-
Константин Иванович Маркс
родился 21 мая 1922 года в
селе Горностаевка Городнянского уезда
Черниговской губернии
(тогда ещё)
независимой
Украинской ССР.
____
.....30 декабря 1922 года
на I
Всесоюном съезде
Советов, состоявшемся в Москве,
был подписан договор об образовании СССР и Украинская ССР
вошла в состав этого Союза.
.....В
1923 году Городнянский уезд был упразднён,
и на его территории образован Городнянский район
Черниговского округа.
С 1932-го по 1959 годы - село Гоностаевка входило в
состав Добрянского района,
а с 1959 года - в состав Репкинского района Черниговской области
Украинской ССР (с 24 августа 1991 года - в составе
независимой Украины).
О происхождении
К.И. Маркса:
.....Отец
Константина Ивановича
- Маркс Иван
Иванович,
русский дворянин немецкого происхождения, сын
Иоанна Теодора фон
Маркса (после
принятия православия -
Ивана Фёдоровича)
- мелкопоместного дворянина, Кавалера ордена
Святого Князя Владимира за безупречную службу.
.....Супруга
Ивана
Фёдоровича
(бабушка К.И.
Маркса -
прим.)
родом из Прибалтийских немецких
дворян по фамилии
Франциус,
едва говорившая по-русски.
.....Сам
же Иван
Иванович до
Октябрьской Революции 1917 года был чиновником -
секретарём казённой палаты при Губернаторе Чернигова.
.....В 1932 году он получил свидетельство о присвоении
квалификации учителя физико-математического цикла,
после чего стал работать по новой специальности.
-
.....Мать
Константина Ивановича
- Любимова Лидия Ивановна,
дочь
Любимова Ивана Николаевича
дьякона,
руководителя церковным хором. Затем он был
возведён в сан священника. Будучи иереем стал
хранителем мощей святого Феодосия (покровителя всех
больных) в Спасо- Преображенском соборе в Чернигове.
.....Лидия
Ивановна окончила 7 классов гимназии,
и получила право стать учителем. Затем она окончила
Высшие женские курсы в
Киеве, где училась
Мария Николаевна
Москаленко - мать
будущего Пионера практической космонавтики и Главного
конструктора ОКБ-1
Сергея Павловича Королёва.
.....После
окончания Высших женских курсов,
Лидия Ивановна
работал учителем,
а в годы Великой Отечественной войны - в больнице на
Украине оккупированной немцами, за что уже после
войны (а также - за духовное происхождение) едва не
стала жертвой репрессий, и что бы избавиться от
гонений,
Лидия Ивановна,
жившая от семьи отдельно, разыскала
Константина
и попросила его устроить её в отдалённую деревню.
Так она оказалась в деревне Турово Серпуховского района
Московской области.
Здесь
Лидия Ивановна
работала медицинской
сестрой, затем (до
июня 1971 года) - стоматологом работала в больнице.
Константин
Иванович часто её
навещал.
-
Судьба распорядилась так, что
сыновья
Ивана Ивановича
и
Лидии Ивановны
-
Николай и
Константин
остались с отцом.
Старший брат
Константина Ивановича
-
Маркс Николай Иванович
(1917
года рождения),
после начала Великой Отечественной войны был призван Ржищевским
районным
Военным комиссариатом Киевской области.
Красноармеец
Н.И. Маркс
воевал
в составе 215-го Отдельного
зенитной
артиллерийского дивизиона 195-й Стрелковой дивизии.
Пропал без вести 12 июля 1941 года в Ржищевском районе
после обстрела наступающими немецкими частями.
С 5 лет
Константин
любил находиться с отцом
в его кабинете физики: помогал отцу
готовить приборы для занятий, возможно отсюда
и возникло у
Константина
увлечение точными науками.
Обучаясь то на русском, то на украинском языках,
Константин Маркс
в 1940 году
окончил школу, затем - краткосрочные инженерные курсы.
Произошло это уже в Петушинском районе Владимирской
области.
Вскоре отец в очередной раз переехал, на этот раз
в подмосковный
Чехов.
