-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Доктор технических наук;
Начальник бригады анализа
филиала Особого конструкторского
бюро № 155-1
;
заместитель Начальника бригады
аэродинамики и динамики
Машиностроительного конструкторского
бюро "Радуга"
;
Начальник отдела динамики полёта
в составе отделения аэродинамики
и систем управления
Научно-производственного
объединения "Молния"
;
Генеральный директор Товарищества
с ограниченной ответственностью
"Научно-исследовательский
центр "Эргатические системы"
;
специалист и руководитель работ
в области аэродинамики и динамики
полёта авиационных и
авиационно-космических систем

 
-
-
     
 

-
Владимир Александрович Труфакин
родился 19 февраля 1940 года.

В 1963 году, он окончил Казанский авиационный институт по специальности
"Динамика летательных аппаратов".

Историческая справка:
В 1973 году, Казанскому авиационному институту было присвоено Выдающегося Советского авиаконструктора Туполева Андрея Николаевича.
В 1992 году, институт был преобразован в Казанский Национальный исследовательский технический университет имени
А.Н. Туполева.

Свою трудовую деятельность В.А. Труфакин начал в посёлке Иваньков Кимрского
района Калининской области
(с 1956 года, после земельно-административной реформы -
в черте города Дубна Московской области), в бригаде лётных испытаний отделения
аэродинамики
, динамики и систем управления филиала Особого конструкторского бюро № 155-1, под руководством конструктора авиационной и ракетной техники Березняка Александра Яковлевича.
Работая
в конструкторском бюро, Владимир Александрович вскоре став Начальником
бригады анализа
.
Он
участвовал в создании первых отечественных образцов управляемого
ракетного оружия
: "самолётов-снарядов", ракет класса "воздух - поверхность",
"корабль - корабль" и "поверхность  - поверхность".

После реорганизации филиала ОК-155-1 в Машиностроительное конструкторское бюро
"Радуга"
(в июне 1965 года), который возглавил заместитель Главного конструктора ОКБ-
155 -
Шустер Пётр Абрамович, В.А. Труфакин перешёл туда в бригаду аэродинамики
и динамики (Начальник бригады - Найдёнов Вячеслав Петрович), где через
некоторое время стал заместителем Начальника бригады
.
-

-
Под руководством Студнева Рэма Васильевича, вместе с сотрудниками руководимого
им отделения динамики
и систем управления Центрального аэрогидродинамического
института имени Профессора Н.Е. Жуковского
, Труфакин Владимир Александрович
принял участие в создании пилотажного стенда МК-10 на базе натурной головной
части орбитального космического самолёта "Спираль"
с двумя степенями подвижности
и шестиступенной широкоугольной системой визуализации.
Результаты этих исследований привели
к осознанию необходимости доработки
конструкции шасси практически уже готового дозвукового аналога орбитального
самолёта
.
-

-
На этом же стенде, при участии В.А. Труфакина, отрабатывался предложенный
Р.В. Студневым и группой его сотрудников новый способ поперечного управления
орбитальным самолётом
на сверхзвуковых и гиперзвуковых режимах полёта.
Впоследствии этот способ был реализован на орбитальном корабле
многоразового использования "Буран"
.

Историческая справка:
.....Разработка двухступенчатого воздушно-орбитального самолёта (
в современной терминологии - авиационно-космической системы (АКС) "Спираль") началась в начале 1965 года в ОКБ-155 А.И. Микояна.
.....
Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 175 от 30 апреля 1967 года опытному заводу № 155 было присвоено наименование Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Зенит", с 1970 года носивший имя Микояна Артёма Ивановича.
.....Этим же Приказом и Приказом Директора ММЗ "Зенит" № 1/к от 2 января 1967 года, служащие и специалисты этого предприятия были уволены с "ликвидированного" завода и вновь были на прежние должности в подразделения вновь образованного предприятия.
.....В начале 1990-х годов ММЗ имени А.И. Микояна был преобразован в Авиационный научно промышленный комплекс (АНПК) "МиГ" с мая 1995 года входящий в состав образованного на базе Московского авиационно-производственного объединения имени П.В. Дементьева (МАПО "МиГ").
.....Приказом  Министра авиационной промышленности № 164/к от 15 июня 1965 года,
Главным конструктором АКС "Спираль" был назначен учёный и конструктор Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич (аванпроект системы был подписан им 29 июня 1966 года - прим.).
.....По замыслу разработчиков космические аппараты многоразового использования (орбитальные самолёты) должны были выводиться на околоземную орбиту специально разработанным гиперзвуковым самолётом-разгонщиком. Эта идея на много опережала свое время.
.....В 1967 году, орбитальный самолёт, по предложению Королёва Сергея Павловича, должен был с помощью ракеты-носителя совершить виток вокруг Земли. Но в конце 1960-х годов проект "Спираль" был заморожен, прекратилось его финансирование, а в 1971 году Приказом Министра обороны СССР, Маршала Советского Союза А.А. Гречко, проект создания авиационно-космической системы был закрыт. Тема была разбита на отдельные Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы без каких-либо реальных перспектив.
.....Возможно, если бы проект не был закрыт, то в настоящее время человечество уже бы имело недорогой и надежный космический носитель, позволивший бы сделать полёты в космос довольно обычным явлением.

