-
Евгений Алексеевич Самсонов родился
9 июня 1935 года
в деревне Митино Красногорского района Московской области.
Историческая справка:
.....В
1960 году,
Красногорский район Московской области был упразднён и вновь
восстановлен в 1965 году. В этот период, земли
территории района входили в состав Истринского района.
.....Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 19 марта 1984 года,
деревня Митино была передана из ведения Красногорского района
Московской области в административное подчинение Москвы.
Спустя год Митино вошло в состав Тушинского района Москвы.
.....В
настоящее время, Митино является Муниципальным районом входящим в состав
Северо-Западного административного округа города Москвы
образованного Распоряжением мэра Москвы от 10 июля 1991 года №
47-РМ "Об
образовании административных округов в городе Москве".
В 1958 году,
Е.А. Самсонов
окончил
Факультет летательных аппаратов
Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
(ныне - Московский
Авиационный
институт (Национальный
исследовательский университет -
МАИ)).
С 1958-го по 1975 год, он работал в Особом конструкторском бюро
завода № 155
(ОКБ-155)
Министерства авиационной промышленности
СССР, Директором и
Главным
конструктором которого являлся Выдающийся учёный и
организатор создания
авиационной техники
Микоян Артём Иванович
(ныне -
Открытое Акционерное
общество "Российская самолётостроительная корпорация "МиГ""
- прим.), где
в
качестве инженера-конструктора участвовал в разработке лёгкого
сверхзвукового
фронтового истребителя Миг-21, многоцелевого истребителя
третьего поколения с верхним
расположением крыла
изменяемой стреловидности
МиГ-23, сверхзвукового
истребителя-бомбардировщика
третьего поколения
МиГ-27 и многоцелевого
истребителя
четвёртого поколения МиГ-29.
В начале 1965 года в ОКБ-155
А.И. Микояна
началась разработка двухступенчатого
воздушно-орбитального самолёта (в
современной терминологии - авиационно-
космической системы
(АКС))
"Спираль", Главным конструктором которой
(Приказом
Министра авиационной
промышленности № 164/к от 15 июня
1965 года)
был
назначен Выдающийся учёный и конструктор
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
(аванпроект
системы был подписан им
29 июня 1966 года - прим.).
Историческая справка:
.....Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 175
от 30 апреля
1967 года
опытному заводу № 155 было присвоено наименование Московский
машиностроительный завод (ММЗ)
"Зенит", с 1970 года носивший имя
Микояна Артёма Ивановича.
.....Этим же Приказом и Приказом Директора ММЗ
"Зенит" № 1/к от 2 января 1967 года,
служащие и специалисты этого предприятия были уволены с
"ликвидированного"
завода и вновь были на прежние должности в подразделения вновь образованного
предприятия.
.....В
начале 1990-х годов ММЗ имени А.И. Микояна был преобразован в Авиационный
научно-промышленный комплекс (АНПК)
"МиГ" с мая 1995 года входящий в
состав образованного на базе Московского авиационно-производственного
объединения имени П.В. Дементьева (МАПО "МиГ").
По
замыслу разработчиков космические аппараты многоразового использования
(орбитальные самолёты)
должны были выводиться
на околоземную орбиту специально разработанным
гиперзвуковым самолётом-разгонщиком.
Эта идея на много опережала свое время.
В 1967 году орбитальный самолёт, по предложению
Королёва
Сергея Павловича,
должен был с помощью ракеты-носителя совершить виток вокруг Земли.
Но в конце 1960-х годов проект "Спираль" был заморожен,
прекратилось его
финансирование, а в 1971 году Приказом Министра обороны СССР,
Маршала Советского
Союза
А.А. Гречко,
проект создания авиационно-космической системы был закрыт.
Тема была
разбита на отдельные Научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы без каких-либо реальных перспектив.
Возможно, если бы проект не был закрыт, то в
настоящее время человечество уже
бы имело недорогой и надежный космический носитель,
позволивший бы сделать
полёты в космос довольно обычным явлением.
Историческая справка:
.....Постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров
СССР № 132-51 от 17 февраля 1976 года
(без публикации в
печати),
было принято решение о создании многоразовой
транспортной космической системы "Энергия-Буран".
.....В развитие этого Постановления, Приказом Министра авиационной
промышленности
СССР № 81 от 24 февраля 1976 года, было образовано
Научно-производственное
объединение "Молния".
НПО "Молния" возникло на базе двух конструкторских бюро -
"Буревестник"
(Главный конструктор
Потопалов Александр Васильевич),
имевшего опыт создания конструкций
больших сверхзвуковых самолётов и зенитных ракет, и
"Молния"
(Главный
конструктор
Бисноват Матус Рувимович),
разрабатывавшего беспилотные
летательные
аппараты, и
Экспериментального машиностроительного завода
(Генеральный
конструктор
Мясищев Владимир Михайлович),
на котором
проектировались и испытывались
тяжёлые и высотные самолёты.