А поскольку впервые в этом году в армию
стали призывать с 18 лет, то вызов
Константину
явиться
в военкомат пришёл из Петушков.
Туда он и приехал из Чехова с ложкой
и кружкой и заранее обритый наголо.
Вызов на почте затерялся, так что призывник
прибыл с опозданием на полтора месяца,
и его отослали обратно в Чехов.
Всеобщий настрой тогда был другим.
Константин
был страшно огорчён
и в ожидании повторного вызова подал жалобу на
почту.
1 февраля 1941 года, Решением Чеховского районного военного
комиссариата
Московской области,
Константин Маркс
был направлен
на Завод № 507
(Венюковский
механический завод)
работавший
в системе Народного комиссариата
вооружений СССР в городе Чехове Московской области и
осваивавший производство
станковых крупнокалиберных пулемётов Дегтярёва-Шпагина
(ДШК)
образца
1938 года.
Константина
взяли
в отдел Главного конструктора учеником
чертёжника.
Константин Иванович вспоминал, что в отделе всего
два человека были с высшим
образованием, а специалистов
проводить сложные расчёты – не было.
Между тем завод готовился к массовому производству
пулемёта с весьма точным
механизмом, и надо было гарантировать его
работоспособность при любых случайных
сочетаниях размеров деталей.
Вчерашний десятиклассник оказался единственным, кто мог
хорошо и быстро сделать
расчёт на взаимозаменяемость со случайными
совпадениями.
Настолько хорошо, что в ноябре 1941 года, после эвакуации
завода в город Куйбышев
(ныне -
Самара),
Константин Маркс
был назначен на должность
Начальника группы.
Однажды, в период эвакуации завода
Константину Марксу
было поручено
ответственное, практически -
Государственное задание.
Из-за неразберихи и суеты связанной с
эвакуацией завода, на уже эвакуированном
заводе была забыта секретная производственная документация.
И
Константину Ивановичу,
которому тогда было всего 19 лет, было поручено
доставить
на новое место расположения завода забытые в
панике очень важные чертежи
и другие технологические документы на производство
крупнокалиберных пулемётов
ДШК, остро необходимых для вооружения армии,
сыгравших позднее немалую
роль в ходе войны.
Имея с собой лишь опытный образец
крупнокалиберного пулемёта, которым он не смог
бы воспользоваться в случае необходимости без
специального оборудования,
и предписание Государственного Комитета Обороны о том,
что
"всем партийным,
военным, советским органам необходимо оказывать
максимальное содействие в
выполнении специального задания ГКО",
преодолев немалые трудности, проявив
стойкость и терпение,
Константин Иванович
за две с небольшим недели пути из Чехова
в Куйбышев (через
Москву
и Горький)
смог доставить
на новое производственное
место очень ценную производственную документацию, за что
получил
Благодарность от Народного комиссара вооружений СССР
Дмитрия
Фёдоровича Устинова.
В 1942 году К.И. Маркс избирался Секретарём Молотовского
райкома Комсомола города
Куйбышева, но практически сразу он был освобождён от
должности и едва не исключён
из Комсомола
"за низкие показатели по приёму в члены
ВЛКСМ".
Как оказалось потом,
Константин Иванович
пострадал из-за конкурентов
из другого райкома комсомола занимавшихся приписками.
А помог ему не пострадать дальше и попасть
под жернова репрессий
Александр Иванович Ганзенко
- предшественник К.И. Маркса
на посту Секретаря райкома Комсомола,
участник уничтожения гитлеровского гауляйтера Белоруссии
Вильгельма Кубе,
затем - ответственный работник ЦК ВЛКСМ.
Он то и нашёл факт приписок и помог приехавшему
к нему на приём в Москву
молодому человеку в его дальнейшей судьбе.
В 1943 году, после возвращения из Москвы,
Константин Иванович Маркс
был принят
на работу на должность
Начальника механосборочного цеха по производству
уникальной арматуры прямоточных котлов конструкции
Л.К. Рамзина
на Венюковском
арматурном заводе, основанном на месте
эвакуированного механического оборонного
производства (ныне
- Чеховский завод энергетического машиностроения).
