-
Михаил Васильевич Мельников
родился
26 августа 1919 года в Москве,
в семье фармацевта.
В 1937 году
Михаил Мельников с
отличием окончив десятилетнюю школу, поступил
на самолётостроительный факультет Московского Авиационного института
имени
Серго Орджоникидзе и к началу Великой Отечественной войны
окончил 4-й курс института.
Параллельно с учёбой он подрабатывал репетиторством и
чертёжно-конструкторской деятельностью
на авиастроительных предприятиях Москвы, а с 1940 года -
в
конструкторском
бюро
Виктора Фёдоровича Болховитинова,
размещавшемся
в городе Химки
Московской области, на Авиационном
заводе № 293
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.
В начале
Великой Отечественной войны
М.В. Мельников был
эвакуирован
с авиационным заводом в посёлок Билимбай
(ныне - в составе города
Первоуральска Свердловской области).
Там под руководством директора завода
Виктора Фёдоровича Болховитинова
и
главных конструкторов
Александра Яковлевича Березняка
и
Алексея Михайловича Исаева,
Михаил Васильевич Мельников принял
активное участие в создании
жидкостного ракетного двигателя для первого
советского реактивного самолёта
"БИ-1", на котором 15 мая 1942 года лётчик-испытатель
Григорий Яковлевич Бахчиванджи
выполнил первый в СССР реактивный полёт.
Вместе с
В.Ф. Болховитиновым,
А.Я. Березняком,
А.М. Исаевым
и
М.В. Мельниковым
над созданием этого самолёта работали
будущие пионеры создания ракетно-космической техники:
Борис Евсеевич Черток,
Василий Павлович Мишин,
Арвид Владимирович Палло,
Леонид Степанович Душкин,
Владимир Аркадьевич Штоколов
и другие.
В это же время
Михаилом Васильевичем
была изучена и освоена
"Теория
жидкостных ракетных двигателей"
Валентина Петровича Глушко,
не изучавшаяся тогда в Московском Авиационном институте.
Находясь
в эвакуации
М.В. Мельников неоднократно пытался уйти
на фронт, но наталкивался на запрет руководства.
В 1943
году он вернулся из эвакуации в Москву, где в коллективе
А.М. Исаева
продолжил работу над созданием жидкостных
ракетных двигателей
многократного использования.
Работая в этом коллективе М.В.
Мельников предложил целый ряд принципиально
новых технических решений и осуществил их реализацию на
практике.
Так, в 1944 году он обосновал возможность создания связанных оболочек в
конструкции камеры жидкостных ракетных двигателей.
По возвращении в Москву Михаил
Васильевич Мельников
в 1945 году завершил
образование и получил диплом Московского авиационного института имени
Серго Орджоникидзе по специальности "инженер-технолог".
По окончании института он был направлен на работу в НИИ-1
Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР под руководством
Мстислава Всеволодовича Келдыша, где согласно Постановления
Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения",
был развернут широкий фронт работ
по ракетной технике, в том числе по разработке и
производству реактивных
аппаратов с жидкостными ракетными двигателями.
________
......С
1965 года -
Научно-исследовательский институт тепловых процессов; с 1995 года -
Государственный научный центр Российской федерации - Федерального
Государственное унитарное предприятие "Исследовательский центр имени М.В.
Келдыша".
В
1947 году Михаил Васильевич
находился от института в
трёхмесячной командировке
в Австрии для изучения немецкого опыта создания и
производства
реактивной техники.
К
1949 году М.В. Мельников выполнил ряд разработок, в
которых впервые
доказал
наличие термодинамически равновесного
характера процесса истечения в соплах,
тем самым
обеспечив
практически полное сгорание топлива в камере жидкостных ракетных
двигателей (ЖРД),
а в 1950 году предложил метод анализа
потерь
и расчёта удельного импульса ЖРД, разработал жидкостные
ракетные
двигатели замкнутой схемы.
В начале 1950-х годов Михаил
Васильевич настаивал
и, после тяжёлой борьбы, осуществил переход от
спиртово-кислородных топлив на керосин-кислородные.
М.В. Мельников являлся
инициатором, участником и руководителем разработки
и создания принципиально
новых кислородно-керосиновых
жидкостных
ракетных двигателей.