.....Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 113/к
от 26 февраля 1976
года
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич был уволен
из кадров Московского
машиностроительного завода "Зенит" имени А.И. Микояна и Приказом
по этому
же министерству № 40/к от 9 марта 1976 года,
в порядке перевода, был назначен на должность Генерального
директора
и Главного конструктора Научно-производственного объединения "Молния" - головного предприятия ответственного за разработку и создание планера
орбитального корабля "Буран", и координацию
работ предприятий ракетно-космической и
авиационной отраслей - участников
проекта.
.....27 мая 1976 года
Г.Е.
Лозино-Лозинским
был утверждён документ, в котором были
изложены основные параметры и конструкция будущего орбитального самолёта
(космического
корабля многоразового использования)
"Буран", а в 1977 году состоялась защита эскизного проекта этого корабля.
Всему
этому
(в
1975 году)
предшествовал перевод
Евгения Алексеевича Самсонова
в
Конструкторское бюро "Молния",
а затем
(в
1976 году)
-
во
вновь созданное Научно-
производственное объединение "Молния",
где
он был назначен на
должность
заместителя Главного конструктора - Начальника отделения
аэродинамики
и
систем управления
(отделение
№ 500).
В
этом качестве
он проявил себя как
крупный и
талантливый организатор работ по аэродинамическому
проектированию,
экспериментальной отработке и
испытаниям орбитального корабля "Буран",
экспериментальных
летательных космических аппаратов "Бор-4" и
"Бор-5",
дозвукового аналога орбитального корабля
"Буран" - БТС-002ГЛИ,
предназначенного для горизонтальных лётных
испытаний в атмосфере,
летающих лабораторий и других перспективных
авиационно-космических систем.
Ещё будучи Начальником бригады аэродинамики и
динамики полёта ОКБ-155,
Е.А. Самсонов
провёл основные исследования
по тематике создания
авиационно-
космической системы
"Спираль".
В НПО "Молния", под его
руководством был впервые выполнен большой объём работ
по
исследованию аэродинамики и динамики полёта летательных
аппаратов в широком
диапазоне скоростей.
Как заместитель Главного конструктора по
аэродинамике,
Евгений Алексеевич
был
ответственным лицом за координацию работ между
предприятием-разработчиком
аэрокосмических систем и предприятиями-смежниками.
Интересный факт:
.....По
воспоминания одного из создателей аэрокосмических систем,
члена-корреспондента Российской Академии Наук
Нейланда Владимира
Яковлевича,
в 1981 году,
когда стало окончательно ясно,
что программа создания "Бурана" становится
масштабной, серьёзной и очень дорогой
многолетней работой, Политбюро ЦК КПСС
всерьёз озаботилось преклонным возрастом
Г.Е.
Лозино-Лозинского.
Именно тогда
Евгений Алексеевич Самсонов был
представлен Леониду Ильичу Брежневу
в качестве официального преемника
Глеба
Евгеньевича.
Из истории лётно-конструкторских испытаний
авиационно-космических систем:
.....•
4 июня 1982 года был осуществлён первый запуск
космического аппарата "БОР-4"
(в
официальной прессе - "Космос-1374") для исследования теплозащитных и
жаропрочных материалов орбитального корабля многоразового использования "Буран".
....."БОР-4"
представлял собой копию орбитального самолёта
авиационно-космической системы
"Спираль",
изготовленную в масштабе
1:2.
-
-
.....Всего было выполнено ещё три
запуска орбитального самолёта типа "БОР-4": 16
марта 1983 года
("Космос-1445"), 27
декабря 1983 года ("Космос-1517")
и 19 декабря 1984 года
("Космос-1616").
.....Всего было выполнено ещё три
запуска орбитального самолёта типа "БОР-4": 16
марта 1983 года
("Космос-1445"), 27
декабря 1983 года ("Космос-1517")
и 19 декабря 1984 года
("Космос-1616").
.....Результаты испытаний использовались и в ходе
проектирования многоразовой авиационно-космической системы МАКС,
так как её орбитальный
самолёт также выполнен по аэродинамической
схеме типа "несущий корпус".
-
.....•
6 июля 1984 года состоялся
первый запуск геометрически подобной модели орбитального
корабля "Буран" - "БОР-5"
(изделие "501"),
выполненной
в масштабе
1:8,
для
исследования его аэродинамических характеристик.
Полёт
проходил по суборбитальной траектории.
.....Было
выполнено ещё 4 пуска:
17 апреля 1985 года
(изделие
"502"),
27декабря
1986 года
(изделие
"503"),
27 августа
1987 года
(изделие
"504")
и
22 июня
1988 года
(изделие
"505").