Практически сразу же после назначения на должность
Начальника,
К.И. Маркс
стал членом ВКП(б)
и был избран заместителем Парторга
предприятия.
Работая на этих должностях
Константин Иванович
решил проблему с текучкой кадров,
получил разрешение на приём на работу
специалистов из лагеря для немецких военнопленных,
тем самым добился налаживания дел на производстве
и вывел цех на передовые позиции.
В 1944 году, желая вернуться на оборонное производство
и получить высшее образование, он обратился с
целью к знакомым из Наркомата вооружения.
Просьба возымела действия!
После вызова в отдел кадров Наркомата, и помощи
вышеупомянутого
Александра
Ивановича Ганзенко, в 1946 году
Константин Иванович Маркс
был вызван
в город
Калининград Московской области
(с 8 июля
1996 года - город Королёв)
для работы
в Специальном конструкторском бюро завода № 88
(ныне -
Завод экспериментального
машиностроения Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени
С.П. Королёва).
После собеседования с
Начальником СКБ
Павлом Ивановичем Костиным
и его
заместителем
Петром Никитовичем Байковским
и изучения личного дела,
Константин Иванович Маркс
был принят
на должность Начальника группы
отдела под руководством
Игоря Николаевича Садовского.
Константин Иванович
начал работу
на этом предприятии с изучения вывозимой
(в
то время)
из Германии нашими
специалистами технической документации
на ракеты дальнего действия типа А-4
("Фау-2")
и зенитных управляемых
по радио ракет типа Н-117
("Шметтерлинг")
и С-2
("Вассерфаль")
созданные
под руководством
Вернера фон Брауна.
Кроме этого, по заданию
И.Н. Садовского,
К.И. Маркс
занимался составлением чертежей
на зенитный стомиллиметровый
снаряд с жидкостным (на
азотной кислоте и керосине)
с радиоуправляемой головной частью,
который должен был взрываться
при прохождении в 10-ти метрах от самолёта
и поражать цель.
К этому времени,
Константин Иванович
заинтересовался зенитной ракетой
С-2
("Вассерфаль")
и начал его модернизацию,
тем самым увеличив расчётную дальность
полёта до 350-ти
километров, что на
100 километров больше,
чем у ракеты А-4
("Фау-2"),
на основе которой была создана первая советская
баллистическая
ракета Р-1.
Просто
К.И. Маркс
выбросил шар с газом
высокого давления для вытеснения топлива
из баков, а весь освободившийся объём заполнил
компонентами топлива.
В итоге получилась новая ракета дальнего действия в
габаритах немецкого зенитного
снаряда "Вассерфаль" с оставленными только хвостовыми
плоскостями,
с уменьшенными весом и нагрузкой
(700 килограммов).
Для вытеснения топлива
Константин Иванович
разработал жидкостной
аккумулятор давления.
На данное изобретение
К.И. Маркс
(вместе
с
И.Н. Садовским и
В.П. Знаменским)
получил
авторское свидетельство № 7210
с приоритетом от 7 января 1947 года, которое было
внесено в Государственный реестр изобретений Союза ССР
24 апреля 1948 года.
Игорь Николаевич Садовский
поддержал
Константина Ивановича
и после разработок
чертежей, организовал отдел по разработке ракет
дальнего действия.
Вернувшийся в
это время из Германии,
Василий Павлович Мишин заинтересовался
проектом и обратил на
него внимание
Сергея Павловича Королёва, который
пригласил
к себе Константина
Ивановича, выслушал его
и взял на работу в Специальное
конструкторское бюро (СКБ-3)
при Научно-исследовательском
институте № 88
Министерства оборонной промышленности СССР на должность
Начальника группы.
________
.....26
апреля 1950 года Приказом Министра вооружения СССР,
выпущенным на основании Распоряжения Совета Министров СССР от 24
апреля 1950 года, СКБ-3 при
НИИ-88 было ликвидировано и на
его базе было создано Особое конструкторское бюро № 1
(ОКБ-1)
по разработке ракет дальнего
действия, которое возглавил
Сергей Павлович Королёв
ставший Главным
конструктором
и основным руководителем практических работ по созданию ракетной,
а в будущем и космической техники.
.....Решением
Совета Министров СССР от 13 августа 1956 года № 4912сс ОКБ-1
вместе с опытным
заводом № 88 выделилось в самостоятельное предприятие
- Особое
конструкторское бюро
Государственного комитета Совета Министров СССР
по
оборонной технике,
во главе с Начальником
-Главным конструктором
Сергеем Павловичем Королёвым.
.....С
1966-го по 1974 год -
Центральное конструкторское бюро экспериментального
машиностроения; с 1974-го по 1988 год -
Научно-производственное объединения "Энергия"; с 1990
года - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.
Королёва" (город Королёв, Московской области).
Идея модернизации немецкого снаряда запомнилась
В.П. Мишину.
И когда будущий Академик
Виктор Петрович Макеев
искал тему для дипломного
проекта,
Василий Павлович Мишин,
получив согласие
Константина Ивановича Маркса,
предложил использовать его идею разработки боевой ракеты
дальнего действия
в габаритах ракеты "Вассерфаль"
(ракеты Р-11
- прим.)
дипломнику
В.П. Макееву,
став его научным руководителем.
В это же время, образовалась новая проблема.
Имевшийся лучший в нашей стране графит из которого
изготавливались электроды
для сталеплавильных печей, при попытке
использовать его для газовых рулей
ракеты Р-1 не выдерживал нагрузок в газовом потоке
двигателя.
Для получения нового специального графита и испытаний опытных
газовых рулей
в реальном потоке двигателя, причём с
обеспечением точных замеров газовых
характеристик руля (лобового
сопротивления, подъёмной
силы, шарнирного момента
в зависимости от поворота руля),
в ОКБ-1 была создана передвижная лаборатория
с аппаратурой для замера параметров.
Руководил лабораторией
Сергей Фёдорович Фонарёв,
который был
с
Сергеем Павловичем Королёвым
в Германии.
К работам по созданию газовых рулей были
подключены Константин
Иванович Маркс
и
Иван Савельевич Прудников
в качестве заместителя
Начальника лаборатории.
Испытания двигателей с газовыми рулями проходили на
стенде ОКБ-456
в Подмосковных Химках.
Вскоре выяснилось, что типовые тензодатчики не
обеспечивали требуемой
точности измерений.
Выручила оригинальная конструкция датчиков,
предложенная К.И. Марксом,
которую
он тут же реализовал, как говорится, на подножном
корму, использовав детали
имеющихся магнитных усилителей от немецкой ракеты "Фау-2".
В итоге, нужный графит был получен.
18 октября 1947 года с
Государственного Центрального полигона Министерства обороны
СССР в Капустином Яру Астраханской области успешно был
осуществлён пуск первой
Советской баллистической ракеты Р-1 собранной по чертежам
и технической
документации вывезенной из Германии, на которой
были применены газовые рули
выдержавшие нагрузки в реальном
потоке газа жидкостного ракетного двигателя,
после отработки которых авторитет
Константина Ивановича Маркса
в глазах
Сергея Павловича Королёва
резко возрос.
Когда начались проектные работы над ракетой следующего
поколения - Р-3,
оказалось, что в конструкторской документации
отсутствует тема газовых рулей.
К.И. Маркс
вместе А.Ф.
Аксёновым по заданию
Начальника отдела С.Ф.
Фонарёва
прекрасно справились
с написанием нужного раздела.
Но в разгар испытаний
в Химках на стенде графитовых рулей,
оказалось, что по мнению
руководства кадрами ОКБ-1 - уровень образования
Константина Ивановича
не может
соответствовать его должности Начальника группы и он был
понижен в должности,
до Старшего инженера группы.
Причиной появления приказа о понижении в
должности, стала статья опубликованная
в газете "Правда" в которой прямым текстом было
написано, что дальнейший
прогресс в стране невозможен без руководителей
с высшим образованием.