В 1975 году, Труфакин Владимир Александрович окончил заочную аспирантуру
Московского физико-технического института
(ныне - МФТИ, Национальный
исследовательский университет -
прим.
), после чего
успешно защитил диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук, а в 1980-х годах,
он после защиты диссертации стал Доктором технических наук.

В мае 1976 год6, Приказом Министра авиационной промышленности СССР, В.А. Труфакин
был переведён в Научно-производственное объединение "Молния" с назначением на
должность Начальника отдела № 520 (динамики полёта) в составе отделения № 500
(аэродинамики и систем управления) образованного тем же Приказом, которое
возглавил Доктор технических наук
Самсонов Евгений Алексеевич.

Историческая справка:
.....
Научно-производственное объединение "Молния" было образовано на основании Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 81 от 24 февраля 1976 года, в развитие Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51 от 17 февраля 1976 года (без публикации в печати), о создании многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран".
.....Предприятие возникло на базе двух конструкторских бюро - "Буревестник" (Главный конструктор Потопалов Александр Васильевич), имевшего опыт создания конструкций больших сверхзвуковых самолётов и зенитных ракет, и "Молния" (Главный конструктор Бисноват Матус Рувимович), разрабатывавшего беспилотные летательные аппараты, а также - Экспериментального машиностроительного завода (Генеральный конструктор Мясищев Владимир Михайлович), на котором проектировались и испытывались тяжёлые и высотные самолёты.
.....Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 113/к от 26 февраля 1976 года Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич был уволен из кадров Московского машиностроительного завода "Зенит" имени А.И. Микояна и Приказом по этому же министерству № 40/к от 9 марта 1976 года, в порядке перевода, был назначен на должность Генерального директора и Главного конструктора Научно производственного объединения "Молния" - головного предприятия ответственного за разработку и создание планера орбитального корабля "Буран", и координацию работ предприятий ракетно космической и авиационной отраслей - участников проекта.
.....27 мая 1976 года Г.Е. Лозино-Лозинским был утверждён документ, в котором были изложены основные параметры и конструкция будущего орбитального самолёта (космического корабля многоразового использования) "Буран", а в 1977 году состоялась защита эскизного проекта этого корабля.

Владимир Александрович Труфакин проявил себя как крупный и талантливый
организатор работ
по аэродинамическому проектированию, экспериментальной
отработке
и испытаниям орбитального корабля "Буран", экспериментальных
летательных космических аппаратов "Бор-4"
и "Бор-5",
дозвукового аналога
орбитального корабля "Буран" - БТС-002ГЛИ
, предназначенного для горизонтальных
лётных испытаний
в атмосфере
, летающих лабораторий и других перспективных
авиационно-космических систем.

1 октября 1992 года, он возглавил Товарищество с ограниченной ответственностью
"Научно-исследовательский центр "Эргатические системы"
- предприятие, вновь
созданное
на базе возглавляемого им отдела
(№ 520) аэродинамики и систем управления, где руководил проведением научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, разработкой сложных динамических управляемых систем.
Деятельность предприятия была прекращена
в 1994 году, а в 1995 году - Приказом
по НПО "Молния" были ликвидированы все отделы Отделения № 500.