В
1952 году Михаил Васильевич Мельников
был переведён в подмосковный Калининград
(ныне - город
Королёв) на должность
Начальника отдела "Двигательные установки"
(отдел №
12),
в Научно-исследовательский институт № 88 Государственного комитета
по оборонной технике при Совете Министров СССР
(с 1967 года - Центральный
Научно-исследовательский институт машиностроения),
но проработав
там всего несколько месяцев
был переведён в Особое конструкторское бюро
(ОКБ-1)
Государственного комитета Совета Министров СССР
по
оборонной технике
под
руководством
Сергея Павловича Королёва,
Решением Совета Министров СССР
от 13 августа 1956 года № 4912сс выделенное вместе с опытным
заводом
в самостоятельное конструкторское бюро.
________
......С
1966-го по 1974 год -
Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения; с
1974-го по 1988 год - Научно-производственное объединения "Энергия";
с 1990 года - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва"
(город Королёв, Московской области).
-
Здесь Михаил
Васильевич Мельников решил научные, технические и технологические
проблемы регенеративного охлаждения кислородно-керосиновых ЖРД керосином,
а также проблемы создания сверхзвукового диффузора для испытаний высотных
жидкостных ракетных двигателей
на Земле.
В 1952-1958 годах он (после
отказа от работы Главного конструктора ОКБ-456
В.П. Глушко
и по поручению
С.П. Королёва) руководил разработкой
рулевых
двигателей
С1.1101 и С1.2500,
использовавшихся при первых полётах межконтинентальной ракеты Р-7
и при запуске
первых искусственных
спутников Земли, позволившие перейти к
управлению полётом
современных ракет с помощью качания камер вместо газоструйных рулей,
а также увеличить дальность и эффективность баллистических ракет.
В 1957 году М.В.
Мельниковым были организованы и
получили дальнейшее развитие
научные и проектные
исследования двигателей нового класса - ядерных
электроракетных двигателей (ЯЭРД),
которые открыли новые перспективы
для будущих межпланетных полётов; а также обосновали прогрессивные направления
разработки ЯЭРД с применением непосредственного
преобразования энергии
в реакторе - генераторе и литиевых плазменных движителей.
В 1958 году
М.В. Мельников активное
принимал участие в создании
(вместе
с
Воронежским особым
конструкторского бюро № 154
под руководством
Семёна Ариевича Косберга)
высотного жидкостного ракетного двигателя
8Д714
и С15400
(по "замкнутой" схеме)
для блока "Е" -
верхней ступени ракет-носителей 8К72 -
трёхступенчатой ракеты-носителя "Восток"
и 8К78 - четырёхступенчатой ракеты-носителя
среднего класса, созданной на базе МБР Р-7 с помощью
которых осуществлены первые полеты к Луне, полёты первых
пилотируемых космических
кораблей типа "Восток" и аппаратов "Луна", "Марс",
"Венера", "Зонд" и "Молния".
Здесь впервые были
решены задачи создания высотного сопла,
"горячего"
разделения ступеней
ракеты в полёте и запуск
двигателя в условиях
космического вакуума.
Создание в 1960 году двигателя С15400 по "замкнутой" схеме без
потерь рабочих
компонентов на привод турбонасосных агрегатов способствовало
ускорению
разработки двигателей подобной схемы с большой тягой в других
конструкторских бюро ракетно-космической техники.
Данное решение было использовано во время пусков и полётов
спутников связи "Молния-1" и запусков автоматической межпланетной
станции с орбиты
искусственного спутника Земли на трассы полёта к Венере и
Марсу, а также
при запусках космических аппаратов при помощи ракеты-носителя "Союз".
В 1961 году Михаил Васильевич Мельников
был назначен на должность
заместителя Главного конструктора ОКБ-1.
В 1963-1981 годах
он много
работал над проблемой безотказной эксплуатации ЖРД
в условиях космических полётов.
В 1964-1970
годах под руководством М.В.
Мельникова была разработана уникальная
комплексная автоматизация испытаний ЖРД с
контролем 180-ти параметров процесса
работы двигателя, что на порядки сократило сроки наземных испытаний
и всего
процесса разработки ракетных двигателей.