И в качестве примера говорилось о…
К.И. Марксе,
который, не имея высшего образования, работал
на заводе № 88 в должности Начальника группы.
Других примеров со всей Руси Великой в статье
не приводилось.
После проведения очередных испытаний,
С.П. Королёв
уверил К.И. Маркса, что готов
подтвердить его пригодность в
суде о том, что Маркс полностью соответствует должности
Начальника группы.
Сергей Павлович
направил в
суд Начальника отдела газовых рулей
С.Ф. Фонарёва
и суд
восстановил Константина
Ивановича в прежней должности
с выплатой
разницы окладов.
Сергей Павлович Королёв
написал
личное письмо Академику
Владимиру Александровичу
Котельникову с
просьбой
ходатайствовать перед руководством
Московского Энергетического института о зачислении
Маркса Константина Ивановича
на
предпоследний курс.
В письме говорилось, что
"...не на пользу
стране, когда такие талантливые работники,
как Маркс трудятся без высшего образования".
Тема дипломного проекта К.И.
Маркса носит название
"Принципиально новая система
регулирования и синхронизации подачи топлива из баков всех
ступеней
будущих ракет".
В этой работе говорилось об обеспечении минимальных
остатков топлива во всех баках
с одновременным обеспечением соотношения компонентов
топлива с большой
точностью в каждый момент работы двигателей.
Учитывая важность дипломной разработки,
Константин Иванович
был направлен
делать проект в Институт
автоматики и телемеханики Академии наук СССР,
в лабораторию, которую возглавлял
(в то
время)
член-корреспондент АН СССР
Борис Николаевич Петров.
По окончании вуза, Приказом Главного конструктора ОКБ-1 Константин
Иванович Маркс
был назначен
на должность Начальника сектора
(лаборатории)
датчиков
уровня,
созданной
для разработки системы опорожнения баков и
синхронизации
расходов (СОБИС)
и других внутрибаковых систем
(датчики
измерения, колебания
уровня топлива
в баках во время полета ракеты, датчики
измерения сплошности,
потока жидкости
на входе в топливные насосы, датчики
окончания расхода
топлива
в баках и система заправки баков).
Создание принципиально новой СОБИС было обусловлено
ненадёжностью системы опорожнения баков созданной в
ОКБ-12 Министерства среднего машиностроения
А.С. Абрамовым
и Г.С.
Масловым.
К.И. Маркс
лично участвовал в отработке
этой системы, проходившей на двух
испытательных стендах: в Подмосковном Калининграде,
где заправка жидким
кислородом имитировалась жидким азотом, и в посёлке
Новостройка под Загорском,
в НИИ-229 (ныне
-
Федеральное казенное предприятие "Научно-испытательный центр
ракетно-космической промышленности",
город Пересвет Сергиево-Посадского
района
Московской области).
В конце 1950-х годов,
Высшая Аттестационная комиссия СССР на
основании
представленных материалов
(отзывов о научной
и инженерной деятельности,
подписанных крупнейшими учёными
страны, в том числе Академиками
Мстиславом Всеволодовичем Келдышем,
Владимиром Александровичем Котельниковым,
Леонидом Ивановичем Седовым
и
другими)
присудила
Марксу Константину Ивановичу учёную степень
Кандидата технических наук
без защиты диссертации.
После преобразования сектора
по датчикам уровня, в Отдел внутрибаковых систем,
заместитель Начальника отдела
Константин Иванович Маркс продолжил работу
по тематике
системы опорожнения баков и синхронизации расходов.
Кроме того, он принимал активное участие в разработке стартового
оборудования
межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 и
являлся одним из руководителей
создания систем заправки и внутрибаковых систем.
Данная система успешно
отработала на межконтинентальных баллистических
ракетах
Р-5, Р-7 и Р-9, во время пусков
Первого и последующего искусственных спутников
Земли, первого космического корабля с
человеком на борту, и в наше время успешно
продолжает работать на современных
ракетах-носителях созданных на базе ракеты
Р-7 выводя на околоземные орбиты новые
пилотируемые и транспортные грузовые
космические аппараты, а также космические
аппараты военного
и народно-хозяйственного назначения.
