За создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли"
, Начальник отдела ОКБ-1 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Прудников Иван
Савельевич
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.

Постановлением Комитета по Ленинским премиям по науке и технике при Совете
Министров СССР от 17 апреля 1961 года
(без публикации в печати)
, "За создание
комплекса электродуговых и аэродинамических труб и разработку метода
теплозащиты головных частей баллистических ракет"
, Начальник отдела ОКБ-1
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Прудников Иван Савельевич был
удостоен Ленинской премии в области
техники за 1960 год в составе коллектива разработчиков
.


Он был также награждён медалями
: "За доблестный труд. В ознаменовании
100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970), а также Почётным знаком
"Ветеран труда НПО "Энергия"
.

-

 

-

 

-
Выдающийся конструктор и создатель ракетно-космической техники
,
стоявший у истоков советской космонавтики
Иван Савельевич Прудников
скончался 17 апреля 2005 года
.
-
Похоронен он в Москве на Раевском кладбище (уч. № 4),
рядом с
супругой.
-
(увеличить фото) г. Москва, Раевское кладбище (уч. № 4). Надгробная плита на могилах И.С. и Т.М. Прудниковых и их дочери (автор фотографии - Рожнова Елена Николаевна; ноябрь 2022 года)
 увеличить фото
-

 

--

 

--
При создании страницы использованы:
тексты биографии
Прудникова Ивана Савельевича
опубликованн
ые:
в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
год)
:
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

-
на сайте Республиканской научно-технической библиотеки
"Белорусские имена в истории развития техники"
:
-
(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 8). Надгробие на могилах И.Е. и Г.А. Юрасовых и их сына (май 2022 года)
 открыть ссылку
-
биографическая справка
Прудникова Ивана Савельевича,
опубликованная в иллюстрированном
энциклопедическом справочнике

"Ракетно-космический наукоград Королёв"
(
автор и составитель - Р.Д. Позамантир;
Московская область, г. Королёв, ИП Струченевская О.В.,
2018 год, 260 страниц)
.
-
"Космические высоты наукограда Королёв"
(беседа обозревателя газеты "Спутник" Натальи Подольской
с Позамантир Раисой Дмитриевной - автором и составителем
иллюстрированного энциклопедического справочника
"Ракетно-космический наукоград Королёв"):

--
(открыть ссылку) "Космические высоты наукограда Королёв" (беседа обозревателя газеты "Спутник" Натальи Подольской с Позамантир Раисой Дмитриевной - автором и составителем иллюстрированного энциклопедического справочника "Ракетно-космический наукоград Королёв")
 открыть ссылку
-
материалы издания
"Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королева. 1946 - 1996"

(авторы и составители - А.П. Александров,
В.Г. Алиев, Ю.А. Ашмарин, В.П. Багров и др.;
г. Москва, издательство "МЕНОНСОВПОЛИГРАФ",
1996 год).

-

Энергия 1946-1996
 открыть ссылку
-
Имя Прудникова Ивана Савельевича
упоминается в статьях
:
"Организационное становление"
-
"Ракетный комплекс Р-5"
-
"Ракетный комплекс Р-7"
-
"Создание первых искусственных спутников Земли.
Начало изучения Луны. Спутники "Зенит" и "Электрон""

-
"Космический корабль "Союз""
-

"Исследование Луны (программа Л1)"
-
"Ракетно-космический комплекс Н1-Л3"
-
"Лунный экспедиционный комплекс"
-
"Преобразование ЦКБЭМ в НПО "Энергия""
-
"Ракета-носитель "Энергия""
-
"Научный потенциал РКК "Энергия" имени С.П. Королёва"
-
"Сотрудники, награждённые высшими правительственными
наградами и удостоенные Ленинской и Государственной премий"

-
материалы статьи:
"К 40-летию полёта Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова.
История создания семейства ракет Р-7"

(авторы - Молодцов Владимир Васильевич
и
Дашков Александр Алексеевич;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год
)
:
-
(открыть ссылку) "К 40-летию полёта Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. История создания семейства ракет Р-7" (авторы - Молодцов Владимир Васильевич и Дашков Александр Алексеевич; г. Москва, журнал "Космический альманах"; № 5, 2001 год)
 открыть ссылку
-
материалы статьи:
"История проектирования корабля "Восток""
(автор -
Молодцов Владимир Васильевич;
г. Москва, журнал "Космический альманах";
№ 5, 2001 год
)
:
-
(открыть ссылку) "История проектирования корабля "Восток"" (автор - Молодцов Владимир Васильевич; г. Москва, журнал "Космический альманах"; № 5, 2001 год)
 открыть ссылку
-
Имя Прудникова Ивана Савельевича также упоминается:
в документальных воспоминаниях
Академика
Чертока Бориса Евсеевича
"Ракеты и люди"
(
2-е издание; г. Москва, издательство
"Машиностроение"; 1999 год):

-

в книге 1:
-
стр.
28, 32:
-

в книге 4:
"Лунная гонка"
-
стр.
16, 22, 23:
-

(открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 1

(открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 4. "Лунная гонка"

 открыть  ссылку на издание целиком  открыть  ссылку на издание целиком

-

 

-

 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
Кандидату исторических наук,

полковнику запаса
и
Рожновой Елене Николаевне,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -