-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Ленинской премии;
Доктор технических наук;
заместитель Начальника
,
Начальник отдела
двигательных установок ОКБ-1 -
Особого конструкторского бюро № 1
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике

(Научно-производственного
объединения "Энергия")

 
-
-
     
 


Пётр Фёдорович Шульгин родился 6 (19) октября 1916 года в селе Ермаковка,
ныне - Сарыкольскольского районе Костанайской области, Республики Казахстан.

Выпускник Уфимского Авиационного института
П.Ф. Шульгин в 1942 году был призван
в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Уфимским городским военным
комиссариатом Башкирской АССР
.

Он был участником Великой Отечественной войны
в составе 14-й Воздушной
армии
, в должности Старшего авиационного техника 57-х Стационарных
авиационных мастерских
.

Младший техник-лейтенант
Пётр Фёдорович Кузьмин руководил группой узлов
по разборке, промывке и дефектации моторов типа ВК-1О5, который использовался
на советских самолётах-истребителях и пикирующих бомбардировщиках и "Аллисон"
самолётов-истребителей Р-39 "Аэрокобра"
, полученных по ленд-лизу.

Глубоко изучая конструкцию
и ремонт моторов типа "Аллисон", особенно по устранению главного дефекта этого мотора - разрушения подшипников коленвала,
он внёс много нового ценного
.
Им разработан способ испытания
и монтажа магистралей картеров и проверки
работы бензопомпы после ремонта
для мотора ВК-105, значительно сокративший
время сборки мотора
и своевременное устранение течи масла из соединений
магистрали
при испытании мотора на станке.

Обладая высокими организаторскими способностями
,
П.Ф. Шульгин смог после
переезда моторного цеха
на новое место дислокации, правильно организовать
рабочие места
и в кратчайшие сроки возобновить работы по планам
Государственного Комитета обороны
.

Бригада возглавляемая им точно
по графику обеспечивала выпуск авиамоторов после ремонта, тем самым обеспечивая своевременное возвращение
самолётов
из ремонта.

В 1946 году П.Ф. Шульгин находился в служебной командировке в Германии, в составе группы советских специалистов направленных Правительством СССР, где на месте бывшего ракетного научно-исследовательского центра Вернера фон Брауна был
образован институт "Нордхаузен"
, которое возглавляли - генерал-майор
Л.М. Гайдуков (начальник института), С.П. Королёв (главный инженер)
и
В.П. Глушко (начальник отдела двигателей).

В задачи института входило детальное изучение, освоение производства
и испытания ракет дальнего действия типа А-4
("Фау-2") и зенитных
управляемых
по радио ракет типа Н-117
("Шметтерлинг")
и С-2 ("Вассерфаль").
Одно из подразделений "Нордхаузена" - институт "Рабе" возглавлял специалист
по системам управления
Б.Е. Черток, будущий заместитель С.П. Королёва,
В.П. Мишина, В.П. Глушко и Ю.П. Семёнова (Главных и Генеральных
конструкторов ОКБ-1 - ЦКБМ - НПО
(РКК) "Энергия" - прим.).


По возвращении в СССР
Пётр Фёдорович Шульгин был принят на работу в отдел № 3
Специального конструкторского бюро Научно-исследовательского института № 88
Министерства вооружения СССР образованного
на базе Артиллерийского завода № 88
в посёлке Подлипки расположившегося в границах города Калининграда Московской
области
(ныне -  город Королёв Московской области) и созданного согласно
Постановления Совета Министров СССР № 1017-419 от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения" определивший программу работ
по реактивной и ракетной технике.
-
(открыть ссылку для изучения фотодокумента) Постановление Совета Министров СССР № 1017-419 сс от 13 мая 1946 года "Вопросы реактивного вооружения" (в двух листах; автор фотокопий - В.И. Ивкин)
 открыть ссылку для изучения фотодокумента
-
В конце 1947 года в отделе № 3 было уже 310 специалистов, специальный поезд
со своим сложным хозяйством и вновь организованное экспериментальное производство.
Все проектные подразделения
в отделе № 3 подчинялись непосредственно заместителю Начальника отдела
Мишину Василию Павловичу.