Отличавшийся талантом экспериментатора и
изобретателя, не задолго до смерти
Главного конструктора ОКБ-1,
Константин Иванович
занимался проблематикой
защиты
ракет с ядерными зарядами
от несанкционированного пуска, так
называемого
"электронного
замка", который начал разрабатывать в НИИ-885
коллектив под
руководством
Николая Алексеевича Пилюгина,
и от которого, по началу оказался
Сергей Павлович Королёв.
Константин Иванович
работая над этим
проектор предложил принципиально новую
концепцию по разработке помехоустойчивой системы,
получившей поддержку
Н.А. Пилюгина
и
С.П. Королёва.
В начале 1966 года состоялся последний разговор
К.И. Маркса
с
С.П. Королёвым,
в котором
Константин Иванович
ознакомил Главного конструктора
об возможности
создания в ОКБ-1 нового подразделения,
которое бы занималось дальнейшим
развитием ракетных стартовых комплексов и их
строительством по всей стране.
Немного ранее,
Константин Иванович,
выступал в споре за создание системы
дистанционного управления и контроля
(СДУК)
за интеграцию с Запорожским
Конструкторским бюро
автоматизации, тем более он вместе со специалистами
этого предприятия предложил свой вариант автоматической
подготовки пуска межконтинентальной баллистической
ракеты РТ-2 (8К98)
на принципах релейной техники.
Но оказалось, что в ОКБ Ленинградского
политехнического института под руководством
Тараса Николаевича Соколова уже создана
подобная система под
названием "Сигнал".
С.П. Королёв
незадолго до своей смерти, оказавшийся
свидетелем спора,
высказывался за финансирование обоих проектов и
дал
возможность окончательного выбора системы за специальной
комиссией, которую возглавлял заместитель
Главного конструктора ОКБ-1
Якова Исаевича Трегуба.
Первые образцы аппаратуры были представлены на
сравнительные испытания,
когда
С.П. Королёва
уже не было.
Члены комиссии
Я.И. Трегуба,
несмотря
на яростное сопротивление
К.И. Маркса,
выступили за сотрудничество с Ленинградцами,
так как испытатель подтверждение
сопряжения системы связи
и телеуправления разработанной
в ОКБ
Т.Н. Соколова
с
системами автоматики управления и диагностики
ракет созданных в ОКБ-1.
Но тут
Константин Иванович был
неожиданно поддержан
Владимиром Павловичем Барминым
- Главным конструктором Государственного Союзного
конструкторского
бюро специального машиностроения - головного предприятия
по созданию стартового,
подъёмно-транспортного, заправочного и
вспомогательного наземного оборудования
ракетных комплексов.
Не видя перспектив развития своих идей,
Константин Иванович
уволился из ЦКБЭМ
и перешёл на работу в качестве
Ведущего инженера на предприятие
В.П. Бармина,
где вновь проявил организаторский и
изобретательский талант.
Он продолжил работу по усовершенствованию своей системы
дистанционного управления, но конкуренция сделала своё
дело.
Работы по разработке новой СДУК были приостановлены.
К.И. Маркс
- автор и соавтор следующих изобретений:
Импульсная линия задержки
(Патент
Государственного комитета СССР по делами изобретений №
866724
с приоритетом от 29 декабря 1979 года;
Правообладатели: К.И.
Маркс,
В.А. Сагадайчный,
М.К. Халикеев;
ГСКБ "Спецмаш";
Патент опубликован 25 сентября 1981 года);
Силовая установка (варианты)
(Патент
Российской Федерации № 2085449 с приоритетом от 17
января 1994 года;
Правообладатели: К.И.
Маркс,
В.Е. Макеев; Товарищество с
ограниченной ответственностью
"Фирма "ТАКТиК"
("Техническое
Агентство Компьютерных технологий").
Патент опубликован 20 марта 1996 года);
Способ доставки грузов в космос и система его осуществления
(Патент
Российской Федерации № 2085448 с приоритетом от 30
сентября 1994 года;
Правообладатели: К.И.