В 1966 году, после безвременной кончины Сергея Павловича Королёва
и
последующего
преобразования ОКБ-1 в ЦКБЭМ - Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения (с
назначением
Василия Павловича Мишина
на должность
Главного конструктора)
и в связи с изменением
структуры предприятия,
Приказом Министра общего машиностроения СССР от 12 ноября 1966 года
Мельников Михаил Васильевич
был назначен на
должность заместителя
Главного конструктора - руководителя
комплекса № 5
(двигательно-энергетического
комплекса).
В 1967 году на двигателе многократного запуска и применения 11Д58
для блоков "Д"
искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных
станций "Венера"
и "Марс" и пилотируемых космических кораблей,
отделом М.В. Мельникова
впервые был применён
криогенный турбопреднасос на
базе окислителя
(кислорода)
и был создан насадок сопла с
радиационным охлаждением,
сделавший возможность многократного запуска двигателя
в
условиях космического полёта.
Многое было сделано
Михаилом Васильевичем Мельниковым
для расширения
экспериментальной базы по испытаниям двигателей, а впоследствии
и новейших энергетических
установок.
Ещё в 1945-1952 годах совместно с ведущими двигателистами
Иваном Иосифовичем
Райковым и
Борисом Александровичем Соколовым он создавал стенды ЖРД
экспериментальной базы НИИ-1 (Научно-исследовательского
института тепловых
процессов),
а в 1953-1970 годах -
экспериментально-испытательной станции ЖРД с
прецизионным измерением тяги в вакууме и расходов
компонентов топлива на базе
Головного конструкторского бюро ОКБ-1 (ЦКБЭМ,
НПО "Энергия",
РКК "Энергия" имени С.П. Королёва).
По инициативе
Михаила Васильевича Мельникова
на Уральском электрохимическом
комбинате создавались электрохимические генераторы на основе
водород-
кислородных топливных элементов "Волна" для разрабатывавшегося
в 1960-1970 годах ракетно-космического комплекса Н-1 с
пилотируемым
космическим кораблём Л-3 для полёта на Луну и
"Фотон"
- для космического
корабля многоразового использования "Буран".
22 мая 1974 года, после освобождения от должностей Начальника
и Главного
конструктора ЦКБЭМ
В.П. Мишина
и назначения
Валентина Петровича Глушко
на должность
Директора и Генерального конструктора, по его предложению
Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения было
преобразовано в Научно-производственное объединения "Энергия"
и в связи
с очередным изменением структуры предприятия, Приказом
Министра общего
машиностроения СССР от 28 июня 1974 года
Мельников Михаил Васильевич
был назначен
на должность Руководителя
комплекса № 7 (комплекса
бортовой
энергетики, с июня 1977 года -
проектно-конструкторский комплекса № 7
по созданию специальных установок).
В 1974 году
под руководством М.В. Мельникова
был создан жидкостной ракетный двигатель
11Д58М для блока
"ДМ" ракеты-носителя "Протон", в котором он впервые
в Мире практически решил задачу полного использования энергии топлива.
Этот двигатель продолжает успешно использоваться вот уже более 40 лет!.
Работы под руководством
Михаила Васильевича Мельникова оказали большое влияние
на
технологическое и материаловедческое обеспечение отрасли.
Появились новые
технологии производства изделий из вольфрама, ниобия, ванадия,
получения
крупных монокристаллов для эмиттерных узлов электрогенерирующих
термоэмиссионных элементов, технологические установки для
обработки и анализа
материалов, изготовления многослойных металлокерамических оболочек
высокой
теплопроводности для коллекторных узлов.
Своими разработками,
нередко значительно опережавшими время,
Михаил Васильевич оказал решающее влияние
на развитие отечественного ракетного
двигателестроения
и космической энергетики.
После ухода на пенсию, с
1984 года и до увольнения по болезни
(в 1993 году),
Михаил
Васильевич Мельников работал в
должностях Главного научного сотрудника -
научного руководителя Научно-производственного объединения "Энергия",
Главного научного
сотрудника - научного консультанта Головного
конструкторского бюро Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С.П. Королёва.
Одновременно с основной работой в конструкторском бюро,
Доктор технических наук (с
1959 года),
Профессор (с
1962 года)
М.В. Мельников много внимания уделял преподавательской работе
на Факультете "Двигатели летательных аппаратов"
Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе, где
трудился
по совместительству с 1945 года.
В 1961 году
Михаил Васильевич Мельников
стоял у истоков создания на этом
Факультете Кафедры двигательных, энергетических и
энергофизических
установок космических летательных аппаратов.