Пётр Фёдорович был назначен на должность Начальника лаборатории двигательных установок вновь образованного в отделе Проектного бюро, Начальником которого стал
Бушуев Константин Давыдович - один из будущих основных руководителей Советской космической программы, член-корреспондент Академии Наук СССР.

Лаборатория занималась проектированием двигательной установки первой
отечественной ракеты Р-1
, собранной по чертежам немецкой баллистической
ракеты V-2
("Фау-2"), вывезенным из Германии нашими специалистами
и первый пуск которой успешно был произведён 18 октября 1947 года
на полигоне в Капустином Яру в Астраханской области.

26 апреля 1950 года Приказом Министра вооружения СССР, выпущенным на основании
Распоряжения Совета Министров СССР
от от 24 апреля 1950 года, в НИИ-88 было
ликвидировано СКБ-3
и на его базе было создано Особое конструкторское бюро № 1
(ОКБ-1) по разработке ракет дальнего действия, которое возглавил
Сергей Павлович Королёв ставший Главным конструктором и основным руководителем практических
работ
по созданию ракетной, а в будущем и космической техники.


Пётр Фёдорович Шульгин продолжил работу в должности заместителя
Начальника отдела
№ 3 являясь одним
из основных исполнителей тем:
Н3 - "Исследование перспектив создания ракет дальнего действия различных
типов с дальностью полёта 5000-10 000 километров с массой боевой части
1-10 тонн"
, выполнявшейся согласно Постановления Совета Министров СССР
от 4 декабря 1950 года
;
Т-1 - "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию
двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 километров"
(продолжение темы Н3
- прим.).
Работы проводились согласно  Постановлению Слета Министров СССР
от 13 февраля
1953 года, для выполнения которых в ОКБ-1 были созданы ряд новых подразделений. Цель темы
Т-1 - разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической
ракеты дальнего действия массой
до 170 тонн с отделяющейся головной частью
массой 3000 килограмм
на дальность полёта 8000 километров.

П.Ф. Шульгин внёс вклад в разработку межконтинентальных ракет Р-7 и рулевых
двигателей
, затем использовавшихся при первых полётах этих ракет и при запуске
первых искусственных спутников Земли
, позволившие перейти к управлению полётом
современных ракет
с помощью качания камер вместо газоструйных рулей,
а также увеличить дальность и эффективность баллистических ракет.
Он участвовал в проведении пяти огневых испытаний трех боковых блоков
(15 августа, 1 и 24 сентября, 11 октября и 3 декабря 1956 года); трёх испытаниях
центрального блока
(27 декабря 1956 года - блок 2ЦС; 10 и 26 января 1957 года - блок
1ЦС
) и огневых испытаниях двух собранных в "пакет" ракет (20 февраля 1957 года -
"пакет" 2С
; 30 марта 1957 года - "пакет" 4СЛ, лётный вариант
).

Кроме того,
Пётр Фёдорович был участником отработки отстыковки наземных
коммуникаций
и технология обслуживания хвостовых отсеков ракеты на старте,
по результатам которых была откорректирована
эксплуатационная документация
.
Двигатели разработанные
под руководством
Петра Фёдоровича Шульгина успешно
работали
на разгонных блоках (Е, И и Л) выводивших в космос ракеты-носители
со спутниками связи "Молния" и "Электрон", автоматические станции для
исследования Луны, Венеры и Марса, первые и последующие пилотируемые
космические корабли
и долговременные орбитальные станции.