Маркс; Товарищество с
ограниченной ответственностью
"Фирма "ТАКТиК"
("Техническое
Агентство Компьютерных технологий").
Патент опубликован 27 июля 1997 года);
Способ вывода воздушно-космического самолета в космос и система для его осуществления
(Патент
Российской Федерации № 2085449 с приоритетом от 30
сентября 1994 года;
Правообладатели: К.И.
Маркс; Товарищество с
ограниченной ответственностью
"Фирма "ТАКТиК"
("Техническое
Агентство Компьютерных технологий").
Патент опубликован 27 июля 1997 года);
Устройство уплотнения для силовой установки роторно-поршневого типа
(Патент
Российской Федерации № 2247249 с приоритетом от 25
февраля 2003 года;
Правообладатели:
К.И.
Маркс,
А.И. Жиркин,
Л.Н. Антоненко
и
В.Ф. Кытманов.
Патент опубликован 27 февраля 2005 года);
Константин Иванович Маркс отличался предельной пунктуальностью.
Знавшие его люди подтверждали его честность,
неподкупность,
непримиримость и, конечно, скромность.
Мало кто знает, что
К.И. Маркс был
в
списке на представление к Ленинской премии
за разработку системы опорожнения баков и
синхронизации
расходов
(СОБИС).
Константин Иванович
стал ходатайствовать
о включении в этот
список ещё двух
своих сотрудников.
Однако ходатайство было отклонено, и
К.И. Маркс отказался
от включения его
в список на присуждение этой премии.
Однажды,
К.И. Маркс
обратился
к
С.П. Королёву
с заявлением о
положенном по закону
отпуске для написания докторской диссертации.
Но тогда
каждая минута была на счёту, и
Королёв попросту
не мог отпустить
руководителя работ на целых два месяца.
"Ракета в космосе! Вот
Ваши диссертации!"
- пояснял
Главный конструктор.
В последние годы своей жизни,
Константин Иванович
жил
в селе Липицы
Серпуховского района Московской области, в доме
своей племянницы
Кытмановой (Маркс) Лидии
Николаевны.
Старался вести активный образ жизни и однажды
выступил на встрече с учащимися Липицкой
Средней общеобразовательной школы.
Встречу организовала невестка
Лидии Николаевны,
Кытманова
Наталья Григорьевна, работавшая
в этой школе заведующим
учебной частью.
(ныне она
-
Почётный работник
общего образования Российской Федерации,
Почётный работник сферы молодёжной политики
Московской области;
работает
в должности Управляющего делами
Администрации
сельского поселения "Липицкое").
Константину Ивановичу
очень понравилась эта
встреча.
Он с удовольствием говорил о том,
как внимательно его слушали, задавали вопросы,
и убедился, что молодым не безразлична
история своей Родины, история космонавтики.
Праправнук
Константина Ивановича
-
Кытманов Илья Владимирович,
выпускник
Факультета "Специальное машиностроение" Московского
Государственного технического университета имени Н.Э.
Баумана, специалист
по прямоточным
воздушно-реактивным
(ракетным)
твердотопливным двигателям.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 21 декабря 1957
года
"За создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли",
Начальник сектора ОКБ-1
Государственного комитета
по оборонной
технике Совета Министров СССР
Маркс
Константин Иванович был
награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961 года
"За
успешное
выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту",
заместитель Начальника
отдела ОКБ-1
Государственного комитета
по оборонной
технике Совета Министров СССР
Маркс
Константин Иванович
был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
По ходатайству Действительного члена Академии наук
СССР
Сергея Павловича Королёва,
Президиум Академии наук СССР наградил
Маркса Константина Ивановича
Дипломом и Памятной медалью в честь первого в Мире
полёта человека в космос.
Кроме этого,
он был
награждён
медалями:
"За доблестный труд во время Великой Отечественной войны
1941-1945 годов",
"За доблестный труд.
В ознаменование
100-летия
со Дня рождения В.И. Ленина",
"Ветеран Труда" и другими наградами.
- |