В.А. Труфакин - автор и соавтор ряда научных работ и воспоминаний посвящённых
истории создания авиационно-космических систем
.
В их числе
:
"Устойчивость и управляемость летательных аппаратов с несущим корпусом"
(соавтор - А.М. Плунгян; журнал "Вопросы ракетной техники"; № 5 и № 6; 1972 г.);

"Воспоминания о "Спирали". Записки инженера"
(журнал "Проблемы авиационной и космической техники";
№ 1; 1993 г.;
№ 2; 1994 г.);

"Орбитальный корабль "Буран" и проектно-научный отдел "Динамика полёта"
в НПО "Молния" (время, организация, люди, технологии, 1976-1995)"
(г. Москва; Издательство "Эмерик"; 2002 г.);

"Начало авиакосмических технологий (о проекте многоразовой
космической системы "Спираль")"
(журнал "Крылья Родины"; "Эмерик"; № 6; июнь 2003 г.);

"От орбитального самолёта "Спираль" до орбитального
корабля "Буран"
. Записки начальника отдела"
(г. Москва; Издательство МАИ; декабрь 2004 г.;
дополнительный тираж - Издательство АОЗТ "Катос"; 157 стр.
);


"Воздушно-орбитальная система "Спираль"
(соавторы - В.П. Лукашевич и С.А. Микоян; журнал "Аэрокосмическое обозрение";
№№ 3-6; 2005 г.
; № 1; 2006 г.);

""Спираль" в отечественной космонавтике"
(соавторы - В.П. Лукашевич и С.А. Микоян; журнал "Аэрокосмическое обозрение";
№ 2; 2006 г.);

"Воздушно-орбитальная система "Спираль"
(соавторы - В.П. Лукашевич и С.А. Микоян; журнал "Аэрокосмическое обозрение";
№№ 10-12; 2006 г.;
№ 1-2; 2007 г.).
-

Из истории лётно-конструкторских испытаний авиационно-космических систем:

..... 4 июня 1982 года был осуществлён первый запуск космического аппарата "БОР-4" (в официальной прессе - "Космос-1374") для исследования теплозащитных и жаропрочных материалов орбитального корабля многоразового использования "Буран".
....."БОР-4" представлял собой копию орбитального самолёта авиационно-космической системы "Спираль", изготовленную в масштабе 1:2.

.....Всего было выполнено ещё три запуска орбитального самолёта типа "БОР-4": 16 марта 1983 года ("Космос-1445"), 27 декабря 1983 года ("Космос-1517") и 19 декабря 1984 года ("Космос-1616").
.....Всего было выполнено ещё три запуска орбитального самолёта типа "БОР-4": 16 марта 1983 года ("Космос-1445"), 27 декабря 1983 года ("Космос-1517") и 19 декабря 1984 года ("Космос-1616").
.....Результаты испытаний использовались и в ходе проектирования многоразовой авиационно-космической системы МАКС, так как её орбитальный самолёт также выполнен по аэродинамической схеме типа "несущий корпус".
-
..... 6 июля 1984 года состоялся первый запуск геометрически подобной модели орбитального корабля "Буран" - "БОР-5" (изделие "501"), выполненной в масштабе 1:8, для исследования его аэродинамических характеристик. Полёт проходил по суборбитальной траектории.
.....Было выполнено ещё 4 пуска: 17 апреля 1985 года (изделие "502"), 27декабря 1986 года (изделие "503"), 27 августа 1987 года (изделие "504") и 22 июня 1988 года (изделие "505").
-
..... 29 декабря 1984 года лётчиками-испытателями и космонавтами-испытателями Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова Игорем Петровичем Волком и Римантасом-Антанасом Антано Станкявичюсом осуществлена первая рулёжка дозвукового аналога орбитального корабля "Буран" - БТС-002ГЛИ, предназначенного для горизонтальных лётных испытаний в атмосфере.
.....В дальнейшем осуществлено ещё 10 рулёжек.
-
..... 10 ноября 1985 года, они же осуществили первый полёт аналога БТС-002ГЛИ, с целью проверки характеристик устойчивости и управляемости, с использованием при заходе на посадку тяги двигателей и снижением по пологой глиссаде с наклоном 3°.
-
..... 16 февраля 1987 года, Игорь Волк и Римантас-Антанас Станкявичюс осуществили первую автоматическую посадку аналога БТС-002ГЛИ с высоты 4000 метров.
Начиная с включения автоматики в ключевой точке и до полной остановки на взлётно-посадочную полосу
, лётчики-испытатели никаких действий по управлению не выполняли.