В 1962 году
по инициативе Профессоров Михаила
Васильевича Мельникова,
Александра Васильевича Квасникова
и
Доминика Доминиковича Севрука
в Московском Авиационном институте имени Серго
Орджоникидзе, а затем и в Московском Высшем техническом училище имени
Н.Э. Баумана началась
подготовка инженеров по двигательным установкам ракет и
космических аппаратов.
Кроме МАИ и МВТУ, Михаил
Васильевич выступал с лекциями перед
слушателями
Военно-воздушной инженерной Академии имени Профессора Н.Е. Жуковского.
М.В.
Мельников -
обладатель ряда авторских свидетельств на изобретения,
автор свыше 250-ти научных работ, в том числе -
первого отечественного учебника "Основы
теории ЖРД"
(под редакцией
Е.Л. Березанской;
г. Москва: Оборонгиз, 1957 год).
Он подготовил 90 кандидатов и 8 докторов технических наук.
Труд Михаила
Васильевича Мельникова был оценён пионером
Отечественного
ракетного двигателестроения,
Действительным членом Академии наук СССР
Валентином Петровичем Глушко,
возглавлявшим НПО "Энергия" с 1974 года
до последнего дня своей жизни.
25 мая 1966 года
он направил
в Президиум Академии наук СССР о поддержке выдвижения кандидатуры
М.В. Мельникова в
члены-корреспонденты АН СССР
по специальности "энергетика".
Но, к сожалению, по результатам выборов избрание так и
не состоялось.
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от 16 сентября 1945 года
"За выполнение
задания Правительства СССР",
инженер-технолог НИИ-1
Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР
Мельников
Михаил Васильевич
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
-
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 20 апреля 1956 года
"За создание и
принятие на вооружение ракеты Р-5М",
Начальник отдела
ОКБ-1
Государственного комитета Совета Министров СССР
по
оборонной
технике
Мельников
Михаил Васильевич
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР №
264/37 от 27 декабря
1957 года
"За
заслуги в деле создания и запуска в Советском Союзе Первого в Мире
искусственного спутника Земли",
Начальник отдела
ОКБ-1
Государственного
комитета Совета Министров СССР
по
оборонной технике
Мельников
Михаил
Васильевич
был
награждён орденом Ленина.
Решением
Комитета по Ленинским премиям в области науки
и техники при Совете Министров СССР от 18 апреля 1960 года
(пункт V)
"За разработку
космической ракеты для исследования Луны"
Доктор технических наук
Мельников Михаил Васильевич
был
удостоен
Ленинской премии
за наиболее выдающиеся работы
в области военной науки и техники.
Вместе с ним этой же Премии были удостоены члены авторского коллектива:
Ишлинский Александр Юльевич
(Институт механики МГУ);
Бушуев Константин
Давыдович
(ОКБ-1
ГКАТ СССР);
Борисенко Михаил
Иванович
(НИИ-885
Минрадиопрома СССР);
Вачнадзе Вахтанг Дмитриевич
(ОКБ-1
ГКАТ СССР);
Егоров Всеволод Александрович
(ИПМ
АН СССР);
Косберг Семён
Ариевич
(ОКБ-154
ГКАТ СССР);
Лапыгин Владимир
Лаврентьевич
(НИИ-885
Минрадиопрома СССР);
Максимов Глеб
Юрьевич
(ОКБ-1
ГКАТ СССР);
Соколов Борис Александрович
(ОКБ-1
ГКАТ СССР);
Хомяков Михаил Степанович
(ОКБ-1
ГКАТ СССР);
Шульгин Пётр Фёдорович
(ОКБ-1
ГКАТ СССР).
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/38
от 17 июня 1961 года
"За выдающиеся
заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении
успешного полета человека в космическое пространство",
Начальник отдела
ОКБ-1
Государственного комитета Совета Министров СССР
по
оборонной технике
Мельников
Михаил Васильевич
был удостоен звания Героя
Социалистического
Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
344950)
и Золотой медали
"Серп и Молот"
(№
9948).
Кроме этого,
М.В. Мельников был
награждён
медалями "За оборону Москвы" (1944)
и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов" (1945),
"В память 800-летия Москвы"
(1947),
"50 лет Вооружённых сил СССР"
(1968).
|