-
.....•
29
декабря 1984 года лётчиками-испытателями и
космонавтами-испытателями Лётно-исследовательского
института имени М.М. Громова
Игорем
Петровичем Волком
и
Римантасом-Антанасом Антано
Станкявичюсом осуществлена
первая рулёжка дозвукового аналога орбитального корабля
"Буран" - БТС-002ГЛИ,
предназначенного для горизонтальных лётных испытаний в
атмосфере.
.....В
дальнейшем осуществлено ещё 10 рулёжек.
-
.....•
10 ноября 1985 года,
они же осуществили первый полёт аналога БТС-002ГЛИ,
с целью проверки характеристик устойчивости и
управляемости, с использованием при заходе на
посадку тяги двигателей и снижением по пологой глиссаде
с наклоном 3°.
-
.....•
16 февраля 1987 года,
Игорь Волк
и
Римантас-Антанас Станкявичюс
осуществили первую автоматическую посадку аналога БТС-002ГЛИ
с высоты 4000 метров.
Начиная с включения автоматики в ключевой точке и до
полной остановки на взлётно-посадочную полосу,
лётчики-испытатели никаких действий по управлению не
выполняли.
-
.....•
15
апреля 1988 года,
они же завершили программу лётных испытаний дозвукового аналога
орбитального корабля "Буран" - БТС-002ГЛИ.
-
.....•
В
отечественной практике ракетно-космической техники не
было аналогов, по сложности равных кораблю
"Буран". В процессе работы
над "Бураном"
была создана мощная
производственно-технологическая, лабораторно-испытательная
и стендовая база.
.....Межотраслевая кооперация
насчитывала более 1200 предприятий
и научных центров;
над системой "Энергия-Буран"
работало в общей сложности более 1, 5 миллионов
человек.
.....В
результате многолетней напряженной работы был создан
орбитальный космический корабль многоразового
использования с уникальными характеристиками.
.....Первый
и единственный его полёт состоялся 15 ноября 1988 года.
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса "Энергия",
стартовавшая с площадки № 110 Космодрома Байконур,
вывела корабль на околоземную орбиту.
.....Полёт
длился 205 минут, за это время корабль совершил
два витка вокруг Земли, после чего произвёл
посадку на аэродроме "Юбилейный" Космодрома Байконур.
.....Полёт
и посадка происходили в полностью автоматическом режиме
с использованием бортового компьютера и бортового
программного обеспечения.
.....Система
автоматического управления позволила произвести беспилотную посадку орбитального корабля при штормовых порывах ветра,
превышающих предельно допустимые метеорологические нормативы
для посадки американского
"Шаттла".
Ещё
работая в
ОКБ-155,
Самсонов Евгений Алексеевич
стал Кандидатом технических
наук, а в
1989 году, незадолго
до своей безвременной
кончины, он успешно защитил
диссертацию на соискание учёной степени Доктора технических наук.
Он - автор и соавтор ряда изобретений подтверждённых авторскими
свидетельствами.
В их числе:
•
"Система ограничения
предельно-допустимого угла атаки летательного аппарата"
(авторское
свидетельство № 547075 от 15 августа 1975 года; соавторы изобретения -
А.А. Акимов,
З.Ф. Ванюшкина,
К.К. Васильченко,
В.М. Иезуитов,
В.Г. Илюхин,
А.А. Нефёдов,
Ю.В. Носков,
В.С. Пикин
и Г.В. Пильгунов);
-
•
"Устройство ограничения допустимого угла
атаки летательного аппарата"
(авторское
свидетельство № 547074 от 16 декабря 1975 года; соавторы изобретения -
К.К. Васильченко,
В.М. Иезуитов,
В.Г. Илюхин,
А.А. Нефёдов,
Ю.В. Носков
и В.Я. Щеблыкин);
информация из издания
"Создатели космической техники.
Проект "Энергия-Буран"
(аннотированный
перечень
документов; издание второе,
переработанное и дополненное;
составитель - С.И.
Тучик;
Федеральное казенное учреждение
"Российский Государственный
архив в городе Самаре",
2021 год, 72 стр.).
-
открыть ссылку
Увлечения:
Самсонов Евгений Алексеевич
был активным спортсменом.
Он являлся кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам.
Награды:
В 1975 году,
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
(без публикации
в печати),
"За работу в
области новой авиационной техники" (за создание
самолётов
с крылом изменяемой стреловидности
Миг-23 и Миг-27 - прим.),
Начальник
бригады ОКБ-155
Московского машиностроительного завода
"Зенит"
имени А.И. Микояна
Министерства авиационной промышленности
Самсонов Евгений
Алексеевич был удостоен
Государственной
премии СССР в составе коллектива разработчиков.
Он был также награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
- |