В 1958 году, Высшая Аттестационная комиссия СССР на основании представленных материалов
(перечня научных трудов соискателя, отзывов о научной и инженерной деятельности, подписанных крупнейшими учёными страны, в том числе Академиками
Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, Владимиром Александровичем Котельниковым, Леонидом Ивановичем Седовым и другими) присудила без защиты
диссертации учёную степень Доктора технических наук 14-ти ведущим сотрудниками
ОКБ-1
, в том числе и Шульгину Петру Фёдоровичу.

В 1964-1965 годах в ОКБ-1, в ходе реорганизации работы структурных проектных
подразделений
,
Пётр Фёдорович Шульгин возглавил отдел двигательных установок
(отдел № 33)
, образованный путём выделения этого подразделения
из состава проектного отдела № 3.



В 1966 году, после безвременной кончины Сергея Павловича Королёва, Особое
конструкторское бюро № 1 было преобразовано в Центральное конструкторское
бюро экспериментального машиностроения
, которое возглавил
Василий Павлович Мишин, до этого являвшийся первым заместителем Главного конструктора
(с 1974 года - Научно-производственного объединения "Энергия";
с 1989 года - Ракетно-космической корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва"
, город Королёв, Московской области
).

Одновременно продолжалась наземная отработка блока Д комплекса состоявшего
из ракеты-носителя тяжёлого класса Н1 и космического корабля Л3
для пилотируемого полёта на Луну.
При активном участии подразделении
П.Ф. Шульгина было проведено шесть огневых
испытаний
: три - в 1967 году, одно - в 1970 году и два - в 1971 году; при которых
двигатель блока Д включался семь раз
, а при испытании 4 марта 1971 года -
восемь раз
.
-

-
Кроме того
, учитывая сложность функционирования блока Д в комплексе Н1-Л3,
было принято решение о проведении специальных лётных испытаний его
на ракете-носителе "Протон".
Для этого был спроектирован головной блок Л1Э, который состоял из упрощенного корабля 7К-Л1, экспериментального блока Д и головного обтекателя комплекса Л1. Экспериментальный блок Д был оснащен дополнительными датчиками для получения более полной информации по внутрибаковым процессам и несколькими
иллюминаторами
, через которые осуществлялась подсветка и проводилась
видеосъемка поведения жидкости
во время полёта на различных расстояниях
от заборного устройства.
Кроме того, бак горючего имел прозрачный люк.
Из двух запланированных полётов первый
(28 ноября 1969 года) был неудачным
из-за аварии носителя, а второй (2 декабря 1970 года) прошёл успешно.
Вся информация по внутрибаковым процессам при семи включениях двигателя
была передана
на Землю.
Основным инициатором этого эксперимента был
Пётр Фёдорович Шульгин.
Он же был одним
из основных участников
работ по созданию двигательных установок космического корабля Л1.

По ходу этих работ отдел двигателистов ОКБ-1 под руководством
П.Ф. Шульгина
также вёл (
по поручению С.П. Королёва) разработку пневмогидравлических систем
питания агрегатов
, шар-баллонов, теплообменников, фильтров и пневмоарматуры
для ракеты носителя Н1.


Награды
:
Приказом Военно-воздушным силам Красной Армии49/н от 5 июня 1945 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР, "За образцовое выполнение
заданий Командования
на фронте в борьбе с немецкими захватчиками
и проявленные при этом
доблесть и мужество"
, Старший авиационный
техник 57-х Стационарных авиационных мастерских 14-й Воздушной
армии
, младший техник-лейтенант Шульгин Пётр Фёдорович
был награждён Красной Звезды
.