-
..... 15 апреля 1988 года, они же завершили программу лётных испытаний дозвукового аналога орбитального корабля "Буран" - БТС-002ГЛИ.
-
..... В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю "Буран". В процессе работы над "Бураном" была создана мощная производственно-технологическая, лабораторно-испытательная и стендовая база. .....Межотраслевая кооперация насчитывала более 1200 предприятий и научных центров; над системой "Энергия-Буран" работало в общей сложности более 1, 5 миллионов человек.
.....В результате многолетней напряженной работы был создан орбитальный космический корабль многоразового использования с уникальными характеристиками.
.....Первый и единственный его полёт состоялся 15 ноября 1988 года.
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса "Энергия", стартовавшая с площадки № 110 Космодрома Байконур, вывела корабль на околоземную орбиту.
.....Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме "Юбилейный" Космодрома Байконур.
.....Полёт и посадка происходили в полностью автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения.
.....Система автоматического управления позволила произвести беспилотную посадку орбитального корабля при штормовых порывах ветра, превышающих предельно допустимые метеорологические нормативы для посадки американского "Шаттла".


--

 

-

 

-
Выдающийся специалист и создатель многоразовой аэрокосмической техники
Владимир Александрович Труфакин скончался
17 июня 2014 года.
-
Урна с его прахом захоронена в Москве на Владыкинском кладбище
(колумбарий № 1Б), рядом с супругой.
-
(увеличить фото) г. Москва, Владыкинское кладбище (колумбарий № 1Б). Захоронение урны с прахом В.А. Труфакина (ноябрь 2024 года) (увеличить фото) г. Москва, Владыкинское кладбище (колумбарий № 1Б). Захоронения урн с прахом В.А. Труфакина и его супруги (ноябрь 2024 года)
 увеличить фотографии
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
матерBалы книги
"Космические крылья"

(
авторы - И.А. Афанасьев и В.П. Лукашевич;
г. Москва; издательство "ЛенТа Странствий";
2009 год;
496 стр.):
-
(открыть ссылку на анонс и избранные главы книги) Анонс и избранные главы книги "Космические крылья" (авторы - Афанасьев Игорь Борисович и Лукашевич Вадим Павлович; г. Москва; издательство "ЛенТа Странствий"; 2009 год)
 открыть ссылку на анонс
 и избранные главы книги

-
статьи опубликованные на сайте
"Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса":
-
(открыть ссылку) "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса
(открыть ссылку) Конструкторы "Бурана" (НПО "Молния") (статья опубликованная на сайте "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса"")

(открыть ссылку) "Авиационно-космическая система "Спираль": подробности" (НПО "Молния") (статья опубликованная на сайте "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса"")

(открыть ссылку) "Атмосферные полёты экспериментального пилотируемого орбитального самолёта-аналога (ЭПОСа) "105.11" N1-01": подробности" (НПО "Молния") (статья опубликованная на сайте "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса"")


материалы сайта
"ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
"СПИРАЛЬ","БУРАН"- ДАЛЕЕ... ВЕЗДЕ.

(автор сайта - Каденко Владимир Васильевич):
-

(открыть ссылку) Сайт "ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ. "СПИРАЛЬ","БУРАН"- ДАЛЕЕ... ВЕЗДЕ." (страница "БРИГАДА ТЕОРЕТИКОВ ФИЛИАЛА.  ТРУФАКИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (биографическая справка)" (автор сайта -  Каденко Владимир Васильевич)

(открыть ссылку) Сайт "ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ. "СПИРАЛЬ","БУРАН"- ДАЛЕЕ... ВЕЗДЕ." (страница "СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МОЛНИЯ"" (автор сайта -  Каденко Владимир Васильевич)

(открыть ссылку) Сайт "ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ. "СПИРАЛЬ","БУРАН"- ДАЛЕЕ... ВЕЗДЕ." (страница "ПИЛОТЫ И ПОЛЁТЫ" (автор сайта -  Каденко Владимир Васильевич)

-
материалы интернет-проекта
"
Обронпром. Сайт по истории
оборонных предприятий СССР
":
-

(открыть ссылку) "ОКБ-4 МАП, Проектно-конструкторский производственный комбинат (ПКПК) МАП, МКБ «Молния» МАП, Р-6450, НПО «Молния» МАП, В-8058, ОАО «НПО «Молния» / ТОО «НИЦ «Эргатические системы»" (интернет-проект "Обронпром. Сайт по истории оборонных предприятий СССР")

-