Решением Комитета по Ленинским премиям в области науки
и техники при Совете Министров СССР от 18 апреля 1960 года
(пункт V)
"За разработку космической ракеты для исследования Луны"
Начальник лаборатории ОКБ-1 ГКОТ СССР
, Доктор технических наук
Шульгин Пётр Фёдорович был удостоен Ленинской премии
за наиболее выдающиеся работы в области военной науки и техники
.
Вместе с ним этой же Премии были удостоены члены авторского коллектива
:
Ишлинский Александр Юльевич (Институт механики МГУ);
Бушуев Константин Давыдович (ОКБ-1 ГКОТ СССР);
Борисенко Михаил Иванович (НИИ-885 Минрадиопрома СССР);
Вачнадзе Вахтанг Дмитриевич (ОКБ-1 ГКОТ СССР);
Егоров Всеволод Александрович (ИПМ АН СССР);
Косберг Семён Ариевич (ОКБ-154 ГКОТ СССР);
Лапыгин Владимир Лаврентьевич (НИИ-885 Минрадиопрома СССР);
Максимов Глеб Юрьевич (ОКБ-1 ГКОТ СССР);
Мельников Михаил Васильевич (ОКБ-1 ГКОТ СССР);
Соколов Борис Алекс
андрович (ОКБ-1 ГКОТ СССР);
Хомяков Михаил С
тепанович (ОКБ-1 ГКОТ СССР);
Шульгин Пётр Фёдорович
(ОКБ-1 ГКОТ СССР).

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 27 декабря 1957 года
(с грифом "Совершенно секретно")
, "За создание и запуск Первого в Мире
искусственного спутника Земли"
, заместитель Начальника отдела ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Шульгин Пётр Фёдорович был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Он был также награждён медалями "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1945), "За доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со Дня рождения Ленина"
(1970)
и "Ветеран труда"
.

-

 
-
 

-
Ветеран космонавтики и Выдающийся создатель ракетно-космической техники
Пётр Фёдорович Шульгин скончался 24 февраля 1993 года.
-
Урна с его прахом захоронена в городе Королёве Московской области,
на
Городском муниципальном (Болшевском) кладбище,
рядом с супругой и её родителями.

-
(увеличить фото) Московская область, г. Королёв, Городское муниципальное (Болшевское) кладбище. Памятник на месте захоронения урн с прахами П.Ф. Шульгина и членов его семьи (май 2013 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
При создании страницы Шульгина Петра Фёдоровича
использованы
материалы следующих изданий:
-
"Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королева. 1946 - 1996"

(авторы и составители - А.П. Александров,
В.Г. Алиев, Ю.А. Ашмарин, В.П. Багров и др.;
г. Москва, издательство "МЕНОНСОВПОЛИГРАФ",
1996 год
):
-
(открыть ссылку) "Коллектив завода в период 1946-1995 годов"
 открыть ссылку на издание целиком
-
смотрите статьи
:

"Начало пути.
Первые баллистические ракеты.
Организационное становление"

-
"Образование ОКБ-1.
Создание первых стратегических ракет.
Ракета Р-5М.
Ракетный комплекс Р-7"

-
"Создание первых искусственных спутников Земли.
Начало изучения Луны.
Спутники "Зенит" и "Электрон""

-
"Автоматические межпланетные станции
для исследования планет Марс, Венера и Луны"

-
"Многоцелевые унифицированные ракетные блоки Д и ДМ,
двигатели и топлива для них.
Автоматические межпланетные станции для исследования
планет Марс, Венера и Луны"

-
"Исследование Луны (программа Л1).
Ракетно-космический комплекс Н1-Л3"

--
"Сотрудники, награжденные высшими правительственными
наградами и удостоенные Ленинской и Государственной премий"

--
документальные воспоминания
Академика
Чертока Бориса Евсеевича
"Ракеты и люди"
(
2-е издание; г. Москва, издательство
"Машиностроение"; 1999 год):
Книга 4: "Лунная гонка" - стр. 09, 14.
--
(открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 4. "Лунная гонка"
 открыть  ссылку
 на издание целиком
--
наградные документы
Шульгина Петра Фёдоровича
опубликованные на сайте

"Подвиг народа"
:
-
(открыть ссылку) Сайт "Подвиг народа". Шульгин Пётр Фёдорович
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Мержанову Сергею Борисовичу
,
другу и коллеге по
Обществу некрополистов -
за помощь в поиске захоронений
деятелей космонавтики
и ракетной техники
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-